Что мы Родиной зовём?
Край, в котором мы растём,
И берёзки, вдоль которых,
Взявшись за руки идём.
Что мы родиной зовём?
Солнце в небе голубом
И душистый, золотистый
Хлеб за праздничным столом.
Что мы родиной зовём?
В. Степанов
Вложение | Размер |
---|---|
proektdostoprimechatelnosti_p.kuzedeevo.doc | 83 КБ |
Муниципальное образовательное учреждение
«Кузедеевская общеобразовательная средняя школа»
XII научно-практическая конференция школьников
Новокузнецкого района
«От живого созерцания к абстрактному мышлению и от него к практике»
Секция: начальные классы
Достопримечательности
посёлка
Кузедеево.
Выполнили:
Усова Карина, Потапова Светлана,
Филонова Кристина, Волкова Арина,
Дорошенко Алексей, Таргаев Виталий,
Шахина Мария, Дунечкина Алёна
ученики 4 класса МОУ «Кузедеевская
общеобразовательная средняя школа»
посёлок Кузедеево.
Научный руководитель:
Ефимец Ольга Дмитриевна
учитель начальных классов
МОУ «Кузедеевская
общеобразовательная средняя школа»
п. Кузедеево
2008 год
Содержание.
Стр.
Введение…………………………………………………………………………3
Глава 1. История открыток: забытые карточки и методы их
изготовления……………………………………………………….. 5
Выводы по первой главе……………………………………………………….. 8
Глава 2. Изучение достопримечательностей посёлка Кузедеева………. 9
Выводы по второй главе……………………………………………………… 14
Заключение……………………………………………………………………. 15
Литература……………………………………………………………………. 16
Введение.
Что мы Родиной зовём?
Край, в котором мы растём,
И берёзки, вдоль которых,
Взявшись за руки, идём.
Что мы Родиной зовём?
Солнце в небе голубом
И душистый, золотистый
Хлеб за праздничным столом.
Что мы родиной зовём?
Край, где мы с тобой живём…
В.Степанов.
Малая родина... Разве не она почти у всех из нас является самой главной родиной, поскольку, именно только через её образы мы уже потом воспринимаем большую Родину – как отечество или как страну, в которой родился. К последней можно испытывать разные чувства: гордости, благодарности, преданности, а в иных случаях – жалости или даже горечи, но самое важное чувство идёт от детства.
В последнее время много внимания уделяется краеведению. Именно краеведение развивает познавательный интерес к своей малой родине, знакомит с лучшими людьми родного края, изучает работу местных организаций и предприятий, тем самым формирует интерес к профессиям.
Краеведение возбуждает интерес и воспитывает уважение к истокам нашим, к родной земле, её природным особенностям, к исконным занятиям предков. В этом главный смысл слов величайшего русского поэта А.С.Пушкина: «Уважение к минувшему – вот черта, отличающая образованность от дикости».
Проживая в сельской местности, красоту родной природы мы наблюдаем ежедневно. Мы гордимся нашими природными и историческими ценностями. Но как сделать, чтобы эту красоту знали не только местные жители, но и друзья, и знакомые, проживающие в других посёлках и городах?
Собрав небольшую информацию об отдельных объектах достопримечательностей и окружающей природы, учащиеся пришли к выводу, что это можно показать и наглядно. Так пришла идея сделать комплект открыток «Достопримечательности посёлка Кузедеева».
Объект исследования: достопримечательности посёлка Кузедеево.
Предмет исследования: историческое и культурное прошлое посёлка Кузедеево.
Проблема исследования: недостаточная теоретическая разработанность данного
вопроса и необходимость его решения на практике обусловили выбор темы
исследования.
Гипотеза исследования: если мы изучим достопримечательности посёлка
Кузедеево, то:
- узнаем историю посёлка;
- повысим интерес и бережное отношение к историческому и культурному
прошлому родного края, т.к. на наглядном материале покажем красоту
окружающей природы.
Цели исследования:
1) воспитание любви к своему посёлку, гордости за его богатое историческое и
культурное прошлое;
2) создание на основе краеведческого материала комплекта открыток о
природных, исторических и культурных ценностях посёлка Кузедеева.
Задачи исследования:
1) развивать умение работать с различными источниками информации;
2) формировать представлений о красоте природы родного посёлка, о
исторических и культурных ценностях посёлка Кузедеева на основе
наглядного материала (комплекта открыток).
