Работа заняла 2 место на IX Республиканской научно-практической конференции учащихся «Глобализация - реальность современного мира» в номинации "Обществознание"
Вложение | Размер |
---|---|
issledovanie_eshchiganov_k._kirteli_sotsiologiya.docx | 66.5 КБ |
prezentatsiya_kostya.pptx | 774.52 КБ |
IX Республиканская научно-практическая
конференция учащихся
«Глобализация – реальность современного мира»
Исследовательская работа
ОТНОШЕНИЕ ЖИТЕЛЕЙ СЕЛА КИРТЕЛИ К ЧТЕНИЮ
Автор работы: Ещиганов Константин
ученик 8 класса МБОУ «Киртелинская СОШ»
Научный руководитель: Ежкова Татьяна Викторовна,
учитель истории и обществознания
ТЕТЮШИ 2015
Содержание
Введение…………………………………………………………………………...3
Глава 1. Основные теоретические понятия, необходимые нам в ходе социологического исследования…………………………………………………6
Глава 2 . Анализ данных социологического исследования………………….....8
2.1 Место и время проведения исследования…………………………………...8
2.2. Характеристика содержания анкеты………………………………………..9
2.3. Обработка полученных данных……………………………………………..9
2.4 Выявление результатов и их интерпретация………………………………10
Заключение ………………………………………………………………………12
Список использованных источников и литературы…………………………...13
Приложения………………………………………………………………………
Введение
Актуальность. В настоящее время, время глобализации, время бурного развития информационных технологий, компьютеров, интернета, в нашем обществе появилась и прогрессирует проблема связанная с тем, что люди разных возрастов, социальных принадлежностей и национальностей начинают все меньше читать книги. К ним отношусь и я, ученик 8 класса. Совсем недавно, 5-6 лет назад, я бегал в библиотеку каждый день. А сейчас….
«Наше общество стало катастрофически мало читать».[1] Об этом Владимир Путин говорил на Российском литературном собрании в 2013 году, тогда же было заявлено о необходимости повышать интерес к чтению у подростков. Общая тревога – это сегодняшнее падение интереса к книге, особенно среди молодёжи. Наша страна, некогда самая читающая в мире, уже не может претендовать на это почётное звание. По статистике, российские граждане – отводят чтению книг в среднем лишь 9 минут в сутки, причём отмечается тенденция к сокращению и этих 9 минут. Глава государства подчеркнул, что снижение читательского интереса регистрируют во всем мире, но это вовсе не значит, что Россия должна следовать такому тренду.[2]
Такую ситуацию, я считаю следствием очень бурного развития информационных технологий и «утраты книгой своего статуса ведущего носителя информации и знаний»[3]. Если раньше все люди пытались найти и находили ответы на интересующие их вопросы именно в книге, то сейчас это сделать намного легче, включив Интернет. Раньше только с помощью книги учились думать, анализировать, чувствовать, правильно говорить. А сейчас мы даже не знаем очень известных писателей-классиков, так как перестали читать.
И если уж нашего президента, Владимира Владимировича Путина, заинтересовал этот вопрос, данная проблема действительно актуальна в данное время. Не зря же 2015 год объявлен Годом литературы в России.
Цель исследовательской работы: исследовать отношение жителей села Киртели к чтению.
Задачи исследования:
Гипотеза исследования:
1. Я считаю, что ученик (1и 2 группы) читают учебную литературу, не выходя за рамки школьной программы.
2. Молодежь в возрасте от 18 до 35 лет читает романы, детективы.
3. Взрослое население села Киртели читают романы, детективы.
4. Пенсионеры вовсе ничего не читают.
Объект исследования: Жители села Киртели.
Предмет исследования: Отношение жителей села Киртели к чтению.
Методы исследования:
Новизна работы заключается в том, что подобное исследование в нашей школе и в нашем селе еще не проводилось. И для меня это первая исследовательская работа.
Характеристика литературы. При написании работы была использована базовая учебная литература по данной теме, энциклопедии.
Структура работы. Работа состоит из введения, 2 глав, заключения, списка использованных источников и литературы и приложения.
