Семьдесят лет отделяют нас от последних залпов Великой Отечественной войны. Но, несмотря на давность событий, потомки ветеранов войны и все россияне продолжают вспоминать героизм, которые отдавали свою жизнь за нашу возможность жить и радоваться миру.
Тема представленной работы «Фронтовая фотография из семейного альбома» актуальна, так как важно сохранить для потомков имена участников страшной войны. Наша страна ежегодно чествует ветеранов Великой Отечественной войны. Но о них говорят в совокупности, как о великой армии. А ведь эта сила и мощь складывались из отдельных личностей. И каждая отдельная история личности интересна и важна.
Ученица аргументировано доказывает, что старые фотографии рассматривать не менее интересно, чем новые фото или видео. Каждая чёрточка, каждая складочка на одежде рассказывают очень много о людях, о времени. Поэтому выбранная тема исследовательской работы не только актуальна, но и интересна и имеет практическую значимость.
Вложение | Размер |
---|---|
Исследовательская работа | 365.01 КБ |
Муниципальное образовательное учреждение
"Лямбирская средняя общеобразовательная школа № 2" Лямбирского муниципального района Республики Мордовия
Районный конкурс учебно - исследовательских, проектных и
поисковых работ учащихся «Юный исследователь»
Фронтовая фотография из семейного альбома
/Образовательная область - начальные классы/
Выполнила: Сяфукова Ангелина,
ученица 2 б класса
Руководитель: Захарова Н. А.,
учитель начальных классов
Оглавление
1. Введение…………………………………………………… 3 - 4
2.Фронтовая фотография из семейного альбома.
2.1.Снимок профессионального фотографа…........................... 4 - 5
2.2. Военная форма гвардии старшего сержанта........................ 5 - 6
3.3. Награды прадеда Сяфукова А. Х......................................... 6 - 8
3. Выводы ………………………………………………………… 9
4. Список использованных источников .................................... 10
Приложениe...................................................................................... 11-12
В нашей семье много фотографий. Они хранятся в альбомах. Иногда мы с дедушкой их смотрим. Дедуля мне рассказывает о наших родственниках. Он все собирается составить родословную нашей семьи, чтобы мы, дети и внуки, знали о своих предках, но у него все руки не доходят. Я решила ему помочь. Мне кажется, что это нужное и интересное дело, так как в биографиях отдельных людей отражается история целых поколений, история страны.
Цель работы –изучить биографию моего прадеда, ветерана Великой Отечественной войны, понять чувства человека – гражданина, верой и правдой служившего своей Родине.
Работа пишется для того, чтобы сохранить память для будущих поколений.
Объект исследования в моей работе – личность прадеда.
Предмет исследования – это фотография прадеда.
Гипотеза исследования:
Мы можем предположить, что героизм одного человека является частью подвига всей страны в годы Великой Отечественной войны.
Методы исследования:
- поиски информации в Интернете;
- исследование наград;
- беседы с родственниками;
- обращение к семейному архиву (семейный фотоальбом);
- работа с документами;
- анализ полученной информации.
Сначала мы исследуем фотографию: когда она была сделана, где, почему прадед оказался в Германии в 1947 году. Потом внимательно изучим форму и награды прадеда. В этом помогут дополнительные источники информации: книги и интернет. Самое главное, что мне хочется узнать, каким человеком был прадед. Мне помогут рассказы дедушки. По судьбе прадеда я смогу больше узнать об истории моей страны.
В этой работе я возвращаюсь в прошлое, чтобы узнать жизнь моего прадеда и воплотить в жизнь мечту дедушки – написать родословную нашей семьи.
II. Фронтовая фотография из семейногоальбома.
2.1.Снимок профессионального фотографа.
А. Х. Сяфуков 1947 год . Фото из семейного архива семьи Сяфуковых. |
В альбоме моего дедушки Бясыра Аллямовича Сяфукова я увидела фотографию, которая меня очень заинтересовала. Фотография сделана в Германии в 1947 году. Ей уже 68 лет, но она хорошо сохранилась. Это не любительское фото. Снимок сделан профессиональным фотографом. Об этом свидетельствует качество съемки, освещение, удачная поза, которую выбрал фотограф для своего клиента, а также бумага, на которой напечатан снимок. Конечно, от времени она немного пожелтела, чуть загнулся уголок сверху, немножко запачкалась.
