Инновационный проект
Вложение | Размер |
---|---|
Инновационный проект | 151.5 КБ |
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
Биектауская средняя общеобразовательная школа
Инновационный проект
«Школьный музей»
Сроки реализации: 3 года
Автор инновационного проекта:
руководитель школьного музея
педагог дополнительного образования,
учитель татарского языка и литературы,
Гарипова Г.Х.
2015
1. СОДЕРЖАНИЕ ИННОВАЦИОННОГО ПРОЕКТА
1.1. Обоснование актуальности инновационного проекта
Поиск новых путей эффективной организации воспитательного процесса в образовательных учреждениях обусловлен тем, что государственная стратегия обеспечения роста конкурентоспособности страны, ее успешного и устойчивого развития требует совершенствования человеческого потенциала, определяемого во многом состоянием системы образования. В условиях решения этих стратегических задач важнейшими качествами личности становятся инициативность, способность творчески мыслить и находить нестандартные решения, умение выбирать профессиональный путь, готовность обучаться в течение всей жизни.
Поэтому в основных политико-правовых документах образовательной политики России – в Национальной доктрине образования до 2025 года и в Национальной образовательной инициативе "Наша новая школа", в числе главных приоритетов выделяется потребность общества в воспитании граждан правового, демократического государства, уважающих права и свободы личности, являющихся носителями гуманистических ценностных ориентаций, обладающих высокой духовно-нравственной культурой.
В связи с этим приоритетным направлением становится обеспечение развивающего потенциала новых образовательных стандартов. Овладение учащимися универсальными учебными действиями создают возможность самостоятельного успешного усвоения новых знаний, умений и компетентностей, включая организацию усвоения, то есть умения учиться.
В рамках Госстандарта нового поколения в систему учебных действий включены личностные, метапредметные и предметные результаты.
Речь идет, таким образом, о необходимости воспитания в школе Гражданина в самом высоком смысле этого слова.
Гражданско-патриотическое воспитание – является одним из направлений образовательной политики как государственной, так и общественной, в области воспитания подрастающих поколений.
В нашей школе реализуется программа по патриотическому воспитанию молодёжи «Патриот», ориентированная на учащихся школы и составлена на основе государственной и муниципальной программы по патриотическому воспитанию молодёжи на 2013 – 2016 гг. Она определяет основные пути развития системы патриотического воспитания учащихся, ее основные компоненты, позволяющие формировать готовность служить Отечеству. Одним из направлений Программы является музейная педагогика, так как она способствует воспитанию патриотического сознания школьников живущих в Республике Татарстан.
Школьный музей, безусловно, можно отнести к одному из замечательных феноменов отечественной культуры и образования. В разные периоды истории школьные музеи переживали подъемы и спады, их то признавали главнейшим резервом для развития государственной музейной сети, то боролись с ними как с рассадниками отжившей идеологии.
В одном из свободных кабинетов мы решили создать в школе краеведческий музей.
В 1986 году в основу первых экспозиционных папок, легла исследовательско-поисковая работа учащихся школы на тему «История моего села»». Так первые активисты стали проводить уроки истории, а у классных руководителей появилась прекрасная возможность воспользоваться папками для тематических беседы, экскурсий и т.д.
Музей обладает огромным образовательно-воспитательным потенциалом, так как он сохраняет и экспонирует подлинные исторические документы. Эффективное использование этого потенциала для воспитания учащихся в духе патриотизма, гражданского самосознания, высокой нравственности является одной из важнейших задач школьного музея. Участвуя в поисково-собирательной работе, учащиеся постоянно соприкасаются с историей войны, района, школы независимо от того, какую тему они изучают.
За годы своего существования музей уже добился определенных результатов, а школой был накоплен достаточно богатый опыт краеведческой работы:
Но в последнее время возникает проблема: как сделать краеведческую, исследовательско - поисковую работу в школе более интересной и привлекательной для современного подростка. В связи, с чем становится актуальным использование компьютерных технологий в данном направлении.
Разрабатывая инновационный проект «Школьный музей», мы хотим предложить новые формы музейной педагогике.
Данный проект рассчитан на активное применение ИКТ в работе школьного музея и разработки мультимедийной продукции, посвящённой 95-летию образования Биектауской средней общеобразовательной школы.
1.2. Цель и задачи проекта:
Цель проекта: Модернизация традиционного музейного пространства в современную образовательную среду, способствующую патриотическому и гражданскому воспитанию и повышению интереса учащихся к краеведческой работе посредством применения информационно-коммуникационных технологий.
Задачи проекта:
1.3.Сроки реализации проекта: 2015-2018 учебный год.
-1 этап – подготовительный – сентябрь;
1.Разработка нормативных документов.
2.Работа по обобщению имеющегося материала и создание мультимедийной продукции посвящённой 95 – летию открытия школы .
-2 этап – практический – октябрь – май;
1. Создание проектной группы и обучение учащихся проектной деятельности.
2. Создание электронных экспозиций, интерактивного экспозиционно-выставочного пространства.
