проект учащегося 7 класса СОШ п. Сосновка Ли Владислава "Средневековый замок"
Вложение | Размер |
---|---|
li_vladislav_srednevekovyy_zamok.docx | 658.62 КБ |
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
БЕЛОЯРСКОГО РАЙОНА
«ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СРЕДНЯЯ (ПОЛНАЯ) ШКОЛА п. СОСНОВКА»
Тема проекта:
«Средневековый замок»
Автор проекта:
Ли Владислав Кириллович
Класс: 6
Научный руководитель проекта:
АриповаИнзияКабировна
Должность:
учитель истории и обществознания
п. Сосновка
2013-2014 уч. год
Оглавление
1. Когда начали строить замки и что они из себя представляли?
2. Что скрывалось за укреплениями замка?
3. Какие тайны скрывают замки?
Глава II. Интерпретация практической части. Можно ли построить средневековый замок своими руками? 2
Список использованной литературы и интернет - источников
4
Я очень люблю смотреть фильмы и играть в компьютерные игры о рыцарях, замках. Недавно у нас в классе был урок, посвящённый Средневековью, мы всем классом участвовали в проекте «Мир средневекового человека». Я выбрал тему «Средневековый замок».
Я думаю, не только мне, но и моим одноклассником было интересно узнать что- то новое о средневековых замках. Для того чтобы выяснить это, я провел социологический опрос «Что вы знаете о рыцарских замках?». Результаты показали, что 100% моих одноклассников интересует выбранная мной тема и, и они хотели бы узнать о замках что - то новое и интересное. Актуальность моей темы заключается также в том, что на уроках истории в 6 классе изучается тема «Средневековый замок». Итак, если я подробно изучу строение и предназначение замка, и если мне удастся сделать макет средневекового замка, то моя работа пригодится для проведения уроков истории учителям истории и будущим шестиклассникам нашей школы.
Гипотеза: я думаю, что средневековый замок содержит в себе много тайн и загадок, узнать о них будет интересно и мне и другим ребятам.
Цель моей работы: изучение внутреннего и внешнего строения средневекового замка, его предназначения и создание его макета.
Исходя из цели, я сформулировал задачи:
1. изучить внутреннее строение замка и его предназначение;
2. придумать внешний вид замка;
3. создать макет замка.
Предметом моего исследования является средневековый замок. Объект исследования: внешний и внутренний вид средневекового замка и его предназначение. В процессе создания проекта я использовал следующие методы: работа с Интернетом, дополнительной научной и художественной литературой, анализ информации, практическое изготовление макета, создание презентации.
План работы:
Вопросы, на которые мне хотелось бы ответить в своем исследовании:
Укрепленный замок — точно такая же неотъемлемая примета рыцарских веков, как геральдика, как стальные доспехи, с головы до ног закрывающие всадника с копьем, как турниры, где победитель избирал королеву любви и красоты.За́мок (от польск. zamek через чеш. zámek, калькированного с ср.-в.-нем.slōʒ — «за́мок» и «замо́к». Средневерхненемецкое слово калькирует лат. clusa «запор, форт, укрепление») — здание (или комплекс зданий), сочетающее в себе жилые и оборонительно-фортификационные задачи. В наиболее распространённом значении слова — укреплённое жилище феодала в средневековой Европе [9]. И, разумеется, есть у рыцарского замка своя собственная история, по-разному он выглядел в разные времена и в разных странах, и строился тоже по-разному. Появление замков, как укрепленных жилищ феодалов, относится в западноевропейских странах к временам правления Каролингов — королевской династии, самым знаменитым представителем которой был легендарный Карл Великий. [2]
Проще всего было строить замки в горных местностях — они были и труднодоступны для неприятеля, и строительный материал всегда был под рукой. Самые ранние из замков представляли собой кольцо стен, сложенных из больших каменных глыб и окружающую горную вершину, на которой стоял сам дом. Выстроенный из тех же каменных глыб дом тоже представлял собой самостоятельную крепость. Особенно мощной была стена, обращенная в сторону самого вероятного места нападения. В замках, возводившихся на равнинах, архитектурные принципы были примерно такими же: внутри кольца стен строили высокую башню, которая называлась донжоном. Она была четырехугольной или круглой, имела несколько этажей; внутри каменные стены обтесывались, чтобы сделать их более или менее гладкими. На самом верху башни была площадка, окруженная зубцами, которые, как правило, устанавливались на выступающем карнизе. Поскольку на площадке всегда находился дозорный, то приходилось возводить над ней и высокую остроконечную крышу для защиты от непогоды.[1] Вход в башню располагался на высоте 12-15 метров, и подняться к нему можно было только по узкой лестнице. Вплотную к башне, которая служила последним оборонительным рубежом, примыкали жилые помещения.