Ее часто смотрели, брали в руки.
На фотографии изображен мой прадедушка Сяфуков Аллям Хусаинович. У нас много фотографий, на которых изображен мой прадед Аллям, но они почти все любительские, а такая фотография единственная. Ее можно даже назвать исторической, потому что по ней можно многое узнать о биографии А. Х. Сяфукова и об истории нашей страны.
Аллям Хусаинович был участником Великий Отечественной войны. Он родился в 1925 году в селе Лямбирь. В семье было 13 детей, но выжили только 6. Мой прадедушка был третьем ребёнком. В 1941 году началась Великая Отечественная война, отца взяли на фронт, старшим остался мой прадедушка. 7 января 1943 года мой прадед добровольцем ушёл на фронт, ему не было и 18 лет. На фронте его направили в танковое училище на ускоренные курсы командиров. По окончании курсов гвардии старшина был направлен в третью танковую армию под командованием маршала Рыбалко и назначен командиром танка Т- 34. Мой прадед участвовал в крупнейших танковых сражениях. Он трижды горел в танке, неоднократно был ранен.Дошёл до Берлина. Затем был переброшен в Австрию и Чехословакию где до 1947 года наши войска выбивали оставшиеся немецкие группировки. Закончил службу в мой прадед в Германии гвардии сержантом в конце 1947 года (из рассказов дедушки Сяфукова Б. А.)
2.2.Военная форма гвардии старшего сержанта.
В это время А. Х. Сяфукову было 22 года. Он был высоким, худощавым, стройным человеком. Прадед был мудрый, всегда мог дать полезный совет. Много повидал, был неплохо образован, выдержанный и добрый, любил читать русских поэтов, особенно А.С. Пушкина. Страшная война его не ожесточила. Так о нем говорит мой дедуля, его сын. Мне кажется, что на фотографии он именно такой, каким помнит его дедушка: мужественный, подтянутый, мудрый и добрый.
- А что на нем одето? – спросила я.
- Это военная форма. Так одевались все военный в то время.
На прадедушке была одета гимнастерка.
- Сейчас военные одеваются не так, - продолжила я.
- Да, - сказал дедушка. – Кроме гимнастёрки военные во время войны носили и галифе.
- Названия этих вещей очень интересные. Надо их запомнить.
Уже потом в толковом словаре и Интернете я нашла объяснения этих слов.
Гимнастерка - плотная рубаха, которая носится навыпуск, под ремень, имеет короткую прямую застежку на пуговицах и стоячий (реже - отложной) воротничок. В обмундирование русской армии ее ввели в конце 60-х-начале 70-х гг. XIX в., именуя походной рубахой. Она предназначалась сначала для солдат, служивших в Средней Азии, а затем для всей армии в летнее время и была белой.
Но как это слово появилось в русском языке?
В словаре Владимира Даля можно найти слово "гимнастер" - "ловкосил, учитель гимнастики". Значит, гимнастерка - это производное от гимнастера, то есть буквально: рубашка гимнаста, предназначавшиеся только для гимнастических занятий. Разрешили носить их в строю и вне строя в жаркую погоду. Гимнастерка подпоясывалась ремнем.
Постепенно белый цвет гимнастерок заменили на защитный зеленый. И серовато-зеленая гимнастерка определила облик русского и советского солдата в двух мировых войнах и просуществовала в Советской армии до 1969 г.
Галифе́ (от фр. Galliffet) — брюки, облегающие голени и сильно расширяющиеся на бёдрах. Названы по имени французского генерала Г. Галифе (1830—1909), который ввёл их для кавалеристов. Позже галифе были заимствованы другими армиями.
2.3.Награды прадеда.
У прадедушки много наград, в том числе много юбилейных. Самые главные награды мы видим на снимке.
Он был награждён медалями за освобождение Берлина, Польши Праги и других городов. Я захотела больше узнать о медалях., которыми был награждён прадед. Медалью “За взятие Берлина” награждались военнослужащие Красной Армии, Военно-Морского Флота и войск НКВД - непосредственные участники героического штурма и взятия Берлина в период 22 апреля - 2 мая 1945 года, а также организаторы и руководители боевых операций при взятии этого города.
