Автор исследовательского проекта четко сформулировал и обосновал цели и задачи своей работы.
Определил личную и социальную значимость актуальности выбранной темы.
В работе использовал собственные краеведческие и архивные материалы.
Сумел обобщить и сделать выводы, руководствуясь нетолько собственным мнением, а фактическим материалом,
воспоминиями жителей с. Романово. Материал в работе изложен логически, сделаны выводы.
Необходимо отметить и то, что разработка и выполнение проекта требовало
немало дополнительного времени, а это немало важно для современного подростка.
Работая над проектом, Алексей приобрел новые обществоведческие знания
и навыки работы с информацией. Структура работы соответствует требованиям,
легко и эмоционально воспринимается слушателями
. Результат работы - создан материал, который можно использовать как дополнительный материал
при изучении истории и обществознания. Самого название проекта,
соответствует эмоциональному состоянию современных подростков, увлекает их своим нестандартным названием.
Вложение | Размер |
---|---|
proekt_ozerov_a._.doc | 125.5 КБ |
Министерство общего и профессионального
образования Свердловской области
Отраслевой (функциональный) орган администрации
Сосьвинского городского округа
«Управления образования»
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа с. Романово
«Последние свидетели» грозных сороковых»
исследовательский проект по обществознанию
Исполнитель: Озеров Алексей Сергеевич, ученик 6 класса
МБОУ СОШ с.Романово
Руководитель: Озерова Зоя Африкановна, учитель обществознания 1 категории
с. Романово
2015
Оглавление
Введение…………………………………………… | стр. 3 - 4 |
Глава I. « Мои земляки – дети войны» | стр. 5-6 |
1928 г.р.………………………………………………. | стр. 7 |
1.2. Воспоминания Глазунова Семена Семеновича, 1927 г.р., Черкашиной (Глазуновой) Алевтины Семёновны, 1938 г.р……………………………………………………….. | стр. 8- 9 |
1.3. Воспоминаний Глазуновой Валентины Александровны, 1931 г.р………………………………………………… | стр. 10 |
1.4. Воспоминания Глазуновой Зинаиды Васильевны, 1932 г.р………………………………………………… | стр. 11 |
1.5. Из воспоминаний Романовой Риммы Алексеевны, 1931 г.р.………………………………………………. | стр. 12 |
1.6. Из воспоминаний Волосковой Риммы Федоровны, 1938 г.р, Кантышевой Валентины Ивановны, 1928 г.р. | стр. 13 |
1.7. Воспоминания Романова Валерия Ивановича (1941 г.) и Ситниковой Эльвиры Ивановны (Романовой), 1939 г. | стр. 14 |
1.8. Воспоминания Ёлтышевой Валентины Дмитриевны, 1926 года………………………………………………… | стр.15 |
Глава 2. Мои прабабушка и прадедушка – дети войны» | стр. 16 - 17 |
Глава 3. Документы заседаний исполкома Романовского сельского Совета, свидетельствующие о жизни и быте детей войны………………………………………….. | стр. 18 -23 |
Заключение……………………………………………..............
| стр. 24 |
Список литературы……………………………………………. | стр. 25 |
Введение
Тема моего проекта: «Последние свидетели» грозных сороковых»
В огне войны сгорело детство,
Но не прошло бесследно, нет,
И носим мы в себе наследство –
И боль, и радость прошлых лет…
Я выбрал эту тему, потому что, «последние свидетели» - это наши ровесники, дети 40-х годов, дети войны. У них разные судьбы, но всех их объединяет одно, у детей этих не было детства, их детство отняла война. На их плечи лёг тяжёлый груз страданий. Им рано пришлось стать взрослыми: они видели своими детскими глазами всё: боль страданий, голод, холод, страх, смерть близких, многих война лишила отцов и матерей. Рано встав взрослыми, они наравне со взрослыми работали и учились. Страх того, что ты остался один на всем белом свете, страх того, что твоя жизнь может закончиться в любой момент, так и не начавшись. Рано повзрослевшие, не по годам мудрые и невероятно стойкие маленькие герои. Их патриотизм во время Великой Отечественной войны, трудовые подвиги и отчаянная храбрость навсегда останутся в памяти нашего народа.
Современный подросток должен задуматься над тем, «А смог бы я делать то, что делали эти дети, вынести то, что вынесли они?»
