В работе описаны основные методы построения элементарных функций с преобразованиями и рассмотрено построение графиков сложных функций (без производной): "y=f(v(x))", "y=f(x)+g(x)", "y=f(x)*g(x)".
Слайд 1
Графики сложных функций Работу выполнил: ученик 11 класса МОУ «Гимназия № 36 «Золотая горка» Закиев Ринат Руководитель: Шапеева А.В. – учитель математики МАОУ «ЛИИТ №36»Слайд 2
Цели Выявить способы построения графиков сложных функций
Слайд 3
Задачи изучить основные методы построения элементарных функций и приемы их преобразования; выделить способы построения графиков сложных функций, опираясь на графики элементарных функций, и научиться их строить. Объектом исследования является сложная функция, а предметом исследования - графики сложных функций.
Слайд 4
Прием №1 График функции у = f ( x )+ b получается из графика функции у = f ( x ) (рис.1) на вектор (0, b ) вдоль оси ординат у = f ( x ) у = f ( x )+ b
Слайд 5
Прием №2 График функции у = f ( x + b ) получается из графика функции у = f ( x ) на вектор (- b ,0) вдоль оси абсцисс у = f ( x + b ) у = f ( x ) у = f ( x )+ b
Слайд 6
Прием №3 График функции у = - f ( x ) получается симметрией графика функции у = f ( x ) относительно оси абсцисс у = f ( x ) у = - f ( x )
Слайд 7
Прием №4 График функции у = f (а x ) получается сжатием графика функции у = f ( x ) к оси ординат в а раз, если a > 1, и растяжением от оси ординат в раз, если 0< a <1.на вектор (0, b ) вдоль оси ординат у = f ( x ) у = f (а x )
Слайд 8
Прием №5 График функции у = f (- x ) получается симметрией графика функции у = f ( x ) относительно оси ординат у = f ( x ) у = f (- x )
Слайд 9
Прием №6 График функции у = а f ( x ) получается умножением каждой ординаты графика функции у = f ( x ) на а , т.е. растяжением от оси абсцисс в а раз, если a > 1, и сжатием к оси абсцисс в раз, если 0< a <1. у = f ( x ) у = а f ( x )
Слайд 10
Прием №7 График функции у = / f ( x )/ совпадает с графиком функции у = f ( x ) там, где f ( x ) 0, и получается из него симметрией относительно оси абсцисс там, где f ( x ) < 0 у = f ( x ) у = / f ( x )/
Слайд 11
Прием №8 График функции у = f (/ x /) при x 0 совпадает с графиком функции у = f ( x ) , при x < 0 он получается симметрией « правой половины» графика функции у = f ( x ) относительно оси ординат у = f (/ x /) у = f ( x )
Слайд 12
Построение графика функции y = f ( v ( x )) На бумаге или мысленно нужно построить оба графика: график внутренней функции у = v ( x ) и график внешней функции у = f ( x ), и анализируя поведение этих графиков, построить график функции y = f ( v ( x )).
Слайд 13
Построить график функции у = arctg 2 x v =2 x y ( v )= arctgv
Слайд 14
у = arctg 2 x Результат
Слайд 15
Построить график функции у = ln ( x 2 – 3 x +2). y = x 2 – 3 x +2 y = lnv
Слайд 16
Результат у = ln ( x 2 – 3 x +2)
Слайд 17
Алгоритм построения графика функции y=f(v(x)) Начертить графики внутренней и внешней функций. Определить промежутки монотонности внутренней функции y = v ( x ) и отметить их на оси Ох плоскости хОу. На каждом промежутке определить границы изменения v = v ( x ) и выбрать те значения, которые попадают в область определения функции y = f ( v ). По графику внешней функции у = f ( v ) найти характер изменения функции у. В системе координат хОу начертить график у = у(х).
