В своей работе ученики доказали ценность пруда для нашего села. Исследовав воду из пруда, доказали, что вода в пруду пригодна для жизнедеятельности.
Вложение | Размер |
---|---|
proekt_podsopochnaya_oosh.doc | 94.5 КБ |
Образовательное учреждение «Подсопочная основная общеобразовательная школа» филиал МКОУ «Сухобузимская СОШ»
Проект «Без пруда, ни туда и ни сюда» Учениц 3 класса Бибориновой Ирины и Симаковой Дарьи Руководитель Перевезенцева Н.А.
Подсопки 2015 год
Тема: «Без пруда и ни туда, и ни сюда» Гипотеза: Предполагаем, что пруд играет большую роль в жизни села и он нужен. Цель: Доказать ценность пруда для села. Задачи: Провести опрос жителей;
Изготовить природный индикатор из чая «Каркаде»
Провести опыты и дать характеристику воде из пруда;
Разработать рекомендации по улучшению состояния пруда;
Выполнить презентацию;
Сделать выводы;
Изготовить буклеты для отдыхающих на пруду.
Методы исследования:
Эксперимент.
Наблюдение.
Сравнение.
Изучение литературы.
Обращение к сети Интернет.
Спросить у взрослых.
План
I. Введение.
II. Основная часть.
1.Итоги опроса жителей.
2. Выписка из толкового словаря.
3.Возникновения пруда в селе Подсопки.
4. Наши опыты. Индикатор своими руками.
5. Для чего нам нужен пруд?
III. Заключение. Выводы. Рекомендации
IV. Практическая значимость проекта. V. Используемая литература.
I. Введение. У нас в Подсопках есть место, куда в любое время года приходят и взрослые, и дети. Приходят помечтать. Приходят, когда грустно и плохое настроение. Приходят, когда хорошо и светло на душе. Это - пруд. Наш Подсопочный пруд хорошо известен в Сухобузимском районе и за пределами его. Но с 2012 года летом пруд стал мелеть, из него стала уходить вода. Многие жители высказывали тревогу по этому поводу. Но были и такие, которые говорили о спуске пруда.
II. Основная часть. 1. Мы ученики 3 класса провели опрос жителей. Опросили 75 человек. Всем задавали такие вопросы: «Нужен ли нам пруд? Если да, то зачем? Если нет, то почему?» Из 75 человек, 5 жителей ответили, что пруд нам не нужен. Потому что заболачиваются огороды на нижней улице, от отдыхающих засоряется местность у пруда и вообще, вода в нём плохая, весной от неё неприятный запах, рыба скоро погибнет. И мы решили провести исследование и опровергнуть эти высказывания. Решили доказать обратное, так как мы предполагаем, что пруд играет большую роль в жизни села и он нам нужен.
.
2. А что такое пруд? Из толкового словаря мы узнали: ПРУД, а, на у, мн. ы, м. - Искусственный водоем в широком выкопанном углублении с напущенной или накопившейся почвенной водой, а также запруженное место в реке.
Пруд создаётся людьми для разведения рыбы и выполнения, мелких сельскохозяйственных работ. С точки зрения биологии, пруд нужен для орошения всевозможных растений.
3. Наш пруд начался с постройки дамбы, перегораживающей речку Сухой Бузим в 1974 году, для создания объездной дороги. После наполнения пруд предполагалось использовать для орошения сельскохозяйственных полей.
Длина пруда - около 3-х километров.
Глубина - около 2,5-3-х метров.
4.Начать наше исследование решили с опровержения высказывания о качестве воды. Чтобы дать характеристику воде, надо её проверить на цветность, прозрачность, жёсткость, осадок, запах, вкус, кислотность, насыщенность кислородом, температуру.
а) Цветность. Налили воду из пруда в стеклянную пробирку, положили рядом белый лист бумаги. Воду сравнили с белым фоном бумаги. Установили, что вода бесцветна.
б) Прозрачность. Прозрачность воды – это свойство пропускать световые лучи. Уменьшение потока света снижает биологическую продуктивность водоема. Налили воду в стеклянную ёмкость с плоским дном. Рассматривали текст учебника через дно на расстоянии 5-и сантиметров. Текст легко прочитывался. Вывод: вода прозрачная, но слегка мутная. Мутность поверхностных вод говорит о том, что в воде содержится планктон, взвесь глины и ила.
