Цель исследования: имеет ли М.В. Ломоносов отношение к физическому воспитанию и здоровому образу жизни? Новизна- систематизация заслуг М.В. Ломоносова в области физического воспитания.
Вложение | Размер |
---|---|
М.В. Ломоносов и физическое воспитание | 43.41 КБ |
«М. В. Ломоносов и физическое
воспитание»
Исследовательский реферат
Автор Лобыкина Алина 10 класс МБОУ СШ 23 имени А.С. Пушкина
Руководитель педагог дополнительного образования Минина Е.Ю.
Цель исследования имеет ли М.В. Ломоносов отношение к физическому воспитанию и здоровому образу жизни, анализируя различные литературные источники. Научная новизна систематизация заслуг М.В. Ломоносова в области физического воспитания.
Актуальность выбранной темы исследовательского реферата заключается в том, что мы школьники XXI столетия получаем образование в среде, насыщенной множеством информационных источников. Сможем ли мы получить дополнительные знания о том, какое место в своей личной жизни и деятельности М.В. Ломоносов отводит для развития физического воспитания и здорового образа жизни. Так как он выглядел здоровым богатырем. Изучая, разные науки, рассматривал ли он вопрос о здоровье русской нации. Предмет учения может передаваться, как в рамках традиционных способов информационного обмена, уроках физической культуры, так и на основе использования виртуальной образовательной среды.
В работе раскрывается представление о человеке – гении, который имеет отношение к медицине, физической культуре, и образованию. Ломоносов жил в те годы, когда развитие науки в России только начиналось. В результате работы мы узнали о неиссякаемой энергии М. В. Ломоносова, его необычайной жизненной активности, непримиримости в принципиально, высоком сознании своего долга и ответственности перед Родиной и сейчас служат нам образцом. Написаны сотни книг, защищены диссертации, опубликованы тысячи статей на темы о М.В. Ломоносове. Однако среди них нет ни одной, посвящённой его спортивным увлечениям. Вместе с тем, спорт, физическая культура занимали большое место в жизни М.В. Ломоносова. Невозможно даже представить, чтобы один человек успел за свою жизнь сделать так много в разных областях.
…Да, велико его значенье-
Он, верный русскому уму,
Завоевал нам Просвещенье,
Не нас поработил ему, –
Как тот борец ветхозаветный,
Который с силой неземной,
Боролся до звезды рассветной,
И устоял в борьбе ночной. Ф. И. Тютчев
Одним из гениальных людей в нашей России был Михаил Васильевич Ломоносов. Ломоносов жил в те годы, когда развитие науки в России только начиналось. Перечислить всё, что сделал этот гениальный человек, нет никакой возможности. Его хватало на всё! Работал он без устали - днём и ночью, об этом написано в стихотворении Ф. И. Тютчева. Написаны сотни книг, защищены диссертации, опубликованы тысячи статей на темы о М.В. Ломоносове. Однако среди них нет ни одной, посвящённой его спортивным увлечениям. Вместе с тем, спорт, физическая культура занимали большое место в жизни М.В. Ломоносова. Чтобы понять, почему М.В.Ломоносова интересовал вопрос и о физической культуре, нам необходимо знать и о физическом воспитании в его время в России.
По мнению многих российских ученых, физическая культура – это неотъемлемая часть общей культуры, представляющая собой совокупность духовных и материальных ценностей, создаваемых и используемых обществом в целях физического развития человека, укрепляя его здоровья и совершенствования двигательных возможностей, способствующих гармоничному развитию личности. Воспитание - это объективный процесс, который совершается в обществе независимо от воли и желания педагога. Развитие личности не прекращается ни на минуту. Если воспитание - постоянное восхождение к культуре и повседневное воссоздание культуры во всех жизненных актах, то назначением воспитания является формирование личности, которая бы приобрела в процессе развития способность самостоятельно строить свой вариант жизни, достойный Человека. Поэтому мы рассматриваем вопрос и об истории физического воспитания в России XVII – XVIII века. Хотя основоположником отечественной системы физического воспитания является П.Ф. Лесгафт, его научная деятельность относится к концу XIX — началу XX века.
Актуальность выбранной темы исследовательской работы посвящена 300-летию выдающему ученому М.В. Ломоносову, и заключается в том, что мы школьники XXI столетия получаем образование в среде, насыщенной множеством информационных источников. Сможем ли мы получить дополнительные знания о том, какое место в своей личной жизни и деятельности М.В. Ломоносов отводит для развития физического воспитания и здорового образа жизни. Так как он выглядел здоровым богатырем. Изучая, разные науки, рассматривал ли он вопрос о здоровье русской нации. Предмет учения может передаваться, как в рамках традиционных способов информационного обмена, уроках физической культуры, так и на основе использования виртуальной образовательной среды.
Цель исследования провести анализ различных литературных источников с целью подтверждения отношения М.В. Ломоносова к физическому воспитанию и здоровому образу жизни.
Объект исследования гений науки - Михаил Васильевич Ломоносов.
Предмет исследования отношение и заслуги М.В. Ломоносова в области физического воспитания.
Научная новизна систематизация заслуг М.В.Ломоносова в области физического воспитания.
Задачи исследования:
проанализировать теоретическую и методическую литературу по проблеме исследования;
полнее раскрыть занимала ли физическая культура большое место в жизни М.В. Ломоносова.
Методы исследования теоретический анализ, синтез, сравнение.
Базу исследования составили данные новейших российских энциклопедий, Интернет-ресурсы, книжные пособия.
В соответствии с указанными задачами выстраивается структура исследовательской работы, включающая введение, две главы, заключение, список литературы.
