Работа обучающейся 2 класса посвящена детям блокадного Ленинграда. Собранный материал можно использовать на занятиях в школе, в школьной библиотеке для младших школьников
Вложение | Размер |
---|---|
osoboe_blokadnoe_detstvo.docx | 48.47 КБ |
blokadnoe_detstvo.rar | 2.97 МБ |
slayd_1.docx | 19 КБ |
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа № 26»
Городская научно-практическая конференция обучающихся
«Первые шаги в науку»
История
ОСОБОЕ БЛОКАДНОЕ ДЕТСТВО
Автор: Очередько Арина Артёмовна
Класс: 2
ОУ: МБОУ «СОШ № «26»
Руководитель: Вычикова Елена Николаевна, учитель начальных классов
МЕЖДУРЕЧЕНСК – 2015
Оглавление:
Введение. 3
Глава 1. Дневник Тани Савичевой. 6
Глава 2. Учёба в блокадном Ленинграде. 7
Глава 3. Великий труд детей блокадного Ленинграда. 8
Глава 4. Культурная жизнь в блокадном Ленинграде. 9
Глава 5. Дети блокадного Ленинграда, проживающие
в Междуреченске . 10
Заключение. 14
Список литературы. 16
Приложение. 17
ВВЕДЕНИЕ.
За свой недолгий путь земной
Узнал малыш из Ленинграда
Разрывы бомб, сирены вой
И слово страшное – блокада.
Его застывшая слеза
В промёрзшем сумраке квартиры –
Та боль, что высказать нельзя
В последний миг прощанья с миром…
(Е. Коковников)
«Блокада… Всё как будто рухнуло. Теперь вместо неба нависал страх, вместо солнца глаза слепил ужас, деревья точно в шоке, не колыхались на ветру – молчали… » [12,с.25]
На классном часу я узнала о блокаде Ленинграда. Даты блокады, имена, и подвиги детей, и масштабы, которые приобрела блокада и многое другое. 70 лет отделяет нас от блокады Ленинграда, мы должны помнить о подвиге наших прадедов. Что я знаю о блокаде Ленинграда? Наверное, пока очень мало. Я не знаю, что такое блокада.
Моя работа посвящена детям блокадного Ленинграда. Собранный мною материал будет использован на занятиях в школе, в школьной библиотеке для младших школьников.
Актуальность темы:
Проект, над которым я работаю, называется «Особое блокадное детство». Актуальность работы заключается в том, что современное поколение должно знать и помнить подвиг детей блокадного Ленинграда. Мой проект – это дань уважения памяти погибших. Я решила работать над проектом «Особое блокадное детство», так как считаю, что память о войне священна. Во время блокады умирали от голода и холода мои ровесники и ровесницы.
Цель работы:
Передача от поколения к поколению духовных ценностей, исторических знаний.
Выпустить брошюру по изученному материалу.
Задачи:
Гипотеза:
Для того, чтобы жить в мире сегодня, мы не в праве забывать тех. кто погиб в блокаду.
Дети и война понятия не совместимые! Однако юным ленинградцам – детям блокадного Ленинграда – пришлось вместе со взрослыми перенести всю трагедию осажденного города. Детям было хуже, чем взрослым. Они не понимали, что происходит: почему нет папы, почему мама постоянно плачет, почему постоянно хочется, есть… много детского почему? Но детским чутьём они понимали, что в их дома пришла большая беда дети быстро расстались с детством, взрослели не по годам. Блокада Ленинграда оставила неизгладимый след боли, и жестокости военного времени.
Блокада Ленинграда – самая продолжительная и страшная осада за всю историю человечества. Она началась 8 сентября 1941 года, когда гитлеровцы захватили Шлиссельбург, окружив Ленинград в блокадное кольцо, 12 января 1942 года блокада была прорвана – войска Ленинградского и Волховского фронтов перешли в наступление, а уже почти через год, 27 почти через год, 27 января 1943 года Ленинград был полностью освобожден в этот день над Невой прозвучал салют из 24 залпов и 324 орудий.[3]
Когда замкнулось блокадное кольцо, в Ленинграде оставалось 400 тысяч детей. [3] Во все времена нет большего горя, чем страдающий ребёнок. Блокадные дети – особая тема. Рано повзрослевшие, не по-детски серьёзные и мудрые они изо всех своих сил наравне со взрослыми приближали победу. Дети – герои, каждая судьба которых – горький отзвук тех страшных дней.
Блокадный Ленинград… 900 страшных дней и ночей город был отрезан от мира. 900 дней и ночей люди, выживали, как могли. 900 дней и ночей костяная рука голода методично уносила жизни людей, не щадя ни старого, ни малого.
Самое страшное – это голод. Становится труднее двигаться, работать, думать.
По расчётам фашистов, жители города должны, обязаны были умереть вопреки всему, а они продолжали жить, работать, защищать свой город, проводить спортивные мероприятия и слушать музыку.
Детям пришлось пережить холод, голод, гибель родных и все это в таком малом возрасте, но они держались и держались до конца, пройдя через жестокие убийства и смерти окружающих, то, что происходило вокруг, наводило ужас на них, ведь всё это происходило у них на глазах. Пройдя от начала и до конца всю блокаду, некоторые их них получили ордена и медали за защиту города.
