научно-исследовательская работа по русскому языку "Когда слова становятся крылатыми" посвящена возникновению афоризмов и крылатых выражений. Рассматривается разница между этими понятиями. В практической части представлена подборка крылатых выражений из басен И.А.Крылова и их классификация.
Вложение | Размер |
---|---|
aforizmy.doc | 337 КБ |
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №7 г.ПАВЛОВО НИЖЕГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ
УЧЕБНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ РАБОТА
«Когда слова становятся крылатыми…»
ГУМАНИТАРНОЕ ОТДЕЛЕНИЕ РНПК
СЕКЦИЯ ФИЛОЛОГИЧЕСКАЯ
Работу выполнил
Каракозов Андрей Игоревич,
ученик 6 класса
МБОУ СОШ №7, 13 лет.
Научный руководитель
Морозова Лидия Николаевна,
учитель русского языка и
литературы.
г. Павлово, 2015
Содержание.
Введение______________________________________________________стр.2
Основная часть________________________________________________стр.4
Как возникло понятие «крылатые слова»?______________________стр.4
Наука, изучающая крылатые слова и выражения_______________стр.5
Афоризм и крылатое слово: особенности применения терминов____стр.7
Использование крылатых слов и афоризмов____________________стр.8
Источники происхождения крылатых слов______________________стр.9
Крылатые выражения из басен И.А. Крылова____________________стр.10
Классификация крылатых выражений__________________________стр.12
Крылатые выражения в речи современного школьника___________стр.13
Заключение_________________________________________________стр.14
Литература_________________________________________________стр.16
Приложения________________________________________________стр.17
Введение.
Одним из средств образной и выразительной литературной речи являются крылатые слова и афоризмы. Они делают речь яркой, лаконичной, значимой и емкой. С их помощью можно описать и охарактеризовать человека или какую-то ситуацию и выразить свое отношение к ней. Речь человека, который правильно использует эти языковые единицы, всегда будет богатой и точной.
К сожалению, современная молодежь редко использует крылатые выражения. Чаще всего они не используются потому, что неизвестно значение того или иного выражения, а как следствие – незнание, в каком контексте его употребить.
Именно для того, чтобы познакомиться со значением крылатых выражений и научиться употреблять их в речи, я приступил к изучению данной темы.
Цель исследования состоит в том, чтобы рассмотреть понятия «крылатое слово» и «афоризм», познакомиться с наукой, изучающей данные выражения, установить источники их возникновения, изучить роль крылатых выражений на основе басен И.А.Крылова. Также мне интересно выяснить, знакомы ли мои одноклассники с терминами «крылатые слова» и «афоризмы», знакомы ли они с такими выражениями из басен И.А.Крылова и умеют ли давать им толкование.
Гипотеза: предположим, что крылатые выражения и афоризмы из басен Крылова и сегодня знают и используют, чтобы сделать свою речь яркой и образной.
Предметом моего исследования являются басни А.И.Крылова и научная литература по теме.
Объектом исследования стали мои одноклассники и учащиеся 10 класса, так как мне легче общаться с ними и провести анкетирование.
Актуальность выбранной мной темы я вижу в том, что, изучая крылатые выражения и зная их смысл, человек обогащает свою речь, делая ее яркой, образной, выразительной.
В теоретической части работы мной рассмотрены понятия «крылатое слово» и «афоризм», дано понятие фразеологии как науки, изучающей данные лексические единицы, рассмотрены отличия крылатого слова от афоризма, установлены источники возникновения крылатых выражений, условия их использования.
В практической части описан ряд исследований, проведенных мной: произведена выборка крылатых выражений из басен И.А.Крылова, их систематизация по тематическим группам и дано им толкование, также представлены результаты анкетирования учащихся школы.
О новизне темы можно поспорить. Я не берусь утверждать, что тема моей работы нова и никто до меня ее не разрабатывал. Но неоспоримо одно: она всегда будет интересна, так как язык постоянно развивается, выходят из употребления и появляются новые крылатые выражения. И каждое последующее поколение людей будет возвращаться к обозначенной мной проблеме.
Основная часть.
Как возникло понятие «крылатые слова»?
Название это восходит к Гомеру, в поэмах которого ("Илиада" и "Одиссея") оно встречается много раз ("Он крылатое слово промолвил"; "Между собой обменялись словами крылатыми тихо"). Гомер называл "крылатыми" слова потому, что из уст говорящего они как бы летят к уху слушающего.
Гомеровское выражение "крылатые слова" стало термином языковедения и стилистики. Применение в качестве литературного термина это слово получило только в конце XIX в. после выхода в свет книги немецкого ученого Г. Бюхмана «Крылатые слова» (1864). В русском языке этот термин стал применяться после издания в 1890 г. книги С. В. Максимова «Крылатые слова», содержащей его собственные несколько расширенные толкования этих слов.
Термином этим обозначают вошедшие в нашу речь из литературных источников краткие цитаты, образные выражения, изречения исторических лиц, имена мифологических и литературных персонажей, ставшие нарицательными (например, Геркулес, Тартюф, Плюшкин), образные сжатые характеристики исторических лиц (например "отец русской авиации", "солнце русской поэзии").
Нередко термин "крылатые слова" толкуется в более широком смысле: им обозначают народные поговорки, присловья, всевозможные образные выражения, возникшие не только из литературных источников, но и в быту, из народных обычаев и верований, терминологии различных ремесел, старинного судопроизводства и т.д.
