проектная работа
Вложение | Размер |
---|---|
проектная работа | 164.06 КБ |
прпезентация работы | 865.02 КБ |
ЮГО-ВОСТОЧНЫЙ ОКРУГ
ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«Школа №1420»
Адрес: 109444, Москва, Ташкентская ул., д.21, корп. 2.
Тел./факс 376-78-38
Адрес электронной почты: center1420@mail.ru
Проектно-исследовательская работа по литературе:
«Роль поэзии в годы Великой отечественной Войны»
Работу выполнила:
ученик 7«М» класса
Леденёв Александр
Руководитель:
Анашкина С.В.
Москва 2015г.
Цель : дать обзор поэзии времен Великой Отечественной войны; показать, что поэзия, как самый оперативный жанр, соединяла высокие патриотические чувства с глубоко личными переживаниями
Содержание :
Задачи:
Оборудование:
Технологии: проектная, ИКТ.
Проблема: воспитание патриотизма у молодого поколения (на примере литературных произведений) .
Гипотеза: в результате проектной деятельности учащиеся смогут погрузиться во времена Великой Отечественной войны и понять, насколько литература поддерживала боевой дух бойцов и народа.
Планируемый результат: воспитание патриотизма и гордость за свой народ.
1. Введение
Коль обо мне тебе весть принесут,
Скажут: "Изменник он! Родину предал", –
Не верь, дорогая! Слово такое
Не скажут друзья, если любят меня.
Я взял автомат и пошел воевать,
В бой за тебя и за Родину-мать.
Тебе изменить? И отчизне своей?
Да что же останется в жизни моей?
М. Джалиль
Говорят, что, когда грохочут пушки, молчат музы. Но от первого до последнего дня войны не умолкал голос поэтов. И пушечная канонада не могла заглушить его. Никогда к голосу поэтов так чутко не прислушивались читатели. Известный английский журналист Александр Верт, который почти всю войну провел в Советском Союзе, в книге "Россия в войне 1941 –1945 гг." свидетельствовал: "Россия также, пожалуй, единственная страна, где стихи читают миллионы людей, и таких поэтов, как Симонов и Сурков, читал во время войны буквально каждый".
Говорят, что первой жертвой на войне становится правда. Когда к одному из юбилеев Победы надумали выпустить солидным томом сводки Совинформбюро, то, перечитав их, от этой заманчивой идеи отказались – очень уж многое требовало существенных уточнений, исправлений, опровержений. Но все не так просто. Действительно, власти правды боялись, старались неприглядную правду припудрить, подрумянить, замолчать (о сдаче врагу некоторых крупных городов, например Киева, Совинформбюро вообще не сообщало), но правды жаждал воюющий народ, она была ему нужна как воздух, как нравственная опора, как духовный источник сопротивления. Для того чтобы выстоять, необходимо было прежде всего осознать подлинный масштаб нависшей над страной опасности. Такими нежданными тяжелыми поражениями началась война, на таком краю, в двух шагах от пропасти, страна оказалась, что выбраться можно было, только прямо глядя жестокой правде в глаза, до конца осознав всю меру ответственности каждого за исход войны.
Потрясения войны родили целое поколение молодых поэтов, которое потом назвали фронтовым, имена их теперь широко известны: Сергей Наровчатов, Михаил Луконин, Михаил Львов, Александр Межиров, Юлия Друнина, Сергей Орлов, Борис Слуцкий, Давид Самойлов, Евгений Винокуров, Константин Вашенкин, Григорий Поженян, Булат Окуджава, Николай Панченко, Анна Ахматова, Муса Джалиль, Петрусь Бровка и многие другие. Стихи, созданные в годы войны, отмечены знаком суровой правды жизни, правды человеческих чувств и переживаний. В них порой, даже резких, даже зовущих к мщению насильникам и обидчикам, властно звучит гуманистическое начало. Все виды поэтического оружия: и пламенная призывная публицистика, и задушевная лирика солдатского сердца, и едкая сатира, и большие формы лирической и лирико-эпической поэмы – нашли свое выражение в коллективном опыте военных лет.
2. Поэты ВОВ
Вот самые знаменитые поэты Великой Отечественной войны:
Константин Симонов (1915-1979 гг.)
Родился 28 ноября 1915 г. в Петрограде в семье полковника Генерального Штаба Михаила Агафангеловича Симонова и княжны Александры Леонидовны Оболенской (во втором браке – А.Л.Иванишевой). Отец Симонова пропал без вести в годы гражданской войны. Константин (Кирилл) Михайлович Симонов детство провел в Рязани и Саратове. Весной 1930 г., окончив в Саратове семилетку, пошел учиться на токаря. С 1931 г. жил в Москве, работал на авиационном заводе, затем в механическом цехе кинофабрики. К этому времени относятся и первые стихотворные опыты. В 1934 г. поступил учиться в Вечерний рабочий литературный университет.
