Данная работа содержит сведения о классификации, речевых и синтаксических особенностях русских народных сказках.
Вложение | Размер |
---|---|
russkie_narodnye_skazki.doc | 128.5 КБ |
Районная научно-практическая конференция
школьников «К вершинам знаний»
Секция «Общественно-гуманитарные науки»
Тема: «Русские народные сказки»
Выполнила Онипченко Анастасия, МКОУ Советская СОШ, 9 класс
Руководитель: Бреус Светлана Геннадьевна, учитель русского языка и литературы,
первой квалификационной категории
Контактный телефон: 39-283
2014год
Оглавление
ВВЕДЕНИЕ .........................................................................................................................3
ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ
1. История происхождения сказки.......................................................................................5
2.Русская народная сказка - сокровище народной мудрости. Определение русской народной сказки.....................................................................................................................................6
3.Особенности русских народных сказок..........................................................................6
4. Виды сказок, особенности каждого вида:……………………………………………..8
4.1. Волшебные сказки.........................................................................................................8
4.2.Кумулятивные сказки. ...................................................................................................9
4.3. Сказки о животных........................................................................................................10
4.4. Новеллистическая сказка. ............................................................................................11
4.5.Небылицы.......................................................................................................................11
4.6.Докучные сказки............................................................................................................11
ЗАКЛЮЧЕНИЕ....................................................................................................................12
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ..................................................................13
ПРИЛОЖЕНИЕ ...................................................................................................................14
ВВЕДЕНИЕ
«…Русские песни, предания, пословицы, …наконец русские сказки – без сомнения заслуживают большого внимания: они память нашего давно минувшего, они – хранилище русской народности».
Н.А.Некрасов
Сказка — хранилище народной мудрости, черт национального характера, реалий быта минувших дней, общечеловеческих ценностей и идеалов.
Сказка оказывает влияние на формирование жизненного сценария, развитие этнического характера, который лежит в основе индивидуального. В сказку вкладывается народная жизненная и социальная философия, определяемая бытом и историей народа. Особенно важна именно народная сказка, передающаяся из поколения в поколение. Она претерпевает изменения, вносимые многими людьми. Над сказкой трудятся миллионы людей, отбрасывая неважные детали, что делает ее сгустком человеческой мудрости, опыта, результатом работы человеческого сознания и подсознания. Её отличает глубина идей, богатство содержания, поэтичный язык и высокая воспитательная направленность ("Сказка ложь, да в ней намек").
Русская сказка - один из самых популярных и любимых жанров фольклора, потому что в ней не только занимательный сюжет, не только удивительные герои, а потому, что в сказке присутствует ощущение истинной поэзии, которая открывает читателю мир человеческих чувств и взаимоотношений, утверждает доброту и справедливость. А также приобщает к русской культуре, к мудрому народному опыту, к родному языку.
Актуальность исследования:
в настоящее время в нашу жизнь все более прочно входят новые информационные технологии. Все крупные литературные произведения из числа изучаемых в школе можно найти в сокращенном или экранизированном варианте в сети Интернета. Это приводит к тому, что популярность сказки резко снижается. Исходя из этого, мы считаем, что русские народные сказки, - дошедшие до наших дней, потеряли свой первоначальный смысл.
Объект исследования: сказка.
Предмет исследования: русская народная сказка.
Из предмета исследования вытекает цель: изучить особенности русских народных сказок.
Цель обусловила постановку задач:
Выявить особенности русской народной сказки.
Изучить виды русских народных сказок.
Провести опрос среди школьников на тему: «Знание русских народных сказок»
Создать на основе сказки «Колобок» мультфильм.
Экспериментальные исследования требуют формулирования гипотезы:
я предполагаю, что изучение сказки помогает лучше понять историческое прошлое, культуру, традиции своего народа, воспитывает гордость и уважение к нашим предкам.
Методы исследования: теоретические, метод поиска и анализа.
Практическая значимость: данное исследование можно использовать на уроках литературы, во внеклассных мероприятиях.
Прикладные программы: текстовый редактор МS Word, редактор презентаций MS Power Point.
Основная часть.
