Цель исследовательского проекта: исследовать, как влияет классическая литература на кругозор и нравственность человека, почему молодежь в наше время почти не читает классику, почему не хочет быть похожей на замечательных героев классических книг.
Методы проведённого исследования: метод наблюдения, анкетирования, сравнения, анализа. Основные результаты исследовательского проекта: подобрана и изучена литература по теме, проведено анкетирование, оформлена и проведена презентация для участников анкетирования, обобщены и сопоставлены полученные результаты, написано «призывающее» эссе «Читайте». Частично подтверждена гипотеза: если школьник будет больше читать классической художественной литературы, размышлять о поступках героев, знакомиться с шедеврами музыки и живописи, то он станет умным, развитым, образованным и нравственным человеком, способным к самосовершенствованию. Подготовленные материалы и презентация оказали позитивное влияние на мнение ребят, участвовавших в анкетировании. Вопросы, изученные в теме, интересны и актуальны.
Вложение | Размер |
---|---|
bychkova_katyaklassika_i_molodezh.doc | 143.5 КБ |
klassika_i_molodezh.pptx | 290.3 КБ |
Районный тур научно – практической конференции «Пробы в науке» | |
Полное название темы работы | «Классика и молодежь» |
Название направлений форума* | Социально-гуманитарные науки |
Тип работы | Исследовательский проект |
Возрастная номинация | 7-9 класс |
Фамилия имя | Бычкова Екатерина |
Территория | Деревня Гляден Шарыповского района |
Место учебы: | Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение Гляденская основная общеобразовательная школа №11 |
Класс | 8 |
Место выполнения работы | Научное общество учащихся |
Руководитель | Бычкова Марина Ивановна – учитель русского языка МБОУ Гляденской основной общеобразовательной школы №11.
|
Научный руководитель | |
Ответственный за корректуру текста работы | Бычкова Марина Ивановна – учитель русского языка МБОУ Гляденской основной общеобразовательной школы №11
|
e-mail (обязательно) | 8 (39-153)39-1-01 |
АННОТАЦИЯ
Бычкова Екатерина
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение Гляденская основная общеобразовательная школа №11
«Классика и молодежь»
руководитель: Бычкова Марина Ивановна – учитель русского языка МБОУ Гляденской основной общеобразовательной школы №11.
научный руководитель:
Цель исследовательского проекта: исследовать, как влияет классическая литература на кругозор и нравственность человека, почему молодежь в наше время почти не читает классику, почему не хочет быть похожей на замечательных героев классических книг.
Методы проведённого исследования: метод наблюдения, анкетирования, сравнения, анализа. Основные результаты исследовательского проекта: подобрана и изучена литература по теме, проведено анкетирование, оформлена и проведена презентация для участников анкетирования, обобщены и сопоставлены полученные результаты, написано «призывающее» эссе «Читайте». Частично подтверждена гипотеза: если школьник будет больше читать классической художественной литературы, размышлять о поступках героев, знакомиться с шедеврами музыки и живописи, то он станет умным, развитым, образованным и нравственным человеком, способным к самосовершенствованию. Подготовленные материалы и презентация оказали позитивное влияние на мнение ребят, участвовавших в анкетировании. Вопросы, изученные в теме, интересны и актуальны.
СОДЕРЖАНИЕ
1. Введение с.4
2. Анкетирование и его результаты с.5
3. Известные и авторитетные люди о классической
литературе с.11
4. Произведения художественной литературы о роли
книги с.14
5. Заключение с.15
6. Опыт «вдохновляющего» эссе с.16
7. Литература с.17
ВВЕДЕНИЕ
Учитель русского языка и литературы постоянно напоминает нам, что сегодня нашей стране нужны умные, самостоятельные, творческие, совестливые люди. Такие люди очень много читают и знают, а мы не хотим читать. Я стала задумываться над вопросом: «Почему молодежь в наше время почти не читает классику, почему не хочет быть похожей на замечательных героев классических книг?» И пришла к неутешительным выводам, что именно сегодня русская классическая литература (учительная по сути!) не востребована молодежью.
Умение понимать прочитанное, сравнивать, задавать вопросы, размышлять, задумываться о смысле жизни, ставить перед собой благородные цели – вот самые актуальные умения для современного человека. Именно этому и учит классика, забытая сегодня, превратившаяся в материал тоскливых домашних заданий и (к сожалению!) готовых сочинений, ответов, практически сведенная до уровня американских комиксов.
Выявленные противоречия дают возможность сформулировать тему исследования: «Молодежь и классика»
Я выдвинула следующую гипотезу: если школьник будет больше читать классической художественной литературы, размышлять о поступках героев, знакомиться с шедеврами музыки и живописи, то он станет умным, развитым, образованным и нравственным человеком, способным к самосовершенствованию.
