В практической работе представлен пример выполнения задания по анализу костюмов стран Древнего Мира.
Студентам предлагалось
1. Прочитать теоретические материалы о костюме стран Древнего мира
2. Выбрать необходимые материалы об основных видах мужского и женского костюмов и их характеристике
3. Заполнить таблицу для проведения анализа мужского и женского костюмов Древнего Египта, Древней Греции и Древнего Рима по следующим позициям:
- идеалы красоты, господствовавшие в обществе;
- виды и формы одежды;
- особенности ткани: фактура, цвет, орнамент;
- обувь;
- головные уборы;
- прически;
- украшения;
4. По результатам анализа необходимо было сделать выводы о наиболее характерных особенностях костюма каждой страны, которые необходимы для выполнения практической работы по стилизации современного костюма.
Вложение | Размер |
---|---|
prakticheskaya_rabota.docx | 482.59 КБ |
Анализ костюмов стран Древнего Мира.
Показатели | Исторический период. Страна | Мужской образ | Женский образ | |
Древний Египет. 4 тыс.лет до н.э. – IV в. до н.э. | ||||
Идеал красоты |
| Высокий рост, прямые, широкие плечи, узкие талия и бедра, лицо с прямым носом, миндалевидными глазами и крупными ушами, смуглый цвет кожи. | Прямые плечи, длинная шея, узкие торс, талия и бедра, с прямым носом, миндалевидными глазами, крупными ушами, светло-смуглая кожа персикового оттенка | |
Виды и формы одежды | Одежда накладная: калазирис (плечевая одежда) оплечье (круглый воротник из бисера) и драпирующаяся: схенти (набедренная одежда) различные покрывала и накидки | Одежда накладная: калазирис оплечье и драпирующаяся: различные покрывала и накидки | ||
Особенности ткани фактура, цвет, орнамент | Для изготовления одежды использовали льняные ткани, которые отличались тонкостью и прозрачностью. Особенно эффектной и украшенной была ткань в период Нового Царства: сеткообразная, утканная золотом, вышивкой, блестящими бусинами. Орнаментация ткани носила геометрический характер, узоры располагались по всей плоскости ткани или в виде отделочной каймы. Излюбленные мотивы: рисунки цветов, листьев лотоса, папируса, камыша, пальмы, стилизованные солнечные лучи, перья. | |||
Элементы костюма | Схенти – набедренная повязка, плотно обернутая вокруг тела, её носили все сословия, различным было качество ткани. Вместе со схенти носили узкий передник из более плотной ткани или из кожи треугольной или овальной формы. В Новом Царстве схенти удлиняется до щиколоток Отделка – плиссировка, зашитая по краям. В Новом Царстве появляется мужской калазарис – накладная, драпированная одежда, длиной до щиколотки. Для украшения носили обрамлявшее шею оплечье (ускх). | Женский калазарис – древнейшая национальная одежда египтянок, состояла из платья (сарафана) которое плотно прилегало к телу, закрывало его от груди до ступней ноги и держалось на бретелях. Иногда оно покрывало грудь и плечи. Оплечье вокруг шеи символизировало солнечный диск. Оплечье носило всё свободное население Египта. | ||
Обувь | Только высшие сословия носили обувь: сандалии и полубашмаки | |||
Головные уборы, прически, украшения, косметика | Клафт – платок Немес – полосатый желто-синий платок, который носили фараоны Всё население носило парики из волокон растительного или животного происхождения В Древнем Египте их носили все слои населения. Это были кольца, серьги, браслеты. Самые искусные ювелирные изделия были выполнены из лазурита, который очень ценился. Амулеты имели форму глаза, сердца, змеиной головы, жуков-скарабеев. Украшали головные уборы изображениями птиц, стрекоз, лягушек, оправленными в золото и серебро, платину. | Женщины стали позже брить головы и носить парики, чем мужчины. Косметика широко применялась в Древнем Египте. Все женщины белились, румянились, употребляли фосфоресцирующие краски. Женщины чернили брови и ресницы специальным порошком кохоль, малахитом рисовали зеленые круги вокруг глаза. Для подкрашивания век использовали мелкотертый сернистый свинец. Знатные дамы пользовались косметическими средствами, настоянными на травах; многие косметические средства были не только декоративные, но и имели лечебные свойства. Знатные дамы любили использовать для притираний растительные масла с добавлением сока водяных лилий, лотоса. | ||
Древняя Греция (IX – I вв. до. н.э.) | ||||