Практическая значимость – полученные результаты исследования можно использовать на внеклассных мероприятиях, посвященных Году литературы. Полученные данные мы передадим в Киртелинскую поселенческую библиотеку, надеемся итоги нашего исследования библиотекарь будет использовать при планирование своей работы.
Глава 1. Основные теоретические понятия, необходимые нам в ходе социологического исследования
Книги - подборка листов бумаги, пергамента или другого листового материала, содержащих каким-либо способом перенесённые на них текст и (или) иллюстрации, скреплённая по одному краю и защищённая обложкой.[4] Каждая сторона листа книги называется страницей. Иногда книгой называется большой раздел документа или литературного произведения. Книга, записанная в электронном формате, называется ещё e-книга или электронная книга.
Жанр - совокупность формальных и содержательных особенностей произведения. Жанры сформированы наборами условий; многие произведения используют несколько жанров посредством заимствования и объединения этих условий. Возможные определения понятия «жанр» иногда ограничены искусством и культурой, особенно литературой, но длинная история использования данного понятия наблюдается также и в риторике. В исследованиях жанра понятие не сравнивается с исходным значением. Скорее, все существующие произведения отражают определённые условия, участвуя при этом в создании определения понятия жанра.[5] Виды жанров очень разнообразны. Это и:
В данном исследовании мы рассмотрим литературные жанры: былина, драма, ода, элегия, рассказ, повесть, роман, стихотворение, поэма, детектив.
Былина - героическая песня повествовательного характера.[6]
Драма - род литературных произведений, написанных в диалогической форме и предназначенных к сценическому исполнению.[7]
Ода - торжественное лирическое стихотворение. В V - IV вв. до н.э. исполнялась только с музыкой, пением, танцами. В Древней Греции одами прославляли спортивные соревнования. В Древнем Риме Гораций разлучил оду с музыкой. Большой мастер од считался в 16-17 веке во Франции Малербо. В это же время в России лучшими в жанре оды были Ломоносов, Тредиаковский, Державин.[8]
Рассказ - это малая форма эпической прозаической литературы.[9]
Стихотворение - разнообразие тематики этого поэтического жанра.[10]
Повесть – художественное повествовательное произведение, по характеру построения сходное романом ,но меньше по объему.[11]
Элегия - жанр лирики стихотворение написанное двустишиями определенной формы разнообразного содержания , возник в 7 веке до нашей эры в древней Греции.[12]
Поэма - большая форма лиро-эпического жанра, стихотворное произведение с сюжетно-повествовательной организацией, повесть или роман в стихах. Расцвет данного жанра связан с романтизмом. Поэмы писали Байрон, Шелли, Мицкевич, Пушкин, Лермонтов.[13]
Детектив – преимущественно литературный и кинематографический жанр, произведения которого описывают процесс исследования загадочного происшествия с целью выяснения его обстоятельств и раскрытия загадки. Обычно в качестве такого происшествия выступает преступление, и детектив описывает его расследование и определение виновных, в таком случае конфликт строится на столкновении справедливости с беззаконием, завершающимся победой справедливости.
Глава 2 . Анализ данных социологического исследования
2.1 Место и время проведения исследования
Место: село Киртели Тетюшского муниципального района РТ.
Время проведения исследования: март, 2015 год.
2.2. Характеристика содержания анкеты и интервью
Для проведения социологического опроса нами была разработана анкета, которая поможет нам всесторонне рассмотреть данный предмет исследования.
В анкете 11 вопросов (см. Приложения №1).
1-2 вопросы - это вопросы о личности респондента.
3-11 вопросы – вопросы о фактах сознания и выявление отношения респондентов к чтению.
2. 3. Обработка полученных данных
В данном социологическом исследовании приняли участие 87 респондентов - жителей села Киртели в возрасте от 7 до 56 лет и старше. Все полученные данные были систематизированы вручную и внесены в компьютер.
2.4 Выявление результатов и их интерпретация.
В ходе социологического исследования было опрошено 87 человек, которые в свою очередь были поделены на 5 групп в зависимости от возраста:
1. Группа от 7 до 10 лет – дети младшего школьного возраста (11% от общего число опрошенных);
2. Подростки от 11 до 17 лет (36% от общего число опрошенных);
3. Молодежь от 18 до 35 лет (16% от общего число опрошенных) ;
4. Взрослое население от 36 до 55 лет (23% от общего число опрошенных);
5. Пенсионеры от 56 лет и старше (14% от общего число опрошенных);
Все они отвечали на одинаковые вопросы анкеты.
