Богатырев Илья- ученик 6 класса. Эту работу он подготовил для научно-практической конференции школьников.
Вложение | Размер |
---|---|
rabota_stranitsy_blokady_v_moey_seme.docx | 153.91 КБ |
Блокадные страницы моей семьи.
9 мая весь наш народ будет праздновать великую дату- 70 лет со Дня Победы. Мы вспоминаем тех, кто погиб в боях и тех, кто выжил и кто может нам поведать о страшных страницах нашей истории… Сегодня, когда блокада постепенно переходит из живой памяти в историю, очень важны любые свидетельства о ней. В каждом из них - частичка того, что пришлось пережить ленинградцам в те трагические дни. Дневников и воспоминаний, посвященных ленинградской блокаде, существует немало. На первом месте, конечно, - «Блокадная книга» Даниила Гранина и Алеся Адамовича. А сколько блокадных мемуаров было напечатано в последние годы! И, тем не менее, появление каждого нового свидетельства добавляет новые штрихи к портрету блокадного времени, к облику жителей осажденного, но непокоренного города.
В моей семье к этой дате относятся по-особому- моя тётя пережила блокаду, хотя и не воевала, потому что была еще маленькая. Она родная сестра моего дедушки. В моей семье ее все называли тетя Нонна. Я звал ее и тетей, и бабушкой. К счастью, и как я сейчас понимаю, это просто чудо, она выжила в блокаду. Моя прабабушка, сохранила и уберегла всех.
С детства я слушал рассказы моих бабушек о тяжелых днях блокады. Недавно бабушка умерла… Я решил, что обязательно должен сохранить эти рассказы для следующих поколений. Людей, прошедших ту войну, с каждым годом все меньше. И память стирается... Такие вещи надо помнить, чтобы они не повторились.
Цель исследования: изучить жизнь детей в блокадном городе из книг и по свидетельствам очевидцев.
В работе ставятся следующие задачи:
Практическая направленность работы заключается в составлении
листа Памяти о наших ровесниках- детях блокады.
Когда замкнулось блокадное кольцо, в Ленинграде оставались многие тысячи детей всех возрастов, от грудных младенцев до взрослых школьников. Они пережили все ужасы блокады наравне со взрослыми. Я пытался представить себя на их месте и задавал себе вопрос: «Смог бы я не просто жить в городе, но и помогать взрослым?» Я решил изучить книги о блокаде, повнимательнее всмотреться в лица на старых блокадных фотографиях и, конечно, поговорить со свидетелями тех страшных дней. Я знаю, что есть 35 томов книги памяти «Блокада». Эта книга о страданиях миллионов жителей блокадного города. В этой книге имена тех, кто отдал свои жизни, защищая город, о простых людях-героях. Героизм проявляли все , оказавшиеся в блокадном кольце, как воины, так и жители города-мужчины и женщины, старики и дети. Они мужественно сражались со смертью, продолжая работать, каждый на своем посту делал все для укрепления обороны и приближения Победы. Памяти жителей, погибших в годы блокады и посвящена эта книга.
II.Жизнь детей блокадном городе.
Тема эта близка мне и потому, что она касается моей семьи. Бывая в гостях у тёти, я стал замечать, что она как-то по-особенному бережно относится к хлебу. Я не скажу, что она его экономит, нет. Но ни за что на столе не оставит огрызок, доедает всё, крошки бережно сметает на руку - и в рот. Даже заплесневелый хлеб не выкинет, сбережет, или в котлеты добавит, или закваску сделает к тесту. Хранит она его не в хлебнице или пакете, а бережно заворачивает в очень красивое расшитое полотенце. Без слез не могут они говорить о кусочке блокадного хлеба. Ужас голода им никогда не забыть! И тем не понять, кто там не был. По воспоминаниям тёти, я решил восстановить картину ее детства и выяснить, как их семье удалось пережить эту блокаду.
«Хлеб-имя существительное…Нет цены обыкновенному его куску для тех, кто пережил блокаду. Он был на протяжении многих дней единственным источником жизни человека» 1
11 сентября 1941года был проведён переучёт всех съестных припасов, скота, птицы, зерна. Исходя из фактического расхода на обеспечение войск и населения, на 12 сентября имелось: муки и зерна на 35 дней, крупы и макарон на 30, мяса на 33 дня, жиров на 45, сахара и кондитерских изделий на 60 дней. Почти отсутствовали картофель и овощи. Чтобы растянуть ничтожные запасы муки, по решению Ленгорисполкома к ней подмешивалось 12 процентов солодовой, соевой и овсяной муки, 2,5 процента размолотых жмыхов и 1,5 процента отрубей.
