Говорят, встречают по одежке.... . Наша речь и есть не что иное, как "одёжка" наших мыслей. Культура письменной и устной речи становится неотъемлемой частью имиджа современного человека. По вопросу о том, что такое культура речи, у учёных единого мнения нет. Одни считают, что это умение говорить и писать правильно. Вторые утверждают - это способность излагать свои мысли просто, логично, доступно. Третьи - что культура речи сводится к умелому использованию средств выразительности языка. Нельзя не согласиться, что каждая из приведённых точек зрения имеет своё основание. Учащихся 3 - а класса заинтересовала эта тема, ими были поставлены вопросы: "Почему человеку необходимо владеть культурой речи? Кто поможет овладеть правильной, доступной и логичной речью?". Работа над проектом рассчитана на 6 недель. Предполагаемым результатом должны стать: углубление и систематизация знаний основ культуры речи.
Данная работа может использоваться учителем начальной школы во внеурочной деятельности или во внеклассной работе. Возраст учащихся, на которых рассчитан проект: 9 – 10 лет.
Вложение | Размер |
---|---|
issledovatelskaya_rabota_3_-_a.docx | 26.37 КБ |
Оглавление:
Аннотация 2стр.
Введение 3стр.
1.1. 4стр.
1.2. 4стр.
1.3. 4 - 5 стр.
Глава 2. 5 - 6стр.
Заключение. 6 стр.
Список источников информации. 6 стр.
Приложение. 7 - 9стр.
Аннотация.
Говорят, встречают по одежке.... . Наша речь и есть не что иное, как "одёжка" наших мыслей. Культура письменной и устной речи становится неотъемлемой частью имиджа современного человека. По вопросу о том, что такое культура речи, у учёных единого мнения нет. Одни считают, что это умение говорить и писать правильно. Вторые утверждают - это способность излагать свои мысли просто, логично, доступно. Третьи - что культура речи сводится к умелому использованию средств выразительности языка. Нельзя не согласиться, что каждая из приведённых точек зрения имеет своё основание. Учащихся 3 - а класса заинтересовала эта тема, ими были поставлены вопросы: "Почему человеку необходимо владеть культурой речи? Кто поможет овладеть правильной, доступной и логичной речью?". Работа над проектом рассчитана на 6 недель. Предполагаемым результатом должны стать: углубление и систематизация знаний основ культуры речи.
Данная работа может использоваться учителем начальной школы во внеурочной деятельности или во внеклассной работе. Возраст учащихся, на которых рассчитан проект: 9 – 10 лет.
Введение.
Современные лингвисты утверждают, что овладение культурой речи - это овладение двумя уровнями русского литературного языка:
первый уровень - норма и правильность;
второй уровень – речевое мастерство, наличие всех качеств речи (точность, логичность, чистота, выразительность, уместность).
У С.И. Ожегова: "Культура речи - это умение правильно, точно и выразительно передавать свои мысли средствами языка".
Учащиеся 3 – а класса решили изучить тему и расширить свои знания в области культуры речи, а названием для работы послужили слова великого советского поэта В.Маяковского: " Слово - полководец человеческой силы".
Нами были поставлены задачи:
1. Разделиться на две группы, для изучения уровней речевой культуры.
2.Изучить вопросы по исследуемой проблеме с целью выявления теоретических основ, используя справочную литературу.
3.Проанализировать работу, поделиться информацией с одноклассниками.
Объект исследования: языковые нормы.
Гипотеза: умение правильно использовать языковые нормы поможет в разных ситуациях общения, в отстаивании своей точки зрения.
Методы исследования:
1 Изучение теоретических вопросов;
2 Поиск информации в разных источниках, работа с интернет ресурсами;
3 Наблюдение за речью одноклассников, анализ работ по развитию речи с целью выявления ошибок;
4 Анализ работы и оформление приложения.
Тип проекта: исследовательский.
Предполагаемые продукты проекта:
1.Оформление буклета " Словари и справочники".
2.Составление памятки " Ставь ударение правильно".
3.Составление памятки " Говори правильно".
4. Выступления на внеурочной деятельности с результатами работ.
Авторы проекта разделились на 2 группы.
Глава 1. Первый уровень речевой культуры - норма, правильность.
Изучив теоретический материал, ребята решили разделить его на три группы: "Норма ударения", "Норма грамматики", "Норма словоупотребления".