1.История происхождения сказок
Фольклорные сказки происходят из тотемических мифов первобытнообщинного общества (примитивных народов Северной Азии, Америки, Африки, Австралии и Океании). Первичные, архаичные сказки называют архаическими или мифологическими. Носители архаического фольклора сами выделяют их из мифологического повествования. Так, например, у чукчей выделяют две формы: пыныл и лымныл, у народности фон (Бенин) — хвенохо и хехо, у народности киривна (в Меланезии) — лилиу и кукванебу, и т. п. Эти две главные формы приблизительно соответствуют мифу и сказке. Различие между ними выражает оппозицию сакрального и профанного. Структурная разница не была обязательной между этими двумя формами, она могла вовсе не существовать. Очень часто один и тот же или сходный текст мог трактоваться одним племенем как настоящий миф, а другим — как сказочное повествование. Можно определить архаические сказки как нестрогие мифы, учитывая, что они включают мифологические представления.
Ф. Боас замечает, что архаическую сказку от мифа индейцев Северной Америки отличает лишь то, что культурный герой добывает блага для себя, а не для коллектива. Нестрогая достоверность архаичной сказки влечёт за собой преобладание эстетической функции над информативной (цель архаической сказки — развлечение).
Архаическая сказка не только воспринимает мифологические мотивы о змееборчестве; о женитьбе на «тотемном» животном, с целью заполучить для общины блага; путешествие героя в царство мёртвых; бегство детей от злого существа, восходящие к посвятительным обрядам; но и создаёт своего героя — обиженного сиротку. Появление этого героя вызвано изменением социальных представлений в первобытнообщинном обществе. Можно считать, что в первобытнообщинной сказке выражен «протест» против изменения положения вещей: рушится первобытнообщинное общество.
Сиротка — это младший брат, который остался обделенным старшими братьями, после смерти родителей. Сиротка — это падчерица, пасынок для женщины, которая взята замуж отцом из племени, раннее не участвовавшем в брачном обмене. «Семейная» тематика и интерес к личной судьбе появляется в архаической сказке. Однако образ сиротки, изначально восходит к обряду инициации, где проходящий обряд инициации должен перед испытанием выглядеть невзрачно. Пройдя испытание, через символическое пожирание чудовищем, посвящающийся преображался. Доминирование в архаической сказке мотива свадьбы — это результат, ради которого проходила инициация юношей и девушек в мифе.
В недрах архаической сказки, где действовали зооморфные культурные герои, вызревали многие фольклорные жанры, среди которых были волшебная сказка, сказка о животных. В корякском фольклоре Ворон путешествует по нескольким слоям Земли, спускаясь всё ниже и ниже (мотивы волшебной сказки). Для волшебной сказки стали продуктивны сюжеты с мифологическими мотивами, сюжеты «семейной» тематики и личной судьбы (обиженный сиротка получает более высокий социальный статус). Однако то, что стало продуктивным для волшебной сказки, не является продуктивным для сказки о животных. Для сказки о животных продуктивны сюжеты, в основе которых лежит соперничество двух персонажей, разрешаемое проделкой. Проделка в архаической сказке может быть одна, но может быть и цепочка проделок: кто-то затевает сделать что-то, тот делает, но потом, поняв что того обманули, делает ответную проделку. Соперничество двух животных, из-за которого одно, глупое, неудачно подражает другому, насмешки одного над другим — темы, постоянно звучащие в мифах о вражде, прочно входят в сказку о животных и практически формируют её.
2.Русская народная сказка - сокровище народной мудрости. Определение русской народной сказки.
Русская народная сказка - это сокровище народной мудрости. Её отличает глубина идей, богатство содержания, поэтичный язык и высокая воспитательная направленность. Русская сказка - один из самых популярных и любимых жанров фольклора. В ней не только занимательный сюжет, не только удивительные герои, в сказке присутствует ощущение истинной поэзии, которая открывает читателю мир человеческих чувств и взаимоотношений, утверждает доброту и справедливость, а также приобщает к русской культуре, к мудрому народному опыту, к родному языку.
Слово сказка известна с XVII века. До этого времени употребляли термин "байка" или "басень", от слова " бать", " рассказывать". Впервые это слово было употреблено в грамоте воеводы Всеволодского, где осуждались люди, которые " сказки сказывают небывалые". Но ученые полагают, что в народе слово "сказка" употреблялось и раньше. Талантливые сказочники в народе были всегда, но о большинстве их них не осталось никаких сведений. Однако уже в 19 веке появились люди, которые поставили своей целью собрать и систематизировать устное народное творчество.