Сегодня они со слезами на глазах вспоминают свое военное детство, и, несмотря на то, что некоторые моменты уже стерлись из памяти, тот период они запомнили на всю жизнь и вряд ли забудут. Они могут рассказать нам про свою войну, какой они её знают и помнят. Что я хочу показать в своей работе. Людям, потерявшим детство, моим землякам, посвящается исследовательская работа «Последние свидетели» грозных сороковых»
В данном исследовании отображены судьбы людей, проживающих в селе Романово Серовского района Свердловской области, которые были маленькими детьми или подростками в годы войны.
Проблема исследования: Тема детей и войны является одной из самых малоисследованных в истории. Потому что, война испокон веку считались уделом взрослых мужчин. У каждого ребенка должно быть детство, чтобы: учиться, играть, а ещё помогать по дому.
Цель работы: Изучить воспоминания жителей, чьё детство выпало на годы Великой Отечественной войны.
Задачи исследования:
1) установить жителей села Романово Серовского района, чьё детство пришлось на Великую Отечественную войну.
2) записать воспоминания тех событий.
3) создать по материалам исследования презентацию и альбом, и использовать её во внеурочной деятельности для воспитания патриотизма, любви и гордости к малой родине, чувства благодарности и уважения к старшему поколению, отстоявшему независимость Родины.
Место исследования – с. Романово Серовский район Свердловская область
Объект исследования – судьбы отдельных людей.
Предмет исследования – дети войны села Романово Серовского района Свердловской области
Методы работы:
- социологическое исследование (интервью, беседы);
- изучение семейных и личных архивов;
- архивов Романовского сельского Совета и Романовской средней школы
Проектным продуктом будет – альбом с воспоминания жителей, чьё детство выпало на годы Великой Отечественной войны.
Глава 1. « Мои земляки – дети войны»
Я начал свою работу с того, что посетил Администрацию Романовского сельского совета и выяснил, что на территории села проживает 5 человек, рожденных до начала Великой Отечественной войны. (список с адресами прилагается).
Затем я изучил краеведческие материалы, собранные учащимися Романовской средней школы. Также выяснил, что в школе имеется аудиозапись 2004 встречи учащихся с жителями села, чье детство прошло в годы Великой Отечественной войны.
Потом посетил семь семей, взял у них интервью.
Результаты отразил в главе 1.
Глава 2 посвящена моим прадедушке и прабабушке: Морозковым Галине Сергеевне и Африкану Ивановичу.
В Главе 3 представлены документы заседаний исполкома Романовского сельского Совета, свидетельствующие о жизни и быте детей войны.
О чем же мечтали дети, которых война лишила всего, даже детства? Ведь быть не по годам взрослым – это очень трудно. К чему в те далекие сороковые стремились?
Село Романово - это место, где мы родились и выросли. Здесь рядом с нами живут замечательные люди. Собирая материал для работы, я встречался с некоторыми из них, и никто не отказывался нас принять и выслушать. Наши земляки тоже совершали подвиг во имя Победы над врагом. Они трудились в своем далеком от фронта селе, помогая солдатам, чем могли. Сейчас это пожилые люди, живущие рядом с нами. Они вспоминают трудные военные годы со слезами на глазах. А ведь пройдет некоторое время, и этих живых свидетелей не будет. Поэтому мы считаем, их нужно окружить особой заботой, любовью и вниманием.
На примере семей и отдельных жителей, покажу жизнь детей из села Романово в годы Великой Отечественной войны – 1941 – 1945 г
1.1.Воспоминания Романова Михаила Григорьевича, 1928 г.р.
Во время войны наша семья проживала в с. Романово.
«Когда началась война, мне было 13 лет. С началом войны закончилось и детство. Зимой учились в школе, а летом работали в колхозе. Учиться начинали не с 1 сентября, а позднее на месяц. В 14 лет пошел работать в МТС, сначала учеником слесаря, потом слесарем. Окончил курсы трактористов. В колхозе работали старики, женщины и подростки, а механизаторами работали парни и девушки. Даже младшие школьники помогали, собирали колоски. Собирали в районе деньги на танк «Серовский пионер», танк был построен и отправлен под Сталинград. Пионеры нашего села приняли в этом участие. В 17 лет стал бригадиром тракторного отряда, с окончанием войны стали приходить фронтовики, стало легче».