в) Жёсткость. В ёмкость с водой добавили мыльный раствор и взболтали. Пена в воде есть, но мало. Значит, вода имеет среднюю жесткость. Если вода жёсткая, то в пруду начинают сильно развиваться нитчатые водоросли, которые образуют тину.
г) Запах, вкус. Нагрели воду и понюхали. Вода имела лёгкий запах. Запах воде чаще всего придают микроорганизмы и продукты их жизнедеятельности. Чистая вода не должна иметь вкусов и запахов, как хороших, так и плохих.
Вкус исследовать нельзя, так как неочищенную воду из водоёма пить не рекомендуется.
д) Осадок. Ёмкость с водой закрыли и оставили на 1 час. Внимательно рассмотрели. На дне сосуда мы увидели заметные песчинки. Произошло слабое осветление воды.
е) Кислотность. Кислотность среды определяет повреждающее действие на организмы. Важно определять кислотность воды для того, чтобы выявлять воздействие на растения, животных. Для определения кислотности используют индикаторы pH . Индикаторы – значит «указатели». Это вещества, которые меняют цвет в зависимости от того, попали они в кислую, щелочную или нейтральную среду. Больше всего распространен индикатор – лакмус. У нас такого не оказалось. В Интернете мы прочитали, как можно изготовить природный индикатор из чая «Каркаде». - Мы заварили крепкий чай, взяв 3 пакетика на стакан кипятка. Остудили. - Вырезали из белой бумаги полоски1см х 6 см. Замочили полоски в чае. Высушили. Полученные полоски будут являться индикаторами. - Опробуем их в действие. Для этого опустили наш один индикатор в раствор питьевой соды. Наш индикатор pH изменил свой цвет на тёмно-синий (Щёлочь).
- А теперь на новый индикатор pH капнули уксусом. Окраска изменилась на ярко красную (Кислота). Ура! Индикатор получился! - Опускаем полоску бумаги в воду из пруда. Цвет изменился и стал фиолетовым. В Интернете мы нашли вот такой вид измерительной (сравнительной) спектральной шкалы с показателями кислотного уровня.
А ещё прочитали вот такое стихотворение:
Индикатор лакмус – красный
Кислоту укажет ясно.
Индикатор лакмус - синий,
Щёлочь здесь - не будь разиней,
Когда ж нейтральная среда,
Он фиолетовый всегда.
Вывод: вода нейтральная.
Для каждого организма нужна своя среда. Некоторые организмы любят кислую среду, а некоторые, наоборот, предпочитают слабощелочную среду. Большинство растений и рыб устраивает нейтральная среда.
ж) Температура воды зимой - 0 градусов, летом – около +20 градусов. з) Кислород. Рассмотрев ёмкость с водой, простоявшую в комнате 1 час, мы заметили пузырьки в воде и на стенках. Пришли к выводу, что кислород в воде есть. Кислород нeобходим подводным житeлям водоёма, из-за нeдостатка кислорода происходит замор рыбы и гниeниe пруда. Чeм вода холоднee, тeм большe в нeй можeт содeржаться кислорода. Зимой кислород в воду попадаeт чeрeз прорубь во льду, или чeрeз сухиe стeбли прибрежных растeний, или в мeстах расположeния в водe больших камнeй.
Делаем вывод: Если вода прозрачна, за два дня не выпадает осадок, стенки ёмкости не загрязняются, на поверхность ничего не всплывает, то, есть вероятность того, что вода чистая. Вода в нашем пруду – средняя по показателям. Значит она пригодна для жизни животных, растений. В ней можно купаться. Её можно использовать для хозяйственных нужд, после фильтрования и кипячения употреблять в пищу
Чтобы опровергнуть высказывание о заболачивании огородов, мы побеседовали с географом нашей школы. И вот что узнали. Пруд не оказывает большого влияния на заболачиваемость нижней улицы. Всё дело в грунтовых водах, близко подходящих к поверхности в том месте.
Третий аргумент против пруда - это мусор от гостей. С этим мы согласны. Пруд в живописнейшем месте под сопками привлекает в выходные множество красноярцев. Но от такой популярности жители Подсопок радости не испытывают. Берега пруда, окрестный лес и обочины дороги покрываются слоями мусора, который беззастенчиво оставляют после себя отдыхающие. Несколько лет подряд порядок на пруду старались поддерживать дети из экологического клуба «Муравьишки». Однако все их усилия оказываются напрасными. Мы считаем, что здесь дело не в пруде, а в экологической безграмотности людей.
