В основной части исследовательской работы содержится материал по истории школы №2 города Котельнича. На основе исследования материалов школьного архива автор даёт характеристику военных и спортивных традиций школы 1970-1980 - х годов, показывает вклад учителей военного дела и физкультуры в воспитание подрастающего поколения и прослеживает события их жизни.
Вложение | Размер |
---|---|
istoriya_shkoly_no2._voennye_i_sportivnye_traditsii_1970-1980-h_g.g.doc | 82.5 КБ |
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя школа с углублённым изучением отдельных предметов № 2»
города Котельнича Кировской области
История школы № 2. Военные и спортивные традиции 1970-1980-х годов.
Работу выполнила:
Морданова Дарья, ученица 6а класса МБОУ СОШ с УИОП № 2 города Котельнича Кировской области
Руководитель Шалагинова Валентина Аркадьевна, учитель истории МБОУ СОШ с УИОП № 2 города Котельнича Кировской области
2015 год
Содержание
Вступление ……………………………………………………….. стр. 3-4
Основная часть:
Заключение …………………………………………………………. стр. 10
Список источников …………………………………………………. стр. 11
Приложения…………………………………………………………..стр.
Вступление
В ноябре 2015 года наша школа отметит 80-летний юбилей. За это время из стен школы вышло более 4 000 выпускников, более 100 из них с золотой и серебряной медалями. В школе с самого начала её основания родились добрые традиции, особенно в военный и послевоенный период и ученики школы должны знать о них.
Актуальность исследования состоит в том, чтобы сохранить память о Великой войне и Великой Победе, так как объектом моего исследования стали судьбы учителей – фронтовиков, их трудовая деятельность после войны. Это военрук школы – Савиных Владимир Иванович и учитель физкультуры Симонов Василий Филиппович.
В процессе исследования мною была выдвинута гипотеза о том, что на формирование традиций школы сильное влияние оказала Великая Отечественная война и учителя, участники войны, пришедшие работать в школу прямо с фронта.
Цель исследования: собрать и систематизировать материал о военных и спортивных традициях школы, о влиянии Великой Отечественной войны и учителей – фронтовиков на школьную жизнь.
Задачи исследования:
- изучить послевоенную историю школы.
- познакомиться с военными и спортивными традициями 1970-1980-х годов.
- собрать и систематизировать материал о том, какой вклад внесли учителя военного дела и физкультуры в дело воспитания учащихся школы, проследить события их жизни.
В процессе работы над темой я использовала следующие источники исследования:
- материалы архива кабинета истории школы (фотографии, документы, воспоминания учителей и выпускников)
- списки выпускников 1970-1980-х годов
- личные дела учителей
- архив сайта газеты «Котельничский вестник»
- сайт школы
- материалы детско-юношеской спортивной школы города Котельнича
Методы исследования:
- Изучение материалов школьного архива, фотографий, воспоминаний выпускников и учителей школы разных лет,
- анализ списков выпускников 1970-1980-х годов
- исследование публикаций газеты «Котельничский вестник»
- Изучение личных дел учителей, содержащих информацию об их вкладе в создание школьных традиций
- метод сопоставления нескольких документов.
- систематизация полученных данных.
Практическая значимость исследовательской работы над данной темой состоит в обобщении данных исследования, в создании презентации школьных традиций и оформлении экспозиции кабинета истории школы для проведения классных часов, экскурсий, дней памяти.
Почему я взяла эту тему для исследования. В течение нескольких лет я занимаюсь в спортивной школе. Мой тренер Кручинина Светлана Михайловна, выпускница нашей школы. Её воспоминания о годах учёбы в школе, о том, как все мальчишки в классе «болели» военным делом, о любимых учителях, которые привили ей любовь к физкультуре и спорту заинтересовали меня, и я решила узнать подробнее о военных и спортивных традициях школы тех лет.
Основная часть
История школы №2. Влияние Великой Отечественной войны на послевоенную жизнь школы
На месте современного здания средней школы № 2 было одноэтажное помещение, в котором размещалась школа ФЗО. Затем помещение было передано в распоряжения РОНО, и в 1935 году в нём открылась начальная школа.
В 1936 году школа расширяется. Пристраивается низ, где теперь кабинет истории, надстраивается второй этаж.
Строительством руководил прораб Овчинников. Его родные подарили школе фотографии того времени, запечатлевшие строительство школы.
В 1937 году строительство школы закончилось, и она стала средней.
Во время белофинской войны 1939-1940 годов в нашей школе находился госпиталь. Выпускной вечер выпуска 1940 года проводился в средней школе № 1 (ныне тубдиспансер).