ГЛАВА I
Детские и юношеские годы М.В. Ломоносова
Осенью 8 ноября (по новому стилю — 19 ноября) 1711 года жена довольно зажиточного крестьянина-помора Василия Дорофеевича Ломоносова (1681 - 1741), Елена Ивановна Сивкова родила сына — Михайло. Произошло это в деревне Мишанинская (ныне — село Ломоносово) Куростровской волости Двинского уезда Архангельской губернии, которая раскинулась недалеко от Холмогор, на одном из многочисленных островов в устье Северной Двины при впадении в Белое море. Первые годы своей жизни маленький Михайло находился на попечении своей матери. Михайло рос крепким физически мальчиком и поэтому вскоре стал первым помощником по хозяйству в доме: ухаживал за скотиной, полол грядки и собирал урожай. Мать Ломоносова умерла очень рано, когда Ломоносову было девять лет. Дед будущего учёного, Дорофей Леонтьевич и его отец, Василий Дорофеевич занимались хлебопашеством, но их основным делом были рыбная ловля и зверобойный промысел. По отзыву сына, отец был по натуре человек добрый, но "в крайнем невежестве воспитанный". И юного Михайло уже в 10 лет брали на рыбный промысел. Вот что пишет об этом Борис Викторович Шергин: « Вижу Михайлушку Ломоносова юнгой-зуйком на отцовском судне... Двинская губа только что располонилась ото льда. Промысловые ладьи идут в море. Многопарусная "Чайка" Ломоносовых обгоняет всех. Михайло стоит на корме и дразнит лодейщиков, протягивает им конец корабельного каната — нате, мол, на буксир возьму. Лодейщики ругаются, а Михайло шапкой машет: "До свиданья, дожидаться недосуг"».
От матери он унаследовал тонкий художественный вкус, поэтическое восприятие мира, добросердечность и деятельную отзывчивость. Пытливый ум Михайло подмечал в окружении детали, пытался мысленно соединить их в логически связанную систему и, если не получалось, задавал вопросы: «У солнца свет самородный? А звёзды? Маменька сказывала: лампады ангельские... А молния? А край земли близко ли? А почто немцы говорят несходно с нами?» (Б. Шергин).
В 1721 году отец женился на Федоре Михайловне Усковой, дочери крестьянина соседней Ухтостровской волости. Летом 1724 года она умерла. Через несколько месяцев, возвратившись с промыслов, отец женился в третий раз на вдове Ирине Семёновне. Для тринадцатилетнего Ломоносова третья жена отца оказалась "злой и завистливой мачехой". По воспоминаниям Ломоносова лучшими моментами в детстве были его поездки с отцом в море, оставившие в его душе неизгладимый след. Они отправлялись на промыслы ранней весной и возвращались поздней осенью. Вместе с отцом Ломоносов ходил как в дальние плавания - в Северный Ледовитый океан - к Новой Земле и Шпицбергену, так и в ближние - до Соловецких островов. Нередкие опасности плавания закаляли физические силы юноши и обогащали его ум разнообразными наблюдениями. Влияние природы русского севера мы видим в стихах Ломоносова:
Достигло дневное до полночи светило,
Но в глубине лица горящего не скрыло,
Как пламенна гора казалось меж валов,
И простирало блеск багровый из-за льдов.
Среди пречудныя при ясном солнце ночи
Верьхи златых зыбей пловцам сверкают в очи.
А так же и в его научных интересах: "вопросы северного сияния, холода и тепла, морских путешествий, морского льда, отражения морской жизни на суше - всё это уходит далеко вглубь, впервые впечатления молодого помора". Его окружали предания о великих делах Петра Великого, которых немало сохранилось на севере. Воспитание поморцев было строгим: абсолютное подчинение старшим, аскетичность, строгость, смирение. И только на воле можно было проявлять силу, храбрость, смекалку. Ломоносов впоследствии писал: «Отличаются лопари одною только скудностью возраста и слабостью силы — затем, что мясо и хлеб едят редко, питаясь одною почти рыбою. Я, будучи лет четырнадцати, побарывал и перетягивал тридцатилетних сильных лопарей. Лопарки хотя летом, когда солнце не заходит, весьма загорают, ни белил, ни румян не знают, однако мне их видеть нагих случалось и белизне их дивиться, которою они самую свежую треску превосходят — свою главную и повседневную пищу».
В 11 лет. Ломоносов начал учиться читать и писать у местного крестьянина Ивана Шубного. В то время в России было мало книг светского содержания. Лишь совершенно случайно в руки любознательного мальчика попали 2 книги, сыгравшие особую роль в его образовании. Это были “Арифметика” Леонтия Магницкого – первый русский учебник по математике и “Грамматика” Мелентия Смотрицкого. Впоследствии Ломоносов назвал эти книги вратами своей учености. Самообразование давалось Ломоносову нелегко. Мачеха неодобрительно относилась к его занятиям. Будучи уже академиком, он вспоминал: “…имеючи отца, по натуре доброго человека, однако, в крайнем невежестве воспитанного, и злую завистливую мачеху, которая всячески старалась произвести гнев в отце моем, представляя, что я всегда сижу попусту за книгами”. Так же в детстве Ломоносов активно занимался физической культурой. При выполнении физических упражнений Ломоносов использовал подручные средства: деревянные чурки, подтягивание на ветках деревьев, подъём тяжёлых деревянных скамеек, жим весовых гирь. Особенно нравилось Ломоносову жать весовые гири. Окружающие считали это чудачеством. Но Ломоносов уже тогда понимал: чтобы сила прибавилась, её надо регулярно тратить. В 19 лет пудовую весовую гирю он выжимал рукой 50 раз. По тем временам это был немыслимый результат.
