Исследоваетльская работа по теме "Традиционные виды деятельности жителей с.Петрунь"
Вложение | Размер |
---|---|
maksim_batmanov.doc | 203.5 КБ |
prilozhenie_k_rabote_bmn.doc | 253 КБ |
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РЕСПУБЛИКИ КОМИ
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА С.ПЕТРУНЬ»
Тема: «Природные материалы и компоненты в традиционных видах хозяйственной деятельности оленеводов с.Петрунь на примере технологии обрабатывания оленьей шкуры»
Работу выполнил: Батманов Максим, ученик 9 класса
Руководитель: Терентьев Андрей Федорович,
учитель русского языка и литературы, коми языка
Петрунь 2013
Оглавление
Введение………………………………………………………………………………. 3 стр.
Глава I. Историко-культурный очерк…………………………………………………5 стр.
Глава II. Технология обрабатывания оленьих шкур и камуса ……………………...7 стр.
Глава III. Традиционные инструменты ……………………………………………...12 стр.
Заключение…………………………………………………………………………….14 стр.
Список литературы……...…………………………………………………………….15 стр.
Приложение № 1………………………………………………………………………….
Приложение № 2………………………………………………………………………….
Приложение № 3………………………………………………………………………….
Введение
Республика Коми – многонациональная республика. Коренное население – коми – зыряне живут в соседстве с русскими, ненцами, ханты, манси, а также с приезжими украинцами, белорусами и азербайджанцами. В свою очередь зыряне представлены разными этнографическими группами: ижемцы, сысольцы, удорцы, вымичи, печорцы и т.д. Все эти народы и группы, проживая на одной территории длительное время, разумеется, оказали непосредственное, а иногда и опосредованное, воздействие друг на друга и в области культуры, и языка, и народного хозяйства. Порой трудно распознать: чья это традиция, или чей это обычай. Почему так происходит? Потому что со временем малые народы и этнические группы сливаются, ассимилируются в большинстве (в нашем случае с русскими) и тем самым теряют своё самосознание и идентичность. Направленная на сохранение малых этносов политика Российского государства часто не учитывает характерные особенности конкретных этносов и той природы, в которой они живут. Получается, что попытка сохранить культуру оборачивается ситуацией искусственного (можно даже сказать тепличного) сохранения лишь отдельных частей целой культуры. Эта проблема актуальна в нашем обществе, и думается, что долго ещё будет иметь существенное значение в её социально-культурном пространстве. Поэтому идейной основой данной работы, а, следовательно, и актуальностью является заинтересованность научного сообщества в исследовании и сохранении малых и коренных этносов с их неповторимой культурой. Объектом исследования была выбрана локальная традиция этнографической группы коми ижемцев – традиция с.Петрунь г.Инты Республики Коми. Как известно, основным видом хозяйственной деятельности коми ижемцев было и остаётся оленеводство. Именно оленеводческая культура в синтезе с культурой оседлых коми представляет собой культурно-этническое своеобразие этой группы зырян. (с.Петрунь – одно из традиционных селений ижемских оленеводов). Чтобы раскрыть идею и попытаться продемонстрировать своеобразие народной культуры оленеводов с.Петрунь, её взаимосвязь с окружающей средой, опираясь на собственно проведённое исследование и труды В.В.Филипповой, И.Л.Жеребцова, Л.Н.Жеребцова, Н.Д.Конакова, перед исследователем поставлена цель: выявить природные материалы и компоненты в традиционных видах хозяйственной деятельности оленеводов с.Петрунь. Предметом исследования является технология обрабатывания оленьих шкур (с учётом инструментов и дополнительных компонентов). Чтобы цель работы была реализована в полной мере, исследователь решал следующие задачи:
- Привести краткий культурно – исторический очерк о с.Петрунь;
- Провести мониторинг по выявлению технологии обрабатывания камуса, шкур посредством опроса информантов – коренных носителей данной традиции;
- Поэтапно расписать, используя иллюстрации, технологию обработки шкур;
- Выявить особенности технологии обработки и непосредственные природные материалы, компоненты, используемые традиционно оленеводами с.Петрунь.
