Я живу в Балтасинском районе в небольшом старинном селе – Малые Лызи. Мое село имеет богатую историю, уходящую своими корнями в далекое прошлое. Я считаю, что узнать прошлое своего края, того места, где ты родился и вырос – это очень увлекательная, полезная, познавательная работа. Я хочу познакомить вас с теми страницами истории моего села, к которым я прикоснулась, изучая различные документы, находящиеся в школьном историко-краеведческом музее, встречаясь со старожилами села.
Вложение | Размер |
---|---|
issled._rabota_o_derevne.doc | 99 КБ |
Республиканская научно-практическая конференция
«Шаги в науку – 2012»
Секция: история и краеведение
Исследовательская работа
«Село, в котором я живу…»
Автор исследовательской работы:
Егорова Людмила Андреевна,
ученица 7 класса
МБОУ «Мало-Лызинская СОШ»
Балтасинского муниципального
района РТ
Научный руководитель:
Медведева Надежда Николаевна
учитель истории, русского языка и
литературы I квалификационной
категории МБОУ «Мало-
Лызинская СОШ» Балтасинского
Муниципального района РТ
2012
Содержание
Введение__________________________________________ 3
Основная часть
Заключение_________________________________________16
Список источников___________________________________ 18
Введение
Эти прекрасные леса.
Деревня наша возле Шошмы,
Кругом зеленые леса,
И днем и ночью не смолкают
Там летом птичьи голоса.
Вот рядом лес Ялтра как в сказке
Весь зачарованный стоит.
На бревнах местный Шурале,
Там слезы горько льет, сидит.
А вот Ушминский лес на склоне
Корнями намертво прирос,
В зеленый колокол он звонит,
И задает один вопрос.
«Меня потомкам сохраните,
Я долго, долго жить хочу.
Мои деревья берегите,
А я добром вам отплачу».
Мусинский лес за речкой Шошмой
Как заколдованный – чумной.
Кого встретит он с любовью,
А кто-то для него чужой.
И словно в старой доброй сказке
Кругом чудесные леса,
И в них, мы знаем, происходят
Большие в мире чудеса!
И пусть живут в годах, в столетьях
Эти прекрасные леса,
И никогда не умолкают
Там певчих птичек голоса.
Силютина Р. Ш.[1]
Балтасинский район – дальний край воспетого великим Тукаем поэтического Заказанья. Он расположен на самом севере нашей Республики Татарстан. Граничит с Кировской областью России, Республикой Мари Эл. Наши соседи - Арский, Кукморский, Сабинский районы. Район организован 30 августа 1930 года. Территория составляет 1094 кв.км. У нас в дружбе и в братстве живут и трудятся представители более 10 национальностей. Кроме татар, составляющих большинство населения, значительна численность удмуртов, марийцев, русских.
Я живу в Балтасинском районе в небольшом старинном селе – Малые Лызи. Мое село имеет богатую историю, уходящую своими корнями в далекое прошлое. Я считаю, что узнать прошлое своего края, того места, где ты родился и вырос – это очень увлекательная, полезная, познавательная работа. Я хочу познакомить вас с теми страницами истории моего села, к которым я прикоснулась, изучая различные документы, находящиеся в школьном историко-краеведческом музее, встречаясь со старожилами села.
Мне эта тема интересна, потому что я родилась в этом селе, здесь живут мой родители Егоров Андрей Петрович и Егорова Вероника Вениаминовна, бабушка Александрова Татьяна Валентиновна и дедушка Александров Вениамин Степанович, прабабушка Медведева Зоя Васильевна и прадедушка Медведев Валентин Кузьмич. С детства мне прабабушка рассказывала о быте и жизни людей этой деревни. Повзрослев, я заинтересовалась этой темой, захотела как можно больше узнать об истоках.
Таким образом, предметом моего исследования стали историко-географическое заселение населенного пункта с давних времен.
Объектом исследования является село Малые Лызи.
Цель настоящей проектной работы – изучить географию и историю села Малые Лызи, восстановить картину занятий и быта людей в села.
Задачи:
1. Выявить возможные пути заселения населенного пункта.
2. Объяснить происхождение названия села.
3. Изучить воспоминания старожилов села
4. Описать природу, быт, занятия и традиции населения.
