Духовно-нравственное просвещение должно стать стержнем формирования нравственной личности гражданина России. А это неизбежно приводит к необходимости активного сотрудничества школы, семьи и Православной Церкви. Систематическое духовно-нравственное воспитание подрастающего поколения должно опираться на общественные нравственные ценности и отечественные традиции духовно-нравственного воспитания.
ПРОЕКТ
Ежово-Мироносицкий монастырь
как центр возрождения духовно-нравственных традиций
(научно-исследовательская работа по краеведению)
Автор: Ефремова Вера,
уч-ся 9 класса
Ежовской ООШ
Научный руководитель:
Москаленко Снежана Алексеевна, руководитель
краеведческого кружка МОБУ «Ежовская ООШ»
2014-2015 уч. год
Ежово-мироносицкий монастырь как центр
возрождения духовно-нравственных
традиций.
Введение
Я живу в селе Ежово Медведевского района. Много хороших слов можно сказать о нем, но я хочу начать свое выступление стихами учителя географии Ежовской основной школы Снигирева Валерия Анатольевича.
Ежово встречает рассвет.
Измерены годы делами и словом,
Века пролетели над древним Ежовом.
Ах, сколько же лет
Встречает Ежово рассвет!
Село из истории с юностью слито
Ветрам и столетьям Ежово открыто.
Стена монастырская, колледжа свет,
Встречают студенты рассвет.
Конспекты, зачеты, учеба, но снова
Хлеба на полях - это наша основа.
Как важно на свете оставить свой след
Встречает Ежово рассвет.
Хотя далеко я, но снова и снова
Мне снятся огни над притихшим Ежовом,
Пусть светит нам в жизни твой ласковый свет.
Встречаю с Ежовом рассвет.
Введение
В настоящее время в стране сохраняется ситуация, обусловленная кризисными явлениями в духовно-нравственной и социокультурной сферах общества, что ставит под угрозу срыва все усилия по политической и экономической стабилизации, предпринимаемые на федеральном и региональном уровнях.
Сейчас уже ни у кого не вызывает сомнения тот факт, что разрушение традиционных для России духовных, нравственных ценностей и идеалов привело к небывалым в истории социальным потрясениям. Попытки заменить традиционные ценности на новые «демократические» лишь усиливают негативные явления в социальной сфере. Достижение стабильности и устойчивого развития страны возможно только при возрождении культурной традиции, базовых нравственных ценностей, на которых строилось Российское государство, и создавалась великая русская культура.
О значении школы и духовно-нравственного воспитания в деле сохранения русской культуры сегодня говорят со всех трибун. Как можно в условиях современной школы делать пусть не всегда заметную в масштабах России, но крайне важную работу по воспитанию в молодом поколении любви к русскому языку, русской культуре и русским традициям? Духовно-нравственное просвещение должно стать стержнем формирования нравственной личности гражданина России. А это неизбежно приводит к необходимости активного сотрудничества школы, семьи и Православной Церкви. Систематическое духовно-нравственное воспитание подрастающего поколения должно опираться на общественные нравственные ценности и отечественные традиции духовно-нравственного воспитания.
Итак, цель моей работы:
1. Проанализировать влияние церкви на формирование гражданского самосознания, гуманистического отношения к окружающему миру, умению нравственно оценивать происходящие события у уч-ся 5-9 классов.
2. Изучить мнения учеников старших классов по данному вопросу,проведя анкетирования среди старших школьников, я хочу узнать, как уроки православия повлияли на их мировоззрение,
сопоставить их мнения с действительностью. Так же изучить материал прессы, отражающей, как известно, общественное мнение, и сделать выводы о влиянии просветительской деятельности церкви на возрождение духовности и нравственности нашего общества.
1 Немного истории
Наше село основано в 1660 году по соседству с Мироносицким монастырем.
История Ежово - Мироносицкого монастыря началась 1 мая 1647 г. с появления чудотворного образа Богоматери и святых жен Мироносиц. Мироносицкая пустынь была учреждена по грамоте царя и великого князя Алексия Михайловича.
