Научно-исследовательская работа состоит из 2 глав: теория и практика
Вложение | Размер |
---|---|
proekt_vdovin_fedya.docx | 384.79 КБ |
Научно-исследовательский
конкурс «Мир вокруг нас»
Научно-исследовательская работа
по теме: «Строение, функции и гигиена органов зрения»
направлению: окружающий мир
Выполнил:
Вдовин Фёдор Владимирович,
ученик 2 б класса
Научный руководитель:
Короткова Марина Владимировна
Самара, 2015
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………..................3-4
ГЛАВА 1 СТРОЕНИЕ И ФУНКЦИИ ЗРИТЕЛЬНОГО АНАЛИЗАТОРА
1.1 Понятие зрительного анализатора ……………………………….......................5-7
1.2 Причины и виды нарушений зрения……………..…………………………......7-8
ГЛАВА 2 ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА ПО ПОДГОТОВКЕ И ПРОВЕДЕНИЮ ВИКТОРИНЫ СРЕДИ УЧАЩИХСЯ 2 КЛАССА И СОСТАВЛЕНИЕ РЕКОМЕНДАЦИЙ ДЛЯ СОХРАНЕНИЯ ЗРЕНИЯ
2.1 Составление вопросов к викторине для учащихся 2 класса ...………............9-10
2.2 Разработка правил по гигиене зрения для 2 класса .......................................10-11
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………..……….12
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ……………………………..13
ПРИЛОЖЕНИЯ………………………………………………………………….14-18
ВВЕДЕНИЕ
К сожалению, здоровые глаза и хорошее зрение встречаются далеко не всегда. В России, по данным Министерства здравоохранения, более миллиона детей страдает различными заболеваниями глаз и нарушением зрения: близорукостью, дальнозоркостью, астигматизмом и косоглазием. С каждым годом число таких детей растет. Поэтому специалисты придают большое значение профилактике и ранней диагностике нарушения зрения. Возраст поступления ребенка в школу совпадает с периодом функциональной неустойчивости органа зрения. Около 5% детей имеют проблемы со зрением и носят очки до начала периода обучения. В то же время учебный процесс связан со значительным возрастанием нагрузки на глаза, поэтому частота нарушения зрения у школьников растет из года в год.
Кроме знанья и уменья,
Всем необходимо зренье!
Чтобы книгу прочитать,
Нужно зреньем обладать.
Если хочешь ты в кино-
Тоже зренье нужно,
Да и в цирке представление
Посмотреть нельзя без зрения.
Значит, каждому из нас
Нужна пара зорких глаз!
Святослав Николаевич Федоров – советский и российский офтальмолог, глазной микрохирург, профессор. Он произвел подлинную революцию в офтальмологии. Из скромной размеренной науки, он превратил ее в яркую, бурно прогрессирующую, престижную отрасль медицины. Сформулировал принцип: «Прекрасные глаза – каждому!» С. Н. Федоров признан «выдающимся офтальмохирургом 20-го века»
Данная проблема в изучении зрения и выявления причин его повреждения в наше время является актуальной. Поэтому было принято решение изучить строение, функции и гигиену органов зрения.
Объект исследования – строение и функции органов зрения.
Предмет исследования – профилактика нарушений зрения и правила гигиены.
Цель исследования – теоретически обосновать проблему нарушения зрения, разработать и апробировать правила по гигиене зрения.
Задачи исследования.
Методы исследования: анализ медицинской, психолого-педагогической и методической литературы, наблюдение за учебным процессом, физкультминутками в классе.
Практическая значимость исследования заключается в том, что материал может быть использован учителями, родителями и учениками.
Научно-исследовательская работа проведена в 80 средней общеобразовательной школе. В ходе данной работы участвовали учащиеся 2-го класса, в количестве 26 человек.
Структура исследовательской работы. Работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы и приложения.