5. Систематизировать собранный материал.
Методы работы:
1. Сбор информации по данной теме.
2. Анализ собранных материалов.
При написании данной работы были изучены архивные документы, касающиеся этого населённого пункта, хранящиеся в Государственном архиве Республики Татарстан. Рассмотрены документы, хранящиеся в районном центре, в сельской администрации и школьном историко-краеведческом музее села Малые Лызи. Изучена жизнь и творчество удмуртского писателя, нашего земляка Григория Сергеевича Медведева, прочитан его роман-трилогия под названием «Лозя бесмен» («Лозинское поле») о процессе коллективизации в нашей деревне[2]. Собирала воспоминания и рассказы старожилов села Малые Лызи: Медведева Анатолия Кузьмича (1926 года рождения), Назаровой Анны Васильевна (1914 года рождения), Медведева Валентина Кузьмича (1930 года рождения). Интересны для меня фотографии и записи из семейного архива моей семьи, хранящиеся у моего прадедушки Медведева Валентина Кузьмича.
Основная часть
1. История населенного пункта
Из Национального архива Республики Татарстан[3] деревня Малые Лызи (Сергеевка) (селом становится, когда появляется церковь) расположена по левой стороне речки Ушминки, на Сибирском почтовом тракте, от города 96 верст, было волостное управление. В половине прошедшего столетия в эту местность выселились из деревни Большие Лызи вотяки (15 человек) и дали название деревни по месту прежнего жительства. Название Лызи от слова ЛЫЗЯ (от вотякского слова) – БРОСАЕТ. При основании этой деревни вотяки, вышедшие будто бы из Сибири бросали жребий и одна часть их заняла по жребию это место, а другая удалилась в Мамадышский уезд. Потом, когда был проведен Сибирский тракт через деревню Лызи, большая часть вотяков выселилась на речку Ушминку и образовала три выселка, получившее название по речке Нижняя Ушма, Средняя Ушма и Верхняя Ушма.
В Сергеевке же поселились русские и дали ей это название по имени первого поселенца. С 1883 года по окончательной отстройке и освещении церкви, выделен из апазовского новый сергеевский приход, в состав которого вошли Большие Лызи и Ушма. Дворов было 30. Жителей 67 мужчин и 77 женщин, русские. Из них не живут в селе 3 мужчин и 1 женщина, они уходят на продолжительные заработки на 3 месяца. В селе находится духовенство 6 мужчин и 6 женщин, мещан 3 мужчин и 3 женщин, военного сословия 1 мужчина и 1 женщина. Из них занимаются торговлей 2 мужчин и 2 женщины. Был шерстобитный промысел, занимались 8 мужчин доход 50 рублей, кузнечный промысел – 4 мужчин, доход 30 рублей, валяние сапог – 2, доход 50 рублей, пчеловодство – 3, доход 150 рублей, было 70 ульев. В селе находилось 2 кузницы, 9 постоялых дворов и 1 питейное заведение. С 1870 года в Лызях была открыта Братством святителя Гурия школа, получившее сначала небольшие пособия от Земства, а с 1878 года принята на земский счет. Имеет наемное помещение за 60 рублей в год, от Земства получает 426 рублей 20 копеек, от сельского общества 60 рублей, а всего 486 рублей 20 копеек в год. В школе 1 законоучитель и 1 учительница, учащихся 20 мальчиков и 15 девочек.
Удмуртский писатель, наш земляк - Григория Сергеевича Медведев, жизнь и творчество которого тесно связаны с нашей малой родиной, с нашей деревней, школой, с улицами, по которым мы ходим, так описывал свой родной уголок в романе-трилогии «Лозя бесмен» («Лозинское поле»), часть третья «Большой день»:
«…На тракте, обсаженном березами, на берегу веселой Шушмо раскинулась деревня Лозя. Если подняться на холмы и взглянуть на деревню сверху – в глаза бросятся новые тесовые крыши, еще не успевшие потемнеть до дождей и ветров. На Васянкином лугу, рядом с Народным домом, баней, прачечной, хлебопекарней, больницей, школой, один за другим растут новые дома. Шумит вода, падающая с плотины, что перегородила, обуздала Шушмо. Ночью Лозя сверкает электрическими огнями.