Был такой случай, когда Михаил Григорьевич учился, его и несколько подростков и старика послали пригнать лошадей с покосов деревни Паньшино, приехали, пока собрались, вода прибыла, они трое суток не могли выбраться с острова, на четвертый день их обнаружили»
1.2. Воспоминания Глазунова Семена Семеновича, 1927 г.р., Черкашиной (Глазуновой) Алевтины Семёновны, 1938 г.р.
Когда началась война наша семья проживала в д. Паньшино Серовского района Свердловской области. Родители работали в колхозе.
«Жили бедно, скудные завтраки и обеды, так как «Каждое хозяйство должно было сдать государству: молоко -300 литров с головы, сена, яиц, шерсти, шкуры свинье и крупного рогатого скота в независимости от того держали скот или нет». «Орехи кедровые заготовляли, в каждом хозяйстве мужики рыбу ловили, благо, что озера рядом были. Охотились на зайцев, белок, лосей убивали, но это запрещено было. Этим и кормились».
В то время не разрешалась вырубка леса, дрова приходилось заготавливать из валежника. Свой огород вспахивали на лошади с плугом. Из воспоминаний Глазунова Семена Семеновича: «во время Великой Отечественной войны 1941-1945 года с другими 13 -15 летними подростками, был направлен колхозом с лошадью на лесозаготовки в поселок Первомайский, там вали лес, обрубали, вывозили, грузили в вагоны для фронта. Работа была очень тяжелая, спали в избушке, на полатях, практически не раздеваясь, ночью за печкой и кормлением лошадей следили сами по - очереди. Рабочий день начинался в 6 часов утра, заканчивался в 1о часов».
Девушки стали работать на тракторах, среди них была Чернятьева Галина Федоровна, Хлусова Елена Прокопьевна. Закончив курсы трактористок с 1943 года, каждый день по 8 километров с утра, туда и обратно в Романово ходила пешком, «утром по - раньше выйдешь и в 10 вечера обратно, зимой уж по - темну идешь. И по тонкому льду, босиком ходили. И прицепщиков привязывали, что если уснут, не упали под плуг»
Черкашина Алевтина Семеновна, 1938 г.р., сестра Глазунова Семена Семеновича.
Я маленькая была, когда началась война, мама мне говорила, что когда папу забирали на войну, я за ним бежала и кричала: «Папка, я с тобой». ? июля 1942 года он пропал без вести, до сих пор ничего не знаем, где он захоронен. Мне в войну меньше доставалось, за мной приглядывала моя старенькая бабушка, в семье была самая младшая и меня жалели, лучшее отдавали. Спасала корова, хоть немного молочка – «забелят» супишко и вкусно». Хлеба вдоволь не было мешали со всякими семенами, больше с картошкой и лебедой, этим и питались. А ребята без обуви, или в обуточках бегали каждый день в школу за 4 километра даже зимой, валенки были одни на несколько человек, доставались тому, что работал в лесу. Все изпризерзлись, много детей болело.
1.3.Воспоминаний Глазуновой Валентины Александровны, 1931 г.р.
Во время войны наша семья проживала в д. Соломоновка Серовского района. Семья была большая, всех взрослых мужчин забрали на фронт.
В то лихое военное время каждый житель деревни работал на износ. Свою лепту в победу дети вносили через помощь взрослым. В уборочную пору бегали на колхозные поля, ставить суслоны из снопов. «В лобогрейку - машина для скашивания зерновых культур, запрягалась лошадь, которой управлял инвалид комиссованный фронтовик. Женщины шли следом за косилкой, подхватывая кошенину, собирая, связывали её в пучки – снопы, а дети их ставили в ряды суслоны для про сушки». В военное время колхозные поля засеивались в ручную, а позже на лошади с сеялкой.
Кроме того, на детские плечи ложилась прополка овощей в своем огороде и на колхозных полях. Дергали турнепс, собирали опавшие колоски, вечерами вязали носки и варежки, которые посылками отправляли на фронт.
Ушедших на фронт мужиков заменили женщины и подростки, делали всю тяжелую работу.
«Моя мама ходила за плугом, а старший, десятилетний Николай верховодил лошадью». В сорок семь лет женщина заработала пупочную грыжу – «надсадилась» от тяжелой работы.
1.4. Воспоминания Глазуновой Зинаиды Васильевны, 1932 г.р.
Во время войны наша семья проживала в д. Паньшино Серовского района. Жилось тяжело, так как считались «врагами народа», в эту деревню мы были высланы из Кировской области.