В работе использованы материалы, полученные от 10 информантов, паспортизация которых приведена в приложении №3. Перечень научных исследований и монографий, использованных автором, приведён в списке литературы.
При написании научно-исследовательской работы были использованы следующие методы: описательный, анализа, синтеза и наблюдения. В работе использованы фотографии Батманова М.Н., Терентьева А.Ф., Хозяиновой Н.Н., Муравьёвой Н.А., Чупрова В.В.
Работа состоит из 5 частей и списка литературы:
- Введение
- Глава I. Историко – культурный очерк
- Глава II Технология обрабатывания оленьих шкур и камуса
- Глава III Традиционные инструменты
- Заключение.
К работе прилагаются иллюстрации и список информантов, размещённые в приложениях в конце работы.
Глава I.
Историко – культурный очерк
В начале XIX века происходит активное заселение берегов реки Усы, так как длительные и дорогостоящие войны Ивана Грозного, рост налогов вынуждали крестьянство России уходить с насиженных мест. И в 1871 году 4 брата Хозяиновых, выходцы из села Мохча Ижемской волости, Симон, два Ивана и Петр выбрали место своего поселения - это был высокий берег Усы, с красивыми песчаными берегами и место, где ненцы-оленеводы весной и осенью перед походами к Ледовитому океану устраивали почести для бога Болбана. Есть так же легенда, связанная с основанием села: «Четыре молодых человека с широкими плечами, красивые и сильные поднялись на высокий берег, и где, откуда ни посмотри, везде лес, остались для ночлега. На следующий день проснулись и глазам своим не верят как тут красиво, словно в рай попали. И вот один из братьев говорит: «Вот видите ту большую ель - свалим это дерево, да если упадёт оно на восток, сюда и поселимся; а если на запад, то дальше пойдём». Начали рубить с четырех сторон, и дерево упало на восток. «Ну, видимо, это судьба», - сказали они и начали строить дом. Так и появилось село Болбан, которое позже переименовали в Петрунь в честь отца братьев - Петра». Их основными занятиями были ловля рыбы, добыча пушного зверя, белой куропатки (а здесь это было в изобилии).[1]
Сейчас петруньцы, в основном, занимаются оленеводством и скотоводством, но некоторые ещё держат овец, коз, кур, кроликов, лошадей. Все занимаются земледелием: выращивают картофель, редьку, репу, морковь. Когда-то растили ячмень, но из-за климатических условий перестали.
Петруньцы разговаривают на ижемском диалекте коми языка. Традиционная культура аналогична ижемской. Но стоит отметить: петруньцы, занимаясь оленеводством, многое переняли у ненцев с непосредственной модернизацией, что характерно ижемской традиционной культуре коми – зырян.[2] До ныне сохранилась национальная одежда петруньцев. Женский костюм собой представляет следующее: длинный матерчатый сарафан с лямками и проборами с поперечным узором – вахрам; кофта с широкими рукавами и высокой шеей – сос, или разновидность – японка; головной убор – кокошник состоит из волостника, жесткого подклада - ободка (кишки) и платка; верхняя одежда для оседлых петруньцев – матерчатая куртка с воротником – пась или плюшевая куртка на пуговицах. Верхняя одежда чумработниц: малица с красочной накидкой из ткани. Обувь женская: пимы из камуса с коротким голенищем; пимы из камуса с длинным голенищем, украшенные разноцветным сукном, имеющие дополнительный подклад в виде меховых чулков – липича. Летний вариант женской обуви – кöтi – кожаная обувь со шнуровкой, без голенища, а ещё пимы, обработанные сосновой смолой – сирва тöбек. Национальная мужская одежда петруньцев, ведущих оседлый образ жизни: льняная или просто матерчатая длинная рубаха с поясом из овечьей шерсти – вонь, широкие штаны из плотного материала, вязаные чулки и галоши резиновые или кожаные кöтi летом, а зимой – валенки или меховые пимы с коротким голенищем (бурка) и длинным голенищем (тобоки). Верхняя одежда у оленеводов сходна с теми, кто круглый год проживает в сельской местности и занимается земледелием: летом – брезентовая просторная рубаха – лаз, ватник – фуфайка; зимой – малица с матерчатой накидкой темного цвета и совик из меха или сукна. Для мужчин характерно ношение кожаного пояса с украшениями и ножнами – тасма. Традиционные костюмы петруньцев представлены в приложении № 2.