Если выйти из деревни по тракту и повернуть направо, попадешь на лозинское поле. Здесь впервые были запаханы межи, выращен богатый социалистический урожай. Здесь в труде выросли новые люди. Они изменяют старую деревню, строят новую, счастливую жизнь.
Шумят на ветру березы. Светит над Лозинским полем ночная звезда»[4].
2. Рассказы старожилов
Медведев Анатолий Кузьмич (1926 года рождения)[5] рассказал историю своей деревни, которую слышал еще от своего отца Медведева Кузьмы Семеновича[6].
Откуда-то первым сюда приехал Турцев Сергей. Построил он кузницу на Тычкине, где и до сих пор имеется ключ и можно определить жилое место. Он был очень хорошим мастером своего кузнечного дела: ковал лошадей, делал различные телеги. К нему приезжали люди издалека. Бывало, говорят, спрашивали: «Куда едешь?» Отвечали: «К Сергею». Вот отсюда и пошло название деревни «Сергеевка». Затем в деревне жили Иван Сергеевич Турцев и Егор Сергеевич Турцев, это были его сыновья. Старожилы помнят, что у Ивана было прозвище Ванек. Жил он очень долго, чуть ли не 100 лет, а у Егора Сергеевича прозвище – Турец. Он действительно пришел с Турецкой войны. Пришел в полном военном обмундировании, привез даже саблю и седло. Был он награжден Георгиевским крестом. Вот отсюда примерно можно определить год образования деревни. ( Война с Турцией была в 1700 году). Деревня была небольшая, полностью русская, затем приехали удмурты, и они образовали вторую улицу, которую стали называть Починок. Дорога по центральной улице была во время дождей непроходимая, вокруг были грязь и лужи. Вот отсюда-то дали название Лызи. Под этим словом подразумевались три деревни, которые впоследствии разделились на Большие и Малые Лызи. Через деревню проходит дорога – Сибирский тракт. По ней прогоняли ссыльных. В Карадуване была их остановка на небольшой отдых. Недалеко от деревни в южной стороне было озеро, затем вода там исчезла. Легенда гласит, что проезжие по Сибирскому тракту цыганки в этом озере полоскали пеленки и после этого озеро перекочевало в другое место, которое сейчас называется Черным озером. На реке Шошма была мельница, первой хозяйкой которой была женщина. В 1942 году мельницу весенняя вода прорвала, и с тех пор ее не стало. В 1950 году на этом месте построили ГЭС, но и ее не смогли удержать. Вода унесла плотину.
Мой прадед – Медведев Валентин Кузьмич[7] (1930 года рождения) рассказывал мне, что деревня имела два переулка. До 1930 года было 73 двора. Коренное население – удмурты и русские. В деревне много однофамильцев – Медведевых. Только в починке восемь домов с фамилией Медведевы. В последствии, эту улицу назвали в честь писателя Г.С. Медведева (о нем чуть ниже). Русские носили фамилии: Мухины, Наумовы, Красильниковы. Есть так называемое место – «Шайдоры», где хоронили детей мертворожденных, утопленников, некрещеных. Сейчас рядом с этим местом расположено Балтасинское лесничество.
Было в Малых Лызях волостное управление, где были рабочие команды и квартиры, всего было 6 комнат.
В 1930 году в этом здании волостного управления начала работать начальная школа, а затем и семилетняя.
Население занималось в основном земледелием и животноводством. Была и маслобойка, выжимали масло из конопли и льна. Некоторые занимались перевозкой пассажиров на лошадях от Малых Лызей до Арска, Казани, Малмыжа и т.д.
Наумов Г.Ф. занимался торговлей разных продуктов и промтоваров. У него были подсобники Красильниковы, Крашенинниковы, Петровы, Медведевы. Крашенинников М, Лебедев, Ермаков имели дом заезжих. Лебедевы, Мухины возили почту из Казани.
В деревне Малые Лызи были раскулачены Ермаков Степан, который занимался торговлей, Яковлев Петр, Наумов Г.Ф. (Наумов Г.Ф. был и старостой деревни).