3.Включение школьного виртуального музея в единую локальную сеть школы, перенос накопленной информации и материалов в Internet на Web-сайте школы.
4.Расширение и обновление экспозиций, пополнение фонда музея.
5.Проведение экскурсионно-лекторской и массовой работы для обучающихся, учителей и родителей.
6. Организация презентации школьного интерактивного музея.
-3 этап – обобщающий – сентябрь – октябрь 2018г.
1.Анализ результатов и корректировка проекта
2.Обобщение опыта работы
Участники проекта: учащиеся 5-10 классов, родители, педагогический коллектив и администрация школы.
1.4.Содержание деятельности:
Этапы реализации инновационного проекта | Содержание деятельности | Промежуточный результат инновационной деятельности | |
1 этап Подготовительный сентябрь 2015 года Цель: Создание ресурсной базы для создания Internet-версии школьного музея. Основные задачи этапа и направления деятельности: 1.Собрать и проанализировать информацию о новых формах деятельности школьных музеев; 2.Разработать и создать проект «Школьный музей XXI Века»; 3.Приступить к созданию мультимедийной продукции посвящённой 95 – летию открытия школы ; 4.Привлечь внимание общественности к проекту. | 1.Изучение нормативно-правовой базы и научно- методической литературы по данной проблеме. 2.Изучение опыта работы виртуальных школьных музеев Республики Татарстан. 3.Изучение современных информационных технологий и применение их в работе музея. 4.Разработка проекта «Школьный музей XXI Века»; 5.Проведение семинаров, собраний с педагогическим коллективом и родительской общественностью. | -Нормативные документы и специальная литература, методические разработки; -Участие в муниципальном конкурсе инновационных проектов, сентябрь 2016; -Работа по обобщению имеющегося материала и создание мультимедийной продукции посвящённой 95 – летию открытия школы. - Сотрудничество с родительским комитетом и оформление заказа на изготовление выставочных стендов: 1«Вехи истории школы» 2«Школа сегодня» 3«Учителями славится Россия – ученики приносят славу ей»; - Проведение: МО классных руководителей (8.12.2015); -- общешкольного родительского собрания (02.10.2015) | |
2 этап Практический октябрь – май 2016-2017 Цель: внедрение современных информационных технологий в работу школьного музея. Основные задачи этапа и направления деятельности: 1.Создать Internet-версии школьного музея. 2.Обучить учащихся школы проектной деятельности. 3.Провести школьный конкурс ученических проектов по краеведению посвящённого 95-летию образования школы . 4.Организовать презентацию школьного интерактивного музея. | содержание деятельности | сроки | исполнитель |
1.Создание Совета музея. | 1 неделя октябрь | Зам.директора по ВР | |
2.Создание проектной группы по созданию виртуального музея. | 2 неделя октябрь | Руководитель школьного музея Гарипова Г.Х. | |
3. Проведение занятий-практикумов по обучению учащихся методу проектов. | 3 неделя октябрь | ||
4.Проведение индивидуальных и групповых консультаций для учащихся по использованию ИКТ в проектной деятельности | 4 неделя октября | ||
5. Оказание методической помощи учащимся в выборе тематики проектов. | 1 неделя ноября | Учителя предметники и классные руководители | |
6.Создание электронного банка данных. | 2 - 3 неделя ноября | Руководитель школьного музея Классные руководители | |
7.Создание электронной картотеки музея. | 4 неделя ноября | Руководитель школьного музея | |
8.Теоретические и практические занятия по созданию Web-страниц; | 1-2 неделя декабря | Учитель информатики Тухватуллина Л.М. | |
9.Определение модели электронного музея; | 3-4 неделя декабря | Совет музея | |
10.Создание виртуальных экспозиций | 1- 2 неделя января | Проектная группа школьного музея | |
11.Разработка виртуальных экскурсий | 3-4 неделя января | Проектная группа школьного музея | |
12.Размещение Web-страницы школьного музея на сайте школы | 1-2 неделя февраля | Учитель информатики Тухватуллина Л.М. | |
13.Пополнение модели электронного музея фактическим материалом; | 3-4 неделя февраля | Проектная группа школьного музея | |
14.Размещение лучших ученических проектов на Web-странице школьного музея | 1-2 неделя марта | Учитель информатики Тухватуллина Л.М. | |
15.Использование возможностей электронного музея на данном этапе (уроки, виртуальные экскурсии). | 3-4 неделя марта | Учителя предметники, классные руководители | |
16.Подготовка мультимедиа-презентации школьного интерактивного музея | 1-2 неделя апреля | Руководитель школьного музея Гарипова Г.Х. | |
17.Создание информационных буклетов о музее | 3-4 неделя апреля | Проектная группа школьного музея | |
18.Изготовление афиши и приглашений для гостей презентации | 1-2 неделя мая | Проектная группа школьного музея | |
