В данной работе рассматривается вопрос о том, как у школьников появляются карманные деньги. Анализируется на что тратят школьники свои карманные деньги. Предлагаются пути зарабатывания денег самими школьниками и эффективность использования заработанных денег.
Проект защищен на школьной научно-практической конференции учащихся среднего и старшего звена "Шаг в науку". С проектом ученица вытупила на общешкольной родительской конференции (Май 2014). Получила Почетную Грамоту главы "Лучший школьный проект" гламы администрации Муниципального образования Городской округ "Долинский" (сентябрь 2014.
Вложение | Размер |
---|---|
prilozhenie_2.docx | 0 байтов |
prilozhenie_3.docx | 396.28 КБ |
prilozhenie_4_5.docx | 384.82 КБ |
prilozhenie_6_7.docx | 21.38 КБ |
prilozhenie_8.docx | 100.19 КБ |
prilozhenie_9_10.docx | 114.49 КБ |
prilozhenie_11_12.docx | 382.35 КБ |
prilozhenie_13.docx | 588.9 КБ |
prilozhenie_14-15.docx | 334.68 КБ |
prilozhenie_16-17.docx | 660.12 КБ |
prilozhenie_1.docx | 2.81 МБ |
prilozhenie_1_prodolzhenie.docx | 905.15 КБ |
vvedenie_i_titul.docx | 102.57 КБ |
glava_i.docx | 19.44 КБ |
glava_ii.docx | 25.75 КБ |
zaklyuchenie_i_literatura.docx | 19.96 КБ |
Приложение 6
ЗНАЧЕНИЕ СЛОВА ДЕНЬГИ В РАЗНЫХ СЛОВАРЯХ
Значение слова Деньги по Ефремовой:
Деньги - 1. Металлические монеты и бумажные знаки, являющиеся мерой стоимости товаров и средством платежа. // То или иное количество монет и бумажных знаков. // Средства, предназначенные, отпускаемые для чего-л. // разг. Плата за труд; зарплата.
2. Состояние, богатство; капитал.
Значение слова Деньги по Ожегову:
Деньги - Капитал, средства
Деньги Металлические и бумажные знаки (в докапиталистических формациях - особые товары), являющиеся мерой стоимости при купле-продаже
Деньги в Энциклопедическом словаре:
Деньги - средство осуществления меновых отношений, всеобщий эквивалент. Стихийно выделились на определенном историческом этапе. В докапиталистических формациях роль денег выполняли различные товары (шкуры зверей, зерно, скот), постепенно она перешла к благородным металлам(золоту, серебру), наилучшим образом отвечающим требованиям денежного товара. Усложнение современных платежно-расчетных отношений обусловило замену металлических денег кредитными, имеющими форму денег бумажных и различных записей на счетах банковских учреждений. Основные функции денег: средство обращения, мера стоимости и средство сбережения.
Значение слова Деньги по Бизнес словарю:
Деньги - особое средство, выполняющее роль всеобщего эквивалента при обмене товаров и услуг, посредством которого выражается стоимость всех других товаров. Д. выполняют роль средства обмена, измерения стоимости, накопления и материализации богатства и масштаба цен.
Значение слова Деньги по Финансовому словарю:
Деньги - это номинальные знаки стоимости, которые замещают в обращении действительные. ДЕНЬГИ - золото и серебро. Они имеют принуди тельный курс и выпускаются государством для покрытия своих расходов.
Приложение 7
ВОПРОСЫ ДЛЯ АНКЕТИРОВАНИЯ УЧАЩИХСЯ:
1. Есть ли у вас карманные деньги?
1). Да; 2). Нет
2. Каковы источники ваших карманных денег:
1). Дают родители и родственники; 2). Дарят вместо подарка;
3). Зарабатываю сам; 4). Иное.
3. Какую сумму вы хотели бы иметь в кармане на неделю (указать число):
1) до 100 рублей; 2) от 100 до 1000 рублей: 3) Свыше 1000 рублей.
4. На что вы тратите карманные деньги:
1) на еду; 2) на вредные привычки;
3) на сладенькое и вкусненькое; 4) на отдых и развлечения;
5) на косметику; 6) на подарки;
7) на себя любимого; 8) коплю.
5. Устраивает ли вас сумма, которая имеется у вас на карманные расходы на неделю:
1) Да; 2) Нет.
ВОПРОСЫ ДЛЯ АНКЕТИРОВАНИЯ РОДИТЕЛЕЙ
1. Считаете ли вы достаточной ту сумму, которую выделяете детям на карманные расходы на неделю?
1). Да 2). Нет
2. Как вы думаете, должны ли дети зарабатывать деньги сами?