Цель: исследовать, как влияет классическая литература на кругозор и нравственность человека, почему молодежь в наше время почти не читает классику, почему не хочет быть похожей на замечательных героев классических книг.
Я поставила перед собой такие задачи:
1. Изучить круг чтения и кругозор выпускников нашей школы.
2. Сравнить результаты анкетирования нынешних выпускников и выпускников 20 века.
3. Исследовать, как повлияла литература на формирование личности известных и авторитетных людей.
4. Найти в произведениях художественной литературы мысли о роли книги в жизни человека.
5. Убедительно представить современным школьникам необходимость чтения.
Предмет исследования: Широта кругозора и уровень нравственности выпускников школы.
Объект исследования: Выпускники XX века, выпускники 2012 года МБОУ Гляденской ООШ №11.
Методы исследования:
1. Анкетирование.
2. Сравнение и анализ результатов анкет.
3. Опрос авторитетных людей.
4. Работа с художественной и публицистической литературой, информационными источниками.
5. Написание «призывающего» эссе «Читайте!»
Анализ анкет учащихся 9 класса и ответов выпускников ХХ века (Вопросы разработаны Российской государственной библиотекой).
1.На кого из людей, которых ты видел, о которых ты слышал или читал, ты хотел бы быть похожим?
9класс
Выпускники ХХ века
1)Пушкин
2)Ломоносов
3)Толстой
4)Ульянова Мария Ильинична, мать В.И.Ленина
5)Пётр Великий
6)Татьяна Ларина
7)Крылов
8)на тех людей, с которых можно пример взять
9)Гоголь
Вывод: На вопрос ответило только 50٪ девятиклассников. Значит, у большинства из них нет достойных идеалов для подражания. 20٪ ответивших не хотят никому подражать, а хотят быть похожими на самих себя, показывая тем самым свой эгоизм, позёрство. Но радует то, что у 10٪ старшеклассников есть достойный идеал для подражания – родители (10٪) и знаменитый писатель Н.В.Гоголь (10٪).
Выпускники XX века видят своими идеалами писателей, полководцев, людей науки, исторических деятелей.
2.Твоя любимая книга.
9 класс
Выпускники ХХ века
1) Стихи Есенина
2) Рассказы Куприна
3. Астахов «Затеси»
4) «Мёртвые души»
5) «Рыжий конь»
6) «Петербургские трущобы»
7) «Мастер и Маргарита»
8) «Тени исчезают в полдень»
Вывод: Из девятиклассников ответили 80٪. Из них 10٪ выбрали справочную литературу, 30٪ –лирику, 40٪ – русскую литературу и 20٪ предпочитают зарубежную литературу. Остальные же 20٪ не имеют любимой книги. Книги, выбранные ими, принадлежат писателям XX века. С выпускниками XX века совпадает произведение М.Булгакова «Мастер и Маргарита». Огорчает то, что ни у наших девятиклассников, ни у выпускников ХХ века нет любимых классических произведений писателей XIX века.
3.Любимая книга зарубежного автора.
9 класс
Выпускники ХХ века
Вывод: Из девятиклассников ответило 60٪. Большинство из них выбрало трагедию Шекспира «Ромео и Джульетта».
Выпускники ХХ века написали произведения детских писателей. По малочисленным ответам на этот вопрос можно сделать вывод, что большинство ответивших просто не читают классику зарубежных авторов.
4.Твой любимый поэт.
9 класс.
Выпускники ХХ века
1)Пушкин
2)Есенин
3)Лермонтов
4)Блок
5)Маяковский
6)Гумилёв
7)Цветаева
8)Ахматова
9)Никитин
10)Шевченко
11)Бальмонт
12)Соловьёв
Вывод: На этот вопрос ответили все девятиклассники. Радует то, что у большинства любимым поэтом является А.С.Пушкин (поэт XIX века), его выбрали 40٪ ответивших. С ответами выпускников ХХ века совпали поэты: Пушкин, Есенин, Лермонтов.
Конечно, такого выбора, какой выпускники ХХ века, у современных школьников не наблюдается. Возможно, лирика сегодня не так актуальна?
5.Любимый художник и картина.
9 класс.
Выпускники начала ХХ века
1) З.Серебрякова «За обедом»
2) Шишкин «Три медведя»
3) Васнецов «Три богатыря», «Аленушка»
4) Суриков
5) А.Дейнека «Мать»
6) Леонардо Да Винчи «Мадонна Литта»
7) Серов «Девочка с персиками»
8) Саврасов «Грачи прилетели»
9) «Утро в сосновом лесу»
Вывод: На этот вопрос ответило 60٪ девятиклассников. Создаётся ощущение, что называли они не любимого художника и картины, а тех, о ком слышали и кто запомнился. Беспокоит, что ребята не называют авторов картин.
