О бактериях и вирусах мы все наслышаны! Различные заболевания, вызваны жизнедеятельностью различных вирусов и бактерий, поэтому мы с детства знаем, что надо чаще мыть руки, наводить чистоту в помещении. Бактерии и вирусы в большинстве своем ассоциируются с чем-то вредным, лишним, не нужным, но открыв холодильник, я посмотрела состав биойогурта, там внятно перечислены названия бактерий. А с самого детства я слышу о пользе этого продукта. Значит, есть и полезные бактерии. Огромное количество микроорганизмов содержится в почве, воде и воздухе. То есть окружают нас. Большую часть дня мы проводим в школе – закрытом помещении. В воздухе закрытых помещений обнаруживаются микроорганизмы, постоянно обитающие в больших количествах на слизистых оболочках верхних дыхательных путей человека. Они выделяются в окружающую среду при чиханье, кашле, смехе и разговоре с мельчайшими частицами слюны и носоглоточной слизи. После школы мы идем домой – опять закрытое помещение. Занятие в танцевальной студии – закрытое помещение. И так целый день. Я и мои одноклассники часто болеют. Как можно уменьшить число болеющих? Какие бывают вирусы и бактерии? Можно ли их посчитать? Как обратить внимание и заинтересовать школьников этими мельчайшим «жителям» нашей планеты? Такие вопросы поставила я перед собой.
Цель моей работы: представить бактерии и вирусы в цифрах, средствами математики.
Вложение | Размер |
---|---|
Презентация Мини-задачник "Вирусы и бактерии в цифрах" | 1.02 МБ |
Слайд 1
Мини - задачник « Вирусы и бактерии в цифрах». Воронкевич Дарья, 7а класс Руководитель: Коренькова Ирина Геннадьевна, учитель математикиСлайд 2
Задача № 1 Условие задачи: Вычислить объем бактерии, имеющей форму шара (на примере бактерии стафилококка), если ее диаметр равен 2 мкм . Решение :
Слайд 3
Задача № 2 Решение : Условие задачи: Вычислить объем бактерии, имеющей цилиндрическую форму (на примере кишечной палочки), если ее диаметр 1,5мкм и длина 5мкм.
Слайд 4
Задача № 3 У словие задачи: Вычислить численность бактерий стафилококка и кишечной палочки (см. задачу №2) в кабинете, объемом 45м3, если бы они заполнили всё пространство кабинета Решение : 1 метр = 1000000 мкм 3 1м 3 = 1000000000000000000 мкм 3 45000000000000000000 мкм 3 : 8 ,8 мкм 3 =5.113.636.363.636.363.636
Слайд 5
Задача № 4 Условие задачи : Масса одной микробной клетки определяется в 0,00000000157 доли мг, масса же вирусной частички меньше микробной клетки в 1500 раз. Определить массу вирусной клетки. Решение : 0,00000000157:1500=0,0000000010467 мг
Слайд 6
Задача № 5 Условие задачи : Микробы, располагающиеся в пространстве до уборки помещения площадью 18м 2 , 2000000 на 1см 2 , после уборки 100000 на 1см 2 . Сколько всего находилось в помещении микробов до уборки и после? На сколько процентов помещение стало чище? Решение : До уборки После уборки % 2000000*180000=360000000000 1000000*180000=18000000000 18000000000 ∙100: 360000000000 = 5% 100%-5%=95%
Слайд 7
Задача № 6 Условие задачи: Анализ крови показал, что в 1 мм 3 крови находится 7 тысяч лейкоцитов полулунной формы, 5 миллионов эритроцитов круглой формы и 1000 ромбовидных тел вируса (гепатита В). Определить зараженность крови, зная ее средний объем (6 л). Решение : 1 л = 100000мм 3 1000 – 1мм 3 x - 6л = 600000мм 3 Х = 600.000.000 вирусов гепатита В
Слайд 8
Задача № 7 Условие задачи: В 1 кг почвы содержится 2500 редуцентов . Сколько редуцентов будет содержаться в 5 кг почвы? Решение : 2500*5=12500 редуцентов в 5 кг почвы
Слайд 9
Задача № 8 Условие задачи: На поверхности кожи площадью 1см 2 находится 5000 разнообразных вирусов и микробов. Вычислите сколько вирусов и микробов находится на 1м 2 кожи? Решение задаччи : 1м 2 = 10000см 2 5000*10000=50000000 разнообразных вирусов и микробов на 1 м 2 кожи.
