Исследовательская работа "Через тернии к звездам", посвященная 165 – летию со дня рождения русского ученого математика С.В. Ковалевской
Вложение | Размер |
---|---|
issledovatelskaya_rabota_cherez_ternii_k_zvezdam.docx | 71.91 КБ |
Муниципальная научно-практическая конференция обучающихся, посвященная 165 – летию со дня рождения русского ученого математика С.В. Ковалевской
Через тернии к звездам
Исследовательская работа
Выполнена ученицей 10 класса
МОУ Сергеихинская СОШ
Мироновой Валерией Олеговной
Научный руководитель –
Секушенко Алла Евгеньевна,
учитель математики
д. Лубенцы, 2015
2.1. Рождение одаренной девочки.
2.2. Как у Сони в раннем возрасте проявился интерес к математике?
2.3. Почему увлечение Сони математикой привело к конфликту в семье?
2.4. Зачем Софье фиктивное замужество?
2.5. Знакомство с большой наукой.
2.6. Возвращение на Родину.
2.7. Почему Ковалевская отходит от науки на 6 лет?
2.8.Ковалевская С.В. – Принцесса науки.
2.9. Наконец-то Родина признала свою Великую дочь.
2.10. Недолгое счастье.
2.11. Последний приют – Швеция.
Часть1. Введение.
«Я чувствую, что предназначена служить истине — науке и прокладывать новый путь женщинам, потому что это значит — служить справедливости.
Я очень рада, что родилась женщиной, так как это даёт мне возможность одновременно служить истине и справедливости».
С.В. Ковалевская
Математика – вечно живое дерево науки.
Почти до начала XX века математика считалась уделом мужчин. В истории нашей науки немного найдётся женских имён, которые были бы известны всему миру. И лишь немногие из талантливых и одаренных женщин осуществили свои мечты.
Сколько лет женщины занимаются математикой? Исторические данные неопровержимо свидетельствуют: женщины-ученые существовали в каждой культуре на протяжении всей истории развития общества, однако определенных успехов они могли добиваться только в той среде, где имелось позитивное отношение к научным занятиям и система образования, доступная для женщин. Мало было в прошлом женщин-ученых, ещё меньше - женщин математиков.
Но надо сказать, что сейчас среди современных учёных можно найти не одно женское имя. Дело в том, что сейчас наука стала доступна всем – и женщинам в том числе, а раньше эта область была доступна лишь «учёным мужам». Что ж, время меняется, меняются люди и понятия. Но наука не подвластна времени. Кто бы её ни изучал, она остаётся прежней.
Нередко можно слышать, что гениев среди женщин нет.Они есть, но их не так много, как мужчин, и на это есть объективные причины. Главная из них – женщины тысячелетиями были воспитаны в духе преданности семейному очагу. С пелёнок им внушали, что их предназначение - материнство и служение мужу. Другая, не менее существенная причина – женщины долгое время не имели доступа к высшему образованию, и не только простые крепостные крестьянки, но и знатные особы из княжеских семей.
Путь женщины к науке был очень тяжёлым…
Ярким примером нелегкой участи женщины в науке является драматическая судьба Софьи Васильевны Ковалевской, выдающегося российского математика.В год празднования ее 165-летнего юбилея было бы непростительно обойти своим вниманием это Великое имя, не выразить ему свое почтение.
Мы привыкли говорить о женщине, как о заботливой матери, верной подруге или о профессиональной актрисе, талантливой певице. А вот женщина-доктор наук или профессор, тем более профессор математики – эти сочетания слов даже в наш век равноправие женщины и мужчины не так уж часто встречаются. Сегодня на страницах своей работы «Через тернии к звездам», я хочу рассказать о женщине, имя которой известно во всем научном мире, ее вклад в развитие математики заслуживает особого внимания. Эту женщину называют принцессой и королевой математики. Но надо не забывать и о том, что это была, прежде всего, женщина, обаятельная, мечтательная, любящая.
Подробно изучив и проанализировав все напечатанное С.В. Ковалевской и о С.В. Ковалевской, я решила на основе ее биографии и сохранившихся фотографий выполнить работу, которая предлагает взглянуть на личность Софьи Васильевны как на женщину с непростой, трагической судьбой. Поэтому и тема моей работы «Через тернии к звездам». Слово "тернии" образовалось от растения тёрн, терновник или сливаколючая - вид небольших колючих кустарников; устаревшее значение этого слова – колючее растение; также его используют в переносном смысле – это трудности, невзгоды, препятствия. Значение - через преодоление преград, трудности к высокой цели.
Путь Ковалевской в математике был тернист, как ни у кого другого, по той простой причине, что она была... женщиной.
Природа наградила эту женщину многочисленными талантами - ученый-математик, поэт, критик, писатель, публицист. Она дружила со многими учеными, писателями, общественными деятелями России и всего мира. К сожалению, сейчас о Софье Васильевне Ковалевской вспоминают не так часто. Хотя история ее жизни может многому научить и в прагматичном 21 веке...