Позже такие маленькие крепости стали заметно увеличиваться в размерах и усложняться. Высокая башня и жилой дом окружались дополнительной стеной, образующей внутренний двор замка. В наружной стене появились ворота с подъемным мостом, переброшенным через ров. Мост поднимался и опускался при помощи крепких деревянных рычагов и цепей. Ворота защищались дополнительными башнями, с которых лучникам легко было держать под прицелом окрестности. Возводилось и еще одно кольцо стен или высокий деревянный частокол, а самым передовым рубежом был глубокий ров, наполненный водой. Между наружной и внутренней стенами могли располагаться жилища воинов гарнизона, а на время вражеских набегов здесь укрывались и крестьяне окрестных деревень. Несколько по-другому строились замки раннего средневековья в Нормандии. Выше, чем где-либо, было здесь и само строительное искусство. Донжон, главная башня замка норманнского рыцаря, был не только последним убежищем при осаде, но служил также основным жилым помещением. Поэтому главная башня была гораздо больше размерами. Вход в нее тоже располагался на большой высоте, и подниматься приходилось по узкой крутой лестнице. Если ее захватывал враг, то воины противника были отличной мишенью для лучников, располагавшихся замашикулями — навесными бойницами на вершине башни. Лестницы, соединявшие этажи, располагались прямо в толще стен. Можно было, кроме того, поднимать грузы с этажа на этаж с помощью канатов, проходивших сквозь расположенные один над другим в полах и потолках люки.[1] Когда в 1066 году норманнский герцог Вильгельм завоевал Англию и стал английским королем, норманнский способ постройки замков быстро привился и за Ла-Маншем. Правда, саксы поначалу чурались всего норманнского, но все же не могли, в конце концов, не признать, что укрепленные жилища, возводимые на их земле завоевателями, гораздо удобнее и надежнее, чем их собственные.[4]
Строительство замков никак нельзя было назвать «типовым» — в любом из них, несмотря на общие закономерности, можно было бы найти свои собственные неповторимые черты.[1]
Замки строились на склонах гор и на равнинах, на высоких берегах рек и на островах. К XII веку рыцарский замок стал сложным, отлично защищенным по своему времени сооружением. Деревянные постройки заменялись каменными. Совершенствовалась строительная техника; если прежде кладка стен и башен состояла лишь из каменных глыб, то позже ее стали сочетать с кирпичной прокладкой, обделывать кирпичом и углы построек, что придавало им более привлекательный и нарядный вид. Постоянно обновлялись, подправлялись оборонительные сооружения.[5]
Таким образом, замки начали возводить в период правления первых Каролингов, и выглядели они как неприступные крепости.
Давайте, не касаясь быта царственных особ, попробуем заглянуть в обычный замок обычного барона, — достаточно сильного и обеспеченного, чтобы содержать его в порядке и полной боевой готовности.
Каждый, кто останавливался перед воротами, обязательно ощущал на себе множество внимательных глаз. Дозорные помещались на стене, на узкой дорожке за каменными зубцами, однако снизу их совсем не было видно, потому, что стена закрывалась крытой деревянной галереей, которая выдвигалась на каменных стропилах за зубцы и как бы нависала над стеной.