1). Да 2). Нет
3. Если на вопрос 2 ответили «Да», то с какого возраста? Укажите возраст_________
Приложение 13
ТРАДИЦИИ ИНОСТРАНЦЕВ, СВЯЗАННЫЕ С ЛИЧНЫМИ СБЕРЕЖЕНИЯМИ
Самыми оригинальными оказались немцы: выдавая энную сумму на карманные расходы, они взимают с нее 20-процентный налог. Так они с самого детства приучают своих детей быть законопослушными налогоплательщиками.
Самыми строгими финансовыми воспитателями стали французы. За серьезную провинность они бьют своих детей евро: штрафуют, не доплачивая карманные деньги.
Ну и самые фанатичные в вопросах денежного воспитания — американцы. Здесь, прививая финансовую дисциплину, родители заставляют своих детей брать кредит на учебу и платят им буквально за все: за помытый пол, хорошую оценку или поведение.
Турция: поцелуи за лиры. Маленькие турки первые лиры на карманные расходы получают за ... поцелуи! Пока ребенок маленький, то подаренные деньги остаются у родителей. Когда он подрастает, то его ведут в магазин, чтобы он за них что-то купил. турецкие родители с детства прививают детям серьезное отношение к деньгам. В особенности в этом плане «достается» мальчикам как будущим кормильцам семьи. Папы частенько водят своих сыновей к себе на работу, чтобы показать, как нелегко достаются деньги, поэтому их нужно ценить. Даже очень обеспеченные семьи настраивают детей на то, чтобы они старались поступать в бесплатное учебное заведение, если же за учебу ребенка надо платить, то родители требуют, чтобы он хорошо учился.
ШВЕЦИЯ: БИЗНЕС — В 15 ЛЕТ. В Швеции детям не приходится тратиться в школе. Потому что школьное питание — бесплатное. А в самой школе и возле нее ничего не продается. Поэтому деньги у шведских школьников уходят на то, что им действительно нравится. Например, малыши покупают т.н. субботние сладости. Дело в том, что в этой стране дети едят сладкое только по субботам, чтобы сохранить здоровые зубы. Умение копить деньги шведские родители поощряют и приветствуют. «Например, если ребенок хочет купить компьютерную игру, то они говорят, что к каждым сэкономленным 100 кронам добавят еще столько же», — говорит Марина Траттнер.
А когда дети вырастают из своей одежды, их учат оформлять анонсы на сайте объявлений и продавать одежду, игрушки и другие личные вещи. Они понимают, что если сохранят их в хорошем состоянии, то смогут продать тем, кому они нужнее, а сами на эти средства смогут купить что-то другое.
Шведы стараются как можно раньше научиться зарабатывать и стать самостоятельными в финансовом смысле. «Подростки часто подрабатывают тем, что устраивают дискотеки. Арендуют недорогую аппаратуру, договариваются об аренде помещения — и вперед. На этом можно хорошо заработать, если людям понравится и не будет беспорядков, — говорит она. — Более того, уже с 15 лет они могут основать свою компанию. При этом они получают бесплатные финансовые консультации и платят более «щадящие» налоги. Например, в 2010 году собственные компании были у 19954 учеников». Еще одна изюминка шведского финансового воспитания: детей с ранних лет приучают жертвовать на благотворительность.
США: КРЕДИТЫ С ПЕЛЕНОК. Понятия «личный бюджет», «заработать», «накопить» знакомы с пеленок каждому маленькому американцу. «Отношения между родителями и детьми в финансовом плане в Америке очень практичные. Здесь нет такого, что родители забывают о себе, отдавая все детям.
Логика взрослых американцев такова: если они не накопят достаточно денег, чтобы обеспечить себе безбедную старость, то станут обузой для детей.
Поэтому с раннего возраста приучают их самостоятельно зарабатывать, часто становясь первыми «работодателями».
ФИНАНСОВЫЕ ЛАГЕРЯ. Большинство школьников начинают зарабатывать с 13 лет бэбиситтингом (посидеть с маленьким ребенком). За час такой работы в США подростку платят около 10—12$. Еще можно за деньги мыть машины, работать спасателем в бассейне или косить соседские газоны. А в 16—17 уже можно работать в кафе и зарабатывать больше.
Несмотря на все это, отдельных уроков финансовой грамотности в американских школах нет. Зато они есть в специальных детских финансовых лагерях (там дети, например, играют в финансовые игры или имитируют работу банка), а также в финансовых академиях для детей, которые открыты во многих городах США.
«КОРОЧКА» В КРЕДИТ. Так что к моменту поступления в вуз многие американцы финансово подкованы. И для них не кажется чем-то аховым самостоятельно взять кредит в банке на учебу. Многие родители, конечно, начинают копить деньги на учебу ребенка еще до его рождения. Но в воспитательных целях дают лишь часть «учебных» денег. На оставшуюся часть могут заставить студента взять кредит в банке на его имя. Родители считают, что это очень полезно для финансовой дисциплины.
