История возникновения хлеба на Руси очень интересная и увлекательная. В русской культуре хлеб всегда занимал особое место. Считалось, что люди, разделившие между собой хлеб, становятся друзьями на всю оставшуюся жизнь. Именно хлеб считался связующим звеном между народами.
Издавна хлебу отводили особое место в жизни людей, поэтому его очень почитали и уважали. Хлебу поклонялись также, как солнцу. Его сравнивали с золотом. Историки доказывают это тем, что летописи и скорописи изображали хлеб вместе с солнцем. Хлеб воспевали в гимнах, изображали на картинах и считали его одним из основных блюд на столе господ.
Долгое время хлеб считался не только деликатесным блюдом, но и лекарственным средством, которое излечивало людей от многих болезней того времени. Знахари рекомендовали нюхать свежеиспеченный хлеб, если человек жаловался на какие-либо простудные заболевания, например, насморк.
Времена меняются, появляются новые поколения, однако хлеб также остается кормильцем и главным элементом культуры русского народа. Проявление гостеприимства, радости и печали на Руси всегда было сопряжено с присутствием хлеба на столе. Издавна было принято, прежде, чем начинать есть хлеб, разломать его и раздать всем присутствующим. Также существовала традиция - следовало поцеловать хлеб, когда хозяева подавали каравай с солью в знак гостеприимства.
Цель проекта: изучить роль хлеба в жизни современного человека.
Задачи:
1. Изучить историю возникновения хлеба в России.
2. Проанализировать упоминания о хлебе в литературных источниках.
3. Рассмотреть вопрос о пользе хлеба для здоровья человека.
4. Показать особенности современного производства хлеба.
Эта тема является достаточно актуальной, потому что в нашей стране отношение к хлебу всегда было особенным. Его чтили и уважали, считая главным блюдом на столах в каждой российской семье. На сегодняшний день интерес к хлебу и хлебобулочным изделиям не потерял своей ценности среди населения. На прилавках магазинов появляется все более разнообразный ассортимент данной продукции, а о полезных свойствах хлеба широко информируют в различных средствах массовой информации, все более тщательно их изучая. Вопрос о важности хлеба для современного человека является актуальным и востребованным в нашем обществе.
Вложение | Размер |
---|---|
statya.docx | 26.63 КБ |
prezentatsiya.ppt | 2.27 МБ |
sbornik_hudozhestvennoy_literatury_o_hlebe.doc | 649 КБ |
Тема: "Главное достояние человечества - хлеб".
История возникновения хлеба на Руси очень интересная и увлекательная. В русской культуре хлеб всегда занимал особое место. Считалось, что люди, разделившие между собой хлеб, становятся друзьями на всю оставшуюся жизнь. Именно хлеб считался связующим звеном между народами.
Издавна хлебу отводили особое место в жизни людей, поэтому его очень почитали и уважали. Хлебу поклонялись также, как солнцу. Его сравнивали с золотом. Историки доказывают это тем, что летописи и скорописи изображали хлеб вместе с солнцем. Хлеб воспевали в гимнах, изображали на картинах и считали его одним из основных блюд на столе господ.
Долгое время хлеб считался не только деликатесным блюдом, но и лекарственным средством, которое излечивало людей от многих болезней того времени. Знахари рекомендовали нюхать свежеиспеченный хлеб, если человек жаловался на какие-либо простудные заболевания, например, насморк.
Времена меняются, появляются новые поколения, однако хлеб также остается кормильцем и главным элементом культуры русского народа. Проявление гостеприимства, радости и печали на Руси всегда было сопряжено с присутствием хлеба на столе. Издавна было принято, прежде, чем начинать есть хлеб, разломать его и раздать всем присутствующим. Также существовала традиция - следовало поцеловать хлеб, когда хозяева подавали каравай с солью в знак гостеприимства.
Цель проекта: изучить роль хлеба в жизни современного человека.
Задачи:
1. Изучить историю возникновения хлеба в России.
2. Проанализировать упоминания о хлебе в литературных источниках.
3. Рассмотреть вопрос о пользе хлеба для здоровья человека.
4. Показать особенности современного производства хлеба.
Эта тема является достаточно актуальной, потому что в нашей стране отношение к хлебу всегда было особенным. Его чтили и уважали, считая главным блюдом на столах в каждой российской семье. На сегодняшний день интерес к хлебу и хлебобулочным изделиям не потерял своей ценности среди населения. На прилавках магазинов появляется все более разнообразный ассортимент данной продукции, а о полезных свойствах хлеба широко информируют в различных средствах массовой информации, все более тщательно их изучая. Вопрос о важности хлеба для современного человека является актуальным и востребованным в нашем обществе.
Рассмотрим истоки появления хлебопечения на Руси.
По мнению историков, хлеб на территории России появился примерно пятнадцать тысяч лет тому назад. В древние времена люди думали о том, как прокормиться и выжить тяжелых условиях. Поэтому люди находились в постоянном поиске пропитания, в результате чего они обратили внимание на необычные растения, которые обладали свойством насыщать и утолять голод.
Эти растения оказались предшественниками современных злаковых культур, таких как пшеница, рожь или овес. Люди заметили, что эти семена очень хорошо взрастают.
Изначально, люди поедали зерна в сыром виде, а затем стали растирать зерна камнями, получая муку грубого помола.Они ее варили и делали своеобразную кашу. В результате такой первобытный вид обработки является прообразом изготовления муки и выпекания хлеба. Люди стали думать, как лучше отделять зерна, чтобы успеть собрать как можно больше урожая. Далее предки стали замечать, что подогретые зерна легче отделяются от шелухи, а если зерна подержать подольше над огнем, то каша получается намного вкуснее. Именно поэтому люди стали вырывать ямы, размещая в нем горячие камни. На этих камнях и происходило подогревание зерен. Постепенно процесс перемола зерен старались усовершенствовать, поэтому вскоре были придуманы первые мельницы и различные ступки для измельчения зерен. Люди принялись выпекать хлеб, который мало напоминал современный вид хлеба.
Многие историки и археологи считают, что мысль запекать хлеб на огне пришла людям благодаря случаю. По время приготовления каши, часть смеси попало в огонь, и получилась лепешка, которая очень привлекла людей своим поджаристым вкусом и запахом. Поэтому люди стали не варить хлеб, а выпекать. Они месили кашу и запекали ее в виде лепешек. Получались подгорелые, немного жестковатые куски, которые приятно пахли и имели насыщенный вкус. Таким образом, стало появляться на Руси хлебопечение. Это занятие считалось очень важным, серьезным и почетным занятием, при этом качество изготавливаемого хлеба строго контролировалось.
Поэтому в средневековье существовали специальные службы контроля качества хлеба, функции которых выполняли хлебные приставы. Они ходили по хлебным лавкам, гуляли по рынкам, где они проверяли качество хлеба.
Выпекание хлеба считалось очень тяжелым занятием, которым занимались пекари тех времен. Ситуация кардинально изменилась только в девятнадцатом веке. Автоматизация процесса помола муки и вымешивания теста значительно облегчила работу пекарям. В это время появились механические месилки хлебного теста, автоматизированная линия разделки теста и выпекания.
