Данная исследовательская работа "Изучение образа жизни и поведения волнистого попугайчика", разработана для участия в районоой конференции юных исследователей окружающей среды в номинации "Зоология и экология животных. Зоокультура и ветеринария". С целью развития интереса к исследовательской деятельности, привлечению учащихся к изучению проблем экологического состояния окружающей среды и практическому участию в решении природоохранных задач.
Вложение | Размер |
---|---|
issledovatelskaya_rabota._popugay.docx | 53.64 КБ |
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ, КУЛЬТУРЫ И НАУКИ
РЕСПУБЛИКИ КАЛМЫКИЯ
Отдел образования
администрации Яшалтинского районного муниципального образования
МБОУ «Манычская средняя общеобразовательная школа»
Районная конференция юных исследователей окружающей среды
ТЕМА: «Изучение образа жизни и поведения волнистого попугайчика»
Авторы: Казначеева Татьяна Сергеевна, 9 класс
Руководитель: Литвинова Светлана Александровна
Должность: учитель биологии, химии
п Манычский, 2013
Содержание
Введение ………………………………………………………………………………………3
Глава I. Образ жизни и поведение волнистого попугайчика в природе и в условиях неволи (обзор литературы) …………………………………………………………………4
и вольерного содержания……………………………………………………………...5
Глава II. Материал и методика исследования …………………………………………...7
2.1. Характеристика объектов изучения и условий их содержания в неволе …………….7
2.2. Методика проведения наблюдений и опытов …………………………………………..8
Глава III. Полученные результаты и их обсуждение …………………………………....11
3.1. Основные поведенческие реакции, характерные для волнистого попугайчика …….11
3.2.Частота встречаемости различных элементов поведения у
волнистого попугайчика………………………………………………………………………14
3.3.Использование волнистым попугайчиком территории клетки………………………...15
3.4.Взаимоотношения волнистого попугайчика с животными и человеком ……………..15
3.5.Пищевая избирательность у волнистого попугайчика …………………………………16
Заключение. Рекомендации …………………………………………………………………17
Список используемой литературы …………………………………………………………18
Приложения …………………………………………………………………………………...19
Введение
Попугаи, наряду с воронами, галками, грачами, являются наиболее сообразительными представителями класса птиц. Их поведение отличается большой сложностью, а иногда – и непредсказуемостью. Поэтому наблюдать за этими удивительными существами очень интересно. Увидеть на улице ворону или галку не так уж трудно, поскольку они являются обычными для нас птицами. Наблюдение же за такими экзотическими птицами, как попугаи, можно осуществлять только в том случае, если птица содержится в условиях неволи. Поэтому неудивительно, что попугаи – одни из самых популярных комнатных птиц, а удобный во всех отношениях волнистый попугайчик – самый распространенный среди них.
У этого обитателя домашнего зооуголка очень много преимуществ перед другими видами птиц. Волнистый попугайчик хорошо и достаточно долго живет в условиях неволи, нетребователен к кормам, легко привыкает к своему хозяину и часто становится абсолютно ручным, способен научиться повторять слова, произносимые человеком, не слишком криклив, не требует больших финансовых затрат на свое содержание или особых, трудно создаваемых условий для размножения.
О жизни волнистых попугайчиков в природе и о содержании их в неволе написано много. Об этих мелких, ярко окрашенных, подвижных птицах можно прочесть в книгах Л.Б. Беме, В.А. Гринева, В.Г. Гусева, Э.Г. Самусенко, Б.А. Симонова, И.П. Сосновского и В.И. Корнеевой, А.И. Рахманова и многих других. С изучения этой литература мы и начали наше исследование.
Цель работы: изучит образ жизни и поведение волнистого попугайчика в природе и в условиях неволи.
Задачи:
а) пищевые предпочтения у волнистого попугайчика;
б) особенности взаимоотношений волнистого попугайчика с другими животными и человеком;
в) частоту встречаемости различных элементов поведения в двигательной активности волнистого попугайчика;
г) частоту посещения попугайчиком той или иной части клетки.
5. Проанализировать полученные результаты, сформулировать выводы и дать практические рекомендации по содержанию волнистого попугайчика в домашних условиях.