3. Особенности русских народных сказок.
Наиболее характерные особенности сказок – народность, оптимизм, увлекательность сюжета, образность и забавность. Материалом для народных сказок служила жизнь народа: его борьба за счастье, верования, обычаи, – и окружающая природа. В верованиях народа было немало суеверного и темного. В большинстве же сказок отражены лучшие черты народа: трудолюбие, одаренность, верность в бою и труде, безграничная преданность народу и родине. Воплощение в сказках положительных черт народа и сделало сказки эффективным средством передачи этих черт из поколения в поколение. Именно потому, что сказки отражают жизнь народа, его лучшие черты. Многие народные сказки внушают уверенность в торжестве правды, в победе добра над злом. Как правило, во всех сказках страдания положительного героя и его друзей являются преходящими, временными, за ними обычно приходит радость, причем эта радость – результат борьбы, результат совместных усилий. Образность - важная особенность сказок. В герое обычно весьма выпукло и ярко показываются те главные черты характера, которые сближают его с национальным характером народа: отвага, трудолюбие, остроумие и т.п. Эти черты раскрываются и в событиях, и благодаря разнообразным художественным средствам, например гиперболизации. Так, черта трудолюбия в результате гиперболизации достигает предельной яркости и выпуклости изображения (за одну ночь построить дворец, мост от дома героя к дворцу царя, за одну же ночь посеять лен, вырастить, обработать, напрясть, наткать, нашить и одеть народ, посеять пшеницу, вырастить, убрать, обмолотить, намолоть, испечь и накормить людей и т.п.). То же самое следует сказать и о таких чертах, как физическая сила, мужество, смелость и т.п.
Образность дополняется забавностью сказок. Мудрый педагог-народ проявил особую заботу о том, чтобы сказки были интересными и занимательными. В народной сказке – не только яркие и живые образы, но и тонкий и веселый юмор. У всех народов есть сказки, специальное назначение которых – позабавить слушателя.
Что касается героев русских народных сказов, то один из самых любимых - Иван-царевич, Иван - дурак, Иван - крестьянский сын. Это бесстрашный, добрый и благородный герой, который побеждает всех врагов, помогает слабым и завоевывает себе счастье.
Важное место в русских волшебных сказках отведено женщинам - красивым, добрым, умным и трудолюбивым. Это Василиса Премудрая, Елена Прекрасная, Марья Царевна или Синеглазка.
Воплощением зла в русских сказках чаще всего выступают Кощей Бессмертный, Змей Горыныч и Баба Яга. Баба Яга - один из самых древних персонажей русских сказок. Это страшная и злая старуха. Она живет в лесу в избушке на курьих ножках, ездит в ступе. Чаще всего она вредит героям, но иногда помогает. Змей Горыныч - огнедышащее чудовище с несколькими головами, летающее высоко над землей,- тоже очень известный персонаж русского фольклора. Когда появляется Змей, гаснет солнце, поднимается буря, сверкает молния, дрожит земля.
Можно выделить некоторые синтаксические особенности русских народных сказок. Например, в русских сказках часто встречаются повторяющиеся определения: добрый конь; серый волк; красная девица; добрый молодец, а также сочетания слов: пир на весь мир; идти куда глаза глядят; буйну голову повесил; ни в сказке сказать, ни пером описать; скоро сказка сказывается, да не скоро дело делается; долго ли, коротко ли.
Часто в русских сказках определение ставится после определяемого слова, что создает особую напевность: сыновья мои милые; солнце красное; красавица писаная.
Языку сказок свойственно употребление имен существительных и имен прилагательных с различными суффиксами, которые придают им уменьшительно – ласкательное значение: маленький, братец, петушок, солнышко. Все это делает изложение плавным, напевным, эмоциональным. Этой же цели служат и различные усилительно-выделительные частицы: -то, вот, что за, -ка, например («Вот чудо-то!», « Пойду-ка я направо», «Что за чудо!»).
Характерны для русских сказок краткие и усеченные формы прилагательных: красно солнце; буйну голову повесил;- и глаголов: хвать вместо схватил, подь вместо пойди.