В 1930 году организовали в деревне свой колхоз. Коллективизация проходила тяжеловато, не все с радостью вступали в колхоз. Об этом подробно писал Г.С. Медведев:
«Надо растолковать народу суть колхоза, показать выгоду коллективного хозяйства, политику партии разъяснить…»[8].
«Выход из нужды и бедности один: объединиться в артель, сколотить колхоз. Единоличному хозяйству пришел конец. Наши деды, отцы на своей шее испытали ярмо батрачества и поденщины на богатеев. Работа артелью на чужих. Поработаем артелью, дружно, колхозом на себя. Хватит копаться каждому на своем жалком пятачке. Земля теперь принадлежит нам. Давайте работать вместе. В колхоз никого никто не тянет. Добровольно вступайте. Другой дороги для бедняка нету. Да и для середняка выгодно работать артелью. Одиннадцать хозяйств записалось в колхоз. Записывайтесь все, кто желает»[9].
Так и создавался в нашей деревне колхоз им. Кагановича.
А уже в 1950 году колхозы «Ленин сюрес» и им. Кирова объединились, председателем стал Матвеев Кузьма. Колхоз в деревне Малые Лызи назывался именем Кагановича. Первым председателем был с 1930 года Медведев Кузьма Семенович. Потом Плотников Н.В., Медведев А.Ф., Изосимов А., Кузьмин И., Кириллов В., Турцев., Марзуев А., Медведева С., Плотников А.Т., Медведев В.Е., Хамитов (30 тысячник), Плотников И.Т., Наумов Н.А., Плотников Ф. А.
Старожилка села - Назарова Анна Васильевна (1914 года рождения)[10] помнит, что в селе была красивая деревянная церковь. Эта церковь была построена в XIX веке. Деревянная церковь снаружи обшита и покрашена, внутри отштукатурена, крыша была железная, два купола, с семью куполами.
Во как описывал колокольный звон Г.С. Медведев: «Ударил раз и другой большой колокол церкви. Из-под залатанного свежими досками купола поползли тяжелые ржаные звоны, переливались через сплющенные дома, увязли у опушки Мусинского леса…
Колокольный звон набирал силу, участился. Из деревянных с козырьками ворот выходили старики и старухи, вытыгивались вдоль прясел цепочкой и брели к церкви»[11].
Анна Васильевна рассказывала, что первым священником был Филиппов Емельян. Он с сыном похоронен около бывшей церкви. После священником стал Бакиев Василий Алексеевич в 1936 году, за утерю церковных ценностей был осужден на три года. В этот период работал в церкви прибывший из Рожков Кировской губернии Ганин Дмитрий. В 1939 году Бакиев В. А. вернулся в церковь, проработал еще до осени 1940 года. Осенью 1940 года церковь разломали с целью строительства Мало – Лызинской школы, было много стройматериала, но началась Великая Отечественная война. В деревню начали приезжать эвакуированные из Москвы, Ленинграда, Украины, Прибалтики, весь строительный материал ушел на отопительный сезон.
Священник Бакиев В. А. после падения церкви работал в колхозе им. Кагановича на разных работах – он был хорошим мастером столярного ремесла, но и не забывал религиозные праздники.
С этого времени в селе не было церкви. Сначала верить было запрещено. Верующие люди посещали соседние церкви в селе Ципья, р.п. Арск, г. Малмыж.
Интересным для меня самой был день - 30 ноября 2006 года, когда в селе Малые Лызи прошло торжество, освящение куполов для новой деревянной церкви имени святой Девы Марии и Святого Пантилеймона. Праздник проходил рядом со старой школой, в которой мы еще учились. В торжестве приняли участие все население села Малые Лызи, ученики средней школы и верующие близ лежащих деревень. Святил купол и выступил перед население игумен (настоятель) Семиозерского монастыря отец Герман. Два купола были сделаны мастером Никитой их монастыря Семиозерска. Официальное открытие церкви прошло в июне 2007 году.
3. Природа родного края
Удмуртский писатель, наш земляк - Григория Сергеевича Медведев, так описывал природу в своем романе-трилогии «Лозя бесмен» («Лозинское поле») (часть первая «Лозинская полоса»):
… Возвращался Яша в родную деревню издалека, из Донбасса. Уходил из удмуртской деревни разобиженным на весь белый свет парнем, возвращался умудренным опытом рабочим.