Как известно, культура представлена не только материально – духовными ценностями, но и целым образом жизни, который характерен носителям той или иной культуры. Традиционный образ жизни, или жизненный уклад, петруньцев представляет собой всю совокупность многолетней оленеводческой деятельности жителей села. Особый научный и общественный интерес вызывает деятельность, связанная с обработкой природного материала – оленьей шкуры. Она во многом служит основой для изготовления одежды, предметов быта и т.д. Верхняя одежда, зимний вариант обуви – прямое доказательство полноценного использования оленьей шкуры, меха, камуса.
Придерживаясь основной цели данной работы (указана в введении – прим.автора), мы акцентируем своё внимание на технологии обрабатывания камуса и шкуры оленя. Об этом речь пойдёт в последующей главе.
Глава II.
Технология обрабатывания оленьих шкур и камуса.
Пояснительная записка: традиционная деятельность петруньцев – оленеводство. Олень – типичный представитель северной фауны, природной зоны тундры и лесотундры. (фото № 1 в приложении №1). По признанию самих жителей северного села заниматься оленеводством выгодно с точки зрения эффективности использования оленя в качестве пищи, материала для одежды и средства передвижения. Таким образом, срабатывает принцип безотходного производства. Чтобы наглядно представить данный принцип, приведём таблицу №1, составленную на основе полученных данных от информантов:
№ п.п. | Сфера применения | Часть тела | Принцип действия | Эффективность/полноценность использования (в %) |
1. | Транспорт | Всё тело | Средство передвижения (прицепляют с помощью салямки - упряжи нарты – сани оленеводов к 1, 2, 3 (или максимум до 5) оленям. | 100 |
2. | Пища | 2.1. Мышцы задних и передних конечностей (филейная часть) | Из филейной части изготавливают различные блюда: фарш для котлет, жаркое, традиционное блюдо айбарч (сырое мясо с кровью), строганина. | 100 |
2.2. Кости задних и передних конечностей | Из них варят суп, специально отваривая расколотую кость, не вынимая костный мозг, получается традиционное блюдо – тшöгыр. | 100 | ||
2.3. Кости позвоночника и тазовые кости | Варят суп, отваривают отдельно, подают как горячее блюдо; | 100 | ||
2.4. Голова целиком | Язык – отваривают, деликатес; ротовая полость целиком- деликатес; нижняя челюсть – ингредиент для супа или отдельного горячего блюда; носовая полость – нырбук – деликатес (коптят, жарят); глазные кости, яблоки – деликатес; мозг – деликатес (фарш, ингредиент для пирожков с мясом); уши – едят сырыми, деликатес; шерстка с рогов – мора – деликатес; | 100 | ||
2.5. Кровь | Изготавливают блины с кровью; упомянутый уже айбарч; | 100 | ||
2.6. Внутренние органы | Сердце – деликатес, в качестве мяса; печень – деликатес, отваривают или сырым едят; почки – редко отваривают, чаще как корм собачий; лёгкие и гортань – деликатес + корм для собак. Желудок – деликатес + корм для собак | 100 | ||
2.7. Брюшная полость | Изготавливают кровяную колбасу, отваривают кишки – деликатес – кишки-брушки; как корм для собак используется | 100 | ||
2.8. Хвост | Деликатес – репей | 100 | ||
2.9. Кости сустава передних и задних конечностей | Изготавливают блюдо – холодец – гыж кисель | 100 | ||
3. | Материал для одежды/обуви | 3.1. Шкура с лицевой части головы – лöб | Обрабатывают и шьют тапочки меховые – чуфыль, чуняк. | 100 |
3.2. Шкура целиком (без конечностей и головы) | Полотно обрабатывают и шьют из него традиционную одежду коми оленеводов – малицу, совик, меховые рукавицы, меховые тобоки. | 100 | ||