Издавна сказки были близки и понятны простому народу. Фантастика переплеталась в них с реальностью. Живя в нужде, люди мечтали о коврах-самолетах, о дворцах, о скатерти-самобранке. И всегда в русских сказках торжествовала справедливость, а добро побеждало зло.
4. Виды сказок. Особенности каждого вида.
Сказка фольклорная — эпический жанр письменного и устного народного творчества: прозаический устный рассказ о вымышленных событиях в фольклоре разных народов. Вид повествовательного, в основном, прозаического фольклора (сказочная проза), включающий в себя разножанровые произведения, тексты которых опираются на вымысел. Сказочный фольклор противостоит «достоверному» фольклорному повествованию, (несказочная проза)
Фольклорная сказка имеет внутрижанровые разновидности. В науке о сказке существует
проблема классификации сказочных жанров.
Так Э. В. Померанцева подразделяет фольклорные сказки на сказки: о
животных; волшебные; авантюрно-новеллистические; бытовые.
В. Я. Пропп делит сказки на волшебные; кумулятивные; о животных,
растениях, неживой природе и предметах; бытовые или новеллистические; небылицы;
докучные сказки.
Рассмотрим виды сказок по В.Я. Проппу
4.1.Волшебные сказки.
Сказки волшебного типа включают в себя волшебные, приключенческие, героические. В основе таких сказок лежит чудесный мир. Чудесный мир – это предметный, фантастический, неограниченный мир. Благодаря неограниченной фантастике и чудесному принципу организации материала в сказках с чудесным миром возможного "превращения", поражающие своей скоростью (дети растут не по дням, а по часам, с каждым днем все сильнее или краше становятся). Не только скорость процесса ирреальна, но и сам его характер, например, "Глядь, у Снегурочки губы порозовели, глаза открылись. Потом стряхнула с себя снег и вышла из сугроба живая девочка".(Сказка "Снегурочка".) "Обращение" в сказках чудесного типа, как правило, происходят с помощью волшебных существ или предметов.
В основном волшебные сказки древнее других, они несут следы первичного знакомства человека с миром, окружающим его.
Волшебная сказка имеет в своей основе сложную композицию, которая имеет экспозицию, завязку, развитие сюжета, кульминацию и развязку. В основе сюжета волшебной сказки находится повествование о преодолении потери или недостачи, при помощи чудесных средств, или волшебных помощников. В экспозиции сказки присутствуют стабильно 2 поколения — старшее (царь с царицей) и младшее — Иван с братьями или сёстрами. Завязка сказки состоит в том, что главный герой или героиня обнаруживают потерю или недостачу или же здесь присутствую мотивы запрета, нарушения запрета и последующая беда. Здесь начало противодействия, то есть отправка героя из дома. Развитие сюжета — это поиск потерянного или недостающего. Кульминация волшебной сказки состоит в том, что главный герой, или героиня сражаются с противоборствующей силой и всегда побеждают её. Развязка — это преодоление потери или недостачи. Обычно герой (героиня) в конце «воцаряется» — то есть приобретает более высокий социальный статус, чем у него был в начале.
Волшебные сказки начинаются с присказки: «Было это на море, на океане, на острове Кидане стоит древо – золотые маковки; по этому древу ходит кот Баюн, вверх идёт – песню поёт. А вниз идёт – сказки сказывает. Вот было бы любопытно посмотреть! Это не сказка, а ещё присказка идёт, а сказка вся впереди.»
Зачины : «За далёкими полями, за глубокими морями, за высокими горами, средь лазоревых полян, в некотором царстве, небесном государстве жил-был…» «В некотором царстве, в некотором государстве…В тридевятом царстве, в тридесятом государстве…»
Концовки: « Устроили пир на весь мир, и я там был, мёд-пиво пил, по усам текло, а в рот не попало», «А удалец на той царевне Полюшке женился и раздиковинную пирушку сделал; я там обедал, мёд пил, а уж какая у них капустка – ино теперь в роте пусто!»
4.2.Кумулятивные сказки.
Кумулятивные сказки строятся на многократном повторении какого-то звена. Они отличаются богатством языка, зачастую тяготеют к рифме и ритму. Как правило, кумулятивные сказки рассказывали маленьким детям, для того чтобы они быстрее научились говорить – слушая повторения, ребенку проще запомнить отдельные слова или выражения.