С первых дней сентября в Ленинграде были введены продовольственные карточки. Закрылись столовые и рестораны. Весь скот, имевшийся в колхозах и госхозах, был забит, мясо сдали на заготовительные пункты. Кормовое фуражное зерно перевезли на мельницы с тем, чтобы перемолоть и использовать в качестве добавки к ржаной муке. Администрацию лечебных заведений обязали вырезать из карточек граждан, находящихся на лечении, талоны на продукты за время их пребывания в больницах. Такой же порядок распространялся и на детей, находившихся в детских домах. Нормы выдачи хлеба снижались 5 раз и 20 ноября достигли своего минимума: рабочим выдавалось 250 граммов в день, служащим-125 граммов. Эта норма действовала до 25 декабря, когда хлебный паек был увеличен рабочим на 100 граммов, остальным-на 75. "Работала я в войну в семье одна. Получала по 250 граммов хлеба. Мама и старшая сестра со своей маленькой дочерью лишь по 125 граммов. Я худела, мама худела, племянница худела, а сестра пухла. Я в 17 лет весила немногим более 30 кг. Утром встанем, я каждому отрежу по полосочке хлеба, припасу по маленькому кусочку на обед, остальное - в комод. Вечером кастрюлю воды на буржуйке согреем, я в нее - три крупинки пшена, три тоненькие палочки вермишели, три макаронинки. Такой суп и ели, считай, одну воду. Бывало, приду с работы - все домашние плачут, ругают меня. Мол, хлеб и крупа лежат, а ты не даешь. Но я-то понимала: сегодня можно все съесть, а завтра? Зато у меня все выжили.2
_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
1 «Ленинград блокада подвиг» , Лениздат 1984г. стр.177
2 Щукина C.В.,Сорокин В.В. ,Ключ к победе,СПБ.:НП-ПРИНТ, 2013г.,стр. 87
Город не мог уберечь детей от недоедания, от истощения. Дети росли в условиях голода и холода, под свист и разрывы снарядов и бомб. Это был свой мир, с особыми трудностями и радостями. «Шурик Игнатьев, трех с половиной лет от роду. 23 мая 1942 года в детском саду покрыл свой листок беспорядочными карандашными каракульками с небольшим овалом в центре. Что ты нарисовал?-спросила воспитательница? Он ответил:- Это война, вот и все ,а посередине булка. Больше не знаю ничего.»
Когда смотришь на блокадные фотографии, то видишь рано повзрослевшие лица детей. С их лиц пропадает радость. Очень мало радости, и это понятно. Дома со стола пропадают привычные сладости, мама реже улыбается, а всё чаще плачет, а ты не знаешь, вернётся ли домой отец. Красивые улицы города превращены в руины. Чаще слышны выстрелы и грохот, вместо привычной городской суеты и будничных разговоров. Оказывается это, действительно, страшно – нарушение привычного порядка. Это страшно, когда заходя в класс, ты видишь, как уменьшаться численность ребят – твоих одноклассников и друзей, и вместо задачек по математике, слушаешь инструктаж по технике безопасности. Глубокое потрясение вызывает информация о том, что 39 ленинградских школ работали без перерыва даже в самые тяжёлые дни блокады. Это было невероятно трудно из-за морозов и голода. Ребята тянулись к знаниям и учёба продолжалась Главным подвигом юных жителей города была учеба Тридцать девять ленинградских школ работали без перерыва даже в самые тяжёлые зимние дни .Это было невероятно трудно из-за морозов и голода .Вот что было написано в отчете одной из таких школ – 251 - й Октябрьского района: “Из двухсот двадцати учащихся пришедших в школу третьего ноября ,систематически продолжали занятия 55 .Это одна четвёртая часть .Недостаток питания сказывался на всех .В декабре – январе умерло одиннадцать мальчиков .Остальные мальчики лежали и не могли посещать школу .Остались только девочки ,но и те еле ходили Но учеба шла .Шла и пионерская работа .В том числе сбор подарков – папирос ,мыла ,карандашей ,блокнотов для бойцов Ленинградского фронта .А весной у школьников началась “огородная жизнь. Не смотря на весь ужас войны, ребятишки не теряли надежды и помогали тем, кто нуждается в помощи больше, чем они сами. На фото - дети в госпиталях и помогают всем, чем могли: пели для раненых, писали письма, и даже принесенная вода уже была огромной помощью. Дети работали наравне с взрослыми: дежурили на улицах, тушили зажигательные бомбы на чердаках, выращивали овощи на грядках во дворах, ухаживали за беспомощными соседями,
«Научился, как тушить зажигательную бомбу. Часто бросали кассету бомб — четыре зажигательные и одна фугасная. Иногда показывают в кино, как сидят на крыше и гасят бомбы. Неправда. Если на крышу, где ты сидишь, упадет бомба, тебя снесет взрывной волной. Надо сбежать этажом ниже, там безопасно на бетонных ступенях. А потом подняться на крышу и тушить бомбу. Для этого стояли бочки и были большие клещи, ими надо было схватить бомбу и бросить в бочку. Она там булькает. Но если ее вынуть и она подсохнет, может опять начать гореть — это связано с фосфором. Позже нам выдали такие шапки, как у сварщиков. В них было не так страшно.»1
.