Но с ответами выпускников ХХ века совпали художники Саврасов, Шишкин, Васнецов. Знания в этой области выпускников ХХ глубже. Скорее всего, это объясняется их большими возможностями увидеть шедевры живописи в музеях и альбомах.
6.Любимый композитор и любимое музыкальное произведение.
9 класс
Выпускники ХХ века
1) Догу «Мой ласковый и нежный зверь»
2) Шостакович
3) Игорь Крутой «Листопад»
4) Чайковский «Вальс цветов», «Лебединое озеро»
5) Бетховен «Лунная соната»
6) Тухманов «Лунная серенада»
7) Глинка
8) Д.Верди
9) Ф.Шопен
Вывод: Ответило 70٪ девятиклассников. Снова создается ощущение, что называют не любимых композиторов, а популярных или тех, кого знают.
Огорчает, что классика стоит в одном ряду с попмузыкой.
Таких композиторов, как Д.Верди, Ф.Шопен (см. выбор выпускников XX века), современные школьники вообще не называют. А второстепенными композиторами их вряд ли назовёшь.
7.Любимый герой отечественной литературы.
9 класс
Выпускники XX века
1) Павел Корчагин
2) Кутузов
3) Данко
5) Зоя Космодемьянская
6) дед Щукарь
7) Елена Стахова
8) Татьяна Ларина
9) Наташа Ростова
10) Анна Каренина
Вывод: На вопрос ответило 90٪ наших выпускников. Но неизвестно, по каким качествам они выбирали своего любимого героя. Если потому, что хотят взять с них пример, то непонятно, почему среди названных героев есть и отрицательные. Например, Коробочка, Чичиков. Но есть и герои, с которых можно и даже нужно брать пример. Например, Тимур (из книги Гайдара «Тимур и его команда»). По большинству произведений, герои которых здесь названы, были сняты фильмы. И, может быть, у выпускников на выбор литературного героя влияет его сценический образ.
Выбор же Выпускников ХХ века более самостоятелен: анкетируемые выбирают мыслящих героев, неординарных личностей и, вероятно, соотносят себя с ними.
8.Любимый герой зарубежной литературы.
9 класс
Выпускники ХХ века
1)Робин Гуд
2)Овод
3)Скарлетт. О Хара
4)Мэгги
5)Шерлок Холмс и доктор Ватсон
6)Д’Артаньян
7)Малыш
8)Карлсон
9)Дюймовочка
10) Фауст
Вывод: Ответили всего лишь половина девятиклассников. И опять же здесь названы главные герои трагедии Шекспира «Ромео и Джульетта». Скорее всего, главная причина того, что они не могут назвать героев, – их неначитанность. По с выпускниками ХХ века наши выпускники хуже знают зарубежные произведения и их героев. Но выбор выпускников ХХ векатоже заставляет задуматься: герои сказок, Дюма.
Фауста и Гамлета современные выпускники не называют. Почему? Эти герои сейчас не популярны? Или время размышляющих героев прошло.
9.Любимый исторический герой.
9класс
Выпускники ХХ века
1) Юрий Гагарин
2) Павел Корчагин
3) Иван Грозный
4) Николай II
5) Пугачев
6) Павел Морозов
7) Тарас Бульба
8) жены декабристов
9) Пётр I
10) Жанна д’Арк
11) Сусанин
12) Екатерина II
16) Мария Стюарт
Вывод: Ответило 90٪ девятиклассников. Самыми любимыми у всех являются или правители (цари), или полководцы. Но следует отметить, что у выпускников ХХ века любимыми были именно народные герои, боровшиеся за свободу Родины. Вероятно, предреволюционная атмосфера формировала такие идеалы.
10.Любимый герой-современник.
9 класс
Выпускники ХХ века
1) Путин
2)А.Лебедь
3)Андреев
4)Горький
5)Вербицкая
6) Принцесса Диана
7) Тэтчер
8)Мать Тереза
9) Киркоров
10)Мечников
Вывод: Наших девятиклассников ответило на этот вопрос 70٪. Выпускники считают своими героями президента или актёров. Вероятно, на выбор влияет телевидение. 20% считают своим героем главу Шарыповского района Г.В.Качаева.
У выпускников XX века любимые герои – это писатели, люди науки, актеры.
11.Твой лозунг.
9 класс
Выпускники начала ХХ века
1) «Не унывай, все наладится»
2) «Всегда вперед идти к своей цели»
3) «Быть добрым, радовать и помогать людям»
4) «Жить по – совести»
5) «Никогда не унывай, падаешь – вставай»
6) «Движение – это жизнь»
7) «Не переноси на завтра то, что можно сделать сегодня»
Вывод: Ответило 80٪ девятиклассников, 40٪ из них занимают нравственную позицию, а 40٪ поддерживают безнравственную позицию.
