В работе даются объяснения возникновения цвета у различных соединений, а также исследуются свойства веществ-хамелеонов.
Вложение | Размер |
---|---|
himiya_tsveta.docx | 775.49 КБ |
Химия цвета. Вещества-хамелеоны
Секция: естествознание
Выполнил: Пантелеев Павел Николаевич,
ученик 11 «А» класса
средней общеобразовательной школы №1148
им. Ф. М. Достоевского
Преподаватель: Кармацкая Любовь Александровна
Содержание.
1. Введение. Стр.2
2. Природа цвета:
2.1. органических веществ; Стр.3
2.2. неорганических веществ. Стр.4
3. Воздействие среды на цвет. Стр.5
4. Вещества-хамелеоны. Стр.7
5. Экспериментальная часть:
5.1. Переход хромата в бихромат и обратно; Стр.8
5.2. Окислительные свойства солей хрома (VI); Стр.9
5.3. Окисление этанола хромовой смесью. Стр.10
6. Фотохромизм. Стр.10
7. Выводы. Стр.13
8.Список использованных источников. Стр.14
1. Введение.
На первый взгляд, может показаться трудным дать объяснение природы цвета. Почему вещества имеют разные цвета? Каким образом цвет вообще возникает?
Интересно, что в глубинах океана обитают существа, в теле которых течёт кровь голубого цвета. Одни из таких представителей – голотурии. При этом кровь рыб, выловленных в море, красная, подобно крови многих других крупных существ.
От чего же зависит цвет различных веществ?
Прежде всего, цвет зависит не только от того, как окрашено вещество, но и от того, как оно освещено. Ведь в темноте всё кажется чёрным. Цвет также определяют химические структуры, преобладающие в веществе: например, цвет листьев растений бывает не только зелёным, но и синим, фиолетовым и др. Это объясняется тем, что в таких растениях помимо хлорофилла, придающего зелёный окрас, преобладают и другие соединения.
Голубая кровь у голотурий объясняется тем, что у них в пигменте, обеспечивающим цвет крови, вместо железа содержится ванадий. Именно его соединения придают голубую окраску жидкости, содержащейся в голотуриях. В глубинах, где они обитают, содержание кислорода в воде очень мало и им приходится приспосабливаться к этим условиям, поэтому в организмах возникли соединения, совершенно иные, чем у обитателей воздушного окружения.
Но мы ещё не ответили на поставленные выше вопросы. В данной работе мы постараемся дать полные, развёрнутые ответы на них. Для этого следует провести ряд исследований.
Целью данной работы и будет дать объяснение возникновения цвета у различных соединений, а также исследовать свойства веществ-хамелеонов.
В соответствии с целью поставлены задачи
Вообще, цвет является результатом взаимодействия света с молекулами вещества. Этот результат объясняется несколькими процессами:
* взаимодействием магнитных колебаний светового луча с молекулами вещества;
* избирательным поглощением тех или иных световых волн молекулами с разными структурами;
* воздействием лучей, отражённых или прошедших через вещество, на сетчатку глаза или на оптический прибор.
Основой для объяснения цвета является состояние электронов в молекуле: их подвижность, способность переходить с одного энергетического уровня на другой, перемещаться от одного атома к другому.
Цвет связан с подвижностью электронов в молекуле вещества и с возможностью перехода электронов на ещё свободные уровни при поглощении энергии кванта света (элементарная частица светового излучения).
Цвет возникает в результате взаимодействия квантов света с электронами в молекулах вещества. Однако, из-за того, что состояние электронов в атомах металлов и неметаллов, органических и неорганических соединениях различно, механизм появления цвета у веществ также отличается [2].
2.1 Цвет органических соединений.
У органических веществ, обладающих цветом (а далеко не все они имеют это свойство), молекулы схожи по своей структуре: они, как правило, большие, состоят из десятков атомов. Для возникновения цвета в этом случае значение имеют не электроны отдельных атомов, а состояние системы электронов всей молекулы [2].
Обычный солнечный свет - это поток электромагнитных волн. Световая волна характеризуется длиной – расстоянием между соседними максимумами или двумя соседними впадинами. Она измеряется в нанометрах (нм). Чем короче волна, тем больше её энергия, и наоборот.
Окраска вещества зависит от того, какие волны (лучи) видимого света оно поглощает. Если солнечный свет веществом совсем не поглощается, а отражается и рассеивается, то вещество будет казаться белым (бесцветным). Если же вещество поглощает все лучи, то оно кажется чёрным.