Слайд 18
Метод построения функции у = f ( x ) + g ( x ) Построить график функции у = х + sinx . у = х у = х-1 у = х + 1 у = sinx у = х + sinx
Слайд 19
Метод построения функции у = f ( x )∙ g ( x ) Построить график функции у = х ∙ sinx . у = х у = -х у = sinx у = х ∙ sinx
Слайд 20
Выводы 1.Графики функций y = f ( v ( x )), у = f ( x )+ g ( x ), у = f ( x ) ∙ g ( x ) можно построить без использования производных, особенно этот метод особенно подходит, если f ( x ) и g ( x ), v ( x ) – функции разных типов. 2.Для построения графиков нужно знать свойства функции, уметь читать графики полученных функции, исследовать поведение графиков в бесконечности. 3. Построение графиков, как и всевозможные другие способы геометрической интерпретации, является весьма эффективным средством для решения алгебраических задач, в том числе и задач с параметрами.
Слайд 21
Чему научился во время работы повторил и углубил знания свойств и методов построения графиков элементарных функций; приобрел опыт построения графиков функций; научился работать с дополнительной литературой и материалами, производить отбор научных сведений;
Слайд 22
Чему научился во время работы приобрел опыт выполнения графических работ на компьютере; узнал, что тема « Построение графиков сложных функций», очень объемная и интересная, рассмотреть все методы сразу невозможно, т.е. есть можно дальше продолжать работу по данной теме.
Слайд 23
Литература В.Дьяконов. Maple 6: учебный курс.- СПб.:Питер,2001. В.К.Егерев, Б.А.Радунский, Д.А.Тальский. Методика построения графиков функций.- М. : «Высшая школа», 1970 . В.П.Моденов. Задачи с параметрами. Координатно-параметрический метод: учебное пособие. – М.: Издательство «Экзамен», 2006. А.Г. Мордкович. Алгебра и начала анализа. 10 – 11классы. Учебник для общеобразовательных учреждений.- М. : «Мнемозина»,2001. С.М. Никольский. М.К. Потапов, Н.Н. Решетников, А.В. Шевкин. Алгебра и начала анализа: учебник для 11 класса общеобразовательных учреждений .- М. : «Просвещение школа»,2002. Е.М.Родионов, С.Л. Синякова. Математика. Пособие для поступающих в вузы. –М.: «Ориентир»,2003. http:/ к kvant.mccme.ru
Слайд 24
Спасибо за внимание!
Муниципальное образовательное учреждение
«Гимназия № 36 «Золотая горка»
Построение графиков сложных функций
Выполнил: ученик 11 класса
МОУ «Гимназия № 36 «Золотая горка»
Закиев Ринат
Руководитель:
Шапеева А.В., учитель математики
МОУ «Гимназия № 36 «Золотая горка»
Набережные Челны
Оглавление
Введение ……………………………………………...………............................... .3
Основная часть……………………………………………………………...
Заключение…………………………………………………………………...20
Литература……………………………………………………………………22
Введение
При решении неравенств и уравнений иногда приходится использовать функционально – графический метод. Суть метода: найти абсциссы точек пересечения графиков функций, стоящих в левой и правой частях уравнения. При этом реализация метода основывается на выполнении следующих действий:
Замечание. Преимущество данного метода заключается в том, что он позволяет легко определить число корней уравнения. Недостаток – в том, что корни, в общем случае, определяются приближенно.
Пример 1. 2х = -х2 +3
К этому уравнению нельзя применить стандартные приемы решения. Если построим эскиз графиков функции у =2х и у = -х2 +3, то увидим, что уравнение имеет два корня, один из них равен 1 (проверяем), а значение другого корня -1,7 (точное значение не можем определить).
Пример 2. Что можно сказать о корнях уравнения ?
Обе функции - убывающие на своих областях определения. Хотя бы два корня можно угадать: и . Остается вопрос: есть ли другие корни и сколько их, какому промежутку они принадлежат?
Построим графики функции .
По рис.1 мы видим, что на некотором промежутке графики функции
« сливаются», по рисунку 2 можем определить только промежуток, которому принадлежат корни уравнения [0;1] , а о количестве корней ничего не можем сказать (рисунки отличаются по масштабу).
