Аннотация
Цели исследования: в данной научной работе мы ставим следующие цели.
1. Лучше узнать молодежь и ее проблемы.
2. Рассмотреть процесс влияния времени на жизнь и деятельность молодежи.
3. Выяснить причины объединения подростков в субкультуре.
4. Сформулировать советы родителям с целью оказания помощи в общении с детьми подросткового возраста.
Методы и причины исследования: с целью исследования данной темы была изучена литература по психологии молодежного движения, рассмотрены различные субкультуры XX века и современности. Изучая, процесс объединений молодежи в субкультуры был, проведен социологический опрос среди учащихся и работников МОУ СОШ №9. Результаты опроса были обработаны, составлены диаграммы и таблицы, подтверждающие определенные выводы. В заключении, обобщив, материал с целью создания психологического диалога с подростками сформулированы, советы для родителей.
Полученные результаты и выводы:
1. Интерес к молодежным субкультурам был всегда высоким, особенно в возрасте 14 до 30 лет.
2. Учащиеся МОУ СОШ №9 также интересуются субкультурами, Наиболее популярные среди них являются рэперы, панки, эмо, готы.
3. Причины объединения подростков в субкультуры – это уход от проблем, а также стремление к общению со сверстниками.
4. Главная ответственность за будущее молодежи ложится на родителей и общество, они должны со всем вниманием относиться к своим детям и найти с ними взаимопонимание и поддержку. Гуманное отношение к своим детям приведет к созданию гуманного общества.
Вложение | Размер |
---|---|
nauchno-_isledovatelskaya_rabota_vliyanie_vremeni_na_razvitie_subkultur.docx | 853.28 КБ |
Муниципальное общеобразовательное
учреждение средняя
общеобразовательная школа№9.
Научно- исследовательская работа:
«Влияние времени на развитие субкультур»
Секция: социально-гуманитарные и экономические науки.
Подсекция: культурологи
Выполнили: ученицы 9а класса
Куличенко Татьяна
Мецкан Екатерина
Проверила: учитель истории Шевченко Елена Николаевна
г. Новый Уренгой 2009/2010 уч. год
Оглавление:
5.1Молодежные организации и субкультуры СССР
6 Социальная значимость
7 Выводы
Список литературы
Введение.
Молодежные субкультуры – сравнительно новое явление в истории человечества, феномен ХХ века. Появление его стало возможным, когда общество признало молодежь в качестве самостоятельного социально-культурного образования.
Объект исследования: современная молодежь, которая всегда вызывала большой интерес, так как это будущее страны. От того какой она будет, зависит уровень развития государства и степень его благополучия.
Предмет исследования: духовная жизнь молодых людей, проблемы, которые объединяют их и в формальные и неформальные субкультуры. Степень и формы влияния субкультур на формирование личности.
Гипотеза: мы предполагаем, что развитие субкультуры в стране повлечет за собой новые открытия и оставит след в истории.
Цели:
Задачи:
Актуальность:
Сегодня молодежь составляет 45% населения. Так как мы относимся к молодежи, нас заинтересовала тема « Влияние времени на молодежное развитие». Нам интересно сравнить пришлое и настоящее время. Субкультура есть и в наше время, и не все поколение прошлого века воспринимает идеи нынешней молодежи, считая это сумасбродством, отклоняемым от нормы. Однако субкультура объединяет молодежь многих стран. В развитии субкультур принимаются инновационные технологии. Составляются различные программы. Время и молодежь взаимосвязаны. Молодежь идет в « ногу» со временем. Поэтому в современном мире субкультуре молодежи уделяется большое внимание. Экстремальные виды спорта и творчество более понятны, интересны молодежи, доступны их возрасту. Настоящее время диктует свободу мысли действий. Большинство значений они получают в клубах, центрах, объединениях. Некоторые субкультуры отделяют молодежь от негативных явлений уличной среды. В настоящее время, в глазах молодежи большинство видов субкультур являются живым воплощением желающей молодежи, которым являются актуальным в настоящее время.
Новизна: состоит в том, что ранее не рассматривался вопрос о формировании субкультур и их психологической направленности в масштабах маленького поселка, не большой школы. А так же на примере конкретной школы МОУ СОШ №9 разработать пути взаимодействия с молодежью.