Недостаточное знакомство с конкретными условиями возникновения того или иного крылатого слова приводит к тому, что ассоциации, вызываемые данным сочетанием, меркнут и значение крылатого слова понимается неправильно. Для правильного понимания крылатых слов в текстах художественной литературы и публицистики и правильного употребления их необходимо знание конкретных условий их возникновения.
Наука, изучающая крылатые слова и выражения.
Фразеология (от греч. phrasis-выражение, logos-учение) В русском языке этот термин употребляется в двух смыслах:
В основу классификации фразеологических единиц положен признак слитности компонентов, меньшей или большей мотивированности значения фразеологизма.
Вслед за академиком В.В. Виноградовым принято выделять три основных типа: фразеологические сращения, фразеологические единства, фразеологические сочетания.
Фразеологические сращения - неразложимые по смыслу фразеологические единицы, их целостное значение абсолютно не мотивировано значениями слов-компонентов, например: бить баклуши, точить лясы, попасть впросак. В составе фразеологических сращений нередко бывают слова, которые самостоятельно в современном русском языке не употребляются: впросак, баклуши. Только специальные исследования могут установить, что просак- это станок для кручения веревок, баклуши- чурки для выделки мелких деревянных изделий. В составе фразеологических сращений слова просак, баклуши не имеют этих значений.
Фразеологические единства - такие фразеологические единицы, целостное значение которых мотивировано значениями их компонентов. Например: тянуть лямку, мелко плавать, водить за нос. Характерный признак фразеологических единств - их образность. Говорящему понятно, почему о безвольном человеке можно сказать мокрая курица: вид мокрой, побывавшей в воде курицы жалок.
Фразеологические сочетания - такие фразеологические единицы, целостный смысл которых складывается из значения компонентов, и при этом один из компонентов имеет так называемое связанное употребление. Например: страх берет, зависть берет, злость берет. Используемый в этих оборотах глагол брать сочетается не со всяким названием чувств, нельзя сказать «радость берет», «удовольствие берет». Такое употребление глагола брать называется связанным или фразеологически связанным.
Н.М.Шанский выделяет также четвертый тип фразеологизмов - фразеологические выражения - устойчивые в своем составе и употреблении фразеологические обороты, которые не только являются семантически членимыми, но и состоят целиком из слов со свободным значением. К ним обычно относят пословицы, поговорки, цитаты, устойчивые сочетании-клише, номинативно-терминологические сочетания, но в состав фразеологических выражений можно включить не все цитаты, пословицы и поговорки, а только те, которые приобрели обобщенно-переносный, метафорический смысл и воспринимаются как единицы, близкие к собственно фразеологическим: «быть или не быть»- серьезное сомнение в чем-либо, «свежо предание, а верится с трудом» -выражение сомнения в правдивости. Некоторые фразеологизированные цитаты и терминологические сочетания активно переходят в разряд фразеологических единств, сочетаний, сращений.
Афоризм и крылатое слово: особенности применения терминов.
Крылатое слово — это какой-то сборный термин, объединяющий меткие выражения, литературные цитаты, изречения исторических лиц, распространенные афоризмы. Однако если обратиться к сборникам крылатых слов, то можно обнаружить, что ни изречений, ни афоризмов в них не встречается, а состоят они из метких, очень кратких общеизвестных выражений литературного происхождения. Крылатое слово не имеет завершенного умозаключения. Это скорее понятие, а не суждение.
Афоризм всегда эквивалентен предложениям, крылатое слово часто эквивалентно словам: «кот наплакал» — мало; «у черта на куличках» — далеко. Основные свойства крылатых, или «летучих», слов — меткость и краткость, благодаря которым они легко запоминаются и легко «перелетают» — распространяются. Они могут состоять из одного слова: «обломовщина» (Гончаров), «Мюнхаузен» (Распе), тогда как минимальное количество слов в афоризме — два: «крайности сходятся» (Л. Мерсье), «благородство обязывает» (Г. Левис).
Крылатое слово, в отличие от афоризма, как бы не имеет своего самостоятельного значения, оно всегда ассоциируется с той ситуацией, в которой оно возникло, — иначе оно не понятно. «Васька слушает, да ест» (Крылов). О чем может говорить эта фраза? Кот ест и что-то слушает — и только. Вся соль здесь в том, что повар читает нотацию коту, вместо того чтоб его прогнать, подобно людям, применяющим уговоры вместо наказания. По причине зависимости крылатых слов от ситуации, в которой они возникли, сборники этих слов издаются с соответствующими разъяснениями, в чем не нуждаются афоризмы, изречения, пословицы, понятные сами по себе.
Если афоризм, даже только что появившийся, всегда понятен, то «крылатым» слово становится лишь после широкой гласности, когда людям хорошо известны условия его возникновения. Массовой воспроизводимости крылатых слов способствует свойство их многозначности — их применимость для различных ситуаций. Благодаря своей незамкнутости, они обладают стилистической гибкостью и легко включаются в предложения.
Распространению крылатых слов способствует также часто присущий им переносный смысл: «белая ворона» (Ювенал), «держать порох сухим» (Кромвель), «у разбитого корыта» (Пушкин). Афоризмы имеют преимущественно прямой смысл.