9 декабря 1730 года тайком от отца он ушел из дома и навсегда покинул родные места. В Москву он был принят в младший класс Славяно-греко-латинской академии, именовавшейся в народе Спасские школы. В стенах этого заведения он проучился 5 лет. С большим старанием он принялся за учебу и к концу первого года обучения был переведен в 3 класс. Скоро он вполне овладел латинским и древнегреческим языками. Свободное время он проводил в библиотеке за чтением рукописных русских летописей и латинских книг по философии и истории. Во время обучения в Спасских школах Ломоносов жил впроголодь. И все-таки его успехи были поразительными. В числе лучших учеников академии Ломоносов был отправлен в Петербург для дальнейшего обучения в Академии наук. Однако слушать лекции академических ученых Ломоносову не пришлось, так как он был послан в Германию в Марбургский университет для обучения химии, физике, математике, где проучился около 3 лет. В годы своей учёбы в России и за рубежом М.В. Ломоносов не оставлял занятия верховой ездой, фехтованием, стрельбой, борьбой на руках, танцами, английским боксом и, конечно, поднятием тяжестей.Таким образом, Михайло в детском возрасте закаливал свой характер, выходя с отцом на промысел, занимался физическими упражнениями, читал книги, несмотря на запреты мачехи. Время, проведенное среди множества церквей и верующих, среди скудной природы и сурового климата, среди нежных чувств и строгих нравов, сформировало у Михайлы противоречивый характер.
стойкость к невзгодам и лишениям, к обидам и насилию,
трепетные чувства к любимой матери и глубокое уважение к отцу,
чувство языка, способности к изучению иностранных языков,
осознание своих корней, сочетающееся с забыванием малой родины,
терпимость к неразумному поведению окружающих,
беспричинные вспышки ярости,
смирение перед Всевышним и глубокая вера в Божью помощь,
преобладание гордыни над разумом.
гибкость в принятии решений,
неуклонное движение к своей правде, не выбирая средств.
Узнав о том, что настоящее образование можно получить лишь в Москве или Петербурге, причем сначала надо изучить латинский язык, на котором в те времена писались все ученые сочинения, он загорелся желанием уйти учиться в один из этих городов. Кроме того, появилось ещё одно важное обстоятельство, которое ускорило уход Ломоносова из дома - это упорное желание его родителя женить его поневоле.
Педагогические взгляды М.В. Ломоносов
В педагогической деятельности Ломоносова условно можно выделить ряд этапов.
Первый этап (1742—1745) непосредственно связан с преподавательской работой ученого. С 1741 г. начинается активная, исключительно плодотворная и разносторонняя научная и, просветительская деятельность М. В. Ломоносова. 8 января 1742 года Ломоносов был зачислен в штат сотрудников Петербургской академии наук адъюнктом физики. В 1742 году М.В. Ломоносовым уже было написано руководство «Первые основания горной науки, или Горная книжица». В 1743 году он подготовил «Краткое руководство к риторике, на пользу любителей сладкоречия сочиненное». В 1745 году для студентов перевел с латинского учебник по физике.
Второй этап (1745—1749) связан в основном с методической работой ученого. В 1745 г. он был назначен профессором химии Петербургской Академии наук, а позже избран академиком. Одновременно с подготовкой учебных пособий Ломоносов разрабатывает лекции на русском языке.
Третий этап педагогической деятельности М.В. Ломоносова (1750— 1755) совпал с периодом, когда ученый работал над серией документов о высшем и среднем образовании. В 1751 году вышла в свет первое собрание сочинений Ломоносова, в которое вошли его литературные произведения. В 1755 году Ломоносов закончил многолетний обширный труд – “Российскую грамматику”. Она выдержала 11 изданий на русском языке и была переведена на немецкий, французский и греческий языки. М.В. Ломоносов предложил учредить в Москве университет, открытый для людей всех сословий, и разработал проекты его устава и внутреннего устройства. Московский университет был открыт 12 января 1755 году в Татьянин день, а 26 апреля, в нем функционировало три факультета: философский, юридический, медицинский. Перед университетом Ломоносов поставил несколько целей, объединенных идеей служения на «пользу и славу Отечества»:
развитие науки (особенно в области философии, истории, русской грамматики, права, медицины);
популяризация научных знаний (через печать, библиотеку, лекции, диспуты);
решение педагогических задач (подготовка образованного молодого поколения через университет и гимназии, контроль и руководство учебно-воспитательным делом в учебных заведениях).
Четвертый этап - педагогическая деятельность М.В.Ломоносова в 1756—1765 годах. Ломоносов завершает работу над программой развития среднего и высшего образования в России. Программа была построена на основе принципов демократизма, гуманизма и народности. Целью воспитания Ломоносов считал формирование человека-патриота, качествами которого должны быть высокая нравственность, любовь к науке, знаниям, трудолюбие, бескорыстное служение на благо Родины. Идеал воспитания ученый видел в разностороннем развитом высокообразованном и культурном человеке [2].
М.В. Ломоносов высоко ценил общечеловеческую нравственность. Он считал необходимым воспитывать в молодых людях такие «добродетели»: мудрость, благочестие, воздержание, чистота, милость, благодарность, великодушие, терпение, незлобие, простосердечие, постоянство, трудолюбие, дружелюбие, послушание, скромность. Предостерегал молодежь о сложностях человеческой жизни: «Жизнь человеческая подобна непостоянному морю, следовательно, она от нападения противных случаев колеблется, подобно как море от бурных ветров». Призывал совершать добрые поступки, потому что через них «заслужить можно честь, получить богатство и бессмертное по себе имя оставить» [3].