В 1936 г. в журналах "Молодая гвардия" и "Октябрь" были напечатаны первые стихи, а в 1938 г. под названием "Павел Черный" вышла из печати отдельной книжкой поэма о Беломорканале. Осенью 1938 г., закончив Литературный институт имени М. Горького, Симонов поступил учиться в аспирантуру ИФЛИ, а в августе 1939 г. в качестве военного корреспондента уехал в Монголию, на Халхин-Гол. После Халхин-Гола во время финской войны, закончил курсы военных корреспондентов при Академии имени Фрунзе.
Первая пьеса Симонова – "История одной любви" (1940 г.) была поставлена на сцене Театра имени Ленинского комсомола. В канун Великой Отечественной войны написана пьеса "Парень из нашего города", поставленная в том же театре. В годы войны Симонов – военный корреспондент газеты "Красная звезда". Корреспонденции, печатавшиеся в годы войны в "Красной звезде", "Известиях" и "Правде", составили позже четыре книги «От Черного до Баренцева моря», книги "Югославская тетрадь" и "Письма из Чехословакии". В годы войны написаны пьесы "Русские люди", "Жди меня", "Так и будет", повесть "Дни и ночи" и две книги стихов – "С тобой и без тебя" и "Война".
13 июля 1941 г. в поле под Могилевым он оказался в расположении 388-го стрелкового полка, окопавшегося по всем правилам военного искусства и стоявшего там насмерть, не помышляя об отступлении. Этот крохотный островок надежды среди океана отчаянья сильно и навсегда впечатался в писательскую память. Именно на этом Буйническом поле в романе «Живые и мертвые» встретятся два любимых симоновских героя – Синцов и Серпилин. Чудом избежав окружения, вернулся в Москву. В дальнейшем всю войну прошел в должности корреспондента "Красной звезды". Стал одним из лучших военных журналистов, ходил на подводной лодке в румынский тыл, с разведчиками – в норвежские фьорды, на Арабатской стрелке – в атаку с пехотой, видел всю войну от Черного до Баренцева моря, закончил ее в Берлине, присутствовал при подписании акта капитуляции гитлеровской Германии и на всю жизнь остался военным писателем, летописцем и историком этой войны.
На войне сложился и стиль жизни Симонова, основой которого стала работоспособность, собранность и целеустремленность. За четыре военных года – пять сборников очерков и рассказов, повесть "Дни и ночи", пьесы "Русские люди", "Так и будет, " "Под каштанами Праги", дневники, которые впоследствии составили два тома его собрания сочинений, и, наконец, стихи, которых с февраля 1942, после того как в "Правде" было опубликовано "Жди меня", ожидала буквально вся воюющая страна. Победу двадцатидевятилетний Симонов встретил уже знаменитым писателем, лауреатом Сталинских премий, самым молодым из руководителей Союза Писателей, автором известных стихов, пьес, прозы, переводимой на разные языки.
После окончания войны Симонов в качестве корреспондента газеты "Правда" много ездит по стране. С 1946-1950 гг. и с 1954-1956 гг. – он главный редактор журнала "Новый мир". С 1950 по 1953 г. – главный редактор "Литературной газеты". В 50-е гг. вышли в свет роман "Товарищи по оружию", повесть "Дым отечества", книга повестей "Из записок Лопатина". В 1959 г. написан роман "Живые и мертвые", в 1963-1964 гг. – продолжение – "Солдатами не рождаются" и в 1970-1971 гг. – "Последнее лето". Кроме того, Симонов продолжал работать в поэзии и драматургии, им написаны пьесы "Русский вопрос", "Четвертый", три книги стихов. Помимо литературной работы Симонов занимался кино- и теледокументалистикой. При его участии были сделаны кинофильмы "Если дорог тебе твой дом... ", "Гренада, Гренада, Гренада моя... ", "Чужого горя не бывает" и др. В 1974 г. был удостоен звания Героя Социалистического Труда. Умер К. Симонов 28 августа 1979 г. в Москве. Согласно завещанию, прах К. Симонова был развеян над Буйническим полем под Могилёвом.
Илья Эренбург (1891-1967 гг.)