Композиция кумулятивных сказок независимо от форм исполнения чрезвычайно проста. Она слагается из трех частей: из экспозиции, из кумуляции(цепей) и из финала. Экспозиция чаще всего состоит из какого-нибудь незначительного события или очень обычной в жизни ситуации: дед сажает репку, баба печет колобок, разбивается яичко, мужик нацеливается в зайца и т. д. Такое начало не может быть названо завязкой, так как действие развивается не изнутри, а извне, большей частью совершенно случайно и неожиданно. В этой неожиданности — один из главных художественных эффектов таких сказок.
За экспозицией следует цепь (кумуляция). Способов соединения экспозиции с цепью чрезвычайно много. Приведем несколько примеров, не стремясь пока ни к какой систематизации. В упомянутой сказке о репке создание цепи вызвано тем, что репка сидит в земле очень крепко, ее невозможно вытащить, и зовут все новых и новых помощников. В сказке «Терем мухи» муха строит терем или поселяется в какой-нибудь брошенной рукавице или в мертвой голове и т. д. Но вот один за другим в нарастающем порядке величины являются звери и напрашиваются в избушку; сперва вошка, блошка, комар, затем лягушка, мышка, ящерица, далее — заяц, лисица и другие звери. Последним является медведь, который кончает дело тем, что садится на этот терем и всех раздавливает.
Пропп выделял сказки с кумулятивной композицией в особую группу сказок.
4.3.Сказки о животных.
Народная поэзия обнимала целый мир, ее объектом стал не только человек, но также и все живое на планете. Изображая животных, сказка придает им человеческие черты, но в то же время фиксирует и характеризует повадки, "образ жизни" и т.д. Отсюда живой текст сказок.
Человек издавна чувствовал родство с природой, он действительно был ее частицей, борясь с нею, искал у нее защиты, сочувствуя и понимая. Очевиден и позднее привнесенный басенный, притчевый смысл многих сказок о животных.
Изображая животных, сказка придает им человеческие черты, но в то же время фиксирует и характеризует повадки, "образ жизни". В сказках о животных действуют рыбы, звери, птицы, они разговаривают друг с другом, объявляют друг другу войну, мирятся. В основе таких сказок лежит тотемизм (вера в тотемного зверя, покровителя рода), вылившийся в культ животного. Например, медведь, ставший героем сказок, по представлениям древних славян, мог предсказывать будущее. Нередко он мыслился как зверь страшный, мстительный, не прощающий обиды (сказка "Медведь"). Чем дальше уходит вера в то тем, чем более уверенным в своих силах становится человек, тем возможнее его власть над животным, "победа" над ним. Так происходит, например, в сказках "Мужик и медведь", "Медведь, собака и кошка". Ведущее место в сказках о животных занимают комические сказки - о проделках животных ("Лиса крадёт рыбу с саней (с воза), "Волк у проруби", "Лиса обмазывает голову тестом (сметаной) , "Битый небитого везёт" , "Лиса-повитуха" и т. д), которые влияют на другие сказочные жанры животного эпоса, особенно на аполог (басню).
4.4. Новеллистическая сказка.
Новеллистическая сказка имеет одинаковую с волшебной сказкой композицию, но имеет качественное с нею различие. В сказке этого жанра, в отличие от волшебной, происходят воистину чудесные события (работник побеждает чёрта). В новеллистической сказке действует человек. Он из народной среды, он борется за справедливость с властью предержащей и добивается этого.
4.5.Небылицы.
Это сказки, построенные на абсурде. Они небольшие по объёму и часто имеют вид ритмизованной прозы. Это шуточный рассказ о том, чего не может быть, не бывает, например: «гром по лесу прокатился: комар с дерева свалился или ехала деревня мимо мужика, вдруг из подворотни лают ворота.»
4.6.Докучные сказки.
Сказка, в которой многократно повторяется один и тот же фрагмент текста. Такая сказка похожа на цепь с большим количеством повторяющихся звеньев, количество которых зависит только от воли исполнителя или слушателя. Также многократно повторяющийся один и тот же фрагмент текста фигурирует в известном однообразном предложении "купить слона" (основная идея - чтобы собеседник ни говорил, ему в итоге предлагается купить слона).