Когда учитель предложила нам, десятиклассникам, принять участие в научно-практической конференции, посвященной 165-летию со дня рождения русского ученого математика Софьи Васильевны Ковалевской, все задумались. Половина учеников класса, в том числе и я, слышали раньше только фамилию. Но когда я пришла домой и поинтересовалась у мамы, она рассказала историю о девочке, которая изучала математику по обоям в детской комнате. Мне захотелось узнать об этом человеке подробнее.
Проблема:
Чем знаменита Софья Васильевна Ковалевская.
Актуальность проблемы:
Человек не может обойтись без математических знаний, какие бы сферы деятельности мы не взяли.
Актуальность данной проблемы можно рассматривать и не только с точки зрения математики, но и с точки зрения современного общества. Дело в том, что сейчас женщины стали участвовать в общественной жизни наравне с мужчинами. Они имеют равные права, тем не менее, нередко приходится слышать о дискриминации по половому признаку, то есть об ущемлении женских прав. Поэтому очень важно доказать обществу то, что и в истории математики существуют наглядные примеры активной жизненной позиции женщин. Деятельность женщины-математика Софьи Ковалевской является как раз таким ярким примером.
Цель: Познакомиться с жизнедеятельностью женщины – профессора математики Софьи Ковалевской и определить ее роль в истории математики.
Для достижения поставленной цели мне пришлось решить следующие задачи:
- Познакомиться с историческими и биографическими материалами по теме.
- Изучить основные события из жизни великой женщины Софьи Ковалевской по ее работам и работам, посвященным ей.
- Провести исследование по теме, касающейся предмета рассмотрения в данной работе.
- Определить роль Ковалевской Софьи Васильевны в истории математики.
- Произвести отбор информации по критерию: краткая и точная.
- Составить родословную Софьи Васильевны.
- Подготовить презентацию по теме.
- Сделать выводы, написать заключение.
Ожидаемые результаты:
1.Осуществлённое мною рассмотрение жизнедеятельности женщины – математика Софьи Ковалевской и доказательство того, что она внесла вклад в развитие наук, может помочь учащимся школы приобрести новые знания в этой области или углубить их.
2.Работа может быть использована на уроках математики, и внеклассных занятиях.
3.Библиографический список литературы облегчит поиск нужных источников, а приложения украсят и дополнят изучаемый материал.
4.Навыки, приобретенные в ходе работы, пригодятся мне в дальнейшем.
5.Смогу пополнить свое «Портфолио», выступая на конференции.
Вопросы анкеты:
1.Зачем в щколе нужна математика?
2.На каком уровне вы проявляете интерес к математике?
3.Мне легко дается математика.
4.Моя профессия будет связана с математикой.
5.Имена каких известных великих математиков вы знаете?
6.Назовите имена женщин-математиков.
Результаты исследования:
Вопросы были заданы 54 учащимся нашей школы.
Ученики единодушно отвечали, что математика – это язык, на котором говорят все науки и поэтому каждому ученику необходимы хорошие знания по математике, знание математики нужны в повседневной жизни каждого человека, математика в школе нужна, чтобы успешно сдать экзамены. Все согласны с тем, что математика – это один из самых важных предметов в школе.
Все понимают, что математика в жизни нужна и важна, но многие ученикине проявляют к ней интерес, ограничиваются только уроками в школе. Не любят математические конкурсы.
Роль развития математических способностей принадлежит школе. Она же может развить и интерес к математике, в том числе и с использованием исторических сведений.
Только 30 % опрашиваемымлегко дается математика. 57% учащихся планируют, что профессия будет связана с математикой. Большинство учащихся не проявляют интерес к математике, историей развития математики интересуется только 6 человек (11%).
Социологический опрос также показал, что все ребята знают хотя бы одного великого ученого. Большинство учащихся называют не более 4-5 известных математиков. Это - Пифагор, Архимед, И. Ньютон, Евклид, Н.И. Лобачевский, Ф. Виет, Р. Декарт, Фалес. Труднее обстояло дело с именами женщин-математиков. Из женщин-математиков знают только фамилию Ковалевской – 4 человека (7%).
В результате опроса выяснено, что математиков мужчин знают лучше, чем математиков женщин. Но и тех, и других знают плохо. Если же и знают, то только фамилию.
Я задаю себе вопрос: «Почему такие низкие проценты?»
Не потому ли, что математика - сложная наука? И как в таком случае мотивировать интерес учащихся к предмету? А Ковалевской С.В. математика была интересна, потому она и смогла достичь таких результатов.
2.Основная часть. Через тернии к звездам.
2.1.Рождение одарённой девочки.
Итак, начиналось всё с того, что январским днём в семье артиллерийского генерала Корвин-Круковского родилась девочка. Софья Васильевна Ковалевская родилась 15(по старому стилю 3) января 1850 года в Москве. В метрической книге Московской духовной консистории Никитского сорока, Знаменской церкви за Петровскими воротами, за 1850 год имеется запись:
«3 января родилась, 17 — крещена София; родители её — Артиллерии полковник Василий Васильевич сын Круковской и законная жена его Елизавета Федоровна; муж православного исповедания, а жена лютеранского. Восприемник: отставной Артиллерии подпоручик Семен Васильевич сын Круковской ипровиантмейстера Василия Семёновича сына Круковского дочь девица Анна Васильевна. Таинство крещения сотворил местный священик Павел Крылов с диаконом Павлом Поповым и пономарём Александром Сперанским».