ФРАНЦИЯ: КАРМАННЫЕ ШТРАФЫ. «Давая детям карманные деньги, мы не рассчитываем, что им будет на все хватать. Им эти деньги нужны для того, чтобы они просто научились с ними обращаться, — говорит французская домохозяйка Женевьев.
— А если хочется купить что-то дорогое, то пусть ищут, где подработать». А подрабатывают французские школьники, как правило, бебиситтингом. К примеру, за 3 часа такой работы можно получить 25—30 евро.
ГЕРМАНИЯ: НАЛОГИ — ДЕТЯМ. В среднем немецкий школьник на свои расходы получает 5—20 евро в неделю. «Но, к примеру, мой брат забирает назад 20% от суммы карманных денег, — говорит Клаус. — Так он приучает своего ребенка к налогам».
БЛОШИНАЯ ПРИБЫЛЬ. Как и многие дети в Европе, маленькие немцы подрабатывают. Для этого в Германии даже устраивают во дворах, на улицах, при церквях детские блошиные рынки. На них дети продают свои игрушки, прочитанные книги и т.п.
А вырученные деньги откладывают (так делает большинство) на «крупную покупку», например, компьютерную игру.
АНГЛИЯ: 10% — РОДИТЕЛЯМ. РОДИТЕЛЬСКИЙ СБОР. Когда английские дети начинают зарабатывать по-настоящему, при этом оставаясь жить с родителями, то они должны платить, так называемый, родительский сбор — 10% от своей зарплаты. «Так мы помогаем им осознать: не все заработанное они могут тратить на себя. Ведь еще придется оплачивать счет за коммуналку, покупать продукты и т.д. Чем раньше они привыкнут к этому, тем лучше для них», - говорят родители-англичане.
Приложение 14
БЕСЕДЫ С ПРЕДПРИНИМАТЕЛЯМИ
Индивидуальный предприниматель П., 52 года
В детстве я всегда имела карманные деньги (давала мама), и сумма была всегда больше, чем у одноклассников. В младших классах деньги тратила на походы в кино, на сладости, цирк. В старших классах копила на нужную вещь. Своим детям карманные деньги выделяла, но всегда внушала им мысль о том, что деньги на дороге не валяются. Если нужна определенная сумма, надо ее заработать. Поэтому воспитала в детях понимание экономного расходования денег и с детства приучала их ценить и зарабатывать самим. В свободное от учебы время мы совместно ездили за товаром, приходовали его, развешивали, писали ценники, а иногда они помогали мне торговать, стояли на рынке вместо меня.
Индивидуальный предприниматель К., 35 лет
С 12 лет не брал у родителей денег, т.к. зарабатывал сам (предложили работу - сбивать ящики для сырзавода). Зарабатывал по 50 руб. Для сравнения – мать зарабатывала на работе в организации 45 руб. Тратил деньги вдумчиво, на нужные вещи. Цену деньгам знал. Сейчас, имея ребенка 8 лет, выделяю ему на карманные расходы около 50 рублей в день на буфет. Судьбой выделенных денег не интересуюсь, считаю, что надо постепенно ребенка приучать к бережливости, но пока считаю, рано - ребенок еще многого не понимает.
Индивидуальный предприниматель С., владеет строительной фирмой 47 лет:
В детстве мне всегда деньги давал отец на карманные расходы (он работал в банке), и сумма была всегда больше, чем у одноклассников. В младших классах деньги тратил на походы в кино, на сладости. В старших классах копил на нужную вещь. Своему ребенку карманные деньги выделяю, но в последнее время провожу мысль о том, что деньги на дороге не валяются. Если нужна определенная сумма, надо ее заработать. Дети (15, 12 лет) это понимают, в свободное от учебы время помогают мне торговать в магазине.
Индивидуальный предприниматель В., владелец торгового центра, 62 года:
В детстве у родителей денег не брали (нас в семье было 5). Жили тяжело, но сытно. Мама работала дояркой на молочно-товарной ферме, была передовиком, а папа возил на молоковозе молоко в райцентр и сдавал. Мы всегда помогали родителям, знали цену каждой копейки. Если появлялись деньги, тратила вдумчиво, на нужные вещи. Цену деньгам знала. Своим детям выделяла деньги на карманные расходы, сейчас они взрослые. Считаю, что надо постепенно ребенка приучать к бережливости.
Индивидуальный предприниматель С., пенсионер
Я рос в семье, в которой было 9 детей. Жили скромно, денег на карманные расходы не было. И хотя родители работали, но денег постоянно не хватало. С детских лет узнал цену деньгам. Мы, дети, постоянно помогали родителям на огороде. Мы все успешно окончили школу, получили разное образование, четверо из нас стали предпринимателями. Своим детям деньги давал, но ограниченное количество. Считаю, что деньги дети должны зарабатывать своим трудом, только тогда они научатся ими распоряжаться.