У выпускников ХХ века – 100% проявляет альтруизм
Общий вывод: Анализируя анкеты, я пришла к выводу, что выпускники ХХ века были более начитанны, образованны, их кругозор был шире, а жизненная позиция нравственнее. Считаю, что ведущая роль в их образовании принадлежала книге. Культура чтения, благоговейное отношение к классике играли огромную роль в воспитании прошлого века.
Известные люди о классической литературе
Мы обратились к изданиям периодической печати и телевизионным информационным источникам, чтобы исследовать, есть ли у известных современных людей любимые писатели-классики и какие книги сыграли в их жизни большую роль.
Галина Волчек (режиссер):
«Чехов, пожалуй, единственный русский писатель, которого присвоил весь мир. Он стал «своим» для всего мира от Японии до Бразилии, потому что как никто другой сумел полюбить и принять человека со всеми радостями и бедами, достоинствами и пороками» 27 марта 2011 г.,
Владимир Познер (политический обозреватель) о книге М.А. Булгакова «Мастер и Маргарита»:
«Известно, что легко объяснить, почему не любишь кого-то или что-то, но крайне трудно объяснить, почему любишь.
Так и в отношении «Мастера…» Объяснение только одно, хотя и довольно слабое: здесь все, от первого до последнего слова, греет мою душу, вызывает чувство радости, восторга. Проще говоря, это моё. Эта книга даже вытеснила с первого места в моем сердце «Маленького Принца»»
Владимир Соловьев (телеведущий) о книге М.А. Булгакова «Мастер и Маргарита»:
«Эта книга моя любимая, и вот почему: в далекие 70-е годы роман Булгакова печатали в журнале, и моя мама читала мне его вслух. Я плакал и смеялся, грустил и радовался. Это были моменты счастья. Мама, книга и я»
Юрий Грымов (режиссер):
«Проза А. Платонова – одно из самых сильных читательских впечатлений моей жизни. Эту прозу не назовешь «легким чтением», наоборот, ее надо преодолевать как колючий терновник, идти по грязи, по крови, чтобы в конце, утирая слезы, ощутить настоящее трагическое счастье оттого, что ты ЧЕЛОВЕК. Это очень по-русски!» 27 марта 2011 г.
Чулпан Хаматова (актриса):
«В ваших руках… — сокровище!!! Это книга Льюисс Кэрролл «Алиса в стране чудес».
Если Вы еще маленький, то впереди у вас пропитанное удовольствием увлекательное путешествие.., а если Вы уже не маленький, то у вас впереди радость оглядывания назад, когда оно – это путешествие, было еще впереди. Это не детская и не взрослая книга. В ней нет границ, непонятно, в какой момент взрослые юмор и ирония сменяются детскими наивностью и непосредственностью! РАДУЙТЕСЬ!»
Татьяна Устинова (писатель):
«Мой любимый классический русский роман! И.Гончаров «Обрыв»
Перечитайте, не поленитесь!
«Обрыв» — роман о любви, семье и о том, что вечные ценности непреходящи.
«Обрыв» — роман о страсти, может быть единственный в русской литературе.
«Обрыв» — роман о том, что ничего не страшно, если есть близкие люди, и о том, что никакой грех — не смертелен!» 28 марта 2011 г.,
Ефим Шифрин (актер):
«Вообще-то право подписывать книжки всегда оставляют за автором. Но когда речь идет о классиках, дарственные надписи больше похожи на намек или совет! Читайте Гоголя! В его произведениях — обещание всей громады русской литературы, все ее жанры, вся ее мощь. И что очень важно: бесценный и блистательный юмор»
Владимир Войнович (писатель):
«Я люблю многих классиков и их книги, но «Капитанскую дочку» я читал раз, может быть, пятьдесят. Меня часто спрашивают, а что я сейчас читаю, и разумеется, я всегда читаю что-нибудь, но всегда могу сказать, что читаю «Капитанскую дочку», потому что именно от нее получаю истинное предвкушаемое наслаждение»
Эльдар Рязанов (режиссер):
«Книга Ромена Гари «Обещание на рассвете», с моей точки зрения, лучшая книга о матери – умная, тонкая, нежная, ироничная, она пронизана такой нежностью, такой любовью, какую трудно сыскать. При этом вы, дорогой читатель, будете все время посмеиваться над матушкой автора, даже потешаться, но любовь писателя обволакивает всю книгу, заставляя душу читателя подниматься очень высоко. Прочтите эту книгу обязательно, Вы получите несказанное удовольствие.»