Илья Григорьевич Эренбург родился в Киеве 14 января 1891 г. в зажиточной еврейской семье, а детство провел в Москве (в 1895 г. семья переехала в Москву), где Эренбург учился в Первой московской гимназии. Там он познакомился с Николаем Бухариным, который вовлек его в революционную деятельность. Вместе с Бухариным Эренбург распространяет листовки, выполняет поручения большевистского подполья. Из шестого класса гимназии И. Эренбург был исключен за участие в работе большевистской организации. Был арестован в 1908 г. и через несколько месяцев эмигрировал во Францию. В Париже он первое время продолжал вести революционную работу. По рекомендации Льва Каменева переезжает в Вену, где работает в газете "Правда", общается с Л. Троцким. Профессиональные революционеры удивили его своей нетерпимостью и замкнутостью на вопросах революционной тактики. Разочаровывается в партийной работе и отходит от большевиков. Круг его интересов – стихотворные опыты, чтение, увлечение католицизмом.
Первые стихи Эренбург опубликовал в 1910 г., хотя сочинять начал намного раньше. В 1911 г. вышел его первый сборник стихов "Я живу". За ним последовали "Будни" и "Детское", изданные в 1913 и 1914 гг. Занимается переводами французской поэзии, в 1914 издает антологию, включившую подборку из 29 поэтов, среди которых Поль Верлен, Артюр Рембо, Гийом Аполлинер. За чтением и сочинением стихов целыми днями просиживает в кафе "Ротонда" на Монпарнасе. Там собирается интернациональный круг друзей – художники Пикассо, Ривера, Модильяни, Шагал, литераторы Аполлинер, Максимилиан Волошин. Много путешествует.
Когда началась Первая мировая война, Эренбург пытался записаться во французскую армию добровольцем, но был забракован по здоровью. Он работает военным корреспондентом московских и петроградских газет "Утро России" и "Биржевые ведомости". В 1920 г. наиболее значительные корреспонденции он объединил в книге "Лик войны". В 1916 г. вышли "Стихи о канунах". После падения самодержавия Эренбург возвратился в Россию. Годы революции и гражданской войны он встречает книгами стихов "Молитва о России" (1918 г.) и "Огонь" (1919 г.). В поэтическом сборнике Молитва о России нарастающий хаос в стране принял образ умирающей матери, над которой глумятся большевики. В Москве подружился с Б. Пастернаком и В. Маяковским. Печатает статьи в эсеровских газетах. После начала "красного террора" в 1918 уезжает в Киев. Позже изданы сборники "Кануны", "Раздумья" (1921 г.), книги "Зарубежные раздумья" и "Опустошающая любовь" (1922 г.).
С 1921 г. начинается творческая деятельность И. Эренбурга-романтиста. Он пишет "Необычайные похождения Хулио Хуренито... ", произведение, выдержавшее множество изданий на разных языках. События романа разворачиваются перед Первой мировой войной. Мексиканец Хулио Хуренито, претендующий на роль учителя жизни, собрав учеников разных национальностей, отправляется путешествовать по Европе, Африке и Советской России. Цель – подорвать священные мифы Европы, ее самодовольные представления о религии и политике. Этот любимый роман Эренбурга, с которым он сам хотел бы войти в историю, был опубликован в Берлине в начале 1922 года. В России вышел в 1923 г.
В 20-30-е гг. Илья Эренбург становится одним из самых читаемых и популярных писателей не только на родине, но и за рубежом. "Тринадцать трубок", "Жизнь и гибель Николая Курбова", "Трест Д. Е. ", "Рвач", "В Проточном переулке" – эти романы и повести пользовались большой популярностью. 30-е гг. знаменуются в творчестве писателя романами "День второй" и "Не переводя дыхания", а в общественной деятельности – активным включением в антифашистскую борьбу. К этому периоду относятся его многочисленные очерки о Западной Европе, памфлеты "Хлеб наш насущный", "Мой Париж", книги об Испании. В 1932 становится парижским корреспондентом "Известий". Статус советского журналиста делает его из частного лица официальным представителем писателей, ставших на сторону Советской власти.
С началом Великой Отечественной войны становится постоянным корреспондентом газеты "Красная звезда". Эренбург чувствовал, что советские люди не понимают, с каким противником имеют дело. "У наших бойцов не только не было ненависти к врагу, в них жило некоторое уважение к немцам, связанное с преклонением перед внешней культурой". Бойцы считали, что "солдат противника пригнали к нам капиталисты и помещики…что если рассказать немецким крестьянам и рабочим правду, то они побросают оружие". Эренбург поставил себе задачу развеять эти мифы, научить ненавидеть врага. В газете печатались его пламенные статьи – обращения к солдатам, написанные в духе французского революционного памфлета. С первого же дня Великой Отечественной войны началась активная деятельность Эренбурга-публициста. Статьи военных лет вошли в три тома под общим заглавием "Война". За роман "Падение Парижа" (1941 г.), в котором описывались события, очевидцем которых был он сам, в 1942 г. Эренбург получает Сталинскую премию. В 1944 г. ему был вручен орден Ленина, а французское правительство возвело Эренбурга в кавалеры ордена Почетного легиона. Важной частью творчества Эренбурга была и его переводческая деятельность. Он переводил Вийона, Рембо, Верлена и др.