Своей школы в деревне не было, дети учились в соседних деревне. «В первом классе училась в деревне Масленка, второй, третий класс в деревне Крапивная. На этом вся учеба ее и закончилась».
Вспоминает Глазунова Зинаида Васильевна: «самым вкусным были лепешки из мороженой картошки. Эту картошку толкли, смешивали с молоком (если оно было) или водой, добавляли сала (если было: яйцо и лук) и пекли в русской печи. Летом было легче с едой, были ягоды и грибы. Незабываемые были пирожки с черемухой без сахара». Пасли телят, помогали на фермах, собирали колоски, а кто был «помогутней» наравне со взрослыми работали в поле.
1.5. Из воспоминаний Романовой Риммы Алексеевны, 1931 г.р.
Римма Алексеевна вспоминает, как в селе узнали о начале войны, так: «Жители села Романово не ждали эту страшную весть, как и все люди нашей Родины. Уже в первую неделю войны мужчины разных возрастов нашего села ушли на фронт, в том числе и мой папа- Романов Алексей Николаевич, 1910 г.р.. И я написала на заборе в ограде дату его ухода на фронт -24 июля 1941 года. И вот тогда вся работа по хозяйству и по дому легла на плечи женщин: моей мамы Романовой Екатерины и Ивановны и меня. Трудными были годы в тылу, но утешало то, что страхов войны (боев, выстрелов, сражений) не видели. В те годы мне было всего 9 лет и я помогала своей маме пасти колхозных телят, вывозить навоз, косить сено, заготовлять дрова на зиму и выполнять любую другую работу. В колхозе вместе со сверстниками окучивала картошку, а осенью выбирали ее, собирали колоски в поле, для того, чтобы получить зерно, дорожили каждым колоском, вообще работы хватало. На заработанные трудодни маме выдавали норму по декадам –муку, из которой варили «заваруху» и эти дни считались праздником. В своем хозяйстве держали корову и садили огород, молоко и картофель сдавали фронту и для самих оставалось очень мало. Однажды из города приехали люди и ходили по дворам меняли на картошку вещи, а у одних был кулек конфет, простенькие такие. Я без спроса мамы сменяла этот кулек на ведро картошки. Мама очень ругалась, конфеты быстро съела, а ведро картошки нам было бы надолго для всей семьи. Трудились все и не жаловались на судьбу, потому что знали, что работают для фронта, где воевали отец и муж.
1.6. Из воспоминаний Волосковой Риммы Федоровны, 1938 г.р, Кантышевой Валентины Ивановны, 1928 г.р.
Во время войны наша семья проживала в д. Еловка. Я была маленькая и мало что помню.
Только помню, что в войну есть, было, нечего и чтобы мы не просили кушать дед давал нам курить самосад
Из воспоминаний Кантышевой Валентины Ивановны, 1928 г.р.
«В войну наша семья жила в д. Монастырка, все работали от мала до велика. Да еще в школу ходили, пешком до Романово, каждый день 4 километра туда и обратно, многие бросали, не было обуви. В деревне стоял санаторий для детей – блокадников, больно худые были, самим есть нечего и им помогали».
1.7. Воспоминания Романова Валерия Ивановича (1941 г.) и Ситниковой Эльвиры Ивановны (Романовой), 1939 г.
Во время войны семья проживала в с. Романово. В 1941 году нашего Романова Ивана Ивановича призвали на войну. На войне он был рядовым. Умер от ран на Украине 7 мая 1943 года в с. Дьяково, Ворошиловоградской области. Когда пришла похоронка мама Романова Варвара Алексеевна, двое суток пролежала на постели, ни слезинки не выронила, а потом встала и пошла на работу. Когда отца забрали, Валерий ещё не родился, так что отца своего даже не видел.
С нами еще бабушка жила, Романова Анна Ефимовна. Мы маленькие были, мало, что помним, но бабушка рассказывала, все взрослые работали, с нами сидела нянька – девчушка. Все в то время недоедали и наша нянька съедала большую часть обеда и Валерий чуть не умер от голода, пока бабушка не догадалась «от чего парень плачет». Нашей семьей жилось еще трудней, так как мы были семья «врага народа», нашего деда репрессировали и расстреляли. Еда была скудной, больше «каша – затируха», это сейчас клейстером называют, в тарелку наложат, а по середине мало подсолнечное, в нее и макали. Валерий Иванович рассказывает, что из всего военного детства, только и помню, что с сестрой пошли весной на поле картошку мерзлую собирать, холодина и поля все размыты, оба застряли, она как –то выкарабкалась, затем спасла меня и мои сапоги вытащила»
1.8. Воспоминания Ёлтышевой Валентины Дмитриевны, 1926 года.