Приложение 15
ИНФОРМАЦИЯ, ПРЕДОСТАВЛЕННАЯ ЗАМЕСТИТЕЛЕМ ДИРЕКТОРА ПО ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЕ ФИЛИЧКИНОЙ АЛЬБИНОЙ ИВАНОВНОЙ
Лето - 2013
(информация о трудоустройстве старшеклассников в период летних каникул)
Название предприятия | Класс | Количество учащихся | Всего на предприятии |
Д/с № 7 «Чебурашка» | 11 а 11 б 9 б 9 в | 1 2 6 1 | 10 |
Хлебокомбинат | 10 а 11 а | 1 1 | 2 |
Д/с №3 «Солнышко» | 11 а 9 в | 1 3 | 4 |
Д/с №3 «Сказка» | 9 б | 2 | 2 |
Долинский архив | 10 а | 2 | 2 |
ЖКХ | 10 б | 2 | 2 |
ООО «Фортуна» | 10 а | 1 | 1 |
ООО «Форватор» | 10 б 11 б 11 а | 1 2 1 | 4 |
ООО «Тайро Долинск» | 11 б | 2 | 2 |
Дом быта (магазин) | 10 б | 2 | 2 |
ИТОГО: | 31 чел. (25% старшеклассников) |
Приложение 16
ВСТРЕЧА В ЦЕНТРЕ ЗАНЯТОСТИ
Директор Центра занятости Мальцева Любовь Алексеевна
Приложение 17
четверостишия
Как заходишь ты в буфет –
Должен знать ты свой бюджет –
Сосчитай в уме покупки-
Хватит денег или нет!
Если деньги есть в кармане-
Ими надо дорожить!
Не бросать их где попало,
В кошелек их положить!
Если злобный старшеклассник
Говорит: «Монет давай!»
Никогда об этом взрослым
Говорить не забывай
Муниципальное образование Городской округ «Долинский»
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа № 2» г. Долинск
694051 САХАЛИНСКАЯ ОБЛАСТЬ, Г. ДОЛИНСК, УЛ. ХАБАРОВСКАЯ, Д.13, ТЕЛ. 2-41-98
Выполнила:
Баландина Анастасия,
ученица 5 А класса
МБОУ СОШ № 2 г. Долинск
Научные руководители:
Федоренко Е.В., Хохлова О.В.
г. Долинск, 2014
ОГЛАВЛЕНИЕ
ВВЕДЕНИЕ
Глава I. Разговор о деньгах
1.1. Немного истории
1.2. Этимология денег
1.3. Что такое деньги и их функции
Глава II. «Карманные деньги»
2.1. Источники появления денег у школьников
2.2. Наличие суммы денег «на каждый день» у разных категорий учащихся
2.3. Интервью у продавцов магазинов «Регион 65», «Стимул»
2.4. Традиции иностранцев, связанные с личными сбережениями
2.5. Беседы с предпринимателями
2.6. Эксперимент по изучению желания у школьников самостоятельно зарабатывать деньги на собственные нужды
2.7. Рекомендации для учащихся по разумному использованию личных сбережений
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
ЛИТЕРАТУРА
ПРИЛОЖЕНИЯ
ВВЕДЕНИЕ
«Нажить много денег - храбрость; сохранить их - мудрость, а умело расходовать – искусство».
Бертольд Авербах
Это исследование началось с ноября 2012 г. с поездки в ТРК «Панорама». Мои одноклассники долго готовились к поездке, поэтому у каждого из них оказалась определённая сумма денег для того, чтобы оплатить аттракционы, пообедать и купить своим родным сувениры.
Меня удивило то, что многие ребята тратили деньги, даже не задумываясь. Совершив покупку, радовались, если получали сдачу, вновь занимали очередь и так до последней копейки.
Вернувшись из поездки, я решила выяснить у родителей, какие суммы получали они от взрослых в детстве. Оказывается, пару десятилетий назад наличие у детей «карманных» денег не приветствовалось. Родители говорили: «Мы сами тебе купим всё необходимое!». А наши бабушки и дедушки получали от родителей только 5-20 копеек на пирожок в школьном буфете.
Мне захотелось узнать, каков размер и источники получения денег современными учащимися. На какие нужды ребята расходуют доверенные им средства?
Так родилась тема моего проекта «Карманные» деньги».
Актуальность: Одной из важнейших потребностей современного мира является воспитание делового человека с экономическим мышлением. А умение обращаться с карманными деньгами – особый навык для формирования в будущем финансовой самостоятельности. Тем более, что существует некоторое противоречие: у подростков, в силу их возраста, нет источников дохода, но очень хочется получать карманные деньги и самостоятельно ими распоряжаться.
Гипотеза: если дети будут сами зарабатывать деньги, то они разумно будут их тратить.