Крылатые слова не являются литературно-философским жанром, как афоризмы, однако роль их велика, особенно в области публицистики и риторики, где они широко используются.
Афоризм имеет двучленную форму. В первой части высказывается мысль, во второй дается вывод из нее. Крылатое же слово — это как бы половина афоризма, это только мысль, заключающая в себе определенное понятие.
Крылатое слово следует считать самостоятельным литературным термином, не имеющим отношения к афоризму. От афоризма он отличается отсутствием смыслового умозаключения тем, что имеет многозначность использования и нередко переносный смысл.
В своей работе я не буду делать четкого разграничения между этими терминами, так как меня интересуют обе языковые единицы, и буду называть их обобщенно - крылатые выражения.
Использование крылатых слов и афоризмов.
Припоминание - по конкретному поводу - крылатого словесного выражения дает имя ситуации или явлению, возникающему в первичной реальности. Ситуация по целому ряду главных, несомненных характеристик словно бы жаждет быть обозначенной и выраженной вполне определенным крылатым словом.
Спектр поводов для метафоризации «текущей», окружающей действительности поистине необъятен. Сталкиваясь, например, с человеком, воплощающим необузданно-дикий произвол и вероломное хамство, мы с удовольствием нарекаем его Держимордой. В результате рождается победительная ситуация метафорического объяснения сущего, игровой «момент истины». Про чью-то бездумность и ветреность скажут: «Легкость в мыслях необыкновенная». И если участникам ситуации общения известны смысл данного крылатого речения из гоголевского «Ревизора» (Хлестаков: «У меня легкость необыкновенная в мыслях»), то внезапно у обсуждаемого и осуждаемого объекта появляется новая качественная определенность, комически высветленная и как бы все и враз объясняющая.
Широко используют крылатые слова в публицистике и журналистике для описания какой-либо ситуации или человека. Например: «Угодил во враги и сменовский актер … осмелившийся свое суждение иметь.» (газета «Смена»)
Также следует упомянуть, что в деловой документации, деловом и научном стиле речи употребление крылатых слов и выражений, по крайне мере, не уместно.
Источники происхождения крылатых слов.
Крылатые слова многообразны по своему происхождению. Одни из них возникли в отдаленные эпохи, другие - совсем недавно. Культуры различных эпох и стран обогащали их запас. Античные и библейские мифы, народные песни и сказки, мировая художественная литература, критика, публицистика, мемуары, исторические документы, научные сочинения, речи политических и общественных деятелей являются обильными источниками крылатых слов. Большинство крылатых слов заимствовано из Библии, их называют библиизмами.
Репертуар крылатых слов постоянно пополняется. Весьма нечетко он подразделяется на повсеместно-распространенный, общеупотребительный (известный еще, как говорится, со школьной скамьи) и узко-корпоративный, элитарный, знакомый сравнительно небольшому кругу посвященных (скажем, специальному филологическому или какому-то другому профессиональному сообществу).
К числу наиболее продуктивных литературно-художественных текстов, из которых извлекаются крылатые выражения, безусловно, относятся отдельные комедии, басни, сатирические романы, повести, рассказы, мифы, легенды и т.п. В отечественной литературной культуре к самым производительным основам крылатых выражений принадлежат «Недоросль» Д.И.Фонвизина, «Горе от ума» А.С.Грибоедова, басни И.А.Крылова, многие произведения Н.В.Гоголя, Козьмы Пруткова, М.Е.Салтыкова-Щедрина, А.П.Чехова, Михаила Булгакова, В.В.Маяковского, И.Ильфа и Е.Петрова, современных сатириков и юмористов, а также политических и других деятелей, по преимуществу насмешливо воспринимаемых общественным сознанием. Вспомним, к примеру, знаменитую фразу В.С. Черномырдина «Хотели как лучше, а получилось как всегда», которая прочно вошла в повсеместный речевой обиход в качестве универсальной иронической формулы поразительных по своей несообразности жизненных коллизий, социально-экономических, правовых и политических неурядиц, разного рода давних и новых проб-неудач во всех сферах нашего быта и бытия и т.п.
Крылатые выражения из басен И.А. Крылова.
Как известно, пословицы создаются народом. Но многие пословицы имеют литературное происхождение. Таким непревзойдённым творцом пословиц является великий русский баснописец Иван Андреевич Крылов (1769 – 1844). Его басни известны каждому ребёнку. Они настолько образны и вместе с тем просты по форме и языку, что очень легко воспринимаются детским сознанием. С 1809 по 1843 гг. Крыловым написано более 200 басен.