Глава I. Образ жизни и поведение волнистых попугайчиков в природе и в условиях неволи (обзор литературы)
Волнистые попугайчики являются одними из самых обычных птиц Австралии. Как отмечает в своей книге А.И. Рахманов, они в основном населяют равнины, поросшие травой. В поисках корма они кочуют по стране (за исключением периода размножения, который приходится на сентябрь – декабрь).
Полет попугайчиков быстрый и стремительный. Очень напоминающий полет мелких соколов. Поэтому они способны преодолевать большие расстояния за непродолжительное время.
В природе волнистые попугайчики преимущественно питаются семенами кенгуровой травы[1], которая после обильных дождей быстро достигает метровой высоты и зацветает. Уже через 5 – 6 недель в ее колосьях появляются столь любимые попугайчиками семена.
В период размножения птицы надолго задерживаются в местах, которые находятся вблизи воды. После спаривания попугайчики отыскивают удобное место для будущего гнезда. В октябре в их гнездах уже бывают полные кладки (от 4 до 6 яиц). А у некоторых пар к этому времени уже появляются птенцы. Однако В.А. Гринев в своей книге приводит информацию о том, что, по данным зоологов, наблюдающих за волнистыми попугайчиками в природе, гнездовой период не имеет конкретных сроков. В разных географических зонах они гнездятся в разное время, при достаточном количестве пищи и воды.
Через 5 – 6 недель после появления птенцы вылетают из гнезда, но родители еще с неделю продолжают их кормить. После того как молодые птенцы научаться хорошо летать и окрепнут, они вместе с взрослыми волнистыми попугайчиками собираются в большие стаи и начинают кочевать по стране в поисках корма и воды. В.А. Гринев утверждает, что в годы, когда бывают длительные засухи, много волнистых попугайчиков гибнет. Однажды у пересохшего источника воды было найдено погибшими более 60 тысяч этих птичек. Однако с наступлением благоприятных условий, оставшиеся в живых птицы немедленно переходят к процессу размножения и быстро восстанавливают свою численность. Таковы основные научные данные об образе жизни и поведении волнистого попугайчика в природных условиях.
В литературе утверждается, что в настоящее время численность волнистых попугайчиков, живущих в природе, значительно уступает количеству этих птиц, содержащихся в неволи, на разных материках и континентах.
В клетках попугайчики содержатся парами или поодиночке. В вольерах нередко можно увидеть целую стаю этих красивых птиц. Среди любителей декоративного птицеводства волнистых попугайчиков нередко называют неразлучниками[2]. Такое мнение объясняется легендой о том, что у этих птиц вся жизнь протекает только парами, и если один из «обрученных» умирает, то трагически обрывается и жизнь партнера. На самом деле это не соответствует действительности. Волнистые попугайчики отлично себя чувствуют и долго живут при их одиночном содержании, а попугаи-неразлучники – это отдельный род мелких попугаев, представители которого действительно живут парами, но и они при разлуке не погибают
В.Г. Гусев отмечает, что при содержании парами или группами волнистые попугайчики спокойно переносят близость человека, но ручными не становятся. При одиночном содержании молодой птицы (в особенности самца) можно добиться большего контакта попугайчика с человеком. Такая птица, находясь в клетке, старается занять место поближе к людям, часто садится на вытянутую руку, внимательно прислушивается к словам и в возрасте 4 – 6 месяцев начинает их произносить. Птица как бы щебечет слова, перемежая их громкими птичьими выкриками, и в целом «разговор» волнистого попугайчика достаточно четок.
Некоторые особи способны усвоить до 100 слов, запоминают целые фразы, воспроизводят не только слова человека, но и различные неприятные звуки. Птицы оживляют комнату, наполняя ее радостным и задорным щебетаньем.
Наибольший интерес у любителей птиц вызывает наблюдение за поведением волнистых попугайчиков во время их размножения в условиях неволи. В.Г. Гусев обращает внимание на тот факт, что еще несколько десятилетий назад разведение попугайчиков считалось очень непростым делом. Птицы были очень разборчивы при выборе дуплянок и гнездовых ящиков. Большинство из них начинало размножаться в гнездовьях только таких типов, как те, в которых они сами появились на свет. Кроме того птицы не решались входить в дуплянку, если перед летком не было палочки-присады[3], пропущенной внутрь. В настоящее время птицы легко обживают гнездовые домики из любого материала, вплоть до фанеры, иногда обходятся и без присад перед летками.