Идеал красоты | Идеал гармонии души и тела. Внешность – прямой нос, округлый подбородок, выпуклые большие глаза. | Идеал гармонии души и тела. Внешность – прямой нос, округлый подбородок, выпуклые большие глаза. | ||
Виды и формы одежды | Одежда греков была драпирующейся, состояла из двух главных частей: нижнего одеяния – «хитона», и верхнего – «гиматия». | |||
Особенности тканей: фактура, цвет, орнамент | Лен, тонкая шерсть, ткани из смеси шерсти и льна. Греки любили яркие цвета, хотя белый цвет считался самым красивым и нарядным. Основными цветами, в которые окрашивались ткани, были жёлтый (охра различных оттенков), синий, красный, светло-зелёный, пурпурный. Пурпурная краска была очень дорогой, т. к. эту краску добывали из сока морских моллюсков. Белые одежды обыкновенно украшались яркой орнаментальной каймой. Основные орнаменты: греческий меандр, критская волна, растительный орнамент. | |||
Декоративное решение | Костюм греков состоял из нескольких кусков материи, которые не выкраивались и не сшивались, а изящно драпировали тело в самых разнообразных формах. Уменье красиво драпироваться и упражнения в этом искусстве составляло предмет школьного обучения. Симметрия складок, диплоидий - отворот женского хитона, отделанный вышивкой, задрапированный фалдами колпос - напуск, который образовывал выше пояса излишек длины хитона | |||
Конструктивное решение | Драпированный костюм | |||
Элементы костюма | Хитон – нижняя одежда древних греков мужчин и женщин, состоявшая из одного или двух кусков ткани, скрепленных на плечах небольшими застежками - фибулами. Длина хитона могла быть различной, но в классическую эпоху хитон доходил до колен. Длина хитона зависела также и от возраста: пожилые люди носили более длинный хитон, а молодёжь – более короткий. Укороченный хитон – «экзомис», доходивший до середины бёдер, носили воины, ремесленники, рабы. Такой хитон обычно скалывали только на левом плече, оставляя правую руку свободной для движений. Верхней одеждой, которую надевали, выходя на улицу был гиматий. Гиматий представлял собой прямоугольный кусок ткани, размером 1,7 на 4 метра, драпировавшийся вокруг фигуры различными способами, часто в зависимости от рода деятельности человека. Хламида – прямоугольный кусок ткани, небольшога размера, скрепленный на плече фибулой. | Пеплос – греческий хитон, не сшитый с правого бока. Женский хитон – четырёхугольник, имеющий разрез на сгибе для руки, и сшитый на противоположной стороне, имеющий прорех для другой руки – сдерживался на обоих плечах пряжками, а в талии обхватывался поясом. У немолодых или замужних женщин широкий хитон обыкновенно спускался до пола. Так как он мешал ходьбе и движениям, то его вытягивали из-за пояса на столько, что получался вокруг талии род буфа. | ||
Прически | Архаика: длинные волосы и длинные бороды Классика: спортивная прическа из коротких волос у молодежи, у зрелых мужчин – полудлинные волосы, более короткие бороды. | Греческий узел, лампадион, бант Аполлона, парики из светлых и пепельных натуральных волос | ||
Головные уборы | Фригийские колпаки, остроконечные пилосы, кине в виде полушария из войлока, шерсти, разных сортов кожи | шарф- калиптра, покрывало – фарос, иногда край гиматия, фолии – соломенные шляпы + мешочки, чехлы, которые покрывали пучок волос | ||
Обувь | Из кожи, ремешковая Парадная – из кожи ярких цветов с отделкой из золота и серебра Сандалии Мягкие кожаные полусапожки – персикаи Эндормис – высокие ремешковые сапоги Крепиды | |||
Выводы | Благодаря конструктивной логике, внешней простоте и изяществу параллельно спадающих складок античный костюм напоминал стройные колонны храмов. Строгость и простота ценились более всего. Прически, ремешковые сандалии, драпировочные приемы активно используются и в современной одежде. | |||
Древний Рим (III в. до н.э. – V в. н.э.) | ||||
Идеал красоты | Суровый, выносливый, крепкого телосложения | Величавая осанка, плавная походка, широкие бедра, узкие плечи, небольшая грудь. | ||
Виды и форма одежды | Римская одежда была накладной (туника, пенула) и драпирующейся (тога, пала, хламида, лацерна, полудаментум) Напоминала греческую, но была изящнее, изысканнее, торжественнее. Особенностью древнеримского костюма, сравнительно с древнегреческим, есть ярче обнаруженная его классовая дифференциация. | |||