Методика проведения исследования
С целью исследования данной темы была изучена литература по психологии молодежного движения, рассмотрены различные субкультуры XX века и современности. Изучая, процесс объединений молодежи в субкультуры был, проведен социалистический опрос среди учащихся и работников МОУ СОШ №9. Результаты опроса были обработаны, составлены диаграммы и таблицы, подтверждающие определенные выводы. В заключении, обобщив, материал с целью воздания психологического диалога с подростками сформулированы, советы для родителей.
Теоретическая и практическая значимость: научное исследование и теоретическая разработка решения психологических социальных проблем стоящих перед молодежью, умелое руководство субкультурами позволит направить их энергетику в нужное русло, на добрые дела. Знание особенностей и специфики формирования субкультур позволяет избежать стихийности, бесконтрольности и антиобщественности характера молодежного движения.
Субкультура (подкультура, лат. sub — под, + культура) в социологии и культурологи — часть общественной культуры, отличающаяся от преобладающей. Субкультура может отличаться от доминирующей культуры языком, манерой поведения, одеждой и т. д. Основой субкультуры могут быть стиль музыки, образ жизни, определённые политические взгляды. Некоторые субкультуры носят экстремальный характер и демонстрируют протест против общества или определенных общественных явлений. Такие субкультуры, вступающие в конфликт с ценностями традиционной культуры, называют контркультурой. Некоторые субкультуры носят замкнутый характер и стремятся к изоляции своих представителей от общества. Иногда субкультуры развиваются и входят как элементы в единую культуру общества. Развитые субкультуры имеют свои периодические издания, клубы.
Психологические особенности подростков
Время можно рассмотреть с двух сторон. С одной стороны это возрастные особенности молодежи, которые способствуют их объединению в молодежные группы. С другой стороны – это государственная политика, идеология, которая влияет на создание формальных и не формальных организаций. Рассмотрим психологические особенности подростков. Принадлежность к определенной социальной группе и собственное положение в ней чрезвычайно важны для старших школьников. Важную роль играют неформальные группы общения, как правило - разновозрастные и подчиненные нормам специфической юношеской субкультуры. Огромное значение наряду с разветвленными товарищескими отношениями, в юности имеет дружба. Юношеский канон дружбы, по сравнению с подростковым, заметно индивидуализируется и психологизируется, выдвигая на первый план ценности, связанные с развитием самосознания, - самораскрытие, понимание, искренность, интимность. Общений старшеклассников становится избирательным, меняется соотношение значимых других. Старшеклассники обладают уже весьма высокой степенью автономии от старших, прежде всего родителей и учителей, и покушение на эту автономию часто вызывает конфликты. Во многих вопросах, особенно в том, что касается досуга, моды, художественных вкусов, они больше ориентируются на мнение сверстников. Это не означает, что старшие вообще теряют авторитет; в наиболее серьезных вопросах (выбор профессии, мировоззренческое самоопределение, поведение в сложных ситуациях) влияние родителей большей частью перевешивает влияние сверстников. Старший школьный возраст - критический период проявления различных психопатий. В этом особенно резко проявляется характер, некоторые из его свойств, не будучи сами по себе патологическими, тем не менее, повышают вероятность психологической травмы или отклоняющегося поведения. Даже сами нормативы психического здоровья, устанавливаемые с помощью специальных тестов, для старшего школьного возраста несколько иные, чем для взрослых. Поэтому, чаше всего в молодежные субкультуры входят школьники старших классов.