Хлеб широко восхваляли в народном фольклоре. Например, в таких пословицах как "Хлеб всему голова", "От хлеба-соли не отказываются", "Хлеб-соль платежом красна", " Плох обед, коли хлеба нет", говорят о большом значении хлеба в жизни русского человека еще с давних времен.
В художественной литературе можно встретить упоминание о хлебе начиная с народных сказок, таких как "Колобок", "Про мудрого старика", "Котик - золотой лобик", "Легкий хлеб" и др.
Упоминание о хлебе также имеется в Библии. "В поте лица твоего будешь есть хлеб" (Быт, 3-19). Это первое упоминание о хлебе в Библии. Библия также оставила нам много литературных образов и ярких словосочетаний, связанных с хлебом: "В поте лица будешь есть хлеб свой", "Манна небесная", "Не хлебом единым", и т. д.
Какую же пользу приносит хлеб для организма человека?
Хлеб играет далеко не последнюю роль в повседневном питании. При этом он универсален, и требуется человеку в любом возрасте – и детском, и взрослом, и пожилом. Этот продукт питания имеет огромную пищевую ценность. В нем содержится масса полезных веществ, необходимых для нормальной жизнедеятельности организма - это белки, жиры, углеводы, минералы, витамины и пищевые волокна.
При ежедневном потреблении, только с помощью хлеба мы можем полностью удовлетворить потребность нашего организма в пищевых волокнах. Также хлеб дает нам половину суточной нормы витаминов группы В и углеводов, фосфора и железа, а также третью белков.
Хлеб - продукт, содержащий белки, углеводы, витамины группы B, минеральные соли, органические кислоты.
В настоящее время врачи во всем мире подтверждают, тот факт, что полностью отказываться от хлеба нельзя. Такая процедура очень вредит нашему организму. Каждый человек должен в среднем потреблять в день 200-250 г. хлеба, так как в хлебе содержаться витамины, минералы и пищевые волокна, которые необходимы каждому человеку. Так например, при заболевании пищеварительной системы врачи даже рекомендуют сорта хлеба для профилактического и диетического питания, употребление 300 г. батона обеспечивает получение суточной нормы йода.
Современное производство хлеба происходит в Московском булочно-кондитерском комбинате "Коломенское", который входит в число ведущих предприятий хлебопекарной и кондитерской промышленности России. Широкий ассортимент выпускаемых хлебобулочных изделий высокого качества хорошо известен любителям хлебобулочных изделий, и ценится в самых разных уголках нашей страны.
Высокое качество продуктов комбината постоянно отмечается на отечественных и международных выставках и ярмарках. Использование новейшего оборудования и современных технологий, делает труд работников более комфортным и престижным, а выпечку нежной и изумительно вкусной.
Наш класс побывал на этом производстве. Мы с великим интересом изучили производство и отведали продукцию, которую производит завод.
Подводя итог, можно сказать, что хлеб - это один из самых основных продуктов на столе каждой российской семьи, который приносит пользу здоровью, помогает излечить некоторые болезни, украшает практически любое праздничное событие. История хлеба насчитывает не одну тысячу лет, но и по сей день он является символом дружбы, гостеприимства, добра и высоко ценится в современном обществе.
) Список использованной литературы и интернет источников:
1. Бровко, О.Г. Хлебопечение в России / О.Г. Бровко. - М.: Экономика, 2010. - 424 с.
2. Варибус, В.И. Хлеб на российском столе / В.И. Варибус. - М.: Экономика, 2011. - 360 с.
3. Горощенко, Л. Хлеб и хлебобулочные изделия / Л. Горощенко // Продовольственный бизнес. – 2010. - № 8.- С.55-67.
4. Колмаков, Ю. В., Технология производства муки, крупы, макарон и хлеба на предприятиях разной мощности / Под ред. И.М. Чекмезова. - Омск: Изд-во ОмГАУ, 2011. - 152 с.
5. ОАО "Хлеб", официальный сайт [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.oao-hleb.ru.
6. On-Line библиотека, официальный сайт официальный сайт [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.xserver.ru.
(28 слайд) Спасибо за внимание!
Слайд 1
Работу выполнил: Выполнил: Горбачев Иван, ученик 3 класса АНОО ВО гимназии ОГУ Руководитель: Сорокина Елена Алексеевна, учитель начальных классов 2015 Автономная некоммерческая образовательная организация высшего образования «Одинцовский гуманитарный университет» ГИМНАЗИЯСлайд 2
Главное достояние человечества - хлеб Каравай земли и неба на твоём столе Ничего сильнее хлеба нету на земле. В каждом маленьком кусочке хлебные поля, А на каждом колосочке держится земля. В малом зёрнышке пшеницы летом и зимой Сила солнышка хранится И земли родной. И растёт под небом светлым, Строен и высок, Словно Родина, бессмертный Хлебный колосок. В. Орлов
Слайд 3
Цель проекта: Изучить роль хлеба в жизни современного человека
Слайд 4
Задачи проекта: 1. Изучить историю возникновения хлеба в России. 2. Проанализировать упоминания о хлебе в литературных источниках. 3. Рассмотреть вопрос о пользе хлеба для здоровья человека. 4. Показать особенности современного производства хлеба.
Слайд 5
Актуальность темы: В нашей стране отношение к хлебу всегда было особенным. На сегодняшний день интерес к хлебу и хлебобулочным изделиям не потерял своей ценности среди населения.
Слайд 6
Издавна хлебу отводили особое место в жизни людей, поэтому его очень почитали и уважали
Слайд 7
Истоки появления хлебопечения на Руси
Слайд 8
Предки обратили внимание на необычные растения, которые обладали свойством насыщать и утолять голод
Слайд 9
Эти растения оказались предшественниками современных злаковых культур, таких как пшеница, рожь или овес. Люди заметили, что эти семена очень хорошо взрастают
Слайд 10
Люди поедали зерна в сыром виде, а затем стали растирать зерна камнями, получая муку грубого помола
Слайд 11
Первые мельницы и различные ступки для измельчения зерен
Слайд 12
Люди стали не варить хлеб, а выпекать
Слайд 13
Получались подгорелые, немного жестковатые куски, которые приятно пахли и имели насыщенный вкус
Слайд 14
В средневековье существовали специальные службы контроля качества хлеба, функции которых выполняли хлебные приставы
Слайд 15
Автоматизация процесса помола муки и вымешивания теста значительно облегчила работу пекарям
Слайд 16
Упоминания о хлебе в народном фольклоре "Хлеб всему голова" "От хлеба-соли не отказываются" "Хлеб-соль платежом красна" "Плох обед, коли хлеба нет"
Слайд 17
"Колобок", "Про мудрого старика", "Котик - золотой лобик", "Легкий хлеб" и др.
Слайд 18
Упоминание о хлебе также имеется в Библии
Слайд 19
Какую же пользу приносит хлеб для организма человека?
