Вклад математивов в победу нашего народа в Великой Отечественной войне.
Вложение | Размер |
---|---|
matematiki_v_gody_vov.ppt | 1.47 МБ |
Слайд 1
Математики в годы войны 1941-1945 Галаганов Никита 5 класс Учитель: Логунова О.Н.Слайд 2
Цель : Изучить роль математиков в Победе нашего народа в Великой Отечественной Войне. Задачи исследования Изучить теоретический материал по данной теме; Раскрыть личный вклад математиков, внесенный в Победу в ВОВ; Гипотеза математики внесли огромный вклад в победу нашего народа в Великой Отечественной войне.
Слайд 3
Велик вклад ученых физиков, математиков, химиков, медиков, конструкторов, инженеров в общую Победу. Огромное число ученых были мобилизованы или ушли на фронт добровольцами. В самые тяжелые для страны дни они показали себя верными сыновьями Родины, способными на самопожертвование и готовыми отдать жизнь во имя свободы Отчизны. И действительно, многие из тех, кто ушел на фронт, не возвратились и не приступили к своей любимой работе. Среди погибших было много талантливых ученых, подававших большие надежды, способных внести большой вклад в прогресс наших знаний.
Слайд 4
21 июня 1941год. В высших учебных заведениях заканчивались экзамены, в лабораториях решались мирные проблемы. Молодые и опытные учёные создавали новые теории. Студентка механико-математического факультета Женя Руднева написала в дневнике: «Сданы все зачёты! Все экзамены! Все! Все! Жизнь прекрасна и удивительна!». А на следующее утро грянула война .
Слайд 5
В 1938 году Женя окончила среднюю школу с отличием и стала студенткой механико-математического факультета МГУ. Благодаря своему необычайному трудолюбию и пытливости Женя и в университете быстро стала одной из лучших студенток курса. В 1939г. была напечатана первая научная статья Е. Рудневой: «Биологические наблюдения во время Солнечного затмения 19 июня 1936 г.» Страстно влюблённая в астрономию, в далёкие неугасимые звёзды, студентка, которой пророчили блестящее будущее, как и тысячи студентов того грозного времени, твёрдо решила, что учится не будет, пока не кончится война, что путь её лежит на фронт.
Слайд 6
На ускоренных курсах она овладела штурманским искусством и была направлена в женский авиационный полк ночных бомбардировщиков. гвардии старший лейтенант Евгения Руднева совершила 645 боевых ночных вылетов на уничтожение переправ, железнодорожных эшелонов, живой силы и техники противника. Отважная лётчица погибла смертью храбрых в ночь на 9 апреля 1944 года при выполнении боевого задания. Еще до гибели она была представлена к званию Героя Советского Союза.
Слайд 7
Добровольцем ушел на фронт и участвовал в боях с фашистскими захватчиками в Крыму, на Украине, в Прибалтике и в Восточной Пруссии выдающийся математик и педагог Александр Андреевич Ляпунов. Он храбро воевал и внес много ценного в правила стрельбы. Здесь он использовал свой опыт математика, которому свойственно искать самые лучшие решения. Его предложения увеличили эффективность стрельбы .
Слайд 8
Далее - учеба и преподавание в училище, госпиталь в связи с тяжелым заболеванием сыпным тифом, едва не стоившим молодому лейтенанту жизни. С октября 1943 г. А.А.Ляпунов в качестве командира топографического развед-взвода на передовой линии фронта: он участвует в боях в Крыму при взятии Перекопа и освобождении Керчи, затем на Украине, в Прибалтике и заканчивает боевой путь в Восточной Пруссии. На фронте выполнению обязанностей по привязке к местности и ориен-тированию стрельбы артиллерийских батарей Алексею Андреевичу помогало знание математики и особенно теории стрельбы. → Во время наступательных боев в районе Курской магнитной аномалии Алексей Андреевич, используя свой опыт сумел внести в артиллерийский расчет поправку на магнитное отклонение, что обеспечило успех артподготовки. Это было замечено командованием, и в дальнейшем перед большими наступлениями ему поручалась привязка батарей не только своего дивизиона, но и всего полка. За участие в боях по освобождению Крыма Алексей Андреевич Ляпунов был награжден орденом Красной Звезды (1944).