История развития молодежных организаций нашей страны
5.1 Молодежные организации и субкультуры СССР
СССР – еще недавно мы все имели «адрес не дом и не улица, наш адрес – Советский Союз». С детства всем вдалбливалось в голову, что Вы должны стать октябренком, пионером, комсомольцем, коммунистом и, если нужно, умереть за страну. И долгое время люди бездумно следовали системе, фактически не соображая, что делают, но с течением времени появились новые, более продвинутые молодые ребята, которые, под западными «вражескими» влияниями, начинали понимать сложившуюся ситуацию и пытались протестовать против нее. Таким протестом опять же стали субкультуры. Только представьте себе реакцию «советских граждан», при виде молодежи, одетой в разноцветные блестящие «шмотки», невообразимо зауженные брюки, обутые в ботинки на высоченной платформе и с полностью прилизанными волосами. Их назвали стилягами (приложение№1). Очередным новомодным влиянием стали хиппи (приложение №1)– опять же западное влияние. Веселые «попугаи» - стиляги сменились совершенно другими по внешнему виду и по мыслям молодыми людьми, с длинными прическами, цветами, и в джинсах - клеш, которые увлекались рок-музыкой и предлагали всем забыть про вражду и любить друг друга. У них был свой сленг - исковерканный английский; они часто путешествовали автостопом, жили коммунами и носили особые украшения – повязку на лоб, прикольные сумки для личных вещей.
Еще одним негативом среди советских субкультур были гопники – мелкое хулиганье, которое тоже имело свои отличительные признаки. Они часто надевали тельняшку, обувь с острыми носами и оставляли челку – подобных персонажей можно часто лицезреть в советских мультфильмах. И еще одним, наверное, последним из настолько ярких субкультур того времени были митьки – смешные «ребята», предпочитавшие из одежды ватник, из обуви валенки, и часто употребляющие в речи фразы из культовых фильмов.
5.2 Субкультура после развала СССР
После распада СССР разрушились молодежные движения те, что были созданы государством, о которых знала вся страна, а так же образовались новые независимые от государства. Такими организациями были: хиппи, фури, байкиры, металлисты и т. д. В такие движения входили люди, которые хотели выделиться от окружающих людей.
5.3 Субкультура в наше время
У молодых людей существует определенные отношения с окружающим миром. Существует множество группировок, интересы которых отличаются от основной культуры. Принадлежность к определенной группировке – это способ самовыражения.
В наше время существует множество групп. Такие как: панки, эмо, рэперы, скинхеды, готы, байкеры, хакеры, трейсеры, джанглисты, растаманы, рэйверы и т. д.
Панки (приложение № 2)— молодёжная субкультура, возникшая в середине 70-х годов в Великобритании, США, Канаде и Австралии, характерными особенностями которой являются критическое отношение к обществу и политике. Многие панки красят волосы в яркие неестественные цвета, начёсывают и фиксируют их лаком, гелем или пивом, чтобы они стояли торчком. В 80-х у панков стала модной причёска «ирокез». Носят закатанные джинсы, некоторые предварительно вымачивают джинсы в растворе отбеливателя, чтобы те пошли рыжими разводами. Носят тяжёлые ботинки, а также кеды.
* В одежде преобладает «мёртвый стиль». Панки наносят черепа и знаки на одежде и аксессуары. Носят напульсники и ошейники из кожи с шипами, заклёпками и цепями. Многие панки делают татуировки. Носят цепи от собачьих поводков, прицепляют к джинсам. Музыку слушают они агрессивную. Они все отвергают.
Скинхеды (приложение №2) - Внешний вид скинхедов – коротко стриженые волосы, подвернутые джинсы, тяжелые ботинки и обязательные подтяжки на брюках. Музыкальные предпочтения - стили панк – рок, ска, родстэди рокабили. Их обычно считают агрессивными и склонными к насилию.
Байкеры (приложение №3) - Все люди, которые ездят на двух и иногда трехколесных средствах передвижения с мотором и отождествляют себя с определенной субкультурой.
Готы (приложение №3) – Представители молодёжной субкультуры, зародившейся в конце 70-х годов XX-го века. Как бы ни развивалась готика, остаются два неизменных основных элемента: преобладающий чёрный цвет одежды (иногда с элементами других цветов), а также исключительно серебряные украшения —(серебро — цвет Луны). Также готы часто использовали в одежде сетку (как правило, рукава у мужчин) и имели оригинальный стиль мэйк-апа. Мэйк-ап остался частью имиджа, а одежда стала более разнообразной: теперь некоторые носят одежду с влиянием XVIII — начала XIX века, другие предпочитают винил, кожу и сетку. Некоторые носят и то и другое, хотя редко одновременно. Чёрный и белый остаются доминирующими цветами, хотя иногда ещё появляются красный, синий, пурпурный или, изредка, зелёный. Наиболее используемыми материалами остаются шёлк, мятый бархат, кожа, винил и сетка. Общая стилистика одежды, как правило, броская, но вместе с тем строгая, часто — с определённой эротизацией. Нередко в готическом образе фигурируют те или иные романтические элементы прошлых столетий — такие, как кружева, жабо, бархат, корсеты и т. п. К примеру, девушки - готессы часто носят корсеты и длинные платья.