Иногда невозможно определить: пословица ли произошла из басни Крылова, или Крылов прекрасно проиллюстрировал пословицу своей басней. Вот пример: басня “Мот и Ласточка”. Не из этой ли басни произошла пословица “Одна ласточка весны не делает”? Другой пример: в басне “Лягушка и Вол” рассказывается о лягушке, которая хотела раздуться до размеров вола. А есть такая пословица: “Как ни дуйся лягушка, а до вола далеко”. Далее: в басне «Крестьянин и Лисица» говорится: “А вору дай хоть миллион – он воровать не перестанет”. Есть и аналогичная пословица: “Вор и сытый, и обутый, и одетый украдёт”. Можно привести ещё множество подобных примеров. О пословице “Услужливый дурак опаснее врага” мы находим прямое указание в словаре В. И. Даля, что она происходит из басни Крылова («Пустынник и Медведь»). По-моему, не вызывает сомнения и происхождение из басен Крылова таких пословиц и поговорок: «Видит око, да зуб неймёт» («Лисица и виноград»), “У сильного всегда бессильный виноват” («Волк и Ягнёнок»), “Страшнее кошки зверя нет” («Мышь и Крыса»), “Лучше пей, да дело разумей” («Музыканты»), “Слона-то я и не приметил” («Любопытный»), “Как белка в колесе” («Белка»), “Что ты посеял – то и жни” («Волк и Кот»), “Вперёд чужой беде не смейся, голубок” («Чиж и Голубь»).
Да и сами названия крыловских басен стали нарицательными: «Демьянова уха», «Тришкин кафтан», «Свинья под Дубом», «Слон и Моська» и др.
Кроме всего прочего, каждая басня Крылова является великолепным художественным произведением, которое хочется читать и много раз перечитывать.
Классификация крылатых выражений.
Чтобы доказать, что Крылов является мастером афоризма и крылатых слов, мной было проанализировано 46 басен И.А.Крылова, которые я систематизировал и классифицировал.
Я распределил крылатые выражения по тематическим группам и дал им толкование (Приложение №1). Всего мной было выбрано из текстов 62 крылатых выражения, которые были распределены по 19 группам. Самой многочисленной стала группа со значением «Польза», в ней насчитывается 9 лексических единиц, в группе «Труд» - 8.
По месту расположения в басне крылатые выражения могут находиться:
По синтаксической принадлежности крылатые выражения могут быть представлены
Крылатые выражения в речи современного школьника.
Для того, чтобы выяснить уровень распространенности афоризмов в нашей школе, был разработан опросник (Приложение 3), а так же определены группы, участвующие в опросе. Это учащиеся 6 и 10 класса
Только 50% учеников 6 класса знакомы с термином «крылатые слова». Но и среди учащихся 10 класса справились с заданием 80%.
С заданием на выявление уровня владения крылатыми выражениями справились на 100% учащиеся 10 класса. Мои одноклассники показали такой результат: справились полностью – 31%, допустили 1 ошибку – 19%, допустили 2 ошибки -50% ребят.
Умение давать толкование крылатым выражениям проверялось в третьем задании. Ученики 10 класса знают значение выражения «А Васька слушает, да ест..»: 85% - дали толкование верно, 15% - дали неточное толкование. 50 % учеников 6 класса не справились с заданием, неточно толковали – 12%, справились – 38%.
Результаты анкеты представлены в приложении №4.
Проанализировав анкетные данные, я сделал соответствующие выводы. Большинство опрошенных знают «крылатые» выражения великого баснописца, хотя многих смущает сам термин, ведь не каждый взрослый человек знает и помнит, что это такое, но в повседневной жизни все равно мы часто слышим знакомые нам слова И.А.Крылова. Однако многие учащиеся 6 класса не знают значения крылатых слов, не умеют их толковать, вероятно, потому что мало читают и не заглядывают в энциклопедии и специальные словари.
Заключение
Крылатые слова и выражения очень лаконично и точно описывают какую-либо ситуацию или человека. Для достижения совершенства в использовании этих фразеологизмов, просто необходимо их правильное употребление. При использовании в своей речи крылатых слов и выражений, главное знать их значение и понимать уместность данного выражения в данное время. Не редко даже журналисты делают ошибки при использовании данного вида фразеологизмов. Некоторые крылатые слова потеряли свое первоначальное значение и иногда воспринимаются в совершенно противоположном значении. Это тоже стоит учитывать, при их использовании.
Без крылатых слов речь становится тусклой, размытой. Например, чтобы описать характер человека, нам потребуется не менее двух предложений, а с помощью крылатого выражения можно обойтись парой слов. И всем будет понятно, какой у данного человека характер. Поэтому я считаю, просто необходимо включать в нашу речь данные слова и словосочетания.
Почему же мы редко используем афоризмы? Почему обедняем свою речь? Наверное, так действует на нас закон экономии речевых усилий.
Времена меняются, а взаимоотношения людей, их пороки и недостатки всё те же: жадность, зависть, лень, невежество, угодничество. И ёмкие афоризмы И.А.Крылова, великого баснописца, помогут нам выразить свое отношение к различным явлениям жизни.
В ходе работы мной использовался комплекс методов исследования: изучение теоретических источников о крылатых выражениях и афоризмах, выборка материала из текстов художественной литературы, сравнительный метод, анкетирование сверстников, обобщение полученных знаний.
Практическая значимость данной работы заключается не только в акцентировании внимания на проблеме изучения языка басен, но и в возможности применения выводов и материалов исследования в быту. Жизнь обязывает нас уметь общаться и грамотно выходить из разных ситуаций. Также материал может применяться на уроках русского языка и факультативах по предмету, а также во внеклассной работе по теме «Культура речи».
Литература.