Назовите книгу (классическую, художественную), которая сыграла большую роль в вашей жизни и почему?
На этот вопрос мы попросили ответить авторитетных для нас людей: наших родственников, учителей, уважаемых жителей села.
Нина Петровна Яковлева, заведующая библиотекой д.Гляден
- Одно из произведений – роман "Песнь Соломона" Тони Моррисона. Главный персонаж романа - Молочник Помер изучает историю жизни своего прадеда Соломона, его цель – не только узнать о жизни далекого родственника, но и найти свое место в жизни.
Валентина Павловна Коваль, сельский фельдшер
- На меня повлияла книга В.М. Шукшина «Калина красная. Повести и рассказы». Шукшин умеет делать в литературе то, перед чем литературный язык обычно пасует. Он умеет превратить в роман одно междометие. Умеет дать словам какое-то настоящее несловарное значение.
Тамара Николаевна Смирнова, учитель математики
- С детства очень люблю Михаила Юрьевича Лермонтова — мой любимый русский писатель и поэт, который хотя и прожил весьма короткую жизнь, но прожил ее достаточно ярко. По моему мнению, его поэзия, может, не так разнообразна как поэзия А.С. Пушкина, но более глубокая, хотя и частично грустная и даже трагичная.
Татьяна Владимировна Савельева, организатор
- Любила в детстве читать книгу «Высота». Героиня похожа на Зою Космодемьянскую, в ней черты преданности Родине, честности, стойкости и героизма.
Галина Юрьевна Квашнева, повар
- Любимый писатель – Максим Горький, его повесть «Мать», где раскрывается забота о своих детях. Героиня ради своего дела и будущего детей жертвовала собой.
Татьяна Геннадьевна Рассохина, Завуч
- Очень люблю книгу Рик Уоррена «Целеустремленная жизнь». Автор раскрывает 5 основных целей, которые должны быть в жизни каждого человека. Книга помогает найти свое предназначение.
Бычкова Марина Ивановна, учитель литературы
- Я люблю многих классиков и их книги, но «Капитанскую дочку» я читал раз, может быть, пятьдесят. Меня часто спрашивают, а что я сейчас читаю, и разумеется, я всегда читаю что-нибудь, но всегда могу сказать, что читаю «Капитанскую дочку», потому что именно от нее получаю истинное предвкушаемое наслаждение.
Алексей Дмитриевич Помазкин, директор ШПИ
- А.С.Пушкин - это мой любимый автор. «Борис Годунов» - это моя любимая книга.
А за что я люблю Пушкина? За то, что он со мной по жизни и в радости и в горе, многому научил и никогда не предаст! Он Гений, черт возьми, приятно быть с Пушкиным на дружеской ноге.
Зацепина Валентина Анатольевна, учитель начальных классов
- Самая важная для меня книга юности, сыгравшая огромную роль в моем формировании, - это роман А.Фадеева «Молодая гвардия». Подвиг героев-молодогвардейцев был нравственной высотой, на которую равнялись.
Вывод: Классическая литература, как выяснилось, влияет на людей положительно. Она открывает для них что-то новое, необычное. Прочитав произведения известных писателей, они вычерпывают оттуда умные мысли и жизненный опыт.
Известные и авторитетные люди, как видим, воспитывались на классической русской и зарубежной литературе, на шедеврах детской классики. Многие из них читают классику и сейчас. Думается, что книга играет огромную роль в их жизни, роль друга, советчика и источника знаний о жизни.
Произведения художественной литературы о роли книги
В разных произведениях художественной литературы мы находим примеры, как повлияло чтение книг на становление человека.
А.Грин «Зеленая лампа»
- Бедняк Джон Ив, посвятивший свое время чтению книг, стал образованным человеком и врачом.
А.Грин «Алые паруса»
- Подростком будущий капитан Грэй прочитает книги о мореплавателях и будет мечтать о море и путешествиях.
В.Каверин «Два капитана»
- Герой романа Саня Григорьев собирается стать капитаном (становится полярным летчиком), поэтому очень много читает книг о путешественниках.
И.Тургенев «Ася»
- Характер героини повести Асю во многом сформировался под влиянием романа Пушкина «Евгений Онегин». Асина любимая героиня – Татьяна Ларина. Она даже первая признается в любви, как и пушкинская героиня.