Её отец, генерал Василий Васильевич Корвин-Круковский, начальник московского арсенала, по семейному преданию вёл свой род от венгерского короля Матвея Корвина.
Её мать, Елизавета Фёдоровна была дочерью почётного члена Петербургской Академии Наук - геодезиста Ф. Ф. Шуберта и внучкой знаменитого астронома и математика академика Ф. И. Шуберта автора труда "О скорости ветра на Марсе». Она была талантливой пианисткой и просто обаятельной светской женщиной, говорившей на четырёх европейских языках.
Отец Софьи Васильевны, Василий Васильевич, был на двадцать лет старше (жены) Елизаветы Федоровны. Он относился к жене, как к ребенку, и этот характер отношений сохранился до конца их совместной жизни. Василий Васильевич Корвин-Круковский в силу должностных обязанностей много ездил по стране.
В семье Корвин-Круковских было трое детей: две девочки Аня и Соня и один мальчик Фёдор. Согласно обычаю, принятому в барских семьях, у Корвин-Круковских воспитанием детей занимался штат специальных прислуг: няня, гувернантка и домашний учитель. На воображение Сони повлияли нянины сказки. «Всего счастливее я была, когда оставалась наедине с няней по вечерам, когда Федю уже уложат спать, а Анюта убежит в гостиную к большим. Я садилась рядом с няней на диване, прижималась к ней совсем близко, и она начинала рассказывать мне сказки. Эти сказки оставили в моём воображении глубокий след» - рассказывала Ковалевская.
После того как отец оставил службу, семья перебралась на постоянное жительство в свое имение Полибино, Невельского уезда, Витебской губернии, расположенное на берегу озера, недалеко от Великих Лук. Здесь прошли детские и юношеские годы будущего великого математика.
Соня получила хорошее по тому времени воспитание и образование.Ее наставниками были англичанка Маргарита Францевна Смит и домашний учитель Иосиф Игнатьевич Малевич, который вел преподавание по курсу мужской гимназии в течение 8 лет. Начало своих занятий с Софьей ее учитель Иосиф Малевич описывает так: «При первой встрече с моей даровитой ученицей я увидел в ней девочку, довольно крепкого сложения, милой и привлекательной наружности, в глазах которой светился восприимчивый ум и душевная доброта. В первые же учебные занятия она обнаружила редкое внимание, быстрое усвоение преподанного, совершенную покладистость, точное исполнение требуемого и постоянно хорошее знание уроков».
В свою очередь строгая гувернантка создала для девочки почти спартанские условия: ранний подъем, обливание холодной водой, чай, занятия музыкой, уроки, в полдень - завтрак и небольшая прогулка, затем снова уроки и выполнение заданий на завтра.
Вначале Соню одинаково увлекало все изучаемое ею.Рано проявился литературный талант – с пятилетнего возраста она сочиняет стихи и мечтает стать поэтессой.Интерес к математике появился позднее. Однако, надо полагать, наибольшее влияние на развитие математических способностей девочки оказал её дядя Пётр Васильевич. Софья считалась его любимицей,и разговаривая с ней, он подчас забывал, что обращается к ребёнку, и начинал развивать самые отвлечённые теории. От него Софья впервые услышала о квадратуре круга, об асимптотах,к которым постоянно приближается кривая, никогда их не достигая и других вещах подобного рода. Смысл их был ей непонятен, но то, что дядя говорил с ней, как со взрослой, ей нравилось, и она напрягала все усилия, чтобы понять его. Ковалевская написала позже, что эти рассказы "внушали мне благоговение к математике как науке высшей и таинственной, открывающей перед посвященными в нее новый чудесный мир, недоступный простым смертным".
Было еще одно забавное обстоятельство, которое позволило войти Ковалевской в "чудесный мир" математики. Этот эпизод позднее в своих воспоминаниях описала С.В. Ковалевская: «Когда мы переезжали на житье в деревню, весь дом пришлось отделать заново и все комнаты оклеить новыми обоями. Но... на одну из наших детских комнат обоев не хватило... Эта «обиженная» комната так и простояла много лет с одной стеной, оклеенной простой бумагой. Но, по счастливой случайности, на эту предварительную оклейку пошли именно листы литографированных лекций Михаила Васильевича Остроградского о дифференциальном и интегральном исчислении, приобретенные моим отцом в его молодости.
Листы эти, испещренные странными, непонятными формулами скоро обратили на себя мое внимание. Я помню, как я в детстве проводила целые часы перед этой таинственной стеной, пытаясь разобрать хоть отдельные фразы и найти тот порядок, в котором листы должны бы следовать друг за другом. От долгого, ежедневного созерцания внешний вид многих из формул так и врезался в моей памяти, да и самый текст оставил по себе глубокий след в мозгу, хотя в самый момент прочтения он и остался для меня непонятным. Когда, много лет спустя, уже пятнадцатилетней девочкой, я брала первый урок дифференциального исчисления у известного преподавателя в Петербурге Александра Николаевича Страннолюбского, он удивился, как скоро я охватила и усвоила себе понятия о пределе и о производной, «точно я наперёд их знала».