На вопрос «Чем они предпочитают заниматься в свободное время» 38% опрошенных 1 группы ответило, что смотреть телевизор. Примерно такое же количество респондентов так же ответило на этот вопрос в 3 группе (36%) и 5 группе (42 %). Совершенно иной ответ выбрали подростки – большинство (73%) любят сидеть за компьютером, а вот треть (32%) взрослого населения с. Киртели все-таки предпочитают читать.
На 4 вопрос «Любят ли они читать?» большинство опрошенных ответили, что проявляют интерес к чтению, однако только 32 % подростков любят читать, остальные 68% - нет.
На последующие с 5 по 10 вопросы отвечали только те респонденты, которые любят читать. Результаты исследования показали, что дети младшего школьного возраста и подростки читают, преследуя в основном учебную цель. 30 % респондентов из 3 группы (молодежь) ответили, что читают для повышения своей квалификации и освоения новой профессии. Большинство опрошенных в 4 и 5 группах(35% и 63% соответственно) признались, что читают для души.
На вопрос «Какую литературу предпочитают отечественную или зарубежную» большинство респондентов отдает предпочтение отечественной.
В ходе ответа на вопрос «Какой из жанров литературы предпочитают?» младшие школьник ответили, что рассказ (63%), подростки романы (29%) и повести(24%), молодые люди предпочитают читать романы (42%) и газетные статьи (33%), а взрослые и пенсионеры в основном читаю газеты (34% и 31% соответственно), а также романы (27% и 20% соответственно) и среди пенсионеров еще очень популярны детективы(24 %).
На вопрос «Сколько времени в день они проводят за чтением?» первые 4 группы ответили, что меньше часа. В пятой же группе время на чтение уделяется несколько больше. Половина опрошенных в э той группе читает от 1 до 3 часов в день.
Всегда ли дочитывают респонденты книгу до конца все группы опрошенных, кроме подростков, ответили что читают до конца, когда как у 10 % подростков книга остается недочитанной.
Последний вопрос анкеты показал, что у 13 % населения нет дома библиотеки – то есть нет обычных бумажных книг, остальные (хоть и небольшую), но все-таки ее имеют.
Заключение
В ходе исследования многие гипотезы были доказаны, некоторые опровергнуты.
По итогам можно сделать вывод, что многие жители села Киртели любят читать, дети же подросткового возраста предпочитают чтению компьютер. Век информационных технологий не проходит стороной. И оказалось, что подросткам интереснее сидеть за компьютерам нежели, духовно себя обогащать, используя книги. И поэтому поводу необходимо «звонить во все колокола». Надеемся, что Год литературы поможет привлечь общественность к проблеме чтения среди подростков, обобщить положительный опыт работы по продвижению «престижности» книги и чтения и наметить пути е решения.
Большинство респондентов отдают предпочтение отечественной литературе.
Дети до 10 лет читают в основном рассказы, а среди всех остальных категории населения популярны романы, детективы и статьи газет.
Читаю каждый день, но не более 1 часа, это говорит о том, что интерес к чтению довольно низок. Возможно, у многих не хватает времени для досугового чтения в связи с работой или учебой, тогда как половина пожилых людей читает от 1 до 3 часа в день.
В ходе исследования удалось выявить, что библиотеки есть у большинства семей села Киртели, что нас очень порадовало.
Список использованных источников и литературы
Электронные ресурсы
URL: https://ru.wikipedia.org/wiki/%C4%E5%F2%E5%EA%F2%E8%E2 (дата обращения 25.03.2015)
Приложение №1
Анкета
Уважаемый участник социологического опроса! Обращаемся к Вам с просьбой высказать свое предпочтение в литературе.
Данное анкетирование анонимно. Результаты опроса будут использованы в обобщенном виде. Техника заполнения: прочитав вопросы, подчеркните (обведите) код ответа, который наиболее близок к Вашему личному мнению или напишите свой вариант.