Слайд 20
В хлебе содержится масса полезных веществ, необходимых для нормальной жизнедеятельности организма - это белки, жиры, углеводы, минералы, витамины и пищевые волокна
Слайд 22
Каждый человек должен в среднем потреблять в день 200-250 г. хлеба, так как в хлебе содержаться витамины, минералы и пищевые волокна, которые необходимы каждому человеку
Слайд 23
Особенности современного производства хлеба Московский булочно-кондитерский комбинат "Коломенское"
Слайд 24
Особенности современного производства хлеба Московский булочно-кондитерский комбинат "Коломенское"
Слайд 25
Особенности современного производства хлеба Московский булочно-кондитерский комбинат "Коломенское"
Слайд 26
Особенности современного производства хлеба Московский булочно-кондитерский комбинат "Коломенское"
Слайд 27
Выводы: Хлеб - это один из самых основных продуктов на столе каждой российской семьи, который приносит пользу здоровью, помогает излечить некоторые болезни, украшает практически любое праздничное событие. История хлеба насчитывает не одну тысячу лет, но и по сей день он является символом дружбы, гостеприимства, добра и высоко ценится в современном обществе.
Слайд 28
Список использованной литературы и интернет источников: 1. Бровко, О.Г. Хлебопечение в России / О.Г. Бровко. - М.: Экономика, 2010. - 424 с. 2. Варибус, В.И. Хлеб на российском столе / В.И. Варибус. - М.: Экономика, 2011. - 360 с. 3. Горощенко, Л. Хлеб и хлебобулочные изделия / Л. Горощенко // Продовольственный бизнес. – 2010. - № 8.- С.55-67. 4. Колмаков, Ю. В., Технология производства муки, крупы, макарон и хлеба на предприятиях разной мощности / Под ред. И.М. Чекмезова. - Омск: Изд-во ОмГАУ, 2011. - 152 с. 5. ОАО "Хлеб", официальный сайт [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.oao-hleb.ru . 6. On-Line библиотека, официальный сайт официальный сайт [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.xserver.ru .
Слайд 29
СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!
Руки человека
Склонила тяжелую голову рожь.
“Спасибо вам, солнце и ласковый дождь!
Спасибо земле,
Что была моим домом,
И сильным рукам,
Моим старым знакомым.
Я помню, как руки трудились упорно,
Чтоб в землю посеять янтарные зерна,
А нынче они урожай уберут.
Спасибо вам, руки,
За добрый ваш труд!
Я долгую зиму в земле пролежала,
Ютилась под снегом,
От стужи дрожала,
Но солнце меня отогрело давно,
И я принесла золотое зерно.
Кто хочет, отведайте хлеба ржаного!
А если меня вы посеете снова,
Я снова под снегом дорогу найду
И колосом стану,
И к людям приду”.
Автор - Янина Дягутите
* * *
Тихо встала рожь на цыпочки…
Тихо встала рожь на цыпочки, потянулась к небесам.
Лето пестрое рассыпалось по полям, по лесам.
Вот ромашки долговязые с кашкой шепчутся.
А вот незабудки синеглазые затевают хоровод.
Васильки, как капли брызнули, будто небо пролилось.
Набежала туча издали, промочила лес насквозь.
Солнце чертит в небе полосы, птицы песню завели-
Созревай же, колос к колосу, сладкий хлеб моей земли!
Автор - Янина Дягутите
Пшеница
Положит в землю человек зерно,
Прольётся дождь - зерно орошено.
Крутая борозда и мягкий снег
Зерно укроют на зиму от всех.
Весною солнце выплывет в зенит
И новый колосок позолотит.
Колосьев много в урожайный год,
И человек их с поля уберёт.
И золотые руки пекарей
Румяный хлеб замесят поскорей.
А женщина на краешке доски
Готовый хлеб разрежет на куски.
Всем, кто лелеял хлебный колосок,
На совести достанется кусок.
Автор - Яков Аким
* * *
Хлеб
Прожить не трудно без котлет,
Кисель не часто нужен,
Но плохо, если хлеба нет
В обед, на завтрак, в ужин.
Он – царь еды, хоть скромен вид.
От древности доныне
Средь блюд различных хлеб стоит
В почете посредине.
Ему десятки тысяч лет.
Веками бились люди,
Пока не стал таким наш хлеб,
Каким лежит на блюде.
Его найдешь ты на столе
У римлян и у грека,
В войну, в годину лютых бед,
Спасал хлеб человека.
И ныне кормит хлеб людей -
Врачей, солдат, рабочих.
И этот дар земли своей
Должны беречь мы очень!
Москва, 1987 Автор – Ольга Стратонович
* * *
В каждом зёрнышке пшеницы
Летом и зимой
Сила солнышка хранится
И земли родной.
И расти под небом светлым,
Строен и высок,
Словно Родина бессмертный,
Хлебный колосок.
Автор - В. Орлов
* * *
Зёрна наших дней, светитесь
Позолотою резной!
Говорим мы: «Берегите.
Берегите Хлеб родной...
Не мечтали мы о чуде.
К нам с полей живая речь:
«Берегите хлеб, вы – люди!
Научитесь хлеб беречь».
Автор – Н.Тихонов
* * *
Пахнет хлебом
На пустых полях стерня
Жухнет и сереет.
Солнце только среди дня
Светит, но не греет.
По утрам седой туман
Бродит по болотам,
То ли что-то прячет там,
Толи ищет что-то.
После сумрачных ночей
Выцветает небо.....
А в деревне из печей
Тянет свежим хлебом....
Пахнет домом хлеб ржаной,
Маминым буфетом,
Ветерком земли родной,
Солнышком и летом.
Нож поточен о брусочек.
-Папа, дай кусочек!
Перевод И. Токмаковой
* * *
Хлеб ржаной, батоны, булки
не добудешь на прогулке.
Люди хлеб в полях лелеют,
сил для хлеба не жалеют.
Автор – Яков Аким
* * *
Вновь взращено и обмолочено,
Вновь в закрома течёт оно.
Ладонь натруженную дочерна
Врачует, падая, зерно.
Мы им во сне коротком бредили.
И вот он, труд наш, на виду.
Забыто всё, что недоедено
И что не доспано в страду.
Автор - В. Буданов
* * *
Радо солнцу небушко,
полюшко подсолнушку.
Рада скатерть хлебушку:
он на ней как солнышко.
Автор - Г.Виеру
* * *
Вот он Хлебушек душистый,
Вот он теплый, золотистый.
В каждый дом, на каждый стол,
он пожаловал, пришел.
В нем здоровье наша, сила,
в нем чудесное тепло.
Сколько рук его растило,
охраняло, берегло.
В нем - земли родимой соки,
Солнца свет веселый в нем...
Уплетай за обе щеки, вырастай богатырем!
Автор - С. Погореловский
* * *
Гнули колос злые ветры, и дожди на колос шли,
Но сломить его за лето так они и не смогли.
Вот какой я! - он хвалился –
с ветром справился, с водой!
До того он загордился, вырос кверху бородой.
Автор - С. Погореловский
* * *
Вот и лето пролетело, тянет холодом с реки.
Рожь поспела, пожелтела, наклонила колоски.
Два комбайна в поле ходят. Взад-вперед, из края в край.
Жнут - молотят, жнут - молотят, убирают урожай.
Утром рожь стеной стояла. К ночи - ржи как не бывало.
Только село солнышко, опустело зернышко.
Автор – В.Воронько
* * *
Вешний день, пахать пора. Вышли в поле трактора.