Город жил, сражался и ковал оружие для грядущей победы. Вместе со взрослыми встали на защиту любимого города дети и подростки Ленинграда. Они встали к станкам на военных заводах, дежурили и тушили зажигательные бомбы на чердаках, ухаживали за раненными и больными, воевали в партизанских отрядах. Дети школьного возраста могут гордиться.
Тем, что они отстояли Ленинград вместе со своими отцами, матерями, старшими братьями и сестрами. Борьба ленинградцев за жизнь родного города равносильна подвигу.
Глава 1. ДНЕВНИК ТАНИ САВИЧЕВОЙ.
На берегу Невы.
В музейном зданье,
Хранится очень скромный дневничок.
Его писала
Савичева Таня.
(С. Смирнов.)
Она жила в Ленинграде, обыкновенная девочка из обыкновенной большой семьи. Училась в школе, любила родных, читала, дружила, ходила в кино. И в друг началась война, враг окружал город.
Таня Савичева родилась 25 января 1930 года. Таня была пятым и самым младшим ребёнком в семье.[4]
Сплоченная семья Савичевых решила, осталась в Ленинграде, помогать фронту. Таня вместе с другими ребятами помогала взрослым тушить «зажигалки», рыть траншеи.
Одиннадцатилетняя ленинградка Таня Савичева начала вести свой дневник, в нем всего 9 страшных записей о гибели ее большой семьи в блокадном Ленинграде. Эта маленькая записная книжка была предъявлена на Нюрнбергском процессе, в качестве документа, обвиняющего фашизм.
Детская рука, теряющая силы от голода, писала неровно, скупо. Хрупкая душа, пораженная невыносимыми страданиями, была уже не способна на живые эмоции. Таня просто фиксировала реальные факты своего бытия – трагические «визиты смерти» в родной дом. Когда читаешь его, цепенеешь:
«28 декабря 1941 года. Женя умерла в 12.00 утра 1941 года».
«Бабушка умерла 25 января в 3 часа 1942 г.».
«Лека умер 17 марта в 5 часов утра. 1942г.».
«Дядя Вася умер 13 апреля в 2 часа ночи. 1942год».
«Дядя Леша, 10 мая в 4 часа дня. 1942год».
«Мама – 13 мая в 7 часов 30 минут утра. 1942г.»
«Савичевы умерли». «Умерли все». «Осталась одна Таня».
Таню, потерявшую сознание от голода, обнаружили служащие специальных санитарных команд, обходивших ленинградские дома. Жизнь едва теплилась в ней. Вместе с другими истощенными от голода детьми девочку эвакуировали в Горьковскую (ныне Нижегородская) область, поселок Шатки. Таня так и не поднялась. Врачи в течении 2-х лет сражались за жизнь юной ленинградки, но гибельные процессы в ее организме оказались необратимыми. У Тани тряслись руки и ноги, ее мучали страшные головные боли. 1 июля 1944 года Таня Савичева скончалась. Ее похоронили на поселковом кладбище. Рядом – стена с барельефом девочки и страничками из ее дневника.[4]
Таня так и не узнала, что не все Савичевы погибли, их род продолжается. Сестра Нина была спасена и вывезена в тыл. Завод, где работала Нина. Был срочно эвакуирован, написать родным Нина не могла , письма в блокадный Ленинград не ходили. В 1945-м году она вернулась в родной город, в родной дом, и среди голых стен, осколков и штукатурки нашла записную книжку с Таниными записями. Оправился после тяжелого ранения на фронте и брат Миша. Его считали погибшим, когда узнали, что его отряд попал в окружение фашистов под Псковом.[4]
Глава 2. УЧЁБА В БЛОКАДНОМ ЛЕНИНГРАДЕ.
Несмотря на суровую обстановку фронтового города, Ленинградский городской комитет партии и Городской совет депутатов трудящихся приняли решение продолжать обучение детей. В конце октября 1941 года 60 тысяч школьников 1-4 классов приступили к учебным занятиям в бомбоубежищах школ и домохозяйств, а с 3 ноября в 103 школах Ленинграда за парты сели еще более 30 тысяч учащихся 1-4 классов. Трудно было учиться изголодавшемуся ребёнку, но дети учились хорошо, хотя и быстро уставали, иногда кружилась голова. [3]
В условиях осажденного Ленинграда необходимо было связать обучение с обороной города, научить учащихся преодолевать трудности и лишения, которые возникали на каждом шагу и росли с каждым днем. И ленинградская школа с честью справилась с этой задачей. Занятия проходили в необычной обстановке. Нередко во время урока раздавался вой сирены, возвещавшей об очередной бомбежке или артобстреле. Ученики быстро и организованно спускались в бомбоубежище, где занятия продолжались.