Цель исследования: изучить процесс получения и использования карманных денег школьниками.
Задачи исследования:
План исследования:
Объект исследования: Денежные накопления.
Предмет исследования: «Карманные» деньги учащихся.
ГЛАВА I. РАЗГОВОР О ДЕНЬГАХ
1.1.1. Какими были деньги
Каменные деньги. Каменный диск - малый экземпляр монет, служивших жителям острова Яп в Тихом океане для оплаты общественных расходов и судебных тяжб. Большие экземпляры достигали 4м. в диаметре.
Деньги-топоры. Когда испанские конкистадоры завоевали Мексику, индейцы использовали для платежей какао-бобы и маленькие медные топоры - их мягкий металл не годился для хозяйственных нужд.
Эфиопские соляные бруски. Бруски самородной соли широко использовались в Эфиопии до 1920-х гг. в качестве денег. Чтобы они не ломались, их обкладывали тростником. Кое-где в Восточной Африке стада крупного рогатого скота до сих пор считаются символом богатства.
Деньги-перья. Эти деньги (длиной до 10 м) изготовлены из тонких красных перьев, склеенных вместе и связанных растительными волокнами в круги - бухты. На островах Санта-Крус ( Тихий океан) их используют для расчетов при брачных церемониях и покупке океанских каноэ. Чем ярче перья, тем ценнее бухта!
Раковины каури. К самым распространенным мерилам стоимости первобытных народов принадлежат деньги, представленные в раковинах улиток и моллюсков. Так, круглые и гладкие раковины каури в течение нескольких столетий были и остаются «валютой», распространенной чуть ли не по всему миру. Еще в XIII веке Марко Поло видел «деньги» каури в китайской провинции Толоман и описал их как «фарфоровые раковины подобные раковинам, употреблявшимся ранее для украшения собачьих ошейников». Самому раннему свидетельству об использовании раковин каури в качестве денег в Китае около 3500 лет. Раковины каури служили деньгами в 9-18 вв. в Индии, в 17 веке в Таиланде и в 19 веке в Африке (см. Приложение 1).
1.1.2. Первые деньги
Точно неизвестно, когда появились первые деньги. Самому древнему упоминанию о них 4500 лет. Клинописный текст на глиняной таблетке из Двуречья (юг современного Ирака) сообщает о платеже в виде обусловленной меры серебра. Позже во многих древних государствах металл определенного веса или меры стал выполнять функцию денег, что привело к появлению монет.
Считается, что самые первые монеты появились в Китае и в древнем Лидийском царстве в VII веке до нашей эры. Согласно древних письменных источников, первые монеты представляли собой металлические пластины неправильной формы с вытесненным рисунком и применялись в обороте на территории Царства Лидия, которое располагалось в Малой Азии. Изготавливались они из природного сплава золота и серебра, и для определения их веса на них вытеснялся определенный рисунок, что на современных монетах называется номиналом (см. Приложение 2).
Предполагается, что до появления денег был бартер — прямой безденежный обмен товарами. На Руси помимо всего прочего могли использоваться соляные бруски. До капитализма роль денег выполняли медь, бронза, серебро. Лишь в некоторых странах (в Ассирии и Египте) ещё за 2 тысячелетия до н. э. для денег использовали золото.
Первые бумажные деньги появились в Китае в 910 году нашей эры благодаря двум причинам: тогдашнему торговому кризису и передовым технологиям производства бумаги. Тогда правители Китая запретили расписки купцов между собой и ввели свои векселя, которые и стали прообразом современных бумажных денег (см. Приложение 3).
Самые ранние в мире выпуски банкнот были осуществлены в Стокгольме в 1661 году (см. Приложение 4). Они получили название – "кредитная бумага". Они заменяли металлические монеты и их можно было в любой момент обменять на металл. В России первые бумажные деньги (ассигнации) были введены при Екатерине II в 1769 году (см. Приложение 5).
1.2. Этимология денег
Этимология — наука, изучающая происхождение слов. Русское слово "деньги" нам кажется таким же древним, как и сами деньги. На самом же деле оно возникло всего лишь на рубеже XIX и ХХ веков. До ХХ века в качестве общего названия денег использовали разные слова: скот, медь, куны, гривны, серебро...
По современным источникам информации можно составить примерно такую последовательность возникновения слова (его этимологию) "деньги": тамга - тенга - денга - деньга - деньги.
Слово "тамга" переводят на русский язык как "знак", штемпель". На его основе возникло название монеты "тенга". Тeнгой (по-татарски "звенящий") называли всего лишь одну монету вплоть до XIX века. Затем это слово стали произносить как "деньга". На рубеже XIX и ХХ веков возникло слово "деньги" в современном их значении в качестве родового признака.