ГЛАВА 1 СТРОЕНИЕ И ФУНКЦИИ ЗРИТЕЛЬНОГО АНАЛИЗАТОРА
1.1Понятие зрительного анализатора
Наряду с понятием зрительного анализатора существует понятие органа зрения. Орган зрения - это глаз, включающий три различных в функциональном отношении элемента:
1) глазное яблоко, в котором расположены световоспринимающий, светопреломляющий и светорегулирующий аппараты;
2) защитные приспособления, т.е. наружные оболочки глаза (склера и роговица), слёзный аппарат, веки, ресницы, брови;
3) двигательный аппарат, представленный тремя парами глазных мышц (наружная и внутренняя прямые, верхняя и нижняя прямые, верхняя и нижняя косые), которые иннервируются III (глазодвигательный нерв), IV (блоковый нерв), VI (отводящий нерв) парами черепных нервов [10].
Собственно глазом называется сложно устроенное, упругое, почти шарообразное тело - глазное яблоко. Оно находится в глазнице, окружено костями черепа. Между стенками глазницы и глазным яблоком есть жировая прокладка.
Глаз состоит из двух частей: глазного яблока и вспомогательных мышц, век, слезного аппарата. Как физический прибор глаз представляет подобие фотоаппарату - темную камеру, в передней части которой находится отверстие (зрачок), пропускающее в нее световые лучи. Вся внутренняя поверхность камеры глазного яблока выстлана сетчатой оболочкой, состоящей из элементов воспринимающих световые лучи и перерабатывающих их энергию в первое раздражение, которое передается далее в мозг по зрительному каналу.
Глазное яблоко
По форме глазное яблоко имеет не совсем правильную шаровидную форму: передне-задний размер у взрослого человека в среднем -24,3 мм, вертикальный - 23,4 мм и горизонтальный - 23,6. Размеры глазного яблока могут быть больше или меньше. Глазное яблоко имеет три оболочки: наружную, среднюю, внутреннюю и ядро, то есть хрусталик, и стекловидное тело - студенистую массу, заключенную в прозрачную оболочку.
Наружная оболочка глаза построена из плотной соединительной ткани. Это самая плотная из всех трех оболочек, благодаря которой глазное яблоко сохраняет свою форму.
Наружная оболочка в основном белая, поэтому ее называют белком или cклерой. Это непрозрачная оболочка, занимающая 5/6 поверхности глазного яблока. Передняя ее часть отчасти видна в области глазной щели, центральная ее часть более выпукла. В своем переднем отделе она соединяется с прозрачной роговицей.
Роговица глаза напоминает часовое стекло. Она имеет переднюю выпуклую и заднюю вогнутую поверхность. Толщина роговицы в центре около 0,6, а на периферии до 1 мм. Роговица является наиболее преломляющейся средой глаза. Она как бы является окном, через которое в глаз проходят пути света. В роговице нет кровеносных сосудов и ее питание осуществляется за счет диффузии из сосудистой сети, расположенной на границе между роговицей и склерой.
Радужная оболочка является передним, хорошо видимым отделом сосудистого тракта. Она представляет собой пигментированную круглую пластинку, расположенную между роговой оболочкой и хрусталиком.
Сетчатка
Внутренняя оболочка глаза – сетчатка - самая важная часть глаза. Имеет очень сложное строение и состоит главным образом из нервных клеток. По анатомическому строению сетчатка состоит из десяти слоев. В ней различают пигментный, нервоклеточный, фоторецепторный и другие слои.
Наиболее важным из них является слой зрительных клеток, состоящий из световоспринимающих клеток - палочек и колбочек, осуществляющих также восприятие цвета. Количество палочек в сетчатке человека достигает 130 млн., колбочек около 7 млн. Палочки способны воспринимать даже слабые световые раздражения и являются органами сумеречного зрения, а колбочки – органами дневного зрения. В них происходит преобразование физической энергии лучей света, попадающих в глаз, в первичный импульс, который по зрительно первому пути передается в затылочную долю головного мозга, где и формируется зрительный образ.
Хрусталик является важнейшей оптической средой. Он представляет собой двояковыпуклую линзу, состоящую из многочисленных клеток, наслаивающихся друг на друга пластами. Он расположен между радужной оболочкой и стекловидным телом. Сосудов и нервов в хрусталике нет. Благодаря своим эластичным свойствам хрусталик может менять свою форму и становиться то более, то менее выпуклым в зависимости от того, рассматривается предмет близкого или дальнего расстояния.
