Исследовательская работа по обществознанию «ВОЙНА И ЛЮДИ: ОТНОШЕНИЕ ОБЩЕСТВА К ВОЙНЕ ВЧЕРА, СЕГОДНЯ, ЗАВТРА»
Вложение | Размер |
---|---|
proekt-voyna._avtosohranennyy.docx | 171.84 КБ |
Тюменская область, ХМАО - Югра, Советский район,
Муниципальное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа п. Пионерский
ул. Ленина 13, т. 4-02-01
Исследовательская работа по обществознанию
«ВОЙНА И ЛЮДИ: ОТНОШЕНИЕ ОБЩЕСТВА К ВОЙНЕ ВЧЕРА, СЕГОДНЯ, ЗАВТРА»
Автор: Мисько Юлия Сергеевна
1993 года рождения,
ученица 10 а класса МОУСОШ п. Пионерский
Руководитель: Гудукас Ирина Михайловна
учитель истории МОУСОШ п. Пионерский
2010г
Содержание.
Введение.
Война как способ решения международных проблем, несущий с собой массовые разрушения и гибель многих людей, порождающий стремление к насилию и дух агрессии, осуждалась мыслителями-гуманистами всех исторических эпох. Война как политическое явление проходит через всю историю и оказывает огромное влияние на социально-экономическую жизнь народов и государств.
Французский просветитель Ш. Фурье с горечью констатировал: «Воины, революции беспрестанно охватывают все пункты земного шара; бури, едва отвращенные, возрождаются из своего пепла точно так же, как головы гидры множились под ударами Геркулеса. Мир – лишь проблеск, лишь сновидение на несколько мгновений…»[1]
Современной науке известно огромное множество войн и военных конфликтов. Их соотношение приводит в ужас: более чем за четыре тысячи лет около трехсот были полностью мирными. Все остальное время на Земле полыхали войны. Если раньше войны носили локальный характер, то XX век подарил человечеству феномен мировых войн, а XXI – новый тип войны – террористической, необъявленной, войны с мирным населением. Это породило страх и недоверие политикам, заявляющим о безопасности современного общества.
Отсюда появляется большой интерес к изучению феномена войны, военной истории, изучению военного опыта, причин и последствий военных конфликтов.
Исходя из этого, Мы видим цель нашей работы в исследовании проблемы различных интерпретаций понятия «война» в разные исторические периоды.
Для достижения данной цели нами поставлены следующие задачи:
Изучая данную социальную проблему, мы выдвинули следующую гипотезу:
«Современное общество делает большой акцент на идей гуманизма и к войне, какой бы характер она не носила, в отличии от более ранних эпох , относится отрицательно».
Предметом нашего исследования является само понятие «Война» со всеми ее составляющими, а объектом исследования является общественное мнение и взгляды историков, философов разных исторических эпох.
В работе использовались следующие методы:
- работа с литературой, интернетом;
- анализ, обобщение и систематизация собранной информации;
- социологическое исследование;
- проектирование и творческое программирование деятельности;
- работа с программой Word, Power Point.
Данная работа может быть использована как дополнительный материал на уроках истории и обществознания, при организации внеклассных воспитательных мероприятиях, тематических классных часах, факультативных и элективных занятиях с учащимися.
Библиография.
Для интерпретации понятия «война» и изменение отношения к этому явлению мы использовали материалы Большой Советской энциклопедии, краткого политического словаря, а также документы и материалы по истории Древней Греции. Для выявления типичных причин войны, нами использовались отдельные статьи из Полного собрания сочинений т.20 классиков марксизма К.Маркса и Ф Энгельса, а также статьи об армии и военной науке и о международной политике и международном праве В.И.ленина т.1, 2,20; книги Клаузевиц К. «О войне», и Слуцкевич Б.Я. «Критика буржуазной теории и политика народонаселения». Раскрывая проблемы войны и мира в современных условиях, мы пользовались учебной литературой Человек и Общество под редакцией С.В. Решетникова «Человек и Общество», учебное пособие для 10-11 класса под редакцией Боголюбова Л.Н., Лазебниковой А.Ю. и ресурсами интернет - форума «война сегодня».
Отношение к войне в различные исторические периоды.
Проблема войны, как социального и политического явления, интересовала людей еще в древности. Например, Платон и Аристотель принимают войну как закономерное и нормальное явление естественного порядка вещей. По мнению Гераклита, «Война – отец всего и царь всего… одних она сделала рабами, других – свободными»[2]. Аристотель выступает в защиту войн рабовладельцев против «варваров», рассматривая эти войны как естественное средство для приобретения собственности. Древнегреческие философы сделали значительный шаг в анализе социальной природы войны, рассматривая ее как часть искусства политического.