М.В.Ломоносов защищал обиженных, стремился помочь обездоленным, сиротам. Он первым предложил открыть специальный воспитательный дом для малышей, не имеющих родителей, поставил задачу воспитания таких детей за счет государства, чтобы они могли приносить пользу обществу. В этой связи он писал: «Ежели ты, что хорошее сделаешь с трудом, труд минется, а хорошее останется, а ежели сделаешь, что худое с услаждением, услаждение минется, а худое останется». Он проповедовал уважение к старшим, любовь к ближнему.
Высоко ценил М.В. Ломоносов трудолюбие: «Или трудом бессмертную славу приобретать, либо, препровождая жизнь свою в роскоши и нерапении, бесславного конца ожидать должно». Он был противником безделья и праздности: «Роскошь и праздность, как два сосца всех пороков, вливают под видом сладости бедственную язву в душу и тело, наносят несносные оскорбления, бедность и смертоносные болезни». М.В. Ломоносов как педагог и ученый призывал творчески относиться к труду. Основным видом труда молодых людей он считал учение, постижение наук, поэтому, прежде всего, советовал не «терять золотое младых лет время без приобретения той пользы, которая зрелым и престарелым летам большую приятность и веселие принести может чрез науки, нежели в юношестве игры и праздность».
По мнению ученого, интенсивное нравственное воспитание детей осуществляется в семье и школе. В публицистических работах М.В. Ломоносов отметил, что во многих семьях дети не получают хорошего воспитания. Он предлагал оградить молодых людей от вредного влияния семьи и заниматься воспитанием «просвещенного юношества» в условиях учебных заведений. Целью воспитания М.В.Ломоносов считал формирование человека-патриота, качествами которого должны быть высокая нравственность, любовь к науке, знаниям, трудолюбие, бескорыстное служение на благо Родины. Идеал воспитания ученый видел в разносторонне развитом, высокообразованном и культурном человеке[3].
Обучение должно быть построено по определенной схеме, с учетом особенностей восприятия: проверка выполнения «домашних экзерциций» (домашних упражнений); сообщение новых знаний, выполнение «дневных заданий» на уроке. М.В. Ломоносов высоко ценил самостоятельный поиск, самостоятельное изучение источников учениками и студентами. А также предлагал использовать поощрения и наказания. Особо отличившихся награждали золотыми и серебряными медалями, книгами, математическими приборами «в присутствии всей Гимназии». В качестве наказаний Ломоносов применял выговоры, угрозы. За «постыдные шалости» наказание осуществлялось на глазах всех учащихся. Распространенные в школах телесные наказания, по сложившейся традиции, применялись и Ломоносовым, хотя он рекомендовал использовать их как исключительную меру, в отдельных случаях, не причиняя этим вреда здоровью детей [1].
В 1760 году была напечатана книга Ломоносова “Краткий российский летописец с родословием”, в ней описывались важнейшие деяния великих русских князей и царей до Петра I включительно.
В апреле 1760 года шведская академия наук избрала Ломоносова своим почетным членом. Между тем, здоровье ученого заметно ухудшается. С марта 1762 года он долго болеет, не выходит из дома, но продолжает заниматься делами.
В конце 1764 и начале 1765 года Ломоносов продолжает работать над “Историей государства Российского”. В конце жизни Ломоносов был избран почетным членом Стокгольмской и Болонской академий наук.
Таким образом, XVIII век — век Просвещения — оказал благотворное влияние на развитие педагогической науки и просвещения в России. Этот период характеризуется появлением целого ряда школьных проектов, в которых нашли отражение, как прогрессивные идеи, так и положения, поддерживаемые официальными кругами. Преобразованиями Петра I было положено начало светскому образованию. Однако в целом основная масса населения оставалась неграмотной. На протяжении двадцатилетней педагогической деятельности он занимался организацией учебного дела в стране, преобразовывал работу академической гимназии и университета, внедрял классно-урочную систему обучения, разрабатывал учебные планы, программы по предметам, фундаментальные методические учебные пособия. Ломоносовский период в педагогике и просвещении называют новым периодом русской образованности. М.В. Ломоносов разработал оригинальную педагогическую теорию, отличающуюся заботой о человеке, опорой на национальные традиции. Самобытность первого русского академика как педагога состоит в том, что он смело, боролся со старыми представлениями в педагогической области, разрабатывал и внедрял оригинальные идеи по воспитанию и образованию молодежи [5].
ГЛАВА II
2.1 Краткая история физического воспитания в царской России XVII – XVIII века.
Древнерусские письменные и иные источники свидетельствуют, что корни физической культуры уходят в далекое прошлое. Наши древние предки использовали в быту и в военном деле такие физические упражнения, как бег, прыжки, ходьба на лыжах, плавание, различные виды борьбы, кулачные бои, стрельба из лука, верховая езда. Хранителями национальных традиций в области физического воспитания оставались народные массы. Это способствовало оформлению народной физической культуры и физической культуры, распространенной среди привилегированных слоев общества. Значительное развитие физическое воспитание в России получило только в период царствования Петра I. Он впервые ввел обязательное для детей дворян посещение школы. Именно при Петре I физическое воспитание стало носить государственный характер. Поощрительное отношение Петра I к физическому воспитанию способствовало появлению в России теоретиков, которые научно обосновали его значимость физического воспитания. Русский историк и государственный деятель В.Н. Татищев, сподвижник Петра I, государственный и церковный деятель, писатель Феофан Прокопович и др. выступали за то, чтобы физическое воспитание стало частью всего воспитания. В 1717 г. вышло уникальное произведение — «Юности честное зерцало, или Показание к житейскому обхождению, собранное от разных авторов повелением царского величества», в котором был обобщен опыт физического воспитания детей и подчеркивалась важность всестороннего воспитания личности в семье и школе.