Методы исследования:
- изучение литературы;
- работа в архивах музея;
- опрос.
Глава 1. История открыток: забытые карточки и методы их изготовления.
Что такое открытка? Известное определение в Большой Советской энциклопедии, трактует открытки только как почтовые карточки, или открытые письма, предназначенные для посылки по почте в открытом виде. Таким образом, общеизвестная история открытки как почтовой карточки насчитывает уже более 140 лет. За столь долгий срок существования открытки, ее внешний вид, предназначение неоднократно менялись. Так, в Японии, например, первые открытки были двойными, то есть такими, которые, строго говоря, не считаются открытками в современном смысле слова. В США первые открытки, выпущенные в 1893 году, и вовсе не предназначались для посылки по почте – их продавали в качестве сувениров.
В СССР карточки, которые не отвечали понятию "открытка", выпускались миллионными тиражами. В самом деле, кто не знает известной надписи на некоторых открытках советского времени: "отправлять по почте только в конверте"? Причем это были не двойные открытки, а одинарные - обычно с текстом, объясняющим изображение. Стало быть, такие карточки не подпадают под понятие "открытка", так как их не разрешается посылать по почте в открытом виде?
Конечно, в любой стране найдутся коллекционеры, которые решат, что карточки, на которых отсутствует место для марки, много текста, комментирующего изображенный вид или же произведение искусства, вовсе не являются открытками, поскольку не отвечают хрестоматийному определению. Но то, что объединяет открытки и карточки – это определенный размер - 10,5х14,8 или 9х14 см.
Поскольку все чаще и чаще современные издатели используют для изображений и оборотную часть открытки, предназначенную для письма и адреса, и открытки все реже и реже пересылаются по обычной почте в век телефонов и электронной почты. Действительно, слово "открытка" произошло от словосочетания "открытое письмо". Заметим, что в термине "открытое письмо" нет никакого упоминания почты. Открытое письмо могло передаваться с посыльным, например. Обычай поздравлять близких людей при помощи карточек, похожих на открытки, возник в Европе еще задолго до Всеобщей почтовой конвенции. Такие карточки в Европе часто именуются как "greeting cards" (поздравительные карточки) или "валентинки".
Самая ранняя поздравительная карточка, которую хранит Британский музей в Лондоне, датирована XV веком, то есть временем начала книгопечатания в Европе. Она посвящена празднику св. Валентина. Ее создание приписывают герцогу Орлеанскому. Сидя в тюрьме, он сочинял любовные послания жене.
Более того, следует отметить, что "предпочтовые" годы в истории открытки в немалой степени предопределили "официальное" ее рождение в 1878 году. Если под открытками понимать не только почтовые карточки, но и карточки для открытых писем, или же "greeting cards", то окажется, что возраст открытки более преклонный, чем принято считать. Так, в известной всем книге Тагрина приводится следующая цитата, датированная 1777 годом: "По почте пересылаются, как приветствия и поздравления на самые различные случаи, гравированные карточки, часто с текстом, открытые для всякого. Много спорили об этом нововведении, изобретенном гравером Демезоном.
В начале XIX века в Англии стали пользоваться поздравительные карточки, посвященные Пасхе, Рождеству, дню св. Патрика. Не все они пересылались по почте, но все-таки это были уже открытки, если под ними понимать именно "открытые письма". В 1795 году была выпущена серия рождественских открыток, исполненная по рисункам английского художника Добсона. А через пять лет их уже открыто продавали в магазинах вместе с почтовой бумагой.
В 1840 году один английский джентльмен, не успевая поздравить с Рождеством всех своих многочисленных знакомых, обратился к уже известному (!) ему способу поздравления - он заказал своему знакомому художнику сделать 1000 поздравительных карточек с незатейливым рисунком. И эти карточки были посланы по почте в конверте. Оставшуюся часть джентльмен продал по шиллингу всем желающим встреченным им на улице. Эта история вошла в летопись открытки потому, что джентльменом был Генри Коул, первый директор музея Виктории и Альберта в Лондоне.
С другой стороны, поздравительные карточки, так называемые "валентинки", могли использоваться в пределах, например, одного дома, дворца или же королевского двора. Немыслимо было пересылать открытки от какого-нибудь фаворита принца к фрейлине ее Величества, используя для этого услуги почтового учреждения. Поэтому такие открытки уже на момент их изготовления не предполагали почтового предназначения.