Учителя имели два плана уроков на день: один для работы в нормальных условиях, а другой – на случай артобстрела или бомбежки. Обучение проходило по сокращенному учебному плану, в который были включены только основные предметы. Каждый учитель стремился проводить занятия с учащимися как можно доступнее, интереснее, содержательнее. «К урокам готовились по новому, - писала осенью 1941года в своем дневнике учительница истории 239-й школы К.В. Ползикова – Ничего лишнего, скупой ясный рассказ. Детям трудно готовить уроки дома, значит нужно помочь им в классе. Не ведем никаких записей в тетрадях: это тяжело. Но рассказывать надо интересно. Ох, как это надо! У детей столько тяжелого на душе, столько тревог, что слушать тусклую речь не будут. И показать им, как тебе трудно, тоже нельзя» .[3]
Учиться в жестоких условиях зимы стало подвигом. Учителя т ученики сами добывали топливо, возили на санках воду, следили за чистотой в школе. В школах стало необычайно тихо, дети перестали бегать и шуметь на переменах, их бледные и измождённые лица говорили о тяжких страданиях. Урок продолжался 20-25 минут: больше не выдерживали ни учителя, ни школьники. Записей не вели, так как в не отапливаемых классах мерзли не только худые детские ручонки, но и замерзали чернила.
Рассказывая об этом незабываемом времени, ученики 7-го класса 148-й школы писали в своем коллективном дневнике: «Температура 2-3 градуса ниже нуля. Тусклый зимний, свет робко пробивается сквозь единственное небольшое стекло в единственном окне. Ученики жмутся к раскрытой дверке печурки, ежатся от холода, который резкой морозной струей рвется из-под щелей дверей, пробегает по всему телу. Настойчивый и злой ветер гонит дым обратно, с улицы через примитивный дымоход прямо в комнату… Глаза слезятся, читать тяжело, а писать совершенно не возможно. Мы сидим в пальто, в галошах. В перчатках и даже в головных уборах…»
С началом действия Ладожской ледовой трассы десятки тысяч школьников были эвакуированы из города. Наступил 1942 год. В школах, где не прекращались занятия, были объявлены каникулы.[3]
Глава 3. ВЕЛИКИЙ ТРУД ДЕТЕЙ БЛОКАДНОГО ЛЕНИНГРАДА.
В блокадных днях мы так и не узнали
Меж юностью и детством где черта?
Нам в сорок третьем выдали медали
И только в сорок пятом – паспорта.
(Ю. Воронов.)
Существование в осажденном городе было не мыслимо без упорного , повседневного труда. Тружениками были и дети. Они ухитрялись распределять силы, что их хватало не только на семейные, но иные общественные дела. Пионеры разносили почту по домам. Когда во дворе звучал горн, надо было спускаться за письмом.
Великий труд охраны и спасения города, обслуживания и спасения семьи выпал на долю ленинградских мальчиков и девочек. Наравне со взрослыми школьники дежуря на чердаках и крышах домов, гасили зажигательные бомбы и возникшие пожары. Их называли «часовыми ленинградских крыш».
Дети помогали на строительстве оборонительных рубежей. Из автобиографии пионера 7 класса 237 школы Юрия Бултакова: «… был набор на окопы. Я поехал добровольно. Под Петергофом рыли противотанковые рвы. Рыть приходилось тяжело, солнце пекло, за водой надо было ходить далеко. Спать приходилось кое-где. Я спал две ночи в бане, а остальные в сене под открытым небом».
Весной 1942 года в опустевшие, обезлюдевшие цеха предприятий пришли тысячи детей и подростков. В 12-15 лет они становились станочниками и сборщиками, выпускали автоматы и пулеметы, снаряды. Чтобы они могли работать за станками и сборочными верстаками, для них изготавливали деревянные подставки.[3]
Единственной транспортной магистраль, связывающей город с тыловыми районами страны, стала «Дорога жизни», проложенная через Ладожское озеро. За дни блокады по этой дороге с сентября 1941 года по ноябрь 1943 года удалось эвакуировать 1 миллион 376 тысяч ленинградцев, в основном женщин, детей и стариков.
21 октября 1941 года молодежная газета "Смена" опубликовала наказ Ленинградского обкома и горкома ВЛКСМ "К пионерам и школьникам Ленинграда" с призывом быть активными участниками обороны Ленинграда.
Делами ответили юные ленинградцы на этот призыв. Они вместе с взрослыми рыли окопы, проверяли светомаскировку в жилых домах, обходили квартиры и собирали цветной металлолом, необходимый для изготовления патронов и снарядов. Ленинградские заводы получили тонны цветного и черного металла, собранного школьниками. Ленинградские ученые придумали горючую смесь для поджога вражеских танков. Для изготовления гранат с этой смесью потребовались бутылки. Школьники собрали за одну лишь неделю более миллиона бутылок.
Надвигались холода. Ленинградцы приступили к сбору теплых вещей для воинов Советской Армии. Им помогали и ребята. Девочки постарше вязали варежки, носки и свитера для фронтовиков. Сотни сердечных писем и посылок от школьников с теплыми вещами, мылом, носовыми платками, карандашами, блокнотами получили бойцы.
Многие школы были переоборудованы в госпитали. Ученики этих школ обходили близлежащие дома и собирали для госпиталей столовую посуду, книги. Дежурили в госпиталях, читали раненым газеты и книги, писали им письма домой, помогали врачам и медсестрам, мыли полы и убирали палаты. Чтобы поднять настроение раненых бойцов выступали перед ними с концертами.
Многие дети-подростки в годы блокады трудились на заводах. Так на весь мир прославилась фотография 15-летней девочки Веры Тихоновой, которая работала токарем на заводе и за свой рабочий день выполняла полторы взрослые нормы. «Блокадная Джоконда» - так называли получившийся на фото облик с загадочной сдержанной улыбкой.[3]
Глава 4. КУЛЬТУРНАЯ ЖИЗНЬ В БЛОКАДНОМ ЛЕНИНГРАДЕ.