Процесс поглощения или отражения определённых лучей света связан с особенностями строения молекулы вещества. Поглощение светового потока всегда связано с передачей энергии электронам молекулы вещества. Если в молекуле содержатся s-электроны (образующие сферическое облако), то для возбуждения их и перевода на другой энергетический уровень требуется большая энергия. Поэтому соединения, имеющие s-электроны, всегда кажутся бесцветными. В то же время p-электроны (образующие облако в форме восьмёрки) возбуждаются легко, так как связь, осуществляемая ими менее прочная. Такие электроны содержатся в молекулах, имеющих сопряжённые двойные связи. Чем длиннее цепь сопряжения, тем больше p-электронов и тем меньше требуется энергии для их возбуждения. Если энергия волн видимого света (длины волн от 400 до 760 нм) будет достаточной для возбуждения электронов, то появляется окраска, которую мы видим. Лучи, затраченные на возбуждение молекулы, будут ей поглощаться, а непоглощённые будут восприниматься нами как окраска вещества [1].
2.2 Цвет неорганических веществ.
У неорганических веществ цвет обусловлен электронными переходами и переносом заряда от атома одного элемента к атому другого. Решающую роль здесь играет внешняя электронная оболочка элемента.
Как и в органических веществах, возникновение цвета здесь связано с поглощением и отражением света.
Вообще, окраска вещества складывается из суммы отражённых волн (или прошедших через вещество без задержки). При этом цвет вещества означает, что из всего диапазона длин волн видимого света им поглощаются определённые кванты. В молекулах окрашенных веществ энергетические уровни электронов расположены близко друг к другу. Например, вещества: водород, фтор, азот – кажутся нам бесцветными. Это происходит из-за того, что кванты видимого света не поглощаются ими, так как не могут перенести электроны на более высокий уровень. То есть, через эти вещества проходят ультрафиолетовые лучи, не воспринимаемые человеческим глазом, поэтому и сами вещества для нас не имеют цвета. У цветных веществ, например, хлора, брома, йода, электронные уровни расположены теснее друг к другу, поэтому кванты света в них способны перевести электроны из одного состояния в другое [2].
Опыт. Влияние иона металла на окраску соединений.
Приборы и реактивы: четыре пробирки, вода, соли железа(II), кобальта(II), никеля (II), меди (II).
Выполнение опыта. В пробирки наливаем 20-30 мл воды, вносим по 0,2 г солей железа, кобальта, никеля и меди и перемешиваем до растворения. Окраска раствора железа стала жёлтой, кобальта – розовой, никеля - зелёной, а меди – синей.
Вывод: Как известно из химии, структура этих соединений одинакова, однако они имеют различное число d-электронов: у железа – 6, у кобальта – 7, у никеля – 8, у меди – 9. Это число влияет на окраску соединений. Поэтому и видно различие в цвете.
3. Воздействие среды на цвет.
Ионы в растворе окружены оболочкой растворителя. Слой таких молекул, непосредственно примыкающих к иону, называют сольватной оболочкой.
В растворах ионы могут воздействовать не только друг на друга, но и на окружающие их молекулы растворителя, а те в свою очередь на ионы. При растворении и в результате сольватации возникает цвет у иона ранее бесцветного. Замена воды на аммиак углубляет цвет. Аммиачные молекулы деформируются легче и интенсивность окраски усиливается.
Теперь сравним интенсивность окраски соединений меди.
Опыт №3.1. Сравнение интенсивности окраски соединений меди.
Приборы и реактивы: четыре пробирки, 1-процентный раствор CuSO4, вода, НCl, раствор аммиака NH3, 10-процентный раствор гексацианоферрата(II) калия.
Выполнение опыта. В одну пробирку помещаем 4 мл CuSO4 и 30 мл H2O, в другие две – 3 мл CuSO4 и 40 мл H2O. Добавляем в первую пробирку 15 мл концентрированной НCl – появляется жёлто-зелёная окраска, во вторую – 5 мл 25-процентного раствора аммиака – появляется синяя окраска, в третью – 2 мл 10-процентного раствора гексацианоферрата(II) калия – наблюдаем красно-бурый осадок. В последнюю пробирку добавляем раствор CuSO4 и оставляем для контроля.
[Cu(H2O)6]2+ + 4Cl- ⇌ [CuCl4]2- + 6H2O
[Cu(H2O)6]2+ + 4NH3 ⇌ [Cu(NH3)4]2+ + 6H2O
2[Cu(H2O)6]2 + [Fe(CN)6]4- ⇌ Cu2[Fe(CN)6] + 12H2O
Вывод: При уменьшении количества реагента (вещества, участвующего в химической реакции), необходимого для образования соединения, происходит увеличение интенсивности окраски. При образовании новых соединений меди происходит перенос заряда и изменение цвета.
4. Вещества-хамелеоны.
Понятие «хамелеон» известно, прежде всего, как биологический, зоологический термин, обозначающий пресмыкающееся, обладающее способностью менять окраску своего кожного покрова при раздражении, перемене цвета окружающей среды и т. п.