Итак, поскольку открытые письма как односторонние карточки существовали задолго до почтовой эры в истории открытки, то естественно предположить, что обычай дарить своим знакомым нарядные, искусно оформленные карточки не прекратился с началом почтовой эры.
Для изготовления первых открыток использовались как неожиданные материалы, так и забытые ныне способы. В оформлении открыток применяли птичьи перья, волосы, засушенные цветы, кожу, бисер, резину, бархат, шелк и некоторые другие. Иногда, конечно, использование таких оригинальных материалов не придавало открытке ожидаемого изящества, но тогда, когда использовались ныне совершенно забытые способы, такие как использование шелка, высечка и др. поздравительные карточки приобретали необычайно красивый в художественном смысле вид. Конечно, применение необычных способов предполагало, что такая открытка будет вручена адресату из рук в руки, поскольку пересылка ее по почте, особенно в открытом виде без конверта, непременно испортила бы тонкие прорези по бокам, испачкало бы необычайно яркий цвет шелка.
Так уж повелось, что Россия во многом отставала от развитых стран запада. Поэтому поздравительные карточки, известные в Европе еще до учреждения открыток как почтовых отправлений, вошли в моду в России уже в открыточную эру. Часто предназначение таких карточек отличалось от привычного западного. Поздравительные карточки чаще всего закупались за границей, а в России на них делали надписи на русском языке и иногда дорисовывали российскую символику.
Эра почтовых открыток и одновременно технический прогресс привели к тому, открытки всё меньше и меньше изготовлялись вручную с применением оригинальных технологий. Их стали печатать на фабриках. Это делало издателей ленивыми, а открытки однообразными.
Выводы по 1-й главе.
По определению из Большой Советской энциклопедии открытки – это только почтовые карточки, или открытые письма, предназначенные для посылки по почте в открытом виде.
У открыток и карточек с подписями на обороте много общего (размеры, оформление, предназначение).
Глава 2. Изучение достопримечательностей посёлка Кузедеева.
«Мы любим родной край!»,- часто слышишь от людей. А на вопрос: «Почему?» - многие затрудняются ответить.
Любить родной край, место где ты живёшь – это прежде всего знать о нём все: о его славном прошлом, о культурных традициях своего края, пытаться сберечь и преумножить своим трудом.
В посёлке Кузедеево много достопримечательностей – начиная от природы и заканчивая архитектурными сооружениями. Учащиеся четвёртого класса собрали небольшую информацию об отдельных объектах достопримечательнос- тей и окружающей природы.
Кузедеевский Музей народного творчества.
В Кузедеевском Доме Культуры на втором этаже находится Музей народного творчества. В музее собраны экспонаты, начиная с предметов первой необходимости начала IХ века (глиняные кувшины, туеса из бересты, ткачество) до современного народного творчества (резьба по дереву, живопись, вышивка, ковроделие). Среди экспонатов имеется уникальная коллекция Кузедеевской фабрики игрушек, в состав которой входят деревянные игрушки, куклы и игрушки из древесно-бумажной массы, куклы и игрушки из полиэтилена, сувениры точёные и резные из дерева, мягкая игрушка. Среди фабричных сувениров из дерева выделена коллекция деревянных сувениров А.П.Селезнёва.
На данный момент в музее насчитывается 1 500 экспонатов. Работа музея декоративно-прикладного творчества проводится с целью пропаганды народного творчества, воспитания у подрастающего поколения уважения к русским народным традициям, выявления мастеров прикладного творчества и сохранения культурного наследия.
Музей предоставляет возможность мастерам прикладного творчества участвовать в выставках. Желающим предоставляется возможность научить своему мастерству учеников, проводя занятия мастер-класс в помещении музея.
Музей также строит свою работу, опираясь на календарные праздники и знаменательные даты, привлекая детей, молодёжь, художников, мастеров прикладного творчества.
Даты из истории Музея народного творчества.
1979 год – при Кузедеевском Доме Культуры (директор Илларионов А.И.) организована выставка прикладного творчества.
1980 год – на основе выставки организован Музей прикладного творчества Новокузнецкого района. Инициатором был заведующий отделом культуры Попов М.Д. Первым директором стала Власкина Т.И. Музей в помещении Дома Культуры занимал три зала: Прикладного творчества, Творчества Кузбасских художников и в стадии подготовки был зал краеведения.