«Когда началась война, наша семья проживала в селе Романово, жили с мамой и бабушкой, старшая сестра проживала в г. Серове, а младшему брату Геннадию было … лет. Мы и до войны жили тяжело, отца нашего Романова Дмитрия… арестовали и расстреляли, так что на семью «врага народа» никто не обращал внимания. Помню, как началась война, я ходила по воду и услышала по радио, прибежала домой и у мамы спросила, о том, как жить – то будем? Мне уже было 15 лет, и я работала наравне со взрослыми везде и на поле, и в телятнике. Позже устроилась на почту телефонисткой, отработаю смену и в колхоз на работу бегу, надо заработать, а то кушать нечего будет, по 20 ящиков картошки зарабатывала. Турнепс рос с голову, вытащишь и в ведро не можешь положить, так и тащишь до кучи. Почти всё делали в ручную, парни –подростки запахали на лошадях, тракторов было мало, а уж полоть и окучивать, детвора. А помню, как бабушка снопы вязать учила, все руки исколешь, пальцы не успевали заживать. На покос все ходили, от мала до велика, кто гребет, кто возит копны на себе, а кто помогутней – мечут. А зимой, одевать толком нечего было, полуголодные, полухолодные, по дворам ездили навоз и золу собирали, по пробуй-ка план не выполни, ночью пойдешь. Трудней всего было работать в лесу на заготовке дров, сил нет, еда – то скудная, кормила хорошо, когда в поле работали, старались поддерживать работяг. Помню бабы, девчонки молодые на лошадях возили хлеб сдавать государству в п. Сосьва, а дорог тогда и не было, только санный путь, намаются пока довезут. Хлеба не хватало, так в тесто подмешивали семена клевера, да выжимки от картошки, которую терли на крахмал. Несмотря на это помогали и беженцам, у нас жила семья из блокадного Ленинграда. А молодость брала свою, ходили на спевки, пели песни и танцевали, иногда привозили кино. День Победы встречали всем село, крику – то было на всю округу.
Глава 2.
«Мои прабабушка и прадедушка – дети войны»
К сожалению, у меня нет в живых ни прабабушек, ни прадедушек ни папиной, ни с маминой стороны, но остались их воспоминания.
Моя бабушка, Озерова Зоя Африкановна, рассказала, что её родители были детьми в годы войны и много ей рассказывали об этом времени.
Бабушкина мама – Морозкова (Ворошилова) Галина Сергеевна жили в это время в д. Алексеевка Кошайского сельского света. Когда началась война, ей было 7 лет, она вспоминала, что училась в 1941 году она пошла в школу и со всеми школьниками, после учёбы собирали колоски в поле. У бабушки Гали из-за голода развилась анемия, постоянно болела и кружилась голова. А работать надо было, вспоминала она, «что, чтобы не упасть в обморок, старалась работать не разгибаясь. Писали на газетах перьями, крепившимися на палочках. Чернила сами делали: свёклу отваривали – красные чернила получались, а потом сажу добавляли и получались чёрные чернила. В школе еще немного старались кормить, но это была скудная еда. Зимой в школе было холодно, даже чернила замерзали, сидели на уроках в пальтишках. Очень ждали весну, весной можно было найти «подножный корм»: молодую крапиву, лебеду, клевер, пестики. Весной спасал щавель, лебеда, крапива. Употребляли в свежем виде, и в виде пустых щей. А летом в лес ходили: собирали ягоды, грибы, всё сушили на зиму. Ни сахар, ни чая не было пили фруктовый, ягодный, травяной чай, вместо сахара «паренки» из моркови и свеклы. Так и выжили.
Бабушкин папа – Морозков Африкан Иванович, 1928 г.р., проживал на ст. Новая Заря, что в 12 километрах от д. Монастрыка. Подростокм его отправляли на лесозаготовки и на полевые работы, работал в д. Монастрыка на посевной и на уборке урожая вместе со своими сестрами: Морозковой Марией Ивановной и Морозковой Евдокией Ивановной, они на тракторах, а он прицепщиком. Кантышева Валентина Ивановна, жительница д. Монастырка вспоминала, что работала вместе с ним в поле, «маленький ростом, худенький, забежит в будку весь от мороза синий, в резиновых сапогах, снимет, поставит к печке, согреется и дальше – работать». А еще он рассказывал, что когда не было еды, они на железную печку ломтиками нарежут редьку и едят эти печенки.