На рубеже II-III в.в. Климент, Ориген и Тертуллиан развивают теологическую аргументацию против войны, как несоответствующее явление принципам Христа… Но вскоре Августин и Фома Аквинский обосновывают концепцию «священной» войны в защиту церкви и веры.
В средневековье война рассматривалась как негативное явление, разрушающее, наносящее вред хозяйству отдельных усадеб и страны в целом.
Представители прогрессивной общественной мысли XVIII века (Монтескье, Дидро, Руссо, Вольтер) оценивают войну как пережиток «варварской эпохи», осуждают завоевание и насилие.
Революционный демократ Чернышевский делает следующий шаг вперед в раскрытии социальной природы войны; он считает, что когда трудящийся класс приобретает решающее влияние в государстве, исчезнет всякая возможность войны.
Апология войны как некой целительной силы в жизни народов присуща социально- политическому учению Гегеля, который обосновал необходимость войн тем, что она предохраняет народы от нравственного упадка, поскольку лишь во время войны люди практически постигают непрочность, суетность, непостоянство всего земного, а нации, разрушаемые антагонизмом, обретают спокойствие, благодаря внешним войнам[3].
В эпоху капитализма складываются два направления в буржуазной общественной мысли в отношении к войне: пацифистское и милитаристское. Пацифисты, прибегая к религиозно - морализующим проповедям и теории «международной справедливости», характеризуют войну, как крайне отрицательное явление. Милитаристы говорят о войне, как о сплачивающем народ явлении и о «прореживающем», как бы решающем демографическом факторе.
«В применении к войнам, - указывал В.И. Ленин - основное положение диалектики состоит в том, что «Война есть просто продолжение политики другими (именно насильственными) средствами». Такова формулировка Клаузевица, и именно такова была всегда точка зрения Маркса и Энгельса, каждую войну рассматривавших, как продолжение политики данных, заинтересованных державами разных классов внутри них – в данное время. Для достижения политических целей в войне используются вооруженные силы как главное и решающее средство, а также экономическое, дипломатическое, идеологическое и другие средства борьбы…
Многочисленные идеологи империализма пытаются представить войну как надклассовое, общенациональное явление, замаскировать ее социально-политическую сущность, причины, парализовать массовое антивоенное движение трудящихся, внушить мысль о вечности и неотвратимости войн.
Так западногерманский теоретик В. Пихт утверждает, что война является главным фактором общественного прогресса, что все высшие культуры выросли из войны[4].
Английский военный теоретик Дж.Фуллер рассматривает войну как «господствующий фактор истории»[5].
В теории «спасения цивилизации», авторами которой являются американские социологи Сараус-Хупе, Поссоне, Кинтнер, необходимость «спасения» капитализма обосновывается тем, что якобы «борьба против коммунистического мира» представляет собой «войну, в которой основной ставкой является национальное спасение»[6].
Идеологи 80-х годов считают, что война – вооруженная борьба между государствами или общественными классами за осуществление их экономических и политических целей.
Клаузевиц давал следующее определение понятию: война- стремление насилием навязать свою волю.
Таким образом, Мы можем проследить на протяжении истории человечества, как в зависимости от политического строя, экономического состояния и социальной ситуации эволюционирует определение, отношение и место в жизни войны. Многие философы оправдывают насилие ради достижения благосостояния государства, считают войну лишь средством в достижении великих целей.
Большая Советская Энциклопедия рассматривает войну, как социальное явление, присущее антагонистическому обществу. Война – это организованная вооруженная борьба между различными общественными группами или государствами во имя определенных экономических и политических целей. Точнее война – средство достижения поставленных целей. Ведение войны предполагает наличие специальной организации вооруженных людей – армии. В данном вопросе можно поспорить по поводу обязательного наличия армии, так как в истории примеров войны внутри государства, когда движущей силой является не организованная армия, а народ (крестьянские войны, национально-освободительные).
На наш взгляд, к понятию войны необходим концептуальный подход, Таким образом, согласно нашему мнению, война – это не только вооруженная борьба между государствами или народами, но и борьба, враждебные отношения с кем или чем-либо, а также политика, заключающаяся в нагнетании напряженности, враждебности в отношениях между странами, то есть Холодная война.