После окончания войны Эренбург присутствует на Нюрнбергском процессе. В 1946 г. совершает поездку в США, страну, которая, как он считал, "меньше всего пострадав, больше всего выиграла от войны". Эренбург вернулся из США с двойственным чувством. С одной стороны, он убедился, насколько американская экономика преуспела во время войны, с другой, он видел демократическую республику, не способную покончить с расовой несправедливостью. В 1949 г. была подготовлена рукопись о Соединенных Штатах – "Ночи Америки" (так и не опубликованная по политическим соображениям), по резкости суждений превосходившая все, что он писал об Америке ранее. По его мнению, поскольку в США мало кто непосредственно испытал на себе, что такое война, там легко и естественно процветает военная истерия, а атомная бомба усиленно рекламируется.
В послевоенные годы вышли сборники "Надежда мира", "За мир" и др., романы: "Буря" – о войне и тех неимоверных усилиях, с которыми Красная Армия одержала победу, "Девятый вал" о движении за мир и интригах, мешающих этому делу. За роман "Буря" Эренбург в 1948 г. получает Сталинскую премию. К этому периоду относятся также пьеса-памфлет "Лев на площади" и повесть "Оттепель" (1954-1956 гг.), давшая название периоду в общественно-политическом развитии страны. Завершающим трудом последних лет И.Г. Эренбурга становятся его мемуары – "Люди, годы, жизнь". Многие встретили мемуары восторженно, но была и критика за "неоправданную идеализацию второстепенных художественных явлений". Хотя главы из "Люди, годы, жизнь" продолжали появляться в печати, последние части Книги седьмой из-за редакторской правки Эренбург снял из официальных журналов и передал в самиздатовский журнал Роя Медведева "Политический дневник". Илья Эренбург умер в Москве 31 августа 1967 г.
Александр Твардовский (1910-1971 гг.)
Александр Трифонович Твардовский родился на хуторе Загорье Смоленской области, в семье кузнеца. Отец Твардовского был раскулачен и сослан. Трагическая судьба отца описана Твардовским в поэме "По праву памяти". С 14 лет принимает активное участие в общественной жизни деревни, становится селькором, посылает в смоленские газеты и журналы ("Смоленская деревня", "Западная область" и др.) заметки о субботниках, о злоупотреблениях местных властей. С 1925 г. в печати появляются первые стихи поэта ("Новая изба") и др. В 1928 г. Твардовский переезжает в Смоленск, работает там корреспондентом местных газет, не порывая связей с деревней.
В 1931 г. в Москве в издательстве "Молодая гвардия" вышла поэма "Путь к социализму" – первое крупное произведение Твардовского. Теме организации колхозов посвящены очерки Твардовского "Дневник председателя колхоза" (1932 г.) и поэма "Вступление" (1933 г.). В 1934-1936 гг. написана поэма "Страна Муравия". В "Автобиографии" Твардовский писал: "Со "Страны Муравии", встретившей одобрительный прием читателей и критики, я начинаю счет своим писаниям, которые могут характеризовать меня как литератора". Выход этой книги в свет послужил причиной значительных перемен и в моей личной жизни. Я переехал в Москву, в 1939 г. окончил МИФЛИ (Московский Институт Истории, Философии и Литературы), выпустил книгу новых стихов "Сельская хроника".
В 1939-1940 гг. Твардовский служил в армии в качестве военного журналиста, участвовал в походе на Польшу и в финской кампании. В предвоенные годы вышло несколько сборников стихотворений Твардовского: "Про деда Данилу", "Загорье" и др. В годы войны отличительной чертой лирики поэта является публицистичность ("Возмездие", "Я убит подо Ржевом... " и др.). Вершиной поэтического наследия Александра Твардовского стала поэма "Василий Теркин" (1941-1945 гг.). С 1941 г. Твардовский начал работать над поэмой «Василий Теркин», которой дал подзаголовок "Книга про бойца". Первые главы были напечатаны в сентябре 1942 в газете "Красноармейская правда", в том же году ранний вариант поэмы вышел отдельной книгой. Окончательный вариант был завершен в 1945 г. В статье "Как был написан "Василий Теркин" Твардовский писал о том, что образ главного героя был придуман в 1939 г. для постоянной юмористической рубрики в газете Ленинградского военного округа "На страже Родины".