Но вот лязгают тяжелые цепи, и подъемный мост перекидывается на другую сторону рва, можно въезжать в замок. Казалось бы, за мрачными серыми стенами нет ничего, что могло бы обрадовать взгляд, но внутри за воротами лежит достаточно просторный двор, поросший зеленой травой. Есть даже и небольшой замковый сад с лекарственными травами и растениями, которые пополняют несложную аптеку жены барона. К тому же в этом саду можно погреться на солнышке, лучи которого довольно скудно проникают в остальные замковые закоулки. Здесь же, во дворе, есть свободная площадка для выездки молодых лошадей и воинских упражнений барона и его сыновей. На этой площадке, едва достигнув семилетнего возраста, ребятишки начинают учиться ездить на коне, метать копье, стрелять из лука, сражаться на мечах[6].
Если первый двор достаточно просторен, то в нем вдобавок могут размещаться и некоторые хозяйственные постройки: мельница, на которой все крестьяне из подвластных барону деревень обязаны молоть свое зерно, большая печь, где они пекут хлеб. Часть зерна и хлеба пополняет при этом амбары хозяина замка. В этом же дворе крестьяне вместе со своими семьями, скотом и нехитрым скарбом находят убежище в случае вражеского нашествия.[5]
Но есть в замке и еще один, внутренний двор, отделенный от первого еще одной зубчатой стеной, укрепленными воротами, а то еще и дополнительным рвом со вторым подъемным мостом. Жилые и хозяйственные постройки в этом дворе тесно примыкают друг к другу без особенного порядка — видно, что строитель мало заботился о красоте, стремясь лишь к тому, чтобы здания были крепкими, надежными и занимали наименьшую площадь. В этих постройках размещаются важнейшие хозяйственные службы замка — кухня, кузница, оружейная мастерская, конюшни, псарни, погреба, амбары, — а также жилые помещения для челяди. Сам же барон и его семья обитают в громадной башне, поднимающейся посреди двора, на главном месте.
Чтобы войти в жилой дом, надо подняться по каменной лестнице. Местами каменные ступени сменяются деревянными, их можно легко снять, и тогда в лестнице будут зиять непреодолимые пустоты. Входная дверь окована железом, взломать ее почти невозможно.
В большом парадном зале, где собираются вассалы, где проходят пиры и поют заезжие жонглеры, всегда царит полумрак. Небольшие окна, прорубленные в мощной толще стен, забраны для большей безопасности железными решетками и заклеены от ветра промасленной бумагой или бычьими пузырями. Стекло — мутное, почти непрозрачное — уже известно в Европе, но стоит дорого, и позволить себе застеклить окна могут лишь короли и герцоги, да самые богатые из сеньоров. Зимой окна наглухо закрываются деревянными ставнями, и тогда зал освещается смоляными факелами, воткнутыми в железные кольца на стенах, да огнем огромных каминов, где пылают целые стволы больших деревьев.[7]
Во всех жилых помещениях стоит неистребимый запах дыма, гари и копоти. В длинных узких коридорах живут летучие мыши, под ногами носятся крысы. Мрачно, темно и в тех комнатах над залом, что служат спальнями для барона, членов его семьи и гостей. Внизу же, в подвале под залом, помещаются самые верные из слуг, а еще ниже — подземелье с казематами для пленников низкого звания и рода. Как правило, есть здесь и потайная дверь, что ведет к подземному ходу, который оканчивается где-нибудь в чаще соседнего леса. Через этот ход можно было делать неожиданные для врага вылазки во время осады замка или спасаться бегством вместе с семьей и челядью, если уж ничего другого не оставалось.[2]
В мирное время каждое утро с дозорной башни слышался звук рога, которым часовой встречал восход солнца. Замок, ночью казавшийся вымершим, вдруг оказывался полным людей. Внутренний двор наполнялся гостями, родственниками, оруженосцами — детьми благородных родителей, ждущими посвящения в рыцари, когда придет для этого срок. Жил в замке и священник, состоящий при домовой часовне, не говоря уж о многочисленных слугах. Работы слугам всегда хватало. Были они и столярами, и оружейниками, и каменщиками, и кровельщиками. При необходимости на помощь им призывались крепостные крестьяне, которым вдобавок к работам в замке приходилось обрабатывать и господские поля, а также снабжать замок льном, домашней птицей, яйцами, ягодами.[1]
Скучновато и уединенно протекала жизнь в рыцарском замке, если не было войн. Барон выезжал на охоту, упражнялся в воинском искусстве. Госпожа проводила дни за рукоделием и чтением. По настоящему замок наполнялся жизнью лишь тогда, когда игрались свадьбы, проводились турниры, давались пиры — тогда съезжались гости изо всех окрестных замков, и потом эти события вспоминали долго-долго — до следующего такого же яркого события.