Среди многочисленных народов России продолжали культивироваться разнообразные игры и физические упражнения, а также средства закаливания. Как известно, испокон веков русские воины отличались большим умением вести рукопашную схватку с противником, одерживая победы в многочисленных сражениях, как в Древней Руси, так и в последующие эпохи. Кулачные бои – одно из важных средств подготовки к подобным ратным делам. Русские воины, защищая рубежи родины, проявили здесь чудеса храбрости, о чем в летописи засвидетельствовано, что «было у Александра многое множество храбрых, сильных и крепких воинов, все наполнились воинственным духом, и были у них сердца, подобны львиным». Поэтому бои становились частью образа жизни мужского населения, самобытным этнологическим явлением, как народные игры, песни и пляски. Это народная традиция, неотъемлемая часть системы воспитания, возникшая в условиях постоянной военной опасности. На протяжении столетий кулачные бои занимали видное место в самобытных формах физического воспитания русского народа. В них ярко проявлялось стремление к состязаниям в силе, ловкости и выносливости. Но они выступали не только как средство физического развития. В них воспитывались и нравственные качества: стойкость, мужество, стремление к победе, настойчивость и упорство в достижении цели, а также дружба и товарищество. Большое распространение среди детей и молодежи имели русские народные игры: городки, лапта, кости, лунки, свайка и другие. Не меньшее распространение, чем кулачные бои, имела борьба. Было несколько ее разновидностей, в том числе борьба «с носка». Ставилась задача повалить соперника на землю. Нередко борьба становилась частью состязаний, в которых, помимо борцов, участвовали бегуны, стрелки из лука. Награды венчали победителя, что подтверждает пословица «без борца нет венца». Борьба была составной частью богатырских потех Ильи Муромца, Добрыни Никитича и других былинных богатырей, защитников родины и тружеников. Кроме того, верховая езда, плавание, метание палицы и т. п. составляли содержание этих «потех». О популярности и значении в то время стрельбы из лука свидетельствует былинный эпос и пословица «лук надежный – друг сердечный». В «Слове о полку Игореве» отмечается физическая выносливость, стойкость, закалка, хорошая военная выучка простых русских «воев», которые «…без щитов, с одними засапожными ножами кликом полки побеждают, звеня прадедовской славой».
Особое место среди народных средств физического воспитания продолжали занимать «игрища». В селах и городах простой люд увлекался веселыми играми, хороводами, песнями, плясками, различными состязательными упражнениями, поощрялись скоморохи. Также были состязания в прыжках, борьбе, кулачных боях, в беге, в стрельбе из лука, верховой езде и др. Наряду с такими состязаниями одновременно проводились и игры в городки, «горелки». В зимнее время люди ходили на лыжах. Дворяне широко использовали в физическом воспитании верховую езду, сражения с применением холодного оружия (шпаги, рапиры, сабли), стрельбу из лука и т.д. Среди многочисленных народов России продолжали культивироваться разнообразные игры и физические упражнения, а также средства закаливания. Большое распространение среди детей и молодежи имели русские народные игры: городки, лапта, кости, лунки, свайка и другие. Прошло 200 лет, но любовь народа к «игрищам» не уменьшается. Об этом свидетельствует другая летопись, в которой сообщается о возмущении митрополита Кирилла, заявившего на Духовном соборе (съезде) в 1274 году: «Узнал, что еще держатся бесовского обычая треклятых эллин: в божественные праздники со свистом, кличем и воплем бьются на дрекольях». Популярностью среди россиян разного возраста пользовались также верховая езда, плавание, катание на лодках, состязания в беге, метании камня, фехтование на палках, лазание, ходьба на лыжах; было распространено и катание на коньках, тогда еще деревянных, а также игры с привлечением вспомогательных средств в виде клюшек, мячей, шестов, ходулей и т. п.[2].
В XVII в. русские просветители отстаивали позиции единства умственного и физического развития человека. Ещё великие мыслители древности Аристотель, Платон, Сократ отмечали влияние движение на организм. Они сами до глубокой старости занимались гимнастикой.
Передовые люди России XVIII века говорили о необходимости движения для сохранения здоровья, призывали к борьбе с болезнями и оздоровления населения. А.И. Радищев глубоко верил, что физическим воспитанием можно укрепить тело, а с ним и дух». А.В. Суворов ввёл военную гимнастику, закаливал войско. Л.Н. Толстой увлекался ездой на лошади и велосипеде. В 82 года он за день совершал верхом прогулки по 20 и более вёрст. О своей страсти к физическим занятиям он писал, что при усидчивой умственной работе без движения и телесного труда сущее горе.
Максим Горький увлекался греблей, плаванием, зимой катался на коньках и ходил на лыжах. И.П. Павлов до глубокой старости занимался спортом и любил физический труд. Он много лет руководил кружком врачей в Петербурге. В.В. Гориневский по праву считается основателем постреволюционной системы физического воспитания. П.Ф. Лесгафт уделял внимание не только физическому, но и гармоничному воспитанию человека. Он считал, что физическое воспитание должно продолжаться всю жизнь, поэтому важно с детства учить ребенка сознательно усваивать физические упражнения, уметь рационально, т.е. с наименьшей затратой сил, но с наибольшим эффектом, пользоваться ими. В физическом воспитании П.Ф. Лесгафт рекомендовал больше применять ходьбу, бег, прыжки, метание, путешествия, гимнастические упражнения [11].