М.Горький «Детство», «В людях»
- Автобиографический герой научился читать по Библии. Но настоящим открытием для него стали поэмы и сказки Пушкина: «Пушкин до того удивил меня простотой и музыкой стиха, что долгое время проза казалась мне неестественной и читать её было неловко…»
М.Цветаева «Мой Пушкин»
- «Но ещё одно, не одно, а многое, предопределил во мне «Евгений Онегин». Если я потом всю жизнь по сей последний день всегда первая писала, первая протягивала руку – и руки, не страшась суда – то только потому, что…Татьяна в книге это на моих глазах сделала. И если я потом, когда уходили, не только не протягивала вслед рук, а головы не оборачивала, то только потому, что тогда в саду, Татьяна застыла статуей. Урок смелости. Урок гордости. Урок верности. Урок судьбы. Урок одиночества».
Ю.Бондарев о книгах К.Паустовского
- «На книгах Паустовского воспитывалось не одно поколение. Я знаю молодых людей, которые захотели стать моряками и стали после того, как влюбились в «Черное море» Паустовского».
К.Паустовский о книгах А.Грина
- «Рассказы Грина вызывают в людях желание разнообразной жизни, полной риска, смелости и чувства высокого, свойственного исследователям, мореплавателям, путешественникам. После рассказов Грина хочется увидеть весь мир…»
К.Паустовский о сказках Андерсена
- «Милый чудак и поэт научил меня вере в победу солнца над мраком и доброты человеческого сердца над злом…»
Я ещё имею небольшой читательский опыт, но теперь, знакомясь с произведениями художественной литературы, читая интервью и мемуары известных людей, буду интересоваться: какую роль в их жизни сыграла книга, каков был их круг чтения.
Хотелось бы закончить этот раздел мыслями писателя и библиофила Андре Моруа о чтении:
- «Есть только одно средство стать культурным человеком - чтение».
- «Хорошие книги никогда не оставляют человека таким, каков он был до знакомства с ними. Читая их, он становится лучше».
- «Книги – это двери, распахнутые в чужие души».
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В наше время молодежь все меньше и меньше читает классику и не старается в чем-то походить на героев классической литературы. А в них есть много хороших качеств, например, доброта, честность, порядочность, любовь к Родине, к людям, уважение, терпеливость, старание и многое другое.
Почему же молодежь стала меньше читать классическую литературу? Сегодня большое количество различных эстрадных исполнителей, актеров, и молодежь старается им как-то подражать, быть на них похожими.
Школьники, в основном, читают классику только по школьной программе или внеклассному чтению и летом по списку литературы. Молодежи не хочется читать книги не только классические, но и современные. Поскольку они читают мало классической литературы, то, следовательно, не хотят быть похожими на замечательных героев её произведений. И все чаще современная молодежь стремится все сделать для себя, а не для окружающих её людей. Классики же, наоборот, стремились сделать жизнь людей лучше, звали вперед, стремились знать как можно больше.
Опыт «вдохновляющего» эссе
Почему же нужно читать?
Во-первых, нужно читать произведения школьной программы, чтобы потом не показать свою необразованность другим людям.
Во-вторых, классическую литературу можно читать просто для себя, для души.
В-третьих, читая классику, можно анализировать характеры и поступки героев, брать с них пример.
В-четвертых, в произведениях классической литературы встречаются ситуации, нередко происходящие с нами. Поэтому, чтобы найти выход из таких ситуаций, читайте классику!
Значит, классика просто необходима. Читайте же!
Читайте!
Книга — неисчерпаемый источник интеллектуального наслаждения и бесценное хранилище информации.
Ищущий в дороге и скучающий в одиночестве пусть возьмет себе в спутники книгу — нет спутника лучше ее, болеющий и страдающий пусть берет себе в помощь книгу — в мире нет лекарства ее сильнее.
Читайте как можно больше, черпайте знания, жизненный опыт из книг
Читайте! Находите у героев произведений хорошие качества, а таких героев очень много…
Любите читать! Ведь книга откроет много интересного.
Не забывайте читать и научную литературу: словари, энциклопедии, справочники, учебники. В них есть много полезного.
Не забывайте читать и … читайте!
ЛИТЕРАТУРА
http://bibnout.ru/?page_id=797
Слайд 1
Тема исследования: Молодежь и Классика Работу выполнила: ученица 7 класса Бычкова Екатерина Руководитель: Бычкова М.И.Слайд 2
Гипотеза Если школьник будет больше читать классической художественной литературы, размышлять о поступках героев, знакомиться с шедеврами музыки и живописи, то он станет умным, развитым, образованным и нравственным человеком, способным к самоусовершенствованию . 17.02.2012 2 «Книги – это двери, распахнутые в чужие души» (А.Моруа)
Слайд 3
Цель: Исследовать, как влияет классическая литература на кругозор и нравственность человека, почему молодёжь в наше время почти не читает классику, почему не хочет быть похожей на замечательных героев классических книг. 17.02.2012 3
Слайд 4
Задачи: Изучить круг чтения и кругозор выпускников нашей школы. Сравнить результаты анкетирования нынешних выпускников и выпускников 20 века. Исследовать, как повлияла литература на формирование личности известных и авторитетных людей. Найти в произведениях художественной литературы мысли о роли книги в жизни человека. Убедительно представить современным школьникам необходимость чтения. 17.02.2012 4
Слайд 5
Предмет исследования Широта кругозора и уровень нравственности выпускников школы . 17.02.2012 5 Объект исследования Выпускники XX века, выпускники 2012 года МБОУ Гляденской ООШ №11.
