Проект "Изготовление бумаги в домашних условиях"
Вложение | Размер |
---|---|
issledovatelskiy_proekt_izgotovlenie_bumagi_v_domashnih_usloviyah.docx | 30.78 КБ |
Исследовательский проект
«Изготовление бумаги в домашних условиях»
Здравствуйте! Я, Мария Зонберг, ученица 3 класса средней школы № 10.Я работала над проектом «Изготовление бумаги в домашних условиях». Что меня натолкнуло на эту тему? По дороге из школы я вижу на улицах нашего села возле каждого двора пакеты с мусором, большую часть которого составляет бумага. В нашем регионе бумагу просто сжигают вместе с остальным мусором.«А что я смогу сделать с использованной бумагой?» -возник вопрос.Собирая и изучая материалы по вторичному использованию бумаги, я узнала, что перерабатывать использованную бумагу можно и в домашних условиях.
Цель проекта:изготовление бумаги в домашних условиях
В работе над проектом я поставила для себя следующие задачи:
1. Используя метод анкетирования, выяснить у учащихся 2-4 классов, для каких целей они используют бумагу
2. Изучить историю переработки бумаги.
3. Выяснить способ получения бумаги ручной работы.
4. Получить бумагу ручной работы в домашних условиях
Гипотезы:используя определенный набор инструментов, приспособлений и материалов, можно получить бумагу ручной работы в домашних условиях.
С каждым годом потребность в бумаге увеличивается, а запасы древесины, из которой её получают - уменьшаются. Поэтому использование вторичного сырья для получения бумаги – одно из важнейших решений данной проблемы.
Первоначально бумага предназначалась исключительно для письма и постепенно вытеснила разнообразные материалы: древесную кору, пальмовые листья, деревянные и глиняные дощечки, а также пергамент и папирус. Бумага собственного производства появилась на Руси во второй половине 16 века в царствование Ивана Грозного. Начало массового бумажного производства в России было положено Петром I. Для обеспечения фабрик сырьем по царскому указу в армии и на флоте собирали отслужившие срок паруса, канаты, веревки и тряпье. Гражданским людям предлагалось приносить остатки изношенных вещей "за вознаграждение", с крестьян брали "тряпичный" налог.
Шли годы, росла потребность в бумаге, и сырья для нее не стало хватать. Продолжалась «великая битва» за тряпье. Разные страны по-своему искали выход из положения. Англия старалась покупать тряпье в соседних странах. Франция, Бельгия, Испания, Голландия и Португалия запретили его вывоз.
Когда повсюду начали выходить газеты, печататься книги, а школьникам понадобились учебники и тетради, тряпья стало не хватать. И тогда начались поиски сырья для изготовления бумаги. Ещё в 1719 году французский физик Реомюр, изобретатель термометра, высказал мысль о том, что таким материалом может быть древесина. Предложение Реомюра было осуществлено только в 1843 году немецким переплетчиком Фридрихом Киллером. Он измельчил древесину, смешал её с тряпичной массой и получил хорошую, плотную бумагу. Так бумагу научились изготовлять из древесины.
Потребности человечества в бумаге растут и представьте, сколько деревьев нужно спиливать каждый день в лесах, чтобы обеспечить бумажные фабрики древесиной! Кроме того, в процессе производства бумаги из древесины происходит не только вырубка лесов, но и загрязнение окружающей среды, водоемов, среды обитания человека.Вот почему важно готовить часть новой бумаги из старой, уже использованной, т.е. - макулатуры. Макулатура(нем. Makulatur, от лат. maculo — пачкаю) — отходы производства, переработки и потребления всех видов бумаги и картона, пригодных для дальнейшего использования в качестве волокнистого сырья. Используется для производства: туалетной бумаги, картонной тары, писчей бумаги.Макулатура может быть переработана не более чем 5-7 раз, прежде чем её волокна станут короткими и непригодными для изготовления бумаги. Специализированные предприятия приобретают за деньги небольшие партии макулатуры у сборщиков, а затем продают крупные партии макулатуры бумажным фабрикам.Организуется сбор её у населения.В былые времена привлекались учащиеся школ. Такая практика продолжается по сегодняшний день.Получая из макулатуры такую необходимую всем нам бумагу, люди не только сохраняют леса, но также экономят воду и энергию. А это означает, что сокращается количество вредных отходов и уменьшается общее загрязнение окружающей среды. Если вторично переработать тонну бумаги, можно сэкономить 17 взрослых деревьев, 26 тысяч литров воды, три кубометра плодоносной земли, 240 литров горючего, 4000 киловатт-часов электричества. Если человек вырастает в обществе, которое заботится об окружающей природе, а также ответственно относится к экологии, ее проблемам, то можно не сомневаться, что он будет всегда придерживаться соответствующих правил.
Для того, чтобы понять, в каких целях мои сверстники используют бумагу, я провела анкетирование.
Был предложен следующий вопрос
КАК ИСПОЛЬЗУЕШЬ БУМАГУ:
а) для гигиенических целей (салфетки, туалетная бумага);
б) для учёбы (учебники, тетради);
в) для игры (самолетики, хлопушки);
г) для творчества (открытки, поделки из бумаги);
Результаты анкетирования показали, что 100% моих сверстников используют бумагу для гигиенических целей и для учёбы, для игры -57%, для творчества -83%.