Например, "Про царя"
Жил-был царь,
У царя был двор,
На дворе был кол,
На колу – мочало,
Его ветром качало.
Не начать ли сказочку сначала?
Заключение.
В ходе работы над проектом я прочитала много сказок и могу сказать, что для меня сказка открыла удивительный мир волшебства, где добро побеждает зло, где каждый получает то, что заслуживает, где сбываются мечты. Это невероятная страна фантазий и чудес, которая учит человека быть добрым, отзывчивым, честным и порядочным. Сказка помогает нам поверить в себя и свои силы, помогает преодолевать трудности, воспитывать в себе силу духа и смелость. Дарит надежду, а иногда, даже помогает принять верное решение в сложной жизненной ситуации.
С помощью сказок многим из нас стало еще более понятно, почему взрослые за нас беспокоятся, почему пытаются вырастить нас вежливыми и отзывчивыми не только на просьбы старших, но и наших же сверстников. Они, взрослые, хотят научить нас уму-разуму. Ведь тот, кто в детстве не научится, потом намучится. И сказки, написанные многие столетия назад, помогают всем нам понять это.
При изучении данной проблемы, я попыталась проверить знание содержания русских народных сказок учащимися нашей школы. Мной было проведена викторина среди учащихся 4-6 классов. Результаты викторины в приложении1,2.
Список используемой литературы
1. Аникин В. П., “Русская народная сказка”, М.:Художественная литература, 1984;
2.Афанасьев А.Н. Народные русские сказки. – Ростов-на-Дону, 1996. Т.
3. Мифы народов мира. Энциклопедия. — М.: Советская Энциклопедия, 1988.
4. Померанцева Э.В., Русские сказочники – М.: «Просвещение», 1976;
5.Пропп В.Я. Исторические корни волшебной сказки. – Л., 1986.
6. http:// ru.wikipedia.org
7. http://read24.ru/fb2/
8. http://skazka.mifolog.ru
Приложение 1.
Из 24-х опрошенных ответили на все вопросы 5 уч-ся, ответили на 13-14 воросов-8уч-ся, на 10-12 вопросов – 6уч-ся, на 8-9 – 5 уч-ся.
В результате можно сделать вывод, что учащиеся 4-6 классов знают русские народные сказки, но недостаточно хорошо.
Приложение 2.
Вопросы викторины:
1.Почему русские народные сказки называются народными? (Сказку придумал народ).
2.К какому виду сказок относится сказка “Царевна лягушка”? (К волшебным сказкам).
3.Из чего солдат сварил самую вкусную на свете кашу? (Из топора).
4.К какому виду сказок относится сказка “Колобок”? (К сказкам о животных).
5.В каких сказках впервые появляется священник? (В социально - бытовых сказках).
6.В каком топком месте царевна-лягушка скучала невестой? (В болоте).
7.Эта скатерть знаменита
Тем, что кормит всех досыта,
Что сама собой она
Вкусных кушаний полна. (Скатерть - самобранка).
8.Смерть его на игле,
В сундучке лежит в земле.
Никого, чем он нет злей.
Как зовут его? (Кощей).
9.Какой вид сказок знакомит нас с жизнью русского крестьянина? (Социально - бытовые сказки).
10.Помесь ящера, летучей мыши и огнемёта, летает и имеет несколько голов? (Змей Горыныч)
11. Был похож на мяч немножко и катился по дорожкам.
Укатился ото всех, кроме «рыжей», вот так смех! (Колобок)
12. Красна девица грустна, ей не нравится весна,
Ей на солнце тяжко, слезы льет бедняжка. (Снегурочка)
13. Как иногда называют в сказках лису? (Патрикеевна)
14. Летела стрела и попала в болото,
А в этом болоте поймал ее кто-то.
Кто, распростившись с зеленою кожей,
Сделался мигом красивой, пригожей? (Царевна Лягушка)
15 Какая цифра чаще всего встречается в сказках? (Три)
16.Кто жил в теремке? (Мышка, лягушка, зайчик, лисичка, волк, медведь)
Для чего нужна астрономия?
Одеяльце
Девятая загадочная планета Солнечной системы
Ветер и Солнце
Свинья под дубом