__________________________________________________________________________________________________________
1Щукина C.В.,Сорокин В.В. ,Ключ к победе,СПБ.:НП-ПРИНТ, 2013г.,стр. 98
Весной 1942 года в опустевшие, обезлюдевшие цехи предприятий пришли тысячи детей и подростков. В 12-15 лет они становились станочниками и сборщиками, выпускали автоматы и пулеметы, артиллерийские и реактивные снаряды.Чтобы они могли работать за станками и сборочными верстаками, для изготовляли деревянные подставки. Когда в канун прорыва блокады на предприятия стали приезжать делегации из фронтовых частей, бывалые солдаты глотали слезы, глядя на плакатики над рабочими местами мальчишек и девчонок. Там было написано их руками: «Не уйду, пока не выполню норму!»
Сотни юных ленинградцев были награждены орденами, тысячи-медалями «За оборону Ленинграда».Через всю многомесячную эпопею героической обороны города они прошли как достойные соратники взрослых.
Взрослые дети помогали взрослым во всем- они стали взрослыми. Малыши, детсадовцы еще не могли помогать, но они были тоже раноповзрослевшие.
Очень часто люди не помнят, какими они были в раннем детстве. Но блокаду помнят все! Примером тому могут служить воспоминания мое тети Нонны о тех днях. Ей было всего пять лет, но эти воспоминания навсегда остались в памяти!
III. Воспоминания моей бабушки.
Прабабушка с тётей жили на набережной реки Фонтанки, в большом доме.Тетю звали Нонна Петровна Медведева. Когда наступила блокада, ей было всего 5 лет(прил.1). Квартиры в доме были коммунальными, в одной квартире жило по 3-4 семьи. Во время блокады окна домов были заколочены и заложены мешками с песком, а фасады увешаны плакатами и объявлениями об обмене ценностей на продукты. Когда по радио объявляли «Воздушная тревога!», надо было спускаться в бомбоубежище, а потом опять подниматься на 7-й этаж. В комнате было очень холодно, стояла буржуйка, спали все в одежде. Буржуйка - это жестяная печка. При помощи буржуйки могли и обогреться и вскипятить чайник и еду подогреть. Дело в том, что до войны пищу готовили на керосинках и примусах. Для этого использовали керосин. Но осенью керосин кончился.
Очень многие квартиры в доме пустовали. «Мы с ребятами бегали и играли в этих пустых квартирах. Квартиры были открыты, брошены с вещами, сколько мы их видели, заходили, смотрели, как жили люди, но никто не брал ничего чужого. А ведь все было открыто, бери, что хочешь». Сейчас бы, наверное, все растащили.
Из мебели в комнате стояли две кровати,а вместо стола ящик – на нём и обедали и играли..
Воду в блокадное время доставали из Фонтанки. Там были специально вырубленные проруби. Где жила тётя – около такой проруби стояла баржа с военными. Они всегда помогали набирать воду, а иногда угощали пойманной рыбой. Это был праздник!!
Вечерами старшие по дому уходили на крыши, дежурили и скидывали фугаски. Это такие бомбы с горючими веществами. Их засыпали песком, который обязательно стоял в ведрах на каждой крыше, а затем скидывали вниз.
Квартира, в которой жила тётя была очень большая, в ней жило несколько семей. Когда взрослые уходили на работу, все дети собирались и ждали их возвращения в длинном коридоре. Уходя, взрослые оставляли кружку с водой и маленький кусочек хлеба. Все голодали….съедалось всё до мельчайшей крошки хлеба…С тех пор тётя бережёт каждую крошку и никогда не выкидывает хлеб.
По выходным варили «наивкуснейшую» похлёбку…из кусков обоев…..Обои старые….но на них остался клей…мучной клей…Это была самая любимая похлёбка!
А однажды прадедушке на работе вместо премии – выдали пачки столярного клея. Дома устроили праздник на целую квартиру – сварили что-то типа каши- киселя! И «объедались» целую неделю..
Самое страшное воспоминание у тёти о весне…Когда они пришли на Фонтанку за водой…Речка уже освободилась от льда…и по ней плыли трупы людей…очень много….
Весна…Греет солнце, набухли почки. На газонах показалась зелёная травка. Копаем землю вокруг дома. Земля твердая, наверное сто лет её топтали, и никогда на ней ничего не росло. Но мы копаем, копаем всё подряд.
