Работа посвещена цвету и характеристику по нему человека.
Вложение | Размер |
---|---|
dyachenko_pavel_gotovaya_rabota_-pechat.doc | 167 КБ |
Краевой открытый конкурс реферативных, научно-исследовательских, проектных и творческих работ учащихся
«Озарение»
Номинация: человек в современном мире
Направление работы: психология
Скажи мне, какой цвет ты любишь и я скажу, кто ты
( научно- исследовательская работа)
Выполнил:
Дьяченко ПавелАлексеевич,
учащаяся 6 «а» класса
МБОУ «Веселоярской СОШ»,
Рубцовского района
Руководитель:
Сидоренко Татьяна Владимировна
педагог-психолог
сот.телефон:89833513453
2013 год
Содержание
стр.
Введение………………………………………………………………….3
I. Теоретическая часть исследовательской работы……………………3
II. Исследовательская часть исследовательской работы…………….12
2.1.Результаты диагностики цветовых предпочтений учащихся
МБОУ «Веселоярской СОШ»………………………………………….12
Заключение …………………………………………………………….14
Список литературы и интернет-ресурсов…………………………….15
Приложения…………………………………………………………….16
Введение
Актуальность. Цвет - это не только красота, но он так же воздействует на зрение, слух, вкус, осязание и обоняние. Когда мы любуемся прекрасными красками заката, весеннего неба или осеннего леса, мы не задумываемся над тем, что цвет так же воздействует на органы чувств, тем самым оказывая лечебный эффект на человека.
Все вы наверняка знаете, что по выбранному цвету, можно определить не только настроение, но так же и черты характера.
Таким образом, цель моей работы исследовать цветовые предпочтения учащихся Веселоярской школы.
Задачи:
1.Изучить понятие цвета.
2.Познакомиться историей лечения цветом.
3.Дать основные характеристики взаимодействия цвета с характером.
4.Изучить цветовые предпочтения учащихся Веселоярской школы.
Предмет: влияние цвета на характер человека.
Объект: цветовые предпочтения учащихся Веселоярской школы.
Методы исследования:
1. Анализ литературных источников и интернет- ресурсов.
2. Метод опроса.
3. Анализ полученных данных.
Работа состоит из введения, теоретической и практической частей, заключения, списка литературы, интернет- ресурсов, приложений.
I. Теоретическая часть научно- исследовательской работы
Итак, что же такое цвет? Это может быть род либо вид краски. А так же под цветом понимается качественная субъективная характеристика электромагнитного излучения оптического диапазона, определяемая на основании возникающего физиологического зрительного ощущения и зависящая от ряда физических, физиологических и психологических факторов[4].
Учёными доказано, что цвет – один из факторов, определяющий состояние психики человека. На основании предпочтения или любви человека к конкретному цвету, психологи определяют его характер, склад ума, склонности к чему-либо, состояние здоровья. А, к примеру, цветовые терапевты рекомендуют своим пациентам носить и одежду определенных тонов, а дизайнеры учитывают цвет при создании интерьера.
1.2.История возникновения лечения цветом
Еще в Древнем Египте считалось, что посвященные жрецы умеют лечить болезни человека энергией бога Ра, бога Солнца. В Египте существовали “цветовые” храмы, где под присмотром служителей исцеляли больных. Учеными были найдены помещения египетских храмов, которые были устроены таким способом, что солнечные лучи преломлялись в семь цветов спектра. Этот чудесный свет использовался как для богослужения, так и для лечения различных заболеваний. Человека «купали» в комнате с необходимым цветом для восстановления здоровья. А, вот древние греки оставили в наследство человечеству записи о разработанной ими теории и практике солнечной терапии. Существуют документальные подтверждения тому, что например, китайские врачи еще в древности лечили болезни желудка желтым цветом, а больным скарлатиной рекомендовали носить красные шарфы.
Средневековые врачи, излечивали многие болезни при помощи цветотерапии. Известный философ и педагог из Австрии Рудольф Штайнер, применял цвет в своих духовных учениях и основал антропософию (наука о духовном восприятии человека и его взаимосвязи с Вселенной). После чего были созданы школы изучения антропософии. В зданиях таких школ установлены окна с разноцветными стеклами с целью, чтобы ученики могли на себе испробовать лечебные воздействие цветных лучей. В конце XIX века немецкий врач Георг фон Лангдорф открыл, что красный цвет расширяет сосуды, а синий - наоборот, суживает их[5]. Как самостоятельная наука, цветотерапия берет начало с открытия английскими учеными Дауна и Блунта в1877 году терапевтических свойств ультрафиолетовых лучей, при помощи которых лечили кожные заболевания и рахит.
Сегодня ученые также полагают, что цветотерапия— это одно из самых перспективных методов лечения и оздоровления человека.