3.3. Шкура с конечностей – камус (кыс) | Обрабатывают и шьют традиционную обувь: тобоки, пимы с длинным голенищем, пимы с коротким голенищем. | 100 | ||
3.4. Жилы – сöн | Используют в качестве ниток для прочности. | 100 | ||
3.5. Печень | Отваривают, размельчают, размешивают в воде до однородной массы. Используют в качестве средства для размягчения жёсткой шкуры взрослых оленей. | 100 | ||
4. | Практическое средство | Рога | Распиливают на мелкие фрагменты и варят в воде до однородной массы. Получается очень прочный и долговечный клей для склеивания пластиковых, деревянных и керамических изделий. | 100 |
5. | Медицина | Рога | Из рогов оленя добывают ферменты для изготовления лекарств и препаратов для больных онкологией. | 100 |
6. | Народная медицина | Жировые отложения на внутренних органах и под кожей | В качестве профилактического средства – мази – против сухости кожи и мозолей. | 100 |
Особый интерес представляет традиционная технология обрабатывания природного материала – шкуры оленей, используемая для пошива национальной одежды и обуви. Чтобы реализовать в полной мере цель данной работы и следовать плану исследования (задачам), поэтапно представим технологию и методы обработки двух основных натуральных полотен: шкуры и камуса. Камус – шкура с конечностей, по - коми традиционно называется кыс.( прил. №1, фото 2). Шкура – часть кожного покрова с волосяным покровом со всего тела кроме головы и конечностей, традиционно по - коми называется воль. (прил. №1, фото 3).
Этап 1. Высушивание шкуры/ камуса:
После разделывания туши убитого оленя, шкуру расстилают и делят её на части: шкура с конечностей – камус и шкура без головы и конечностей (собственно шкура). Традиционно камус отделяют от костей, группируют по четыре и сшивают, натягивая на деревянные прутья, а затем вывешивают в хорошо проветриваемом и сухом месте. Собственно шкуру сначала вывешивают на улицу, где она проветривается предварительно. Затем шкуры вывешивают в подсобных проветриваемых помещениях. Традиционно высушивание длится 4-5 месяцев, в период с осени до весны.
Природные материалы, компоненты: оленья шкура, деревянные прутья.
Этап 2. Предварительная обработка с целью смягчения шкуры с помощью простокваши/ мокрицы/ сырой тряпки/ отваренной печёночной однородной массы:
После просушки камус или шкуру, оставляя затем от 5 до 18 часов смачиваться, обрабатывают:
Вариант 1 – простоквашей;
Вариант 2 - однородной массой из отваренной оленьей печени;
Вариант 3 (в летний период) – только что сорванной мокрицей;
Вариант 4 – тряпкой, смоченной тёплой водой.
На фотографии: обрабатывание простоквашей.
С целью сохранения меха в надлежащем состоянии, компоненты для смягчения стоит прикладывать к внутренней стороне или намазывать с внутренней стороны шкуры/камуса. Также не стоит забывать, что шкура взрослых особей смягчается и смачивается только под прессом.
Природные материалы, компоненты: оленья шкура, вода, мокрица (сорняк дикорастущий), простокваша натуральная из коровьего молока, отваренная печень оленя.
Этап 3. Механическая ручная обработка (без инструментов) с целью смягчения.
Камус: После обрабатывания с помощью вышеперечисленных средств, камус вручную смягчают, одной рукой придерживая, а другой проделывая круговые движения. Время обработки от 10 мин до 1 часа (в зависимости от жёсткости и размера). Цель: разогрев шкуры, её смягчение.
