Данная исследовательская работа содержит сравнительный анализ нескольких стихотворений, написанных разными поэтами, одновременно откликнувшимися на смерть Пушкина. Обучающаяся анализирует язык, стиль, систему образов, эмоциональное состояние авторов, что сближает и что отличает друг от друга данные лирические произведения.
Вложение | Размер |
---|---|
issledovatelskaya_rabota_zlobinoy_anastasii.doc | 72.5 КБ |
Муниципальное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа №2
с углубленным изучением отдельных предметов п. Восточный
Омутнинского района Кировской области
Исследовательская работа
Сравнительный анализ стихотворения М. Ю. Лермонтова «Смерть Поэта» со стихами современников, также откликнувшихся на гибель А. С. Пушкина
Выполнила Злобина Анастасия
ученица 9 Б класса
Руководитель работы
учитель русского языка и литературы
Серебрякова Елена Витальевна
Глава 2 Характер лирического героя в стихотворении М. Ю. Лермонтова
«Смерть поэта» стр.4
Глава 3 Сравнительный анализ стихотворений М. Лермонтова, В. Жуковского, Ф.Тютчева и А. Полежаева
Параграф 1. Чувства авторов в связи с гибелью Пушкина стр.5
Параграф 2. Объяснение причин гибели Пушкина, портрет убийцы
Параграф 3. Тема возмездия стр.6
2
Введение
Актуальность исследования
15 октября 2014 года исполняется 200 лет со дня рождения великого русского поэта, прозаика, драматурга Михаила Юрьевича Лермонтова. За 27 неполных лет своей жизни Лермонтов оставил уникальное творческое наследие, сочетающее в себе гражданские, философские и личные мотивы и имеющее исключительное значение не только для отечественной, но и для мировой культуры.
Как А. С. Пушкин, так и М. Ю. Лермонтов задумывался о судьбе поэта в обществе и в мире, но, в отличие от Пушкина, для которого участь поэта могла быть печальна, но могла быть и наполнена радостью творчества, восторгом вдохновения, для Лермонтова она была часто трагична и связана с непониманием и гонением. Подтверждение своим мыслям о тяжкой и суровой доле певца-поэта Лермонтов нашел в гибели Пушкина.
На смерть А. С. Пушкина откликнулся не только Лермонтов, но и многие другие современники. У кого из известных в России поэтов того времени есть стихи на эту тему, как в них воспринимается это трагическое событие, в чем увидели поэты причину гибели Пушкина? На эти вопросы я попыталась ответить в своей исследовательской работе.
Проблема
Каким видел Лермонтов отношение к поэту и какой видел судьбу поэта в современном обществе?
Цель исследования
Выявление новаторского, революционного характера стихотворения Лермонтова «Смерть поэта» в сравнении со стихами современников, посвященными этой же теме.
Задачи исследования
1. Выявить чувства и настроения ранней лирики Лермонтова
2. Раскрыть характер лирического героя в стихотворении «Смерть поэта»
3.Провести наблюдения над темой, проблематикой, языком, стилем, системой образов, изобразительно-выразительными средствами выбранных стихотворений
4. Выяснить, как в стихах разных поэтов
*выражаются чувства авторов в связи с гибелью А. С. Пушкина
*объясняется причина гибели А. С. Пушкина
*отображается образ убийцы А. С. Пушкина
*поднимается тема возмездия
3
Основная часть
Глава 1
Чувства и настроения ранней лирики Лермонтова
Поэзия Лермонтова – явление сложное, порождённое определённой исторической эпохой. Страстное желание понять своё назначение, понять психологию героя своего времени, понять исторические судьбы Родины и народа – всё это определило содержание и стиль лермонтовской лирики. Глубокий психологизм, тонкий анализ человеческой души, в первую очередь своего собственного внутреннего мира, гневные обличения – таковы особенности творчества Лермонтова, определившие его язык и стиль.
Для ранней лирики Лермонтова характерны тоска по свободе, ненависть к рабству, вера в неизбежную гибель тирана. В лексике широко используется словарь декабристской лирики, слова – символы, связанные с идеалом свободы и ненавистью к рабству: рабство, цепи, отчизна, свобода, святая вольность, тиран и т.д. Эти слова знакомы нам по произведениям Рылеева, Грибоедова, молодого Пушкина.
Но у Лермонтова по- иному звучат мотивы и образы декабристской поэзии. В стихах Рылеева и молодого Пушкина мы слышим ораторские интонации, бодрый, оптимистический призыв к борьбе. Жажда деятельности наполняет и стихи юного Лермонтова, но они приобретают пессимистическую окраску, так как поэт осознаёт неосуществимость своих желаний.