Долгое время считалось, что волнистые попугайчики размножаются только в общих вольерах, куда помещено несколько пар, взаимно стимулирующих друг у друга инстинкт гнездования. Однако В.А. Гринев подчеркивает, что при слишком плотном заселении вольера размножающими птицами неизбежны конфликты между ними, что отрицательно сказывается на результатах их разведения. В вольерах не должно быть «лишних» самок, не имеющих себе пары, т.к. они очень часто затевают ссоры, которые могут закончиться даже гибелью одной из дерущихся пар. Самцы в подобной ситуации ведут себя более мирно, и их конфликты редко заканчиваются смертельным исходом.
Чтобы избежать лишних ссор между птицами, количество гнездовых домиков для их разведения должно быть на несколько штук больше, чем количество пар птиц. С этой же целью все домики должны быть развешены внутри вольера на одинаковой высоте, т.к. птицы отчаянно сражаются за наиболее высоко расположенные гнездовые ящики.
В настоящее время волнистых попугайчиков разводят не только в вольерах, но и в больших – клетках садках. В гнездовой домик желательно поместить опилки, расположив их слоем в 1 – 2 см на дне. Однако, как указывает В.А. Гринев, среди волнистых попугайчиков встречаются самки, которые так активно занимаются «строительством» гнезда, что выбрасывают все опилки и откладывают яйца прямо на голый пол домика. При этом птицы могут вывести и выкормить птенцов.
В условиях неволи в кладках волнистых попугайчиков бывает до 10 яиц, что значительно больше, чем в природе. Яйца откладываются самкой через день, но насиживание обычно начинается с первого яйца. Поэтому птенцы также появляются с интервалом в 1 день. Срок инкубации 18-19 дней. В одном гнезде могут находиться только что вылупившиеся и уже подросшие птенцы. Однако, несмотря на такую разницу в возрасте, в семействах волнистых попугайчиков не бывает обиженных. Старший птенец, плотно наевшись, старается, в свою очередь, накормить проголодавшегося малыша. Первое время птенцы обогреваются самкой. Самец кормит самку, а она птенцов. В кормлении 12-13 дневных птенцов принимает участие и самец. В возрасте 32-35 дней птенцы покидают гнездо, но родители, как и в природе, подкармливают их еще несколько дней. После этого они становятся самостоятельными.
При разведении волнистых попугайчиков особое внимание следует обращать на их кормление. Корм, как отмечает Б.А. Симонов, должен состоять из зернового, мягкого, зелено-овоще-фруктового. Зерновой корм включает в себя просо, овес или овсянку, подсолнечник, канареечное семя. В зерновой корм желательно добавлять 1-2 капли рыбьего жира.
В качестве мягких кормов птицам предлагают различные каши, которые варятся без соли. Приучать их к этому корму нужно смолоду, т.к. иначе едят они его неохотно. К мягким кормам относятся также творог, белая булка, намоченная в молоке, круто сваренное и мелко нарубленное яйцо.
Волнистые попугайчики обычно с большим удовольствием потребляют зелено-овоще-фруктовый корм. К ним относятся: салат, свекла, капуста, морковь, клевер, подорожник, всходы различных зерновых культур, яблоки, огурцы, груши, персики, виноград, арбузы, дыни и т.д.
Должна быть в клетке и минеральная подкормка: речной песок, толченые мел или яичная скорлупа, сахарный песок, поваренная соль. Особенно разнообразным должно быть кормление в период размножения.
Глава II. Материал и методика исследования
2.1. Характеристика объектов изучения и условий их содержания в неволе
Объектами нашего исследования были две особи волнистых попугайчиков: 3,5-летняя самка по кличке Триша и полуторогодовалый самец Рома (Приложение №1). В возрасте трех и четырех месяцев (соответственно) были приобретены в зоомагазинах г. Ростова-на-Дону (Триша) и г. Сальска (Рома). Поэтому, можно сказать с уверенностью, что наблюдения проводились в условиях полной адаптации птиц к месту жительства и окружающим их людям (Приложение №2).
Триша имеет окраску оперения, близкую к природной, в которой преобладают желто-зеленые тона. По этому фону на верхней части головы, на шее и на верхней части крыльев разбросано множество черных волнистых полосок. На поверхности перьевого покрова кое-где заметны светло-голубоватые перышки. Лоб и бока головы у Триши окрашены в желтый и зеленые цвета. Наиболее длинные перья хвоста у Триши – светло-желтые.