Говорят, когда звучат пушки, музы молчат. В блокадном Ленинграде музы не молчали. Может быть, именно это помогло городу выжить и не только выжить, но и показать всему миру такую высоту человеческого духа, которая воплотилась в музыке Шостаковича.
Детский танцевальный ансамбль А. Е. Обранта – особая пронзительная нота блокадного города. В первую зиму блокады Ленинграда много детей было эвакуировано, но несмотря на это по разным причинам в городе оставалось ещё много детей. В конце первой блокадной зимы оставшиеся педагоги пытались найти в осаждённом городе своих воспитанников, и из оставшихся в городе ребят балетмейстер А.Е. Обрант создал танцевальный коллектив. Страшно даже представить себе и сопоставить страшные блокадные дни и довоенные танцы! Но тем не менее ансамбль родился. Сначала ребят пришлось восстановить от истощения, только потом они смогли приступить к репетициям. Однако уже в марте 1942 года состоялось первое выступление коллектива. Бойцы, успевшие повидать многое, не могли сдержать слёз, глядя на этих мужественных детей. Помните, сколько длилась блокада Ленинграда? Так вот за это не малое время ансамбль дал около 3000 концертов. Где только не пришлось выступать ребятам: часто концерты приходилось заканчивать в бомбоубежище, так как по несколько раз за вечер выступления прерывались воздушными тревогами, бывало, юные танцоры выступали в нескольких километрах от передовой, а чтобы не привлекать врага лишним шумом, танцевали без музыки, а полы застилали сеном. Сильные духом, они поддерживали и вдохновляли наших солдат. Вклад этого коллектива в освобождение города трудно переоценить. Позже ребята были награждены медалями «За оборону Ленинграда» .[3]
Зимой 1941 года Ленинград был окружён фашистами. Не было хлеба, не было дров. Люди умирали от голода. Но город не сдавался. Он боролся днём и ночью. Штаб обороны города решил организовать новогодние ёлки в детских садах, в театрах. Из глубокого тыла накануне Нового года по Ладожскому озеру доставили муку для праздничного угощения, и даже мандарины.[3]
Не было у ёлок прежнего веселья, но радость у детей была. Ёлки вселили веру в победу над врагом.
Глава 5. ДЕТИ БЛОКАДНОГО ЛЕНИНГРАДА В МЕЖДУРЕЧЕНСКЕ
В холоде, во мраке, под бомбежками и обстрелами, голодные, вместе с остальными жителями выполняли свой гражданский долг и люди, приехавшие жить и работать в Междуреченск, наши земляки - междуреченцы. С тех пор прошел 71 год, но и сейчас с болью в сердце и со слезами на глазах они вспоминают те дни. Помня об умерших, мы должны низко поклониться всем живущим сегодня ветеранам войны. 27 января 1999 года в г. Междуреченске при совете ветеранов было создано общество жителей блокадного Ленинграда. Председателем общества стала Никитина Ольга Михайловна. Вот как сложилась судьба этих людей.
Зайцева Анна Захаровна.
Родилась 4 июня 1921 года в городе Новокузнецке. Накануне войны 7 апреля 1941 года вместе с сестрой они решили посмотреть Ленинград. Никто тогда не знал, что начнется война. Так получилось, что они с сестрой остались в осажденном городе. Родители не знали, что с ними случилось, так как связь с большой землей была прервана. Помнит блокаду очень хорошо, так как ей было 20 лет. Работала на мостопоезде №9, там и жила. Немцы бомбили железную дорогу, взрывали мосты, а люди работали под бомбами, ремонтировали пути. Хлеба давали мало, было голодно и холодно. Жили в вагонах, сушить рабочую одежду было негде. Полусырую и холодную ее одевали и ехали на работу. Молоденькие девчонки сами заготавливали топливо, пилили и кололи дрова для паровозов. Не успевали чинить дорогу до Выборга, немцы все время ее бомбили. Было страшно, смерть была всюду. В один из дней Анна Захаровна заболела, не смогла поехать на работу, а бригада, с которой она должна была ехать, погибла. Немец быстро двигался к Ленинграду, разрушал вокзалы, железнодорожные пути. Ремонтные работы не прекращались всю войну. В 1945 году Анна Захаровна работала в детском саду в городе Ленинграде. А в 1946 году вернулась вместе с ребенком назад в город Новокузнецк. С 1970 года живет в Междуреченске. До выхода на пенсию работала на заводе ТРМЗ. Награждена Медалью "За оборону Ленинграда" .
Лисова Галина Кондратьевна.