Таким образом, мы видим, вначале XVIII в. физическое воспитание вводится в системы дворянского образования, получают развитие верховая езда, фехтование, борьба и разнообразные подвижные игры. В быту народов России также продолжают культивироваться разнообразные игры и физические упражнения. Во второй половине XVIII в. стало важным периодом в развитии идеи физического воспитания народа. Физическое воспитание рассматривается как часть всестороннего воспитания. Физической культуре уделялось серьезное внимание всеми народами, проживающими в России, поэтому у многих так популярны были разнообразные подвижные игры, которые возникли еще в далеком прошлом. (Описание детских игр России представлено в работе Е.А.Покровского «Детские игры. Преимущественно русские». — СПб., 1994).
2.2 Вклад М.В. Ломоносова в развитие физического воспитания и здорового образа жизни.
В истории отечественной и мировой науки и культуры особое место занимает ученый-энциклопедист и просветитель М. В. Ломоносов. Условия Русского Севера оказали значительное влияние на становление характера Ломоносова, на формирование его представлений и идеалов, выковали свободный характер будущего великого учёного. Ещё молодым Ломоносов использовал поддержания физической формы, уже тогда понимал: чтобы сила прибавилась, её надо регулярно тратить. То есть тренироваться в подъёме тяжестей, что он и делал. Он очень сильно отличался большой физической силой и атлетическим сложением.
Петербургские любители старины рассказывали, как однажды, уже, будучи академиком, Михаил Васильевич возвращался с дружеской вечеринки. И вдруг из кустов его атаковали трое нетрезвых матросов: богато одетый барин был явно беззащитной жертвой, не ограбить такого - просто грех! Но через мгновение один из нападавших, наткнувшись на удар, пал замертво. Второй с выбитой челюстью пустился наутек. А схваченный третий молил о пощаде, которую и получил после того, как разделся догола, связал вещички в узелок и под конвоем академика был препровожден к ближайшей сторожевой будке.
«Самолюбивый и невоздержанный нравом он и в «присутствии» (т.е. в Академии) вел себя предерзостно, воюя с иностранными учеными, приглашенными для работы в России. Вернее, с теми из них, кто не скрывал высокомерно-пренебрежительного отношения к русским коллегам. Наверное, стычки не ограничивались словесными перепалками (Михаил Васильевич не чурался рукоприкладства), иначе за что бы, по приказу академического начальства более семи месяцев «содержался под караулом»? В протоколе, составленном по этому поводу, объяснялось уклончиво: за ссоры с немцами в пьяном виде...».По свидетельству современников, Михаил Васильевич всегда мог сам за себя постоять. Три года провел он в Марбургском университете, посещая лекции здешних мэтров и с удовольствием предаваясь обычным студенческим забавам - соблазнению добродетельных городских невест, бдительно охраняемых суровыми мамашами, шумным попойкам, где пиво уничтожалось в безмерных количествах ради обретения боевого духа. Ведь всякое коллективное возлияние, по университетской традиции, завершалось дракой между враждующими студенческими корпорациями. Огромные кулаки Ломоносова и азарт, с которым он их применял, тут очень ценились. Это отмечал профессор Цильх, к чьей дочери Елизавете посватался Михаил Васильевич: «Герр Ломоносов - человек надежный. Я благословляю этот брак».
Став всемирно известным учёным-энциклопедистом, литератором-стихотворцем, теоретиком русского языка, руководителем-наставником молодых учёных, М. В. Ломоносов не изменил своим пристрастиям к занятиям физической культурой. Его вкусы менялись, но неизменной оставалась любовь к гирям. Весовые гири сопровождали его всю жизнь. Он постоянно разминался с ними, даже когда испытывал недомогание. Причём М. В. Ломоносов видел пользу от гирь относительно небольшого веса (6–8 кг) при большом количестве повторений (30–40 раз) и при углублённом дыхании. Тем самым, он первым проник в самую глубинную суть полезности гиревого спорта. Одновременно М. В. Ломоносов считал обязательным умеренность в еде и потреблении вина. Умеренность в еде и физические упражнения обеспечили М. В. Ломоносову фантастическую работоспособность. Он настолько увлёкся этим направлением, что вырабатывал рекомендации по здоровому образу жизни нации, оздоровлению народонаселения крепостной России, укреплению единства нации и боеспособности армии. Во время обучения на двух факультетах – философском и медицинском, Ломоносов пришел к выводу о том, что медицина – «полезнейшая роду человеческому наука».
Желая улучшить жизнь детей, снизить их смертность и заболеваемость, он настаивал на запрещении таких браков между крепостными людьми, которые совершались по принуждению помещиков, и предлагал воспретить священникам, крестить младенцев в холодной воде. Он ставил вопрос об организации медицинской помощи населению, предлагал устраивать “повивальные бабьи съезды”, т. е. обучение акушерок, добивался издания книг “с наставлениями о народном здравии и распространения их среди народа, требовал вести борьбу с различными суевериями, с ворожбой и гаданиями. Придавая особое значение профилактике болезней, он считал, что движения «вместо лекарства служить имеют…». Сохранившийся трактат "О размножении и сохранении российского народа" обнаруживает всю широту понимания Ломоносовым общественных вопросов. Он доказывает, что для увеличения количества рождающихся ("для обильнейшего плодородия родящих") необходимо:
устранить браки между лицами несоответствующих лет;
отменить "насильное" супружество, брак по принуждению;
отменить закон, запрещающий жениться более трех раз;
отменить пострижение молодых овдовевших священников и дьяконов в монахи, а мирянам запретить принятие монашества до 45-50 лет.