Слайд 6
Методы исследования: Анкетирование Сравнение и анализ результатов анкет. Опрос авторитетных людей. Работа с художественной и публицистической литературой, информационными источниками. Написание призывающего эссе «Читайте!» 17.02.2012 6
Слайд 7
Анализ анкет учащихся 9 класса Гляденской школы и ответов выпускников 20 века. 17.02.2012 7
Слайд 8
1.На кого из людей, которых ты видел, о которых ты слышал или читал, ты хотел бы быть похожим? Гоголь (9 класс) Сам на себя (9 класс) Пётр Великий ( вып.ХХ века) Ульянова Мария Ильинична, мать В.И.Ленина ( вып.ХХ века) Татьяна Ларина ( вып.ХХ века) Родители (9 класс) 17.02.2012
Слайд 9
2.Твоя любимая книга. «Мастер и Маргарита», Ужастики и фантастика Справочная литература по мотоциклам (9кл.) Стихи Есенина, Рассказы Куприна, Астахов «Затеси», «Мёртвые души», «Рыжий конь» ( вып . ХХ века) 17.02.2012 9
Слайд 10
3.Любимая книга зарубежного автора. 9 класс Шекспир, «Ромео и Джульетта», «Том Сойер », Не читаю зарубежку Выпускники ХХ века «Последний поклон» «Малыш и Карлсон » «Том Сойер » «Поющие в терновнике» 17.02.2012 10
Слайд 11
4.Твой любимый поэт. Есенин, Пушкин, Бунин, Лермонтов ( 9 кл .) Выпускники ХХ века Пушкин, Есенин, Лермонтов, Блок, Маяковский, Гумилёв, Цветаева, Ахматова, Никитин, Шевченко, Бальмонт, Соловьёв 17.02.2012 11
Слайд 12
5.Любимый художник и картина «Три богатыря», «Три медведя», Саврасов «Грачи прилетели» ( 9 кл .) Выпускники ХХ века З.Серебрякова «За обедом», Шишкин «Три медведя», Васнецов «Три богатыря», « Аленушка », Суриков, А.Дейнека «Мать», Леонардо Да Винчи «Мадонна Литта » 17.02.2012 12
Слайд 13
6.Любимый композитор и любимое музыкальное произведение. 9 кл . Шаинский «Учат в школе», Западные «хиты», Д.Маликов,Бетховен , «Соната №20», Моцарт Выпускники ХХ века Догу «Мой ласковый и нежный зверь», Шостакович, Игорь Крутой «Листопад», Чайковский «Вальс цветов», «Лебединое озеро», Бетховен «Лунная соната», Тухманов «Лунная серенада», Глинка, Д.Верди, Ф.Шопен 17.02.2012 13
Слайд 14
7.Любимый герой отечественной литературы. 9 класс Тимур, Давыдов, Онегин, Коробочка, Даша Черных, Чичиков Выпускники ХХ века Павел Корчагин, Кутузов, Данко , Зоя Космодемьянская, дед Щукарь , Елена Стахова , Татьяна Ларина, Наташа Ростова, Анна Каренина 17.02.2012 14
Слайд 15
8.Любимый герой зарубежной литературы . 9 класс Джульетта, Дюймовочка , Том Сойер , Ромео Выпускники ХХ века Робин Гуд, Овод, Скарлетт . О Хара , Мэгги , Шерлок Холмс и доктор Ватсон, Д’Артаньян , Малыш, Карлсон , Дюймовочка , Фауст 17.02.2012 15
Слайд 16
9.Любимый исторический герой. 9класс Петр 1, Екатерина 2,Сталин, Иван Грозный, Пугачев, Ленин Выпускники ХХ века Юрий Гагарин, Павел Корчагин, Иван Грозный, Николай I , Пугачев, Павел Морозов, Тарас Бульба , жены декабристов, Пётр I , Жанна д’Арк , Сусанин, Екатерина II , Мария Стюарт 17.02.2012 16
Слайд 17
10.Любимый герой-современник 9 класс Путин, С. Безруков (Саша Белый), В. Галкин, Г.Качаев Выпускники ХХ века Путин, А.Лебедь, Андреев, Горький, Вербицкая, Принцесса Диана, Тэтчер, Мать Тереза, Киркоров , Мечников 17.02.2012 17
Слайд 18
11.Твой лозунг. 9 класс «Если не я, то кто же?» «Люби и будь любимой, живи и радуйся жизни» «И что ты паришься, живи, как нравится». «Люби себя, чихай на всех, и в жизни ждёт тебя успех» «Человек человеку – волк» 17.02.2012 18
Слайд 19
11.Твой лозунг. Выпускники ХХ века «Не унывай, все наладится» «Всегда вперед идти к своей цели» «Быть добрым, радовать и помогать людям» «Жить по – совести» «Никогда не унывай, падаешь – вставай» « Движение – это жизнь» «Не переноси на завтра то, что можно сделать сегодня» 17.02.2012 19