1. Ваш возраст.
а) от 7 до 10 лет
б) от 11 до 17
в) от 18 до 35
г) от 36 до 55
д) от 56 и старше
2. Ваш пол.
а) мужской б) женский
3. В свободное время ты предпочитаешь:
а) читать книги
б) играть в компьютер
в) заниматься спортом
г) общаться с родными
д) смотретьTV
е) играть с друзьями
4. Любите ли вы читать?
а) да б) нет
Если Вы ответили НЕТ, переходите к вопросу №11
5. С какой целью Вы чаще всего читаете?
а) учебной
б) производственной (в помощь повышению квалификации, освоению новой профессии)
в) для расширения кругозора
г) для души
д) заполнить свободное время
е) другое (что именно?) ___________________________________________
6. Что вы предпочитаете больше отечественную или зарубежную литературу?
а) отечественная литература б) зарубежная литература
7. Какой жанр книги вы предпочитаете? (возможно несколько вариантов ответа)
а) былина
б) драма
в) ода
г) лирика
д) рассказ
е) повесть
ж) роман
з) стихотворение
и) поэма
к) детектив
л) газетные статьи
8. Сколько обычно, по времени, в день вы читаете?
а) меньше часа б) от 1 до 3 часов
в) от 3 до 5 часов г) другое ______________
9. Что в Вашем понимании «хорошая книга»? (не более 3-х вариантов)
а) полезная
б) умная
в) увлекательная
г) легко читается
д) хорошо оформленная (шрифт, иллюстрации, качество печати и т.п.)
е) другое (укажите что)__________________________________
10. Всегда ли Вы дочитываете книгу до конца?
а) да б) нет (почему?)_______
11. Если у вас домашняя библиотека?
а) да б) нет
Приложение №2
Таблицы ответов
Младшая группа (7 – 10 лет)
№ п/п | Количество ответов (в процентах) | ||||||||||
а | б | в | г | д | е | ж | з | и | к | ||
1 | 11% | ||||||||||
2 | 50 % | 50 % | |||||||||
3 | 10% | 24% | 0 | 0 | 38% | 24% | |||||
4 | 100% | ||||||||||
5 | 55% | 0 | 11% | 0 | 27% | 0 | |||||
6 | 100% | ||||||||||
7 | 63% | 45% | 9% | ||||||||
8 | 22% | 78% | 11% | ||||||||
9 | 0 | 17% | 17% | 28% | 39% | ||||||
10 | 100 % |
| |||||||||
11 | 87% | 13% |
Приложение №3
Подростки (11– 17лет)
№ п/п | Количество ответов в процентах | ||||||||||
а | б | В | Г | Д | е | ж | з | и | к | л | |
1 | 36% | ||||||||||
2 | 35% | 65% | |||||||||
3 | 7% | 73% | 5% | 2% | 7% | 5% | |||||
4 | 32% | 68% | |||||||||
5 | 56% | 11% | 0 | 22% | 11% | 0 | |||||
6 | 80% | 20% | |||||||||
7 | 6% | 12 % | 0 | 6% | 12% | 24% | 29% | 12% | |||
8 | 60% | 40% | 0 | ||||||||
9 | 33% | 11% | 22% | 28% | 6% | 0 | |||||
10 | 90 % | 10% | |||||||||
11 | 87% | 13% |
Приложение №4
Молодежь (18 – 35 лет)
№ п/п | Количество ответов в процентах | ||||||||||
а | б | в | г | д | Е | ж | з | и | к | л | |
1 | 16% | ||||||||||
2 | 14% | 86% | |||||||||
3 | 29% | 29% | 0 | 7% | 36% | 0 | |||||
4 | 93% | 7% | |||||||||
5 | 23% | 30% | 15% | 19% | 12% | 0 | |||||
6 | 31% | 69% | |||||||||
7 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 4% | 42% | 4% | 0 | 17% | 33% |
8 | 77% | 23% | 0 | ||||||||
9 | 48% | 5% | 10% | 24 | 14% | 0 | |||||
10 | 100 % |
| |||||||||
11 | 87% | 13% |
Приложение №5
Взрослое население (36 – 55 лет)
№ п/п | Количество ответов в процентах | |||||||||||