Однако «хамелеонов» можно встретить и в химии. Так в чём же связь?
Обратимся к химическому понятию:
Вещества-хамелеоны - это вещества, меняющие свою окраску в химических реакциях и свидетельствующие об изменениях в исследуемой среде. Выделяем общее – изменение цвета (окраски). Именно это и связывает данные понятия. Вещества-хамелеоны известны с давних времён. В старинных руководствах по химическому анализу рекомендуется использовать «раствор хамелеона» для определения в образцах неизвестного состава содержания сульфита натрия Na2SO3, пероксида водорода Н2O2 или щавелевой кислоты Н2С2O4. «Раствор хамелеона» — это раствор перманганата калия КМnO4, который при химических реакциях, в зависимости от среды, меняет свою окраску по-разному. Например, в кислотной среде ярко-фиолетовый раствор перманганата калия обесцвечивается из-за того, что из перманганат-иона МnO4- образуется катион, т.е. положительно заряженный ион Мn2+; в сильнощелочной среде из ярко-фиолетового МnO4- получается зелёный манганат-ион МnO42-. А в нейтральной, слабокислой или слабощелочной среде конечным продуктом реакции будет нерастворимый чёрно-бурый осадок диоксида марганца МnO2.
Добавим, что благодаря своим окислительным свойствам, т.е. способности отдавать электроны или забирать их у атомов других элементов, и наглядному изменению окраски в химических реакциях перманганат калия нашел широкое применение в химическом анализе.
Значит, в данном случае «раствор хамелеона» (перманганата калия) используется в качестве индикатора, т.е. вещества, показывающего наличие химической реакции или изменения, произошедшие в исследуемой среде.
Существуют и другие вещества, называемые «хамелеонами». Мы рассмотрим вещества, содержащие элемент хром Cr.
Хромат калия — неорганическое соединение, соль металла калия и хромовой кислоты с формулой K2CrO4, жёлтые кристаллы, растворимые в воде.
Бихрома́т ка́лия (двухромовокислый калий, ка́лиевый хро́мпик) — K2Cr2O7. Неорганическое соединение, оранжевые кристаллы, растворимые в воде. Высокотоксичен.
5. Экспериментальная часть.
Опыт №5.1. Переход хромата в бихромат и обратно.
Приборы и реактивы: раствор хромата калия К2СrO4, раствор бихромата калия К2Cr2O7, серная кислота, гидроксид натрия.
Выполнение опыта. К раствору хромата калия добавляем серную кислоту, в результате происходит изменение окраски раствора из жёлтого в оранжевый цвет.
2К2CrO4 + Н2SO4 = К2Cr2O7 + К2SO4 + Н2О
К раствору бихромата калия добавляю щёлочь, в результате происходит изменение окраски раствора из оранжевой в жёлтую.
К2Cr2O7 + 4NaOH = 2Na2CrO4 + 2КOH + Н2О
Вывод: В кислой среде хроматы неустойчивы, ион жёлтого цвета превращается в ион Cr2O72- оранжевого цвета, а в щелочной среде реакция протекает в обратном направлении:
2 Cr2O42- + 2Н+ кислая среда - щелочная среда Cr2O72- + Н2О.
Окислительные свойства солей хрома (VI).
Приборы и реактивы: раствор бихромата калия К2Cr2O7, раствор сульфита натрия Na2SO3, серная кислота H2SO4.
Выполнение опыта. К раствору К2Cr2O7, подкисленному серной кислотой, добавляем раствор Na2SO3. Наблюдаем изменение окраски: оранжевый раствор стал зелёно-синим.
Вывод: В кислой среде хром восстанавливается сульфитом натрия от хрома (VI) до хрома (III): К2Cr2O7 + 3Na2SO3 + 4H2SO4 = К2SO4 + Cr2(SO4)3 + 3Na2SO4 + 4H2O.
Опыт №5.4. Окисление этанола хромовой смесью.
Приборы и реактивы: 5%-ный раствор бихромата калия К2Cr2O7, 20%-ный раствор серной кислоты H2SO4, этиловый спирт (этанол).
Выполнение опыта: К 2 мл 5%-ного раствора бихромата калия приливаем 1 мл 20%-ного раствора серной кислоты и 0,5 мл этанола. Наблюдаем сильное потемнение раствора. Разбавляем раствор водой, чтобы лучше увидеть его оттенок. Получаем раствор жёлто-зелёного цвета.
К2Cr2O7 + 3C2H5OH+ H2SO4 → 3CH3-CОН + Cr2О3 + K2SO4 + 4H2O
Вывод: В кислотной среде этиловый спирт окисляется бихроматом калия. При этом образуется альдегид. Этот опыт показывает взаимодействие химических хамелеонов с органическими веществами.