Рис.1 рис.2
После решения несколько таких уравнений, я понял, что умения строить графики различных функций и знание их свойств является важным условием решения нестандартных уравнений и неравенства.
Исследование посвящено проблеме совершенствования умений и навыков построения графиков сложных функций. Актуальность этой проблемы определяется тем, что нестандартные уравнения и неравенства часто решаются функционально – графическим методом. В заданиях ЕГЭ (и в части В, и в части С) имеются задания, при решении которых используется функционально – графический метод, свойства функций. Многие задачи с параметрами невозможно решить другим методом. ( В.П.Моденов. Задачи с параметрами. Координатно – параметрический метод. М: «Экзамен»,2006).
В пособие для поступающих (Е.М.Родионов, С.Л. Синякова. Математика. Пособие для поступающих в вузы. Учебный центр «Ориентир» МГТУ им.Н.Э.Баумана,2003) много заданий на построение графиков функций..
Поскольку в школьном курсе математики на эту тему «Построение графика сложной функции» отводится мало времени, то я решил изучить методы построения сложных функций (без производной).
Построение графиков элементарных функций не составляет труда, в школьном курсе математики они достаточно хорошо описаны. Я предположил: если знаем свойства элементарных функций и умеем строить их графики, то сможем построить и графики сложных функций.
Цель работы:
- выявить способы построения графиков сложных функций.
Задачи:
- изучить основные методы построения элементарных функций и приемы их преобразования;
- выделить способы построения графиков сложных функций, опираясь на графики элементарных функций, и научиться их строить.
Объектом исследования является сложная функция, а предметом исследования - графики сложных функций.
(Сложную функцию y=f(v(x)) называют также композицией двух функций )
Основная часть
Построение графиков функций одна из интереснейших тем в школьной математике.
Методы построения элементарных функций
Умения строить графики функций и их читать, т.е. определять промежутки монотонности и другие характеристики функции по их графику, - важный элемент математической культуры. Во многих задачах график является лишь вспомогательным элементом решения. Поэтому необходимо владеть простыми приемами построения графиков. Перечислим эти приемы:
Рис.1 рис.2
(рис.3)
График функции у = f(x) Графики функции у = f(x)+b и у = f(x+b)
(рис.4)
у = f(x) к оси ординат в а раз, если a > 1, и растяжением от оси ординат в раз, если
(рис.5).
(рис.6).
(рис.7).
(рис.8).
Например, при построении графика функции у = 2sin() используются приемы 4, 2, 8, 6 (рис.10)
Прием 4. Прием 2.
2. Построение графика функции y=f(v(x))
Посмотрим схему построения графиков сложных функции вида y=f(v(x)) без использования производной.
Пусть нам нужно построить график y=f(v(x)). Обязательно на бумаге или мысленно нужно построить оба графика: график внутренней функции у = v(x) и график внешней функции у = f(v).
Если удобно строить график внешней функции по контрольным точкам, то лучше, для большой наглядности, построив график внутренней точки, разметить ось ординат контрольными значениями аргумента для внешней функции, а затем построить прямо по графику, в каких точках внутренняя функция принимала эти значения.
Решение. Данная функция является композицией двух функции v=2x и y= arctgv. Функцию v = v(x) назовем внутренней, y = y(v) – внешней. Внутренняя функция является строго возрастающей: при возрастании х от - ∞ до + ∞ v(x) возрастает от 0 до + ∞. По графику внешней функции определяем, что такому возрастанию v соответствует возрастание у от 0 до /2, т.е. при возрастании х от - ∞ до + ∞ у возрастает от 0 до /2
График функции v=2x График функции y(v)= arctgv.
График функции у = arctg2x имеет вид:
Контрольная точка: при х=0 у = π/4
Пример 2. Построить график функции у =
Решение. Построим графики функции у = и f(v)=
Выделяем промежутки монотонности функции у = : (- ∞;0) и (0; + ∞). При возрастании х на промежутке (- ∞ ;0) v(x) убывает от 0 до - ∞. Такому изменению v соответствует убывание у от 1 до 0. Если х возрастает от 0 до + ∞, то v(x) убывает от +∞ до 1.