Лисова Галина Кондратьевна, родившаяся 1 февраля 1934 года в городе Ленинграде, вспоминает о днях жестокой блокады: “Наша дружная семья: папа, мама, бабушка, старшая сестра, брат и я жили в г. Ленинграде по улице Лиговка. Папа был геологом, а мама работала на зеркальной фабрике. Но когда началась война, все изменилось. Отец в 1941 году ушёл добровольцем на фронт, старшая сестра после окончания института уехала на практику в город Тамбов. Нас осталось четверо. Мама работала на заводе, а мы оставались с бабушкой. К январю 1942 года все обессилели от голода и холода. После бомбёжки не оставалось ни одного стекла в рамах окон квартиры. Топили буржуйку. Жгли всё, что горело, только бы не замерзнуть в сильные морозы. Не было ни света, ни воды. Ходили за водой на Неву. В феврале 1942 года умерла бабушка. Её тело зашили в простынь, но долго не могли вывезти из-за сильного обстрела. В августе 1942 года семью эвакуировали в деревню Ермачиха Новосибирской области. Было тяжело, но были рады тому, что остались живы”. В Ленинград семья так и не вернулась. Дом был разрушен, а восстановить какие- либо документы не смогли. Да и мама боялась страшных воспоминаний о голоде. В 1952 году Галина Кондратьевна приехала вместе с семьей в Междуреченск. Работала, где придется: в котельной, на Томусинской автобазе, а потом в ОРСе. Галина Кондратьевна воспитала двоих детей, у нее есть внуки и правнуки.
Рогозина Людмила Андреевна.
Родилась 12 августа 1940 года в городе Ленинграде. Отца не помнит. В семье было восемь детей, двое умерли в детстве, четверо из них воевали. Мама в блокаде умерла от голода. В сентябре 1942 года были эвакуированы вместе со старшей сестрой. Людмила Андреевна - в Ярославскую область, в село Радищево Углечиского района. Людмилу Андреевну с сестрой разместили по разным детским домам: Люду в дом-малютки №1, а сестру в детский дом. Люда помнит, что когда их вывезли, то первое время поили всех малышей гоголем-моголем и ставили уколы. Было очень страшно и хотелось спрятаться. В 1945 году бабушка забрала ее из дома-малютки, ей было тогда всего три года. Жила после этого у своего дяди. Окончила семилетку, а потом торговый техникум. Затем уехала работать на Украину к своей старшей сестре. Через какое-то время завербовалась работать в Норильск, где познакомилась с будущим мужем. Жить приходилось очень тяжело, двое маленьких детей часто болели. Пришлось менять место жительства. Выбор пал на Междуреченск. И в 1976 году вместе с мужем и двумя детьми они приехали в город Междуреченск.
Басова Берта Яковлевна родилась 15 февраля 1937 года в селе Каменка Паргаловского района Ленинградской области. Когда началась война, Берта Яковлевна была четырёхлетним ребёнком. В блокаде ее семья провела 8 месяцев. Маленькая Берта запомнила и как голодали, и как бомбили их немцы. Но дети и во время войны оставались детьми, играли в воронках от бомб, в окопах. Рядом был военный аэродром, летчики старались подкормить детей чем-нибудь вкусненьким. Помнит, что бомбоубежищ не было, прятались в погребах. Потом их семью эвакуировали в Красноярский край. Отца, как немца, забрали в трудовую армию и отправили в Сибирь на станцию Осинники. Работал он на шахте Капитальная-2. В1947 году отцу разрешили дать вызов своей семье, жившей в Красноярском крае. Приехали с матерью и сестрой к отцу, где и остались жить, но в 1948 году отец умер. С 1964 года Берта Яковлевна жила в городе Междуреченске. Работала продавцом.
Боровикова Кира Григорьевна родилась 3 ноября 1937 года в городе Колпино Ленинградской области. В блокаду из семьи в 11 человек осталось 7. Из дома переселились в землянку, которую соорудили в своем огороде. Затем, из-за продвижения немецких войск, им пришлось переселится в 5-этажный дом близ Ижорского завода. Здесь были бомбоубежища, в которых иногда укрывались от жестоких бомбёжек. Из всей семьи только мама и сестра Галина могли работать, чтобы спасти большую семью. У отца отнялись ноги, брат и сестра болели, младшая сестренка умерла. Весной из мёрзлой вонючей картошки жарили на машинном масле “тошнотики”, а из травы делали “фаршмак”. Эвакуировались в июле 1942 года по Ладожскому озеру. Кира Григорьевна вспоминает: “Страшно бомбили нас и из 7 катеров только один чудом остался целым”. Привезли семью в город Барнаул Алтайского края. Кира Григорьевна жила в городе Барнауле с 1942 по 1961 год. Окончила семилетнюю школу, поступила в педагогическое училище. Затем поступила в Барнаульский педагогический институт. До 1973 года жила со своей семьей в городе Новокузнецке, а затем переехала в Междуреченск. Долгое время работала в школе- интернате №5, в школе №9. Была активным участником Совета Ветеранов.
Климова Тамара Ивановна родилась 16 августа 1939 года в городе Ленинграде. Вместе с сестрой и родителями перенесла тяжелые блокадные годы. Дальнейшие события не помнит, так как была очень маленькая. После эвакуации Тамара сменила три детских дома. После окончания школы училась в токарном училище. В 1957 году по комсомольской путевке приехала в Междуреченск. Здесь познакомилась со своим мужем. Работала на железной дороге. У Тамары Ивановны двое детей, которые живут в Междуреченске.