а | б | в | г | д | е | ж | з | и | к | л | ||
1 | 23% | |||||||||||
2 | 50% | 50% | ||||||||||
3 | 32% | 11% | 5% | 26% | 26% | 0 | ||||||
4 | 90% | 10% | ||||||||||
5 | 10% | 24% | 19% | 35% | 12% | 0 | ||||||
6 | 89% | 11% | ||||||||||
7 | 0 | 0 | 0 | 0 | 5% | 5% | 27% | 11% | 0 | 18% | 34% | |
8 | 89% | 5,5% | 5,5% | |||||||||
9 | 48% | 10% | 20% | 20% | 2% | 0 | ||||||
10 | 100 % |
| ||||||||||
11 | 87% | 13% |
Приложение №6
Пенсионеры (56 лет и старше)
№ п/п | Количество ответов в процентах | |||||||||||
а | б | в | г | д | е | ж | з | и | к | л | ||
1 | 14% | |||||||||||
2 | 50% | 50% | ||||||||||
3 | 29% | 0 | 0 | 29% | 42% | 0 | ||||||
4 | 83% | 17% | ||||||||||
5 | 0 | 0 | 12% | 63% | 25% | 0 | ||||||
6 | 100% | 0 | ||||||||||
7 | 0 | 0 | 0 | 0 | 10% | 10% | 20% | 5% | 0 | 24% | 31% | |
8 | 50% | 50% | 0 | |||||||||
9 | 13% | 0 | 31% | 43% | 13% | 0 | ||||||
10 | 100 % |
| ||||||||||
11 | 87% | 13% |
[1] 2015 год — Год русской литературы URL: http://www.planet-kob.ru/articles/3456 (дата обращения 18.03.2015)
[2] Российское литературное общество URL: http://news.kremlin.ru/news/19665 (дата обращения 25.03.2015)
[3] Российское литературное общество URL: http://news.kremlin.ru/news/19665 (дата обращения 25.03.2015)
[4] Даль, В.И. Большой толковый иллюстрированный словарь русского языка: современное написание – М.:, 2007.-С.94
[5] Жанр. URL: https://ru.wikipedia.org/wiki/%C6%E0%ED%F0 (дата обращения 25.03.2015)
[6] Литература. 8 кл. Учебная хрестоматия для общеобразоват.учреждений. – М.: 2003. – С. 329
[7] Большой толковый словарь русского языка под ред. Д.Н.Ушакова. – М.: 2008. – С. 220
[8] Там же С.552
[9] Словарь русского языка С.И.Ожегов. – М.: 2007. – С. 652
[10] Там же С. 754
[11] Большой толковый словарь русского языка под ред. Д.Н.Ушакова. – М.: 2008. – С.690
[12]Там же С. 1254
[13] Литература. 8 класс. Учебная хрестоматия для общеобразоват. учреждений. Автор -составитель. В.Я.Коровина и др. – 2-е зд. – М.: 2003. – С.331
Слайд 1
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение «Киртелинская средняя общеобразовательная школа» Тетюшского муниципального района РТ Исследовательская работа на тему: «Отношение жителей села Киртели к чтению» Работу выполнил: у ченик 8 класса Ещиганов Константин Научный руководитель: Ежкова Татьяна Викторовна, у читель истории и обществознанияСлайд 2
Актуальность « Наше общество стало катастрофически мало читать » ( В.В.Путин )
Слайд 3
Актуальность
Слайд 4
Цель исследовательской работы: и сследовать отношение жителей села Киртели к чтению.
Слайд 5
Задачи исследования: 1.Разработать тесты анкеты для социологического опроса ; 2. Пополнить свои знания о жанрах литературы и выяснить какие жанры литературы предпочитают Киртелинцы ; 3. Выявить зависимость выбора жанра книги от возраста; 4. Рассмотреть факторы, влияющие на интерес к чтению. 5. Проанализировать материалы Интернет – ресурсов и библиотеки, дающие сведения о Годе литературы в России; 6 . Систематизировать полученный материал, сделать выводы.