Их ведут отец мой с братом, по холмам ведут горбатым.
Я в вдогонку им спешу, покатать меня прошу.
А отец мне отвечает: - Трактор пашет, не катает!
Погоди-ка, подрастешь, сам такой же поведешь!
Автор - В. Воронько
* * *
О хлебе
Я видела однажды, по дороге.
Подбрасывал мальчишка хлеб сухой.
И ловко били хлеб шальные ноги.
Играл, как мячиком, мальчишка озорной.
Тут подошла, старушка и, нагнувшись,
Взяла батон, заплакав вдруг, ушла
Мальчишка в след глядел ей, улыбнувшись.
Решил, что это нищенка была.
Тут дед, сидевший на скамейке, рядом.
Поднялся и к мальчишке подошел
« Зачем - спросил он, голосом усталым –
-Ты, мальчик поступил нехорошо»
А утром, в день победы, ветераны.
Все при параде, в школу, ту, пришли.
Мальчишке показалось очень странным,
Что ветераны хлеб, с собой, несли.
Узнал мальчишка, в старом ветеране.
Седого старика, на той скамье.
Он замер, тишина стояла в зале.
И хлеб душистый на большом столе.
И та, старушка, что ушла с батоном.
Сидела рядом, грудь вся в орденах.
В глазах мальчишки голубых, бездонных.
Вдруг, со слезами появился страх.
Она, разрезав хлеб, взяла горбушку.
Мальчишке, нежно, в руки подала.
И быль, рассказанная, той старушкой.
Его в блокадный Ленинград перенесла.
Вот перед ним возник холодный город.
Во вражеском кольце, кругом бои.
Свирепствует зима и лютый голод.
И тот батон, что поднят был с земли.
Прижав батон, он мчится по дороге.
Он знает, мать его, больная, ждет.
Торопится он к ней, замерзли ноги.
Но счастлив он, он хлеб домой несет.
А дома, бережно, батон он режет.
Куски считая, чтоб хватило им.
Пусть он сухой и пусть не очень свежий.
Он был единственным и очень дорогим.
Нарезав хлеб, сметает крошки в руку.
И матери, ее кусок, несет.
В глазах ее он видит боль и муку.
И тот немой вопрос «Ты ел, сынок»
Но, вспомнив, как он бил батон ногою.
Он выхватил, тот хлеб, у ней из рук
Мать закричала « Что, сынок, с тобою.
Дай хлеба, я умру от этих мук»
Он зарыдал и вновь перед глазами.
Старушка, что батон с земли берет.
Она стоит и нежными руками.
Мальчишке, хлеб душистый, подает.
Берет, он хлеб и к сердцу, прижимая.
Бежит домой, там, мать больная, ждет.
Боль матери всем сердцем понимает.
И оправданий он себе не ждет.
Он входит в дом, сидят в нем ветераны.
Все в зале замерло, лишь слышен сердца стук.
Все сном прошло, остались только раны
От боли той, в глазах стоял испуг.
Он понял цену, тем слезам и хлебу.
Который, дерзко, превратил он в мяч.
На землю, вновь его вернули с неба.
Слова старушки « Ешь, сынок, не плачь»
Стоит она и гладит по головке.
В глаза глядит, так, как глядела мать.
Ему, вдруг, стало стыдно и неловко.
« Простите» - только это смог сказать.
Я видела, как тихо, по дороге.
Идет мальчишка, голову склонив.
И дед седой все курит на пороге.
Всю боль души, молчаньем сохранив.
Автор - Нина Самкова
* * *
Хлеба пекутся
Тонкой струйкой сытной
Змеится теплый запах по углам.
Вдыхаю мир отрадный, самобытный
С любовью и слезами пополам.
Как просто пониманье Мирозданья,
Когда, проснувшись по утру в тепле,
Под солнечное лучика лобзанье,
Домашний хлеб увидишь на столе.
Автор - В. Орлов
* * *
Я помню хлеб. Он черен был и липок –
Ржаной муки был грубоват помол.
Но расплывались лица от улыбок,
Когда буханку ставили на стол.
Венный хлеб. Он к щам годился постным,
Раскрошенный, он был неплох с кваском.
Он вяз в зубах, приклеивался к деснам.
Его мы отдирали языком.
Он кислым был, ведь был он с отрубями!
Не поручусь, что был без лебеды.
И все ж с ладони жадными губами
Я крошки подбирал после еды.
Я неизменно с острым интересом
И с сердцем замирающим следил
За грозным, хладнокровным хлеборезом,
Он резал хлеб! Он черный хлеб делил!
Я восторгался им, прямым и честным,
Он резал грубо, властно, без затей,
Горелой коркой, как в угле древесном,
Испачкавшись, почти что, до локтей.
На нем рубаха взмокла холстяная,
Он был велик в восторге трудовом.
Он резал хлеб, усталости не зная,
Лица не вытирая рукавом!
Автор - Евгений Винокуров
* * *
...И летели листовки с неба
На пороги замерзших квартир:
“Будет хлеб. Вы хотите хлеба?..”
“Будет мир. Вам не снится мир?”
Дети, плача, хлеба просили.
Нет страшнее пытки такой.
Ленинградцы ворот не открыли
И не вышли к стене городской.
Без воды, без тепла, без света.
День похож на черную ночь.
Может, в мире и силы нету,
Чтобы все это превозмочь?
Умирали – и говорили:
– Наши дети увидят свет!
Но ворота они не открыли.
На колени не встали, нет!
Мудрено ли, что в ратной работе
Город наш по-солдатски хорош?..
Петр построил его на болоте,
Но прочнее земли не найдешь.
* * *
В устном творчестве русского народа, упоминание хлеба встречается часто. Это неудивительно, с давних пор он употреблялся в пищу, от того, насколько богат был урожай, зависела судьба людей до следующей жатвы.
* * *
Был бы хлеб, а зубы сыщутся.
Бел снег, да по нем собака бежит, черна земля, да хлеб родит.
Была бы голова на плечах, а хлеб будет.
Без соли, без хлеба - половина обеда.
Блюди хлеб про еду, а копейку про беду.
Брось хлеб назади, очутится впереди.
Береги хлеб в углу, а деньги - в узлу.
Был бы хлеб, а мышки будут.
Без хлеба куска везде тоска.
Без закваски хлеба не месят.
Без соли хлеб не еда.
Без хлеба не обедают.
Был бы хлеб, а у хлеба люди будут.
Без хлеба и у воды худо жить.
Брат-то ты мой, да кушай хлеб свой.
Без соли, без хлеба худая беседа.
Будет хлеб - будет и обед.
Без ножа хлеба не отрежешь.
Без хлеба и без каши ни во что и труды наши.
Без соли не вкусно, а без хлеба не сытно.
В долгах - не деньги, в снопах - не хлеб.
Без сохи и бороны и царь хлеба не найдет.
Без хлеба и ситник в честь.
Береги хлеб для еды, а деньги для беды.
Пока есть хлеб да вода - все не беда.
У нищего хлеб на уме, у скупого и корочки на счету.
Где сорняк цветет, там хлеб вянет.
Кто трудиться рад, тот будет хлебом богат.