Кочешева Лидия Ивановна родилась 20 июля 1936 года в городе Ленинграде. Лиде было 5 лет, когда началась война. Жили в Ленинграде на улице Смольной. Отец был военным. Во время войны был ранен, умер в госпитале. Мама во время блокады работала прачкой. В семье было пятеро детей, выжило только трое. Не было воды, света, топить печь было нечем. Мама умерла от голода, потом умерли бабушка, сестра и брат. Лида осталась с дедушкой, прабабушкой, братом и сестрой. Все они были эвакуированы в город Свердловск. Дедушка доехал до Свердловска и умер. Дети остались одни в чужом городе. У них ничего не было: ни еды, ни одежды, ни жилья. Ходили по Свердловску грязные, голодные. Это было в ноябре 1943 года. Два с лишним месяца скитались дети по чужому городу. Какая-то женщина увидела и привела их в детский дом. Это было в начале 1944 года. Их определили в детский дом №1. В детском доме вымыли, накормили. Много есть не давали, так как дети были сильно истощены. Потом их разъединили по разным детским домам. Они потерялись и после войны не смогли найти друг друга. Лидию Ивановну определили в Анжеро- Судженский детский дом. В этом же городе Лидия Ивановна закончила горно-промышленное училище. Работала на заводе, а затем по комсомольской путевке уехала работать на ГРЭС в город Мыски. Когда мужа забрали в армию, Лидия Ивановна уехала на целинные земли. С 1976 года жила в городе Междуреченске. Умерла в 2014г.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ.
У них было особое, опалённое войной, блокадное детство. Они росли в условиях голода и холода, под свист и разрывы снарядов и бомб. Они были такими же блокадниками, как и взрослые. И погибали так же.
Знать историю своей Родины важно. Моя работа – это дань уважения памяти погибших.
После завершения работы я смогла:
- узнать о героическом прошлом Родины;
- находить, анализировать, обрабатывать информацию;
- узнать о детях блокадного Ленинграда в Междуреченске.
Выводы:
Знать историю своей Родины важно. Помнить тех, кто ковал победу, кто шёлк ней и пал в борьбе за Родину.
Итог работы:
По изученному мною материалу, создано печатное издание для школьников младшего возраста о блокаде Ленинграда.
Экземпляры моей работы отданы:
в школьную библиотеку.
Мы живём в мирное время. Нам нужно помнить, что такое война, блокада Ленинграда, чтобы не допустить повторения. История блокадного Ленинграда писалась кровью, и мы не должны забывать о ней, мы должны ПОМНИТЬ! Не измерить ничем героизм детей блокадного Ленинграда, не высказать никакими словами нашу признательность им. Их подвиг должен стать для нас ярким примером искренней и глубокой любви к своей стране. Жить по совести, жить сердцем – это их главный урок.
Забывать о блокаде, значит своё прошлое, свою историю. Об этом нужно помнить, чтобы этого не повторилось никогда. Блокадный дневник Тани Савичевой до сих пор волнует, людей он обжог и моё сердце.
Ленинград выжил благодаря своим героическим защитникам, - и тем, кто доблестно сражался с оружием в руках, и тем, кто помогал фронту и жителям осаждённого города самоотверженным кропотливым трудом. Все вместе они составили огромную силу, которая день за днём одолевала болезни и смерть, голод и холод, противостоя всем тяготам и невзгодам блокадных будней.
Школьные учителя, собрав ослабленных детей в мрачных бомбоубежищах, старались доходчиво и интересно передать им свои знания. Несокрушимая воля и несгибаемое мужество всех этих людей, их усердный ежедневный труд защищали родной город и жителей, внося бесценный вклад в дело Великой Победы!
До сих пор не исчерпана боль и горечь, принесенные блокадой. Через судьбу скольких детей прокатилась блокада огненным шаром, сколько не заживающих ран оставила в детских сердцах. Уходят блокадники, уходит время, но оно не властно стереть память о блокаде Ленинграда. Свою задачу они выполнили, а наш долг помнить, быть благодарными и сохранить навсегда светлую память о них.
Смогла бы я так? И не дай Бог хоть кому-то из нас узнать. Мне кажется, что наше поколение слабее, мы бы не выжили в тех нечеловеческих условиях, слишком мы избалованы горячей водой, техническими устройствами.
И тогда слабые были, они в основном не выжили. А те, кто выжили, наверно, были просто самыми крепкими, стойкими, сильными. Поэтому и через много лет они нередко куда более крепкие, чем их ровесники не блокадники.
Хочется закончить свою работу словами Роберта Рождественского:
Люди!
Покуда сердца стучатся,-
Помните!
Какою ценой завоёвано счастье,-
Пожалуйста помните!
Список литературы:
1. Асхудалина, А. Оскал войны – блокадный Ленинград // Контакт. – 2005. – 05.04. – С. 4
2. «Белое пламя седин» Коробова В.А. СПб.: Политехника-сервис, 2014. – 152 с.: ил.
3. Интернет – сайт Википедия.
4. Интернет – сайт Piters/blokada/
5. Колетова, Т. Сто двадцать пять блокадных граммов // Контакт. – 2005. – 01.02. – С. 1
6. «Ленинградская зима» Ардаматский В.И. Лениздат, 1986г.- 270 с.
7. «Листки блокадного календаря» Новиков Н.К. Лениздат, 1988г. – 224с. ил.
8. Победа остаётся молодой: Сборник документальных материалов. Отв. Ред. Сергиенко В.А., Кемерово, 2006г., - 272с.
