В работе была поставлена цель: изучить и проанализировать наиболее распространенные заболевания современных подростков, выявить причины их возникновения. В ходе работы были проанализированы данные медицинских карт обучающихся параллели 9-х классов, выявлены причины возникновения этих заболеваний. Результаты исследования представлены в виде таблиц и диаграмм, обсуждений результатов достаточно. Заключение содержит основные выводы, к которым пришел автор в процессе анализа полученных результатов.
Оценка творческой работы – отличная: ученица полностью самостоятельно провела исследования, написала работу соответствующую своему возрасту. В работе отражена личная заинтересованность к изучаемому вопросу.
Работа построена последовательно, следование глав – логично. Работа оформлена в соответствии с требованиями.
Материал работы может быть интересен для широкого круга читателей.
Вложение | Размер |
---|---|
научная работа | 216.5 КБ |
Городская научно-практическая конференция
«Старт в науку»
«Оценка состояния здоровья подростков»
Секция: Биология
Автор:
Ученица 9 «а» класса
МБОУ «Средняя общеобразовательная
Школа № 39»
Смагина Елизавета
Руководитель:
Учитель 1 категории МБОУ «Средняя общеобразовательная Школа № 39»
Фурычева Е.Г.
Дзержинск. 2014г.
-2-
Оглавление
Стр.
Введение. 3
2.4. Заболевания желудочно-кишечного тракта 9
3.Практическая часть Оценка состояния здоровья обучающихся 9 классов МБОУ сош № 39. 10
Заключение. 13
Список литературы. 14
Приложение 15
-3-
Введение
“Здоровье – не всё,
Но всё без здоровья – ничто”
(Сократ)
Тема состояния здоровья подростков актуальна сейчас как никогда. Современный ритм жизни и состояние окружающей среды оказывают неблагоприятное воздействие на здоровье детей. Одна из причин нарушения здоровья детей: интенсивность образовательного процесса
Ученые отмечают, что стрессу сегодня постоянно подвержены 80% школьников. Итоги Всероссийской диспансеризации РФ неутешительны: недуги органов дыхания и пищеварения, эндокринной и костно-мышечной системы. Но в числе лидеров – функциональные расстройства сердечно -сосудистой системы.
Влияние школы на формирование здоровья учащихся длительное и непрерывное, так как в образовательном учреждении дети и подростки проводят не менее 1/3 суток, выполняя интенсивную умственную работу в определенных эколого-гигиенических условиях. Данные многочисленных исследований свидетельствуют о неблагоприятной динамике основных показателей здоровья детей по мере школьного обучения. За годы обучения в школе в 5 раз возрастает число нарушений зрения и осанки, в 4 раза увеличивается количество нарушений психического здоровья, в 3 раза увеличивается число учащихся с заболеваниями органов пищеварения. Процент здоровых учащихся к окончанию общеобразовательных школ составляет менее 10% от общего числа выпускников,
50% имеют хронические заболевания и 40% относится к группе риска. Компьютеризация, интенсификация обучения, снижение двигательной активности, перегрузка учебными занятиями, а также неудовлетворительная организация учебного процесса ведёт к ухудшению здоровья учащихся.
В своей работе я решила проанализировать заболевания, которые наиболее часто встречаются у подростков: нарушения опорно- двигательного аппарата, заболевания желудочно- кишечного тракта, зрения и сердечно сосудистой системы и выявит причины их возникновения.
Мне интересна эта тема потому, что в будущем я хочу стать врачом- педиатром.
-4-
1.Цели и задачи
Цель работы: изучить и проанализировать наиболее распространенные заболевания современных подростков, выявить причины их возникновения
Данную цель предполагаю реализовать с помощью следующих задач:
1.Исследовать литературу по данному вопросу.
2.Провести анализ мониторинга состояния здоровья параллели обучающихся 9-х классов МБОУ сош № 39,используя данные медицинских карт обучающихся.
3. Предложить рекомендации по сохранению и укреплению здоровья школьников.
-5-
2.Наиболее распространенные заболевания подросткового возраста
2.1. Сердечно – сосудистые заболевания
По количественному соотношению сердечно - сосудистые (СС) заболевания занимают первое место среди всех подростковых недугов и составляют - 35,9%. Основными заболеваниями сердечно-сосудистой системы являются:
пролапс митрального клапана (ПМК), составляющий 47,1%,
на втором месте - нейроциркуляторная дистония (НЦД) - 26,8%,
на третьем - вегето-сосудистая дистония (ВСД) - 17,9%.
Болезни сердца у подростков.
ПМК представляет собой заболевание, которое заключается в выбухании створок клапана сердца при закрытии в обратную сторону. Кровь, находящаяся в левом желудочке сердца, выталкивается в аорту, а так как этот процесс происходит под давлением, то перерастянутые сухожильные нити неспособны удержать створки клапана в должном тонусе и клапан как бы прогибается.