Брат-то ты мой, да кушай хлеб свой.
Без соли, без хлеба худая беседа.
Будет хлеб - будет и обед.
Без ножа хлеба не отрежешь.
Без хлеба и без каши ни во что и труды наши.
Без соли не вкусно, а без хлеба не сытно.
В долгах - не деньги, в снопах - не хлеб.
Без сохи и бороны и царь хлеба не найдет.
Без хлеба и ситник в честь.
Береги хлеб для еды, а деньги для беды.
Пока есть хлеб да вода - все не беда.
У нищего хлеб на уме, у скупого и корочки на счету.
Где сорняк цветет, там хлеб вянет.
Кто трудиться рад, тот будет хлебом богат.
У хлеба не без крох.
Где хлеб, тут и мыши.
Покуда на гумне цеп, потуда и на столе хлеб.
До завтра оставляют только хлеба, а не дела.
Мы люди не гордые: нету хлеба, подавай пироги.
Рано вставать - много хлеба добывать, а долго спать - долг наспать.
Плох обед, коли хлеба нет.
Гречневая каша - матушка наша, а хлебец ржаной - отец наш родной.
Ешь и пироги, да хлеб вперед береги.
Животинке водиться, где хлебу родиться.
Разговором сыт не будешь, если хлеба не добудешь.
Не удобришь рожь, соберешь хлеба на грош.
У кого много хлеба - так свиней заведи, а у кого много денег - так мельницу сними.
Побило градом хлеб и у соседа, да мой тем не встанет.
Не хлебом единым сыт человек.
На хлеб да на детей недолго посердишься.
Квашни не замесишь и хлебца не поешь.
Как хлеб дошел, так пирог пошел, а пирог дошел, так блин пошел, а блин дошел, так в мир пошел.
Хлеб да соль! - Ем, да свой. - Хлеба есть! - Да негде сесть.
Мужик на счастье сеял хлеба, а уродилась лебеда.
Картофель хлебу подспорье.
Невеяный хлеб не голод, а посконная рубаха не нагота.
Кто зевает, тот воду хлебает.
Ешь-ка хлеб, а пироги вперед береги.
Из одной муки хлеба не испечешь.
В поле - по хлеб, в лес - по дрова.
Там хлеб не родится, где кто в поле не трудится.
Рад бы душой, да хлеб чужой.
И худой живет да хлеб жует.
Не всяк пашет, кто хлеб ест.
У нашего батьки не как у мужика: пряники ломай, да со щами хлебай, а сядешь есть - и хлеба в честь.
Навоз у бога хлеб крадет.
Лучше хлеб с водой, чем пирог с бедой.
Ищи так, как хлеб ищут.
Деньги любят счет, а хлеб - меру.
Одинокому где хлеб, там и угол.
Наши поговорки около хлебной корки.
В лесу дров много, да хлеба нет.
Как хлеба край, так и под елью рай, а хлеба ни куска, так и в тереме тоска.
Надо хлеба и на после обеда.
Не к лицу пироги разбирать, коли и хлеба нет.
Горек обед без хлеба.
Деньгам счет, а хлебу мера.
Есть хлеб - так ешь, а нет - так гляди.
Ешь хлеб, коли пирогов нет.
И хлеб по своей стороне скучает.
Дорог хлеб, как денег нет.
Не беда, что в хлебе лебеда, то беды, когда нет ни хлеба, ни лебеды.
Едешь на день - хлеба бери на неделю.
Голодной куме хлеб на уме.
Слово к ответу, а хлеб - к обеду.
Семь верст киселя хлебать.
Хотя хлеба крома, да воля своя.
Из семи печей хлебы едал.
Не жди урожая, сей жито - хлеб будет.
Все едино, что хлеб, что рябина: оба кислы.
Пот на спине - так и хлеб на столе.
Доплясались, что без хлеба остались.
И пес перед хлебом смиряется.
Дожили до клюки, что ни хлеба, ни муки.
Дадут хлебца - дадут и дельца.
Легко за готовым хлебом на полатях спать.
Где горох посередь нивы, с краю хлеба не будет.
Пролениться - и хлеба лишиться.
Работай до поту, поешь хлеба в охоту.
Жить домком - не ломать хлеб ломком, а ломтем.
Не трудиться - хлеба не добиться.
Голодный и патриарх хлеба украдет.
Такой пест и хлеб ест.
Старая хлеб-соль не забывается.
Как хлеб да квас, так все у нас, а скатерть со стола, так и дружба сплыла.
Кто ворует, тот горюет, а мы живем - хлеб-соль жуем.
Не толченое, так и не пшено; не молот хлеб - не мука.
Купила бы собака хлеба на обед, да денег нет.
Как бы всякое зерно в сусек попадало, так много бы хлеба было.
Каков у хлеба, таков и у дела.
Не для Иисуса, а для хлеба куса.
От хлеба-соли не отказываются.
Велика твоя хлеб-соль, а все корочки.
У богатого груз на корабле, у бедного хлеб на уме.
На соль пьется, на хлеб спится.
Когда ты, бабушка, ворожить стала? - А тогда, как хлеба не стало.
Не гляди в небо - там нет хлеба, а к земле ниже - к хлебу ближе.
Захочешь есть - о хлебе заговоришь.
Чья земля, того и хлеб.
Всем досыта есть, так и хлеба не станет.
Дай, кумушка, щец, да и хлебец твой.
Все по-стари: с чего хлеб, с того и сухари.
Не тяжело суму носить, коли хлеб в ней есть.
На новь - хлеб сеять, на старь - навоз возить.
Слову - вера, хлебу - мера, деньгам - счет.
Русский человек хлеб-соль водит.
Что за горе, коли у реки без хлеба не сиживал.
Не всякий хлеба пашет, да всякий его ест.
Муж - как бы хлеба нажить, а жена - как бы мужа избыть.
Где хозяин ходит, там земля хлеб родит.
Хоть по-старому, хоть по-новому, а без хлеба ни прожить.
Навоз отвезешь, так и хлеба привезешь.
Калач хлебу не замена.
Чужой хлеб петухом в горле запоет.
Поезжай на день, а бери хлеба на неделю.
Чужой хлеб всегда вкусен.
Живет не скудно: купит хлеб попудно, у соседа пообедает, на реку пить сбегает.
Едят хлеб не в одном вашем дворе.
Какова земля, таков и хлеб.
Чей хлеб ешь, того и обычай тешь.
Есть хлеба край, так и под елью рай.
Хороша хлеб-соль, да все корочки.
Цельба голодному - хлеб с водою.
Посконная рубаха не нагота, хлеб с половой не голодня.
Пироги до того доведут, что и хлеба не дадут.
Каша - мать наша, а хлеб - кормилец.
Отгадать легко и быстро:
Мягкий, пышный и душистый,
Он и чёрный, он и белый,
А бывает подгорелый. (Хлеб)
Комковато, ноздревато,
И губато, и горбато, и твердо,
И мягко, и кругло, и ломко,
И черно, и бело, и всем мило. (Хлеб)
Всем нужен, а не всякий сделает (Хлеб)
Бьют меня палками, жмут меня камнями,
Держат меня в огненной пещере,
Режут меня ножами.
За что меня так губят?