1.1 Нормы ударения связаны с правильной постановкой ударения в словах. Словесное ударение в русском языке свободное. Оно может находиться на любом слоге слова. Развитие языка влияет на место ударения в слове. Анализируя полученную информацию можно сделать вывод:
- равноправное ударение, допустимы два варианта: творог и творог;
- один вариант основной, второй допустимый: деньгами и деньгами;
- один вариант правильный, другой нет: звонит - непр. звонит.
Ударение - явление сложное, поэтому необходимо постоянно обращаться к словарям.
1.2"Норма грамматики" оказалась самой трудной для изучения, не весь программный материал изучен (падежи и числительные). Бареев Марат и Подлипецкий Дмитрий, Васькина Злата выяснили, что основная трудность изучения грамматических норм заключается в наличии вариантов. Например: в родительном падеже множественного числа название некоторых национальностей, употребляющихся с именами числительными, имеёт различные окончания: пять башкир, семь грузин, девять бурят и бурятов.
1.3 " Норма словоупотребления". Основная ошибка в речи одноклассников, по результатам наблюдений, использование слов не в том значении, которое оно имеет. Слова нужно употреблять в строгом соответствии с их значением, правильное их использование - непременное условие точной передачи мысли. Проанализировав ошибки свои и одноклассников, на первое место можно поставить ошибки, связанные с незнанием значения слова (крайний - последний), далее, ошибки в словах близких по звучанию (эффектный - эффективный).
Чтобы правильно употреблять слова, необходимо учитывать способность стоять их рядом друг с другом. Например: деревянный стул, пол, стол..., а вот перочинным может быть только нож.
Итогом работы этой подгруппы стали:
- буклет "Словари и справочники" автор Васькина Злата , где одноклассники смогут точно определить, какой источник им необходим для работы со словом;
-памятка " Ставь ударение правильно" автор Бареев Марат.
Глава 2. Второй уровень речевой культуры - речевое мастерство.
Василенко Елизавете и Шевцовой Юлии пришлось разбираться в вопросах речевого мастерства - наличии коммуникативных качеств речи.
2.1 Точность в речи всегда связывалась с умением ясно мыслить, со знанием значения слов. Точность может быть:
- предметной (опирается на связь речь - действительность);
- образной (точность художественной речи).
Созданию точности речи способствуют конкретные средства, особая роль принадлежит словоупотреблению. Например, умение пользоваться словами - синонимами позволит правильно выбрать слово из синонимичного ряда и достичь точности речи.
2.2 Логичность речи - соответствие сочетаемости частей высказывания законам логики. Это значит:
- сочетание одного слова с другим должно быть непротиворечивым;
- порядок слов должен быть правильным.
Человек, который поставил своей целью писать и говорить логично, должен прежде всего, логично мыслить. Для этого необходимо воспитывать в себе строгую дисциплину мысли.
2.3 Выразительность - такие особенности структуры речи, которые поддерживают внимание и интерес у слушателя или читателя.
Речевая выразительность зависит от:
1.Самостоятельность мышления. Говорящий или пишущий должен усвоить материал, с которым он работает, выделить главные мысли, сделать выводы.
2.Неравнодушие. Необходимо испытывать интерес к тому, о чём говоришь или пишешь.
3.Хорошо знать язык.
4.Систематически тренироваться, работать над собой: читать образцовые тексты, вслушиваться в речь людей, которые умеют выразительно говорить. Речевую выразительность могут усиливать единицы языка: эпитеты, метафоры. Особо следует подчеркнуть значение интонации при оформлении речи, т.к. интонация помогает выражать не только логическое значение высказывания, но и эмоциональность говорящего.
Заключение.
Знать языковые нормы, уметь правильно произносить слова, уметь разъяснять значения слов должен каждый уважающий себя человек. Ветер горы разрушает, слово народы поднимает.
Для нас хорошо знать русский язык - дело нашей чести, т.к. это наш родной язык.
Список источников информации:
1.Азбука этикета. - Иркутск, "Символ", 1994г.
2. Домрачева Г.В. Основы речевой культуры. - Оса: Росстани - на -Каме,1997г.
3.Матыев В.К. В мире вежливости. – М: Просвещение, 1976г.
4. htt://ru. wikipedia.
Приложение.
Памятка" Говори правильно" автор Василенко Елизавета.
Памятка "Ставь ударение правильно" автор Бареев Марат.
Буклет "Словари и справочники" автор Васькина Злата.
Памятка "Кто поможет тебе овладеть культурой речи?" автор Шевцова Юлия.
Пейзаж
Сказка об осеннем ветре
Как нарисовать зайчика
Композитор Алексей Рыбников
Огонь фламенко