Случайно найденный образ, писал Твардовский, "захватил меня без остатка". Первоначальный юмористический замысел приобрел формы эпического повествования, поэма стала для автора "моей лирикой, моей публицистикой, песней и поучением, анекдотом и присказкой, разговором по душам и репликой к случаю". В поэме "просто парень сам собой" Василий Теркин стал главным героем народной войны. Как и всем героям мирового эпоса, ему даровано бессмертие (не случайно в поэме 1954 г. "Теркин на том свете" он попадает в загробный мир, напоминающий своей мертвечиной советскую действительность) и одновременно – живой оптимизм, делающий его олицетворением народного духа. Поэма имела огромный успех у читателей. Василий Теркин стал фольклорным персонажем, по поводу чего Твардовский заметил: "Откуда пришел – туда и уходит". Книга получила и официальное признание (Государственная премия, 1946 г.), и высокую оценку современников. И. Бунин писал о ней: "Это поистине редкая книга. Какая свобода, какая чудесная удаль, какая меткость, точность во всем и какой необыкновенный народный язык – ни сучка, ни задоринки, ни единого фальшивого, готового, то есть литературного слова!"
Вскоре после войны Твардовский пишет поэму-воспоминание "Дом у дороги", начатую в 1942 г. Крупнейшие послевоенные произведения поэта – "За далью – даль" (1950-1960 гг.), "Теркин на том свете" (1954-1963 гг.), "По праву памяти" (1966-1969 гг.). В 1950-1954 гг. А. Твардовский – главный редактор "Нового мира". 11 августа 1954 г. был снят с этого поста. В резолюции Президиума правления Союза писателей отмечены в качестве причины снятия – позиции редакции, "противоречащие указаниям партии, содержащимся в ее решениях... о журналах "Звезда" и "Ленинград". С 1958 по 1970 гг. Твардовский – главный редактор "Нового мира". В 1970 г. опять был снят с этой должности. Это обострило тяжелую душевную ситуацию, в которой он находился, будучи, с одной стороны, крупной фигурой в партийно-советской иерархии, а с другой – "неофициальным оппозиционером". Несмотря на официальное признание поэмы "За далью даль" (1950-1960 гг., Ленинская премия, 1961 г.), поэмы Твардовского "По праву памяти" и "Теркин на том свете" не были опубликованы. Умер Твардовский в Красной Пахре близ Москвы 18 декабря 1971 г.
Ольга Берггольц (1910-1975 гг.)
Родилась 3 (16) мая 1910 в Санкт-Петербурге, на старой питерской окраине – Невской заставе, в семье заводского врача. Окончив в 1930 г. филологический факультет Ленинградского университета, О. Берггольц стала разъездным корреспондентом и литературным сотрудником республиканской казахстанской газеты "Советская степь". Вернувшись в конце 1931 г. в Ленинград, работала в многотиражной газете завода "Электросила", публиковала статьи и заметки, писала и редактировала историю завода. Первое стихотворение "Пионерам" было напечатано в газете "Ленинские искры" в 1925 г., первый рассказ "Заколдованная тропинка" – в журнале "Красный галстук". В 1926 г. О. Берггольц вошла в литературную группу "Смена". В 1929 г. появилась ее стихотворная книга для детей "Как Ваня поссорился с баранами".
Литературный дебют Берггольц (лирические стихи, в т.ч. первые сборники "Стихотворения", 1934 г., и "Книга песен", 1936 г., с воодушевлением и искренностью рассказывающие о "республике, работе и любви", счастливой комсомольской семье) с одобрением встретили С.Я. Маршак, К.И. Чуковский, А.А. Ахматова, М. Горький. В 30-е гг. выходят книги поэзии и прозы: "Пионерская лагерная", "Углич", "Книга песен", "Мечта" и др. C 1936-1937 гг. она работает секретарем газеты "Литературный Ленинград". В 1938 г. погиб первый муж Берггольц, известный комсомольский поэт Б.П. Корнилов, репрессированный по ложному обвинению; саму ее заключают в тюрьму, где она находилась с декабря 1938 г. по июнь 1939 г. О. Берггольц исключили из партии, в 1939 г. она была освобождена и полностью реабилитирована. Ноты трагизма появляются в стихах конца 1930-х годов, большинство которых опубликовано в сборнике "Узел" (1965 г., в т.ч. "Не может быть, чтоб жили мы напрасно!.. "), а наиболее острое, посвященное тем, кто "обманулся... любя" свою страну и декларированные ею идеалы, – "Нет, не из книжек наших скудных" (1939 г.) – вышло в свет только в 1987 г.