9. Памятные медали блокадникам // Контакт. – 2004. – 10.08. – С. 1
10. Тумакова, М. В последнюю блокадную неделю // Контакт. – 2003. – 31.01. – С. 4
11. Федорова, Т. Они сражались за Родину // Знамя шахтера в новом тысячелетии – 2004. – 29.01. – С. 8
12. «Эстафета вечной жизни» : Сборник воспоминаний уходящего поколения блокадников. – С-Пб.: Грифон, 1995г. «Жил был кот» (о детях блокадного Ленинграда).
13. Этот день мы приближали как могли: Сборник документальных материалов. Отв. ред. Сергиенко В.А., Кемерово, 2005г., - 458с.
14. http://cherepovets.4gto.ru/nevs/show/2014/1/25/blokada/
15. Из блокадного 41-го: Библиографический указатель / Информационно-библиографический отдел Центральной городской библиотеки; Централизованная библиотечная система г. Междуреченска. – Междуреченск, 2005. – 37 с., ил.
ПРИЛОЖЕНИЯ.
СЛАЙД 1.
За свой недолгий путь земной
Узнал малыш из Ленинграда
Разрывы бомб, сирены вой
И слово страшное – блокада.
Его застывшая слеза
В промёрзшем сумраке квартиры –
Та боль, что высказать нельзя
В последний миг прощанья с миром…
СЛАЙД 2.
«Блокада… Всё как будто рухнуло. Теперь вместо неба нависал страх, вместо солнца глаза слепил ужас, деревья точно в шоке, не колыхались на ветру – молчали… »
70 лет отделяет нас от победы в Великой Отечественной войне, мы должны помнить о подвиге наших прадедов. Что я знаю о блокаде Ленинграда? Наверное, пока очень мало. Я не знаю, что такое блокада.
Моя работа посвящена детям блокадного Ленинграда. Собранный мною материал будет использован на занятиях в школе.
СЛАЙД 3.
Проект, над которым я работаю, называется «Особое блокадное детство». Актуальность работы заключается в том, что современное поколение должно знать и помнить подвиг детей блокадного Ленинграда. Мой проект – это дань уважения памяти погибших. Я решила работать над проектом «Особое блокадное детство», так как считаю, что память о войне священна. Во время блокады умирали от голода и холода мои ровесники и ровесницы.
Цель работы:
Передача от поколения к поколению духовных ценностей, исторических знаний.
Выпустить печатное издание по изученному материалу.
Слайд 4
Задачи:
Изучить и проанализировать научно-историческую, краеведческую, художественную литературу по теме исследования.
Посетить краеведческий музей города Междуреченск, центральную городскую библиотеку и найти материал о земляках, переживших блокаду Ленинграда.
Углубить знания об историческом и героическом прошлом Родины в Великой Отечественной войне 1941 – 1945 года.
СЛАЙД 5
Гипотеза:
Для того, чтобы жить в мире сегодня, мы не в праве забывать тех. кто погиб в блокаду.
. Она началась 8 сентября 1941 года, когда гитлеровцы захватили Шлиссельбург, окружив Ленинград в блокадное кольцо, 18 января 1943 года блокада была прорвана – войска Ленинградского и Волховского фронтов перешли в наступление, а уже почти через год, 27 января 1944 года Ленинград был полностью освобожден.
СЛАЙД 6.
Блокадный Ленинград… 900 страшных дней и ночей город был отрезан от мира. 900 дней и ночей люди, выживали, как могли. 900 дней и ночей костяная рука голода методично уносила жизни людей, не щадя ни старого, ни малого.
Самое страшное – это голод. Становится труднее двигаться, работать, думать.
СЛАЙД 7.
Детям пришлось пережить холод, голод, гибель родных и все это в таком малом возрасте, но они держались и держались до конца, пройдя через жестокие убийства и смерти окружающих, то, что происходило вокруг, наводило ужас на них, ведь всё это происходило у них на глазах. Пройдя от начала и до конца всю блокаду, некоторые их них получили ордена и медали за защиту города.
Слайд 8
На берегу Невы.
В музейном зданье,
Хранится очень скромный дневничок.
Его писала
Савичева Таня.
Одиннадцатилетняя ленинградка Таня Савичева начала вести свой дневник, в нем всего 9 страшных записей о гибели ее большой семьи в блокадном Ленинграде. Эта маленькая записная книжка была предъявлена на Нюрнбергском процессе, в качестве документа,
обвиняющего фашизм.
Слайд 9
Детская рука, теряющая силы от голода, писала неровно, скупо. Когда читаешь его, цепенеешь:
«28 декабря 1941 года. Женя умерла в 12.00 утра 1941 года».
«Бабушка умерла 25 января в 3 часа 1942 г.».
«Лека умер 17 марта в 5 часов утра. 1942г.».
«Дядя Вася умер 13 апреля в 2 часа ночи. 1942год».
«Дядя Леша, 10 мая в 4 часа дня. 1942год».
«Мама – 13 мая в 7 часов 30 минут утра. 1942г.»
«Савичевы умерли». «Умерли все». «Осталась одна Таня».
СЛАЙД 10, 11
Таню, потерявшую сознание от голода, обнаружили служащие специальных санитарных команд, обходивших ленинградские дома. Жизнь едва теплилась в ней. Вместе с другими истощенными от голода детьми девочку эвакуировали в Горьковскую (ныне Нижегородская) область, поселок Шатки. Таня не выжила.
