Сознание и чувство «Я» не возникают у человека сразу. Младший школьник - это человек, активно овладевающий навыками общения. В этом возрасте происходит интенсивное установление дружеских контактов. Приобретение навыков социального взаимодействия с группой сверстников и умение заводить друзей. В ходе работы над проектом попытаемся разобраться: зависит ли характер человека от его пола, что такое - "Я", почему мальчики и девочки такие разные в поведении. Авторы, работая над проектом, проанализировали результаты анкетирования и наблюдений за сверстниками, разработали правила дружбы в группе детей, выпустили стенгазеты, подготовили выступление для классного часа: "Кто Я? Какой Я?" . Данная работа может использоваться классным руководителем начальной школы во внеурочной деятельности или во внеклассной работе. Возраст учащихся , на которых рассчитан проект: 9 – 10 лет.
Вложение | Размер |
---|---|
issledovatelskaya_rabota_3-b.docx | 24.85 КБ |
Оглавление:
Аннотация с.2
Введение с.3
Глава 1. с.4
Глава 2. с.4 - 5
Глава 3. с.5 -6
Заключение с.6
Список источников информации с.6
Приложение с.7
Аннотация.
Сознание и чувство «Я» не возникают у человека сразу. Младший школьник - это человек, активно овладевающий навыками общения. В этом возрасте происходит интенсивное установление дружеских контактов. Приобретение навыков социального взаимодействия с группой сверстников и умение заводить друзей. В ходе работы над проектом попытаемся разобраться: зависит ли характер человека от его пола, что такое - "Я", почему мальчики и девочки такие разные в поведении. Авторы, работая над проектом, проанализировали результаты анкетирования и наблюдений за сверстниками, разработали правила дружбы в группе детей, выпустили стенгазеты, подготовили выступление для классного часа: "Кто Я? Какой Я?" . Данная работа может использоваться классным руководителем начальной школы во внеурочной деятельности или во внеклассной работе. Возраст учащихся , на которых рассчитан проект: 9 – 10 лет.
Введение.
В младшем школьном возрасте все большее значение для развития ребенка приобретает его общение со сверстниками. В этом общении осуществляется познавательная и предметная деятельность, формируются важнейшие навыки межличностного общения, нравственного поведения. Стремление к сверстникам, общение с ними, делают группу сверстников для школьника чрезвычайно ценной и привлекательной.
Учащиеся 3 – б класса решили изучить тему: " Кто Я? Какой Я?".
Нами были поставлены задачи:
1. Провести анкетирование, диагностику среди одноклассников и определить закономерности межличностных отношений.
2.Изучить вопросы по исследуемой проблеме с целью выявления теоретических основ в беседе с психологом школы.
3.Проанализировать работу, поделиться информацией с одноклассниками.
Объект исследования: личностная сфера ученика 3 класса, межличностные отношения в младшем школьном возрасте.
Гипотеза: высокий уровень межличностных отношений между учениками 3 - б класса формируется при условии создания благоприятного психологического климата в коллективе.
Методы исследования:
1 Изучение теоретических вопросов через беседу с психологом школы;
2 Работа с интернет ресурсами;
3 Анкетирование, наблюдение, изучение читательских формуляров;
4 Анализ работы и оформление приложения.
Тип проекта: исследовательский.
Предполагаемые продукты проекта:
1.Правила дружбы в группе детей.
2. Памятка: "Как стать оптимистом".
3.Стенгазеты: " Из чего сделаны мальчики..", "Из чего сделаны девочки...".
4. Выступление с результатами проекта: "Кто Я? Какой Я?".
Авторы проекта разделились на 3 группы.
Глава 1. " Какой Я?".
Главная задача первой группы узнать, какие мы по характеру и зависит ли характер человека от его пола?
Эпитетами "оптимист" и "пессимист" мы часто не задумываясь награждаем того или иного нашего знакомого. Но знаем ли мы, что такое оптимизм и пессимизм на самом деле? Какой я по характеру? С этим вопросом перед учащимися 3 класса выступили Паша Баран и Малахов Никита. Мальчики представили теоретическую часть, в которой рассказали какая жизненная самооценка у оптимиста и пессимиста, характерные отличительные особенности и предложили одноклассникам анкету. Анализируя полученную информацию, можно сделать следующие выводы:
1.7 мальчиков из 11относят себя к оптимистам (65%), 12 девочек, считают себя оптимистами (100%).
2."Очень унылые" - 4 человека(17%), "Умеренно унылые" - 12 человек(52%), " Неунывающие" - 7 человек(31%).
Учащимся 3 - б класса была предложена памятка: "Как стать оптимистом".
Подводя итоги работы первой группы, следует отметить, оптимистический взгляд на жизнь во многом выигрывает у пессимистического, 100% девочек и 65 % мальчиков нашего класса - оптимисты. Пессимистам нужно научиться радоваться в жизни, оптимистам не забывать реально смотреть на происходящее. Наиболее ценно научиться находить золотую середину - не преувеличивать неприятности и не тешить себя иллюзиями.
Глава 2. "Я - друг".