Особенности тканей:-фактура,- цвет,-орнамент | Самым распространенным материалом была шерсть: тонкая и мягкая, а также плотная, ворсистая. Наряду с шерстью использовались и льняные ткани, преимущественно для нижней одежды, которую надевали непосредственно на тело. Был известен и шелк. В поздний период империи шелковая одежда стала достаточно привычной в быту богатых слоев населения, особенно на востоке. Орнаменты были подобны меандру, критской волне. Цвета: белый – парадный, желтый, охра, коричневый, оттенки пурпурного | |||
Конструктивное решение | Драпированная форма костюма | |||
Декоративное решение | Обилие складок. Способы ношения одежды не позволяли передвигаться быстро и придавали походке величавую медлительность. Сложные одежды, придававшие фигуре торжественность. | |||
Элементы костюма | Туника и тога — основа древнеримского мужского костюма имели много общих черт с греческими хитоном и гиматием. Туники имели несколько разновидностей, различаемых по длине и ширине изделия, по длине и ширине рукавов. Декоративные украшения (полосы, вышивка, орнамент) носили сословно-должностной характер. Римская тога, бывшая символом римского гражданства и мирного времени, представляла собой кусок шерстяной ткани в форме эллипса или сегмента большого размера, который драпировали определенным образом. Существовало и множество видов повседневной одежды, разнообразные плащи: лацерна, военный плащ сагум, пенула и т.д. Простой ходил в туниках. В III—V вв. н.э. традиционные римские формы одежды (прежде всего тога) уступают место более удобной одежде — тунике с длинными рукавами (далматика), император же вместо пурпурной тоги носит пурпурный плащ палудаментум. | Полноправные замужние женщины носили тунику, столу, институ (плиссированную юбку поверх столы) и покрывало палла, напоминавшее греческий гиматий). Женская туника по покрою не отличалась от мужской. Поверх туники знатные римлянки носили столу, более широкую и длинную, чем туника. Сочетание туники и столы решалось комбинацией разной фактуры и плотности тканей, длины рукавов и декоративного оформления столы. Стола подпоясывалась с напуском, который создавал определенные пропорции. Верхней женской одеждой был драпирующийся плащ - палла. В качестве верхней одежды женщины носили также пенулу - плащ без рукавов, служивший для защиты от холода и дождя, особенно во время путешествий. | ||
Обувь | Отражала социальное положение владельца | мягкие башмаки из цветной кожи, отделанные вышивкой или металлическими бляшками. | ||
Прически. Головные уборы. Косметика | Головные уборы носили редко. Шляпы и шапки из фетра, кожи, соломы, часто надевали на голову край тоги Мужские прически представляли всевозможные фасоны стрижек. Но самой характерной была прическа с густой челкой, закрывавшей весь лоб до бровей или до середины лба. Вся масса волос подстригалась до мочки уха и легко подвивалась. Молодые римляне чисто выбривали лица, в зрелом возрасте начинали носить бороды, но они были значительно меньших размеров, чем у греков, ассирийцев. | Головные уборы носили редко. Часто надевали на голову край палы или покрывали её вуалью. Римские женщины носили прическу, которая состояла из завивки волнами и кос, уложенных поверх нее с затылка до лба. Делали высокие, сложные прически, в которых сочетались разного вида локоны, расположенные ярусами. При этом на затылке или низко на шее из тонких косичек делали плоский пучок, укладывали его в виде корзинки или ракушки, завитка. В период империи популярна была прическа тутулус, ее носили знатные патрицианки. Волосы завивались, приподнимались надо лбом, крепились на раму. Дополнением этой прически были конусообразные шапочки. Женщины белились и румянились, подводили глаза и брови сажей, пользовались пахучими мазями. | ||
Выводы | Симметрия, пропорциональность, целесообразность - вот какие требования предъявлялись к внешнему виду. Чтобы соответствовать требованиям моды, свободные граждане носили в туники. Туники до сих пор являются популярным видом одежды. Обращение к древнеримским прическам. |
Рисуем крокусы акварелью
Три коробки с орехами
Самарские ученые разработали наноспутник, который поможет в освоении Арктики
Просто так
Волшебные звуки ноктюрна