Материал знакомит с жизнью и деятельностью Великого просветителя Западной Сибири Филофея Лещинского.
Вложение | Размер |
---|---|
doklad_filofey.docx | 23.96 КБ |
doklad_zhizn_i_deyatelnost_fiofeya_leshchinskogo.rar | 2.01 МБ |
(слайд1)Добрый день!
Тема нашего доклада «Жизнь и деятельность Филофея Лещинского»
(слайд2)Филофей Лещинский(в схиме Феодор) —святитель, митрополит Сибирский и Тобольский. Родился в 1650 году в Малороссии.
(слайд3)Образование получил сначала в малороссийских школах, затем в Киево-Могилянской коллегии, ставшей впоследствии Киевской духовной академией.
Получив высшее духовное образование, Филофей стал служить приходским священником.Овдовев, поступил в Киево-Печерскую лавру, где и пострижен в монашество. С особой ревностью предался он здесь подвигам благочестия, поста и молитвы. Через некоторое время братия избрала его экономом лавры.
(слайд4)Петр I уделял особое внимание развитию Сибири, и в частности распространению Православия в этом крае. В 1700 году специальным указом он повелел митрополиту Киевскому Варлаамупоискать в малороссийских городах и монастырях из архимандритов и иных знаменитых иноков человека не только доброго, но и ученого, дабы он, будучи митрополитом в Тобольске, мог Божиею помощью исподволь, в Сибири в слепоте идолослужения закоснелых человек приводить в познание истинного Бога".
Выбор Киевского митрополита пал на архимандрита Филофея (Лещинского).
(слайд5) Сибирь! Подумать только, вся сибирь перед вами! Ждет слова Божиего.. в неверстве одичала под игом идолов и темных суеверий.. не я, служитель грешный, но Бог вас избрал.»
4 января 1702 года в Москве архимандрит Филофей был посвящен в сан митрополита Сибирского и Тобольского.
(слайд6) В Тобольск владыка Филофей прибыл 4 апреля 1702 года.
Филофей (Лещинский) – единственный из всех архиереев, кто пытался объехать территорию своей епархии. Сделать это было и непросто, и невозможно. Непросто – потому что дорог тогда еще не было, так, пробитые тропы. А невозможно, потому что на востоке точных границ Российской империи, а, следовательно, и сибирской митрополии, никто не знал. Можно без преувеличения сказать, что Россия «приросла» Сибирью в результате деятельности митрополита Филофея (Лещинского).
(слайд7)Храмов в епархии было недостаточно, не хватало и священнослужителей. В некоторых церквах из-за скудости средств и отсутствия необходимой утвари не совершались церковные службы.
Усиливалось магометанство, подавляющее большинство коренного населения Сибири оставалось язычниками. Раскольники, расселившиеся в Сибири, вносили смуту в Церковь, предавались самосожжению. Митрополит Филофей глубоко скорбел о них.
(слайд8) Особую тревогу митрополита Филофея вызывало отсутствие школ в Сибири. Вскоре же по прибытии в свой кафедральный город он послал в Киев своего помощника пригласить в Тобольск архимандритов, учителей, певчих и студентов. В 1703 году посланный возвратился с пятью учеными монахами. Из Печерского монастыря он привез 206 книг, среди них — Псалтири, Служебники, Часословы, акафисты, русские грамматики.
6 декабря 1702 года митрополит Филофей созвал в Тобольске церковный Собор, явившийся одним из самых замечательных событий в истории сибирского Православия. На Соборе были составлены так называемые "соборные статьи", числом 51, касающиеся богослужения, требоисправлений, жизни и быта духовенства и мирян.
(слайд9)Святитель Филофей в течение всей своей двадцатипятилетней деятельности в Сибири неутомимо трудился на ниве духовного просвещения. При архиерейском доме он основал школу по образцу Киевской и Черниговской духовных школ, было разрешено пригласить учителей из киевских и черниговских монахов и не разрешалось принимать в эту школу лиц не духовного сословия.
(слайд10)Тобольская архиерейская школа была второй провинциальной школой в России (первая — в Ростове Великом) для подготовки священнослужителей. В Тобольской духовной школе обучались дети новокрещенных остяков (ханты), вогулов (манси) и тунгусов (эвенки). В 1715 году митрополит Филофей предписал учить детей хантов и манси настоятелю Верхотурского Никольского монастыря. На протяжении всего ХУШвека духовные школы Сибири играли большую роль в обеспечении грамотными кадрами гражданских учреждений и учебных заведений.
Митрополиту Филофею Сибирь обязана также "устройством в 1704 году первого церковного хора из сосланных за неважныя вины казаков". С его именем связано начало театра в Сибири. Преподаватели и воспитанники Тобольской архиерейской школы ставили в нем духовно-назидательные пьесы.