Слайд 12
Несмотря на суровую обстановку фронтового города, Ленинградский городской комитет партии и Городской совет депутатов трудящихся приняли решение продолжать обучение детей. В конце октября 1941 года 60 тысяч школьников 1-4 классов приступили к учебным занятиям в бомбоубежищах школ и домохозяйств, а с 3 ноября в 103 школах Ленинграда за парты сели еще более 30 тысяч учащихся. Трудно было учиться изголодавшемуся ребёнку, но дети учились хорошо, хотя и быстро уставали, иногда кружилась голова.
Рассказывая об этом незабываемом времени, ученики 7-го класса 148-й школы писали в своем коллективном дневнике: «Температура 2-3 градуса ниже нуля. Тусклый зимний, свет робко пробивается сквозь единственное небольшое стекло в единственном окне. Ученики жмутся к раскрытой дверке печурки, ежатся от холода, который резкой морозной струей рвется из-под щелей дверей, пробегает по всему телу.
Слайд 13
В блокадных днях мы так и не узнали
Меж юностью и детством где черта?
Нам в сорок третьем выдали медали
И только в сорок пятом – паспорта.
Слайд 14
Великий труд охраны и спасения города, обслуживания и спасения семьи выпал на долю ленинградских мальчиков и девочек. Наравне со взрослыми школьники дежуря на чердаках и крышах домов, гасили зажигательные бомбы и возникшие пожары. Их называли «часовыми ленинградских крыш».
СЛАЙД 15
Дети помогали на строительстве оборонительных рубежей. Из автобиографии пионера 7 класса 237 школы Юрия Бултакова: «… был набор на окопы. Я поехал добровольно. Под Петергофом рыли противотанковые рвы. Рыть приходилось тяжело, солнце пекло, за водой надо было ходить далеко. Спать приходилось кое-где. Я спал две ночи в бане, а остальные в сене под открытым небом».
СЛАЙД 16
Весной 1942 года в опустевшие, обезлюдевшие цеха предприятий пришли тысячи детей и подростков. В 12-15 лет они становились станочниками и сборщиками, выпускали автоматы и пулеметы, снаряды. Чтобы они могли работать за станками и сборочными верстаками, для них изготавливали деревянные подставки.
СЛАЙД 17
Говорят, когда звучат пушки, музы молчат. В блокадном Ленинграде музы не молчали. Может быть, именно это помогло городу выжить и не только выжить, но и показать всему миру такую высоту человеческого духа, которая воплотилась в музыке Шостаковича.
СЛАЙД 18
Детский танцевальный ансамбль А. Е. Обранта – особая пронзительная нота блокадного города. В первую зиму блокады Ленинграда много детей было эвакуировано, но несмотря на это по разным причинам в городе оставалось ещё много детей. В конце первой блокадной зимы оставшиеся педагоги пытались найти в осаждённом городе своих воспитанников, и из оставшихся в городе ребят балетмейстер А.Е. Обрант создал танцевальный коллектив.
СЛАЙД 19
Помните, сколько длилась блокада Ленинграда? Так вот за это не малое время ансамбль дал около 3000 концертов
В холоде, во мраке, под бомбежками и обстрелами, голодные, вместе с остальными жителями выполняли свой гражданский долг и люди, приехавшие жить и работать в Междуреченск, наши земляки - междуреченцы. С тех пор прошел 71 год, но и сейчас с болью в сердце и со слезами на глазах они вспоминают те дни. Помня об умерших, мы должны низко поклониться всем живущим сегодня ветеранам войны. 27 января 1999 года в г. Междуреченске при совете ветеранов было создано общество жителей блокадного Ленинграда. Награждена Медалью "За оборону Ленинграда" Зайцева Анна Захаровна .
СЛАЙД 20
У них было особое, опалённое войной, блокадное детство. Они росли в условиях голода и холода, под свист и разрывы снарядов и бомб. Они были такими же блокадниками, как и взрослые. И погибали так же.
СЛАЙД 21
Знать историю своей Родины важно. Моя работа – это дань уважения памяти погибших.
После завершения работы я смогла:
- узнать о героическом прошлом Родины;
- находить, анализировать, обрабатывать информацию;
- узнать о детях блокадного Ленинграда в Междуреченске.
По изученному мною материалу, создано печатное издание для школьников младшего возраста о блокаде Ленинграда.
Экземпляры моей работы отданы:
В школьную библиотеку.
СЛАЙД 22
До сих пор не исчерпана боль и горечь, принесенные блокадой. Через судьбу скольких детей прокатилась блокада огненным шаром, сколько не заживающих ран оставила в детских сердцах. Уходят блокадники, уходит время, но оно не властно стереть память о блокаде Ленинграда. Свою задачу они выполнили, а наш долг помнить, быть благодарными и сохранить навсегда светлую память о них.
СЛАЙД 23
Смогла бы я так? И не дай Бог хоть кому-то из нас узнать. Мне кажется, что наше поколение слабее, мы бы не выжили в тех нечеловеческих условиях, слишком мы избалованы горячей водой, техническими устройствами.
СЛАЙД 24
Хочется закончить свою работу словами Роберта Рождественского:
Люди!
Покуда сердца стучатся,-
Помните!
Какою ценой завоёвано счастье,-
Пожалуйста помните!
Шелковая горка
Ломтик арбуза. Рисуем акварелью
Как нарисовать осеннее дерево акварелью
Золотая хохлома
Весенние чудеса