Слайд 9
Мы должны преклоняться перед выдержкой, самоотверженностью и верностью Отчизне, которую проявляли ученые-воины. Однако нельзя забывать и о другом вкладе математиков в победу советского народа над сильным и коварным врагом. Все понимали, что не только храбрость армии, число пушек и искусство маршалов определяют успешный исход военных действий: он в немалой степени зависит от качества вооружения, его совершенства. Нужно было в кратчайшие сроки создать технику, превосходящую вражескую по всем параметрам. И эта ответственная и сложная задача легла на плечи советских ученых и конструкторов, проведя незримую линию фронта через научные лаборатории и конструкторские бюро: там шло напряженное “сражение мыслей”, рождающее и воплощающее в металл дерзновенные научно-технические идеи.
Слайд 10
Какие же математические задачи для фронта и тыла пришлось решать ученым военного времени?
Слайд 11
Ведя бои в первые полтора года войны, наши войска отбивались от врага на суше, в воздухе и на море. Самым первым мероприятием немецко – фашистского командования на морских театрах военных действий была попытка заблокировать наши корабли в их базах и связать их боевые действия массовыми постановками магнитных мин. Фашисты возлагали большие надежды на эффективность этого нового вида оружия и были уверены, что наши моряки и специалисты не смогут быстро найти способы защиты кораблей. Но наши физики в союзе с математиками и механиками в кратчайшие сроки помогли морякам нейтрализовать влияние вражеских мин.
Слайд 12
Идею размагничивания предложили и осуществили ученые во главе с академиком Анатолием Петровичем Александровым. Группа Александрова выехала на Балтику, где срочно занялась размагничиванием кораблей, что являлось надежной защитой их от неконтактных мин. Ученые вели свои работы непосредственно в районе боевых действий, и вскоре проблема защиты кораблей от такого типа мин была полностью решена. Известно, что ни один наш корабль, снабженный системой противоминной защиты, не подорвался на вражеских минах.
Слайд 13
Видная роль в деле обороны нашей Родины принадлежит выдающему математику академику А.Н. Крылову, чьи труды по теории непотопляемости и качки корабля были использованы нашими славными Военно - Морскими Силами. Он создал таблицы непотопляемости, в которых было рассчитано, как повлияет на корабль затопления тех или других отсеков, какие номера отсеков нужно затопить, чтобы ликвидировать крен, и насколько это затопление может улучшить состояние корабля. Эти таблицы дали возможность спасти жизнь многих людей, сберечь большие материальные ценности
Слайд 14
Основные институты Академии наук СССР были эвакуированы на восток страны. В тяжелых условиях, порой без света и тепла, ученые продолжали свою работу. Героический труд рабочих, инженеров и техников советской промышленности позволил уже летом 1941года начать оснащение Вооруженных Сил новыми, более совершенными видами боевой техники. В большом количестве войска получали новое оружие - самоходные артиллерийские установки, реактивные минометы, вселяющие в противника дикий ужас. Из текста донесения в немецкий генеральный штаб: «Русские применили батарею с небывалым числом орудий. Снаряды фугасно - зажигательные, но необычайного действия. Войска, обстрелянные русскими, свидетельствуют - огневой налет подобен урагану. Снаряды разрываются одновременно. Потери в людях огромные».
Слайд 15
Расчеты по монтажу нового оружия выполнил научный коллектив под руководством Ивана Гвая. С этим связана такая история: когда И. Гвай пришел в Высшую аттестационную комиссию за дипломом, у него спросили: "А где же Ваша диссертация?« В ответ услышали: "Стреляет на фронте!». Реактивная установка стала официально именоваться «БМ-13», а в народе ее нежно называли «Катюшей».
Слайд 16
Заключение Как бы хотелось упомянуть здесь всех ученых – физиков, математиков, химиков, механиков, чьи труды помогли отстоять свободу и независимость нашей Родины и спасти человечество от угрозы фашистского порабощения, да разве это возможно? война – это страшная разрушительная сила, но война заставила и созидать. Даже немцы после войны признали, что наши наука и техника были на высоте требований, которые предъявило время. Как писал один из президентов Академии наук СССР выдающийся физик академик С.И. Вавилов: «Советская техническая физика и математика с честью выдержали суровые испытания войны. Следы этих наук всюду: на самолете, танке, на подводной лодке и линкоре, в артиллерии, в руках нашего радиста, дальномерщика, в ухищрениях маскировки».
Слайд 17
Используемая литература и ресурсы сети интернет Infourok.ru Гнеденко Б.В. Математика и оборона страны М.1978 Левшин Б.В. Советская наука в годы Великой Отечественной Войны -М.: Наука, 1983
Лиса Лариска и белка Ленка
Чем пахнут ремёсла? Джанни Родари
Волшебные звуки ноктюрна
Сила слова
Рисуем ветку берёзы сухой пастелью