Интернет-ресурсы
Приложение №1 «Тематические группы, толкование»
Крылатое выражение | Басня | Толкование |
Человек не на своем месте: | ||
А вы, друзья, как ни садитесь, Все в музыканты не годитесь | «Квартет» | Как ни старайтесь, все равно ничего не получится, т.к за дело взялись не специалисты |
Беда, коль пироги начнет печи сапожник, а сапоги тачать пирожник | «Щука и кот» | Каждый должен заниматься своим делом |
Пой лучше хорошо щегленком, Чем дурно соловьем. | «Скворец» | Каждый должен заниматься своим делом |
Берись за то, к чему ты сроден, Коль хочешь, чтоб в делах успешный был конец. | «Скворец» | Каждый должен заниматься своим делом |
Если голова пуста, то голове Ума не придадут места. | «Парнас» | От того места, которое занимает человек, ума не прибавится |
Орлам случается и ниже кур спускаться; Но курам никогда до облак не подняться! | «Орел и Куры» | Людям ограниченным никогда не занять место более образованных |
Оставьте предков вы в покое: Им по-делом была и честь; А вы, друзья, лишь годны на жаркое | «Гуси» | Каждый должен заниматься своим делом |
О лести: | ||
Кукушка хвалит петуха За то, что хвалит он Кукушку. | «Кукушка и Петух» | Взаимные похвалы не бывают искренними |
От радости в зобу дыханье сперло… | «Ворона и Лисица» | От неожиданной похвалы и изумления не может сказать и слова |
На задних лапках я хожу | «Две Собаки» | Льстить, выслуживаться |
Как счастье многие находят Лишь тем, что хорошо на задних лапках ходят! | «Две Собаки» | получать награды за то, что льстишь и выслуживаешься |
О зависти | ||
Завистники, на что ни взглянут, Подымут вечно лай; А ты себе своей дорогою ступай: Полают, да отстанут. | «Прохожие и Собаки» | Не обращай внимание на сплетни, которые распускают завистники |
О труде и лени | ||
А я, родясь труды для общей пользы несть, Не отличать ищу свои работы, Но утешаюсь тем, на наши смотря соты, Что в них и моего хоть капля меду есть. | «Орел и Пчела» | В совместной работе счастлив уже от того, что принес пользу в общее дело |
Ты всё пела? Это дело: Так поди же, попляши! | «Стрекоза и муравей» | Если бездельничал, так ничего и не получишь |
Так дарование без пользы свету вянет, слабея всякий день, когда им овладеет лень | «Пруд и Река» | Если ленишься, то сам в себе загубишь талант |
Как часто говорят в делах: еще успею. Но надобно признаться в том, Что это говорят, спросяся не с умом, А с леностью своею. | «Охотник» | Если откладываешь дела, значит тебе лень ими заниматься |
Уж как тебе не лень С утра до вечера трудиться целый день! На месте бы твоем я в сутки захирела. | «Муха и Пчела» | Можешь заболеть от чрезмерной работы |
Да только воз и ныне там. | «Лебедь, Щука и Рак» | Прошло много времени, а дело с места не сдвинулось |
Лебедь, Рак и Щука | «Лебедь, Щука и Рак» | Характеристика коллектива, в котором каждый ведет свою линию и дело стоит на месте |
Беда б не велика сначала, Когда бы руки приложить; | «Мельник» | Несчастий можно было бы избежать, если вовремя устранить неисправность |
О пользе | ||
Как хочешь ты трудись; Но приобресть не льстись Ни благодарности, ни славы, Коль нет в твоих трудах ни пользы, ни забавы. | «Обезьяна» | Если в твоем труде нет пользы, то похвалы ты не получишь |
Трудишься много ты, да пользы в этом нет. | «Обезьяна» | Можно много работать, но не приносить этим пользы |
Когда бы на поля свой дождь ты пролила, Ты б область целую от голоду спасла: А в море без тебя, мой друг, воды довольно». | «Туча» | Можно много работать, но не приносить этим пользы |
Мартышка вздумала трудиться: Нашла чурбан, и ну над ним возиться! | «Обезьяна» | Можно много работать, но не приносить этим пользы |
Кто про свои дела кричит всем без умо́лку, В том, верно, мало толку, | «Две Бочки» | Тот, кто много говорит о своей работе, не приносит пользы |
Но как та Бочка ни громка, А польза в ней не … велика. | «Две Бочки» | Тот, кто много говорит о своей работе, не приносит пользы |
Кто с пользою отечеству трудится, Тот с ним легко не разлучится; А кто полезным быть способности лишен, Чужая сторона тому всегда приятна: Не бывши гражданин, там мене презрен он, И никому его там праздность не досадна. | «Пчела и Мухи» | Тот, кто приносит пользу Отечеству, будет с ним неразлучен; а кто на Родине пользы не приносил, тот с легкость ее оставит |
Как белка в колесе | «Белка» | Непрерывно суетиться, хлопотать, но часто без видимых результатов |
Медвежья услуга | «Пустынник и медведь» | Неумелая, неловкая помощь, которая вместо пользы приносит вред, неприятности |
О правде | ||
Поколе совесть в нас чиста, То правда нам мила и правда нам свята, Ее и слушают, и принимают: Но только стал кривить душей, То правду дале от ушей. | «Гребень» | Пока говоришь правду сам, то и с других ее спрашиваешь, а как начал врать, то правда становится неприятна |