Из всего сказанного можно сделать вывод, что война – понятие, которое человеческий разум спокойно воспринимать не может, в связи с этим возникают различные интерпретации, которые необходимо изучить, чтобы выявить полное и правдивое значение этого понятия.
Для изучения отношения к проблеме войн в современном обществе нами было проведено социологическое исследование. Анкетирование проводилось среди разновозрастных участников (от 16 до 70 лет), среди мужчин и женщин (приложение 3).
Так на вопрос «Как Вы считаете, можно ли в современном мире обойтись без войн и вооруженных конфликтов?», из 30 опрошенных (в основном это представители старшего поколения) сказали, что не возможно- 10 человек.
Среди причин современных конфликтов участники выделяют следующие: борьба за территорию, религиозный экстремизм, но большинство видят экономическую подоплеку событий (деньги, ресурсы). Все опрошенные считают, что накопление военного потенциала – это единственный способ удержать мир.
Все участники исследования гордятся военной историей нашей страны и считают Россию миролюбивым государством.
Данные результаты показали, что при осуждении войны как таковой наши современники испытывают чувство гордости за собственную страну, ее военную историю, хотя и считают войну или конфликты неизбежностью.
Причины военных конфликтов.
Причины войны различает теория геополитики (Маккиндер в Англии, Хаусхофер в Германии, Дж. Киффер в США и др.). Войны различаются географическим положением стран, при котором стесненные нации ведут борьбу за «жизненное пространство»[7]. Геополитики из Германии на этой основе всячески стремятся доказать необходимость ревизии границ, установленных после II Мировой войны.
Авторы психологической теории (П.Л. Бернард в США и др.) видят источники войны в человеческой психике, в агрессивности человеческого интеллекта и массовых психозах, которые якобы возникают в результате подавления обществом человеческих инстинктов[8].
Космополитические теории (Стреини в Великобритании, Дьюи в США и др.) усматривают главную причину военных столкновений в антагонизме между национальной и общечеловеческими интересами. Источник военной опасности, по их мнению, заложены в суверенитете наций, а потому необходима ликвидация национальной независимости и суверенитета народов, создание национальных, региональных и всемирных политических организаций. Эти проекты встречают одобрение и поддержку со стороны реакционных кругов (главным образом в США), стремящихся к мировому господству[9].
Клерикальные теории пытаются подкрепить авантюрами империалистов авторитетом Бога. Одним из основных теоретических источников религиозной пропаганды в поддержку империалистической войны служит Библия, дающая возможность трактовать войну как «орудие Бога» для борьбы против «зла» и для наказания «грешников». В Германии клерикальная пропаганда широко используется в поддержку идеологии агрессивного реваншизма на основе религиозных концепций происхождения войны.
Типология войн.
В связи с причинами выделяют различные типы войн. Для разных эпох развития общества характерны различные исторические типы войны (приложение1).
Войны делятся по масштабам (мировые и локальные); по применяемым средствам поражения (мировые и локальные). Также выделяют следующие типы войн в рабовладельческом обществе: войны за порабощение племен, между рабовладельческими государствами, между рабовладельческими государствами, между группами рабовладельцев, к ним же относятся восстания рабов и народные восстания крестьян и ремесленников. В феодальном обществе: войны между феодальными государствами, междоусобные феодальные войны за расширение владений, за создание централизованных феодальных государств, против иноземных нашествий, войны домонокапиталистического капитализма, а также против иноземных нашествий, крестьянские войны и восстаний против феодалов и восстания городского населения против феодальной эксплуатации. В колониальном мире: войны за национальное воссоединение, революционные войны, антифеодальные, национально- освободительные, войны государств и коалиций за гегемонию, гражданские войны и восстания против буржуазии, войны капиталистических стран за порабощение народов, а также освободительные войны порабощенных колоний и зависимых стран.
Войны в условиях империализма: национально-освободительные войны пролетариата против буржуазии, войны капиталистических стран за экспансию своих интересов, войны за передел мира, гражданские и освободительные войны пролетариата против буржуазии. В XX веке сложились такие типы войны, как между капиталистическими государствами, между государствами с противоположными общественными системами, национально- освободительные, гражданские войны, а также - Мировые войны.