В годы Великой Отечественной войны Берггольц, оставаясь в родном городе все 900 дней блокады, работала на Ленинградском радио (выступления вошли в кн. "Говорит Ленинград", 1946 г., 1-е изд. было изъято в связи с т.н. ленинградским делом после разгрома журналов "Звезда" и "Ленинград"). Часто обессиленная от голода, ночевала в студии, но никогда не теряла силы духа, поддерживая свои обращения к ленинградцам доверительными и мужественными стихами. Во время войны О. Берггольц создала свои лучшие поэтические произведения, посвященные героизму защитников города: "Ленинградская поэма", поэма "Февральский дневник", стихотворения, вошедшие в книги "Ленинградская тетрадь", "Ленинград", "Ленинградский дневник", и другие произведения. Берггольц выезжала в части действующей армии, ее стихи печатались на страницах газет, на плакатах "Окон ТАСС". Строки О. Берггольц высечены на гранитной стеле Пискаревского мемориального кладбища: "Никто не забыт и ничто не забыто".
В 1950 г. Берггольц пишет поэму "Первороссийск", которая была удостоена Государственной премии. О героической обороне Севастополя в дни битвы с фашизмом она рассказывает в трагедии "Верность" (1954 г.), поставленной, как и ранее написанные пьесы "Они жили в Ленинграде" (1944 г.), "У нас на земле" (1947 г.), на сценах профессиональных театров. В 1959 г. вышла построенная на автобиографическом материале книга лирической прозы "Дневные звезды". В 60-е гг. выходит книга ее произведений "Стихи. Проза" (1961 г.), сборник новых стихотворений "Узел" (1965 г.), сборники "Стихотворения" (1966 и 1967 гг.), "Память" (1972 г.), собрание сочинений в трех томах и другие издания. Умерла О.Ф. Берггольц в Ленинграде 13 ноября 1975 г.
3. Поэты, не вернувшиеся с фронта
На фронтах Великой Отечественной войны погибло 48 поэтов. Самому старшему из них — Самуилу Росину — было 49 лет, самым младшим — Всеволоду Багрицкому, Леониду Розенбергу и Борису Смоленскому — едва исполнилось 20.
Мусса Джалиль в 1942 году тяжело раненный был взят в плен, заключён в концлагерь, где организовал подпольную группу, устраивал побеги советских военнопленных. Он писал стихи, которые заучивались товарищами по плену, передавались из уст в уста. За участие в подпольной организации казнён в военной тюрьме Плетцензее. Посмертно удостоен звания Героя Советского Союза (1956 г.). Стихи 1941 г. полны оптимизма, веры в победу над фашизмом: "Из госпиталя", "Перед атакой", "Письмо из окопа" и др. Через бельгийского партизана, заключённого в тюрьме Моабит, Джалиль передал на волю блокнот со стихами: "Мои песни", "Не верь", "После войны" и др. Более ста стихотворных произведений – свидетели борьбы, страданий и мужества поэта. За цикл стихов "Моабитская тетрадь" Джалиль посмертно присуждена Ленинская премия (1957 г.). В 1968 году о Джалиль был создан фильм "Моабитская тетрадь".
4. Какую роль сыграла поэзия ?
Лирическая поэзия, самый чуткий сейсмограф душевного состояния общества, сразу же обнаружила эту жгучую потребность в правде, без которой невозможно, немыслимо чувство ответственности. Вдумаемся в смысл не стертых даже от много кратного цитирования строк "Василия Теркина" Твардовского, они направлены против утешающе-успокаивающей лжи, обезоруживающей людей, внушая им ложные надежды. Тогда эта внутренняя полемика воспринималась особенно остро, была вызывающе злободневной:
А всего иного пуще
Не прожить наверняка –
Без чего? Без правды сущей,
Правды, прямо в душу бьющей,
Да была б она погуще,
Как бы ни была горька.
Поэзия (разумеется, лучшие вещи) немало сделала для того, чтобы в грозных, катастрофических обстоятельствах пробудить у людей чувство ответственности, понимание того, что от них, от каждого, именно от него – ни от кого другого, ни на кого нельзя переложить ответственность – зависит судьба народа и страны.