О недостатках | ||
«Чем кумушек считать трудиться, Не лучше ль на себя, кума, оборотиться?» | «Зеркало и Обезьяна» | Вместо того, чтобы критиковать недостатки других, лучше посмотреть, нет ли их у тебя самого |
Слона-то я и не приметил | «Любопытный» | Не заметить самого главного, важного |
Вперед чужой беде не смейся, Голубок. | «Чиж и Голубь» | Не надо смеяться над чужой бедой, своя может прийти |
Наделала синица славы, а моря не зажгла | «Синица» | Обещано много, но ничего не сделано |
О хвастовстве: | ||
Над хвастунами хоть смеются, А часто в дележе им доли достаются. | «Заяц на ловле» | Несправедливо одаривают людей, которые замечены в хвастовстве |
Великий человек лишь громок на делах, И думает свою он крепку думу Без шуму. | «Две Бочки» | Человек должен выполнять свое дело, не хвастаясь им |
О глупости | ||
Кто знатен и силен, Да не умен, Так худо, ежели и с добрым сердцем он. | «Слон на воеводстве» | Если человек глуп, но добр, то плохие люди могут воспользоваться его добротой |
Хотя услуга нам при ну́жде дорога́, Но за нее не всяк умеет взяться: Не дай бог с дураком связаться! Услужливый дурак опаснее врага. | «Пустынник и Медведь» | Неумный человек пытается помочь, но от его помощи получается только вред |
А где пастух дурак, там и собаки дуры». | «Волк и Волченок» | При глупом руководителе подчиненные тоже глупы |
О жадности | ||
Почти у всех во всем один расчет: Кого кто лучше проведет, И кто кого хитрей обманет | «Купец» | Все стремятся друг друга обмануть, чтобы получить выгоду |
Скупой теряет всё, желая всё достать. | «Скупой и курица» | Люди жадные больше потеряют |
Что волки жадны, всякий знает: Волк, евши, никогда Костей не разбирает. | «Волк и Журавль» | От жадности людей могут пострадать и невинные |
О таланте | ||
Чтоб музыкантом быть, так надобно уменье | «Квартет» | Чтобы заниматься творчеством, необходим талант |
У всякого талант есть свой | «Скворец» | У каждого есть талант |
Об отношении к науке | ||
Невежда также в ослепленье Бранит науки и ученье, И все ученые труды, Не чувствуя, что он вкушает их плоды. | «Свинья под Дубом» | Необразованный человек не понимает, что он пользуется достижениями науки |
Невежи судят точно так: В чем толку не поймут, то всё у них пустяк. | «Петух и Жемчужное Зерно» | Необразованный человек не понимает, что он пользуется достижениями науки |
О силе | ||
Бессильному не смейся И слабого обидеть не моги! Мстят сильно иногда бессильные враги: Так слишком на свою ты силу не надейся! | «Лев и Комар» | Нельзя обижать слабых, и они отомстить могут |
«Ай, Моська! Знать она сильна, Что лает на Слона!» | «Слон и Моська» | За сильного могут принять и слабого, если он нападает на тех, кто его сильнее |
Деспотизм и произвол власти | ||
Что пользы нет большой тому знать птичий быт, Кого зверьми владеть поставила природа… | «Воспитание Льва» | Властелин не обязан знать, как живут его подданные |
У сильного всегда бессильный виноват… | «Волк и Ягненок» | Власть всегда обвиняет тех, кто стоит ниже по социальной лестнице |
Напрасно о себе ты много так мечтаешь! Хоть высоко, но ты на привязи летаешь. | «Бумажный Змей» | Каждый зависит от власти |
Государственное устройство | ||
Держава всякая сильна, Когда устроены в ней все премудро части: Оружием — врагам она грозна, А паруса — гражданские в ней власти. | «Пушки и Паруса» | Сильное государство то, которое мудро устроено |
«Сперва мне ведать надо, Каков пастух у стада?» | «Волк и Волченок» | Если знаешь, какой правитель, то можно оценить и его государство |
О дружбе | ||
Когда в товарищах согласья нет, На лад их дело не пойдет, И выйдет из него не дело, только мука. | «Лебедь, Щука и Рак» | Если нет слаженности в друзьях, то дело потерпит неудачу |
Послушать, кажется, одна у них душа,— А только кинь им кость, так что твои собаки! | «Собачья дружба» | Иногда друзьями называются люди , готовые по любой причине поссориться |
Когда почтен быть хочешь у людей,— С разбором заводи знакомства и друзей! | «Крестьянин и Змея» | Если хочешь, чтобы тебя уважали, выбирай достойных друзей |
О трусости | ||
Сильнее кошки зверя нет! | «Мышь и Крыса» | кто-то считает кого-то самым сильным или авторитетным, хотя тот не является таковым |
Когда боится трус кого, То думает, что на того Весь свет глядит его глазами. | «Мышь и Крыса» | Трус думает, что все должны бояться кого-то, как он сам |
О критике | ||
Избави бог и нас от этаких судей. | «Осел и Соловей» | В качестве судьи выступает некомпетентный человек |
А жаль, что не знаком ты с нашим Петухом | «Осел и Соловей» | В качестве судьи выступает некомпетентный человек |
Тематическая группа не определена | ||