Лирический герой раннего Лермонтова обращается к самому себе или близкому другу, он не произносит речей, а размышляет над своей судьбой, пытается разобраться в своём внутреннем мире. Его стихи - не призыв к борьбе, а лишь тоска по борьбе («так жизнь скучна, когда боренья нет…»), глубокие мучительные раздумья.
4
Глава 2
Характер лирического героя в стихотворении М. Ю. Лермонтова «Смерть поэта»
29 января 1837 года лучших людей России поразила страшная весть: Пушкин смертельно ранен на дуэли. Их гнев и скорбь, их чувства и мысли выразил дотоле никому не известный молодой поэт – М.Ю. Лермонтов. Герцен сказал, что выстрел Дантеса, убившего Пушкина, разбудил душу Лермонтова.
Всенародное горе, страстное негодование заставили по-новому зазвучать поэзию Лермонтова. От раздумий и самоанализа поэт обращается к гражданской лирике. Перед нами уже поэт-оратор, поэт-трибун, и голос его звучит, «как колокол на башне вечевой во дни торжеств и бед народных».
Стихотворение представляет собой лирический монолог, в котором гневная речь поэта-оратора состоит из резко меняющихся по своей ритмике отрывков. Столь же резко меняется тональность и стиль. С одной стороны, возвышенная, декламационная лексика, восходящая к жанру оды, с другой - плавная, задумчивая речь с воспоминаниями, размышлениями, сожалениями, обычная в элегии. С одной стороны, обличительные эпитеты, броские и негодующие:
Не вынесла душа поэта
Позора мелочных обид,
Восстал он против мнений света
Один, как прежде… и убит!
С другой стороны, слова и образы, взятые из элегий:
Замолкли звуки чудных песен,
Не раздаваться им опять:
Приют певца угрюм и тесен,
И на устах его печать. Гневное обличение сменяется рассказом («Его убийца хладнокровно…»), затем элегическим размышлением, затем снова ораторской речью, элегией и опять декламацией («А вы, надменные потомки…») Ритм и речь передают нервное состояние и страстное переживание исполненного негодования и чрезвычайно взволнованного поэта.
Лирический герой стихотворения говорит не только о себе, он выступает от имени лучших людей России. Если раньше он лишь предчувствовал неизбежность гонений, то теперь он безбоязненно совершает гражданский подвиг, во всеуслышание обвиняя высокопоставленных убийц Пушкина и зная, что за это ждёт его неизбежная кара.
Чем особенно близок ему погибший поэт? Лермонтов видит в его жизни то же непримиримое противоречие, которое определяет и его положение в обществе: «свободный, смелый дар», «сердце вольное», «пламенные страсти» - и «завистливый и душный свет». Конфликт Поэта с окружающим его миром выглядит трагически неразрешимым. Родную душу увидел Лермонтов в своём старшем собрате, и образ поэта, нарисованный им, - это не только образ Пушкина, но и образ лирического героя самого Лермонтова.
5
Глава 3
Сравнительный анализ стихотворений М. Лермонтова, В. Жуковского, Ф. Тютчева и А. Полежаева
Гибели Пушкина посвятили свои стихи и другие поэты: В.А. Жуковский («Пушкин»), Ф.И.Тютчев («29 января 1837 года»), А.Полежаев («Венок на гроб Пушкина»).
Параграф 1. Чувства авторов в связи с гибелью Пушкина
Глубокая скорбь звучит во всех стихах, все поэты горестно оплакивают безвременно погибшего гения. Несколько особняком стоит по-своему замечательное стихотворение Жуковского. Прямо, непосредственно горе в нём не выражено, но глубоко трогает самый тон раздумий над прахом усопшего, самый образ мёртвого поэта, так просто нарисованный в стихотворении:
Он лежал без движенья, как будто по тяжкой работе
Руки свои опустив. Голову тихо склоняя,
Долго стоял я над ним, один, смотря со вниманьем
Мёртвому прямо в глаза…
Параграф 2. Объяснение причин гибели Пушкина, портрет убийцы
Никто с такой ясностью, гражданской смелостью не обличал виновников гибели Пушкина, как автор «Смерти поэта».
Лермонтов открыто обвиняет в гибели Пушкина всю придворную клику, правящую знать, раболепствующую толпу, для которой был нетерпим сам факт существования совсем другого невольника - «невольника чести». Он дает убийцам социально-историческую, а не только нравственную характеристику: «надменные потомки известной подлостью прославленных отцов»- это новая знать, сделавшая карьеру в ущерб знатным родам, обиженным «игрою счастия». «Подлые»- значит не только морально низкие, но и люди относительно низкого происхождения. Николай 1особенно не доверял независимой старинной знати, из которой вышли многие декабристы. Пушкин гордился своим шестисотлетним дворянством и светскую «чернь» оценивал весьма сурово.