Именно об этой истории мне и рассказывала моя мама.
2.3. Почему увлечение Сони математикой привело к конфликту в семье?
Итак, я узнала, что первые упорядоченные знания по математике девочка получила от своего домашнего учителя И.И. Малевича, преподававшего Софье и ее сестре арифметику, элементарную геометрию и алгебру. Ознакомившись с ними, девочка, почувствовала вкус к математике и ради нее стала пренебрегать другими предметами.Она ходила по дому, все время что-то складывая, вычитая, умножая.И настолько увлеклась, что отец, имевший предубеждение против ученых женщин, решил вообще прекратить эти уроки. Он был не доволен тем, что «ребенок сушит мозги совсем ненужной наукой». Ему не хотелось, чтобы его дочь стала «синим чулком»или, того хуже, стриженой курсисткой, о которых говорили, что «они в Бога не верят и живых лягушек режут».Он надеялся, что превратившись в очаровательных барышень, дочери выбросят все эти глупости из головы. Но годы летели, а глупости не только не выходили из головы, а приобретали другие масштабы. Соне часто приходилось заниматься математикой тайно.В результате она по ночам, при свете лампады, украдкой знакомилась с «Курсом алгебры Бурдона». Соня от корки до корки проштудировала толстый алгебраический задачник. Однажды Софья прочитала учебник по физике профессора Николая Никаноровича Тыртова, который был их соседом по имению, и обратилась к нему с некоторыми вопросами. Пораженный профессор, увидев в девочке необыкновенный талант и ясный ум, долго убеждал ее отца в необходимости дальнейшего обучения девочки. Отец нехотя согласился на то, чтобы она брала уроки у выдающегося математика преподавателя Морского училища А.Н. Страннолюбского.
В одном из писем к сестре Анне Соня говорит: «Страннолюбский просидел у нас весь вечер. Он вовсе не озлился, когда я сказала ему, что собираюсь, кроме математики, заниматься еще физиологией, анатомией, физикой и химией; напротив, он сам согласился, что одна математика мертва, и советовал не посвящать себя исключительно науке и заняться даже практической деятельностью».
Софья взяла первый урок дифференциального исчисления у профессора Страннолюбского, который, увидев, что пятнадцатилетняя девушка за несколько минут решила пять сложнейших задач, отвесил ей глубокий поклон.
2.4. Зачем Софье фиктивное замужество?
Похвалы профессора Страннолюбского укрепили решимость Софьи поступить в университет. Однако на пути к высшему образованию стояли два серьёзных препятствия. Первое, как это ни странно, - принадлежность к слабому полу… Я узнала, чтоженщине было тяжело в дореволюционной России. В сущности она была бесправным существом. Ее интересы обычно замыкались семейным очагом. Доступ женщинам в высшие учебные заведения был запрещен. Высших школ для женщин в России ещё не существовало, а в мужские их не пускали. Оставался единственный выход – учиться за границей. Второе препятствие таилось в психологии отца, приверженца патриархальных взглядов, который крайне негативно относился к «учёным женщинам». Он планировал выдать дочь замуж за состоятельного жениха, который надёжно бы ее обеспечил.
Соне стало ясно, что для дальнейшего развития своих способностей она должна вырваться из-под родительской опеки. Оказывается, что в 60-е годы, когда в России проходили реформы, менявшие строй и образ жизни, представления о морали, вступление в фиктивный брак было модно и распространено среди молодежи. Дети, которые не сошлись во взглядах с консервативными родителями, уходили из дома навстречу новой жизни. Юношам было проще, а девицам, чтобы уйти, надо было выйти замуж. Итак, самым распространенным в то время способ эмансипации (освобождения) женщин был фиктивный брак, после которого фиктивные мужья предоставляли своим женам полную свободу. Как ни удивительно, но этот замысел осуществился. Жениться на Соне согласился начинающий учёный Владимир Онуфриевич Ковалевский, который был старше нее на восемь лет. Восемнадцатилетней Софье Васильевне удалось уговорить отца дать согласие на брак. В сентябре 1868 года состоялась свадьба, после которой новобрачные сразу же уехали в Петербург.
Интересны некоторые подробности этого брака: фиктивный брак был нужен для Анны, старшей сестры Софьи Васильевны, обладавшей литературным талантом. Но когда В. О. Ковалевского познакомили с обеими сестрами, то он решительно заявил, что женится только на младшей, которая его совершенно очаровала и женитьбой на которой он мог бы принести пользу науке. Он пишет брату: «Несмотря на свои 18 лет, «воробышек» (так называли Софью Васильевну за её моложавость и малый рост) образована, великолепно, знает все языки, как свой собственный, и занимается до сих пор, главным образом, математикой. Работает, как; муравей, с утра до ночи, и при всём том жива, мила и очень хороша собою». Владимир Онуфриевич в глубине души надеялся, что его “воробушек” недолго будет фиктивной женой, что Сонечка перегорит и оставит науку. Сам же Ковалевский представлял некую смесь энергичного, бурлящего, но, как говорят “без царя в голове” человека. Его сентиментальная жалостливость мешала, непостоянство не давало достичь успехов в науке, необязательность приводила к тому, что он терял очень важные должности и знакомства. Рядом с сильной и талантливой женой он выглядел несостоятельным и малоинтересным.