1.3. Что такое деньги и их функции
Что же такое деньги? Сначала я решила посмотреть определение денег в различных словарях (см. Приложение 6). Итак, я выяснила, что деньги — это товар особого рода, выполняющий роль всеобщего эквивалента.
Всеобщий эквивалент означает способность товара обмениваться на любой другой товар.
Сущность денег раскрывается в их функциях. Обычно выделяют следующие основные функции денег:
ГЛАВА II. «КАРМАННЫЕ ДЕНЬГИ»
Авторы таких бестселлеров, как "Богатый папа, бедный папа", "Чтобы стать миллионером, надо думать, как миллионер" утверждают, что хорошие отметки в школе не являются залогом финансового процветания во взрослой жизни. Умение обращаться с деньгами - это совершенно особый навык, который, к счастью, успешно поддается тренировке. Карманные деньги - вот лучший тренажер финансовой самостоятельности для детей.
Тема взаимоотношения детей и денег привлекает внимание не только родителей, но и экономистов, и психологов. Как, когда и почему дети должны знакомиться с экономической стороной окружающего их мира?
Карманные деньги – это мощный инструмент финансового воспитания ребенка, это его самостоятельность и независимость, это возможность выбора. Карманные деньги — это умение подсчитывать и рассчитывать, сберегать и накапливать. Карманные деньги: важные правила обучения ребенка. Карманные деньги — средства, которые даются подростку родителями на мелкие расходы. Карманные деньги - это та сумма, которая выдаётся детям и тратится по их усмотрению. Карманные деньги - отличный способ приучить ребенка планировать бюджет и ценить деньги.
2.1. Источники появления денег у школьников
С целью выяснить, есть ли у учащихся карманные деньги, как они появляются деньги у детей, а также какую сумму хотели бы иметь в кармане ученики на неделю, провела анкетирование с 1-11-й классы нашей школы (см. Приложение 7). Я выбрала по одному классу из каждой параллели, всего было опрошено 214 учащихся (см. Приложение 8). Результаты анкеты показали, что 80% опрошенных имеют карманные деньги и всего 20% не имеют таковых.
Источники получения денег оказались самыми разнообразными (см. Приложение 9). Я выяснила, что большую часть (62%) денег дают родители, причём, выделяют денежную сумму добровольно.
Деньги, получаемые в виде подарка, составляют 16%. Не решились открыть нам свои доходы 10% учащихся, а вот зарабатывают сами всего 12%.
2.2. Наличие суммы денег «на каждый день» у разных категорий учащихся
Интересно, что дети и родители неоднозначно оценивают сумму, которая выделяется школьникам ежедневно. Это я выяснила, проведя опрос среди учащихся и родителей нашей школы. Всего было опрошено 47 родителей, из них 87% уверены, что сумма, которую они выделяют на карманные расходы своим детям на неделю, является достаточной (см. Приложение 10). И только 13% хотели бы давать ребенку больше, но не получается из-за нехватки денег в семейном доходе.
На диаграмме видно, что только 14% учащихся устраивает размер выделяемой суммы. А 86% хотели бы иметь большую сумму денег.
Какой же должна быть сумма, чтобы она удовлетворяла детей?
Обработав анкеты, я сделала вывод: «Растут дети и подрастают их потребности». До 100 рублей хотят иметь: 5% детей и 9% родителей. И это примерно одинаковое количество. Далее цифры расходятся: от 100 до 1000 рублей (85%) хотели бы давать родители своим детям, но всего 49% детей согласились бы получать такую сумму. Зато 47% детей пожелали иметь сумму свыше 1000 рублей, и только 6% родителей согласны с их мнением (см. Приложение 11).
А теперь мне предстояло выяснить, на что тратят свои карманные деньги ученики.
2.3. Интервью у продавцов магазинов «Регион 65», «Стимул»
На что же в больше тратят деньги ученики?
С этой целью я взяла интервью у продавцов магазинов «Стимул», «Регион 65» (см. Приложение 12), это наиболее посещаемые детьми торговые точки. По словам продавцов, дети, которые приходят в магазин, как правило, располагают небольшими денежными суммами – обычно от 50 до 100 руб. Долго прицениваются к товару, долго выбирают, имеющиеся деньги тратят до конца. Когда имеют при себе большие суммы - это значит, их за покупкой для семьи направили родители. Сдачу считают - не хватит ли этой сдачи еще на что-нибудь. Если приходит компания детей: смотрят - что купил каждый, могут несколько раз встать в очередь. В большей степени покупают чипсы, сосиски в тесте, кириешки, жвачки, реже гамбургеры, чизбургеры, шоколадки.
2.4. Традиции иностранцев, связанные с личными сбережениями
С целью изучения традиций иностранцев, связанных с личными сбережениями, я стала читать статьи в Интернете.