Стекловидное тело - бесцветная студенистая масса, занимающая большую часть полости глаза. Оно располагается позади хрусталика и составляет 65 % содержимого массы глаза (4 г). Стекловидное тело является опорной тканью глазного яблока. Благодаря относительному постоянству состава и формы, практической однородности и прозрачности структуры, эластичности и упругости, тесному контакту с цилиарным телом, хрусталиком и сетчаткой, стекловидное тело обеспечивает свободное прохождение световых лучей к сетчатке, пассивно участвует в акте аккомодации. Оно создает благоприятные условия для постоянства внутриглазного давления и стабильной формы глазного яблока. Кроме того, оно выполняет и защитную функцию, предохраняет внутренние оболочки глаза (сетчатку, цилиарное тело, хрусталик) от дислокации, особенно при повреждении органов зрения (приложение 1).
Защитные приспособления
Глаз имеет многообразные защитные приспособления. Глазное яблоко прикрывается веками. Веки, закрывающие глазное яблоко спереди, представляют собой две кожаные складки, внутри которых заложена плотное соединительное поле - пластинка и круговые мышцы-замыкатели глазной щели. По свободному краю века растут ресницы и открываются кромки видоизмененных сальных желез. Движение глазного яблока осуществляется сокращениями глазных мышц, которые обеспечивают согласованный поворот глаз в различные стороны [10].
Глаз- волшебный теремок,
Круглый маленький домок.
Этот дом со всех сторон
Стенкой тонкой окружен -
Стенкой гладкой, белой,
Назвали ее склерой.
Впереди кружочек тонкий –
Роговица, словно пленка,
Вся прозрачна, как стекло,-
В мир чудесное оконце
В глаз проходит свет от солнца.
В центре радужки- зрачок,
Черный маленький кружок.
Коль светло – зрачок поуже,
Чтобы видел глаз не хуже.
Лишь стемнеет- наш зрачок
Станет сразу же широк.
А за радужкой лежит
Маленький хрусталик.
Он такой имеет вид,
Как стеклянный шарик.
Изнутри весь этот дом
Выстлан, будто бы ковром,
Оболочкой гладкой-
Тоненькой сетчаткой.
А внутри лежит большое
Тело стекловидное,
Все прозрачное такое
И почти не видное [3].
1.2 Причины и виды нарушений зрения
Хорошее зрение необходимо человеку для любой деятельности: учебы, отдыха, повседневной жизни. И каждый должен понимать, как важно оберегать и сохранять зрение. Зрительные расстройства связаны не только с условиями зрительной работы, но и с другими бытовыми условиями, например: питание, в частности витаминная недостаточность, природные условия, климат. Так же имеет значение наследственность и состояние нервной системы (большое напряжение, раздражительность).
• БЛИЗОРУКОСТЬ.
Как правило, это приобретенное заболевание, когда в период длительной нагрузки (чтение, письмо, телевизор, компьютер ) из–за нарушения кровоснабжения происходят изменения в глазном яблоке, приводящие к его растяжению. В результате чего ухудшается зрение вдаль, которое улучшается при прищуривании или надавливании на глаз (приложение 2).
В городских школах близорукость, как правило, встречается чаще, чем в сельских. Очевидно, здесь играет роль меньшая зрительная нагрузка учащихся сельских школ. Помимо того, сельские школьники больше бывают на свежем воздухе и занимаются физическим трудом, что способствует закаливанию организма и повышению иммунитета.
При близорукости очки надевают, чтобы хорошо видеть дальние предметы на улице и мелкие детали в квартире. При чтении или письме очки нужно снимать.
• ДАЛЬНОЗОРКОСТЬ.
В отличии от близорукости, это не приобретенное, а врожденное состояние, связанное с особенностью строения глазного яблока. Первые признаки появления дальнозоркости – ухудшение зрения вблизи, стремление отодвинуть текст от себя.