5. Так для чего же Подсопкам нужен пруд? На основании собранного материала можно сделать следующие выводы: Подсопочный пруд находится в удовлетворительном состоянии, но требует очистки от бытового мусора, который вызывает загрязнение воды и заиление дна. Мы доказали, что вода в нашем пруду пригодна для жизнедеятельности. - И поэтому пруд является домом для рыб, насекомых, земноводных и водоплавающих. Очень редкие рыбы могут жить в загрязненной, бедной кислородом воде. У нас в большом количестве водится карась, верховка, окунь, гольян. Весной прилетают утки, гуси, цапли. Летом в камышах прыгают лягушки. Над водой летают стрекозы, комары. Ползают улитки. Животные в пруду перемешивают водные слои с разными температурами и разным количеством питательных веществ, что положительно влияет на экосистему пруда, т.к. обеспечивает приток питательных веществ к растениям и поддерживает температурный баланс. В пруду растут разнообразные растения - рогоз, камыш, ряска. Растения служат пищей для рыб, водных птиц и других животных пруда. Некоторые растения насыщают кислородом воду.
- Пруд - это место для отдыха. Летом на наш пруд приезжают сотни людей: позагорать, покупаться, подышать свежим воздухом. Дети запускают воздушные змеи, ловят бабочек. Везде звучит музыка и смех. На берегу проводятся праздники. Зимой пруд используется для катания на коньках, лыжах.
- Пруд - главная достопримечательность нашего села, наша визитная карточка. Мы, жители Подсопок, гордимся и любим это место!
- Пруд служит в качестве запасного пожарного водоема. При пожаре машины набирают воду из пруда, что экономит время. А три года назад, когда сильно горел лес, забор воды производил даже пожарный вертолёт.
- Пруд это водопой для домашних животных. Он служит для разведения водоплавающей птицы.
- Пруд - это рыбная ловля. Ежегодно здесь проводится фестиваль рыбной ловли «Поплавок», в котором участвуют десятки рыбаков-любителей, как из Сухобузимского района, так и Краевого центра. Зимой хороша подлёдная рыбалка.
- И главное, пруд-это красота природы! Это место, где можно полюбоваться закатом или восходом солнца. Послушать плеск рыбы или кукование кукушки. Помечтать, глядя на бегущие над водой облака.
III. Заключение. В ходе работы над проектом мы доказали, что пруд для нашего села большая ценность, и без пруда ни туда и ни сюда. Но чтобы пруд жил и расцветал, за ним надо следить и ухаживать. Мы думаем, что для этого надо: 1) Нужен хозяин. Без хозяина нет порядка. Но это пока не разрешимый вопрос. Глава местной администрации рассказал нам, что в сельсовет то и дело обращаются желающие взять его в аренду. Но пруд находится на землях сельхозназначения, необходимо изменить категорию земель на рекреационные. А это долгий процесс. 2) Нужно развернуть широкую работу по воспитанию бытовой экологической культуры населения. На пруду поместить информационные стенды в целях экологического просвещения. 3) Наладить административную ответственность за нарушения в сфере природопользования. 4) Организовывать субботники для населения села по очистке берегов пруда от мусора. В местах активного отдыха установить мусоросборники для исключения возможных свалок. 5) Нужно сделать полную очистку дна для предотвращения заиливания и значительного улучшения санитарного состояния водоёма.
IV. Практическая значимость работы заключается в том, что наши наблюдения и исследования могут быть интересны жителям нашего села, могут быть использованы на уроках окружающего мира, биологии, экологии и для других целей.
V. Литература.
- Красноярская краевая еженедельная газета «Наш край», охрана окружающей среды и природопользование.
- Андреева Т.А. Экология в вопросах и ответах: учеб. Пособие. – ТК Велби, Изд – во Проспект, 2007.- 184 с.
- «Я познаю мир»: серия детских энциклопедий: экология, птицы, животные т.д.
Интернет ресурсы.
Знакомимся с плотностью жидкостей
Снег своими руками
Позвольте, я вам помогу
Интересные факты о мультфильме "Холодное сердце"
Эта весёлая планета