В ходе работы узнала, что учёные проводили исследование и доказали, что распоряжаться деньгами дети учатся у родителей - наблюдают, делают выводы. Они должны принимать участие в обсуждении семейных финансовых проблем, планировании покупок (см. Приложение 13).
Маленькие турки первые лиры на карманные расходы получают за … поцелуи! В Турции на большие национальные праздники всем детям, даже крохам, принято дарить праздничные деньги, пусть даже 1—2 лиры ($0,5—1). Дети постарше могут получить 20—50 лир ($11—27). А дарят их старшие родственники, которым за это в знак благодарности и уважения нужно поцеловать руку и приложить ее ко лбу. А свои карманные деньги маленькие турки регулярно начинают получать, как только идут в школу. Как правило, на неделю дают 10—30 лир ($5,5—16).
Детям-шведам деньги на карманные расходы дает… государство! «В Швеции детям до 16 лет каждый месяц выплачивают по 1050 крон ($152). Правда, до совершеннолетия эти деньги получают родители, но потом они сами могут получать их до 20 лет, при условии, что будут прилежно учиться и не прогуливать.
В США принято уже в 2-3 года маленьким детям давать монетки, чтобы они складывали в копилку, приучая к бережливости. Но чтобы получить карманные деньги (их начинают выдавать в 9—10 лет), ребенок должен что-то сделать по дому: убрать в своей комнате, вынести мусор, выгулять собаку. Младшим школьникам дают «на карман» $5—10 в неделю, а подросткам — около $15. Этих денег хватает и на школьный обед, и на разные безделушки. Если же на них хочется купить что-то более дорогое, то родители не будут докладывать недостающую сумму, а предложат ребенку ее накопить или заработать.
В Германии вопрос о количестве карманных денег у детей решен на законодательном уровне. Согласно предписанию ведомства по делам детей и молодежи, ребенку в возрасте до шести лет полагается 50 центов в неделю, 7-летнему - 1,5-2 евро, 10-летнему - 10-12 евро, а в 13 лет - уже 20 евро. Пятнадцатилетний подросток должен получать 25-30 евро в неделю.
Если родители не выдают ребенку деньги по "государственному тарифу", он может подать на них жалобу. Злостная невыплата карманных денег грозит родителям штрафом.
В Англии большинство родителей (88%) выдают детям карманные деньги строго по плану. Первые личные деньги (около полутора долларов в неделю) появляются у девочек и мальчиков, в среднем, в возрасте шести с половиной лет. Далее между размером суммы и возрастом ребенка существует почти линейная зависимость - 17-летний британский подросток получал от родителей несколько лет назад примерно 10 долларов в неделю. В Англии ребенок может подрабатывать с 8 лет.
На карманные расходы французским школьникам дают 5-30 евро в неделю, и эти деньги рассматриваются больше как способ научить детей обращаться с деньгами. А если им нужно приобрести что-то более дорогое, дети, как правило, зарабатывают деньги в свободное время.
Поступив в университет, многие французские дети и вовсе снимаются с денежного довольствия родителей (живут отдельно и за счет подработок).
А в России официально разрешено работать только с 14 лет. У нас специальных законов нет, давать ли карманные деньги и можно ли подростку работать – решают родители, исходя из собственного опыта и представления о том, как надо воспитывать ребенка.
2.5. Беседы с предпринимателями
В народе говорят: «Запасливый лучше богатого», «Копейка рубль бережет». А как же отношение к деньгам может повлиять на дальнейшую нашу жизнь?
Я встретилась с индивидуальными предпринимателями, у которых складывается успешный бизнес и взяла у них интервью (см. Приложение 14).
Пообщавшись с индивидуальными предпринимателями, пришла к выводу, что умелое обращение с деньгами может повлиять на нашу дальнейшую жизнь, а научить обращаться с деньгами должны родители.
2.6. Эксперимент по изучению желания у школьников самостоятельно зарабатывать деньги на собственные нужды
На этом я планировала завершить свою исследовательскую работу.
Моё мнение таково - очень трудно распоряжаться деньгами «виртуально», т.е. не имея их в кармане. Из своего (пусть не очень богатого опыта) я могу сказать, что мои мысли в тот период, когда у меня не было «карманных» денег и когда они появились – совершенно разные. Сейчас, когда мне выделяют некоторые суммы - я уже рассчитываю, на что мне может хватить имеющейся суммы, могу ли я обойтись без нее, выбрать что-то одно из множества вариантов. До 14 лет осталось совсем немного и есть желание заработать самой на собственные нужды.
Я решила продолжить исследование. Узнать, как же зарабатывают деньги наши старшеклассники, ведь 20 % - это почти пятая часть из них - хотят иметь от 200 и более рублей для похода в магазин, а 80 % - более 1000 рублей.
Мне необходимо было выяснить, почему из 124 учащихся 9-11 классов летом 2013 года устроились на работу через Центр занятости только 31 человек (25%). Эту информацию предоставила мне заместитель директора по воспитательной работе Филичкина Альбина Ивановна (см. Приложение 15).