(слайд11)Много заботился митрополит Филофей об умножении храмов, особенно каменных, и об украшении их. В 1704 году в знак горячей своей привязанности к Киево-Печерской обители он пристроил к Тобольскому Софийскому собору теплый придел во имя преподобных Антония и Феодосия.
(слайд12)Особым попечением митрополита Филофея пользовался Тюменский Троицкий монастырь, основанный в 1616 году как Спасо-Преображенский. Часто проезжая через Тюмень, святитель Филофей "весьма полюбил красивое местопребывание Спасо-Преображенской обители и, заметив, что она от неопытных и неискусных настоятелей приходит в совершенный упадок и опустение, по благочестивой своей ревности принял твердое и неотложное намерение возобновить весь монастырь, до тех пор бывший деревянный, каменным". В этот монастырь впоследствии митрополит Филофей дважды удалялся на покой и в нем окончил свою земную жизнь.
(слайд13)Особенно много потрудился святитель как миссионер и проповедник слова Божия. Еще в 1705 году митрополит Филофей отправил на Камчатку миссию во главе с прибывшим из Киева архимандритом Мартинианом, а в 1707 году, после поездки в Москву, послал священников с проповедью Евангелия к березовским остякам.
В 1709 году, тяжело заболев, митрополит Филофей принял схиму с именем Феодор и удалился в обновленный им Тюменский Троицкий монастырь. Однако до приезда в Тобольск своего преемника, до середины 1711 года, он продолжал управлять епархией. А с прибытием на кафедру святителя Иоанна Промысл Божий уготовал схимитрополиту Феодору иной путь: Господь возбудил в нем "древнее его желание — идти с проповедью Евангелия к сибирским народам". Почувствовав себя лучше, он изложил митрополиту Иоанну свое намерение "распространять Православие обращением остяцких народов, в идолопоклонстве заблудившихся".
За годы благодатного святительства в Тобольске святого Иоанна митрополит Феодор предпринял шесть благовестнических путешествий по северо-западным районам Сибири и привел к Церкви тысячи язычников и магометан.
60—летний подвижник зимой и летом отправлялся по рекам со словом благовестия к сибирским народам и, укрепляемый Божественною благодатью, превозмогал умножаемые старостью труды и болезни. Добрым словом вразумления он отвращал язычников от почитания кумиров.
В начале 1715 года митрополит Филофей получает новый указ Петра1, в котором ему предписывается "ехать во всю землю Вогульскую и Остяцкую и во все уезды и в татары, и в тунгусы, и в якуты" и всех иноземцев "Божиею помощью и своими трудами приводить в христианскую веру".
Апостольской ревностью схимника-митрополита множество язычников и магометан было обращено в Православие.
В то время как владыка Филофей проповедовал слово Божие на берегах реки Конды, в Тобольске в 1715 году умер правящий митрополит Иоанн. Петр I вновь захотел видеть на Тобольской кафедре митрополита Филофея и не смотря на его старость, повелел ему управлять Сибирской митрополией.
Указ Петра1 застал схимника в родном Киеве на богомолье, куда он из Тюмени отбыл во второй половине 1716 года. В 1717 году владыка Филофей возвратился в Тобольск.
В 1721 году святитель Филофей вновь удалился на покой в Тюменский монастырь, где провел оставшиеся годы жизни в большой бедности, не получая даже назначенной ему пенсии.
Наконецв 1726 году, 76—летним старцем, владыка Филофей предпринимает последнее свое проповедническое путешествие в Обдорск к язычникам-остякам, по пути обозревая устроенные им ранее церкви и укрепляя в вере своих духовных детей.
Блаженная кончина митрополита Филофея последовала 31 мая 1727 года в Троицком Тюменском монастыре. Согласно завещанию святителя, тело его было похоронено в том же монастыре возле западных дверей, против самого входа, "дабы мимоходящии попирали прах его ногами".
(слайд14) Филофей окрестил в Сибири до 40 000 язычников и построил для них до 37 церквей, призывая ко Христу не страхом, а евангельскою проповедью и своими трудами.
В Летописи Черепанова о святителе Филофее записано: "Нравом был тих, весьма снисходителен ко всем и тщеславия весьма не имел".
"Он был благодетелем бедствующих, утешителем страждущих и истинным отцом и архипастырем всех своих пасомых. За то еще при жизни Господь прославил его даром прозорливости, а по смерти его притекающие к нему с верою о Господе и усердием сподобляются исцеления в болезнях, облегчения в скорбях, утешения и помощи в бедствиях и избавления от грехопадений".
Ветер и Солнце
Мальчик и колокольчики ландышей
Отчего синичка развеселилась
Весёлые польки для детей
Рисуем "Ночь в лесу"