За то, что любят. (Хлеб)
Круглобок и маслян он,
В меру крут, посолен, -
Пахнет солнечным теплом,
Пахнет знойным полем. (Хлеб)
Мнут и катают,
В печи закаляют,
Потом за столом
Режут ножом. (Хлеб)
Вот он –
Тёплый, золотистый.
В каждый дом,
На каждый стол –
Он пожаловал – пришёл. В нем –
Здоровье, наша сила,
В нем –
Чудесное тепло.
Сколько рук
Его растило,
Охраняло, берегло! (Хлеб)
Кольцо не простое,
Кольцо золотое,
Блестящее, хрустящее,
Всем на загляденье...
Ну и объеденье! (Баранка или бублик)
Что на сковородку наливают
Да вчетверо сгибают? (Блины)
В печь сперва его сажают,
А как выйдет он оттуда,
То кладут его на блюдо.
Ну, теперь зови ребят!
По кусочку все съедят. (Пирог)
Ты не клюй меня, дружок,
голосистый петушок.
В землю теплую уйду,
к солнцу колосом взойду.
В нем тогда, таких как я,
будет целая семья. (Зерно)
Вырос в поле дом.
Полон дом зерном.
Стены позолочены.
Ставни заколочены.
Ходит дом ходуном
на столбе золотом (Зерно)
"Дождик, дождик, поливай - будет хлеба урожай.
Будут булки, будут сушки, будут вкусные ватрушки".
"Катилася торба с высокого горба. В этой торбе хлеб, соль,пшеница.
С кем ты хочешь поделиться?"
Жок-жок-жок - это пирожок.
Шки-шки-шки - мама жарит пирожки.
Шки-шки-шки - мы любим пирожки.
Жок-жок-жок - кушай Женя пирожок.
Ач-ач-ач - вот калач.
Чи-чи-чи - пекуться в печке калачи.
Чи-чи-чи - мы любим калачи.
Чи-чи-чи - на праздник будут калачи.
(белорусская сказка)
Косил на лугу косарь. Устал и сел под кустом отдохнуть. Достал мешочек, развязал и начал хлеб жевать.
Выходит из лесу голодный волк. Видит - под кустом косарь сидит и ест что-то. Волк подошел к нему и спрашивает:
- Ты что ешь, человече?
- Хлеб, - отвечает косарь.
- А он вкусный?
- Да еще какой вкусный!
- Дай мне отведать.
- Что ж, отведай.
Отломил косарь кусок хлеба и дал волку.
Понравился волку хлеб. Он и говорит:
- Хотел бы я каждый день хлеб есть, но где мне его доставать? Подскажи, человече!
- Ладно, - говорит косарь, - научу тебя, где и как хлеб доставать.
И начал он волка поучать:
- Прежде всего, надо землю вспахать…
- Тогда и хлеб будет?
- Нет, брат, постой. Потом надо землю взборонить…
- И можно есть хлеб? - замахал волк хвостом.
- Что ты, погоди. Прежде надо рожь посеять…
- Тогда и хлеб будет? - облизнулся волк.
- Нет еще. Дождись, пока рожь взойдет, холодную зиму перезимует, весной вырастет, потом зацветет, потом начнет колоситься, потом зреть…
- Ох, - вздохнул волк, - долго ж, однако, надо ждать! Но уж тогда я наемся хлеба вволю!..
- Где там наешься! - перебил его косарь. - Рано еще. Сперва надо спелую рожь сжать, потом в снопы связать, снопы в копны поставить. Ветер их провеет, солнышко просушит, тогда вези на ток…
- И буду хлеб есть?
- Э, какой нетерпеливый! Надо сначала снопы обмолотить, зерно в мешки ссыпать, мешки на мельницу отвезти и муки намолоть…
- И все?
- Нет, не все. Надо муку замесить и ждать, пока тесто взойдет. Тогда в горячую печь садить.
- И спечется хлеб?
- Да, спечется хлеб. Вот тогда ты и наешься его, - закончил косарь поученье.
Задумался волк, почесал лапой затылок и говорит:
- Нет! Эта работа больно долгая да тяжелая. Лучше посоветуй мне, человече, как полегче еду добывать.
- Ну что ж, - говорит косарь, - раз не хочешь тяжелый хлеб есть, поешь легкий. Ступай на выгон, там конь пасется.
Пришел волк на выгон. Увидел коня.
- Конь, конь! Я тебя съем.
- Что ж, - говорит конь, - ешь. Только сперва сними с моих ног подковы, чтоб не ломать тебе зубы об них.
- И то правда, - согласился волк. Нагнулся он подковы снимать, а конь как ударит его копытом в зубы… Перекувыркнулся волк - и бежать.
Прибежал к реке. Видит - на берегу гуси пасутся. “А не съесть ли мне их?” -думает. Потом говорит :
- Гуси, гуси! Я вас съем.
- Что ж, - отвечают гуси, - ешь. Но сперва окажи нам перед смертью одну услугу.
- Какую?
- Спой нам, а мы послушаем.
- Это можно. Петь я мастер.
Сел волк на кочку, задрал голову и давай выть. А гуси крыльями хлоп, хлоп - поднялись и полетели.
Слез волк с кочки, поглядел вслед гусям и пошел ни с чем.
Идет и ругает себя последними словами: “Ну и дурень же я! Зачем согласился петь? Ну, теперь кого ни встречу - съем!”
Только он так подумал, глядь - идет по дороге старый дед. Волк подбежал к нему:
- Дед, дед, я тебя съем!
- И зачем так спешить? - говорит дел. - Давай сперва табачку понюхаем.
- А он вкусный?
- Попробуй - узнаешь.
- Давай.
Достал дед из кармана кисет с табаком, сам понюхал и волку дал. Как нюхнул волк во весь дух, так весь кисет табаку и вдохнул. А потом как начал чихать на весь лес… Ничего от слез не видит, всё чихает. Так чихал с час, пока весь табак не вычихал. Осмотрелся, а деда уж и след простыл.
Пошел волк дальше. Идет он, идет, видит - на поле стадо овец пасется, а пастух спит. Высмотрел волк в стаде самого лучшего барана, схватил его и говорит:
- Баран, баран, я тебя съем!
- Что ж, - говорит баран, - такова моя доля. Но чтобы долго тебе не мучиться да не ломать зубы об мои старые кости, стань лучше вон в той ложбинке и раскрой рот, а я взбегу на горку, разгонюсь и сам влечу к тебе в рот.
- Спасибо за совет, - говорит волк. - Так мы и сделаем.
Стал он в ложбинке, открыл рот и ждет. А баран взбежал на горку, разогнался и трах рогами волка по голове. Так искры из глаз у серого и посыпались, весь свет перед ним закружился!
Опамятовался волк, покрутил головой и рассуждает сам с собой:
- Съел я его или нет?
А тем временем косарь закончил работу и идет домой. Услыхал он волчьи слова и говорит:
- Съесть-то не съел, да зато легкого хлеба отведал.
Котик – золотой лобик
(белорусская сказка)
Жили-были дед да баба. Да так бедно, что ни поесть нечего у них было, ни сварить. Вот баба и говорит деду:
- Возьми, дед, топорок, поезжай в лесок, сруби дубок, отвези на рынок, продай да купи мерку муки. Напечём хлеба.