По окончании белофинской войны здание школы освобождается из-под госпиталя. Ко второму полугодию 1940/41 учебного года заканчивается ремонт. Классы переходят в своё здание. Часть параллельных классов остаётся в средней школе № 3, как база для её создания. К сожалению, в своём здании школа прозанималась всего полгода. 22 июня 1941 года началась Великая Отечественная война. В школе вновь размещается госпиталь.
С первых лет существования в школе родились хорошие традиции. Живо и интересно работали кружки. Ребята в них занимались с увлечением. Литературный кружок под руководством Мултановской Анисьи Ивановны к юбилейным датам готовил музыкально-литературные монтажи. Хоровой коллектив работал под руководством Кузовлевой Софьи Алексеевны. Часто выступали с концертами перед населением города, ездили в колхозы. Люди с интересом ждали концерты школы № 2.
Первые десятиклассники окончили школу в 1940 году. Их было 39, из них 27 потом получили высшее образование. Юноши 1940 года выпуска почти все ушли на фронт защищать Родину.
С началом войны в школе разместился госпиталь. 9 раз меняла она свой адрес, переезжая каждый раз, когда нужно было помещение для раненых.
За годы войны школы выпустила из 10-х классов 154 ученика. 26 из них стали учителями, 20 – врачами, 28 – инженерами, 4 – агрономами, 2 – юристами, 16 – научными работниками. И это благодаря прекрасному коллективу учителей, которые, по словам директора школы 1944 – 1946 годов Бусыгиной Нины Васильевны, работали, не считаясь со временем, были очень доброжелательны.
В первые годы войны ушёл на фронт и погиб директор школы Неганов Фёдор Григорьевич. Чистосердов Иван Петрович, завуч школы, исполнял обязанности директора школы до ухода на фронт в 1942 году. Легендой многих выпусков, любимым учителем и классным руководителем была учительница физики, в годы войны завуч школы Полева Ольга Александровна. Многие ученики с благодарностью вспоминают её доброту, отзывчивость, душевное тепло.
Годы войны – трудное время для всех, но неоценим тот вклад в победу над врагом, который внесли учителя и учащиеся школы. Среди них учителя Гужева Лидия Ивановна, Осминина Наталья Николаевна, Зырин Анатолий Артемьевич, Колотов Валентин Филимонович, Чистосердов Иван Петрович, Гагаринов Афанасий Викторович, Савиных Владимир Иванович, Симонов Василий Филиппович и выпускники, погибшие в годы войны. Их имена увековечены на памятной доске обелиска, установленного во дворе школы в мае 1968 года.
Оставшиеся в тылу врага учителя и ученики школы делали всё возможное, чтобы приблизить победу. Собирали деньги на танковую колонну «Кировец», на строительство танка «Таня», строили аэропорт в Отёшево, помогали местным госпиталям, готовили концерты, собирали посылки на фронт, работали в колхозах, на заготовке дров для школы.
С окончанием войны школа освобождается от госпиталя и после ремонта готовится к новому учебному году. В 1946 году лучшим классом по учёбе и общественной работе стал 8 «А». В этом классе училась заводила и организатор всех полезных дел Полева Лариса, дочь Полевой Ольги Александровны. Впоследствии – учитель истории, отличник народного просвещения, завуч средней школы № 1 Лариса Ивановна Костромина. Свою педагогическую деятельность она начала в нашей школе.
Лариса Ивановна на всю жизнь осталась прекрасным организатором всех полезных дел ученических и педагогических коллективов.
В результате исследования я выяснила, что за десять лет с 1973 по 1983 год нашу школу № 2 закончило 300 юношей. В те годы была тяга к военным специальностям и 25 выпускников поступили учиться в различные военные училища.
Военные традиции школы. Савиных Владимир Иванович
Этому способствовали успехи в военно-спортивных играх «Зарница» и «Орлёнок». За 10 лет команда школы 6 раз занимала первые места на областных соревнованиях.
За 10 лет школа 27 раз была награждена грамотами за победу по отдельным видам спорта (стрельба, гражданская оборона, военно-спортивные соревнования).
Ежегодно в школе проводились военно-спортивные игры, стрелковые соревнования, вечера. Они были приурочены к знаменательным датам. Команды школы участвовали во всех видах соревнований (стрелковых, военно-прикладных видах).
В 1977 году первичная организация ДОСААФ школы была награждена настольным знаком «За активную работу», а в 1983 году грамотой Областного совета профсоюза и обкома ВЛКСМ за II место в оборонно-массовой работе.
В 1981 году 7а класс занял I место на районных и III место на областных соревнованиях военной игры «Зарница». Командир команды Кучерявый Сергей. С областных соревнований команда привезла именной приз - фигурные шахматы.
В 1983 году команда 7б класса снова занимает I место на районных соревнованиях и II место на областных. Командиром был Воронов Юрий.