Вот и Тятканайский лог, через который перекинут шаткий мостик в несколько жердочек. Перебрался по нему, увидел вдали, словно серую тень, деревню Лозя, остановился, скинул котомку, передохнул, подкрутил черные упругие усы.
С севера к Лозе подступает Мусинский лес. В зыбкой дымке утопают крутые склоны Поркар и Кыйкар, дальше горбиться щетинистый гребень горы Лозя. За Лозей вырисовывается гора Муртаза, поросшая елочками да березками вперемежку, синеет плотный Ялтринский лес.
С юга Лозя охвачена тонкой подковой соснового бора, молчаливого и недвижного…[12]
Каждый, кто приезжает к нам, восхищается природой нашего края. В любое время года прекрасны его обширные луга и поля, пестрые леса, журчащие речки. Очень живописны у нас река Шошма и речка Ушминка. Наша деревня находится в 3 км к западу от районного центра Балтаси. До г. Казани 100 км. Ближайшая железнодорожная станция Шемордан. Ближайшая пристань г. Малмыж в устье реки Шошмы. Деревня, как и весь Татарстан, расположена на Восточно-Европейской равнине. Поверхность представляет собой волнистую равнину, которая состоит из речных долин, холмов и оврагов. Очень сильное влияние на формирование земной поверхности оказывает деятельность людей. Создаются все новые формы рельефа. Все часто растут овраги, что представляет большую опасность для народного хозяйства, что делает задачу с ними злободневной. Невелики в окрестностях деревни и ресурсы недр. Из полезных ископаемых встречаются: пески, глина кирпичная, ил, в болотах немного торфа.
Наша деревня находится в умеренно-континентальном климате. Средняя температура самого холодного месяца января – 14 градусов, но бывает очень сильные морозы, например в 1979 году морозы достигали до 45 градусов. Средняя температура самого теплого месяца июля +18,6 градусов. Среднегодовое количество осадков 453 мм.
Местность находится в лесной зоне, в подзоне смешанных лесов. И это сразу видно, если посмотреть на окрестности деревни. С севера – Мусинский лес, с юга – Ушминский и Ялтра. Эти леса состоят их хвойных пород – ель, сосна, пихта в сочетании с лиственными породами – дуб, липа, береза, клен, осина, ольха, тополь. В лесу очень хорошо развит травянистый покров – копытень, папоротник-щитовник, лапчатка, крапива, земляника, медуница, ландыш. А как красив летом, когда всюду зелень. В июле и августе лес полон людей. Мы ходим в лес собирать грибы, ягоды, малину, орехи, веники, косим траву. Часто в лесу проводим школьные праздники, экскурсии и просто ходим отдыхать. Зверей в лесу не та уж и много – в основном заяц, лиса, еж, белка, лось, змеи, летучие мыши, редко встречается кабан, волк. А вот птиц большое количество – дрозды, синицы, овсянки, скворцы, вороны, галки, совы, сороки, снегири, кукушки, поползни, крапивница. На лето прилетают утки, гуси, цапли, которые селятся на реке Шошма.
«Шамна и сильна по весне Шушмо. Несется с шумом, тащит деревья, жерди, навоз, прутья, бурлит, роет илистое дно, гложет, размывает глинистые берега. Волна на волну набегает. Широко разливается Шушмо, мчиться сквозь орешники, березняки, дубняки, врезается в чащобы, поет на разные голоса. На лугах затихает, но во впадинах снова встает на дыбы пениться, клокочет»[13].
Берега Шошмы крутые, обрывистые, местами достигают до 5 м. А весной этих берегов не видно. Талая вода затопляет не только русло реки, но и все луга, и ширина реки местами достигает до 1 км. Прекрасна пора ледохода. Огромными айсбергами проплывают льдины мимо деревень, показываю свою мощь и величественность. Местные рыбаки любят это время года, они сетями ловят рыбу. В местных водах водятся: ерши, окуни, голавли, пескари, голец, щуки и др.