При дальнозоркости очки надевают для чтения и письма, а в остальных случаях они не нужны, если степень заболевания небольшая (приложение 2).
• АСТИГМАТИЗМ.
Выражается в понижении зрения как вдаль, так и вблизи, быстрой утомляемости и боли в глазах при работе на близком расстоянии. Человек видит искаженное изображение. Представление об астигматизме можно получить, если посмотреть на свое отражение в овальной чайной ложке.
При астигматизме подбирают специальные очки и линзы, которые изготавливаются с учетом его индивидуальных особенностей.
• КОСОГЛАЗИЕ
Положение глаз, при котором зрительная линия одного глаза направлена на предмет, а другого – отклонена в сторону. Отклонение в сторону носа называется СХОДЯЩИМСЯ косоглазием, к виску – РАСХОДЯЩИМСЯ, вверх или вниз- ВЕРТИКАЛЬНЫМ (приложение 2).
Косоглазие развивается вследствие нарушения работы мышц глаза. При этом работает только один здоровый глаз, а косящий бездействует, что ведет к снижению зрения [7].
ГЛАВА 2 ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА ПО ПОДГОТОВКЕ И ПРОВЕДЕНИЮ ВИКТОРИНЫ СРЕДИ УЧАЩИХСЯ 2 КЛАССА И СОСТАВЛЕНИЕ РЕКОМЕНДАЦИЙ ДЛЯ СОХРАНЕНИЯ ЗРЕНИЯ
2.1 Составление вопросов к викторине для учащихся 2 класса
С целью выяснения уровня знаний о зрении у учащихся 2 класса, мы подготовили вопросы и задания для проведения викторины.
1. Ответь на вопросы.
-Для чего вокруг глаз ресницы? (Ресницы защищают глаза от попадания в них соринок).
- Для чего мы моргаем? (Моргаем мы для того, чтобы периодически смазывать слезами роговицу, когда боимся попадания чего – либо в глаз).
- Для чего закрываются веки, когда мы засыпаем? (Веки глаз на время сна закрываются, чтобы отдохнули мышцы век, отдыхал мозг – к нему не поступает новая информация от глаз).
- Когда мы щуримся? (Щуримся мы тогда, когда свет от рассматриваемых предметов через чур ярок – этим мы помогаем зрачку, который не всегда справляется с регулированием силы света, поступающего в глаз).
- Почему мы плачем, когда режем лук? (Сок лука, а также некоторые другие резко пахнущие вещества: ацетон, лак – являются раздражителями глаз, вызывая обильное слезотечение. Глаз пытается быстрее смыть со своей поверхности молекулы этих веществ).
- Кто такие дальтоники? Можно ли им водить автомобиль? (Дальтоникам водит автомобиль опасно, особенно в темноте, когда не видно, верхний (красный) или нижний (зеленый) фонарь горит у светофора (красный или зеленый цвет они воспринимают одинаково, не различая их).
- Какие глаза можно называть внимательными? (Внимательными мы называем глаза, разглядывающие какой – то предмет или что-то разыскивающие взглядом).
- Какие приборы увеличивают возможности глаз? (Возможности глаз увеличивают изобретенные человеком приборы: очки, микроскопы, бинокли, телескопы, приборы ночного видения и другие.)
-Бывают ли глаза добрыми, злыми? (Глаза сами по себе не бывают добрыми или злыми, то или иное впечатление по выражению глаз создают расположенные вокруг них мышцы лица.)
- Что же может навредить глазам? (Плохое или недостаточное освещение, чтение лежа, многочасовое просматривание телевизионных передач, засорение глаз.) [1].
2. Соотнеси фразеологизмы.
Хлопать глазами сильно удивляться
Глаза на лоб лезут приятно смотреть на что – то
Глаза разгорелись посмотри внимательно
Раскрой глаза бессмысленно смотреть
Глаз радуется захотелось получить что-то
3. Ответить на утверждения да/нет. Чем больше ответов «да», тем больше дети заботятся о своем зрении.
• Всегда читаю сидя.
• Делаю перерыв во время чтения.
• Слежу за посадкой при письме.