Самой успешной была команда 1983 и 1985 годов, командир команды Александр Большаков (сейчас актёр театра и кино города Санкт-Петербурга). Они были первыми не только в районе, но и в области.
А агитбригада этой команды выступала 27 раз в течение 1984-85 учебного года в городе и в области, была признана лучшей и удостоена специального приза.
Комитет комсомола школы во главе с секретарём Кучерявым Сергеем решил: на 50% от заработанных учащихся в колхозе денег купить аппаратуру, так родился ансамбль. Руководили им сами ученики, в состав его входили: Ронжин Сергей (руководитель), Шабалин Сергей, Созинов Юрий, Мельникова Таня, Норкин Юрий (он же солист), и солистка Косолапова Наташа.
Второй состав ансамбля начал свои выступления в те же годы. В состав его входили: Скурихин Юрий, Коровин Александр, Селезнев Владимир, Ложкин Александр, Важенина Людмила (она же солистка) и талантливая солистка Копошова Лина.
Юноши школы неоднократно принимали парады юнармейцев района. Этой чести были удостоены Кучерявый Сергей, Коромыслов Юрий, Ситников Юрий.
Всей этой работой в течение долгих лет руководил военрук школы Владимир Иванович Савиных.
Владимир Иванович работал в тесном контакте с учителями физкультуры. О спортивных успехах тех лет много писала районная газета.
Симонов Василий Филиппович – легенда спортивной жизни школы 1970-1980-х годов
А душой всех спортивных достижений был учитель физкультуры Симонов Василий Филиппович. Под его руководством в школе был построен спортивный зал, оборудована спортивная площадка, а зимой хоккейная коробка и каток, команды школы многократно побеждали в городских спартакиадах, на районных и областных турслётах.
Традиционными стали общешкольные смотры лыжной, конькобежной, легкоатлетической готовности. Ежегодно проводились общешкольные дни бегуна, прыгуна, дни здоровья, общешкольные семейные соревнования по шахматам и шашкам.
Ребята под руководством учителя совершали многодневные походы не только по родному краю, но и далеко за его пределы.
Одним из самых запомнившихся был велопоход в город Ленинград (сейчас Санкт-Петербург). Группа учащихся под руководством учителя физкультуры Симонова Василия Филипповича побывала в Новгороде и Ленинграде, посетив самые интересные достопримечательности городов, побывав на местах сражений Великой Отечественной войны. В воспоминаниях участников похода только восторженные отзывы.
По возвращении из похода группа оформила отчёт в виде походного дневника с фотографиями и комментариями.
Традиционными были соревнования по биатлону на приз нашего земляка Владимира Меланина, победителя Олимпийских игр в Инсбруке, трижды чемпиона мира.
В далёком 1964 году он был в нашей школе, подарил свой кубок первому школьному чемпиону по биатлону Баранову Валерию. В настоящее время кубок занимает достойное место среди экспонатов кабинета истории школы.
Василий Филиппович был энтузиастом спортивных дел, он прививал любовь к занятиям физкультурой. Спортом заразились все учащиеся школы и родители.
Мне удалось выяснить, что детско-юношеская спортивная школа была открыта в 1958 году на базе нашей школы № 2, а её первым директором был именно Симонов Василий Филиппович.
Школьные традиции сегодня
Традиции, сложившиеся со времени образования школы, продолжают существовать сегодня.
Традиционными направлениями по-прежнему остаются гражданско-патриотическое воспитание, формирование потребности в здоровом стиле жизни, а также интеллектуальная деятельность.
Воспитание гражданина – патриота своего Отечества осуществляется в рамках реализации программы «Я – гражданин России» через правовые игры, Дни памяти выпускников, погибших при исполнении воинского долга, через участие старших школьников в реализации проекта «Выборы», формирование органов ученического самоуправления.
Школа сохраняет традиции спортивных достижений.
Успешно ведется научно-исследовательская и поисковая деятельность. Учащиеся школы ежегодно побеждают в городских, областных и всероссийских конкурсах.
Заключение
Мы гордимся нашей школой, нам приятно осознавать, что мы являемся продолжателями тех добрых традиций и полезных дел, в которых принимали участие учителя и выпускники средней школы № 2.
Спортивные традиции, сложившиеся со времени образования школы, продолжают жить и сегодня. С 1963 года школа выпустила 15 мастеров спорта по борьбе, лыжным гонкам и акробатике. Я тоже являюсь кандидатом в мастера спорта по акробатике и горжусь тем, что учусь в школе с таким богатым прошлым.