Рома имеет совсем иную окраску. Голова желтая, а шея, передняя часть спины и крылья белые, но на этих частях тела разбросано множество поперечных волнистых черных полосок. Нижняя часть шеи, грудь, живот – голубые. Спереди по бокам головы – темно-синие вставки. Темно-синего цвета и длинные перья хвоста.
Клюв у Тришки темно-желтого цвета, а у Ромы – светло-желтого. У Триши основание клюва темнее, потому что она старше Ромы на один год. Лапы у них желто-розовые с острыми коготками.
Волнистые попугайчики содержались в домашних условиях, в персональных клетках (размер 22 х 48 х 38 см), которые находились в разных комнатах на столах. В экспериментальных целях птицы периодически подсаживались друг к другу (Приложение №3).
В клетках в качестве насеста были установлены жердочки, закрепленные неподвижно на удобной для птицы высоте. Кормушки для зерновой смеси и емкости для минеральной подкормки ставились на дно клеток, что заставляло птиц для питания спускаться вниз. Там же располагались и поилки. Периодически на дно клеток ставились и купальницы, которые через некоторое время убирались.
В дневное время клетки освещались только естественным светом, из окон комнат. Вечером естественное освещение дополнялось искусственным (люстры, настольные лампы с лампами накаливания, каждая – мощностью 60 Вт).
В теплый период времени, в утренние и вечерние часы клетки с птицами выносились на улицу, в беседку из винограда.
2.2 Методика проведения наблюдений и опытов
Наблюдения за попугаями проводились в дневное время (с 15 до 16 ч.) и вечером (с 19 до 20 ч.) Они были начаты в мае и продолжены в августе – сентябре 2013 г. Продолжительность конкретного наблюдения обычно составляла 30 минут. За каждым изучаемым объектом было проведено по 15 часов наблюдений (всего – 30 часов).
В процессе проведения наблюдений давалось подробное описание различным видам двигательной активности каждого из волнистых попугайчиков.
При изучении частоты встречаемости тех или иных видов активности в поведении птиц я поступала следующим образом. Длительность каждого конкретного наблюдения ограничивалась 30 минутами. Для регистрации результатов использовалась специальная таблица (Приложение №4), в графах которой по вертикали были записаны названия элементов поведения изучаемых птиц, а по горизонтали – места в клетке, где попугайчик мог находиться в конкретный момент исследования.
Таблица 1
Изучение двигательной активности волнистого попугайчика
( образец бланка для наблюдения)
Местонахождение птицы и элемент ее поведения | Дно клетки | Стенка клетки | Крыша клетки | Жердочка | Всего фиксировалось |
Сон | |||||
Отдых | |||||
Уход за оперением | |||||
Потягивание крыла | |||||
Ходьба | |||||
Прыжки | |||||
Лазанье | |||||
Полет | |||||
Осматривание объекта | |||||
Манипулирование предметом | |||||
Агрессия | |||||
Питание | |||||
Питье воды | |||||
Всего фиксировалось (число раз) |
При разработке и освоении методики наблюдений нам удалось выделить следующие формы и элементы поведения птицы:
Все выше перечисленные элементы поведения, как уже было сказано, записывались в специальную таблицу по вертикали (табл.1). Проявляя тот или иной вид активности, птица могла находиться: на жердочке, на дне клетки, на стенке клетки, на ее крыше (с внутренней стороны). Возможные места пребывания птицы в клетке я также записывала в графы той же самой таблицы. Через каждые 15 с в соответствующей графе таблицы крестиком отмечались действие птицы и место ее нахождения в клетке в данный момент.
Сигнальное поведение волнистых попугайчиков я изучала отдельно, т.к. оно часто сопровождало другие поведенческие реакции конкретной птицы.
При изучении «исследовательской» активности попугайчиков мы предлагали им разнообразные предметы неодинаковой формы, размера и окраски. Реакция птиц на каждый из этих предметов подробно описывалась.
Мы также организовали общение попугаев с человеком, друг с другом. Фиксировалась реакция птиц:
а) на знакомого и незнакомого человека;
б) на того или иного члена семьи;
в) при попытке общения человека с попугаем через прутья клетки;
г) при контакте человека с попугаем через открытую дверцу;
д) при контакте волнистых попугайчиков.