Опыт 5.4. наглядно иллюстрирует принцип, по которому действуют индикаторы для обнаружения алкоголя в организме. Принцип основан на специфическом ферментативном окислении этанола, сопровождающегося образованием пероксида водорода (Н2О2), вызывающего образование окрашенного хромогена, т.е. органического вещества, содержащего хромофорную группу (хим. группа, состоящая из атомов углерода, кислорода, азота).
Таким образом, эти индикаторы визуально (по цветовой шкале) показывают содержание алкоголя в слюне человека. Они применяются в медицинских учреждениях, при установлении фактов употребления алкоголя и алкогольного опьянения. Область применения индикаторов – любая ситуация, когда необходимо установить факт употребления алкоголя: проведение предрейсовых осмотров водителей транспортных средств, выявление нетрезвых водителей на автодорогах автоинспекцией, использование при экстренной диагностике, как средство самоконтроля и др.
6. Фотохромизм.
Познакомимся с интересным явлением, где также происходит изменение цвета веществ, фотохромизмом.
Сегодня очками со стеклами-хамелеонами вряд ли кого-то удивишь. Но история открытия необычных веществ, меняющих свой цвет в зависимости от освещенности, очень интересна. В 1881 году английский химик Фипсон получил от своего друга Томаса Гриффита письмо, в котором тот описывал свои необычные наблюдения. Гриффит писал, что входная дверь почты, расположенной напротив его окон, в течение дня меняет свой цвет - темнеет, когда солнце в зените, и светлеет в сумерках. Заинтересовавшись сообщением, Фипсон исследовал литопон - краску, которой была окрашена дверь почты. Наблюдение его друга подтвердилось. Фипсон не смог объяснить причину явления. Однако обратимой цветной реакцией не на шутку заинтересовались многие исследователи. И в начале ХХ века им удалось синтезировать несколько органических веществ, названных "фотохромами", то есть "светочувствительными красками". Со времен Фипсона ученые многое узнали о фотохромах – веществах, меняющих окраску под действием света.
Фотохромизм, или тенебресценция — явление обратимого изменения окраски вещества под действием видимого света, ультрафиолета.
Воздействие света вызывает в фотохромном веществе, атомарные перестройки, изменение заселённости электронных уровней. Параллельно с изменением цвета вещество может менять показатель преломления, растворимость, реакционную способность, электропроводимость, другие химико-физические характеристики. Фотохромизм присущ ограниченному числу органических и неорганических, природных и синтетических соединений.
Различают химический и физический фотохромизм:
Фотохромы в природе:
Фотохромные материалы
Существуют следующие типы фотохромных материалов: жидкие растворы и полимерные плёнки (высокомолекулярные соединения), содержащие фотохромные органические соединения, стекла с равномерно распределёнными в их объёме микрокристаллами галогенидов серебра (соединения серебра с галогенами), фотолиз (распад под действием света) которых обусловливает фотохромизм; кристаллы галогенидов щелочных и щёлочно-земельных металлов, активированные различными добавками (например, CaF2/La,Ce; SrTiO3/Ni,Mo).
Эти материалы применяются в качестве светофильтров переменной оптической плотности (т. е. регулируют поток света) в средствах защиты глаз и приборов от светового излучения, в лазерной технике и т.д.
Фотохромные линзы
Фотохромная линза на свету, частично прикрытая бумагой. Между светлой и темной частями виден второй уровень цвета, так как фотохромные молекулы расположены на обеих поверхностях линзы.
Фотохромные линзы, иначе называемые «хамелеонами», темнеют от ультрафиолета. В помещении, где ультрафиолета нет, они постепенно светлеют.
Фотохромные линзы делают из стекла; поликарбоната и других пластмасс. Фотохромные линзы обычно темнеют в присутствии ультрафиолета и светлеют при его отсутствии меньше чем за минуту, но полный переход из одного состояния в другое происходит от 5 до 15 минут.
Выводы.
Итак, цвет различных соединений зависит:
*от взаимодействия света с молекулами вещества;
*у органических веществ цвет возникает в результате возбуждения электронов элемента и их перехода на другие уровни. Важно состояние системы электронов всей большой молекулы;
*у неорганических веществ цвет обусловлен электронными переходами и переносом заряда от атома одного элемента к атому другого. Большую роль играет внешняя электронная оболочка элемента;
*на окраску соединения влияет внешняя среда;
*важную роль играет число электронов в соединении.
Список использованных источников
1. Артеменко А. И. «Органическая химия и человек» (теоретические основы, углублённый курс). Москва, «Просвещение», 2000.
2. Фадеев Г. Н. «Химия и цвет» (книга для внеклассного чтения). Москва, «Просвещение», 1977.
Рисуем лошадь акварелью
Снег своими руками
Л. Нечаев. Яма
Акварельные гвоздики
Кто чем богат, тот тем и делится!