Подростковые болезни ВСД или НЦД - объединяют разнообразные состояния, развивающиеся у молодых людей в результате нарушений нервной регуляции сосудистого тонуса. Синдром ВСД возникает обычно после перенесенных инфекционных заболеваний типа гриппа, аденовирусных инфекций, некоторых заболеваний нервной системы
Синдром ВСД или НЦД представляет собой проявление сердечно-сосудистого невроза, связанного с расстройством функции нервных механизмов регуляции кровообращения и являющегося результатом общего невроза. Одной из первых на мышечную деятельность реагирует сердечно-сосудистая система, которая закономерно изменяется при адекватных раздражениях.
Рационально построенные физические нагрузки способствуют прочному переходу к состоянию компенсации и полному восстановлению функции сердечно-сосудистой системы.
-6-
2.2. Нарушения опорно- двигательного аппарата.
Быстрый рост длинных трубчатых костей и закрытие эпифизарных зон роста иногда приводят к ортопедическим нарушениям. В период пубертатного ускорения роста может начаться:
1. Остеохондропатия головки бедренной кости (чаще встречается при ожирении). Остеохондропатия - устаревшее обозначение группы заболеваний костей с поражением эпифизов, наблюдающихся в детском и юношеском возрасте и характеризующихся неинфекционным невоспалительным нарушением роста костей.
2. К заболеваниям подросткового возраста относят остеохондропатию бугристости большеберцовой кости (болезнь Осгуда - Шлаттера). Болезнь Осгуда - Шлаттера - асептический некроз бугристости большеберцовой кости. Возникает у детей 10-15 лет, чаще у мальчиков. Лечение консервативное: покой, физиотерапия.
3. Опухоли костей. Очень часты переломы.
4. Сколиоз (искривление позвоночника).
5. Асимметрия развития мышц и костей.
6. Уплощение грудной клетки.
7. Плоскостопие. К этой болезни приводят нарушения формирования костей и ослабление связок стопы. Стопа деформируется, ее своды становится недостаточно высоким, и нога касается пола почти всей подошвой (не имеет внутренней выемки).
Обычное положение тела во время ходьбы, стояния, сидения и работы называют осанкой. Правильная осанка характеризуется нормальным положением позвоночника, правильными его изгибами, симметричным размещением лопаток, плеч, прямым содержанием головы, прямыми ногами без уплощения стоп. При правильной осанке оптимально функционирует система органов движения, правильно размещены внутренние органы, правильное положение центра тяжести тела.
-7-
Причинами нарушения осанки является ослабление мышц и связок в целом.
Этому способствуют отсутствие физических тренировок, систематическое неправильное положение тела, различные заболевания (например, рахит). С самого начала обучения в школе на организм ребенка негативно влияют уменьшение двигательной активности, увеличение статической нагрузки (поза сидя), ношение портфеля в одной руке, сидения сгорбившись т.д.
Осанка интенсивно формируется в 6-7 лет. При отсутствии внимания со стороны учителей и родителей дефекты, возникшие в дошкольный период и в младшем школьном возрасте, особенно прогрессируют в периодполового созревания.
Неправильная осанка отрицательно влияет на развитие внутренних органов (например, искривление позвоночника нарушает работу сердца, сказывается на работе крупных сосудов). При появлении нарушений осанки, плоскостопия, необходимо обязательно обратиться к врачу.
-8-
2.3. Заболевания органов зрения
Близорукость имеет научное название миопия (от греч. «мио» – щуриться и «опсис» – взгляд, зрение) - недостаток зрения, при котором хорошо видны близкие предметы и плохо — отдаленные; это происходит в том случае, если глазное яблоко слишком длинно или слишком велик угол, под которым преломляются световые лучи в хрусталике. При близорукости входящие в глаза параллельные лучи, идущие от отдаленного предмета собираются не на сетчатке (что нужно для ясного зрения), а перед ней.
Истинная близорукость связана с увеличением переднезаднего размера глазного яблока, так что световые лучи фокусируются хрусталиком перед сетчаткой, и четкого видения удаленных предметов нет.
Ложная близорукость возникает в результате спазма аккомодационной
мышцы глаза при чрезмерной нагрузке.
Близорукость проявляется в снижении отчетливого видения удаленных предметов, а ложная близорукость сопровождается еще и головной болью, утомляемостью во время чтения и письма, болью в глазах.
Дальнозоркость (гиперметропия) (от греч. «гиперметроз» - чрезмерный и «опсис» - зрение) - недостаток зрения, мешающий ясно видеть на близком расстоянии. Дальнозоркость может быть обусловлена меньшей длиной глаза по сравнению с длиной нормального глаза. Корректируют дальнозоркость с помощью собирающих линз. С возрастом, в основном из-за уплотнения хрусталика, теряющего способность достаточно сжиматься, ближняя точка ясного видения удаляется от глаза. Это явление называется старческая дальнозоркость.