Изучая пищевые предпочтения у волнистых попугайчиков, я предлагала им различные корма, помещенные в отдельные кормушки, которые ставились в клетку одновременно. Затем отмечалось следующее:
а) очередность подхода к кормам того или иного вида;
б) продолжительность питания каждым кормом;
в) количество клевков (поклевов), совершенных птицей у каждой из кормушек за время наблюдения.
Описанные методики наблюдения позволили нам получить результаты, которые я привожу в главе III.
Глава III. Полученные результаты и их обсуждение
3.1. Основные поведенческие реакции, характерные для волнистого попугайчика.
Наши наблюдения за двигательной активностью волнистых попугайчиков указывают на то, что эти птицы обладают большим числом поведенческих реакций. Каждая из них играет определенную роль в жизни птицы. Приведу их краткую характеристику.
Попугаи легко лазают по стенке клетки и даже по ее крыше, вверх ногами (Приложение №5). При этом они охватывают прутья клетки пальцами ног, используя для опоры хвост. При лазаньи большую роль играет и клюв, который в этом случае выполняет функцию руки.
Кормушки в клетках с нашими попугаями стояли на дне. Заметила, что попугаи, спускаясь к ним, обычно слезали по стенке клетки, а не слетали с помощью крыльев. Затем таким же образом птицы забирались обратно на жердочки или кольцо (Приложение №6, №7).
Видимо, это говорит о том, что:
а) для попугаев очень характерно лазанье. Можно предположить, что в природе волнистые попугайчики часто лазают по ветвям кустарников и деревьев;
б) наши птицы, вероятно, содержались в недостаточно свободных помещениях, в которых им было трудно летать.
Я часто замечала также, что попугаи, сидящие на жердочке, на кольце (Приложение №8), быстро вращаются на одном месте, по кругу или бегают по жердочке боком, мелкими шажками, сначала в одну, а потом в другую сторону. Удивляют изящество этих движений и быстрота, с которой они совершаются (Приложение №9).
Для Триши была очень характерна еще одна поведенческая реакция. Сидя на жердочке, птица прислоняет голову почти вплотную к прутьям клетки и многократно перемещает ее вверх-вниз, вперед-назад (Приложение №10). Такие движения чаще замечались, когда рядом с клеткой оказывался человек. Видимо, они были необходимы птице для привлечения к себе внимания. Движения сопровождались громким щебетаньем, которое, вероятно, служит для этой же цели.
Кроме щебетанья, для наших попугаев характерны также резкие крики и свисты, которые могут иметь сигнальное значение и издаются в момент, когда птицы находятся в состоянии волнения. Часто резкие крики сопровождаются многократными быстрыми взмахами крыльев, но птица не взлетает, а крепко держится за жердочку пальцами ног.
У попугайчиков наблюдалось комфортное поведение. Каждая птица время от времени чешет голову с помощью ноги. Попугаи регулярно приводят в порядок свое оперение, используя клювы. При этом птица сильно изгибает свою шею, а перьевые «бакенбарды» в нижней части головы отводит в стороны. В период чистки оперения они нередко закрывают глаза, но могут держать их и открытыми. При наблюдении за поведением Ромы и Триши замечала, что птицы чистили свое оперение на шее, на груди, под крылом, у основания хвоста (Приложение №11). Иногда конкретное длинное перо хвоста постепенно пропускается между надклювьем и подклювьем, от основания до самого конца. Затем попугай так же поступает со вторым, третьим пером и т.д.
В период отдыха птицы долго находятся в практически неподвижном состоянии, но их глаза открыты (Приложения №12, №13).
Для наших попугаев очень характерным было манипулирование различными предметами. Птицы очень любопытны, игривы и в непосредственных контактах с чем-либо всегда используют клюв. Вероятно, таким образом, птицы обогащают свой жизненный опыт, находят новые для себя виды кормов, лучше приспосабливаются к непривычным ситуациям. Например, Триша очень любит теребить клювом пучок ниток, ощупывает клювом прутья клетки, ветку или жердочку, на которой сидит. Птица активно вступает в контакт, с просунутыми между прутьями клетки пальцем человека, шариковой ручкой или карандашом (Приложение №14). Часто эти действия напоминают игру, характерную для различных млекопитающих. Манипулирование обычно сопровождается щебетанием. Играя клювом с пальцем человека, Рома (реже) и Триша издавали звуки, похожие на громкое журчание.