Работу по данной теме я буду продолжать. Я планирую исследовать жизненный путь выпускников школы – мастеров спорта. Считаю для себя обязательным хранить память об учителях и выпускниках школы, своими исследованиями пополнять фонды кабинета истории школы.
Материалы исследования по данной теме легли в основу создания музейной экспозиции «История школы №2. Военные и спортивные традиции». В настоящее время экспозиция размещена в кабинете истории школы и используется при проведении открытых мероприятий, классных часов, дней Памяти. Ведь история, по словам римского оратора Цицерона, - это «свидетельница веков, факел истины, душа памяти, наставница жизни».
Список источников
1. Архив сайта газеты «Котельничский вестник»
2. Сайт школы
3. Материалы детско-юношеской спортивной школы города Котельнича.
4. Материалы архива кабинета истории школы: Дневники: История школы. Школа после войны.
7. Книга Почёта. Книга личного состава средней школы №2.
8. Книга приказов по организации учебно-воспитательной работы.
9. Маршрутные дневники – отчёты о походах.
10. Личные дела учителей Савиных В.И. и Симонова В.Ф.
11. Фотоматериалы.
Приложение
«Школьные традиции – воспоминания выпускников школы»
Рассказывает Гулина Нина Ивановна выпускница 1964 года, музыкальный работник детского сада «Ласточка».
Школа у нас очень спортивная была. Постоянно проходили какие-то соревнования. Мы очень часто завоёвывали призовые места на районных и областных соревнованиях. Примерно 1/3 всех учеников школы охотно занимались в секциях, серьёзно увлекались спортом. По одному виду спорта в школе существовало столько команд, что между ними шла серьёзная борьба за участие в соревнованиях. И вот эта спортивная закалка нам очень пригодилась в жизни. Много было кружков: литературный, драматический, танцевальный, множество спортивных секций. Ставили пьесы по Гоголю. Читали стихи, инсценировали выдержки из стихов. Пели, танцевали, очень любили выступать. Часто мы проводили вечера. Каждый вечер был для нас праздником. К знаменательным дням готовили концерты. После концертов всегда были танцы. Мы никогда не танцевали под магнитофоны или пластинки. У нас был свой ансамбль. Пели и юноши и девушки. Вечера мы очень любили. С 8-го класса начиналась у нас практика. Девочки ходили в быт комбинат, все получали профессию швеи-мотористки. Наши мальчишки учились на шофёров. Для них специально прислали машину. Сейчас многие женщины из нашего выпуска хорошо шьют. Правда, профессиональной швеёй так никто и не стал. 6 человек из нашего класса стали врачами. Многие-педагоги. Все получали хорошее образование.
Рассказывает Гущина Любовь Дмитриевна; выпускница 1970 года.
Жили мы очень весело. Часто проводились вечера, КВНы. Очень хорошо была организована спортивная работа. От соревнований и спортивных игр или праздников никто не уклонялся, участвовали все. Существовали различные факультативы особенно запомнился факультатив физики и иностранного языка. В школе работало множество секций и кружков, по вечерам ребята занимались делом. Чувствовалась хорошая комсомольская работа. Они постоянно что-то организовывали и проводили. Совет дружины устраивал интересные сборы, соревнования. Учились все ребята хорошо!
Вспоминает Волоскова (Черкашина) Любовь Ивановна. Выпускница 1963 года учитель русского языка, литературы средней школы №5.
– Класс у нас был дружный, учились все хорошо. Очень запомнился литературный кружок. Занятия проводились интересно. Обсуждали книги, спорили, читали стихи. Был кружок худ самодеятельности. Мы очень любили петь, танцевать. Часто ставили небольшие пьесы. Выступления проходили и в школе на вечерах, праздниках и в бывшем клубе микрометра. Школа у нас была спортивная. Существовало множество секций, мальчишки ходили на серьёзные занятия – футбол, хоккей. Девочки увлекались художественной гимнастикой. Часто проходили комсомольские собрания. Мы никогда на них не скучали, обсуждали различные вопросы, принимали решения. Между классами проводили соревнования на лучший дисциплинированный класс. Часто проводили линейки, на которых нам вручали переходящие вымпелы. По утрам все ученики вытраливались вдоль коридора и делали зарядку. Всё это вошло в привычку и стало традиционным. Осенью нас увозили в колхоз на несколько дней. Жили мы там вместе. Работали хорошо у нас не было лентяев. Почти все ученики нашего класса стали хорошими тружениками. Большинство моих одноклассников остались работать в своём родном городе. В маленькой школе девочки учились на швей, юноши на шофёров и те и другие очень любили это занятие и учились с увлечением.
Горячо - холодно
Как нарисовать осеннее дерево акварелью
Астрономический календарь. Июнь, 2019
Как нарисовать лимон акварелью
Тигрёнок на подсолнухе