Причины нарушения зрения
- беспорядочный образ жизни,
- систематическое недосыпание,
- злоупотребление просмотром телевизора, долгой работой за ПК
и с дисплеем сотового телефона;
-9-
2.4. Заболевания желудочно- кишечного тракта.
С 1992 по 2002 г. отмечен рост распространенности болезней органов пищеварения среди подростков от 15 до 18 лет – в 1,7 раза, а болезни верхних отделов занимают значительный удельный вес среди всей патологии желудочно–кишечного тракта.
Вопросы профилактики гастроэнтерологических заболеваний среди детей и подростков тесно смыкаются с вопросами раннего выявления и определения факторов риска формирования данной патологии для разработки научно обоснованных методов профилактики. Изучены социально–гигиенические, экономические, медико–биологические факторы, способствующие формированию заболевания у подростков.
К социально – гигиеническим отнесены факторы, определяющие образ жизни семьи и подростка. Питание, как фактор, воздействующий на состояние здоровья человека, играет огромную роль в процессе формирования гастроэнтерологической патологии.
Социально – гигиенические факторы:
Несоблюдение режима и качества питания, недостаточное использование свежих овощей и фруктов в питании, еда всухомятку, частое употребление острых, пряных, копченых блюд наблюдалось, гипокинезия, недостаточное пребывание на свежем воздухе, недостаточность занятий физической культурой и спортом, нервно–психические перегрузки и длительные отрицательные эмоции, порой приводящие к невротическим состояниям, неудовлетворительный микроклимат в семье, чаще всего связанный с алкоголизмом родителей .
Экономические факторы:
Неудовлетворительные жилищно – бытовые условия, скученность, отсутствие своего угла, помещения (комнаты), неполная семья (чаще всего – отсутствие отца).
Медико – биологические факторы:
Характер вскармливания ребенка на первом году жизни, имеющий существенное влияние на последующее здоровье, перенесенные кишечные инфекции, наличие множественных кариозных зубов и хронических очагов инфекции в носоглотке является постоянным источником микробной инвазии организма.
Наследственная отягощенность по гастроэнтерологическим заболеваниям со стороны матери. Нельзя не упомянуть о патогенетической роли так называемых вредных привычек среди подростков, которые наносят значительный вред здоровью, подрывают и без того недостаточный уровень материального обеспечения, резко снижая качество жизни и питания.
-10-
Практическая часть
Цель: проанализировать изменения состояния здоровья обучающихся параллели 9-х классов с первого по девятый класс включительно.
Объект исследования: параллель обучающиеся 9-х классов МБОУ сош № 39
Таблица 1
Листок здоровья 9-х классов 2014-2015 учебный год
№ | Класс | Количество учащихся | Группы физического развития | Физкультурные группы | ||||
I | II | III | Основная | Подготовительная | Освобождённые | |||
1 | 9а | 25 | - | 11 | 14 | 11 | 14 | - |
2 | 9б | 21 | - | 12 | 9 | 11 | 9 | 1 |
3 | 9в | 23 | 1 | 12 | 10 | 13 | 8 | 2 |
4 | Ит | 69 | 1 | 35 | 33 | 35 | 31 | 3 |
Таблица 2
Частота встречаемости заболеваний среди параллели
обучающихся 9 класса МБОУ сош №39
Заболевание | 1 класс | 4 класс | 9 класс |
Опорно - двигательной системы | 60% | 60% | 98% |
Зрения | 15% | 20% | 43% |
Сердечно – сосудистой системы | 18% | 20% | 25% |
Желудочно – кишечного тракта | 2% | 3% | 3% |
-11-
СОСТОЯНИЕ ЗДОРОВЬЯ УЧАЩИХСЯ В ПАРАЛЛЕЛИ 9-х КЛАССОВ
Побеседовав со школьным врачом Руиной Светланой Владимировной, я выяснила, что учащиеся нашей школы при поступлении в 1 класс к новому учебному году предоставляли в медицинский кабинет справки о состоянии своего здоровья из детских поликлиник и проходили в школе перед учебным годом медицинский осмотр, по результатам которого составляется листок здоровья для каждого класса (табл. 1). По листкам здоровья 9-х кл. видно, что количество учащихся с I группой физического развития, а это считаются практически здоровые дети всего 1 человек-1,4% Количество учащихся со II группой физического развития, а это дети имеющие незначительные отклонения в состоянии здоровья, составляет почти половину -49%. Количество учащихся с III группой физического развития, а это дети со значительными отклонениями в состоянии здоровья, составляет 51% от общего количества. Из таблицы 1 видно, что совсем здоровых детей нет. Согласно группам физического развития и по характеру заболевания у учащихся определяется физкультурная группа. Половину обучающихся 9-х кл. составляет основная группа 51%, подготовительная группа 43 %, освобождённые 6%, в 9б 1чел – 1,4% и в 9 В- 2чел./2,8%
По заболеваниям среди учащихся 9-х кл. сделать следующие выводы (таблица 2):
1.С 1 по 9 класс увеличивается процент таких заболеваний как
Заболевания сердечно-сосудистой системы с 18% до 25
Заболевания желудочно-кишечного тракта с 2% до3%.