Несмотря на то, что волнистый попугайчик является самым мелким представителем этого отряда, птица обладает довольно мощным клювом. Это, например, позволяет Трише обгрызать края глиняной кормушки. Очень чувствительны также укусы попугаев, которые мне приходилось ощутить при пересадке этих птиц из одной клетки в другую или при обычном общении с ними через открытую дверцу.
При первом появлении в клетке с Тришей маленького подвешенного к крышке зеркала, птица сначала потрогала его своим клювом (Приложение №15), затем посмотрела на свое отражение и сразу же быстро перебежала на другую жердочку. Через некоторое время попугай снова подошел к зеркалу и долго смотрел в него, поворачивая голову в разные стороны. Подходы к зеркалу и уходы от него затем повторялись несколько раз, пока птице не надоело это занятие (Приложение №16, №17). Любимое занятие Ромы, которому он посвящает много времени – игра с подвешенным колокольчиком (Приложение №18).
Однажды я положила на дно клетки скомканный лист бумаги. Сначала Триша смотрела на него с жердочки. Затем птица спустилась на дно клетки и внимательно рассмотрела лист с небольшого расстояния. Лишь затем попугай осмелился дотронуться до незнакомого предмета, после чего птица стала толкать, теребить, поднимать бумагу клювом, уже не опасаясь ее. Такая же реакция была у Ромы на картину, просунутую в клетку через прутья (Приложение №19). Это означает, что незнакомые объекты сначала вызывают у попугаев осторожное любопытство, и только спустя какое-то время птицы переходят к активным действиям по изучению того, что им еще пока недостаточно известно.
Достаточно осторожно ведут себя волнистые попугайчики и в период, когда они выпускаются из клетки в комнату. Триша при открывании дверцы клетки залезает на нее через 12-15 с и сидит так 30-60 сек. Потом попугай долго лазает по клетке снаружи, оглядываясь по сторонам. Лишь после этого птица начинает летать по комнате (Приложение №20), иногда садясь на какие-нибудь предметы и изредка - на людей (Приложение №21). Обычно Триша выходит из клетки на 7-10 мин, после чего возвращается в нее самостоятельно, а вот Рома с нежеланием выходит или вылетает из клетки, и мне приходится ему помогать. В вечернее или ночное время, при слабом освещении, попугаи спят, сидя на жердочках. В это время они прекращают какое-либо (в том числе и звуковое) общение друг с другом (Приложение№22).
3.2. Частота встречаемости различных элементов поведения у волнистого попугайчика.
В результате проведенного нами исследования было выявлено, что индивидуальное поведение волнистого попугайчика в дневное и вечернее время включает в себя следующие основные элементы: сон, отдых, комфортное поведение, локомоция (перемещение), «исследовательское поведение» (осматривание по сторонам, манипулирование предметами), агрессия, питание, питье воды, звуковая сигнализация. Следовательно, поведение волнистого попугайчика в условиях клеточного содержания является разнообразным и достаточно сложным.
Перечисленные выше элементы поведения встречаются с разной частотой. В литературе пишется, что волнистый попугайчик в природе хорошо и много летает. Однако у наших птиц не было такой возможности, так как они, к сожалению, содержались в небольших клетках. Поэтому полет в их поведении практически не фиксировался.
Однако в условиях клетки наши попугаи были очень активными, подвижными. С частотой 30% у них отмечалось лазанье, 22% - ходьба или бег, 20% - питание. Следовательно, лазанье, ходьба, бег, питание являются основными (доминирующими) видами активности у изучаемых нами птиц.
В целом, можно заключить, что активные элементы поведения у объектов нашего исследования преобладали над пассивными. Действительно, активное поведение: лазанье (30%), ходьба и бег (22%), питание (20%), исследовательское поведение (осматривание по сторонам и манипулирование с предметами – 10%), комфортное поведение (чистка оперения или клюва – 4,6%), питье воды (0,5%) в сумме составили 87,1%. Это значительно больше, чем общая продолжительность отдыха и сна у птиц (12,9%). Можно заключить, что в светлое время суток волнистые попугайчики в основном находятся в активном состоянии.
Результаты изучения частоты встречаемости различных элементов в поведении волнистых попугайчиков привожу в таблице 2 (Приложение №23). В ней отражены обобщенные данные по двум птицам, которые явились объектами исследования.