В центре города вскапывают всё – газоны, скверы – всё под овощи!!
Сажали картошку, вернее, кусочки с «глазками». Кто-то сеет редиску и даже огуречную рассаду. Кругом огороды, огороды, огороды!!
Очень ждали когда вырастет крапива и лебеда. Из них варили щи. Было горьковато, но зато хоть какие-то витамины получал организм.
Весной в большой квартире откуда-то появился кот…И стал приносить прабабушке мышек…каждый день. А иногда и огромных крыс…Благодаря этому коту у нас в меню появилось мясо и мясные бульоны…Тётя вспоминает, что было очень вкусно…потому что всем очень хотелось выжить…
«Развивалось и своеобразное блокадное воровство, - вспоминал Д.С.Лихачёв. – Мальчишки, особенно страдавшие от голода, бросались на хлеб и сразу начинали его есть. Они не пытались убежать: только бы съесть побольше, пока не отняли. Они заранее поднимали воротники, ожидая побоев, ложились на хлеб и ели, ели, ели…»
Такую ужасную сцену видели и мои прабабушка с тётей. Мальчишка лет 10 выхватил у старушки пайку хлеба и сразу начал есть. Женщины бросились отнимать, а он лег на пол, лицом вниз, и, не обращая внимания на удары, доел хлеб на грязном полу.. Полежав немного, встал, вытер рукавом слёзы и кровь, ушёл грязный….Тётя с ужасом вспоминала, что никто не заступился за него…все стояли, смотрели и молчали…
Вечером на улицах кромешная тьма. Чтобы люди не наталкивались друг на друга, есть «светлячки». Это такие бляшки, размером побольше пятака, светящиеся слабым зелёным светом. Днём их надо выкладывать на свет, а лучше на солнце, тогда бляшки ярче светят в темноте.
Идёшь по улице, а навстречу тебе движутся эти неяркие кружочки, и только поскрипывание снега под ногами людей напоминает об их присутствии.
Приближается Новый год. Все ребята сидят дома, не до игр. Вместо конфет – крошечные осколки сахара, которые быстро тают во рту…
Из-под снега выкапывают оставшуюся картошку…она мороженная…по вкусу напоминает дыню…С тех пор тётя не ест дыню…
IV.Заключение.
Тем, кто родился после войны, многого уже не понять и того, что пережило военное
поколение-не пережить. Можно слушать рассказы тех, кто выжил, и постараться осознать, попытаться почувствовать, что они пережили, и сохранить это в памяти….
И отдать дань вечного уважения и вечной благодарности.
Те, кто пережил блокаду, были обычными людьми. Они сумели совершить невозможное. И не только пережить, но и остаться людьми. Они уходят, и вместе с ними уходит история. От нас зависит , чтобы она не ушла навсегда.
Самое главное – Ленинград выстоял и победил. Ленинградская блокада – это не только трагедия, но и триумф.
Страдая от голода и холода, иногда еле живые, все жители – взрослые и дети – не сидели сложа руки, не ждали, когда их освободят. А как могли, боролись. Боролись за жизнь!!!
Имеем ли мы отношение к войне? Да! Потому что, наши предки воевали. Мы должны помнить о блокаде и делать всё, чтобы это не повторилось…
Наши деды, прадеды, прабабушки – Победители!! А значит и в нас течёт кровь победителей!!
Годы идут ,но прошлого не уносят, мы и сейчас не забыли этот подвиг. Каждое новое поколение стремиться отдать свою дань преклонения перед легендарным подвигом ленинградцев, которое стало сегодня нашим счастьем.
Моя бабушка умерла, я рад, что успел записать ее рассказы. Да, воспоминаний о блокаде очень много, но также много и не сохранившихся воспоминаний. Мне кажется наш долг заключается в том, чтобы успеть собрать все воспоминания. Я расскажу о своей бабушке одноклассникам, оформлю ее воспоминания и обязательно передам своим детям.
Я хочу закончить свою работу строчками:
Чтоб снова на земной планете
Не повторилось той зимы,
Нам нужно,
Чтобы наши дети об этом помнили ,как мы!
Литература:
1. Адамович А., Гранин Д. – Блокадная книга, М.:Советский писатель, 1983г.
2.Блокада, 1941–1944, Ленинград : Книга Памяти / Правительство Санкт-Петербурга. — СПб.
3.. «Ленинград блокада подвиг» , Лениздат 1984г., 400 стр.
4. «Дети военной поры». М., Полит. лит-ра, 1988г.
5.Сборник «Школа жизни. Воспоминания детей блокадного Ленинграда.» 2014г. Москва, АСТ
Приложения
Ералаш
Как напиться обезьяне?
Почему люди кричат, когда ссорятся?
Цветущая сакура
Как представляли себе будущее в далеком 1960-м году