Таким образом, условия жизни внутри замка невозможно назвать приятными и уютными. В первую очередь, замок служил местом защиты от возможных врагов, и выражение «Мой дом – моя крепость» - это о замке.
Все мы знаем легенды о привидениях: зловещих или добрых, скитающихся рядом с нами полупрозрачных материях из потустороннего мира. Конечно, каждый уважающий себя призрак обладает жуткой драматической историей, часто с элементами несчастной любви, и обязательно кончающейся трагической смертью.
Существует множество старинных замков, овеянных многовековыми легендами и, естественно, заселенных самыми настоящими привидениями, которые до сих пор скитаются по их извилистым коридорам на радость туристам. Вот некоторые из них:
Бликлинг-холл (Blickling Hall). Англия
Английский замок Blickling Hall находится на востоке страны в графстве Норфолк. Здание замка было построено в середине XVI века для верховного судьи Хобарта при первом короле из династии Стюартов, Якове I.
До этого, при Тюдорах, Блинкингское поместье было во владении семейства Болейнов. Согласно старинным английским поверьям, знаменитая Анна Болейн, вторая жена Генриха VIII, родилась именно здесь.Королева была обвинена в измене королю и Родине. 19 мая 1536 года Анна Болейн была обезглавлена. С тех пор ее душа бродит по замку Блингинг-холл. Чаще всего ее видят держащей голову в руках…
Замок Рожмберк. Чехия
Замок Рожмберк в Чехии стоит на высоком берегу Вталвы, стены его многое повидали на своем веку — замок был воздвигнут в XIII веке рыцарями пятилепестковой розы — Рожберками.В 1429 году у тогдашнего владельца замкародилась дочь - Перхта. Когда девушке исполнилось 20 лет, отец насильно выдал ее замуж за дворянина Яна Лихтенштейна.
Муж не любил несчастную Перхту и обращался с ней крайне плохо. В 1476 году Ян Лихтенштейн умер. На смертном одре мучитель просил прощения у Перхты, но она отказала ему. В ответ умирающий воскликнул: «Так будь же ты проклята!».Спустя три года умерла и Перхта, но душа ее осталась на земле, видимо, подействовали слова проклятия… Теперь она обитает в родовом замке Рожберк, являясь живым в белом платье. Поэтому ее называют «Белая Дама». Она непричиняет никому вреда, это доброе привидение. Согласно легендам,Белая дама иногда является в черном платье, либо в черных перчатках — это значит, что скоро кто-то умрет. Как-то она появилась в красном одеянии, через некоторое время в замке произошел крупный пожар.
Замок Глэмис. Шотландия
В Шотландии в каждом втором замке живут привидения, а средневековый замок Глэмис можно назвать одним из самых населенных призраками, и, в то же время, самым красивым замком Шотландии.
В 1034 году здесь произошла первая трагедия — в Глэмис был зверски убит король Шотландии Малькольм II. В день убийства кровь короля впиталась в деревянный пол тогда еще охотничьего дома Глэмис, призрак Малькольма с тех пор часто появлялся в этом месте. Пятно крови сохранилось до наших дней в так называемой комнате Малькольма, а призрак все еще наведывается туда.