Слайд 10
Задача № 9 Условие задачи: В 1м 3 воздуха содержится 7500 различных микроорганизмов. В каком объеме воздуха будет содержаться 7500000 микроорганизмов ? Решение: 7500000:7500=1000 м 3
Слайд 11
Задача № 10 Условие задачи: Бактерии группы кишечной палочки (БГКП) методом мембранных фильтров профильтровали 10мл из разведения 1:10000. На фильтре выросло 20 колоний. Сколько содержится бактерий в 1 г. почвы? Решение: Составляем пропорцию: в 10мл – 20 бактерий 1мл - ? (20*1):10=2 бактерии. Так как проба была отобрана из разведения 1:10000, то умножаем 10000 на 2. Итого в 1г почвы содержится 20000 БГКП
Слайд 12
Задача № 11 Условие задачи: Вынос азота огурцом составляет 17 г/м2, при урожайности 5 кг/м2, в почве имеется 12 г/м2 доступного азота, а коэффициент использования элементов из минеральных удобрений (Ку) равен 50 %. Какова потребность внесения азотных удобрений? Решение: Потребность во внесении элементов питания с минеральными удобрениями для огурца составит: азота: (17-12) * 100 : 50 = 10 г/м2; Культура Вынос, г/кг Урожайность, кг/м 2 Вынос, г/м 2 азот фосфор калий азот фосфор калий Арбуз 2,6 7,5 2,8 4,5 12 34 13 Баклажан 4,3 1,3 5,5 4 17 5 22 Бобы 9 4,7 10 3 27 14 30 Брокколи 8 5 20 2,5 20 13 50 Брюква 4 0,8 4,5 7 28 6 32 Горох 8 5 12 3 24 15 36 Дыня 4 1,2 4 4 16 5 16 Капуста: цветная 6 2,5 11,5 3 18 8 35 белокочанная 4 1,3 4,6 5 20 6 23 краснокочанная 5 1,7 7 4 20 7 28 пекинская 5 2,5 7 4 20 10 28 Кабачок 3 1,0 5,5 7 21 7 39 Картофель 5 1,6 8 4 20 6 32
Слайд 13
Задача № 12 Условие задачи: Рассчитайте потребность азотных удобрений для самого сибирского овоща – картофеля. Урожайность 4 кг/м2, Вынос азота картофелем составляет 20 г/м2. В почве имеется 12 г/м2 доступного азота (см. таблицу). Зная, что горох может в симбиозе с клубеньковыми бактериями накапливать за вегетационный период на 1 га от 50 до 100 кг азота, рассчитайте потребность азотосодержащих удобрений. Решение: (20-12)*100:50=16 г/м2 Пусть за вегетативный период горох накапливает азота 50кг на 1га, тогда на 1м2 придется 0,5кг, т.е. 500г при потреблении 20г/м2. Вывод: если вместе с картофелем садить семена гороха, то азот в почву уже вносить не надо.
Слайд 14
Задача № 13 Условие задачи: На сколько процентов больше загрязнен воздух после уроков по сравнению с воздухом до уроков в спортзале, коридоре, раздевалке, кабинете биологии (на основании исследования методом оседания Коха) Решение: Название помещения До уроков После уроков % Кабинет 120 360 Спортзал 196 600 Раздевалка (1 этаж) 157 480 Коридор 275 850 300 306 305,7 309
Новый снимок Юпитера
Сказка "Узнай-зеркала"
Ручей и камень
Сказка об одной Тайне
Афонькин С. Ю. Приключения в капле воды