Слайд 6
Гипотеза исследования : 1 . Я предполагаю, что респонденты школьного возраста читают учебную литературу, не выходя за рамки школьной программы. 2. Молодежь и взрослое население с. Киртели читают романы и детективы. 3. Люди пенсионного возраста вовсе ничего не читают . Объект исследования: Жители села Киртели Предмет исследоваия : Отношение жителей села Киртели к чтению.
Слайд 7
Методы исследования: 1 . Частично-поисковый метод: сбор информации, поиск литературы по данной теме . 2 . Метод сбора социологической информации: анкетирование. 3 . Метод обработки и анализа информации: обработка анкет, сопоставление полученных данных. 4 . Аналитический метод: обобщение . собранной информации, выводы.
Слайд 8
Новизна работы заключается в том, что подобное исследование в нашей школе и в нашем селе еще не проводилось. И для меня это первая исследовательская работа.
Слайд 9
Практическая значимость. Полученные данные мы передали в Киртелинскую поселенческую библиотеку, надеемся итоги нашего исследования библиотекарь будет использовать при планирование своей работы.
Слайд 10
Уважаемый участник социологического опроса! Обращаемся к Вам с просьбой высказать свое предпочтение в литературе. Данное анкетирование анонимно. Результаты опроса будут использованы в обобщенном виде. Техника заполнения: прочитав вопросы, подчеркните (обведите) код ответа, который наиболее близок к Вашему личному мнению или напишите свой вариант. 1. Ваш возраст. а) от 7 до 10 лет б) от 11 до 17 в) от 18 до 35 г) от 36 до 55 д) от 56 и старше 2. Ваш пол. а) мужской б) женский 3. В свободное время ты предпочитаешь: а) читать книги б) играть в компьютер в) заниматься спортом г) общаться с родными д) смотреть TV е) играть с друзьями 4. Любите ли вы читать? а) да б) нет Если Вы ответили НЕТ, переходите к вопросу №11 5. С какой целью Вы чаще всего читаете? а) учебной б) производственной (в помощь повышению квалификации, освоению новой профессии) в) для расширения кругозора г) для души д) заполнить свободное время е) другое (что именно?) ___________________________________________ Анкета 1. Ваш возраст . а) от 7 до 10 лет б ) от 11 до 17 в ) от 18 до 35 г) от 36 до 55 д ) от 56 и старше 2. Ваш пол. а) мужской б) женский 3. В свободное время ты предпочитаешь: а) читать книги б ) играть в компьютер в) заниматься спортом г ) общаться с родными д) смотреть TV е ) играть с друзьями 4. Любите ли вы читать? а) да б) нет Если Вы ответили НЕТ, переходите к вопросу №11 5. С какой целью Вы чаще всего читаете? а) учебной б ) производственной (в помощь повышению квалификации, освоению новой профессии) в ) для расширения кругозора г ) для души д ) заполнить свободное время е) другое (что именно?) ___________________________________________
Слайд 11
6. Что вы предпочитаете больше отечественную или зарубежную литературу? а) отечественная литература б) зарубежная литература 7. Какой жанр книги вы предпочитаете? (возможно несколько вариантов ответа ) а) былина б ) драма в ) ода г ) лирика д ) рассказ е ) повесть ж ) роман з ) стихотворение и) поэма к ) детектив л ) газетные статьи 8. Сколько обычно, по времени, в день вы читаете? а) меньше часа б) от 1 до 3 часов в) от 3 до 5 часов г) другое ______________ 9. Что в Вашем понимании «хорошая книга»? (не более 3-х вариантов ) а) полезная б ) умная в) увлекательная г ) легко читается д) хорошо оформленная (шрифт, иллюстрации, качество печати и т.п.) е) другое (укажите что )__________________________________ 10. Всегда ли Вы дочитываете книгу до конца? а) да б) нет (почему?)_______ 11. Если у вас домашняя библиотека? а) да б) нет
Слайд 14
« Люди перестают мыслить , когда перестают читать » (Дени Дидро)
Слайд 15
Спасибо за внимание
О падающих телах. Что падает быстрее: монетка или кусочек бумаги?
Горячо - холодно
Чем пахнут ремёсла? Джанни Родари
Кто должен измениться?
Петушок из русских сказок