Построена в 1647 г. иждивением монастырским с помощью стрельцов города Царевококшайска. Ее первым настоятелем считается черный поп Иосиф. Царской грамотой 1652 года было закреплено право пустыни на владение землей, и во второй половине XVII в. она имела в своем распоряжении свыше 110 дес. земли. Мироносицкая пустынь имела 3 оброчные мельницы на р. Манаге и одну на р.Кокшаге.
К концу XVIII в. пустынь развернула широкую хозяйственную деятельность и из бедной обители превратилась в феодального собственника, имеющего земли, угодья, мельницы и многое другое. Основное место в жизни монахов занимала религиозная деятельность, церковные службы, крестные ходы.
Монахи были обязаны строго соблюдать духовный регламент, содержащий правила монашеской жизни. Но им приходилось заниматься и другими делами: управлять хозяйством монастыря, вести строгий учет денежных средств, руководить монастырскими крестьянами, составлять отчетные ведомости, участвовать в судебных делах, осуществлять торговые операции.
В 1739 г. в пустыни была холодная каменная церковь во имя всемилостивого Спаса Нерукотворного образа, придел во имя Архистратига Михаила, деревянная церковь на вратах во имя усекновения главы Иоанна Предтечи. Через 100 лет, в 1865 г., в пустыни имелись холодная церковь во имя святых жен Мироносиц, теплая церковь во имя Нерукотворного образа, теплый придел во имя святого пророка, предтечи и крестителя Иоанна.
Монастырской братии удалось заиметь «рыбные ловли» на р. Волге и озерах в Козьмодемьянском уезде. Они были пожалованы императором Павлом 1 в совместное владение с Чебоксарским- Троицким монастырем и Спасо-Геронтиевой пустынью в 1797 г.
Монастырю принадлежали две деревни: Подмонастырская Слобода и починок Ежово. В них проживали в 1710 году 149 крестьян: 78 мужчин и 71 женщина.
Известно и то, что с конца 18 в., в с. Ежово проводилась ежегодная ярмарка. На нее привозились различные товары: шелк, шерсть, кожа, хлопчатобумажные ткани, стеклянные изделия, деревянная посуда, колеса, дегодь, смола и многое другое. Для дореформенного периода ярмарка являлась важным показателем развития торговли.
В 1844 г. в Ежове открылась церковно-приходская школа. Количество детей, посещающих ее, было очень малочисленным.
Монастырь продолжал существовать и в первые годы Советской власти. В 1921 г. в монастыре проживали 26 монахов. В 1921 год выдался для всего Поволжья неурожайным, и народ голодал. В 1922г. монахи пожертвовали голодающим церковное серебро общим весом 3 пуда 4 фунта 37 золотников и 5 золотников 25 долей золота.
В 1924 г. был принят документ о закрытии монастыря. Через три года на его территории открылся Ежовский детский дом, одно двухэтажное здание передали совхозу «Займище» Краснококшайского исправительного трудового дома.
На этом история монастыря и с. Ежово как села монастырского не заканчивается. При советах оно принимает села по подготовке сельскохозяйственных кадров как образец для прохождения практики учащихся сельхозтехникума, открытого в 1956г. для развития животноводства и растениеводства. А в первые послевоенные годы в Ежове работала школа подготовки председателей колхозов, она и была затем преобразована в техникум. В 1968 г. на ее базе и одного из отделений совхоза «Семеновский» создали совхоз-техникум, директором которого стал Е.В. Васильев. Занятия проводились в помещении бывшего монастыря.
В Ежовском монастыре проживают 15 монахинь. Он имеет 14,88 га земли в поле и 3,1 га под монастырем и огородом, животноводческую ферму, где содержатся 15 коров и 2 теленка, теплицу, два пруда. Имеются 2 автобуса, грузовой и легковой автомобили, для обработки земли применяется трактор.
В конце сентября отец Михаил приходит к нам, чтобы освятить школу к новому учебному году. Освящение проходит в актовом зале. Он переодевается в облачение, ставит икону Божьей матери, зажигает свечу. Отец Михаил говорит о вещах, о которых я раньше не задумывалась: о том, что счастлив тот, кто имеет своих родителей, что Бог даровал нам премудрость, что важно быть послушным своим наставникам, что каждый человек должен знать свою цель в жизни. Затем отец Михаил служит молебен о здравии, терпении, благоразумии, чтобы бог просветил наши сердца и умы.