Собрался дед, поехал в лесок, начал рубить дубок. Спрыгнул с дуба котик – золотой лобик, золотое ушко, серебряное ушко, золотая шерстинка, серебряная шерстинка, золотая лапка, серебряная лапка.
- Дед, дед, а что тебе надо?
- Да вот, коточек, мой голубочек, послала меня старуха срубить дубок, отвезти на рынок, продать да купить мерку муки на хлеб.
- Езжай, дед, домой: будет у вас мука! Приехал дед домой, глядь – а муки у него полон закром!
Испекла баба хлеб, сама наелась, деда накормила и говорит ему:
- Не мешало бы теперь и затирку сварить. Да вот беда: соли нет. Возьми, дед, топорок, поезжай в лесок, стукни в дубок, может, выскочит котик – золотой лобик: попроси у него соли.
Взял дед топорок, поехал в лесок, стук в дубок… Выскочил котик – золотой лобик, золотое ушко, серебряное ушко, золотая шерстинка, серебряная шерстинка, золотая лапка, серебряная лапка.
- Дед, дед, что тебе надо?
- Да вот, коточек, мой голубочек: хлебушко есть, а соли-то нету!
- Езжай, дед, домой: будет тебе и соль! Приехал дед домой, глядь – а у него целая кадка соли стоит!
Наварила баба затирки, сама наелась, деда накормила и говорит ему:
- Не мешало бы теперь и капусты отведать. Точи, дед, топорок, поезжай в лесок, стукни в дубок, может, выскочит котик – золотой лобик: попроси у него капусты.
Наточил дед топорок, поехал в лесок, стук в дубок… Выскочил котик – золотой лобик, золотое ушко, серебряное ушко, золотая шерстинка, серебряная шерстинка, золотая лапка, серебряная лапка.
- Дед, дед, что тебе надо?
- Да вот, коточек, мой голубочек: хлеб есть, соль есть, капусты нету!
- Езжай, дед, домой: будет тебе капуста! Приехал домой, а у него капусты бочка. Говорит баба:
- Ай, как хорошо! Вот бы теперь ещё сальца… Мы бы с тобой щей наварили да сальцем заправили. Не ленись, дед, возьми топорок, поезжай в лесок, стукни в дубок, может, выскочит котик – золотой лобик: попроси у него сальца.
Взял дед топорок, поехал в лесок, стук в дубок… Выскочил котик – золотой лобик, золотое ушко, серебряное ушко, золотая шерстинка, серебряная шерстинка, золотая лапка, серебряная лапка.
- Дед, дед, что тебе надо?
- Да вот, коточек, мой голубочек: просит баба ещё сальца к капусте.
- Ладно, дед, езжай домой: будет и сало!
Приезжает дед домой, а у него сала целый кубелец! Рад дед, рада баба. Стали они жить не тужить, детям сказки говорить. И теперь живут, хлеб жуют, щи хлебают. Вот вам и сказка, а мне баранок связка.
Про мудрого старика
(эфиопская сказка)
Жил на свете один старик. За свою долгую жизнь ни разу не сказал он пустого слова. Что знал, то знал он наверняка. А ежели чего не знал, о том не говорил. Всюду старика люди чтили и уважали за мудрость его. Но были и те, кто завидовал доброй славе старика и задумали над ним посмеяться.
Вот что придумали злые люди. Один из них обрил себе правую половину головы – от лба до затылка, потом вымазал у пегой лошади левый бок рыжей краской и провел её мимо дома старика. Через некоторое время приятели этого молодого парня тоже пошли к дому старика, вслед за другом. Остановились рядом с домом, поклонились старику с почтением и говорят:
- Все ли дни твои хороши?
А потом, будто невзначай, спрашивают:
- Скажи, не проходил ли тут кудрявый юноша с рыжей лошадью?
Старик ответил:
- Да, здесь проходил юноша с лошадью. Та сторона его головы, которую я видел, была кудрявая, но я не знаю, была ли у него кудрявая вся голова. И тот бок у лошади, который я видел, был рыжий, но был ли у неё и другой бок рыжий – или был он пегий, или вороной, – я не знаю.
В другой раз эти хитрецы нарядили девочку в одежду мальчика, подпоясали её так же, как подпоясывают мальчиков.
Затем они обрили у чёрной овцы шерсть с одного бока и велели девочке пройти с этой овцой мимо старика. А сами некоторое время спустя, пошли вслед за ней.
Остановились рядом с домом старика и поклонились ему с почтением, пожелали ему счастливых дней жизни, а потом спросили, будто между прочим:
- Скажи, не проходил ли здесь мальчик с длинношёрстой овцой?
Старик ответил:
- Да, по дороге проходил ребёнок с овцой. Тот бок у овцы, который я видел, порос длинной чёрной шерстью, но какая шерсть у овцы на другом боку – чёрная или белая, длинная или выстриженная, – я не знаю. И ребёнок, которого я видел, был одет как мальчик, но мальчик ли это был или переодетая девочка, я тоже не знаю.
Тогда в третий раз хитроумные приятели решили попытаться поймать старика на неверном слове. Они одели мальчика девочкой, дали мальчику в руки корзинку, в которой носят хлеб, положили в неё камни и сказали мальчику:
- Ступай пройди мимо этого старика!
А затем и сами пошли к старику.
Поклонились ему низко и с почтением сказали:
- Пусть в добром здравии проходят дни твои! Не видал ли ты на дороге девочку, которая несла корзину с хлебом?
Старик сказал:
- Да, я видел ребёнка, который нёс корзину из-под хлеба. Ребёнок был одет как девочка, но была ли это девочка или переодетый мальчик, я не знаю.
В руках у ребёнка была корзинка для хлеба, но был ли в ней хлеб или, может быть, в ней лежали камни или была она пустая, – я тоже не знаю.
Хитрецы увидели, что их хитрость опять не удалась и в третий раз. Повернулись они было, чтобы уйти. Но старик остановил их и сказал:
- Послушайте и запомните мои слова. То, что человек видит, – это ещё не всё, что можно увидеть. И если к тебе в дом пришли с поклоном и словами привета, не торопись говорить, что это пришли друзья. Это могут быть и враги, которые расставляют тебе ловушку.
И те, кто хотели посмеяться над старым человеком, в великом смущении и со стыдом покинули его дом.
Ленивая девочка
(башкирская сказка)
Когда-то очень давно жили на свете бабушка и внучка. Бабушка состарилась и уже не могла работать. А внучка была молодая, но очень ленивая. Год от года бабушка старела и слабела, силы покидали ее.
Пришла весна, бабушка и думает: «Люди сеют хлеб, нам тоже пить-есть надо, надо бы что-нибудь посеять». Сказала она об этом внучке.
— Не надо, бабушка, — ответила ей внучка. — Ты уже стара стала, к осени умрешь, а там, глядишь, найдется добрый человек и возьмет меня в свою семью. К чему нам хлеб?
Бабушка только вздохнула в ответ. Так они и не посеяли ничего весной.
Затем настала осень. Люди убирают с полей выращенный хлеб. Бабушка не умерла, и внучку никто не взял на воспитание.