Для сохранения рожденных необходимо:
учредить "богадельные домы" для приема внебрачных детей,
бороться с болезнями новорожденных;
устранить вредный обычай крестить младенцев в холодной воде;
бороться с невоздержностью русского народа и всеми мерами содействовать более разумному образу жизни, не отзывающемуся слишком вредно на человеческом здоровье;
бороться с болезнями путем организации надлежащей медицинской помощи;
бороться, по возможности, с причинами смерти от моровой язвы, пожара, потопления, замерзания и т.д.[6].
М.В. Ломоносов доказывает, что великий пост у нас приходится "в самое нездоровое время года, что здесь не принята в соображение жестокая природа севера". Он говорит о совершенном отсутствии по русским деревням врачей, "от чего смертность особенно увеличивается", о "частых и великих пожарах", о "драках в народе, разбоях, пьянстве", о притеснениях раскольников, о рекрутчине, от которой русские люди бегут за границу. Трактат показывает, как справедливо замечено, "как хорошо знал Ломоносов русскую жизнь, в каких ясных образах подымалась она перед нами".
В переведенную им на русский язык статью физика, академика Г. В. Крафта «О сохранении здравия» Ломоносов вложил немало собственных мыслей. В качестве некоторых из средств сохранения здоровья в статье назывались правильный образ жизни, гигиена, режим питания. М. В. Ломоносов стремился найти пути, помогающие сохранить здоровье в экстремальных условиях (например, во время высокоширотных экспедиций). Смену занятий в течение дня – например, переход от одних экспериментов к другим – рассматривал как средство отдыха, восстановления сил.
Свою "науку" М.В. Ломоносов старался обратить прежде всего и больше всего на служение живым потребностям и нуждам "российского света" и "российского народа". Ломоносов доказывал, например, "что у нас нет природных россиян ни аптекарей, да и лекарей мало, также механиков искусных, горных людей, адвокатов и других ученых, ниже самих профессоров в самой Академии и в других местах"; необходимо "набирать студентов из семинаристов", "отправлять природных российских студентов в чужие края для окончания обучения", допускать к образованию все без различия сословия, заботиться об умножении переводных книг. "Во всех европейских государствах,- пишет он,- позволено в академиях обучаться... всякого звания людям, не выключая посадских и крестьянских детей, хотя там уже и великое множество ученых людей. А у нас в России при самом наук начинании, уже сей источник регламентом по 24-му пункту заперт, где положенных в подушный оклад в университет принимать запрещается. Будто бы сорок алтын столь великая и казне тяжелая была сумма, которой жаль потерять на приобретение ученого природного россиянина". [10, стр 11-12.]
М.В. Ломоносов видел органическую связь воспитания и обучения, ратовал за взаимосвязь физического и нравственного воспитания и умственного развития. Выступил впервые в русской педагогике сторонником синтеза классического, естественнонаучного и реального образования. Был сторонником классно-урочной системы как наиболее продуктивной для развития ума и памяти. Был за домашние задания и экзамены. Отводил в процессе обучения значительное место практике, постановке опытов, отмечал практическое значение знаний.
Михаил Васильевич первым поднял голос в защиту здоровья русского народа. Ломоносов требовал для простых людей свободного доступа в университет, организации бессословных школ. Был сторонником принципа природосообразности. «Воспитатель должен руководствоваться факторами естественного природного развития ребёнка. «Чаще природное дарование без науки, нежили наука без природного дарования к похвале и добродетели способствовали». Природные особенности детей считал основой и источником их развития, рекомендовал педагогам строить обучения с учётом склонностей детей. Цель воспитания — формирование человека-патриота, главными качествами которого должны быть высокая нравственность, любовь к науке, знаниям, трудолюбие, бескорыстное служение родине. Отводил большую роль воспитанию « … Молодых людей нежные нравы, во все стороны гибкие страсти и мягкие их и воску подобные мысли добрым воспитанием управляются». Исходил в воспитании из принципов гуманизма и народности. Метод и условие воспитания — порядок и дисциплина. Качества нравственно воспитанного человека: патриотизм, милосердие, трудолюбие. Пороки нравственности: леность, скупость, малодушие, лукавство, злоба, лицемерие, упрямство, самохвальство и др».
Учёный, также, говорил о пользе двигательной активности после напряжённой умственной работы. Ломоносов считал необходимым «стараться всячески быть в движении тела». Идею М.В. Ломоносова о необходимости постоянного движения для совершенствования физического воспитания развил И.Л. Данилевский, который считал, что если тело не укрепляется в детстве, а нервы не оздоравливаются физическими упражнениями, то в зрелом возрасте сердце не перенесет более тяжелые испытания.
Высоко оценивал значимость физического развития для здоровья человека великий русский ученый М.В. Ломоносов. В частности, он рекомендовал больше двигаться, заниматься физическим трудом. Эта мысль его ярко выражена в следующих словах: «Поспешествовало бы сохранению здравия движение тела в крестьянах пахотною работою, в купечестве — дальнею ездою по земле и по морю, военным — экзерцициею и походами». «Экзерциции» – упражнения в передвижении посредством ходьбы, бега, перестроениям, стрельбе в сочетании с действиями штыком, рукопашным боям. В «Науке побеждать» различного рода передвижения, перестроения, маневры рассматриваются, как важнейшее условие успешности наступления. [9, стр. 30 -32].
М.В. Ломоносову присущи такие качества как:
упрямство и стойкость во взглядах, в позициях,
работоспособность, нередко во вред своему здоровью,
готовность принять ответственность за многие решения,
глубина мышления и в то же время поверхностность,
гениальная способность предвидеть будущие научные открытия,
неумение вести хозяйство и планирование производства,
неистовая любовь к Родине и ценностям страны, к народу,
страстное желание к познанию нового.