Лермонтов характеризует Дантеса, убийцу Пушкина, как ничтожество, жадного карьериста: он не просто «искатель счастья и чинов», он отправляется в Россию на их «ловлю», он не только ищет, он ловит чины и богатства. Дантес презирает язык России, то есть её культуру, поэзию, народ.
Жуковский не говорит о причине гибели Пушкина, никого не обвиняет, и мысли его над прахом Пушкина – это мысли о таинствах смерти, о загробной жизни, о вечном покое:
Что-то сбывалось над ним, и спросить мне хотелось:
«Что видишь?»
6
Другие поэты, в отличие от Жуковского, говорят не только о гибели Пушкина, но и о её причинах. Однако говорят они об этом глухо, туманно, полунамёками, никого прямо не обвиняя, не делая никаких политических выводов. А. Полежаев выражает глубокую скорбь, но весьма неопределённо говорит о причинах несчастья:
Когда рука его сулила
Нам тьму надежд, тогда сразила
Его судьба, седой палач!
Однажды утро голубое
Узрело дело роковое…
О, плачь, Россия, долго плачь!
Здесь иначе, нежели у Лермонтова, рисуются обстоятельства и причины гибели Пушкина. Это – «дело роковое», во всём виноваты судьба, рок. И Лермонтов, и Полежаев используют образ «палача»; но Полежаев говорит: «сразила его судьба, седой палач», а Лермонтов считает, что во всём виноваты «Свободы, Гения и Славы палачи».
Тютчев об убийце Пушкина говори т так:
Будь прав или виновен он
Пред нашей правдою земною,
Навек он высшею рукою
В «цареубийцы» заклеймён.
Параграф 3. Тема возмездия
При сопоставлении концовки лермонтовского и тютчевского стихотворений (в стихотворении Полежаева тема возмездия отсутствует) мы видим, что оба поэта апеллируют к Божьему суду. Но Тютчев решает эту тему в духе христианской религии. Обращаясь к Пушкину, он говорит:
Вражду твою пусть Тот рассудит,
Кто слышит пролитую кровь…
Тебя ж, как первую любовь,
России сердце не забудет.
Здесь речь идет о примирении (в таком смысле, как принято было говорить: «Бог ему судья»), а у Лермонтова «Божий суд» - условный образ, и грозит этот суд расплатой, местью, кровопролитием. Понятно, почему из всех поэтов, посвятивших свои стихи гибели Пушкина, каре подвергся один Лермонтов и почему именно его стихи распространились по всей России.
М. Горький сказал о Лермонтове: «…и один он проводил гроб поэта криком злобы, тоски и мести».
7
Заключение
Революционность лермонтовского стихотворения, отличающая его от других стихов на эту же тему, определила и его реалистичность- реалистичность образов и языка, также отличавшую его от стихов Жуковского, Тютчева, Полежаева.
Реализм «Смерти поэта» проявляется прежде всего в том, что Лермонтов раскрывает типический конфликт своей эпохи - конфликт между самодержавно-крепостнической монархией, правящими кругами и передовыми силами русского общества. Образы Лермонтова исторически и социально конкретны. Рисуется не отвлеченный образ поэта – вдохновенного певца, а типический, конкретный образ поэта, живущего в условиях самодержавно-крепостнического строя.
8
Библиографический список
1.Литература. 9 класс. Учебник для общеобразовательных организаций с приложением на электронном носителе. В 2 ч. Ч. 1/ В. Я. Коровина, В. П. Журавлев, И. С. Збарский; под ред. В. Я. Коровиной._М.: Просвещение, 2014. - 416с.
2.Висковатов П. А. Михаил Юрьевич Лермонтов. Жизнь и творчество [Текст]/ Висковатов П. А.- М.: Современник,1987. – 520с.
3. Золотарева, И. В. Универсальные поурочные разработки по литературе: 9 класс. - 4-е изд.. перераб. и доп. - М.: ВАКО, 2008.-416 с.
4. Качурин, М. Г., Шнеерсон, М. А. Изучение языка писателей [Текст] / Качурин, М. Г., Шнеерсон, М. А.-М.;Учпедгиз, 1961.- 303с.
5.Федоров Л. В. «Смерть поэта» среди других откликов на гибель Пушкина [Текст] /: статья /Лит. в школе,1967. №3 - с.32
9
Цветущая сакура
Зимний дуб
О чем поет Шотландская волынка?
Городецкая роспись
Рисуем акварелью: "Романтика старого окна"