Выяснение вопросов происхождения фразеологизмов современного русского языка: откуда в живую разговорную речь приходят исконно русские фразеологизмы? Иными словами, каковы же источники пополнения этих фразеологизмов?
МБОУ «Кисловская СОШ» Томского района
Тема:
"А ларчик просто открывался" или «Интересная фразеология»
Авторы: Лайкина Елизавета,
Шлыкова Александра
Руководитель: Васюнова Наталья Михайловна,
учитель русского языка и литературы
МБОУ «Кисловская СОШ»
e-mail unic@sibmail.com
Оглавление
Введение…………………………………………………………………………..2
Описание этапов работы………………………………………………………3-4
Глава I. «Фразеологизмы – это перлы …родного языка»……………………..5
Глава II. Классификация фразеологизмов по их происхождению…………. ..6
Глава III. Источники фразеологизмов………………………………………….7
Заключение……………………………………………………………………...8
Список использованной литературы……………………………………………9
Приложения
Введение
Цель и задачи проекта:
• пробудить интерес обучающихся к фразеологии;
• распознавать фразеологизмы в тексте;
• усваивать смысловые значения фразеологизмов;
• обогатить фразеологический запас обучающихся;
• научить правильно и умело пользоваться фразеологическими оборотами, как в устной, так и в письменной речи.
Объект исследования – фразеологизмы современного русского языка, вошедшие в сборник типовых экзаменационных вариантов ОГЭ, ЕГЭ 2015 под ред. Цыбулько И.П.
Предмет исследования – происхождение и лексическое значение фразеологизмов.
Актуальность исследования
Наша исследовательская работа актуальна, так как знание фразеологии – необходимое условие глубокого овладения русским языком. Умение правильно пользоваться фразеологическим богатством характеризует степень владения речью. Даже обладая большим словарным запасом, человек нередко попадает в трудное положение, и тут на помощь приходят фразеологизмы, делая речь точнее, богаче и выразительнее.
Какая идея должна быть реализована
Результатом проектной деятельности будет отбор нужной информации для предоставления своей проектной деятельности на заключительном этапе, а также создание учебных и игровых пособий для демонстрации на уроках литературы, русского языка и для применения их во внеклассной работе. К тому же знание фразеологизмов и умение их находить в тексте даёт нам возможность успешно подготовиться к выполнению определённых заданий на экзамене по русскому языку в 9 и 11 классах.
Описание этапов работы
Формулировка проблемы. В чём заключается? На какие вопросы предстоит ответить?
Вопросы, направляющие проект | |
Основополагающий вопрос | Хорошо ли мы знаем свой язык? Зачем нам нужны фразеологизмы? |
Проблемные вопросы учебной темы | Откуда в речи появились фразеологизмы? |
Учебные вопросы | 1)Что такое фразеология? |
Выдвижение гипотезы.
Значение фразеологизмов связано с какой-либо интересной историей, благодаря которой они и возникли. И происхождение их различно: одни касаются семейной жизни, другие относятся к дружбе, любви и т.д.
Проверка гипотезы.
Выяснение вопросов происхождения фразеологизмов современного русского языка: откуда в живую разговорную речь приходят исконно русские фразеологизмы? Иными словами, каковы же источники пополнения этих фразеологизмов?
Чтобы выполнить эту работу необходимо:
Интерпретация результатов.
Все намеченные работы выполнялись по соответствующему плану:
Этап работы | содержание | деятельность уч-ся | деятельность учителя |
подготовительный | обсуждение и выбор темы проекта, соста- вление плана, поста-новка целей и задач. | высказывание пожеланий по теме предстоящей работы | рекомендации по сбору информационного материала. |
основной | сбор теоретического материала, отбор нуж-ной информации | индивидуальный поиск сведений по теме проекта, составление индивидуальных выступлений | направляющая и корректирующая помощь в систематизации материала, исправление ошибок в работе. |
заключительный | определение последовательности выступлений, подготовка презентации проекта. | знакомство с компьютерными программами, обеспечивающими представление проекта и созда-ние пособий, бук-летов; подготовка презентации. | обобщение материала, контроль над деятельностью уч-ся. |
В результате своей исследовательской деятельности учащиеся презентуют свой проект, не только рассказывают, но и показывают свои выводы и находки по данной теме. Результатом реализации проекта является достижение поставленных целей и задач, а также создание фонда учебных исследовательских работ, которые можно использовать в учебном процессе и во внеурочной деятельности, связанной с темой «Занимательная фразеология».
Подготовка к презентации исследовательского материала. Написание отчета.
Для написания отчета были использованы возможности текстового редактора WORD.Итоговый материал представлен также в виде презентаций, выполненных в редакторе POWER POINT.
