тезиы к научной работе
Вложение | Размер |
---|---|
tezisy_formirovanie_lichnosti_temchenko.docx | 15.97 КБ |
Физическая культура и спорт в формирование личности
Малыхин Александр, обучающийся 10 класса МОУ гимназии № 15
Руководитель: Темченко В.Н., учитель физической культуры МОУ гимназии № 15
Важнейшая социальная задача современного общества состоит в том, чтобы вырастить поколение граждан, гармонически сочетающих в себе духовное богатство, моральную чистоту и физическое совершенство. При этом важнейшим материальным, интеллектуальным и духовным средством воспитания гармонично развитой, социально активной личности является физическая культура и спорт. Воспитание в человеке высоких моральных, волевых, эмоциональных, коммуникативных качеств означает оздоровление общества, гармонизацию социальной жизни и в результате повышение созидательного общественного настроя. Кроме того, в условиях все увеличивающейся нагрузки на человека в результате воздействия неблагоприятных экологических и антропогенных факторов, в условиях загрязнения окружающей среды, распространения вредных привычек, общего ухудшения здоровья населения немаловажным является воспитание в человеке стремления к здоровому образу жизни. Это стремление, в свою очередь, тесно связано с ответственностью за себя и своих близких, готовностью активно действовать, способностью самому выбирать векторы развития.
Целью работы является анализ роли физкультуры и спорта в развитии личности как многофакторного явления.
Задача исследования. В ходе исследования мы предполагаем обнаружить закономерности и пути воспитания гармонично развитой личности с высокими моральными и волевыми качествами с помощью средств физической культуры и спорта.
Важнейшим условием освоения новых теоретических подходов к исследованию физической культуры и спорта является интеграция различных областей научного знания. Поиск новых путей реализации потенциала физической культуры и спорта может придать новый импульс педагогическим и социальным изысканиям новых решений важной проблемы использования физической культуры и спорта для гармоничного развития и всестороннего совершенствования человека.
Онтопсихология школы
Проблема воспитания морально-волевых качеств личности в ходе занятий физкультурой и спортом относится к области психологии спорта. Эта отрасль психологической науки достаточно серьезно разрабатывалась ленинградской (А.Ц. Пуни) и московской (П.А. Рудик) школами. При этом для научных исследований по психологии физического воспитания и спорта ленинградской школы явились основополагающими принцип развития, принцип единства личности и деятельности.
Возрастные и психогигиенические аспекты физического воспитания и спорта. Началом разработки этого направления стало исследование Г.Д. Горбунова, которое показало зависимость влияния нагрузок на психику спортсменов от ряда факторов, включающих особенности физических нагрузок, степень адаптированности к ним, особенности самих психических процессов, перерыв после нагрузки, время суток.
Формирование спортивно-важных психических свойств спортсменов. Разработка этой проблемы началась с изучения волевых проявлений в спорте и формирования концепции волевой подготовки спортсмена (А.Ц. Пуни, А.С. Егоров, Ю.Я. Киселев, Б.Н. Смирнов, Г.А. Чашина и др.). В этой концепции обоснованы:
Психологические модели и описания спортивной карьеры (Н.Б. Стамбулова и др.). Под спортивной карьерой понимается многолетняя спортивная деятельность, нацеленная высокие результаты и связанная с постоянным совершенствованием спортсмена в одном или нескольких видах спорта. Исследователями созданы три концептуальные психологические модели спортивной карьеры: синтетическая, аналитическая и структурная.
2. Роль физической культуры и спорта в формировании личности
Школьные годы - один из важнейших этапов в становлении человека как активного члена общества. В этот период человек формируется не только физически, но и морально. Вот почему в эти годы должна быть не только создана прочная основа для укрепления здоровья и физического совершенствования человека, но и сформированы определенные психофизические качества. На современном этапе развития образования главной целью школьного предмета «физическая культура» является содействие формированию физической культуры школьников. Следовательно, в рамках этого предмета: одновременно решаются образовательная и воспитательная задачи. На уроках физкультуры наряду с овладением техникой выполнения упражнений происходит развитие и основных двигательных качеств (быстроты, ловкости, силы, выносливости и гибкости), а также воспитание морально-волевых качеств с использованием полного арсенала средств физической культуры.
Формирование ответственной, активной, сознательной личности, обладающей высокими морально-волевыми характеристиками, является требованием времени. С одной стороны, наличие таких граждан необходимо для устойчивого развития государства, с другой стороны, в условиях все усиливающегося воздействия неблагоприятных факторов окружающей среды требует от каждого из нас владения навыками здорового образа жизни. Значительное комплексное воздействие на личность с целью формирования ответственного отношения к себе и развития духовных и нравственных качеств оказывает физкультура и спорт. Изучение этого воздействия находится на стыке различных наук, поскольку, кроме проблем сугубо физкультуры и спорта, эта тема включает в себя вопросы социологии, психологии, педагогики. Однако до сих пор в науке и обществе не сформировалось целостное представление о том, как же можно использовать потенциал физкультуры и спорта для физического и нравственного совершенствования человека и его полноценной самореализации.
Малая подвижность ухудшает функционирование многих систем организма, обмен веществ, вызывает застой крови в нижних конечностях и ведёт к снижению работоспособности всего организма и особенно мозга: снижается внимание, ослабляется память, нарушается координация движений, увеличивается время мыслительных операций. Кроме этого, падает сопротивляемость организма заболеваниям, создаются предпосылки к развитию недостаточности сердечно-сосудистой системы, слабости опорно-двигательного аппарата.
Единственным спасение здесь представляются регулярные, систематические и нормированные занятия физкультурой и спортом, которые, помимо нормализации работы органов и систем и укрепления всего организма, вызывают положительные эмоции, бодрость и хорошее настроение, а также способствуют воспитанию личности, ее моральных и волевых качеств, прививают потребность физического и нравственного самосовершенствования.
Таким образом, роль спорта и физкультурой в формировании личности состоит в том, что сложные условия, необходимость преодолеть трудности заставляют человека проявлять волевые качества, преодолевать себя, а по мере их развития и закрепления эти качества генерализуются - переносятся на внеспортивную жизнь. Таким образом, спорт позволяет решать целый ряд воспитательных задач.
Зимняя сказка
Волшебная фортепианная музыка
Кто чем богат, тот тем и делится!
Кто должен измениться?
Приключения Тома Сойера и Гекельберри Финна