2.5. Знакомство с большой наукой.
Вскоре после свадьбы Ковалевские стали посещать в Петербурге лекции по естествознанию в Медико-хирургической академиипрофессора Ивана Михайловича Сеченова. Но наука физиология Софью не заинтересовала, зато ее муж очень увлекся палеонтологией и в дальнейшем добился в этой области значительных успехов.Поняв, что медицина не её призвание, в апреле 1869 года они с мужем и сестрой уезжают за границу. Итак, Софья Ковалевская не могла в условиях царской России поступить в университет и вынуждена была уехать за границу.
Семья Ковалевских пробыла за границей пять лет (до 1874 года). В Берлинский университет Ковалевским поступить не удалось, зато в ГейдельбергеСофья слушала лекции по физике и математике. Она схватывала сложнейший материал на лету, чем смогла завоевать симпатии профессоров Гельмгольца, Кирхгофа и Дюбуа-Реймона. Но Ковалевская хотела учиться у самых лучших учёных – в те времена таким называли профессора математики Карла Вейерштрасса.
Во имя своего высшего назначения, как она его понимала, Софья Васильевна преодолела застенчивость и 3 октября 1870 года отправилась к Вейерштрассу в Берлин. Вначале Вейерштрасс с недоверием воспринял желание «молодой русской дамочки» изучать математику. Желая избавиться от докучливой посетительницы, профессор Вейерштрасс предложил ей для проверки знаний несколько задач по гиперболическим функциям из разряда тех, даже несколько потруднее, которые он давал самым успевающим студентам математического факультета, и попросил её зайти на следующей неделе.
По правде, Вейерштрасс успел забыть о визите женщины, когда ровно через неделю она снова появилась в его кабинете и сообщила, что задачи решены!Вейерштрасс поразился безукоризненно логичному и точному обоснованию всех решений.
Если при первом свидании известный ученый не обратил на посетительницу особого внимания. Теперь он с интересом разглядывал Софью. Перед ним стояла молодая девушка невысокого роста, худенькая, с большими серо-зелеными глазами, постоянно менявшими выражение. Ее необыкновенно выразительное и подвижное лицо обрамляли темно-каштановые волосы. Держалась она просто и естественно. И великий математик растаял.
Профессор Вейерштрасс ходатайствовал перед академическим советом о допущении госпожи Ковалевской к математическим лекциям в университете. Но «высокий совет» не дал согласия. В Берлинском университете не только не принимали женщин в число «законных» студентов, но даже не позволяли им бывать на отдельных лекциях вольнослушателями. Пришлось ограничиться частными занятиями на квартире у знаменитого учёного.Эта совместная работа продолжалась четыре года.
Обычно Вейерштрасс подавлял слушателей своим умственным превосходством, но живой пытливый ум юной Ковалевской потребовал от старого профессора усиленной деятельности. Вейерштрассу нередко приходилось самому приниматься за решение разных проблем, чтобы достойно ответить на сложные вопросы ученицы. «Мы должны быть благодарны Софье Ковалевской, — говорили современники, — за то, что она вывела Вейерштрасса из состояния замкнутости».
Под его руководством были созданы значительные работы Софьи Ковалевской.В июле 1874 года Геттингенскийуниверситет заочно, без формальной защиты, на основании трех математических работ Ковалевской:«К теории уравнений в частных производных», «Дополнения и замечания к исследованию Лапласса о форме кольца Сатурна», «О приведении одного класса абелевых интегралов третьего ранга к интегралам эластическим», представленных Вейерштрассом, присудил ей степень доктора философии по математике и магистра изящных искусств «с самой высшей похвалой». Трех отличных работ хватило, чтобы Геттингенский университет простил, по словам Вейерштрасса, «принадлежность Сони к слабому полу».Это был первыйслучай за всю историю существования университета.
Одну из работ Софьи Васильевны сразу же опубликовали в ведущем математическом журнале Германии («Журнал Крелля для чистой и прикладной математики»). Для начинающего учёного это была большая честь, так как в этом издании публиковались только признанные авторитеты.
Летом того же года курс обучения Софьи Ковалевской был завершен.
2.6. Возвращение на родину.
В июле 1974 года Ковалевская вернулись в Россию и радовались этому. Софья считала, что необходимость за границей все время говорить на чужом языке мешает передаче оттенков чувств и мыслей. Возвращаясь в Россию, ей каждый раз казалось, что она вернулась из плена... В старой усадьбе царила атмосфера любви и дружбы. Софья была счастлива, если бы не мысли о будущем. Как сложится ее дальнейшая судьба? Получит ли она должность преподавателя в университете?
Отдохнув в Полибино, Ковалевские уехали в Петербург. Софья Васильевна тщетно пыталась найти применение своим знаниям на родине, однако самое большее, на что в то время могла претендовать женщина-математик - преподавание арифметики в начальных классах женской гимназии. Для Софьи Васильевны это означало переквалифицироваться из передового ученого в рядовую учительницу арифметики. "К сожалению, я не слишком тверда в таблице умножения", - с грустью шутила она.