В растительном покрове преобладают: типчак, овсяница, тысячелистник, пастушья сумка, тимофеевка, тмин, мышиный горошек, клевер, пижма, ромашка, одуванчик, сурепка, люцерна, осока, подорожник. Из птиц – жаворонки, ястребы, кулики. Животные: сурки, мыши полевки, змеи. Луга в основном используются населением для выпаса скота и для заготовки сена.
3. Население села Малые Лызи
Наша деревня славится не только ее историей и природой. В чем здесь секрет? В людях. Где еще встретишь таких оптимистичных, принимающих и ценящих жизнь во всех ее проявлениях, людей тружеников, не ждущих манны небесной, а своими руками творящих свое сегодня. Живут и трудятся они на своей родной земле, доставшейся им в наследство от предков. Мы должны сохранить духовное начало в людях, дать им расправить крылья, несмотря на то, что у нас проживают несколько национальностей: удмурты, русские, татары, чуваши, марийцы, армяне, мордва.
Малые Лызи - деревня небольшая, в настоящее время 105 домов, имеется три улицы: Центральная, Г.С. Медведева (в честь удмуртского писателя, нашего земляка) и Советская. Численность населения с каждым годом меняется.
Большая часть населения трудоспособная. Они работают в деревне, но есть и за пределами ее. В деревне основное место работы колхоз ООО «Сурнай». Ведущей отраслью является зерновое хозяйство. Выращивают рожь, ячмень, пшеницу, овес, кукурузу, просо, гречиху, горох. В нынешнем году было собрано рекордное количество зерна и это благодаря нашим трудолюбивым, любящим землю людям. Можно смело назвать имена лучших трактористов и комбайнеров: Назаров Юрий, Тарасов Михаил, Медведев Георгий, Бегеев Леонид и Юрий, мой дед - Александров Вениамин, и мой отец – Егоров Андрей Петрович.
Из животноводства главной отраслью является мясомолочное скотоводство. Колхоз занимает одно из первых мест в районе по удою молока. Это благодаря трудолюбию доярок – Шишкина Галина, Калинина Нина. Они не раз участвовали на слете передовиков района. Награждены грамотами и ценными подарками.
В нашей деревне имеется лесничество, оно развивается с 1970 года. Основное направление работы – это производство строительных материалов хвойных и лиственных пород; облицовочная дощечка, штакетник, пиломатериалы, бруски, черенки, срубы, мочальные изделия из луба липы. Производство в лесничестве безотходное. Здесь так же имеются люди хорошо знающие свое дело: Гайсин Владик, Петров Петр, Демоков Петр, Балтасев Григорий, Хафизов Наиль и др.
Нашу деревню воспел один из писателей удмуртской литературы Григорий Сергеевич Медведев, житель нашей деревни. Благодаря ему, наше село имеет один из основных литературно-исторических источников о своей истории - роман-трилогию «Лозя бесмен»[14] ( «Лозинское поле»). В трилогии подробно описаны места нашего села, созданы самобытные, запоминающиеся образы крестьян – жителей села, запечатлены их особенности жизни и быта удмуртов, убедительно показана руководящая и направляющая роль Коммунистической партии в колхозном строительстве. В селе Малые Лызи имеется мемориальная доска на доме, где родился и жил Г. С. Медведев.
Большая гордость нашей деревни – это прекрасные люди. Они трудолюбивы, целеустремленны, у них умелые руки, они открыты душой и гостеприимны.
5. Культурные традиции села
Самобытна культура деревни. С уважением относятся жители деревни к культуре, традициям разных народов, живущих в деревне. Много проходят народных праздников. Пожилые люди верят в народные приметы. С 6 января по 19 января проходят Святки. 7 января – Рождество.
Рождественские праздники – это один из самых веселых праздников. В это время справляют святочные обряды, гадания. Гадают в основном девушки, собираясь в клубе. По дворам и улицам ходят ряженые. В народе говорят, если иней на деревьях в первые три дня Рождества – это к обильному урожаю. В школе уже как третий год батюшка и матушка проводят Рождественскую елку, знакомя детей с историей праздника Рождества Христова.
19 января – Крещение. Крещение славится своими морозами – крещенские морозы самые сильные. Старожилы замечают, что если крещенские морозы сильнее рождественских, то будет урожайный год. В Крещение проходят богослужения в церкви, освещение воды в речке Шошме, и наши жители ходят на Шошму за святой водой.