Огромно влияние цвета на человека, хотя порой на это и не обращают внимания в повседневной жизни. Цвет воздействует на людей даже с завязанными глазами. В среде огненно-красного цвета у человека учащается пульс, а в среде синих оттенков пульс наоборот замедляется, и им овладевает сонливость.
Свет состоит из 7 цветов - красный, оранжевый, желтый, зеленый, голубой, синий, фиолетовый. Он способен проникать в толщу кожи на 1 см, однако в основном воздействует на зрительный анализатор, сетчатку глаза. Таким образом, он влияет на нервную систему, вызывая психологическое воздействие: желтый, зеленый, оранжевый - благоприятно влияют на настроение, синий и фиолетовый - отрицательное.
Красный цвет.
Его рекомендуется использовать при болезнях, возникающих на фоне общего физического истощения и ослабленного иммунитета. Он повышает содержание гемоглобина, регулирует деятельность сердца, печени и почек, способствует мышечному расслаблению.
Оранжевый цвет.
Очищающее и укрепляющее воздействие оранжевого цвета способствует повышению жизнеспособности, помогает преодолеть внутреннюю скованность, а так же склонность к излишнему пессимизму. Оранжевый цвет регулирует работу селезенки, поджелудочную железы, тонкого кишечника, укрепляет органы дыхания[8].
Желтый цвет.
Символом желтого цвета является воздух, наполненный солнечными лучами. Желтый цвет связан с солнечным сплетением человека и со всей нервной системой. Желтый цвет стимулирует интеллектуальные способности
человека, улучшая работу мозга и всей нервной системы, оказывает очищающее действие на органы пищеварения, печень и кожу, улучшает работу лимфатической системы, способствует выделению желчи, регулирует работу желчного пузыря, восстанавливает запасы минеральных веществ и снижает кислотность в организме.
Зеленый цвет.
Зеленый цвет действует на кожу как ласковое прикосновение. А так же укрепляет нервы, мышцы, кости, сухожилия, ткани.
Голубой цвет.
Голубой цвет -это состояние спокойствия, поэтому он оказывает успокаивающее действие на центральную нервную систему. Помогает восстановить организм и зарядить его новой энергией.
Синий цвет.
Синий цвет - цвет воды. Он оказывает положительное воздействие на органы дыхания, поэтому он особенно эффективен при бронхите, воспалении легких и астме, регулирует деятельность щитовидной железы, лечит аллергии.
Фиолетовый цвет.
Фиолетовый цвет помогает избавиться от чувства тяжести, стимулирует нервную систему, оказывает благотворное воздействие на человека при бессоннице, мигренях и депрессии, снижает температуру, уменьшает боли, оказывает положительное воздействие на лимфатическую систему.
1.3.Цвет и характер человека
Психологи на основе цветовых предпочтений или любви к определенным цветам делают выводы о характере человека.
Любители желтого цвета – это люди творческие, сильные волей и духом. Они любят власть, стремятся к ней, умеют концентрировать силу и волю и направлять именно туда, где она наиболее эффективна. Любители желтого цвета щедрые люди, они пользуются признанием близких, друзей, коллег. Настойчивые и терпеливые. Но так же им присуща надменность.
Любители темно-зеленых тонов –упрямые и настойчивые. А вот любители светло-зеленого цвета – это люди очень мягкие, они умеют ценить сотрудничество и склонны к дипломатии. Справедливы, доброжелательны, пунктуальны и умны, они умеют говорить именно то, что от них ждут. Их недостатком является то, что они совершенно не умеют никому и ни в чем отказывать[9].
Люди, предпочитающие темно-голубой цвет, цвет ночного неба,– это путешественники в широком понимании этого слова. Стремятся к знаниям, крайне религиозны. Кстати, темно-голубой – это цвет артистов. Любят жизнь, они очень энергичны, души не чают в детях. Они живут так, словно играют в спектакле, жизнь для них – это театр, они чувствуют себя актерами и поэтому любят признание и жаждут услышать аплодисменты своим успехам. Если работа им по душе и они получают от нее удовольствие, то такие люди неминуемо будут преуспевать во всем. Любители светло-
голубого цвета отличаются мечтательностью, романтизмом, очень любят путешествия, их постоянно тянет к морю, к воде. Они очень общительны, дружелюбны. Их все любят и у них обычно очень много друзей и подруг. Им нравится быть в коллективе, в обществе.
Любители фиолетового цвета – люди необычные, креативные, они стремятся к свободе, независимости и пространству. Их жизнь – это сплошной сюрприз, неожиданность[8].
Любители черного цвета – это люди, которые всегда готовы к борьбе, они страстны и вспыльчивы. Их эмоции очень яркие и экстремальные, они поглощают их целиком, без остатка. Если любитель черного цвета любит, то всей душой, если ненавидит, то смертельно.