На фотографии: смягчение камуса вручную.
Собственно шкура: В целях придачи наибольшей мягкости на данном этапе обработки, шкуру мнут руками, сгибая края к середине и обратно, убыстряя темп. Часто встречаются случаи топтания шкуры.
Этап 4. Механическая обработка при помощи инструмента крук. (описание инструмента даётся в следующей главе).
Шкуру/камус обвязывают за один конец кожаным шнуром, прикреплённым к устойчивой конструкции/к стене/ к несущей конструкции чума в виде деревянного шеста – ыы. Далее берут крук и резкими движениями сверху вниз, давя ногой, проводят по внутренней стороне для разогрева. Затем меняют конец обвязывания и повторяют действие неоднократно. Шкура/камус не только лишается жёсткого жилистого слоя, или так называемых грубых остатков подсохших мышц, но и удлиняется, смягчается. Теперь она готова для дальнейшей обработки с помощью инструмента кытшыль кöрт. Природные материалы, компоненты: оленья шкура, инструменты из древесины.
Этап 5. Механическая обработка при помощи инструментов кытшыль кöрт и надёрт пöв.
Камус закрепляют на надёрт пöв в вертикальном положении, берут кытшыль кöрт и резкими движениями, придавливая камус, неоднократно проводят по внутренней стороне шкуры. После этого камус становится мягче, убирается весь жилистый слой с кожного покрова, и камус увеличивается в размерах. Потом камус открепляют и снова закрепляют, но уже в горизонтальном положении, и проделывают то же самое действие. Результат: шкура мягкая, без жилистого слоя, увеличена в размерах и таким образом вполне пригодна, в последствие, для пошива пим или тобоков. Теперь она готова для дальнейшей обработки с помощью инструмента коса козяль. Природные материалы, компоненты: шкура оленья, деревянные инструменты.
Этап 6. Механическая обработка при помощи инструмента коса козяль.
Камус берут двумя руками по обе стороны и начинают плавными движениями тереть камус об косу инструмента коса козяль влево и вправо, и так до тех пор, пока не выпадут все жилистые остатки с кожного покрова. После этого камус становится гладким и мягким. Теперь он готов к использованию.
Природные материалы, компоненты: камус, деревянный инструмент.
Таким образом, алгоритм обрабатывания камуса/шкуры в совокупности составил 6 этапов.
Глава III.
Традиционные инструменты
Пояснительная записка: В данной главе предлагается полный перечень традиционных инструментов для обработки камуса и шкуры оленьей. Все инструменты изготовлены коренными жителями с.Петрунь. Мастера: Терентьев Ф.Е., Батманов Н.Я., Хозяинов А.А.
Крук – от русск. крюк – толстый металлический стержень с загнутым концом. [3]
Крук: представляет собой деревянную раздвоенную трость с концами разной длины. Единая верхушка служит держателем для руки, чуть ниже, на месте раздвоения, вставлена заострённая стальная пластина. На конце длинной части рогатины проделано отверстие и вставлен упор для ноги – петелька из верёвки.
Традиционно по-коми процесс обрабатывания камуса круком именуется крукасьöм (букв. крюкование).
На фотографии: крук.
Надёрт пöв – возможно, от русск. надирать – отрывать[4] или выдёргивать по частям. Надёрт пöв - это две (редко одна) доски, соединённые петлями. В образуемый между досками (короткой и длинной) проём зажимают камус/шкуру и далее обрабатывают инструментом кытшыль кöрт. Обычно верхний конец доски сглажен для удобства при напоре на него телом (животом).
На фотографии: надёрт пöв в комплекте с кытшыль кöрт.