• Делаю уроки при хорошем освещении.
• Делаю гимнастику для глаз, если чувствую, что глаза устали.
• Часто бываю на свежем воздухе.
• Употребляю в пищу растительные продукты.
• Смотрю только детские передачи 2-3 раза в неделю.
• Оберегаю глаза от попадания инородных тел.
• Компьютером пользуюсь не более 30 мин. в день.
4. Проведение опыта «Мариотта»
Цель: показать, что при попадании изображения на слепое пятно, человек перестает видеть данное изображение.
Детям предлагают смотреть одним глазом на крест в углу карточки, второй глаз закрыть ладошкой. При этом в поле зрения находятся и два круга. Затем его просят попеременно приближать и удалять эту карточку, не переводя взгляда с креста. В какой-то момент один из кругов перестанет быть виден. Это значит, что его изображение попало на слепое пятно (приложение 3).
5. Назвать наложенные предметы (приложение 4)
6. Обман зрения.
Какой из кругов по середине больше?
Какой из отрезков длиннее?
Какого цвета круги на разных квадратах?
Движется ли на самом деле узор на картинке? (приложение 5) [4].
2.2 Разработка правил по гигиене зрения для 2-го класса.
- Читай, пиши только при хорошем освещении, но помни, что яркий свет не должен попадать в глаза.
- Следи за тем, чтобы книга и тетрадь были на расстоянии 30- 35 см от глаз.
- Книгу при чтении ставь на наклонную подставку.
- При письме свет должен падать слева для правши и справа для левши.
- Не читай лежа, в транспорте.
- Если долго читаешь, пишешь, рисуешь, через каждые 20 минут давай глазам отдохнуть. Никогда не три глаза руками, так можно занести в них соринку или опасных микробов.
- Пользуйся чистым носовым платком, смотри в окно, вдаль, пока не сосчитаешь до 20.
- Очень вредно для глаз подолгу смотреть телевизор.
- Не стесняйся носить очки [3].
Комплекс упражнений для глаз: правила гигиены
1. Поморгайте часто и интенсивно в течение минуты.
2. Закройте глаза и попробуйте поморгать закрытыми глазами.
3. Смотрите вдаль около минуты, затем переведите взгляд на кончик носа, досчитайте медленно до 10, переведите снова взгляд вдаль, закройте глаза.
4. Посмотрите на потолок, медленно, по прямой линии переведите взгляд вниз (на пол). Повторите 3-4 раза.
5. Легкими похлопывающими движениями кончиков пальцев помассируйте брови, височную и подглазничную область. Закройте ладонью глаза на одну минуту.
Подобный комлекс упражнений людям с ослабленным зрением следует выполнять не только в перерывах между зрительными нагрузками, но и независимо от них 1-2 раза в день (утром и вечером) [8].
Спину следует держать прямой. Внимание (мысленно) во всех упражнениях направлено на глаза. Между упражнениями давайте глазам немного отдохнуть, закрыв их, или расслабьте глаза и несколько раз быстро поморгайте.
Упражнение 1 (массаж глаз). Сделайте спокойный вдох через нос и закройте глаза. Во время медленного спокойного выдоха через нос массируйте в направлении к носу и от носа закрытые веки глаз подушечками ладоней, расположенными ниже мизинца ближе к запястью. Делайте эти движения на продолжении медленного и спокойного выдоха через нос. На паузе после выдоха, не открывая глаз, наложите ладони обеих рук на глаза, нос и рот, чтобы к глазам не проникал свет, и находитесь в таком положении, сколько можете, не вдыхая воздуха. Затем, не открывая ладоней от лица, откройте глаза и сделайте спокойный вдох через нос. Потом одновременно с медленным спокойным выдохом через нос открывайте ладони, мизинцы являются как бы осью вращения. Упражнение выполняется один раз.
Упражнение 2. Продолжайте сидеть с открытыми глазами и смотреть прямо перед собой. Сделайте спокойный и медленный выдох через нос, одновременно поверните глазные яблоки насколько можно влево и вниз, то есть в крайний нижний левый угол, и зафиксируйте их в этом положении насколько можете, не вдыхая. С медленным вдохом через нос верните их в исходное положение. Упражнение выполняется один раз.