В начале марта – Масленица. Она длится неделю. В последний день Масленицы устраиваются катания на лошадях. Около клуба ставятся столы с блинами, пирогами, чаем. Поются веселые народные песни. В этот день в деревне принято тещам приглашать зятьев на блины. В конце праздника сжигается соломенная кукла. После масленицы сразу начинается Великий пост, который длится 7 недель.
Многие жители, особенно верующие, до конца выдерживают пост, ходят в церковь. Во время поста верующие исключают из рациона животную пищу (мясо, рыбу, яйца, масло, молоко, творог). Пост заканчивается с приходом Пасхи в апреле.
Пасха – самый главный праздник христианской церкви. На пасху пекут куличи, пироги, делают сырники, а самое главное – красят яйца. В основном у нас в деревне красят яйца в луковой шелухе. Пасха самый интересный праздник для детей. В этот день они ходят по дворам и собирают яйца, а затем, после обеда вместе с родителями ходят на гору играть в народную игру «Катание яиц».
К весенним праздникам относятся и Троица. Она бывает на 50 день после Пасхи, обычно в конце мая, в начале июня. В этот день пекут пироги, в основном с яйцами и зеленым луком. В Троицу семьями ходят на кладбище, украшают могилы венками и березовыми веточками. А вечером всей деревней собираются на праздник « Русской березки».
Березку наряжают разноцветными лентами, водят хороводы, поют народные песни, приносят с собой угощения, ставят самовар. Примет на Троицу мало. У нас говорят, если на Троицу дождь – будет много грибов.
В деревне живут и татары, которые тоже соблюдают свои традиции и проводят национальные праздники, в которых участвуют и жители деревни другой нации.
Свадьбы проводят современные, но в последнее время удмурты начали возрождать, забытые традиции проведения этих свадеб согласно обрядам предков.
Заключение
Сёл на земле очень и очень много. Конечно они все разные. Каждое село, деревня кому – ни будь дороги. Так и маленькая деревенька Малые Лызи, о сейчас село – мой самый любимый и памятный уголок земли, который называется малой родиной. И право у неё есть – жить и быть хранимой людской памятью.
Хочется оставить память о своей деревне, чтобы следующие поколения знали её историю. Она, моя деревня, маленькая, тихая и живут здесь очень хорошие люди. Моё исследование даёт представление о жизни людей села Малые Лызи.
В процессе работы я узнала, как начиналась жизнь в Малых Лызях, версии происхождения названия села, какими прекрасными людьми были ее жители, их быт, занятия, главными из которых являлись земледелие и скотоводство. Люди жили дружно, помогали друг другу и в горе, и в радости, всей деревней собирались на праздники.
В ходе работы у меня появилось много вопросов, касающихся истории своего села, на которые хотелось бы получить ответы (у меня появилось желание и дальше продолжать работу по этой теме). Из бесед со своими односельчанами я узнала много нового для себя о своем селе. История моего села неотделима от истории России.
Во время исследования я собрала обширный материал. Село стало мне ближе и роднее. Я считаю, что результаты моего исследования интересны и важны тем, кто жил и сейчас живет в селе Малые Лызи.
Мы, жители Малых Лызей, гордимся своим селом. Гордимся тем, что у нас такая древняя история, такая прекрасная природа, такие трудолюбивые люди, хорошо развита культура. Мы хотим, чтобы из поколения в поколение наше село сохранило свою красоту.
Живи, цвети колхоз родной.
Из поколений в поколенья
Простой здесь трудится народ,
Колхоз наш под названием Ленина
В передовых всегда слывет!
Доярки, трактористы, полеводы
Здесь дружно трудятся, живут,
Здесь разных наций собрались народы,
И счастье они общее куют.
А как они поют на сцене,
Их слушать любо – дорого друзья,
Их голоса как пенье птиц весенних,
Как трели золотого соловья!
Живи богато наш колхоз любимый
И с каждым годом процветай.
Пусть бог дает побольше силы,
Печалей, горестей не знай.
И пусть живут твои народы
Одною дружною семьей.
Из поколений в поколения
Живи, цвети колхоз родной!