Я встретилась с директором Центра занятости населения Мальцевой Любовью Алексеевной (см. Приложение 16), чтобы уточнить, достаточно ли было предоставлено рабочих мест для учащихся нашей школы. Любовь Алексеевна обстоятельно рассказала мне о работе Центра занятости, подарила брошюру «Шаг во взрослую жизнь (содействие в трудоустройстве несовершеннолетним гражданам от 14 до 18 лет), в которой подробно описаны виды предоставляемых работ несовершеннолетним и дала информацию о трудоустройстве несовершеннолетних граждан от 14 до 18 лет в нашем районе, а также сообщила, что 330 вакантных мест было предоставлено на эти цели летом 2013 года. В среднем учащиеся зарабатывали от 5 до 7 тысяч рублей за месяц, работая при этом не более 4-х часов в день.
Может быть, эта сумма мала для наших старшеклассников? Я решилась на эксперимент.
Встретившись со старшеклассниками, мы решили подробно изучить актуальные для молодежи источники заработка. Я выяснила, что самым распространенным видом заработка среди старшеклассников является работа не от Центра занятости, а на рыбных предприятиях района, где они получают от 25 тысяч рублей, но это неофициально. В ходе разговора со старшеклассниками я выяснила, что некоторые зарабатывали через Интернет, так одиннадцатиклассник П. заработал за 10 дней 14 тысяч рублей, участвуя в Интернете в он-лайн играх.
Я сообщила им о том, что, изучила анкеты и выяснила желание всех старшеклассников иметь личные сбережения. Тогда я предложила им заведомо ложную для них информацию (схитрила) о том, что, учитывая занятость десятиклассников в учебные дни, библиотека предлагает работу в свободное от учебы время. Желающие заработать 100 рублей за 2 часа, могут поработать в книжном фонде и сразу получить расчет. Из 23 присутствующих выразили желание заработать 17 человек. Это 74 % .
Значит, можно сделать вывод:
Итак, моя гипотеза, «если дети будут знать «цену» заработанным деньгам, то они разумно будут их тратить, подтвердилась».
2.7. Рекомендации для учащихся по разумному использованию личных сбережений
Я убедилась, что родители дают деньги своим детям, не потому, что они считают их самостоятельными, а для того, чтобы готовить их к взрослой жизни.
Используя опыт англичан, хочу посоветовать родителям уже с 3-х лет давать монетки детям, учить складывать их в копилку. Считаю, что в школьном буфете эти дети не дадут себя в обиду. На итоговом родительском собрании в нашем классе, я расскажу о результатах своего исследования, с целью дать рекомендации по обращению с личными сбережениями.
Для учащихся нашей школы, с помощью редколлегии класса, выпустила стенгазету, в которой поместила правила по разумному использованию денежных средств. В запоминающихся четверостишиях подвергла критике наших старшеклассников, которые ищут лёгких путей в получении денег (см. Приложение 17).
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Итак, предположение, что если дети будут знать «цену» заработанным деньгам, то они разумно будут их тратить, подтвердилось. Оказалось, что родители дают деньги своим детям, не потому, что они считают их самостоятельными, а для того, чтобы готовить их к взрослой жизни. Используя опыт англичан, необходимо советовать родителям уже с 3-х лет давать монетки детям, учить складывать их в копилку. Тогда в школьной столовой и в торговых точках эти дети не дадут себя в обиду и вообще, научатся правильно распределять «карманные» расходы. На классном собрании родителей я расскажу о результатах исследования, дам рекомендации по обращению с личными сбережениями.
Я уже выпустила стенгазету, в которой разместила материалы моего исследования и советы по правильному и разумному использованию денежных средств.
1. Карманные деньги позволяют подростку почувствовать свою независимость.
2. С помощью карманных денег ребёнок приобретает экономическую грамотность.
3. Карманные деньги повышают ответственность детей.
Подводя итоги, хочется напомнить, что деньги сами по себе не сделают вас счастливыми. Далеко не всё в жизни можно приобрести с помощью монет и банкнот. Они лишь средство, инструмент, который в опытных руках может украсить нашу жизнь.
И последнее, советы учащимся:
Общий язык с деньгами найти можно, если не делать их накопление смыслом всей своей жизни и, тем более, не использовать для этого нечестные методы. Культура общения с деньгами — это часть общей культуры человека. Она заключается в здоровом отношении человека к деньгам, должна воспитываться с детства и быть основой отношений, в которых, так или иначе, используются деньги, между людьми.
ЛИТЕРАТУРА
В.А. Сухомлинский. Самое красивое и самое уродливое
Самый главный и трудный вопрос
Загадка старого пирата или водолазный колокол
Лупленый бочок
5 зимних аудиосказок