2.7.Почему Ковалевская отходит от науки на 6 лет?
Из-за невостребованности, без науки жизнь для Ковалевской не имеет настоящего смысла. Она занялась литературно-публицистической деятельностью - писала научные очерки и театральные рецензии. В течение нескольких лет работала в редакции газеты "Новое время". Сейчас она много времени посвящает семье, которая на тот момент уже превратилась из фиктивной в настоящую. С течением времени общие интересы сдружили Владимира и Софью, и их брак перестал быть формальным.
В 1878 г. в семье Ковалевских родилась дочь, которую назвали в честь матери Софьей (Фуфа). В гостеприимном доме Ковалевских бывают многие видные ученые и писатели: Д.И. Менделеев, И.М. Сеченов, С.П. Боткин, А.М. Бутлеров, П.Л. Чебышев, А.Г. Столетов, Ф.М. Достоевский и др.
Через два года, весной 1880 года Ковалевская едет в Москву. Но и здесь ей не разрешили сдавать магистерские экзамены для работы в университете.
Как я поняла, главной проблемой в это время для семьи становится денежный вопрос. От Софьиного наследства остались гроши, а долгов было множество. Владимир Онуфриевич, вместо борьбы за получение университетской кафедры выбирает путь быстрого обогащения. Она предупреждала его о риске и опасности коммерческих сделок. Так и оказалось, затея Ковалевского по строительству и продаже домов терпит полный крах. Всё имущество супругов переходит кредиторам. Это приводит к разрыву отношений между супругами. Вскоре он окончательно запутался в долгах и, не видя выхода, покончил жизнь самоубийством.Софья Васильевна тяжело пережила известие о смерти мужа.
2.8. С.В. Ковалевская – Принцесса науки.
Потеряв всякую надежду получить кафедру на родине, Ковалевская в ноябре 1883 году по приглашению видного шведского ученого-математика профессора Миттаг-Леффлера (с которым она вместе училась у К. Вейерштрасса) уезжает в Швецию, в Стокгольм, где начинает работать в качестве приват-доцента университета. Здесь она проявила себя не только как талантливый математик, но также как прекрасный лектор и педагог. И уже через полгода, весной 1884-го она была избрана профессором университета на пять лет с твердым окладом. Стокгольмский период был самым плодотворным периодом в жизни Софьи Ковалевской. Именно в это время были написаны работы, которые прославили ее имя и поставили в один ряд с выдающимися математиками конца Х1Х века. Речь идет о работах, посвященных задаче о вращении тела вокруг неподвижной точки. Не вдаваясь в подробности, отмечу, что это одна из классических задач механики - ее пробовали решать многие математикив их числе величайшие умы - Эйлер, Лагранж и Пуассон, но были найдены решения лишь для некоторых частных случаев.
Парижская Академия наук неоднократно объявляла конкурсную премию Бордена «за дальнейшее усовершенствование задачи о вращении в каком-нибудь существенном пункте». Однако, даже несмотря на увеличение первоначальной суммы с 3000 до 5000 франков, эта премия оставалась не присужденной. В 1887 году снова был объявлен конкурс, на который было представлено 15 работ. Победу одержала работа под условным девизом "Говори, что знаешь, делай, что должен, и пусть будет, чему быть". Каково же было удивление членов жюри, когда, вскрыв конверт, они обнаружили, что автор замечательной работы – русская женщина – математик Софья Васильевна Ковалевская. Ученые не поскупились на рукоплескания. Шведы чествовали ее как национальную героиню.
Вот что пишет по этому поводу сама Софья Ковалевская: «Результаты превзошли мои ожидания. Всех работ было предложено около пятнадцати, но достойною премии была признана моя. Но этого мало. Ввиду того, что та же тема задавалась уже три раза подряд, и каждый раз оставалась без ответа, а также в силу важности достигнутых мною результатов Академия постановила назначенную первоначальную премию и размере 3000 франков увеличить до 5000 франков. После этого был вскрыт конверт, и все узнали, что я автор этого труда. Меня сейчас же уведомили, и я поехала в Париж, чтобы присутствовать на назначенном по этому поводу заседании Академии наук. Меня приняли чрезвычайно торжественно, посадили рядом с президентом, который сказал лестную речь, и вообще я была осыпана почестями».
Между прочим, за пятьдесят лет, которые прошли с момента учреждения премии Бордена, ее присуждали всего десять раз, да и то не полностью, за частные решения. А до открытия Софьи Ковалевской эта премия три года подряд вовсе никому не присуждалась.
Впоследствии стокгольмские друзья-математики называли Софью Ковалевскую не иначе как Принцесса науки.
Продолжая исследования задачи о вращении, она получила еще ряд существенных результатов, за что ей в 1889 году была присуждена также премия Шведской Академии наук.
2.9. Наконец-то Родина признала свою Великую дочь.
Русские математики несколько раз пытались привлечь Ковалевскую к научной и педагогической работе на родине, но безуспешно. Их попытки разбивались об уклад самодержавия. Не помогло и прошение, поданное родственником генералом А.И. Косичем на имя президента академии, в котором он просил «возвратить С.В. Ковалевскую России и русской науке».