Кытшыль кöрт – в переводе на русский букв. кривая (изогнутая) железка. Кытшыль кöрт - это деревянная палка, посередине которой вставлена кривая металлическая пластина с острыми краями. Концы палки сглажены и округлены, чтобы держать руками было удобно и безопасно. Пластина скреплена гвоздём или болтом. Кытшыль кöрт образует совместно с надёрт пöв комплект, или даже своеобразный станок из 2-х составных деталей. На фотографии: кытшыль кöрт.
Коса козяль – от русск. коса – русское сельскохозяйственное орудие для скашивания травы.[5] и козяль – в переводе на русск. прялка или сиделище для прялки. Коса козяль - это конструкция, состоящая из деревянной основы в виде прялки, в которую вставлено металлическое полотно косы. Разумеется, заострённая часть полотна находится с внутренней стороны.
На фотографии: коса козяль.
Заключение
Поэтапно расписав технологию обрабатывания оленьей шкуры, продемонстрировав традиционные инструменты, используемые при обрабатывании, можно сделать следующие выводы:
- Оленеводческая хозяйственная деятельность петруньцев плотно вошла в традиционный образ жизни жителей села, о чём свидетельствуют сохранившиеся до наших дней технология обрабатывания шкуры и умение изготовлять инструменты, при этом используя народные методы, проверенные годами.
- Описательный метод исследования позволил нам выявить безусловную связь народной культуры с природой: объект хозяйственной деятельности, инструменты, шкура – это всё изготовлено из природных материалов.
- Метод анализа помог нам доказать экологически чистую технологию обрабатывания оленьей шкуры, при этом важно отметить, что компоненты обработки – растения, органы оленя, натуральный молочный продукт, вода – непосредственные природные представители и вещества.
- Названия инструментов, а все они на коми языке, свидетельствуют о давней традиции обрабатывания шкуры и о преемственности оленеводческой деятельности петруньцев.
Таким образом, на основании вышеизложенного и проделанной работы автор объективно утверждает о полноценности выполнения основной цели и задач, поставленных перед исследователем. Несомненно, данная работа соответствует актуальности исследуемой темы.
В дальнейшем автор планирует продолжить исследование и на основании данной работы углубить и расширить сведения об особенностях традиционной обработки природных материалов в культуре оленеводов с. Петрунь. Несомненно, взяв на вооружение методику, применённую в данной работе, исследование не ограничится описанием, наблюдением, анализом и синтезом. Вероятно использование метода текстологии.
Список литературы
[1] Шашок В.А., Л.А.Лыткин Село у полярного круга/ В.А.Шашок, Л.А.Лыткин. Сыктывкар, 1991. – 56 с.
[2] Повод, Н.А. Коми северного Зауралья (19 – пер.четв. 20в.)/ Н.А.Повод; Институт проблем освоения севера СОРАН. – Новосибирск: Наука, 2006 – 272 с.
[3] Словарь русского языка в 4-х томах. Т.2 К-О. /Под ред. А.П.Евгеньевой. М.: Русский язык, 1981. С.142.
[4] Там же… с. 347.
[5] Словарь русского языка в 4-х томах. Т.2 К-О. /Под ред. А.П.Евгеньевой. М.: Русский язык, 1981. С. 110.
Приложение № 2.
Традиционная национальная одежда петруньцев.
Мужской костюм (зимний вариант):
На фотографии: Филиппов М.В., Филиппов Е.В.
Мужской костюм (летний вариант) /концертный вариант/:
На фотографии: Терентьев А.Ф.
Женский костюм (зимний вариант):
На фотографии: Валей А.А., Беляева А.И.
Женский костюм (летний вариант)
На фотографии: Семяшкина В.А., Муравьёва Н.А.
На фотографии: Хозяинова Е.А.
Приложение № 3.
Список информантов, опрошенных при написании исследовательской работы и являющихся коренными жителями с.Петрунь г.Инты Республики Коми:
Приложение № 1.
Иллюстрации.
3)На фотографии: камус.
Самый главный и трудный вопрос
Колумбово яйцо
«Течет река Волга»
Рисуем гуашью: "Кружка горячего какао у зимнего окна"
Три орешка для Золушки