Упражнение 3. Выполняется, как упражнение 2, только взгляд обоих глаз надо направить в крайний правый нижний угол. Упражнение выполняется один раз.
Упражнение 4. Выполняется один раз, как упражнение 2, но взгляд обоих глаз надо направлять на кончик носа.
Упражнение 5. Выполняется один раз, как упражнение 2, только взгляд обоих глаз направляется на межбровье. Надо отметить, что упражнения 2-5 были статическими, а последующие упражнения 6 и 7 будут динамическими.
Упражнение 6. Вращательные движения обоими глазами в следующем направлении: сначала в левый крайний нижний угол, затем на межбровье, потом в правый крайний нижний угол и, наконец, на кончик носа, потом снова в левый крайний нижний угол и так далее.
Упражнение 7. Также вращательные движения обоими глазами, но в обратном направлении, а именно: сначала в правый крайний нижний угол, затем на межбровье, потом в левый крайний нижний угол и затем на кончик носа, потом в правый крайний нижний угол и так далее. Упражнение также выполняется до желания вдохнуть [2].
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Регулярный осмотр у офтальмолога может помочь выявить нарушение зрения на самых ранних этапах их формирования, а так же замедлить прогрессирование близорукости.
Следует обращать внимание на жалобы ребенка (боли в глазах, головные боли, повышенную утомляемость), изменение в поведении, успеваемости- могут быть следствием снижения остроты зрения.
Осмотр у врача должен быть ежегодным. Если у ребенка есть наследственная предрасположенность (нарушение зрения хотя бы у одного из родителей), нарушение осанки, нарушение зрения, проявившееся до школы- осмотр каждые полгода.
Необходимо помнить, что дети начальных классов обычно не жалуются родителям на нарушение зрения, поэтому им тоже надо посещать кабинет 2 раза в год. Помните, у большинства детей снижение зрения можно предотвратить.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
1.Аветисов Э.С. Близорукость. М: Медицина,- 2002.-с 285.
2.Аветисов Э.С. Охрана зрения детей. М: Медицина,1975.- с. 272.
3.Ворона А. А. ,Головкина О.Л., Матюхин В.В, Юшкова О. И. Влияние факторов профессиональной среды на клинико- физиологический статус лиц, работающих с видеодисплейными терминалами.// Медицина труда и промышленная экология, №7- 1999. -с. 25- 28 .
4.Горбачев В.В., Горбачева В. Н. Витамины, микро- и макроэлементы. Справочник .М : Книжный дом :, Интерпрессервис. 2002.- с.544.
5.Григорьева Г.В. Психофизиологические исследования зрительных функций нормальновидящих и слабовидящих школьников. М: Педагогика.1983.-с.154.
6.Иомдина Е.Н./ Исследование метаболических показателей в клинике прогрессирующей близорукости. Иомдина Е.Н., Болтаева З.К., Винецкая М. И., Смирнова Т. С.// Пособие для врачей. 2001.-с.25.
7.Ланцбург М.Е. Влияние работы с дисплеем на орган зрения./Ланцбург М .Е. ,Розенблюм Ю.З.//Вестник офтальмологии. 1988-№3.-с.69-73.
8.Нестерюк Л. И. Компьютерная диагностика функционального состояния органа зрения как элемент комплексной системы охраны зрения населения./ Нестерюк Л.И., Прокофьев А. Б.//Медицина труда и промышленная экология. 2002-№6-с.18-22.
9.Степанова М. И.//Народное образование.2003-№2-с.145-151.
10.Шипицына Л.М., Бартанян И.А. Анатомия, физиология и патология слуха, речи и зрения.//Академия.-2008.№2-с.13-18.
Приложение 1.
Приложение 2.
Косоглазие
Приложение 3.
Приложение 4.
Приложение 5.
Сказка "Узнай-зеркала"
Сказка про Серого Зайку
Рисуем акварелью: "Романтика старого окна"
Почта
Снежный всадник