Таблица 2
Частота встречаемости разных элементов поведения у волнистых попугайчиков
Название элемента поведения | Частота регистрации элемента в % |
Лазанье | 30 |
Ходьба и бег | 22 |
Питание | 20 |
Исследовательское поведение | 10 |
Сон | 9 |
Комфортное поведение | 4,6 |
Отдых | 3,9 |
Питье воды | 0,5 |
3.3. Использование волнистым попугайчиком территории клетки
Проводя исследование, я также обращала внимание на то, какие места в клетке предпочитают наши птицы (табл.3. Приложение №24).
Таблица 3
Местонахождение волнистых попугайчиков внутри клетки
Места, где находится птица | Частота регистрации местонахождения птицы (в %) |
На жердочках | 56 |
На стенке клетки | 25 |
На дне клетки | 19 |
Выяснилось, что в светлое время суток волнистые попугайчики используют все возможности для перемещения по клетке. Чаще всего они отмечались нами на жердочках (56%), значительно реже – на стенках клетки (25%), еще реже – на дне (19%). Находясь на дне клетки, птицы обычно питались, пили воду или манипулировали предметами. Все же другие элементы поведения обычно проявлялись птицами в тот период, когда они находились на жердочках или стенках клетки.
3.4. Взаимоотношения волнистого попугайчика с животными и человеком
При совмещении двух птиц в одной клетке мы наблюдали и трогательные взаимоотношения и не очень. Триша иногда чистила оперение Роме, однако в паре с ним занимала доминирующее положение (Приложение №25). Это проявлялось в том, что Триша время от времени отгоняла от кормушки Рому, иногда кусала его клювом. Однако эти ссоры всегда были недолгими и вскоре между ними восстанавливался мир.
Триша пыталась укусить и руку постороннего человека, внесенную в клетку (Приложение №26). Попугай далеко от руки не отходил, вертелся рядом, качал головой, громко щебетал или «журчал». Однако взять себя в руки птица не давала и на палец садилась редко. Рома же избегал контактов с человеком и не проявлял к нему интереса, с самого начала отличался большой пугливостью и недоверием.
Таким образом, каждый из волнистых попугайчиков обладал особым, неповторимым «характером» и индивидуальностью.
3.5. Пищевая избирательность у волнистого попугайчика
Этот вопрос мы только начали изучать и пока еще не имеем достаточной информации для того. Чтобы делать какие-либо выводы. Однако кое-что я все- таки заметила. Волнистые попугайчики даже при клеточном содержании являются очень активными птицами, а значит – затрачивают много энергии. Видимо, поэтому в неволе у них хороший аппетит: они часто находятся у кормушки и активно питаются. В качестве корма птицам предлагалась сбалансированная зерновая смесь, включающая в себя просо, канареечное семя овсянку. Как лакомство давались семена подсолнечника, тертая морковь, измельченное вареное куриное яйцо, печенье, булка (размоченная в воде или в молоке). Следует отметить, что перечисленные дополнительные корма (лакомства) с наибольшей охотой поедались Тришей, которая, видимо, привыкла к ним с раннего возраста, где птицам предлагалось большое разнообразие кормов. Рома, приобретенный в зоомагазине г. Сальска, вероятно, содержался только на зерновых кормах, т.к. отказывался от иной пищи или потреблял ее в небольших количествах. Конечно, это вредно для здоровья, но изменить сложившиеся привычки у птиц (особенно, если они сформировались в раннем возрасте) очень трудно.
Заключение
Изучение литературных данных о волнистых попугайчиках, а также двух волнистых попугайчиков (одного самца и одной самки) в домашних условиях, позволяют сформулировать следующие выводы:
Результаты наблюдений за поведением птиц позволяют предложить следующие рекомендации по содержанию их в неволи:
Список использованной литературы
Приложения
[1] Рахманов А.И. Попугаи. – М.: «Лесная промышленность», 1983.
[2] Сосновский И.П., Корнеева В.И. Уголок природы в школе. – М.: «Просвещение», 1999.
[3] Гусев В.Г. Животные у нас дома: Справочное пособие. – М.: «Экология», 1998.
Ласточка
В поисках капитана Гранта
Рисуем ананас акварелью
Стеклянный Человечек
Рисуем зимние домики