Глава 3. Документы заседаний исполкома Романовского сельского Совета, свидетельствующие о жизни и быте детей войны.
28. 09. 41 г.
«Об уборочных работах»
… «75 % рабочих и служащих колхоза «Ленинский Завет» для открытия трудповинности в период с 29.09. – 15.10 в порядке мобилизации из следующих организаций:
1.больница – 10 чел., ветучасток – 1, МТС – 3, почта – 1, сельсовет – 2, маслозавод -2, школа – 2, сельпо -4, аптека – 1
Итого -24 человека…
Воспретить уборку картофеля индивидуальных огородов колхозников, впредь до окончания уборки колхозова картофеля, всю рабочую силу животноводческих ферм, строителей, охрану послать на уборку…»
24.10.41 г.
«Об итогах сбора теплых вещей»
…закончить сбор теплых вещей в 2-3 дня с дополнительным обязательством:
…шерсти, овчин, пошивной полушубок, катанок валенок в 4-5 дней.»
23.11.41г.
Заместителем директора НСШ числился т. Шишкин
«О кассе взаимопомощи»
«Числится 120 человек, 15 вновь принятых. За 1941 год выдано хлеба – 5 тонн, денег – 15 рублей. 20 семей красноармейцев по 15-20 кг. выдано хлеба на едока – нетрудоспособным семьям красноармейцев (больным_ по 12 кг.»
1942 год
«О дополнительной сдаче картофеля – 3 тонны»
23.02. 42 г.
«О мероприятиях по борьбе с сыпным тифом»
В Серовском районе 4 случая заболевания. Завшивлено в Романовской НСШ – 10%, население завшивлено…
Выступили:
Бабенко – зав. Врачебным участком
«…производить вселение эвакуированных после санобработки…»
«…если директор НСШ - Коваленко А.Г. не справится с завшивленными, то штраф в 100 рублей или исправительные работы сроком на 1 месяц»
3.03. 42 г.
«Итоги готовности к весеннее – полевой компании»
-Доклад Волоскова П.А – председателя колхоза
В решении:
1. Обязать председателя колхоза немедленно приступить к обучению КРС и подготовке упряжи
21.03. 42 г.
Из доклада на заседании исполкома
«…школьный возраст не весь охвачен, много ребят не учится и многие учащиеся бросили учебу. Успеваемость – 83 %. Сбор золы производится, но точного учета нет, птичий помет и заготовка верхушек картофеля через учеников не заготовляется…»
Решение по этому вопросу:
Председатель Романов С.А., план товарооборота за 1941 год – 590 т.рублей, выполнено 521234 рублей – 88 %., по заготовкам 44 тонн – выполнено 52 тонн (чего не указано)
12.05. 42 г.
«Итоги весеннего сева»
План посева 249,3 га, выполнено 81,5 - работа не выполнена из – за поломки трактора
В решении:
«…Не уходить с поля не выполнив и не перевыполнив норму; на нарушивших заполнять акт для передачи в суд. Хороших работающих поощрять.
Постановление СНК СССР и указания ЦК КПСС «О проведении сева в сжатые сроки» выполнить за 11 дней»
«… полностью использовать на севе лошадей и коров…»
«… выделить на подсочку 5 человек…»
«План сбора болотного мха – 120 кг, шиповника – 22 кг….»
10.07.42 г.
«О заготовке кормов»
В т.ч. сена – 680
Веточного корма – 3 тонны
Вспашка паров – 64 га
12.08. 42 г.
Выдержки из протокола заседания
«Плохое состояние конного поголовья…
Решили закрепить лошадей за колхозниками»
«Поставка молока, закрепит исполнителей на местах, так как план выполнен на 8%»
«Направить людей в школу ФЗО и на завод 76 из колхоза Ленинский Завет – 3 человека»
В протоколе упоминается фамилия агронома- Котова.
10.10.42 г.
«О работе Романовской больницы»
Романовская больница обслуживает 2 сельсовета: Романовский и Денисовский, но также обслуживает близь расположенные населенные деревни: Масловского, Романовского и Кошайского сельсоветов.