Причёска также играет весьма важную роль в имидже готов обоих полов. Это могут быть просто прямые длинные волосы, или же их поднимают гелем или собирают в большие пучки. Часто волосы красят в чёрный, красный, фиолетовый и белый цвета, возможно также окрашивание с прядями одного цвета на фоне другого (к примеру, красные пряди на фоне чёрных волос). Грим остаётся одним из главных признаков принадлежности к субкультуре: плотный слой белой пудры на лице, чёрная подводка глаз и губ. У девушек-готов большое распространение получил яркий и импозантный стиль «вамп» — плотная чёрная косметика, подводки, спектр цветов помады и ногтей от ярко-красного (кровавого) до чёрного. Готы больше времени проводят на кладбище. Они собираются, чтобы почитать Брема Стокера и поговорить о том, каково быть вампиром, и о конце света.
Джанглисты (приложение № 4) — молодёжная субкультура, возникшая в Великобритании в начале 1990-х годов и на данный момент являющаяся одним из основных движений страны. Внешний вид «настоящего» джанглиста — одежда спортивного вида (футболка, толстовка с капюшоном или просторная рубашка, мешковатые штаны, спортивная обувь) и, в отличие от рэперов, отсутствие всевозможных золотых украшений. Главная особенность джанглистского движения — его многонациональность. Оно существует не только в Великобритании, но и во всём мире, в том числе и в России.
Рэперы (приложение № 4) – субкультура хип – хопа. главное в рэпе ритм слов и текст. Внешний вид рэперов – джинсы – «трубы», плотные рубашки или спортивные футболки, куртки – аляски, бейсболки козырьком назад, ботинки или кроссовки определенных фирм. Крупные броские ювелирные украшения. Предпочтение отдается одежде больших размеров, поэтому часто рубашки на рэперах свисают до колен, а сползающие джинсы задевают пол.
Эмо (приложение № 5). Её представителей называют эмо - киды—молодой человек; ребенок или, в зависимости от пола: эмо - бой (мальчик, парень), эмо - гёрл (девочка, девушка). Эмо - субкультура появилась в России в начале 2000-х годов и сразу стала объектом критики. Противники её считают, что субкультура эмо культивирует депрессию, пропагандирует самоубийство. Традиционной причёской эмо считается косая, рваная чёлка до кончика носа, закрывающая один глаз, а сзади короткие волосы, торчащие в разные стороны. Предпочтение отдаётся жёстким прямым чёрным волосам. У девушек возможны детские, смешные причёски — два «маленьких хвостика», яркие «заколочки» — «сердечки» по бокам, бантики. Для создания этих причесок эмо используют большое количество фиксирующего лака для волос. Часто эмо прокалывают уши или делают тоннели. На лице и иных частях тела у эмо может быть пирсинг (например, в губах и левой ноздре, бровях, переносице).
И юноши, и девушки могут красить губы под цвет кожи, использовать светлый тональный крем. Глаза густо подводят карандашом или тушью. Ногти покрывают чёрным лаком. Для эмо характерна одежда в розово-чёрных тонах с двуцветными узорами и стилизованными значками. Основными цветами в одежде являются чёрный и розовый (пурпурный), хотя и другие «шокирующие» - яркие сочетания считаются допустимыми.
Характерная для эмо обувь — кеды типа конверс или скейтерские кеды, а также флипы (тряпичные тапочки в ромбик), слипы (обувь, похожая на тапочки, но с подошвой, как у кед), вэнсы с узором в шашечку. Кеды с яркими или чёрными шнурками, зашнурованными особым способом. Узкая, обтягивающая футболка. Узкие джинсы чёрного или пепельного - синего цвета, возможно, с дырками или заплатками. Чёрный или розовый ремень с заклёпками, провисающими цепями и большой бляхой с символикой. Клетчатая косынка на шее. Почтовая сумка через плечо, покрытая заплатками и значками. Значки, прицепленные к одежде и, иногда, к обуви. Яркие разноцветные браслеты на руках, (напульсники с шипами). Мягкие игрушки в виде мишек, которым эмо вспарывают животы и зашивают толстыми нитками. Такие игрушки играют роль своеобразных талисманов. Их берут с собой на прогулки, на занятия, с ними остаются дома и спят.