После молебна еще долго остается торжественный настрой и какое-то светлое чувство.
Монастырь оказывает большую помощь нашей школе.
Несколько лет назад у нас не оказалось семян для посадки моркови. Матушка Варнава поделилась с нами семенами.
Наша школа не имеет школьного автобуса. Монастырь дал нам свой на 2 дня, и учащиеся, отдыхавшие летом в ДОЛе, смогли съездить на экскурсию в зоопарк и на святой источник.
Монастырь никогда не отказывает нуждающимся в помощи. Помогает местному населению продуктами, одеждой, и даже сеном.
В нашей школе учителями воскресной школы 2 год проводятся православные уроки.
Приоритетным направлением работы является воспитание духовности через уроки православия.
Православные уроки проходят по графику, иногда на классных часах с беседами о духовности, нравственности и пр.
Учащимся нравится посещать эти уроки. Уроки помогают воспитывать понимание взаимосвязи между человеком, обществом и природой. Школьники учатся принимать решения в условиях нравственного выбора.
Главной целью православных уроков является: формирование гражданского самосознания, гуманистического отношения к окружающему миру, умению нравственно оценивать происходящие события (прил. 2).
Благодаря помощи матушки Варнавы был замечательно оформлен кабинет для поведения таких бесед, а также в этом кабинете проводятся 1 раз в неделю беседы для населения с. Ежова и находится богатая библиотека духовной литературы.
В школе систематически проводятся мероприятия и акции духовно-нравственной направленности: неделя православной культуры, акций «Спешите творить добро», «Твой подарок ветерану», еженедельные беседы для старшеклассников «Сотворённый по образу Божию», воспитательные беседы для «трудных» подростков, Дни толерантности, воспитательные мероприятия, посвящённые праздничным датам русского православного календаря.
Целью комплексного курса является формирование
у обучающихся (младших школьников) мотиваций к осознанному нравственному поведению, основанному на знании и уважении культурных и религиозных традиций многонационального народа России, а также к диалогу с представителями других культур
и мировоззрений.
4.ИЗУЧЕНИЕ МНЕНИЙ УЧАЩИХСЯ
Среди учащихся старших классов было проведено анкетирование, с целью узнать как уроки православия, проводимые преподавателями воскресной школы, повлияли на их восприятие действительности.
Учащихся __5-9__ классов просили заполнить анкету, в которой требовалось ответить на следующие вопросы:
а) да
б) нет
в) пока не решил
-добрым
-бескорыстным
-способным к сопереживанию
-ничего не изменилось
3.Можешь ли ты сказать, что православные уроки способствуют развитию таких положительных качеств у учащихся нашей школы, как самодисциплина, понимание ценности человеческой жизни, справедливость, бескорыстие, уважение человеческого достоинства, милосердие, доброжелательность, способность к сопереживанию?
-да
-нет
-не знаю
4. Ходишь ли ты в храм?
-никогда
-иногда
-в большие праздники
5.Какие ты знаешь церковные православные праздники?
6.Какие из данных православных уроков тебе особенно запомнились или если ты на них присутствовал, хотел бы послушать?
-православная культура об отношении к учению и школе
-пасха Христова
-О грехах языка
-Православным о моде
-Информобесие
-Воспитание характера
-О вредных страстях и привычках
-Первая исповедь
Проанализировав работы, полученные результаты были сведены в диаграммы.
5. Какие православные праздники ты знаешь?
6. Какие из православных уроков тебе особенно запомнились…?
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
На основании проведенной со старшеклассниками работы можно сделать следующие выводы: православные уроки способствуют развитию таких положительных качеств у учащихся нашей школы, как самодисциплина, понимание ценности человеческой жизни, справедливость, бескорыстие, уважение человеческого достоинства, милосердие, доброжелательность, способностей к сопереживанию.
Воспитывают понимание сущности сознательной дисциплины, культуры поведения и ответственности в школе, дома, в общественных местах.
Думаю, результаты анкетирования наглядно демонстрируют необходимость дальнейшего сотрудничества школы с Ежово-Мироносицким монастырем.
Список используемой литературы:
Приложение
Акварель + трафарет = ?
Кто грамотней?
Как я избавился от обидчивости
Астрономический календарь. Апрель, 2019
Какая бывает зима