Свою точку зрения относительно типов войны имел В.И. Ленин. Он считал, что бывают войны справедливые и несправедливые, прогрессивные и реакционные. Каждая война оказывает определенное влияние на ход развития человеческого общества. Исторические значения войны зависят от ее политического содержания, которое определяет прогрессивную и реакционную роль войны в общественной жизни. В зависимости от того всякая война носит либо справедливый, либо несправедливый характер. Законность и справедливость войны Ленин всегда связывал с их прогрессивностью. «Бывают войны справедливые и несправедливые, прогрессивные и реакционные, войны передовых классов и войны отсталых классов, войны, служащие закреплению классового гнета и войны, служащие его свержению»[10].
Войны, ведущие эксплуататорскими классами с целью подавления освободительной борьбы классов, наций, захвата чужих территорий, порабощения и грабежа других народов, являются несправедливыми и реакционными.
Не все войны, имеющие прогрессивные истоки, были справедливыми. Так, например, присоединение к России в середине XIX века народов средней Азии именно для них имело прогрессивное значение с точки зрения перспектив экономического, социального и культурного развития. Но это присоединение было достигнуто несправедливыми завоевательными войнами российского царизма.
В ходе развития та или иная война может изменить свой характер. Справедливая война может перерасти в несправедливую. Это происходит, когда в ходе войны одерживают верх интересы иных классов или социальных групп, чем это было на первом ее этапе. Так справедливые войны Французской республики конца XVIII века в защиту интересов широких буржуазных и мелкобуржуазных слоев против феодальной реакции переросли в войны несправедливые, захватнические, отвечавшие интересам крупной французской буржуазии.
В современных условиях справедливый характер войны определяется интересами борьбы за социализм, демократию и национальную независимость. Поэтому коммунистические партии решительно выступают против захватнических, несправедливых войн, но считают законными и поддерживают справедливые войны и революционно- освободительные войны против империализма, служащие прогрессу общественного развития. В основе марксистско-ленинского деления войны на справедливые и несправедливые лежит принцип их оценки с точки зрения освобождения народных масс от социального гнета, влияния на общественный прогресс.
Считается, что по масштабам война может быть мировой (например, I или II Мировые войны) или локальной (война в Афганистане), по применяемым средствам поражения – всеобщей или ограниченной. Каждому из этих типов войны свойственны свои характерные стратегические черты. Локальные войны тесно связаны с воинствующей политикой отдельных государств и где бы они ни происходили, могут разрастись в Мировую войну с применением всех средств борьбы.
Основными типами войн рабовладельческого общества были: войны рабовладельческих государств за порабощение племен, находившихся на более низкой ступени общественного развития (например, войны Рима против галлов, германцев и др.); войны между самими рабовладельческими государствами с целью захвата территорий и ограбления завоеванных стран (например, Пунические войны Рима против Карфагена в III-II веках до н.э.); воины различными группами рабовладельцев(например войны диадохов за раздел империи Александра Македонского в 321-276гг до н.э.), восстания рабов (в Риме под руководством Спартака в 73-71 гг до н.э.)народные восстания крестьян и ремесленников (например, восстание «краснобровых» в 1 в. н.э в Китае).
Основными типами войн феодального общества были: войны между феодальными государствами (например Столетняя война между Англией и Францией 1337-1453гг); междоусобные феодальные войны за расширение владений (войны Алой и Белой розы в Англии 1455-1485гг); войны за создание централизованных феодальных государств (война за объединение русских земель вокруг Москвы в XIV-XVвв). Феодальная эксплуатация порождала: крестьянские войны – восстания против феодалов (например, крестьянское восстание под предводительством И.И. Болотникова в 1606-1607гг в России); восстание городского населения против феодальной эксплуатации (например, Парижское восстание в 1765-1763гг).
Войны эпохи домонополистического капитализма могут быть отнесены к следующим основным типам: колониальные войны капиталистических стран за порабощение народов Азии, Африки, Америки, Океании; захватнические войны государств коалиций государств за гегемонию (например, семилетняя война в 1756-1763гг); революционные, антифеодальные, национально- освободительные войны (например, войны революционной Франции конца XVIII века); войны за национальное воссоединение (например, войны за объединение Италии в 1859-1870гг); освободительные войны народов колоний и зависимых стран (например, восстание в Индии в XVIII-XIX вв) против английского господства; гражданские войны и восстания против буржуазии (например, гражданская война Парижской Коммуны в 1871г). Гражданские войны сопровождаются развитием социалистических и буржуазно демократических революций или являются вооруженной защитой народных завоеваний от буржуазных контрреволюций и фашизма. Часто гражданские войны сливаются с войнами против империалистической интервенции (использование народа против фашистских мятежников и итало-германских интервентов в 1936-1939гг).