Признание пришло только 16 ноября 1889года. В академии был решен вопрос «о допущении лиц женского пола к избранию в члены-корреспонденты». Она была избрана членом-корреспондентом Петербургской Академии наук по физико-математическому отделению. В это время Софья Васильевна находилась в Стокгольме и узнала о своём избрании из телеграммы, присланной из Петербурга: «Наша Академия наук только что избрала вас членом-корреспондентом, допустив этим нововведение, которому не было до сих пор прецедента. Я очень счастлив, видеть исполненным одно из моих самых пламенных и справедливых желаний. Чебышев».
В следующем году у Софьи Васильевны появился серьезный шанс быть избранной на вакантное место действительного члена Академии наук.Но, к сожалению, закулисные игры и нравы, продолжавшие существовать, не позволили С.В. Ковалевской стать первой женщиной-академиком.
2.10.Недолгое счастье.
У Ковалевской было много друзей, в основном в писательских кругах, но в личной жизни она оставалась одинокой. Идеальные отношения Софья представляла себе таким образом: совместная увлекательная работа плюс любовь. Однако такая гармония была труднодостижима. Ковалевская бесконечно мучилась от сознания, что ее работа стоит стеной между ней и тем человеком, которому должно принадлежать ее сердце.
В 1888 году Софья все-таки встречает человека, с которым пытается построить отношения, подобные тем, о которых мечтала. Этим человеком оказывается видный юрист и социолог Максим Ковалевский, ее однофамилец. Судьба словно нарочно устроила подобное совпадение.
Дружба двух ученых вскоре перешла в нечто напоминающее любовь. Софья обожала Ковалевского, восхищалась всеми его идеями, выполняла практически все его желания и большую часть своего времени проводила вместе с ним. Через некоторое время они решили пожениться.
2.11. Последний приют – Швеция.
К сожалению, у Ковалевской были проблемы со здоровьем. Несмотря на то, что онадостигла вершины, она не чувствовала себя удовлетворенной, да и ее личная жизнь сложилась печально.
Стало еще невыносимее скитаться по чужой земле. В угнетенном настроении, в котором Софья вернулась из последней поездки за границу, она не береглась и - простуженная и больная продолжала ходить и читать лекции, пока окончательно не свалилась. У нее оказалось сильное воспаление легких. Полгода она не вставала с постели, но самочувствие ее не улучшилось, даже ухудшилось. Друзья усердно за ней ухаживали, но никто не предполагал близкого конца. Когда через несколько дней болезни ее оставили одну, у нее началась агония, и она 10 февраля 1891 года умерла, покинутая всеми на руках чужой сиделки, не говорившей даже на ее родном языке. Так кончила свою жизнь великая женщина-математик Софья Васильевна Ковалевская. За день до смерти она сказала, что начнет писать повесть «Когда не будет больше смерти». Хотя жизнь ее была коротка, только 41 год, но зато богата содержанием. Она была не только математиком. Она проявила себя как писательница, автор романов, драматических произведений и рассказов и как публицист. Софья Васильевна похоронена в Стокгольме.
Что ж, спасибо Германии, давшей высшее образование русской девушке, и огромная благодарность Швеции и Стокгольмскому университету за то, что именно там для Софьи Ковалевской открылась возможность достойным образом проявить свои математические познания.
Участь изгнанника - миссия многих людей «срединной земли» Европы, которым нет места на Родине. Но, живя на чужбине и служа другой стране, Софья Ковалевская до конца своих дней оставалась русскою и любила Россию...
Через пять лет на холме Линдтаген, где похоронена Софья Ковалевская, был воздвигнут памятник, средства на который собрали русские женщины. Он стоит на скате холма. Его основа - поднявшаяся волна, сделанная из слоистого гранита. На гребне волны — черный мраморный крест. У его подножия надпись: «Профессору математики С. В. Ковалевской, 3.1.1850-29.1.1891. Ее русские друзья и почитатели».
... Ты, навсегда расставшись с нами,
Жить будешь в памяти людей
С другими славными умами,
Покуда чудный звездный свет
С небес на землю будет литься,
И в сонме блещущих планет
Кольцо Сатурна не затмится...
Фриц Леффлер «На смерть Софьи Ковалевской»
Часть 3. Заключение.
Математика - это не только формулы и теоремы, а еще и те люди, которые ей занимаются, те люди, которые всю душу вкладывают в ее развитие. И никак нельзя, говоря о математике, не знать о тех, кто ей посвятил всю жизнь и донес ее до нас.
Моя работа «Через тернии к звездам» - это рассказ о жизни женщины. Это увлекательная история о том, как маленькая жизнерадостная девочка стала выдающимся математиком, это поучительная история о девушке, полюбившей свободу и математику.
Целеустремлённость и сильная воля, рано проявившиеся у Ковалевской, помогли ей добиться намеченной цели и проявить свой выдающийся талант.
Сама же Софья Васильевна о себе говорила так: «Я получила в наследство страсть к науке от предка, венгерского короля Матвея Корвина; любовь к математике, музыке и поэзии - от деда матери с отцовской стороны, астронома Шуберта; личную любовь к свободе - от Польши; от цыганки прабабки - любовь к бродяжничеству и неуменье подчиняться принятым обычаям; остальное - от России».