В середине марта М.В. Ломоносов сильно простудился, ему становилось все хуже и хуже, и 4 апреля 1765 года ученый умер. М.В. Ломоносов был похоронен при огромном стечении народа на Лазаревском кладбище Александро-Невской лавры в Петербурге. На могиле великого мыслителя граф Воронцов поставил памятник из белого мрамора.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Из анализа прочитанной литературы и использования интернета для изучения жизни и деятельности М.В.Ломоносова, можно сделать вывод, что всемирно известным учёным-энциклопедистом, литератором-стихотворцем, теоретиком русского языка, руководителем-наставником молодых учёных, М. В. Ломоносов не изменил своим пристрастиям к занятиям физической культурой. Его вкусы менялись, но неизменной оставалась любовь к гирям. Весовые гири сопровождали его всю жизнь, он постоянно разминался с ними, даже когда испытывал недомогание. Причём М. В. Ломоносов видел пользу от гирь относительно небольшого веса (6–8 кг) при большом количестве повторений (30–40 раз) и при углублённом дыхании. Тем самым, он первым проник в самую глубинную суть полезности гиревого спорта. Одновременно М. В. Ломоносов считал обязательным умеренность в еде и потреблении вина. Умеренность в еде и физические упражнения обеспечили М. В. Ломоносову фантастическую работоспособность. Он настолько увлёкся этим направлением, что вырабатывал рекомендации по здоровому образу жизни нации, оздоровлению народонаселения крепостной России, укреплению единства нации и боеспособности армии. Среди планов, которые не успел осуществить ученый, было обращение к правительству о принятии мер по развитию физического воспитания в стране ввести олимпийские игры в России и написание статьи об Олимпийских играх.
Через многочисленные статьи М.В. Ломоносов показывает целый ряд проектов, сохранившихся лишь отчасти, больше в отрывках, в черновых бумагах, иногда и совсем не уцелевших и известных только по случайным упоминаниям. Таковы: "Рассуждение о размножении и сохранении российского народа", "О истреблении праздности", "О исправлении нравов и о большем народа просвещении", "О исправлении земледелия", "О исправлении и размножении ремесленных дел и художеств", "О лучшей государственной экономии", "О сохранении военного искусства во время долговременного мира".
М.В. Ломоносов говорит о совершенном отсутствии по русским деревням врачей, "от чего смертность особенно увеличивается", о "частых и великих пожарах", о "драках в народе, разбоях, пьянстве", о притеснениях раскольников, о рекрутчине, от которой русские люди бегут за границу. Мы видим, как справедливо замечено, "как хорошо знал Ломоносов русскую жизнь, в каких ясных образах подымалась она перед нами". Эти факты показывают, насколько гений Ломоносова опередил свой век".
И сейчас в наше время остались актуальные идеи М.В. Ломоносова в физическом воспитании. Физическая подготовленность, приобретаемая в процессе физической подготовки к трудовой или иной деятельности, характеризуется уровнем работоспособности и разносторонностью двигательного опыта, а физическая нагрузка организма человека обусловлена внешними параметрами его двигательной активности.
Основным средством физического воспитания является физические упражнения, которые необходимо использовать для развития физических качеств и укрепления здоровья.
Здоровый образ жизни - это способ жизнедеятельности, направленный на сохранение и улучшение здоровья людей.
Физическое совершенство - это оптимальная мера всесторонней физической подготовленности и гармоничного физического развития, соответствующая требованиям общества. Физически совершенным можно признать человека, физическое состояние которого позволяет реализовать любую функцию, которую от него потребует общество.
Жизнь и деятельность М.В. Ломоносова – ярчайший пример беззаветного служения своему народу, неутомимого, разностороннего труда на благо Родины.
О М.В. Ломоносове можно сказать, что он Историк, Ритор, Механик, Химик, Минералог, Художник и Стихотворец — он все испытал и все проник, надежный человек с могучими кулаками.
ЛИТЕРАТУРА
1. Бобровникова В. К. «Педагогические идеи и деятельность М. В. Ломоносова». - М., 1961г.
2. Библиотека классической литературы: http://www.classiclibr.ru/lib/sb/book
3. Буторина Т.С. Ломоносов М.В. «О воспитании и образовании». - М.: 1991г.
4. Михаил Васильевич Ломоносов [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://mvlomonosov.narod.ru/. — Загл. с экрана. – Яз. рус.
5. Ломоносов Михаил Васильевич — Википедия [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://ru.wikipedia.org/wiki/. — Загл. с экрана. – Яз. рус.
6. Ломоносов Михаил Васильевич - http://www.rulex.ru/01120331.htm
7. Ломоносов Михаил Васильевич (Русский биографический словарь)http://www.litera.ru/stixiya/articles/783.html
8. Перевалова Л. А. «Педагогические взгляды М. В. Ломоносова». - М.: 1964г.
9. Степаненкова Э.Я. «Теория и методика физического воспитания и развития ребенка»: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений - 2-е изд., испр. - М.: Издательский центр «Академия», 2006. - 368 с. С. 30-32.
10. Сухоплюев И.К. "Взгляды Ломоносова на политику народонаселения", "Ломоносовский Сборник" -М стр 11-12.
11. Георгий Степанович Деметер. “Очерки по истории отечественной физической культуры и олимпийского движения”
Зимний дуб
Хитрый коврик
Денис-изобретатель (отрывок)
Рисуем одуванчики гуашью (картина за 3 минуты)
Петушок из русских сказок