Национально- освободительные войны являются борьбой народов зависимых и колониальных стран против колонизаторов, за установление государственной независимости или за сохранение, против попыток восстановить колониальный режим (например, война алжирского народа против французских колонизаторов в 1954-1962гг, борьба народов Египта против англо-франко-израильской агрессии в 1956г, борьба народов южного Вьетнама против американских захватчиков, начавшаяся в 1964г и др.).
В эпоху империализма борьба между монополистическими объединениями перерастает национальные рамки и превращается в борьбу главных империалистических держав за насильственный передел уже поделенного мира. Обострение борьбы империалистов расширяет их военные столкновения до масштабов мировых войн. Войны между капиталистическими государствами порождают обострение противоречий между ними в борьбе за мировой господство (I и II Мировые войны).
Основными типами войн эпохи империализма являются: империалистическая война за передел мира (например, русско-японская война 1904-1905гг, I Мировая война 1914-1918гг. и др); гражданская война (в России 1918-1920гг); национально-освободительная война (например, народное восстание на Кубе в 1906г, в Китае в 1906-1911гг).
Основными типами войн современной эпохи являются войны между государствами с противоположными общественными системами, гражданские войны, национально-освободительные войны. II Мировая война 1939-1945гг ввиду ее сложного противоречивого характера занимает особое место среди войн современной эпохи. Новым типом для истории стала «Холодная война» - это военно-политическое противостояние двух социально-политических блоков, выразившееся в гонке ракетно-ядерного вооружения. Эта война напрямую себя не проявила за счет равновесия вооруженных сил, но сильно исказила экономическое и социо-культурное развитие мировой цивилизации второй половины XX века, зато противостояние двух сверхдержав проявлялось в локальных войнах в странах «третьего мира» (война в Афганистане, Вьетнаме, конфликте северной и южной Кореи). В конце XX века часто происходят военные конфликты межнационального характера, связанные с распадом многонациональных государств (конфликт в Нагорном Карабахе, 1 и 2 войны в Чечне, Югославский конфликт и др.) Еще одной формой вооруженных конфликтов стала террористическая война, связанная с территориальными притязаниями, межнациональными и межконфессиональными противоречиями – подобные события происходят и сегодня по всему миру.
Таким образом, типы войны определяются характером социальных противоречий данной эпохи или различных ее периодов. Классификация войн по типам связана с известными трудностями, так как каждая война имеет свои индивидуальные особенности, а различные типы войн часто переплетаются друг с другом и редко выступают в чистом виде. Главными критериями классификации войны являются их социально- политическое содержание и масштабы.
Последствия войн.
Война, как политическое явление, проходит через всю историю и оказывает огромное влияние на социально-экономическую жизнь народов и государства, причем, в зависимости от поставленной цели и степени ее достижения, война может замедлять, или ускорять ход общественного развития.
Но все, же самым страшным и неотвратимым итогом всех войн, особенно войн последних столетий, являются людские потери.
Еще нельзя считать окончательно разработанными методами исчисления людских потерь в войнах; не существует и единых классификаций военных потерь населения. По мнению советских исследователей, военные потери – все случаи гибели людей или потери ими трудоспособности и боеспособности вследствие боевых поражений или по болезням во время войны, а так же пленения неприятелем и случаи «пропажи без вести».
Военные потери населения можно подразделить на две группы (приложение 2): потери военнослужащих и потери гражданского населения. В каждой из этих групп выделяют потери безвозвратные. К ним относят убитых, «пропавших без вести», умерших в лечебных заведениях и на дому от всех причин, связанных с применением боевых средств поражения, умерших в плену. Также в этих группах имеются и временные потери. Это лица, которые находятся на излечении в лечебных учреждениях и на дому, а также уволенных в запас вследствие ранений, болезней, инвалиды труда, потерявшие свою боеспособность полностью или частично.
Очень сложно установить точное число погибших, так как во многих странах отсутствуют статистические данные потерь за войну в целом, либо эти данные не отражают действительного положения. Так. Например, во II Мировой войне фашисты стремились скрыть свои злодеяния, а после нее их идеологические адвокаты умышленно уменьшали число погибших.