Исследовав данную тему, я смогу ответить, чем знаменита Софья Ковалевская и какова ее роль в истории развития математики. Пытаясь оценить заслуги С.В. Ковалевской, указать ее место в мировой науке, некоторые ученые называли ее Принцессой наук.
Научный вклад, внесенный С.В. Ковалевской за ее недолгую жизнь, необычайно полноценен и многозначителен. Её фундаментальное исследование по вращению твердого тела послужило основой для дальнейшего развития важнейших вопросов механики во всем мире.
«Блестящее и окончательное решение труднейшего из математических вопросов – о вращении твёрдого тела… увековечило имя Ковалевской рядом с такими светилами, как Лагранж, Пуансо, Коши, Ляме, Пуанкаре, Эйлер и Лаплас», говорил математик Д.А. Тарасов.
Ее тонкие исследования по теории дифференциальных уравнений и по некоторым вопросам математической физики и теоретической астрономии сохраняют свое значение по сегодняшний день.
Профессор Вейерштрасс писал: «Что касается математического образования Ковалевской, то я имел очень немного учеников, которые могли бы сравниться с ней по прилежанию, способностям, усердию и увлечению наукой».
Президент Академии наук СССР С. И. Вавилов сказал 13 января 1950 года на торжественном заседании, посвященном 100-летию со дня рождения С. В. Ковалевской: «...В истории человечества до Ковалевской не было женщины, равной ей по силе и своеобразию математического таланта».
Несомненно, одно, Софья Васильевна, в истории математических наук прочно заняла место в одном ряду с величайшими учеными.
«С того человека взыщется много, кому было много талантов дано»! Это высказывание С. В. Ковалевской как нельзя полно характеризует всю ее личную жизнь и творчество.
Начиная знакомиться с жизнью женщины-математика, я заметила, что жизнь её отличается чем-то необычным. В конце работы я поняла, что же отличает Софью Ковалевскую от других учёных. Дело в том, что она большую часть жизни провела за границей, но всё время была предана Родине. Хоть она и считалась шведским учёным, в душе она всегда была русской. Только русской. Это даёт повод считать Софью Васильевну не только великим математиком, но и настоящей патриоткой своей Родины!
Проведенное исследование позволило решить поставленные задачи и сделать несколько выводов: можно сказать, что данная исследовательская работа может служить образовательным ресурсом для изучения биографии С.В. Ковалевской. В истории математики эта женщина занимает существенное и достойное место. Она внесла большой вклад в развитие этой науки. Софья Ковалевская немало потрудилась на благо математики, исследуя, доказывая, решая задачи, совершая открытия, получая признания и премии.
Я попыталась составить родословную Софьи Васильевны. Самым трогательным оказалось то, что ветвь старинного русского дворянского рода Корвин-Круковских, давшая миру замечательную женщину, ученого, математика и писательницу С. В. Ковалевскую, на следующем поколении тихо и незаметно прекратила свое существование.
В память о Софье Ковалевской назван астероид «Ковалевская», открытый астрономом Крымской астрофизической обсерватории Л. Журавлевой 4сентября 1072 года, лунный кратер «Ковалевская», наименование утверждено Международным астрономическим союзом в 1970 году. Ее именем названа улица в Стокгольме и в Санкт-Петербурге.
Ее жизнь есть образец служения науке. Могучий русский талант и дар Божий, настойчивость и постоянное стремление вперед, многолетний непрерывный труд — все было отдано науке. Именно она, Софья Ковалевская, опровергла мнение о том, что наука — привилегия мужчин. Вселила в русских женщин уверенность и достоинство. Она горела и освещала путь другим талантам.
1. Высшее образование в России. М., 1996.
2. Глейзер Г.И. История математики в школе VII-VШ классы: пособие для учителей. – М.: Просвещение, 1982.
3. Зенкевич И.Г. «Судьба таланта» (очерки о женщинах-математиках), Брянск, 1968.
4. Ковалевская С.В. Воспоминания, повести. М.: Наука, 1974.
5.Ковалевская Софья. Воспоминания. М.: АСТ-ПРЕСС, 2005.
6. Кочина П.Я., Зенкевич И.Г. С.В. Ковалевская: книга для учащихся. – М.: Просвещение, 1986. («Люди науки»).
7.Кочина П.Я. Софья Васильевна Ковалевская. – М.: Наука, 1981.
8.Математика (приложение к газете «Первое сентября») №8 1995, №9 1997.
9. Лишевский В.П. Охотники за истиной. –М.: Наука, 1990.
10. Нечкина М.В. Софья Ковалевская – общественный деятель и литератор – М.: Наука, 1974.
11. Пушкарева Н.Л. Первые российские женщины - ученые.,1997.
12.Халамайзер А.Я. Софья Ковалевская. М.: Наука, 1989.
Как выглядело бы наше небо, если вместо Луны были планеты Солнечной Системы?
Две лягушки
Философские стихи Кристины Россетти
Осенняя паутина
Ручей и камень