Те люди, которые отдают свое предпочтение розовому цвету, очень мягкие, нежные и слабовольные, они пребывают всю свою жизнь в мире грез, мечтаний, сказок. Они расслаблены, очень нежны, мечтают о возвышенной любви из романов и историй о «золушках», предпочитают комфорт, домашний уют и совершенно не склонны к прогулкам на природе, походам, активному спорту, палаткам.
Люди, которые из всех цветов отдают предпочтение красному,– это натуры очень страстные. Причем страстны они во всем – и в любви, и работе, и в дружбе. Они любят командовать, являться лидерами в любой ситуации. Люди, предпочитающие красный, любят самый различный экстрим – охоту, жесткий и рисковый спорт, автомобильные гонки, скачки. Но при этом любители красного могут неожиданно склоняться к чему-то мягкому и нежному.
Люди, предпочитающие белый цвет в жизни предпочитают спокойствие и мир. Любители белого цвета очень мечтательны.
Любители темно-серого – это люди с повышенной логичностью мышления, любящие науку, медицину или технику. Они способны разрешать самые сложные и, казалось бы, нерешаемые проблемы.
Любители коричневого цвета – это крайне уравновешенные, обстоятельные люди. Они продумывают наперед все свои поступки, всегда тянутся к новым знаниям. Ценят и предпочитают одиночество, тишину, покой. Это люди по жизни довольно суровые и стойкие. Они относятся к вещам аккуратно, с бережливостью. Те, кто любит коричневые оттенки, стремятся к власти всеми силами.
II.Исследовательская часть работы
2.1. Результаты диагностики цветовых предпочтений учащихся МБОУ «Веселоярской СОШ»
Несомненно, цвет оказывает влияние на человека и физическое, и на душевное состояние. По предпочитаемому цвету можно судить о характере человека.
Интересно, а какие цветовые предпочтения у учащихся нашей параллели(6 кл.), с этой целью был разработан и проведен опрос. Оказалось, что больше всего учащихся предпочитают черный цвет (80%) и характеризуются они, как дети с твердыми принципами очень рассудительны, требовательны к себе и другим. Так же среди нашей параллели очень много приверженцев красного цвета(75%) (Приложение № 1). Такие дети эмоциональны, обладают сильным темпераментом. Сильно влюбчивы. Находятся в поиске новых впечатлений. На третьем месте оказался любители желтого цвета(37,5 %).Учащихся предпочитающих данный цвет можно охарактеризовать, как творческих, сильных волей и духом людей. Они очень щедрые, настойчивые и терпеливые, но так же в них есть такая черта характера, как надменность.
После исследования в нашей параллели, захотелось узнать, а какие вообще цветовые предпочтения у других учащихся нашей школы. Для этого был проведён второй опрос среди учеников 3-х и 9-х классов. Оказалось: ученики 3-х классов предпочитают красный(78%), черный(64%) и
желтый цвет(35%) (Приложение № 2).То есть эти ученики очень страстны, возбудимы и по характеры являются бунтарями. Любят быть лидерами. Имеют большую силу воли.
Ученики 9-х классов предпочитают красный (50%) , черный(66%) и зелёный(40%) цвет. Эти люди также возбудимы, общительны и являются «беспредельщиками» по жизни. Им характерна настойчивость и они преодолевают все преграды в жизни.
Таким образом, делая общий вывод можно сказать, что предпочитаемыми цветами среди учащихся Веселоярской школы являются три :красный, черный, зеленый цвета. В общем учащихся школы можно охарактеризовать, как « бунтарей», лидеров, активных людей со своей точкой зрения на все сферы человеческой жизни.
Заключение
Цвет в жизни человека занимает одно из ведущих мест. Порой мы даже не замечаем того, как он на нас воздействует. В своём исследовании мы изучили понятие цвета, дали основные характеристики, познакомились с историей цветотерапии, описали влияние цвета на характер человека. Выяснили, что лечение цветом началось еще в древнем Египте, именно там лечили болезни человека энергией бога Ра, бога Солнца. В Египте даже существовали “цветовые” храмы, где под присмотром служителей исцеляли больных.
В ходе исследования было выяснено, что учащиеся предпочитают в своей жизни три основных цвета: красный, черный и зелёный. Их можно охарактеризовать, как лидеров по жизни, любят командовать, на всё имеют свою точку зрения.
Список литературы и интернет –ресурсов.
Приложение № 1
Результаты диагностики учащихся 6 - х классов.
Диаграмма № 1.
Приложение № 2
Диаграмма № 2
Результаты диагностики учащихся 6 - х классов.
Результаты диагностики учащихся 9 - х классов.
Диаграмма № 3
Заяц-хваста
На берегу Байкала
Каргопольская игрушка
"Не жалею, не зову, не плачу…"
Машенька - ветреные косы