Приобретение навыков социального взаимодействия с группой сверстников и умение заводить друзей являются одной из важнейших задач развития ребенка 7 - 10 лет. Взаимоотношения мальчиков и девочек в младших классах носят стихийный характер. Общение со сверстниками играет важную роль в этом возрасте. Оно не только делает самооценку более адекватной и помогает социализации детей в новых условиях, но и стимулирует их учебу.
Вопросом изучения дружбы в классе, отношений между мальчиками и девочками занялась Абдарахманова Карина. Было проведено анкетирование учащихся, изучение читательских формуляров, на предмет тематики читаемой литературы. На этапе подготовки к проекту, Карина обращает внимание на важный вопрос: "Находясь в библиотеке, мне стало любопытно, а что чаще читают мальчики и девочки нашего класса? Читают ли они книги о дружбе? Что понимают под словом "дружба"? Оказываются чаще и больше среди учеников 3 - б класса читают девочки , 264 посещения школьной библиотеки за 6 месяцев и 144 посещения мальчиками. Кроме литературы к внеклассному чтению, мальчики предпочитают энциклопедии про технику, космос, динозавров, девочки читают периодическую печать, рассказы о животных. Одноклассникам нравятся произведения о дружбе, о героических подвигах на войне, детские рассказы Носова, Гайдара и др. После проведения исследования гипотеза Карины подтвердилась. Девочки читают больше. Можно сделать вывод - роль книги и чтения остаётся главным в жизни как мальчиков, так и девочек.
Взаимоотношение - это отношение, идущее от людей к людям, «навстречу друг другу». Общение - это видимая, наблюдаемая связь людей. Отношение и взаимоотношение - стороны общения. Основными показателями отношений между мальчиками и девочками являются симпатия, товарищество, дружба. Своим одноклассникам Карина предложила ответить на ряд вопросов:
-Какие правила дружбы вы знаете?
- Что такое дружба?
- Кого вы называете другом?
- Могут ли дружить мальчики и девочки?
- С каким человеком ты бы хотел дружить?
- Почему человека сравнивают с деревом, а друзей – с корнями дерева?
- Зачем нам дружить?
Анализируя ответы на поставленные вопросы, можно сделать вывод: ученики 3 класса умеют дружить, знают, что такое взаимовыручка.
На основе ответов одноклассников, Карина составила правила дружбы в группе детей.
Глава 3. " Мальчики и девочки, такие разные".
В реальной жизни ребёнок, развиваясь , осознаёт себя как представитель определённого пола. Если в первом классе дети играют на переменах в одни игры, то в третьем классе, можно наблюдать четкое разделение досуга. Мальчики предпочитают подвижные перемены, девочки более пассивны на переменах, хотя легко вовлекаются в коллективную работу и те и другие. Максаковой Тоне предстояло проанализировать, чем увлекаются мальчики и девочки нашего класса, кого больше по численности в классе и школе. Сделать вывод по теме проекта.
Опросив всех учащихся класса, Тоня с уверенностью утверждает, что мальчики предпочитают:
- бегать, играть в подвижные игры на переменах, на улице в "Царь горы", дома в компьютерные игры;
девочки предпочитают:
- петь, заполнять личные дневники, играть в куклы, рисовать;
и мальчики и девочки отмечают:
- играть в шашки и лото, ставить сценки, играть в театр.
Можно сделать вывод: класс дружный, есть общие интересы.
По количественному составу:
3-б:12 мальчиков и 11 девочек;
на параллели 3 классов: 72 мальчика и 61 девочка;
в начальной школе: 290 мальчиков и 281 девочка.
Заключение:
Девочки и мальчики два разных мира, но не зависимо от пола они проходят один и тот же этап физиологического и психологического взросления.
Пусть девизом нашего класса будет пословица:
Где дружба прочна – там хорошо идут дела.
Список источников информации:
1. Немцов Р.С. Общие основы психологии.- М: 1994г.
2. Обухова Л.Ф. Детская (возрастная) психология. - М: Российское педагогическое агентство, 1996г.
3.Ожегов, С.И. Словарь русского языка. - М.: 1984.
4.http:// www facepsy.r y
Приложение.
Памятка" Правила дружбы в коллективе".
1.Уступай однокласснику, старайся не ссориться.
2.Хорошее отношение между людьми, можно назвать дружбой.
3. Если тебя просят о помощи в трудную минуту - помоги, и тебе помогут обязательно.
4.Нет друга - ищи, нашёл - береги!
Памятка " Как стать оптимистом".
1.Измени отношение к своим успехам и неудачам.
2.Хвали себя.
3.Учись " держать удар".
4. Скажи себе: " Я смогу!", программируй себя на положительный результат.
5.Выбирай круг общения. Старайся общаться с веселыми и жизнерадостными людьми.
6. Возьми за привычку улыбаться чаще.
7. Слушай классическую музыку, она благотворно влияет на настроение, память.
Красочные картины Джастина Геффри
Петушок из русских сказок
Как нарисовать осеннее дерево акварелью
Отчего синичка развеселилась
Мать-и-мачеха