Слайд 20
Общий вывод Выпускники ХХ века были более начитанны, образованны, их кругозор был шире, а жизненная позиция нравственнее. Ведущая роль в их образовании принадлежала книге. Культура чтения, благоговейное отношение к классике играли огромную роль в воспитании прошлого века. 17.02.2012 20
Слайд 21
Галина Волчек (режиссер) – А.П.Чехов Владимир Познер (политический обозреватель), Владимир Соловьев (телеведущий - М.А. Булгаков «Мастер и Маргарита» Юрий Грымов (режиссер) - Проза А. Платонова Чулпан Хаматова (актриса) - Льюисс Кэрролл «Алиса в стране чудес» Татьяна Устинова (писатель)- И.Гончаров «Обрыв» Ефим Шифрин (актер) - Гоголь Владимир Войнович (писатель) – А.С.Пушкин «Капитанская дочка» Эльдар Рязанов (режиссер): - Ромен Гари «Обещание на рассвете» 17.02.2012 21 Любимые книги и писатели известных и авторитетных людей
Слайд 22
Назовите книгу (классическую, художественную), которая сыграла большую роль в вашей жизни и почему ? Нина Петровна Яковлева, заведующая библиотекой д.Гляден : - Одно из произведений – роман "Песнь Соломона" Тони Моррисона . Главный персонаж романа - Молочник Помер изучает историю жизни своего прадеда Соломона, его цель – не только узнать о жизни далекого родственника, но и найти свое место в жизни. 17.02.2012 22
Слайд 23
Валентина Павловна Коваль, сельский фельдшер: - На меня повлияла книга В.М. Шукшина «Калина красная. Повести и рассказы». Шукшин умеет делать в литературе то, перед чем литературный язык обычно пасует. Он умеет превратить в роман одно междометие. Умеет дать словам какое-то настоящее несловарное значение 17.02.2012 23
Слайд 24
Татьяна Геннадьевна Рассохина, Завуч: - Очень люблю книгу Рик Уоррена «Целеустремленная жизнь». Автор раскрывает 5 основных целей, которые должны быть в жизни каждого человека. Книга помогает найти свое предназначение. 17.02.2012 24
Слайд 25
Алексей Дмитриевич Помазкин , директор ШПИ: - А.С.Пушкин - это мой любимый автор. «Борис Годунов» - это моя любимая книга. А за что я люблю Пушкина? За то, что он со мной по жизни и в радости и в горе, многому научил и никогда не предаст! Он Гений, черт возьми, приятно быть с Пушкиным на дружеской ноге. 17.02.2012 25
Слайд 26
Вывод Классическая литература: положительное влияние на людей; открытие нового, необычного; умные мысли и жизненный опыт; Книга играет огромную роль в жизни человека, выполняет роль друга, советчика и источника знаний о жизни. 17.02.2012 26
Слайд 27
Произведения художественной литературы о роли книги А.Грин «Зелёная лампа» А.Грин «Алые паруса» В.Каверин «Два капитана» И.Тургенев «Ася» М.Горький «Детство», «В людях» 17.02.2012 27
Слайд 28
Общий вывод Молодежь все меньше читает классику и не старается в чем-то походить на героев классической литературы. Молодежь старается подражать эстрадным исполнителям, актерам Современная молодежь стремится все сделать для себя, а не для окружающих её людей. 17.02.2012 28
Слайд 29
ЛИТЕРАТУРА Введение в литературоведение. Литературное произведение: уч . пособие / под ред. Л.В.Чернец, М. Изд.центр «Академия», 1999г. Левидов,А.М . Литература и действительность / Изд.Советский писатель, 1987 «Моя любимая книга» http://www.moscowbooks.ru/projects/my_favorite_book.asp Известные люди о книгах и чтени и http://bibnout.ru/?page_id=797 17.02.2012 29
Слайд 30
СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ! 17.02.2012 30
Загадка Бабы-Яги
Горячо - холодно
Ночная стрельба
Рисуем "Осенний дождь"
Три загадки Солнца