В XV веке произошла следующая мистическая история Глэмиса. Граф Глэмис был заядлым игроком в карты. Как-то в субботний вечер он так увлекся игрой, что не мог остановится до самой полуночи. Один из слуг напомнил графу о том, что уже наступило воскресенье и в этот день христианину не подобает играть в азартные игры.На что граф ответил: «Я не прекращу игру даже если к нам решит присоединиться сам дьявол!». Через мгновение раздался гром и явился сатана, он объявил игрокам о том, что они проиграли ему свои души и теперь обречены играть в карты до Страшного суда.
Граф по сей день играет в карты с дьяволом в «несуществующей» комнате замка Глэмис. Снаружи комнату хорошо видно в окна, а вот двери в нее внутри нет. Говорят, когда слуги застали призрак графа за игрой в карты с сатаной, они замуровали вход эту проклятую комнату. Если подойти к этой стене в ночь с субботы на воскресенье, можно услышать голоса играющих…
Помимо заколдованного графа и убитого короля здесь можно встретить и сожженную на костре по обвинению в колдовстве графиню Глэмис, Джанет Дуглас, которую теперь называют Серая Леди, а также призраки женщины без языка, замерзшего до смерти мальчика-слуги, и даже девочки-вампира!
Бленхеймский дворец. Англия.В далеком XII веке в замке Вудсток, который был королевской резиденцией, любил проводить время Генрих II, король Англии, со своей любовницей, прекрасной Розамундой Клиффорд.Согласно одной из многочисленных легенд, Генрих создал в саду вокруг замка запутанный лабиринт, найти правильный путь к замку в котором можно было лишь по серебряной нити. Так король оберегал свою прекрасную Розамунду от ревнивой и коварной жены.Но счастье влюбленных не могло длиться вечно. Однажды королева проследила за неверным мужем, и проникла в замок Вудсток. Она предложила на выбор Розамунде два способа смерти — от кинжала либо от яда. Девушка выбрала второй и умерла в страшных мучениях…До сих пор призрак прекрасной Розамунды ждет своего Генриха в окрестностях Вудстока, теперь ее нередко видят и в стенах Бленхеймского дворца.
Михайловский (Инженерный) замок. Россия
Заключительным в списке самых зловещих замков с привидениями хочу упомянуть о нашем, Российском. ЭтоМихайловский замок в Петербурге, который воздвиг самый загадочный российский император, Павел I.Строительство Михайловского замка началось в конце февраля 1797 года и длилось 4 года. 1 февраля 1801 года Павел I с семьей и свитой торжественно переехал в свою новую резиденцию. Через 40 дней, в ночь с 11 на 12 марта 1801 года император был убит в Михайловском замке, в собственной спальне, спустя 47 лет после того как родился на этом же месте, только в другом дворце… В столице появились легенды о смерти Павла. Говорили, что незадолго до его гибели в Петербург явилась юродивая, которая говорила, что государю отпущено жить столько лет, из скольких букв состоит надпись над Воскресенскими воротами Михайловского замка. Эта надпись гласила: «ДОМУ ТВОЕМУ ПОДОБАЕТЪ СВЯТЫНЯ ГОСПОДНЯ ВЪ ДОЛГОТУ ДНЕЙ». Здесь ровно 47 букв, столько же, сколько было лет несчастному императору.
Более того, многие утверждали, что дух Павла I не захотел покидать свой замок, и до сих пор там находится. Призрак таинственного императора видели солдаты, перевозившие военное имущество, новые жители дворца, а также простые прохожие нередко замечали прозрачную фигуру, стоящую в окнах мрачного замка. [10]
Действительно, каждый замок скрывает множество только стенам известных тайн….
Мною были изучены теоретические вопросы темы. Следующим этапом стало изготовление макета средневекового замка.
Этапы изготовления:
1. Выбор материала для изготовления замка.