Для более точного построения графика следует использовать контрольные точки, выбирая те значения аргумента х, при которых легко вычислять значения у(х).
Таким образом, построение графика сложной функции y=f(v(x)) в некоторых случаях можно выполнить по следующему алгоритму:
Такая работа позволяет по графику следить за изменением функции при изменении аргумента и, наоборот, по заданному изменению функции строить ее график.
Использование схемы построения графика функции у = у(х) помогает сложиться умению представлять сложную функцию в виде композиции двух функции, - внутренней и внешней, овладеть навыком «видеть» эти две функции. На мой взгляд, это поможет ученику не только при прохождении тем сложной функции, построения функций и тому подобных, но еще и при проведении различных алгебраических преобразований выражений. Умение проводить операции анализа-синтеза значительно уменьшает трудности учеников при выборе способа тождественного преобразования выражения.
3. Построить график функции у = .
Решение. Построим графики внутренней и внешней функций.
Если х возрастает от 0 до + ∞, то v(x) возрастает от 1 до + ∞. Этому изменению v соответствует убывание у от 1 до 0. Изобразим график функции у = у(х) при х0, а затем используем четность данной функции.
4.Построить график функции у = ln(x2 – 3x +2).
Решение. Построим графики функций y= x2 – 3x +2 и y = lnv.
Если х возрастает от - ∞ до 1, то v(x) убывает + ∞ до 0, а у при этом убывает от + ∞ до - ∞. При х [1; 2] v(x) 0 и при этих значениях х функция не определена. Если х возрастает от 2 до + ∞, то v(x) возрастает от 0 до + ∞, а у при этом возрастает от + ∞
до - ∞.
5.Построить график функции .
Решение. (Алгоритм построения графика этой функции и функции у = log2sinx дан в учебнике 11 класса «Алгебра и начала анализа» С.М.Никольский и др.)
Данная функция является композицией двух функции v = sinx и y = 2v
Область определения функции - множество всех действительных чисел. Поскольку функция v = sinx периодическая с главным периодом 2, то функция также периодическая с главным периодом 2. На промежутке [-;] функция v = sinx возрастает от -1 до 1, значит, функция y = 2v возрастает на этом промежутке от до 2.
На промежутке [;] функция v = sinx убывает от 1 до -1, функция y = 2v убывает на этом промежутке от 2 до .
Перечисленные свойства позволяют построить схематический график на отрезке [-;], затем продолжить его периодически.
Решение. Предложенная схема применима и тогда, когда сложная функция является композицией не двух, а большего числа функций, графики которых известны. Данная функция является композицией трех функций. Аналогично рассуждая, получаем следующие графики функций: u = x2 – 4x +3, v =1/u, y= 2v.
Решение. Предложенная схема применима и тогда, когда сложная функция является композицией не двух, а большего числа функций, графики которых известны. Данная функция является композицией трех функций. Аналогично рассуждая, получаем следующие графики функций: u = x2 – 4x +3, v =1/u, y= 2v.
Графики этих функций:
u = x2 – 4x +3 v =1/u
y= 2v
При построении графиков сложных функций надо использовать все элементарные средства: переносы, отражения, сложение графиков т.д.
8. Построить график функции y = arctg(lnx).
9. Построить график функции y = arctgx2
3. Метод построения функции у = f(x) + g(x)
Для построения графика функции у = f(x)+g(x), если известны графики функции у = f(x) и у = g(x), надо произвести алгебраическое сложение соответствующих ординат функций. Применение такого способа целесообразно, например, когда слагаемые являются основными элементарными функциями разных типов.
Пример. Построить график функции у = х + sinx.
Строим графики функции у = х и у = sinx и получаем график заданной функции путем сложения соответствующих ординат.
При построении следует обратить внимание на два обстоятельства:
1) , а потому имеет смысл провести прямые у = х+1 и у = х-1, параллельные прямой у = х, между этими двумя прямыми располагается график функции у = х + sinx.
2) В тех точках, где sinx = 0 у = х ( соответствующе точки графика заданной функции лежат на прямой у = х).