Глава I
«Фразеологизмы – это перлы,
самородки и самоцветы родного языка»
А.И. Ефимов
Ещё великий М. В. Ломоносов называл устойчивые сочетания «фразесами», «идиотизмами», « российскими пословиями», предлагая включить их в словарь. Фразеологией русского языка учёные-филологи стали заниматься давно. Ещё в дореволюционное время в России стали собирать материал по фразеологии и издавать сборники идиом, иносказаний, крылатых слов, выражений и т.п. Однако при всей неоспоримой ценности таких сборников, они очень ограничены по своему объёму, включённый в них материал отличается пестротой и разнородностью. Единого фразеологического словаря русского языка, включающего всё разнообразие существующих фразеологизмов, на данный момент не существует. Изданы несколько фразеологических словарей, в которых можно найти необходимую информацию о значении фразеологизмов. Мы также попытались создать свой сборник фразеологизмов, включая в него те фразеологизмы, которые встречались в вариантах ГИА, ОГЭ, ЕГЭ разных лет. Мы считаем, что такой сборник будет интересен и полезен не только нам, школьникам, но и преподавателям истории, русского языка и литературы.
Фразеология – неистощимый источник познания языка как развивающейся и изменяющейся системы. В ней заключены и современные языковые формы, и реликты древнейших эпох – слова, формы, конструкции. Поэтому для людей, интересующихся историей и культурой своего народа, фразеология – одна из самых увлекательных и занимательных сфер языка.
Фразеология – раздел науки о языке, изучающий устойчивые сочетания слов. Слово фразеология происходит от двух греческих слов: фразис – «выражение» и логос – «учение».
Фразеологизм – устойчивое сочетание слов, используемое для называния отдельных предметов, признаков, действий.
Чтобы правильно и уместно использовать фразеологизмы, необходимо понимать и знать, откуда они к нам пришли.
Глава II
Классификация фразеологизмов по их происхождению
Следует выделить исконно русскую фразеологию, в состав которой войдут фразеологизмы общеславянские (гол как сокол, ни рыба ни мясо, брать за живое), восточнославянские (ни кола ни двора, при царе Горохе, подложить свинью), собственно русские (с гулькин нос, всем миром, отложить в долгий ящик, во всю ивановскую, сматывать удочки, тянуть канитель).
В особую группу выделяют фразеологизмы, заимствованные из старославянского языка: запретный плод, земля обетованная, исчадие ада, манна небесная, притча во языцех, хлеб насущный, в поте лица, кость от кости, глас вопиющего в пустыне, вавилонское столпотворение. Их источником были христианские книги (библия, евангелие), переведенные на старославянский язык.
Значительную часть составляют фразеологизмы, пришедшие в русский язык из античной мифологии: ахиллесова пята, гордиев узел, прокрустово ложе, дамоклов меч, авгиевы конюшни, драконовы законы, танталовы муки. Немало фразеологизмов заимствовано из европейских языков и в более позднее время. Это преимущественно ставшие крылатыми цитаты из всемирно известных художественных произведений: Быть или не быть (В. Шекспир); Оставь надежду всяк сюда входящий (А. Данте); буря в стакане воды (Ш. Монтескье), принцесса на горошине (Г. X. Андерсен). Некоторые крылатые слова приписываются великим ученым, мыслителям: А все-таки она вертится (Г. Галилей); Я знаю только то, что ничего не знаю (Сократ); Я мыслю, значит существую (Р. Декарт).
Глава III
Источники фразеологизмов
Все фразеологизмы русского языка можно разделить по происхождению на две группы: фразеологизмы русского происхождения и заимствованные. Подавляющее большинство русских фразеологизмов возникло в самом русском языке или достались русскому языку от языка-предка. Каждая профессия на Руси оставляла свой след в русской фразеологии. От плотников ведет свое начало фразеологизм «топорная работа», от скорняков - «небо в овчинку». Из речи железнодорожников русская фразеология взяла выражение «зеленая улица» и т.д. В русских фразеологизмах отразились исторические события: «Вот тебе, бабушка, и Юрьев день». Отразилось также и отношение к человеческим достоинствам и недостаткам: «золотые руки», «бить баклуши» и т.д. Успехи СССР в космосе способствовало возникновению фразеологизма «выйти на орбиту». Фразеологизмы, заимствованные из западноевропейского языка включают в себя заимствования из латинского или древнегреческого языка, например, «терра инкогнито». Заимствованные фразеологизмы создаются либо отдельными людьми, либо народом в целом. В русском языке встречаются фразеологизмы, заимствованные из древнегреческой мифологии. Например: «ящик Пандоры», «Авгиевы конюшни» и т.д.
Фразеологические обороты очень украшают речь, делают её выразительной, образной. Они – живые свидетели прошлого, знание их обогащает наш ум, даёт возможность лучше постигнуть язык, лучше им пользоваться. Чем богаче словарный запас, тем интереснее, ярче выражает человек свои мысли. Фразеологизмы играют большую роль в нашей жизни. А возникли они не спонтанно, а постепенно: приходили в наш язык из мифологии, из литературы, из старинных обычаев и преданий.
Заключение
Чтобы получить ответ на вопрос: почему вопросы, связанные с фразеологией, вызывают затруднения у выпускников, мы решили провести небольшой социологический опрос среди учащихся нашей школы (приложение №2). В результате опроса мы пришли к выводу: тема «Фразеологизмы, их, значение и происхождение» является для большинства школьников малоизученной и недостаточно понятной. Об этом говорят такие данные:
Выводы:
Литература
Самый богатый воробей на свете
Весенняя сказка
В.А. Сухомлинский. Для чего говорят «спасибо»?
Спасибо тебе, дедушка!
Фотографии кратера Королёва на Марсе