Д.С.Лихачев всю свою жизнь посвятил борьбе за чистоту русского языка. Отдавая дань уважения этому великому ученому, я тоже решила обратиться к исследованию этой проблемы и взяла одно из направлений – употребление в речи сквернословий, которые так распространены в настоящее время. В своей работе анализирую, какое значение имеет это слово в различных толковых словарях, составила древо этого понятия. С помощью различных источников выяснила, откуда нецензурные слова и выражения появились в русском языке, почему люди употребляют нецензурную брань, знают ли каковы ее последствия с точки зрения церкви, административного и уголовного права. Конечно, было важно узнать отношение к этой проблеме учащихся и учителей нашей школы.
Цель исследования:
Изучить отношение различных возрастных групп к проблеме сквернословия.
Задачи:
· Познакомиться со значением слова сквернословие;
· Познакомиться с истоками сквернословия в России;
· Провести исследование на тему «Отношение педагогов и учащихся к сквернословию»;
· Изучить отношение церкви и закона к проблеме сквернословия;
· Подготовить буклет и компьютерную презентацию на тему «Как слово наше отзовется…» для учащихся школы и их родителей;
ТАКИМ ОБРАЗОМ, эта работа может быть интересна и детям, и взрослым. Материал исследования можно использовать как на классном часе, так и на родительском собрании и в данное время он очень актуален.
Вложение | Размер |
---|---|
kak_slovo_nashe_otzovetsya.doc | 460.5 КБ |
kak_slovo_nashe_otzovetsya.ppt | 1.56 МБ |
listovka_obrashcheniya_k_uchashchimsya_glyadenskoy_shkoly.doc | 26.5 КБ |
Слайд 1
« Как слово наше отзовется…» (о сквернословии) Словом можно убить, Словом можно спасти, Словом можно полки За собой повести… В.ШефнерСлайд 2
Проблема Нецензурная брань захлестнула Россию. Что это- невежество? Непонимание опасности, которую несет употребление этой лексики не только одному человеку, но и всему народу, государству в целом? Или преднамеренная целенаправленная политика разрушения нашей культуры? Почему люди употребляют нецензурную брань в своей речи? Понимают ли они, в чем ее опасность? Как искоренить сквернословие? Проблемные вопросы:
Слайд 3
«СКВЕРНА» - мерзость, гадость, пакость, все гнусное, противное, отвратительное, непотребное, что мерзит плотски и духовно, нечистота, грязь и гниль, тление, мертвечина, извержения, кал, смрад, вонь, непотребство, разврат, нравственное растление, все богопротивное. Словарь Даля
Слайд 4
Татаро-монгольское происхождение - несостоятельная гипотеза Корни этого явления уходят в языческую древность. Скверные слова были включены в заклинания, обращенные к языческим божествам. Ведьмы и колдуньи использовали сквернословие в своих наговорах, насылая проклятие.
Слайд 5
Сквернословие и наказания Сквернословие на Руси примерно до середины 19 века не только не было распространено даже в деревне, но и очень долго являлось уголовно наказуемым. А во времена царей Михаила Федоровича и Алексея Михайловича выматерившегося человека подвергали публичной порке.
Слайд 6
Глава 20. Административные правонарушения, посягающие на общественный порядок и общественную безопасность Статья 20.1. Мелкое хулиганство 1. Мелкое хулиганство, то есть нарушение общественного порядка, выражающее явное неуважение к обществу, сопровождающееся нецензурной бранью в общественных местах, оскорбительным приставанием к гражданам, а равно уничтожением или повреждением чужого имущества, - влечет наложение административного штрафа в размере от пяти до десяти минимальных размеров оплаты труда или административный арест на срок до пятнадцати суток.
Слайд 7
Статья 130. Оскорбление 1. Оскорбление, то есть унижение чести и достоинства другого лица, выраженное в неприличной форме, - наказывается штрафом в размере до сорока тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до трех месяцев, либо обязательными работами на срок до ста двадцати часов, либо исправительными работами на срок до шести месяцев. 2. Оскорбление, содержащееся в публичном выступлении, публично демонстрирующемся произведении или средствах массовой информации, - наказывается штрафом в размере до восьмидесяти тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до шести месяцев, либо обязательными работами на срок до ста восьмидесяти часов, либо исправительными работами на срок до одного года.
Слайд 8
Изучение отношения учащихся и учителей к сквернословию Было протестировано Учителя 9 человек Учащиеся 5 - 9 классов 9 кл. – 4 человека 8 кл. – 10 человек 7 кл. – 5 человек 6 кл. - 6 человек 5 кл. – 11 человек
Слайд 9
МНЕНИЯ УЧАЩИХСЯ
Слайд 10
Почему люди употребляют сквернословия? (выдержки учащихся) Для оскорбления людей, на которых держат зло. Потому что плохо воспитаны. Потому что находятся в нетрезвом состоянии. Хотят показать, какие они «крутые». Чтобы успокоить душу, выпустить пар. Иногда доводят до такого состояния. Когда не знают культурных слов, а хотят выразить свои эмоции.