В тех точках, где sinx = -1 у = х-1 (соответствующе точки графика заданной функции лежат на прямой у = х).
Пример 2. Построить график функции у = .
Так как существует лишь при х > 0 (sinx существует на всей числовой оси), то областью существования для заданной функции является промежуток (0; + ∞). Модули не могут быть отрицательными, то у 0. Строим графики функции только при х>0 производим сложение графиков . При этом обращаем внимание на то, что значение второй функции равно нулю только в одной точке х = 1. Наибольшее значение первой функции достигается в точках , в этих точках у = .
4, Метод построения функции у = f(x)∙g(x )
Для построения графика функции у = f(x) ∙ g(x), если известны графики функции у = f(x) и у = g(x), надо перемножить соответствующие ординаты функций. Применение такого способа целесообразно, например, когда множителями являются основными элементарными функциями разных типов.
Пример. Построить график функции у = х ∙ sinx.
Строим графики функции у = х и у = sinx и получаем график заданной функции путем умножения соответствующих ординат.
Построение производим при х 0, а затем отражаем полученный график относительно оси ординат, так как у = х ∙ sinx является четной функции. При этом учитываем, что в точках с координатами х=k, sinx = 0 произведение х ∙ sinx=0. Наибольшее значение функции у = sinx равно 1 при . В этих точках соответствующе точки графика заданной функции лежат на прямой у = х. Наименьшее значение функции у = sinx равно -1 при . В этих точках соответствующе точки графика заданной функции лежат на прямой у = -х. Значит, график колеблется между прямыми у = х и у = - х.
Заключение.
Я провел работу по построению графика сложной функции и сделал следующие выводы:
1.Графики функций y=f(v(x)), у = f(x)+g(x), у = f(x) ∙ g(x) можно построить без использования производных, особенно этот метод особенно подходит, если f(x) и g(x),v(x) – функции разные элементарные функции.
2.Для построения графиков нужно знать свойства функции, уметь читать графики полученных функции, исследовать поведение графиков в бесконечности.
3. Построение графиков, как и всевозможные другие способы геометрической интерпретации, является весьма эффективным средством для решения алгебраических задач, в том числе и задач с параметрами. Поэтому научиться строить графики функции, в том числе и сложных, для решения задач просто необходимо. При выполнении этой работы, я выяснил, что есть класс уравнений и неравенств, при решении которых требуется умения и навыки построения графиков функций и умения их читать. (Многие уравнения неравенства с параметрами решаются функционально - графическим методом).
Итак, в результате графических и компьютерных экспериментов, я убедился, что графики сложных функций можно строить не только с помощью производных, но и путём исследования внутренних и внешних функций, преобразованиями элементарных функций, поведения графиков функции при х±∞, преобразованиями элементарных функций.
При выполнении этой работы:
- повторил и углубил знания свойств и методов построения графиков элементарных функций;
- приобрел опыт построения графиков таких функций, как:
y=f(v(x)); у = f(x)+g(x),у = f(x) ∙ g(x);
- научился работать с дополнительной литературой и материалами, производить отбор научных сведений; приобрел опыт выполнения графических работ на компьютере;
- узнал, что тема « Методы построения графиков функций», очень объемная и интересная, рассмотреть все методы сразу невозможно, т.е. есть можно дальше продолжать работу по данной теме.
По моему мнению, умение проводить такие преобразования (построения) графиков функций позволяет ученикам:
1) научиться читать графики различных функций и использовать их при решении уравнений и неравенств;
2) освоить свойства функций;
3) лучше различать графики различных функций.
Поэтому, на мой взгляд, использование этих способов в педагогической практике целесообразно (хотя бы факультативно), ведь их в тематическом плане нет, а это поможет успешно и эффективно подготовится к выпускным и вступительным экзаменам.
При построении графиков функций я использовал систему компьютерной математики Maple 8.
Литература.
Кто самый сильный?
Три орешка для Золушки
Астрономический календарь. Апрель, 2019
Всему свой срок
Как нарисовать портрет?