Эти результаты укрепили меня в выборе темы. Как сэкономить бумагу? А почему не использовать бумагу для творчества из вторсырья? Как такую бумагу получить в домашних условиях?
ИЗГОТОВЛЕНИЕ БУМАГИ В ДОМАШНИХ УСЛОВИЯХ
Изучив литературу по теме, пробовала изготовить бумагу из старых газет, журналов, туалетной и офисной бумаги разным способом. Наиболее сложным оказался процесс получения бумаги из старых журналов, так как листы в них лощёные и требуют более длительного, по времени, намокания и последующей сушки. Из старых газет бумага получается серой и требует отбеливания. Изделие из туалетной бумаги получается тонким и хрупким, поэтому необходимо больше добавлять клея. Цвет можно получать путем добавления различных красителей. Можно бумагу в домашних условиях приготовить из опилок, шёлка, волокон апельсина, банана, моркови, свеклы.
Наиболее подходящим из всех вариантов для себя я выбрала следующий:
Порядок изготовления бумаги
1. Рву обложки старых тетрадей, тетрадные листы, старые газеты, салфетки на мелкие кусочки.
2. Заливаю тёплой водой. Оставляю на 2-3 дня. Несколько раз споласкиваю смесь холодной водой, чтобы избавиться от чёрной типографской краски.
3. Размокшие волокна взбиваю с помощью миксера, добавляю несколько чайных ложек крахмала.
4. Я использую обычную оконную сетку от комаров, которую натягиваю на деревянной раме. В раму с сеткой выливаю бумажную массу и осторожно поднимаю. Вода стекает, на сетке оседает каша, которая станет бумагой.
5.Даю воде стечь и слегка отжимаю смесь. Выкладываю массу на сухую ткань или картон. Раскатываю скалкой до нужной толщины, придаю форму, продолжаю раскатывать до тех пор, пока лист не станет достаточно ровным.
6.Оставляю сетку с бумагой на ночь, а утром аккуратно снимаю полученный бумажный лист. Для получения более тонкого и ровного листа выравниваю поверхности листа горячим утюгом и оставляю на 12 часов для высыхания
Для этого опыта мне понадобились следующие материалы и приспособления:
Бумажная основа, ёмкости, крахмал, деревянная рамка с решёткой, сетки, палочки для перемешивания, миксер, утюг, впитывающая салфетка, ткань, скалка.
Я не остановилась только на изготовлении бумаги, а придумала, что можно сделать из нее. Выяснилось, что такую бумагу можно использовать на уроках технологии для выполнения аппликаций и мозаики, поздравительных открыток, блокнотов, пакетиков для подарков, альбомов для наклеивания вырезок, бумажных фонариков, рамок. Главное - в эту работу вовлекла своих одноклассников.
В наши дни изделия ручной работы ценятся очень высоко, ведь они хранят тепло человеческих рук. Хотя бумага ручной работыхрупкая, менее гладкая, неравномерная по толщине, но каждый лист неповторим, трудно предугадать, каким окажется результат.И когда ты видишь законченную работу, то понимаешь, чтопотрудился не зря. Интерес к бумаге ручного отлива растет с каждым днем, так что мастерам бумажного дела скучать не придется.
ВЫВОД
В результате проведенного исследования я узнала историю возникновения бумаги, получения её из макулатуры. Научилась сама получать бумагу различной структуры, которую можно использовать на уроках технологии для ознакомления и для работы. Бумага ручной работы универсальна, декоративна. На ней можно воплотить в жизнь многие творческие идеи.
В результате анкетирования, проведённого среди учащихся, выяснилось, что большинство ребят осознают необходимость личного вклада в дело сохранения лесных богатств, свою значимость и причастность к сохранению частички живой природы, используя бумагу ручной работы для творчества, и готовы принимать активное участие в сборе и сдаче макулатуры.
Я считаю, что каждый школьник, используя вторичное бумажное сырьё для своих творческих работ, сохранит хотя бы одно дерево от вырубки, а в масштабах целого государства - это море зелёных лесов.
1.Истрин В.А. Возникновение и развитие письма. М., 1965
2. Бумага своими руками _ Страна Мастеров.
Mht http://www.o-detstve.ru Портал «О детстве»
3. Г. Б. Шишкина. Бумага как эстетический феномен японской культуры //Научные сообщения Государственного музея Востока. Вып. XXVI. — М.,2006.6. http://www.paperandlife.com/
4. http://www.paperandlife.com/ Журнал «Бумага и Жизнь»
5. http://tragemata.com/news/fakty-o-bumage.html Факты о бумаге
6. http://ru.wikipedia.org/wiki/%C1%F3%EC%E0%E3%E0Материал из Википедии. Бумага.
7.http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9C%D0%B0%D0%BA%D1%83%D0%BB%D0%B0%D1%82%D1%83%D1%80%D0%B0 Материал из Википедии. Макулатура. «Детский исследовательский проект – 2012»
Галка в чужих перьях
Дымковский петушок
Яблоко
Вода может клеить?
Знакомые следы