Трейсеры (приложение № 5) – поклонники паркура. Полностью городская субкультура, объединяющая, в основном, юношей молодых людей 15 – 25 лет. Паркур как движение возник во Франции, среди подростков одного из предместий Парижа, возглавляемых Давидом Беллем. Участников группы паркура называют трейсерами (люди, прокладывающие новые пути). Девиз трейсеров - «Нет границ, - есть лишь препятствия». Многие трейсеры стараются вести здоровый образ жизни, занимаются различными видами спорта, интересуются современными системами правильного питания, не употребляют наркотических веществ.
Социальная значимость.
Тема имеет большое практическое значение, так как позволит более старшему поколению узнать о проблемах и интересах молодежи, что их волнует и беспокоит, чем они живут. Психологические рекомендации, разработанные родителям, позволит найти пути решения конфликтов со своим ребенком и не довести ситуацию до конфликта.
Выводы
С целью исследования был проведен социологический опрос среди молодого и более старшего поколения МОУ СОШ №9
Анкета:
Выявили, что наиболее популярными среди учащихся МОУ СОШ №9 являются – рэперы 40%, панки 35%, эмо 16%, готы 9%. Опрошенные учащихся причисляют себя или симпатизируют данным направлениям (приложение №7)
В первую очередь выбор подростка будет зависеть от его родителей, от их взаимоотношения со своим ребенком.
Уважаемые родители обратите на нас внимание и прислушайтесь к нашим советам.
Литература | ||||
Фамилия и инициалы автора | Название работы | Место издания, название издательства, год издания | Количество страниц | |
Степанов Сергей | Старшеклассник совокупный портрет | 2003 выпуск №20 | Газета | |
Образцова Оксана Юрьевна | Молодежь. Чтение. Успех | Архангельск 2000год | 127 | |
http://www.subcult.ru/ | Субкультуры | Интернет | ….. | |
http://www.sub-culture.ru/ | Молодежные движения | Интернет | ….. | |
М. Е. Сачкова | Среднестатусный подросток в системе межличностных отношений школьного класса | Москва – Воронеж 2002 | 107 | |
Е. М. Воронцова | Домашняя работа по английскому языку за 10 – 11 классы | Москва 2002 | 254 | |
Анна Егорова | Как правильно общаться с ребенком | Санкт – Петербург «Астрель – СПб» | 222 |
Приложение.
Стиляги
Хиппи
Приложение I
Панки
Скинхеды
Приложение II
Готы
Байкеры
Приложение III
Реперы
Джанглисты
Приложение IV
Эмо
Трейсеры
Приложение V
Степень информированности о молодежных субкультурах
Приложение VI
Наиболее популярные субкультуры среди учащихся МОУСОШ№9
Приложение VII
Причины вступления молодежи в субкультуры (по результатам опроса)
Критерии | Возраст | ||||
7-13 | 14-30 | 31-56 | |||
Количество опрошенных-70 человек | Количество опрошенных-109 человек | Количество опрошенных-75 человек | |||
1 Протест против насаждения массовой идеологии | 14 | 87 | 64 | ||
2 Непонимание подростков родителями и старшим поколением | 53 | 99 | 24 | ||
3 Недостаток внимания | 45 | 65 | 22 | ||
4Стремление объединиться по интересам | 37 | 96 | 30 | ||
5 Желание общаться со сверстниками | 66 | 102 | 47 |
Приложение VIII
Влияние субкультур на формирование молодежи как личности.
Положительное влияние | Отрицательное влияние |
|
|
Приложение IX
Рукавичка
Волшебные звуки ноктюрна
Щелкунчик
Рисуем гуашью: "Кружка горячего какао у зимнего окна"
Смекалка против Змея-Горыныча