2. Очень высокий процент заболеваний опорно-двигательной системы (нарушение осанки, плоскостопие, сколиоз, болезнь Шлятера, кифоз) можно объяснить неправильной организацией режима дня, где преобладает нарушение основных режимных моментов. Большинство учащихся большую часть времени проводят у компьютера, ведя малоподвижный образ жизни.
3. Процент заболевания органов зрения можно объяснить спецификой школьного труда – необходимо много писать, работать с книгой или с компьютером. При этом школьники часто не соблюдают положение тетради при письме, правильную осанку, направление падающего на тетрадь или книгу света, а иногда и сам уровень освещённости недостаточен. Нельзя исключать и многочасовые, бесцельные сиденья за компьютером и телевизором, которые также несут перегрузку на глаза.
-12-
4. Из анализа листка здоровья особое беспокойство вызывает рост процента заболеваемости систем организма из года в год и его влияние на успешность обучения. Напрашивается вывод: за хорошую успеваемость при подготовке к домашним заданиям дома и обучаясь в школе эти дети заплатили своим здоровьем.
5. Причин для объяснения повышения уровня заболеваемости учащихся параллели 9-х классов нашей школы можно искать во всех факторах, влияющих на состояние здоровья человека: в наследственных заболеваниях, в плохой экологии, в низком уровне медицинского обслуживания населения. Но, так или иначе, нельзя забывать о том, что наше здоровье более чем в 50% случаев зависит от нас самих, от того, какой образ жизни мы ведём и как заботимся о своём будущем.
-13-
Заключение
По данным Министерства образования России среди причин, влияющих на здоровье школьников, 21 % составляют факторы внутришкольной среды, причинами которых являются следующие моменты:
Непосредственно также на здоровье школьника влияет и сам процесс обучения: учебный материал излагается теперь на более высоком уровне трудности, ускорился темп обучения, внедрены технические средства обучения, изменена постановка трудового воспитания, обучения и профессиональной ориентации учащихся. Я считаю, что умственная деятельность, связанная с процессом обучения, относится к числу самых трудных для детей. Учебная работа требует длительного сохранения вынужденной рабочей позы, создающей значительную нагрузку на органы ребёнка. Эти факторы влияют на утомление учащихся. Для снижения утомления и лучшего восприятия знаний учащимися в школе стоит больше уделять внимания организации учебного процесса. Хотелось бы посоветовать администрации и учителям нашей школы некоторые рекомендации по сохранению здоровья учеников. Итак, чтобы сохранить наше здоровье, надо:
Комплектовать классы мебелью соответствующей по нормам САНПИНА, т.е. росту ученика
-14-
Список литературы
1. Баранов А.А., Альбицкий И.Ю., Валиуллина С.А.,Винярская И.В.Изучение качества жизни детей – важнейшая задача современной педиатрии./ Обзор научно–исследовательских работ по педиатрии, выполненных в 2004 году// Москва,2005г.С.83–88.
2. Здоровье детей России /под редакцией А.А.Баранова. – М. 1999.
3. Повышение качества жизни населения – важнейшая проблема Российской Федерации. Сборник научных статей ко II Международному форуму « Качество жизни: содружество науки, власти, бизнеса и общества».– Москва,16–17 ноября 2004 г.– С. 3.
4. Назарова Е.И., Кузмичев Ю.Г, Леонов А.В., Матвеева Н.А., Усанова Е.П., Платонова Т.В., Авдеева Н.В., Е.В.Кулакова. Особенности гастроэнтерологической патологии у детей и пути оптимизации гастроэнтерологической помощи // Здравоохранение Российской Федерации.–2006.–№ 1.–С.32–34.
5. Энциклопедия для детей. Том 18. Человек. Ч. 1. Происхождение и природа человека. Как работает тело. Искусство быть здоровым/ Глав. ред. В. А. Володин. – М.: Аванта+, 2002.
-15-
Приложение к таблице 1
Приложение к таблице 2
Как напиться обезьяне?
Два Мороза
Астрономы наблюдают за появлением планеты-младенца
Астрономический календарь. Март, 2019
Нарисуем попугая цветными карандашами