Характерной особенностью современных войн является непосредственное массовое физическое уничтожение людей. Наибольшие потери в войнах приходятся, естественно, на самые молодые и производительные группы населения. В качестве примера можно привести возрастной состав людских потерь, а I Мировую войну по германским силам: если все потери убитыми и умершими от ран принять за 100%, то погибшие в возрасте 20-25 лет составили – 40% , в возрасте 25-30 лет – 23%, в возрасте 30-35 лет- 15% всех потерь[11].
По своей насильственной сущности к прямым военным потерям примыкает геноцид – физическое истребление отдельных групп населения по расовым, национальным или религиозным мотивам. Это одно из тягчайших преступлений против человечества. Характерным историческим примером геноцида в прошлом явилась «резня армян» в Турции (1915г) во время которой погибло свыше 1,5 млн. человек.
Любая война наносит огромный ущерб здоровью населения, тысячи и тысячи людей остаются инвалидами, неспособными не только к дальнейшему участию в составе вооруженных сил, но и к активному труду.
С применением ракетно-ядерного оружия и других средств массового поражения инвалидность населения возрастает.
Наряду с этим итогом, то есть людскими потерями в войнах, существуют также косвенные военные потери, которые весьма значительны и многообразны. Разница между фактическими темпами роста населения в годы войны и теми, которые могли бы быть в мирное время, и составляет итог косвенных военных потерь населения. Огромное влияние войн на народонаселение может быть убедительно продемонстрировано с помощью объективных показателей, характеризующих изменения уровня и динамики показателей физического развития населения, заболеваемости, нетрудоспособности, инвалидности. Важнейшее место в этих процессах, если судить по имеющимся материалам I и II Мировых войн, занимает резко выраженные отрицательные изменения брачности и рождаемости населения, значительный рост смертности, существенное снижение естественного прироста, также всестороннее ухудшение здоровья населения, особенно детского.
Итак, людские потери в войнах как прямые, так и косвенные – итог всех войн, причем самый страшный и неотвратимый.
Кроме того, любая война – огромное несчастье для народа. В прах и пепел превращаются многие города и поселения. В результате военных действий навеки исчезают драгоценные реликвии прошлого. Громадный урон несет промышленность и сельское хозяйство, разрушаются международные связи, изменяются политические системы и ожесточаются законы. Но в тоже время наблюдается ускорение процесса консолидации наций, с новой силой вспыхивают патриотические чувства людей, что является положительным явлением для любого народа.
Проблема войны и мира в современных условиях.
Война занимает особое место среди глобальных проблем, от позитивного решения которых зависит само существование человечества. Общеизвестно, что накопленного оружия на нашей планете уже достаточно для уничтожения всего живого на Земле несколько раз.
Истории известно почти 15 тысяч войн, в которых погибло около 6 миллиардов человек (на 1 год мира приходится 12 лет войны).
Войны рождались в сфере политической жизни, международных отношений, но их корни кроются в экономической области. Именно собственность защищали и перераспределяли господствующие классы с помощью насильственных методов.
Анализ современных особенностей проблемы войны и мира отражает ее глобальный характер:
- ее разрешение затрагивает судьбу всей цивилизации;
- устранение опасности войны возможно лишь при формировании всемирной всеобъемлющей системы безопасности;
- успешное решение этой проблемы с необходимостью предполагает обязательное и реальное участие всех стран и нардов в процессе разоружения;
-непомерно разросшийся военно-промышленный комплекс деформирует экономическую структуру общества, снижая, тем самым возможность рационального использования производительных сил.
Темпы совершенствования оружия обгоняют процесс политического развития, способный положить конец гонке вооружений. Новые качественные особенности совершенствования средств уничтожения ставят перед человечеством проблему защиты от их применения и проблему учета трудно устранимых серьезнейших последствий их использования (прежде всего речь, идет об экологических последствиях для всей цивилизации).
Все более затруднительное, а порой даже невозможное, осуществление контроля за средствами ядерной техники, миниатюризация, компьютеризация ядерного оружия позволили вывести контроль за рамки уже имеющихся систем. Современный уровень баланса ядерных потенциалов настолько неустойчив, что в любую секунду может наступить момент, когда военно-стратегический паритет перестанет быть фактором военно-политического сдерживания.
В современных условиях обеспечение безопасность представляется все больше как задача политическая, и современная безопасность может быть только взаимной всеобщей. Она должна охватывать все страны и регионы, все основные сферы взаимоотношений государств.