Штат: врач – 1, фельдшеров-2, медсестер- 5, санитарок- 11, акушерок – 2.
С 1-10.10 42 г. Был 1 случай сыпняка и скарлатины, 117 коклюша из них 3 случая в Романово.
Родовспоможение: 28 родов, 1 случай смерти, 3 случая абортов, все начаты на дому.
Белья не хватает, посуды, мыла, нет керосина.
Дрова для больницы не заготовлены, картофеля в достаточном количестве.
«О работе детского сада №7»
Работа производится по методикам. 1, 2 раздел – игры, которые воспитывают в детях мужество, героизм, отвагу, смелость, находчивость.
3 раздел – музыкальное воспитание, 4 – знакомство с природой, 5 – развитие мысли, 6 – математические представления. Режим исполняется аккуратно, за исключением мертвого часа, не хватает коек. Не хватает мебели. Должно посещать детсада 52 ребенка, посещает 38 – 42, так как нет одежды, обуви и тяжелое заболевание глаз.
Дров на отопительный сезон не заготовлено. Для питания заготовлено 2,4 - картофеля, 800 кг капусты, 50 кг муки, 20 кг гороха. Ремонт не произведен, завалины не завалены… в помещении холодно, стекла не вставлены.
Решили: Воскресник для родителей, помощь колхоза.
24.10. 42 г.
Заседание исполкома
На повестке дня вопросы:
1. «О работе кассы взаимопомощи»
«…больше всего касса взаимопомощи оказала семье погибшего красноармейца Четверикова Михаила Николаевича. Роздано семьям сена 7 тонн, соломы -5 тонн»
План | Факт | |
Пер. фонд ржи | 140 | 140 |
Семенной фонд | ||
Пшеницы | 216 | 216 |
Овес | 280 | 280 |
Горох | 40 | |
Страховой фонд | ||
Пшеницы | 21 | 21 |
Овес | 28 | 28 |
Ячмень | 22 | |
Горох | 16 | |
Овощи | ||
Лук репка | 200 кг | 500 кг. |
Капуста | 2,8 кг | 3 кг. |
Огурцы | 70 гр. | 500 гр. |
Помидоры | 900 гр. | 1000 гр. |
Капуста | 400 гр. | |
Морковь | 420 гр. | |
Свекла | 1350 гр | |
Турнепс | 1600 гр. |
Решение:
1.Строительство парников
2. Выход на работу с 6-00 часов утра
3. Молотилки должны работать от зари до зари. Начальник тока - Котова
2. «Сбор одежды для эвакуированных»
27. 11. 42 г.
1. Заготовка леса Сотринскому межхозяйственному лесхозу»
По Романовскому сельсовету: представить лошадей - 53, человек - 53
в том числе по колхозу «Ленинский Завет» - 28 лошадей, 28 человек.
Заключение
Таким образом, в ходе исследования нами записаны аудио воспоминания детей военного времени – «последних свидетелей» грозных сороковых, сделаны фотографии. Изучены официальные документы – протоколы заседаний исполкома Романовского сельского Совета.
Можно сделать следующие выводы. Вспоминая военное детство, ни один из них не сказал ни одного слова об играх. Мои земляки - дети войны, как все дети того времени рано стали взрослыми, на их долю выпали: голод, холод и горечь утрат. Считаю, что тема войны, тема детей войны, всегда останется актуальной, и мы молодое поколение, должны помнить о наших предках, уважать их и никогда не забывать, через какие муки они прошли, делая все для защиты нашей Родины! Люди, пережившие события Великой Отечественной войны достигают преклонного возраста, уходят из жизни.
Мы обязаны, должны помнить, какой ценой досталась нам победа!
Работая над проектом, мне попались слова Достоевского, которые мне очень понравились:
«Когда-то великий Достоевский поставил вопрос: а найдется ли оправдание миру, нашему счастью, если во имя этого будет пролита, хотя бы одна слезинка невинного ребенка? И сам ответил - слезинка эта не оправдает ни один прогресс, ни одну революцию. Ни одну войну. Она всегда перевесит.
Всего одна слезинка...».
Я видел слёзы на глазах детей войны и понял, что все они пережили трудное время, время голода, холода, непосильного труда и все выдержали.
Литература
Владимир Высоцкий. "Песня о друге" из кинофильма "Вертикаль"
Разлука
Рисуем лошадь акварелью
Хризантема и Луковица
Рисуем белые грибы пастелью