19.Презентация интерактивного музея на ежегодной итоговой конференции школьного коллектива | 3-4 неделя мая | Проектная группа школьного музея | |
3 этап Обобщающий сентябрь – май 2018г. Цель: Обобщение и распространение опыта работы по внедрение современных информационных технологий в работу школьного музея. | 1.Анализ результатов и корректировка проекта | март | Проектная группа школьного музея |
2.Обобщение опыта работы | апрель | Заместитель директора по ВР | |
3.Проведение семинара для общественности «Школьный музей XXI века» | май | Совет музея |
1.5.Методы реализации проекта:
2. РЕСУРСНАЯ БАЗА РЕАЛИЗАЦИИ ИННОВАЦИОННОГО ПРОЕКТА
аименование | Ресурсная база |
1. Нормативно-правовая |
Локальные акты МБОУ: -Положение о порядке предоставления дополнительных образовательных услуг; - Положение о Родительском Совете; - Положение о школьном музее |
2. Мотивационная |
|
3. Организационная |
|
4. Научно-методическая |
|
5. Информационная |
|
6. Материально-техническая |
школьников (мультимедийные презентации, доклады),
видеокамера, фотоаппарат),
|
7. Кадровая |
|
3. ВОЗМОЖНЫЕ РИСКИ РЕАЛИЗАЦИИ ИННОВАЦИОННОГО ПРОЕКТА И МЕХАНИЗМЫ ИХ МИНИМИЗАЦИИ
Наименование риска | Анализ причин его возникновения | Механизмы минимизации |
1. Отсутствие руководителя музея | Отсутствие поддержки в этом вопросе со стороны администрации. | Проведение обучающих семинаров поддержка и внимание в этой проблеме администрации; система материального стимулирования. Установление доплат и надбавок за организацию работы со школьными музеями |
2. Отсутствие мотивации у учащихся в занятии краеведческой, исследовательско – поисковой работой | Отсутствие системы работы в этом направлении в учебном заведении. | -Активизация деятельности объединения, пропаганда краеведческой, исследовательско – поисковой работой, создание ситуации успеха.
|
3. Отсутствие мотивации у педагогов | Отсутствие системы работы в этом направлении в учебном заведении. | -Материальное стимулирование (например, ежегодные гранты или денежные поощрения музеям – победителям в конкурсе музеев ОУ и пр. |
4.Отсутствие финансирования музея. | -Отсутствие спонсоров. -Недофинансирование по статьям на пополнение материальной базы, обеспечивающей учебно-воспитательный процесс -Нехватка помещений. -Старение компьютерной техники. | -Привлечение средств из внебюджетных источников. -Получение дополнительных средств финансирования. |
5. Взаимодействие с социальными партнёрами | Нарушение связей по субъективным и объективным причинам | Укрепление связей за счёт создания и реализации программ взаимовыгодного сотрудничества |
4.УПРАВЛЕНИЕ ПРОЕКТОМ И ПЕРСПЕКТИВА ЕГО РАЗВИТИЯ
Школа уже имеет определенный опыт управления краеведческой работой. Руководит этим направлением деятельности Совет музея, в состав которого входят не только члены педагогического коллектива и учащиеся школы, но и родители, и представители социума.
Для реализации проекта в школе есть главное: положительная мотивация педагогического коллектива, 63% которого прошли подготовку по программе курсовой подготовки «Информационные технологии в образовательном процессе», богатый опыт краеведческой работы и наличие музея.
5.ОЖИДАЕМЫЙ РЕЗУЛЬТАТ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА
6.КРИИТЕРИИ ОЦЕНКИ РЕЗУЛЬТАТИВНОСТИ ПРОЕКТА
7.ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ ПРОЕКТА
8.ФИНАНСОВО – ЭКОНОМИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ ЗАТРАТ НА РЕАЛИЗАЦИЮ ПРОЕКТА
Смета проекта и её обоснование:
№ п/п | Название мероприятия | обоснование | Дата проведения | Всего средств | В том числе | |
имеется | требуется | |||||
1. | Аппаратное обеспечение:
| Недостающее аппаратное обеспечение необходимо для сбора и переноса информации, материалов в сеть Internet. | октябрь | 30 000 | 30 000 | |
2. | Программное обеспечение: -Лицензионное антивирусное программное обеспечение компьютера -архиватор WinRAR | - необходимо обновление компьютера. | ноябрь | 3000 | 3000 | |
3. | Приобретение расходных материалов к компьютерной технике | Необходимо оформление экспозиций и печати изданий, буклетов | декабрь | 15000 | 5000 | 10000 |
4. | Приобретение ценных призов для награждения победителей школьного конкурса ученических проектов по краеведению | Стимулирование участников проекта | март | 5000 | 5000 | |
5. | Приобретение выставочных стендов и витрин | Оформление материалов по истории школы | Сентябрь - октябрь | 25000 | 25000 | |
ИТОГО | 78000 | 30000 | 48000 |
Библиографический список
21 Китаев З.И., Терентьева А.О. Общее музееведение. – М.,1967.
22 Крылова Н.Б. Культура как условие саморазвития личности // Новые ценности образования. – М., 1995. № 2
Лиса Лариска и белка Ленка
Муравьиная кухня
Весенняя гроза
Рисуем подснежники гуашью
Самарские ученые разработали наноспутник, который поможет в освоении Арктики