Слайд 11
1 . Как ты думаешь, почему человек в своей речи употребляют бранные слова, ругательства?
Слайд 12
2. Употребляете ли вы в речи нецензурную брань?
Слайд 13
3. Как ты думаешь, как влияют на твое здоровье бранные слова?
Слайд 14
4. От кого вы впервые услышали нецензурную брань?
Слайд 15
5. Как ты себя чувствуешь, когда в твоем присутствии или по отношению к тебе употребляют бранные слова?
Слайд 16
6. Знаете ли вы о негативных последствиях сквернословия?
Слайд 17
7.Как ты думаешь, что нужно сделать, чтобы люди (дети) не употребляли бранных слов?
Слайд 18
МНЕНИЯ УЧИТЕЛЕЙ
Слайд 19
1.Существует ли проблема в нашей школе злоупотребления в речи ненормативной лексики ?
Слайд 20
2. Кто чаще выражается нецензурно?
Слайд 21
3. Употребляют ли такие слова учителя нашей школы?
Слайд 22
4.Какие меры, по – вашему нужно принять, чтобы решить эту проблему? Воспитание и повышение уровня культуры родителей. Проводить беседы с родителями и детьми. Беседовать на классных часах. Приводить примеры этикетной речи. Со стороны родителей - запретить просмотр недетских передач, фильмов. От одних учителей мало что зависит. Наказывать. Сообщать родителям.
Слайд 23
Обращение к учащимся школы О вреде сквернословия!
Слайд 24
О грехе сквернословия В мате сатанинский дух! Все, для кого «мат» и «мать» едины, должны помнить, что добровольно служат сатане! Всех, кто матом ругается, ждет ад! Сквернословие – это начало богоотступничества! Господствуй над языком, чтобы не умножать грехов своих! Из высказываний мудрецов
Слайд 25
Сэр Хрюклик «Ода сквернословию» Славословлю я Сквернословие! Без него тяжело вдалеке, И причин - не счесть, И потребность есть В богатырском родном языке. Сквернословие – Не злословие, И двойного не ведает дна: Просто шлешь его Нехорошего, И пойдет он как миленький на… Сквернословие Суесловию Не товарищ, не брат, не свояк. Однозначно все обозначено: И кого, и куда , чем и как ! Сквернословие – Вне сословия, И профессор, поправив пенсне, Не протянет дня, Не промямлив «бля», В позабытой Всевышним стране. Сквернословию Обусловлено Антистрессовым клапаном быть. Благодать придет, И оно умрет, Только нам до того дожить???…
Слайд 26
Думай, что говоришь, когда говоришь - что думаешь! Прежде, чем выпустить слова из нижней части головы, пропусти их сначала через верхнюю часть! Цицерон
Слайд 27
ВЫВОД:
( Листовка обращения к учащимся Гляденской школы)
Дорогие ребята!
Задумывались ли вы над тем, как влияет нецензурная брань на здоровье человека?
Ещё известный лингвист Владимир Даль писал в XIX веке: «С языком, с человеческим словом, с речью безнаказанно шутить нельзя; словесная речь человека- это видимая, осязаемая связь, союзное звено между телом и духом». Учёные доказали: слова могут разрушать живые организмы на молекулярном уровне.
Пётр Горяев, создал аппарат, который «переводил» человеческие слова в электромагнитные колебания, а затем исследовал, как эти колебания влияют на молекулы наследственности-ДНК. С помощью этой чудо -техники
учёный решил проверить, как отражается на живом организме злые и добрые слова.
- Выяснилось, некоторые слова могут оказаться страшнее мин: они «взрываются» в генетическом аппарате человека, искажая его наследственные программы.- Во время отборной брани корёжатся и рвутся хромосомы. Мы решили, что экспериментировать на людях, подвергая их длительной ругани, не будем,- это слишком жестоко.
Опытом подверглись семена растения арабидопсис.
В течение нескольких недель регулярно по три- четыре часа в день- магнитофон поблизости от них
«начитывал» грубые фразы. В результате большинство семян погибли. А выжившие стали генетическими уродами.
- Любое произнесённое слово – это не что иное, как волновая генетическая программа, которая меняет вашу жизнь, - говорит Горяев. – Иногда слово может
сработать как убийца и даже вызвать рак, а иногда способно лечить.
А другой ученый, Владимир Морозов, утверждал:
- Важно, не ЧТО говорит собеседник, а КАК.
Его тесты показали, что более 60% людей оценивают гневные и угрожающие интонации как нейтральные. Это говорит о глубоком перерождении нашей психики: агрессия в сознании многих стало нормой.
Ученый Карасёв приводит свои аргументы:
- В том, что мат, обидные, колючие замечания глубоко ранят человека, думаю, сомневаться не будет никто. Вспомните, когда вас самих обругали – грубо, грязно (не важно по поводу или без повода), начинает сильнее колотиться сердце, кровь приливает к лицу, настроение портится и в результате это приводит к стрессам и преждевременное старение.
Цветок или сорняк?
Рисуем крокусы акварелью
Сказка "Узнай-зеркала"
Снеговик
Рисуем ветку берёзы сухой пастелью