Военная опасность – состояние, характеризующееся существованием потенциальной возможности применения военной силы против государства для достижения политических и иных целей каким-либо субъектом военно-политических отношений. Отличие военной угрозы состоит в том, что она указывает не на потенциальную возможность, а на реально обозначившееся намерение одной из сторон применить военную силу. Военная угроза представляет собой более высокую степень напряженности, которая характеризуется открытым противостоянием сторон, их намерениями разрешить существующие противоречия военно-силовыми методами.
Военная опасность не обязательно связана с началом военных приготовлений противоположной стороны. Ее источники, как правило, скрыты от поверхностного взгляда людей. Ими могут быть самые различные явления и процессы общественной жизни:
пересечение политических интересов людей, социальных групп, классов, государств или коалиций стран; противоречия на экономической, социальной, этнической или религиозной почве; производство и накопление ядерных или обычных вооружений; наличие и развертывание массовых армий; угроза экологических катастроф в результате неосторожного обращения или преднамеренного использования боевых средств и многое другое.
Поскольку военная опасность предполагает возможность применения военной силы для решения возникающих противоречий и этим она отличается от других видов опасности государству, стране, главным ее признаком является наличие связи рассматриваемого явления с военно-силовыми методами разрешения возникающих противоречий.
Характерными признаками военной опасности для страны можно считать:
наличие острых противоречий, разрешение которых возможно лишь с применением военной силы; наличие у одной из сторон достаточного количества военных сил и средств для разрешения противоречия в свою пользу или способность государства создать такие силы в перспективе; наличие у лидеров или правительств политической воли или решимости пойти на применение силы, способности использовать вооруженные силы для разрешения возможного конфликта; наличие надежных союзников среди государств, их коалиций или иных субъектов военно-политических отношений; благоприятные геополитические условия и реальная (либо прогнозируемая) военно-политическая обстановка для осуществления военных акций и т.д.
Источники военной угрозы проявляются, как правило, в области военно-политических отношений. Их признаки обнаруживаются в конкретных военно-дипломатических и военно-экономических акциях сторон, в действиях войск (сил), активизации информационно-психологического противоборства и диверсионно-разведывательной деятельности государств. Такими признаками являются:
-резкое обострение противоречий и вступление их в завершающую стадию подготовки к использованию силы (исчерпаны последние политические средства для разрешения конфликта);
- создание противостоящей стороной необходимых группировок вооруженных сил и других военных формирований и средств, способных к выполнению задач;
- решимость политического руководства противостоящей стороны использовать военную силу;
- организация широкой поддержки массами избранного руководством курса на силовое разрешение конфликта;
- резкая активизация психологической и информационной борьбы;
- дипломатические демарши, ужесточение военно-экономической блокады;
- проведение мобилизации (полной или частичной) в стране;
- наличие благоприятной военно-политической обстановки для развязывания военного конфликта;
- усиление активности вооруженных сил вблизи границ другого государства и т.д.
Поэтому современное общество должно ориентироваться на обеспечение и развитие доверия и сотрудничества между государствами и укрепление мира и всеобщей безопасности.
Выводы
Война - сложное социальное явление. Её цели могут быть различными, как и итоги. Но всегда остаётся неизменным то, что когда в мирную жизнь врывается война, она всегда приносит горе и ненастье в семьи, нарушает привычный порядок вещей. Русский народ испытал на себе тяготы многих войн, но никогда не склонял голову перед врагом и мужественно переносил все невзгоды. Война даёт возможность проявить все свои человеческие качества, показать силу. Мужество и отвагу. Наверное, это единственный её плюс. Война может задавить слабого, но никогда не сможет ожесточить честного благородного человека, она лишь раскрывает его лучшие качества души. Война- ад, «мясорубка», перемалывающая человеческие жизни, коверкающая людские судьбы.
Такова война для нас сейчас, наверное, все против военных конфликтов. Но в разные временные промежутки принимают её по-разному. Так Платон и Аристотель считали войну нормальным явлением естественного порядка вещей. Однако Августин и Фома Аквинский обосновывали концепцию «священной» войны в защиту церкви и веры. В средневековье война рассматривалась как негативное явление. В эпоху капитализма сформировались две противоположные мысли в отношении к войне. Идеологи империализма пытаются внушить о вечности и неотвратимости войн. Некоторые социологи говорят о войне как о национальном спасении. Всё же многие философы, теоретики ставят цель выше средств, то есть считают войну лишь средством в достижении великих целей. И в наше время многие учёные, писатели говорят о войне в своих произведениях. Например, В.С. Гроссман видит в войне не столкновение армий. А столкновение миров, столкновение различных взглядов на жизнь, на судьбу отдельного человека и народа.