Стихи Симонова, Суркова, Исаковского учили воевать, преодолевать военные и тыловые тяготы: страх, смерть, голод, разруху. Более того, они помогали не только воевать, но и жить. Именно в суровую военную пору, точнее, в самые тяжелые первые месяцы военной страды созданы почти все поэтические шедевры Симонова: "Ты помнишь, Алеша, дороги Смоленщины... ", "Жди меня, и я вернусь", "Если бы нас своим могуществом... ", "Майор привез мальчишку на лафете... ". Человек, поставленный в исключительные обстоятельства, подвергающийся самым жестоким испытаниям, заново узнавал мир и от этого сам становился иным: сложнее, мужественнее, богаче социальными эмоциями, зорче и точнее в оценках, как движения истории, так и собственной личности. Война изменила людей. Они теперь иначе смотрят и на мир, и на себя. "Я – другой", "Я не тот, не тот, каким был в Москве до войны", – так утверждается в стихах К. Симонова ("Встреча на чужбине") 1945 года.
Непривычная шинель, горечь расставаний, материнские слезы, а затем и первые смерти, и "бомбежка весь день" – все это вместе взятое завершается фразой, в которой звучит удивление, и отказ от иллюзий, и ирония, и, прежде всего, зрелость, спокойно-мужественное понимание истины:
"Да война такая, какой мы писали ее –
Это горькая истина... "
Мужество и любовь нераздельны в сердце солдата, и наверно, поэтому стихи военных лет производят впечатление особенной цельности и гармоничности. Перед нами развертывается единый характер, и это характер именно того человека, который выстоял в первых боях с фашизмом, а потом разгромил врага. В одном чеховском рассказе говорится, что "от печальной песни потянуло свободной жизнью". Так и от грустно-раздельной "Землянки" веет силой, негасимой любовью к женщине, к жизни, к родной земле. Как будто в лютый мороз первой военной зимы послышалось дыхание еще далекой, но неизбежной весны!
"Жди меня, и я вернусь. Всем смертям назло…" – стихотворение К. Симонова призывало вопреки всему – надеяться и ждать! А фронтовику верить в то, что дома его очень ждут. Эта вера во многом будет питать его мужество и стойкость. Произведение брало за живое убеждённостью в неотвратимости встречи людей, тянущихся друг к другу. Феномен "Жди меня", вырезаемого, перепечатываемого и переписываемого, посылаемого с фронта домой и из тыла – на фронт, феномен стихотворения, написанного в августе 1941 на чужой даче в Переделкино, адресованного вполне конкретной, земной, но в эту минуту – далекой женщине, выходит за рамки поэзии. "Жди меня" – молитва атеиста, заговариванье судьбы, хрупкий мост между жизнью и смертью, и оно же – опора этого моста. В нем предсказано, что война будет долгой и жестокой, и угадано, что человек – сильнее войны. Если любит, если верит.
Стихотворение "В прифронтовом лесу" М. Исаковского выделяется редкостной жизнерадостностью, хотя напоминание о мирных днях и усугубляло драматизм существовавшего положения, и поэт не скрывал: десятки тысяч людей ежедневно шли сознательно и осмысленно на смерть. В богатейшей поэзии военных лет никто, пожалуй, с такой предельной откровенностью не заявлял о том, что ждет тех, кто слушает в эту минуту вальс в прифронтовом лесу. Неудивительно, что большинство бытовавших в окопах песен, рожденных войной, таких как "Синий платочек", "Темная ночь", "Бьется в тесной печурке огонь... ", "В лесу прифронтовом", "Огонек", были сугубо лирическими. Эти песни отогревали солдатское сердце, продрогшее на холодном ветру суровой военной жизни.
В годы ВОВ написаны стихотаворения:
М. Исаковский "В прифронтовом лесу", "Огонек", "Девичья песня", "Лучше нету того цвету", "Услышь меня, хорошая", "Снова замерло все до рассвета", "Слово о России", "Русской женщине", "Круши, карай неистовую силу! "
А. Фатьянов "На солнечной поляночке", "Соловьи", "Давно мы дома не были".
А. Сурков - цикл стихотворений "Письма в далёкое"(куда вошло известное стихотворение, которое стало песней "В землянке").
К. Симонов - цикл стихов "С тобой и без тебя", стих-е "Родина", "Ты помнишь, Алеша, дороги Смоленщины... ", "Убей его! "
А. Сурков "Россия", "Вперёд! В наступленье! Назад ни шагу! ", "Предчувствие весны".
О. Берггольц "Февральский дневник" (1942 г. , февраль) , который построен как разговор автора с ленинградцами.
М. Светлов "Итальянец".
М. Алигер "Зоя" (поэма) , рассказывающая о подвиге московской комсомолки Зои Космедемьянской.