Для изготовления замка было решено остановиться на бумаге. Бумага хорошо поддается различной обработке и из неё легче изготовить различные части замка. Для изготовления основы замка и рва вокруг использовалутеплительный материал – пеноплекс, так как он легко поддаётся резке, выпиливанию.
2. Выбор внешнего вида средневекового замка.
На страницах различных сайтов Интернета, энциклопедий было просмотрено большое количество изображений, решили сделать замок прямоугольного типа. На сайте Олеси Емельяновой нашёл готовые чертежи некоторых элементов замка, которые и использовал.
3. Определение масштаба макета.
Размеры макета должны быть легкими, чтобы свободно можно было перемещать макет. (30-35-50 см.)
4. Изготовление деталей макета замка
Было изготовлены детали крепостных стен, детали угловых башен, детали башни донжон, детали зубцов стен и башен, ворота – мост – 1 шт. и цепочка, основаниедля композиции,фигурки рыцарей из бумаги, флаг. Большую помощь мне оказали мой друг Дмитренко Никита и мои родители.
5. Склеивание деталей. Изготовление макета
1. бумажные детали склеиваются между собой, красятся;
2. готовые башни и стены замка склеиваются друг с другом 3. на основании выпиливается ров, красится;
3. ворота - мост устанавливаются, закрепляются на цепочки;
4. замоккрепится мебельными гвоздями к основанию;
5. на крыше донжона устанавливается флаг;
6. в ров заливается вода;
7. в замке устанавливаются фигурки рыцарей.
Замок готов! Действительно, своими рукам можно создать замок, но не для защиты от неприятелей и врагов, а для собственного удовольствия и всеобщей пользы!
Таким образом, моя гипотеза подтвердилась, действительно, средневековый замок содержит в себе много тайн и загадок, узнать о них было интересно и мне и другим ребятам. Я много вынес из этого проекта. Я научился работать с бумагой и картоном, усовершенствовал свои навыки поиска в интернете. Я полюбил замки. Полюбил за то, что они попросту романтичны.
С течением времени укрепленные рыцарские жилища постепенно становились не столь уж грозными и неприступными. Причиной тому было быстрое распространение огнестрельного оружия, тяжелых пушек, способных на расстоянии разрушать башни и сметать со стен воинов гарнизона.
Оказалось, старый замок-крепость не столь уж трудно превратить в изящный, удобный, красивый замок-дворец. Мрачные боевые башни могут стать красивым декоративным украшением, придающим всему зданию особый колорит. Старые стены — прекрасно сочетаться с ажурными коваными решетками, открытое пространство, на котором издавна ставили замок, чтобы загодя можно было видеть врага, — превратиться в ухоженный парк с аллеями и безупречными газонами. Благодаря таким превращениям и до наших дней дошли многие из старинных замков; правда, далеко уже не в том виде, как в романтические времена рыцарства. Так выглядел замок в конце XV века, таким дошел и до наших дней; даже подъемный мост на цепях действует до сих пор, именно по нему и попадают в замок туристы. Есть во Франции даже своеобразный неофициальный «заповедник» замков, которые, преобразившись с Возрождением, благополучно прошли через все последующие войны и лихолетья. Один из популярных ныне в мире туристских маршрутов так и называется — замки Луары. [2]
Немного воображения и, кажется, вот-вот послышатся звуки боевых труб, ржание боевых лошадей, звон доспехов. И сколько же всего должны помнить самые старые из камней замка, чего только не видели за сотни лет!
Рыцарские турниры, торжественные приемы, подлые заговоры, тайные ходы, привидения, сокровища — применительно к замкам все это перестает быть легендой и превращается в историю. Здесь как нельзя лучше подходит выражение “стены помнят”: кажется, что каждый камень замка дышит и скрывает тайну. Хотелось бы верить, что средневековые замки и впредь будут сохранять ауру загадочности — ведь без нее они рано или поздно превратятся в старую кучу камней.
2
Ёжикина Радость
Сверчок
Карты планет и спутников Солнечной системы
Разлука
Зимний дуб