Хоть видит око, Да зуб неймет. | «Лисица и Виноград» | Что-то кажется близким, доступным, но получить это не удается |
Чем нравом кто дурней, Тем более кричит и ропщет на людей: Не видит добрых он, куда ни обернется, А первый сам ни с кем не уживется. | «Волк и Кукушка» | О том, кто сам не способен жить в мире, всех задевает |
С волками иначе не делать мировой, Как снявши шкуру с них долой» | «Волк на псарне» | Людей, способных на подлость, необходимо наказывать |
Коль выгонят в окно, так я влечу в другое» | «Муха и Пчела» | О настойчивости |
А ларчик просто открывался | «Ларчик» | Дело или вопрос, при разрешении которого нечего было мудрить |
А Васька слушает да ест | «Кот и повар» | Один стыдит, убеждает, а другой, не обращая внимания, продолжает делать что-то плохое |
Демьянова уха | «Демьянова уха» | Чрезмерное угощение |
Зелен виноград | «Лисица и Виноград» | Называют что-нибудь плохим только потому, что сами этим не обладают или не могут сделать |
Из дальних странствий возвратясь | «Лжец» | Вернувшись из путешествия |
Тришкин кафтан | «Тришкин кафтан» | Исправляя одно, при этом портишь другое |
Приложение №2 «Место в басне, синтаксическая принадлежность»
Крылатое выражение | Басня | Место в басне | Синтаксическая принадлежность |
А вы, друзья, как ни садитесь, Все в музыканты не годитесь | «Квартет» | Вывод | Сложное предложение |
Беда, коль пироги начнет печи сапожник, а сапоги тачать пирожник | «Щука и кот» | Сложное предложение | |
Пой лучше хорошо щегленком, Чем дурно соловьем. | «Скворец» | Сложное предложение | |
Берись за то, к чему ты сроден, Коль хочешь, чтоб в делах успешный был конец. | «Скворец» | вывод | Сложное предложение |
Если голова пуста, то голове Ума не придадут места. | «Парнас» | вывод | Сложное предложение |
Орлам случается и ниже кур спускаться; Но курам никогда до облак не подняться! | «Орел и Куры» | Сложное предложение | |
Оставьте предков вы в покое: Им по-делом была и честь; А вы, друзья, лишь годны на жаркое | «Гуси» | Сложное предложение | |
Кукушка хвалит петуха За то, что хвалит он Кукушку. | «Кукушка и Петух» | Сложное предложение | |
От радости в зобу дыханье сперло… | «Ворона и Лисица» | Простое предложение | |
На задних лапках я хожу | «Две Собаки» | Простое предложение | |
Как счастье многие находят Лишь тем, что хорошо на задних лапках ходят | «Две Собаки» | Сложное предложение | |
Завистники, на что ни взглянут, Подымут вечно лай; А ты себе своей дорогою ступай: Полают, да отстанут. | «Прохожие и Собаки» | вывод | Сложное предложение |
А я, родясь труды для общей пользы несть, Не отличать ищу свои работы, Но утешаюсь тем, на наши смотря соты, Что в них и моего хоть капля меду есть. | «Орел и Пчела» | вывод | Сложное предложение |
Ты всё пела? Это дело: Так поди же, попляши! | «Стрекоза и муравей» | Сложное предложение | |
Так дарование без пользы свету вянет, слабея всякий день, когда им овладеет лень | «Пруд и Река» | Сложное предложение | |
Как часто говорят в делах: еще успею. Но надобно признаться в том, Что это говорят, спросяся не с умом, А с леностью своею. | «Охотник» | вступление | Сложное предложение |
Уж как тебе не лень С утра до вечера трудиться целый день! На месте бы твоем я в сутки захирела. | «Муха и Пчела» | Простое предложение | |
Да только воз и ныне там. | «Лебедь, Щука и Рак» | вывод | Простое предложение |
Беда б не велика сначала, Когда бы руки приложить; | «Мельник» | Сложное предложение | |
Как хочешь ты трудись; Но приобресть не льстись Ни благодарности, ни славы, Коль нет в твоих трудах ни пользы, ни забавы. | «Обезьяна» | вступление | Сложное предложение |
Трудишься много ты, да пользы в этом нет. | «Обезьяна» | Вывод | Сложное предложение |
Когда бы на поля свой дождь ты пролила, Ты б область целую от голоду спасла: А в море без тебя, мой друг, воды довольно». | «Туча» | вывод | Сложное предложение |
Мартышка вздумала трудиться: Нашла чурбан, и ну над ним возиться! | «Обезьяна» | Сложное предложение | |
Кто про свои дела кричит всем без умо́лку, В том, верно, мало толку, | «Две Бочки» | Сложное предложение | |
Но как та Бочка ни громка, А польза в ней не … велика. | «Две Бочки» | Сложное предложение | |
Кто с пользою отечеству трудится, Тот с ним легко не разлучится; А кто полезным быть способности лишен, Чужая сторона тому всегда приятна: Не бывши гражданин, там мене презрен он, И никому его там праздность не досадна. | «Пчела и Мухи» | вывод | Сложное предложение |
Поколе совесть в нас чиста, То правда нам мила и правда нам свята, Ее и слушают, и принимают: Но только стал кривить душей, То правду дальше от ушей. | «Гребень» | Сложное предложение | |