П. Антокольский "Сын" (поэма) - поэтический реквием, в котором отец стремился выразить не только свою любовь и горе, но и страдания миллионов отцов и матерей погибших воинов. И еще много-много других.
6. Заключение
Литература и искусство неизменно выступают как хранители памяти поколений. С особой силой это проявляется в произведениях, запечатлевших героические страницы жизни нации. Никогда связь искусства с жизнью народа, сила воздействия писательского слова на события огромного исторического значения не проявлялись так наглядно и так впечатляюще, как в годы войны. Писатели утверждали свое право говорить "от имени Родины". Произведения, созданные в годы войны, обладают ныне силой документа – прямого свидетельства непосредственного участника событий. Своей жестокой рукой война коснулась каждой семьи. Сегодня мы обращаем слова благодарности и чтим память тех, кому мы обязаны счастьем жить на Земле, тех, кто отстоял наши жизни на полях войны. "В том, что страна вновь и вновь вспоминает о подвиге своих сыновей, есть высокая историческая справедливость. Мир был бы другим, если бы советские люди не выстояли, не выдержали этих четырех лет", – писал К. Симонов.
Библиография :
Слайд 1
Проектно-исследовательская работа по литературе: «Роль поэзии в годы Великой отечественной Войны» Работу выполнила: ученик 7«М» класса Леденёв Александр Руководитель: Анашкина С.В.Слайд 2
Содержание : Цели и задачи Введение Поэты ВОВ Поэты, не вернувшиеся с фронта Какую роль сыграла поэзия ? Вывод
Слайд 3
Цели и задачи Цель : дать обзор поэзии времен Великой Отечественной .войны; показать, что поэзия, как самый оперативный жанр, соединяла высокие патриотические чувства с глубоко личными переживаниями Задача : Понять насколько была важна литература во время ВОВ
Слайд 4
Введение Великая Отечественная война 1941-1945 годов навсегда останется одним из самых главных драматических событий ХХ века. Чем дальше уходит время, тем все более ценными становятся для потомков ее страницы. Мир простился с уходящим тысячелетием.Но мы еще долго будем перебирать в памяти события минувших столетий,даты,имена ...
Слайд 5
Поэты ВОВ Свыше 2000 писателей и поэтов отправились на фронт. На фронте они были не только военным корреспондентами, они были рабочими войны: артиллеристами, танкистами, пехотинцами, летчиками, моряками. Умирали от голода в блокадном Ленинграде, от ран — в военных госпиталях. 417 из них не вернулись, многие погибли от ран после войны.
Слайд 6
КОНСТАНТИН СИМОНОВ
Слайд 9
Поэты не вернувшиеся с фронта На фронтах Великой Отечественной войны погибло 48 поэтов. Самому старшему из них — Самуилу Росину — было 49 лет, самым младшим — Всеволоду Багрицкому, Леониду Розенбергу и Борису Смоленскому — едва исполнилось 20.
Слайд 10
Какую роль сыграла поэзия ? Поэзия немало сделала для того, чтобы в грозных, катастрофических обстоятельствах пробудить у людей чувство ответственности, понимание того, что от них, от каждого, именно от него – ни от кого другого, ни на кого нельзя переложить ответственность – зависит судьба народа и страны.
Слайд 11
Вывод ПОЭЗИЯ В ГОДЫ ВОЙНЫ СТАЛА САМЫМ ОПЕРАТИВНЫМ, САМЫМ ПОПУЛЯРНЫМ ЖАНРОМ. ПОЭЗИЯ ВЫРАЗИЛА ПОТРЕБНОСТЬ ЛЮДЕЙ В ПРАВДЕ, БЕЗ КОТОРОЙ НЕВОЗМОЖНО ЧУВСТВО ОТВЕТСТВЕННОСТИ ЗА СВОЮ СТРАНУ. ЛИТЕРАТУРА, А КОНКРЕТНЕЕ, ПОЭЗИЯ ВОЗВРАЩАЕТСЯ К СОБЫТИЯМ ВОЙНЫ НЕ ТОЛЬКО ДЛЯ ТОГО, ЧТОБЫ ВНОВЬ И ВНОВЬ ПОКАЗЫВАТЬ ТРУДНЫЙ ПУТЬ НАШЕГО НАРОДА, НО И ДЛЯ ТОГО, ЧТОБЫ ОПЫТ ПРОШЛОГО ПРЕДОСТЕРЁГ ОТ КАТАСТРАФИЧЕСКИХ ОШИБОК В БУДУЩЕМ.
Марши для детей в классической музыке
Два плуга
Рисуем "Ночь в лесу"
Круговорот воды в пакете
Несчастный Андрей