Силютина Р. Ш.[15]
Список источников
[1] Силютина Роза – сельский библиотекарь, автор многих стихотворений о родном селе, природе, колхозе и людях, живущих в селе Малые Лызи. На ее счету более 200 стихотворений на татарском и русском языках.
[2] Роман-трилогия «Лозя бесмен» ( «Лозинское поле»), первая книга которого «Выль оре» («В новое русло») вышла в 1932 году, вторая – «Кыйкар бармын» («на склоне Кыйкара») – в 1934 г., третья – «Бадзым нунал» («Большой день») была завершена в 1936 г., но увидела свет только в 1959 г.
[3] Национальный архив РТ – метрическая книга «О родившихся» 1915 г., «О умерших» 1884 г., «О бракосочетавшихся» 1915 г. Ведосмость о церкви 1912 г.
[4] Медведев, Г.С.Лозинское поле: Роман / Пер. с удм. С. Никитина, А. Блинова; Предисл. А. Власенко. – серия «Библиотека удмуртского романа» / Г.С. Медведев. – Ижевск: Удмуртия, 1984. – С. 556.
[5] Медведев Анатолий Кузьмич – родился в 1926 году в селе Малые Лызи. Участник Великой Отечественной войны, брат моего прадедушки Медведева Валентина Кузьмича.
[6] Медведев Кузьма Семенович - родился 20 ноября 1896 года в деревне Малые Лызи Балтасинского района РТ. Прошёл 3 войны: германскую войну 1916 года, гражданскую войну 1918 года и Великую Отечественную войну 1941 года. Является моим прапрадедушкой.
[7] Медведев Валентин Кузьмич – мой прадедушка, родился 29 ноября 1930 года в деревне Малые Лызи. Работал бригадиром в колхозе им. Ленина.
[8] Медведев, Г.С.Лозинское поле: Роман / Пер. с удм. С. Никитина, А. Блинова; Предисл. А. Власенко. – серия «Библиотека удмуртского романа» / Г.С. Медведев. – Ижевск: Удмуртия, 1984. – С. 20
[9] Медведев, Г.С.Лозинское поле: Роман / Пер. с удм. С. Никитина, А. Блинова; Предисл. А. Власенко. – серия «Библиотека удмуртского романа» / Г.С. Медведев. – Ижевск: Удмуртия, 1984. – С. 29
[10] Назарова Анна Васильевна – родилась 1 октября 1914 года в д. Гондрырево. Вышла замуж в село Малые Лызи. С 1933 года работала дояркой, затем бригадиром в колхозе Кагановича.
[11] Медведев, Г.С.Лозинское поле: Роман / Пер. с удм. С. Никитина, А. Блинова; Предисл. А. Власенко. – серия «Библиотека удмуртского романа» / Г.С. Медведев. – Ижевск: Удмуртия, 1984. – С. 13..
[12] Медведев, Г.С.Лозинское поле: Роман / Пер. с удм. С. Никитина, А. Блинова; Предисл. А. Власенко. – серия «Библиотека удмуртского романа» / Г.С. Медведев. – Ижевск: Удмуртия, 1984. – С. 6.
[13] Медведев, Г.С.Лозинское поле: Роман / Пер. с удм. С. Никитина, А. Блинова; Предисл. А. Власенко. – серия «Библиотека удмуртского романа» / Г.С. Медведев. – Ижевск: Удмуртия, 1984. – С. 36.
[14] Роман-трилогия «Лозя бесмен» ( «Лозинское поле»), первая книга которого «Выль оре» («В новое русло») вышла в 1932 году, вторая – «Кыйкар бармын» («на склоне Кыйкара») – в 1934 г., третья – «Бадзым нунал» («Большой день») была завершена в 1936 г., но увидела свет только в 1959 г.
[15] Силютина Роза – сельский библиотекарь, автор многих стихотворений о родном селе, природе, колхозе и людях, живущих в селе Малые Лызи. На ее счету более 200 стихотворений на татарском и русском языках.
Гном Гномыч и Изюмка. Агнеш Балинт
Каргопольская игрушка
Соленая снежинка
Мост Леонардо
ГЛАВА ТРЕТЬЯ, в которой Пух и Пятачок отправились на охоту и чуть-чуть не поймали Буку