«Чем кумушек считать трудиться, Не лучше ль на себя, кума, оборотиться?» | «Зеркало и Обезьяна» | Сложное предложение | |
Слона-то я и не приметил | «Любопытный» | вывод | Простое предложение |
Вперед чужой беде не смейся, Голубок. | «Чиж и Голубь» | вывод | Простое предложение |
Над хвастунами хоть смеются, А часто в дележе им доли достаются. | «Заяц на ловле» | Вывод | Сложное предложение |
Великий человек лишь громок на делах, И думает свою он крепку думу Без шуму. | «Две Бочки» | Сложное предложение | |
Кто знатен и силен, Да не умен, Так худо, ежели и с добрым сердцем он. | «Слон на воеводстве» | Сложное предложение | |
Невежи судят точно так: В чем толку не поймут, то всё у них пустяк. | «Петух и Жемчужное Зерно» | Сложное предложение | |
Хотя услуга нам при ну́жде дорога́, Но за нее не всяк умеет взяться: Не дай бог с дураком связаться! Услужливый дурак опаснее врага. | «Пустынник и Медведь» | вступление | Сложное предложение |
А где пастух дурак, там и собаки дуры». | «Волк и Волченок» | вывод | Сложное предложение |
Почти у всех во всем один расчет: Кого кто лучше проведет, И кто кого хитрей обманет | «Купец» | вывод | Сложное предложение |
Скупой теряет всё, желая всё достать. | «Скупой и курица» | вступление | Простое предложение |
Что волки жадны, всякий знает: Волк, евши, никогда Костей не разбирает. | «Волк и Журавль» | вступление | Сложное предложение |
Чтоб музыкантом быть, так надобно уменье | «Квартет» | Сложное предложение | |
У всякого талант есть свой | «Скворец» | Простое предложение | |
Невежда также в ослепленье Бранит науки и ученье, И все ученые труды, Не чувствуя, что он вкушает их плоды. | «Свинья под Дубом» | вывод | Сложное предложение |
Бессильному не смейся И слабого обидеть не моги! Мстят сильно иногда бессильные враги: Так слишком на свою ты силу не надейся! | «Лев и Комар» | вступление | Сложное предложение |
«Ай, Моська! Знать она сильна, Что лает на Слона!» | «Слон и Моська» | вывод | Сложное предложение |
Что пользы нет большой тому знать птичий быт, Кого зверьми владеть поставила природа… | «Воспитание Льва» | Сложное предложение | |
У сильного всегда бессильный виноват… | «Волк и Ягненок» | Простое предложение | |
Напрасно о себе ты много так мечтаешь! Хоть высоко, но ты на привязи летаешь. | «Бумажный Змей» | Простое предложение | |
Держава всякая сильна, Когда устроены в ней все премудро части: Оружием — врагам она грозна, А паруса — гражданские в ней власти. | «Пушки и Паруса» | вывод | Сложное предложение |
«сперва мне ведать надо, Каков пастух у стада?» | «Волк и Волченок» | Сложное предложение | |
Когда в товарищах согласья нет, На лад их дело не пойдет, И выйдет из него не дело, только мука. | «Лебедь, Щука и Рак» | вступление | Сложное предложение |
Послушать, кажется, одна у них душа,— А только кинь им кость, так что твои собаки! | «Собачья дружба» | Сложное предложение | |
Когда почтен быть хочешь у людей,— С разбором заводи знакомства и друзей! | «Крестьянин и Змея» | вступление | Сложное предложение |
Сильнее кошки зверя нет! | «Мышь и Крыса» | вывод | Простое предложение |
Когда боится трус кого, То думает, что на того Весь свет глядит его глазами. | «Мышь и Крыса» | вывод | Сложное предложение |
Избави бог и нас от этаких судей. | «Осел и Соловей» | вывод | Простое предложение |
А жаль, что не знаком ты с нашим Петухом | «Осел и Соловей» | Сложное предложение | |
Хоть видит око, Да зуб неймет. | «Лисица и Виноград» | Сложное предложение | |
Чем нравом кто дурней, Тем более кричит и ропщет на людей: Не видит добрых он, куда ни обернется, А первый сам ни с кем не уживется. | «Волк и Кукушка» | вывод | Сложное предложение |
С волками иначе не делать мировой, Как снявши шкуру с них долой» | «Волк на псарне» | Сложное предложение | |
Коль выгонят в окно, так я влечу в другое» | «Муха и Пчела» | вывод | Сложное предложение |
А ларчик просто открывался | «Ларчик» | вывод | Простое предложение |
А Васька слушает да ест | «Кот и повар» | Простое предложение | |
Демьянова уха | «Демьянова уха» | словосочетание | |
Зелен виноград | «Лиса и виноград» | Простое предложение | |
Лебедь, Рак и Щука | «Лебедь, Щука и Рак» | словосочетание | |
Медвежья услуга | «Пустынник и медведь» | словосочетание | |
Наделала синица славы, а моря не зажгла | «Синица» | Простое предложение | |
Тришкин кафтан | «Тришкин кафтан» | словосочетание |
Приложение №3 «Вопросы анкеты»
1.Знаете ли вы, какие слова называют крылатыми?
2.Продолжите фразы:
3.Объясните выражение «А Васька слушает да ест…»
Приложение №4 «Результаты анкетирования»
1.Знаете ли вы, какие слова называют крылатыми?
2.Продолжите фразы…
Украшаем стену пушистыми кисточками и помпончиками
Лист Мёбиуса
Ломтик арбуза. Рисуем акварелью
Проказы старухи-зимы
Цветущая сакура