1984 год – музей переезжает в бывшее здание библиотеки по ул.Ленинской 1
1986 год – снова переезд в новое здание Дома Культуры.
Кузедеевская общеобразовательная средняя школа.
Первые очаги просвещения в наших краях возникли с распространением православия среди местного населения. При церкви было организовано обучение детей и взрослых грамоте, арифметике, Закону Божьему. Первыми учителями были миссионеры-священники. Поэтому первым учителем в Кузедеево по праву следует считать В.И.Вербицкого, который в 1861 году открыл первую миссионерскую школу в улусе Кузедеевском.
Первая начальная школа в селе была построена в 1910 году. Именно с этого времени началось постоянное обучение детей. Школа была трёхклассной.
С 1919 года в посёлке открылась четырёхклассная школа.
В 1930 году в Кузедеево открылась школа колхозной молодёжи, существовавшая отдельно от начальной школы. К началу занятий в школе были укомплектованы четыре пятых класса. Занятия проходили в двух комнатах попеременно, один учитель вёл сразу два класса.
К 1933 году учительский штат расширился, работало уже десять учителей. Школа переезжает в более просторное двухэтажное здание.
В 1935 году в школе колхозной молодёжи открывается восьмой и девятый классы.
В 1936 году было выстроено новое здание и школа получает новый статус – средняя школа. Это было двухэтажное здание на месте теперешней основной школы. Отсюда, датой рождения Кузедеевской средней школы мы считаем с 1936 год.
Кузедеевский лесхоз.
С самого раннего детства в жизнь человека как таинственный волшебник, добрый и надёжный друг. Он – настоящий спутник русских сказок и былин. Лес с незапамятных времён служит людям. Он лечит и кормит, согревает и даёт сырьё. Без древесины не обходится ни одна отрасль народного хозяйства.
Площадь Кузедеевского лесхоза на данный момент составляет 187 тысяч гектар. В основном леса лиственных пород (осина, берёза, липа). На территории лесхоза на площади 11.030 гектар расположен Липовый остров – памятник природы федерального значения.
Лесхоз нанимается охраной, защитой и воспроизводством лесов. Под руководством работников лесхоза посажены лесные культуры: ели, кедры, сосны вокруг городов Осинники, Калтан, посёлков Малышев Лог, Сарбала, Малиновка, Кузедеево, Мундыбаш и др.
Великолепный сосновый бор в посёлке Кузедеево был посажен в 50-е годы под руководством Семёна Ивановича Шачнева.
В 1947 году Министерством лесного хозяйства РСФСР был издан приказ об организации Кузедеевского лесхоза. Так было дано начало для поистине прекрасных и благородных дел, которыми будут гордиться потомки.
Кузедеевский Дом Культуры.
Первым официальным очагом культуры в селе был комсомольский клуб, здесь же была организована первая библиотека.
В 30-е годы на территории посёлка было три клуба: в Аиле, Кузедеево и Коммуне, тогда значившимися самостоятельными селеньями. В клубах организовывались спектакли, концерты, спортивные мероприятия, митинги, танцы.
Многие годы музыкальным руководителем в ДК был Константин Александрович Клюев, одарённый музыкант, самоучка и самородок. Он первым стоял у истоков организации музыкальной школы в селе.
В 50-е годы материальная культурная база села пополнилась кинотеатром «Урожай».
Много переездов было в истории ДК.
Сейчас Кузедеевский Дом Культуры находится в центре посёлка в двухэтажном здании. Под крышей одного здания расположился весь культурный центр: районная библиотека, Музей народного творчества, Народный театр кукол «Лесная сказка», Школы искусств (музыкальная школа), танцевальная студия «Звёздочка», спортивные секции.
При ДК создано несколько народных коллективов: «Матаня», «Иван да Марья», «Яблонька». На всех праздниках радуют своим пением эти замечательные коллективы.
Кузедеевский Дом детского творчества.
Ещё до войны в селе был открыт Дом пионеров. Тысячи школьников – кузедеевце прошло через него, обретая полезные навыки и знания: в рукоделии и конструировании, фотографии и резьбе по дереву, цветоводству и многому другому.