Пришлось им голодать.
Как-то зашла к ним соседка, увидела, что бабушке с внучкой совсем нечего есть, и сказала:
— Если бы вы пришли ко мне, я могла бы дать вам немного проса.
После того, как соседка ушла, бабушка говорит внучке:
— Внучка, сходи, принеси проса!
А внучка отвечает:
— Надо ли, бабушка? Может, просо у нее нехорошее…
Всю зиму голодали бабушка с внучкой и едва не умерли. Но чуть только пришла весна — внучка вышла в поле на работу.
— Зачем трудиться? — смеялись над ней соседи. — Бабушка твоя уже стара, недолго ей жить. А тебя кто-нибудь возьмет на воспитание. К чему вам хлеб?
— Нет уж, — отвечала внучка. — Я теперь поняла. Недаром старики говорят: если собираешься на летнюю кочевку, прежде засей поле.
Старый отец
(белорусская сказка)
В давние времена было принят такой обычай среди людей: когда отец старел и оставалось ему недолго жить, завозил его сын в глухую пущу да и оставлял там.
Вот однажды случилось так. Сын повез отца в пущу. Конечно, было жаль ему отца – сильно он его любил, да ничего не поделаешь, таков обычай! А на обычаях вся жизнь держится. Не повезешь – люди засмеют, скажут, что старых обычаев не почитаешь. Еще из села прогонят…
Едет сын невеселый, а отец и молвит ему:
- Неужто ты, сынок, меня, старого да хворого, одного в лесу бросишь?
Подумал сын, утер слезу и говорит:
- Нет, батька, не брошу. Но чтобы люди не прознали, вот что сделаю. Ночью я за тобой приеду и буду тебя до самой смерти в темной каморе держать, чтоб никто не видел.
Так сын и сделал.
Когда ночь наступила, и все село уже спало, он привез из пущи отца и спрятал его в темной каморе.
Но случилось несчастье – град все жито побил, и нечем было новое сеять, грозил голод.
Пришел грустный сын к отцу в темную каморку, жалуется:
- Что делать? Не посеем жита – в будущем году без хлеба останемся.
Ему отец говорит:
- Нет, сынок, доколе я жив, без хлеба мы не будем. Слушай меня.
Когда ты был еще маленький, я гумно строил. А был в том году большой урожай. Вот я необмолоченным житом гумно и накрыл.
Сними стреху, обмолоти – и будет у тебя зерно на посев.
Сын так и сделал. Снял стреху с гумна, обмолотил и посеял осенью жито.
Диву даются соседи, откуда это он зерно достал? А сын молчит, ведь нельзя ему признаться, что это старик-отец помог.
Подошла зима. Нечего есть. Опять идет сын к отцу в темную каморку и рассказывает про беду свою.
- Так, мол, и так. – говорит, – придется с голоду помирать…
- Нет, – отвечает отец, – с голоду мы не помрем. Слушай, что я тебе скажу. Возьми лопату да покопайся в хате под лавкою. Там, как я был молодой еще, закопал немного денег на черный день. Жизнь, сынок, прожить – не поле перейти: все может случится. Так я думал, так и делал.
Обрадовался сын, нашел и выкопал отцовы деньги, купил зерна.
И сам с семьей ест, да еще и своим соседям занимает. Вот как-то раз они и спрашивают у него:
- Скажи нам, брат, откуда ты хлеб достаешь?
Признался сын:
- Отец, – говорит, – кормит меня.
- Как же так? – удивляются соседи. – Ты же отвез своего отца в лес, как и все добрые сыновья!
- Нет, – говорит сын, – стал я делать, как вы. Оставил я отца у себя век доживать. И когда пришла беда, отец помог мне и хлеба посеять и семью от голода спасти. У старых людей ума больше, чем у молодых.
С той поры перестали сыновья отцов своих в пущу отвозить, и было принято отцов своих под старость уважать да кормить.
Пряничный человечек
(американская сказка)
Пекла, как-то раз, фермерша на кухне имбирные пряники и решила: “Сделаю-ка я Пряничного человечка да подарю мужу”. А муж тем временем работал в саду.
Она сделала Пряничному человечку глаза из изюма, нос из вишенки, а рот из лимонной корочки. И сунула его в горячую духовку. Ужасно удивилась она, когда открыла духовку, а оттуда – прыг живой Пряничный человечек!
- Ух ты! – закричал он. – Ну и жара в этой духовке!
Пряничный человечек стал бегать по кухне, а когда фермерша открыла дверь в сад, чтобы позвать мужа, человечек выбежал за порог, весело крича:
- А вот и не поймаешь! Потому что я Пряничный человечек!
Побежал Пряничный человечек по улице и чуть не налетел на корову.
- А ну-ка стой! – крикнула ему корова. – Выглядишь ты больно аппетитно. Вкусный небось?
Тут появились и фермер с фермершей; они совершенно запыхались от быстрого бега.
- Остановись! Держи его! – кричал фермер.
Но Пряничный человечек все бежал и бежал, да еще выкрикивал на бегу:
- А вот и не поймаешь! Потому что я Пряничный человечек!
Вдруг перед ним, как из-под земли выросла большая собака и страшно его напугала.
- Р-р-р, – зарычала собака. – А пахнешь ты очень славно – вкусный, наверное.
- Ну уж нет, собачка! – заявил Пряничный человечек. – Фермер с фермершей и их корова тоже хотели съесть меня, да поймать не смогли. И ты тоже меня не поймаешь, потому что я Пряничный человечек и от тебя я еще быстрее убегу.
Бежал он, бежал и вот добежал до речки.
- Ах ты, что же мне делать-то теперь? – воскликнул Пряничный человечек.
Собака, корова и фермер с фермершей как раз появились на высоком берегу, когда перед Пряничным человечком откуда ни возьмись появился лис.
- Я помогу тебе перебраться через речку, – сказал ему старый хитрый лис. – Прыгай ко мне на спину.
Пряничный человечек вскочил лису на спину, и тот вошел в воду.
Когда лис немного отплыл от берега, Пряничный человечек ему говорит:
- У меня ножки промокли.
- Ничего страшного, переберись повыше, ко мне на голову, – посоветовал лис.
Пряничный человечек так и поступил.
Лис уже почти переплыл речку и вдруг говорит Пряничному человечку:
- Знаешь, по-моему безопаснее для тебя перебраться ко мне на нос.
Пряничный человечек перебрался еще выше, прямо лису на нос, и осторожно уселся там, пока лис выбирался на берег.
Но стоило лису оказаться на берегу, как он подбросил Пряничного человечка в воздух, открыл пошире пасть и проглотил его.
Собака, корова, фермер и фермерша только рты от изумления раскрыли, глядя, как лис ест их Пряничного человечка.
Ведь они столько времени гнались за Пряничным человечком – и по дороге, и по полю, и по берегу реки – да так и не смогли поймать его, а тут он – р-р-раз! – и исчез без следа в пасти хитрющего старого лиса.
Что же, пришлось им всем домой отправляться.
Ручей и камень
Пчёлы и муха
Самодельный телефон
Машенька - ветреные косы
Заяц, косач, медведь и весна