Война выявляет коренные проблемы современности, вскрывает основные противоречия эпохи. Так, мы считаем, война показывает слабые и сильные стороны государства. Например, начало военных действий в Чечне в 1994 году наглядно продемонстрировало слабость военного руководства Российской Федерации.
Каковы же причины такого явления как война? Они различны. Существует множество теорий, рассматривающих причины войн. Так авторы психологической теории видят источники войны в человеческой психике. Клерикальные теории пытаются подкрепить авантюры империалистов авторитетом Бога. То есть философы выдвигали различные мнения о причинах столь сложного явления. Как война.
Из причин военных конфликтов соответственно вытекают и типы войн. Их можно классифицировать по масштабам, средствам поражения, временным отрезкам: рабовладельческое общество. Феодальное общество, эпоха домонополистического капитализма, колониальный мир, эпоха империализма, современная эпоха.
Каждая война носит либо справедливый, либо несправедливый характер. В ходе развития та или иная война может изменить свой характер: справедливая войны может перерасти в несправедливую.
Конечно же, нельзя не сказать о последствиях войн в независимости от того достигнута ли цель. Главный и самый страшный итог военных действий – гибель людей, причём не, только непосредственно участвующих, но и мирного населения. Также разрушается материальные, культурные ценности, громадный урон несёт хозяйство страны, меняется политическая система, иногда в лучшую сторону, превращаются в пепел деревни, целые города. Но любая война приводит к активизации религиозных и национальных чувств и настроений.
Война является одной из глобальных проблем, разрешение которой затрагивает судьбу всего мира.
Заключение.
Таким образом, мы постарались изучить понятие «Война», определить отношение общества к проблеме войны. Война – это очень сложное, неоднородное явление, осмыслить которое пытались люди с давних времен. Занимались этой проблемой ученые разных областей науки: политологи, философы, социологи, экономисты, историки. Поэтому мы можем проследить на протяжении истории человечества как в зависимости от политического строя, экономического состояния и социальной ситуации эволюционирует определение, отношение и место в жизни Войны. На сегодняшний день нет четкой, единственно верной формулировки, это связано с многочисленными типологиями и классификациями такого явления, как Война. Нам удалось выявить типологию по историческим периодам, целям, характеру, масштабам и движущим силам. Типы войны определяются характером социальных противоречий данной эпохи или различных ее периодов. Классификация Войны по типам связана с известными трудностями, так как каждая война имеет индивидуальные особенности, а различные типы Войны часто переплетаются друг с другом и редко выступают в чистом виде. Главным критерием классификации является ее социально-политическое содержание. Самый страшный и неотвратимый итог всех войн и вооруженных конфликтов – людские потери, человеческие жертвы, душевные травмы участников и их родных и близких. Современное общество не готово жить по законам пацифизма, т.к. слишком много противоречий (политических, социально- экономических, духовно- нравственных). Сегодня мы гордимся нашей военной историей, считаем свою страну миролюбивой и понимаем, что сегодня необходимо ориентироваться на обеспечении и развитие доверия и сотрудничества между государствами и тем самым укреплять мир.
Приложение 1.1 Типология войн.
Приложение 1.2
Приложение 1.3
Виды военных конфликтов в разные исторические эпохи.
Приложение 1.4
Приложение 1.5
Приложение 1.6
Приложение 1.7
Приложение 2. Классификация военных потерь.
Приложение 3 . Итоги социологического исследования.
1
2. Как вы думаете, каковы причины современных вооружённых конфликтов?
3.
[1] Человек и общество: Учебное пособие по обществознанию для 10-11 кл./под ред.Л.Н. Боголюбова, А.Ю. Лазебникова. М: Просвещение, 1997г. С 256.
[2] Материалы древней Греции, М., 1995г., с.46.
[3] Гегель, соч., т.7, М-Л., 1934, с 344-345.
[4] Большая Советская Энциклопедия, 3 издание, т.5,с 837.
[5] Там же.
[6] Там же.
[7] Большая Советская Энциклопедия 3 издание, т.5, с.838.
[8] Там же.
[9] Там же.
[10] В.И.Ленин. Полное собрание сочинений т.38, с.337.
[11] Слуцкевич Б.Я. Критика буржуазных теорий и политика народонаселения. М., 1959, с 135.
Пока бьют часы
А теперь — мультфильм
Петушок из русских сказок
Домик зимней ночью
Фокус-покус! Раз, два,три!