В настоящее время приемником Дома пионеров стал Дом детского творчества. Сейчас в нём до десяти кружков различного направления, которые ведут педагоги и мастера, сами увлечённые какой-то страстью: только здесь занимаются резьбой по дереву, поделки из которого пользуются особым спросом, пробуждая интерес к краеведению, отличные мастера учат детей шитью и вязанию.
Всю трудовую жизнь посвятила этому важному делу директор Дома детского творчества Марья Тимофеевна Саклакова и Нина Петровна Дроздова.
Памятник погибшим в Великой Отечественной войне.
Памятник Воинам победителям в годы Великой Отечественной войны установлен в 1965 году у канторы совхоза «Кузедеевский». Памятник выполнен из кирпича. В 2005 году был реставрирован. На памятнике написаны фамилии солдат-кузедеевцев, погибших на фронтах в Великой отечественной войне.
Пантелеймоновская церковь.
В 1883 году был построен деревянный храм во имя святого великомученика и целителя Пантелеймона. В последующие годы, вплоть до очередного бума строительства храмов в России, Кузедеевская церковь была единственным работающим официальным сельским храмом в кемеровской области. В годы Гражданской войны он был временно закрыт, приспособлен под библиотеку.
В 1983 году настоятель храма отец Сергий (Хомутов) на месте деревянного рубленого храма построил новый кирпичный. Сделано это было в течение одного лета: здание было обнесено кирпичными стенами, а уже потом были разобраны и вынесены деревянные конструкции.
Много можно говорить о достопримечательностях посёлка, об организациях, где трудятся люди нашего села, но главным украшением посёлка, безусловно, река Кондома.
Река Кондома.
Вторым по величине крупным притоком Томи является Кондома. Своё начало она берёт от слияния двух рек: Большой Кондомы, берущей начало с хребта Кайбы и горы Чорба, и малой Кондомы, берущей начало с горы Уш-Сугрую. После их слияния Кондома берёт направление на северо-запад, от речки Александровки течёт на юго-запад, от реки Мунжи вновь идёт на северо-запад и север. Имеет многочисленные пороги, особенно на участке Мунжа, течёт быстро и бурно. В нижнем течении, ниже Таштагола, становится более спокойной, с широкой заболоченной долиной, а ниже Шушталепа имеет много стариц. Впадает Кондома в Томь вблизи Новокузнецка.
Раньше Кондома славилось своей рыбой. Водились в реке хариус, таймень, щука и др. Сейчас рабы в реке стало значительно меньше.
Река Кондома имеет большое хозяйственное значение, т.к. на ней в районе города Калтан построена ГЭС.
Выводы по 2-й главе.
В истории посёлка много культурных, исторических и природных ценностей, которые надо знать, хранить и преумножать.
Заключение.
Много ещё интересного и удивительного есть в нашем крае. Очень хорошо, что история нашего посёлка бережно хранится работниками Музея народного творчества, школьного музея, музея при Доме детского творчества.
Часто на уроках мы вспоминаем и гордимся прошлым родного края, судьбой замечательных земляков. Но каким бы ни было прошлое, помыслы людей всегда устремлены в будущее. Будущее и дети – понятия неразрывные. Дети уже умеют оценить настоящее и выносят им свой суровый приговор. Во как пишет о родном крае ученица нашей школы: «Природа щедра, она служит нам, она нас радует. А люди злы и неблагодарны, вот почему обмелела наша Кондома, вот почему вместо красивого здания фабрики игрушек – руины, а в бору кучи мусора». И если такое положение сегодняшних детей так волнует, значит есть у посёлка будущее.
Литература.
1. Протасов В.И. Кузедеево – страницы истории. Новосибирск, 2002.
2. Тогулев В.В. Повествование о земле Кузнецкой. Кемерово: Притомское, 1992.
3. Шипулин А.Я. Леса Кузбасса. Кемеровское книжное издательство, 1996.
4. Мустафин Ю.Ф. Новокузнецкий район. Новокузнецкий полиграфкомбинат, 2004.
5. Тивяков С.Д. Из истории географических названий. Кемерово: Земля Кузнецкая, 1975.
6. Соловьёв Л.И. География Кемеровской области. Кемерово: СКИФ-Кузбасс, 2006.
7. Кропочева Т.Б. Родной край. Новокузнецк, 2003.
Пейзаж
Л. Нечаев. Яма
Рыжие листья
Как напиться обезьяне?
Сказка об осеннем ветре