На лицевой стороне медали: в центре надпись “ЗА ВЗЯТИЕ БЕРЛИНА”, вверху над надписью пятиконечная звездочка, внизу по окружности полувенок из дубовых листьев. Лицевая сторона медали окаймлена бортиком.
На оборотной стороне медали дата взятия Берлина “2 мая 1945”, под датой пятиконечная звездочка.
Медаль при помощи ушка и кольца соединяется с пятиугольной колодочкой, обтянутой красной шелковой муаровой лентой шириной 24 мм. Посередине ленты пять полосок: три черные и две оранжевые. Крайние черные полоски окаймлены узенькими оранжевыми полосками . (Из интернет - источников)
Медаль «За освобождении Праги».
Медалью «За освобождение Праги» награждались военнослужащие Красной Армии, Военно-Морского Флота и войск НКВД — непосредственные участники Пражской операции в период 3–9 мая 1945 года, а также — организаторы и руководители боевых операций при освобождении этого города.
На лицевой стороне вверху по окружности надпись “ЗА ОСВОБОЖДЕНИЕ”, под ней надпись “ПРАГИ”, внизу изображение восходящего солнца и двух лавровых веточек, соединенных под пятиконечной звездочкой. Лицевая сторона медали окаймлена бортиком.
На оборотной стороне медали дата освобождения Праги: “9 мая 1945”, под датой пятиконечная звездочка.
Медаль при помощи ушка и кольца соединяется с пятиугольной колодочкой, обтянутой сиреневой шелковой лентой шириной 24 мм. Посередине ленты синяя полоска шириной 8 мм (Из интернет - источников)
Медаль "За победу над Германией в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.” - самая распространённая награда Советского Союза. Это связано с массовым участием советских людей, как на фронтах, так и в тылу, в деле защиты своей Родины, в борьбе с фашистскими захватчиками.
На лицевой стороне медали профильное погрудное изображение Сталина И.В. в форме Маршала Советского Союза, повернутое влево. В верхней части медали по окружности надпись "НАШЕ ДЕЛО ПРАВОЕ”, в нижней части по окружности надпись "МЫ ПОБЕДИЛИ”.
На оборотной стороне медали надписи: по окружности – "ЗА ПОБЕДУ НАД ГЕРМАНИЕЙ”, в центре – "В ВЕЛИКОЙ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙНЕ 1941-1945 ГГ.”, в нижней части - пятиконечная звездочка.
Все надписи и изображения на медали выпуклые.
Медаль при помощи ушка и кольца соединяется с пятиугольной колодочкой, обтянутой шелковой муаровой лентой шириной 24 мм. На ленте 5 продольных равных по ширине чередующихся полосок - 3 черного и 2 оранжевого цвета. Края ленты окаймлены узенькими оранжевыми полосками . (Из интернет - источников)
Так же у прадеда были благодарность за участие в боях при прорыве обороны немцев на реке Нейсе, благодарность за овладение столицей Германии городом Берлином, благодарность за овладение столицей Чехословакии городом Прага, благодарность за овладением городом Дрезден.
Эти и другие награды хранятся у нас дома. Они аккуратно приколоты к бархатной подушечке.
По словам дедушки, документы на все награды то ли потерялись, то ли не все были выданы в годы войны.
К сожалению, прадедушки давно нет с нами, он умер 2 января 2004 года на семьдесять девятом году жизни. О войне и об истории этих наград он говорил мало. Очень тяжелое, по его словам, было время, каждый, кто был на фронте, достоин наград. Очень-очень жаль, что мы сейчас не имеем возможности поговорить с дорогим нам человеком.
Дед говорил, что война - это огромная страшная беда для любого народа. В жизни надо делать все возможное, чтобы был на всей Земле мир.
После войны прадедушка работал в различных сферах производства, был директором комбината бытовых услуг. Так же долгое время был председателем Совета ветеранов.
Дома прадедушка рассказывать о войне не любил. Он говорил, что мирная жизнь лучше всяких подвигов.
3. Выводы.
Благодаря этому исследованию, я много узнала о своем прадедушке, ветеране Великой Отечественной войне. Я очень горжусь своим прадедом: мужественным, подтянутым, мудрым, скромным и добрым человеком. И благодарна дедушке за рассказ о нём.
Узнала я, что мой прадед начал войну солдатом, а закончил в звании гвардии старшего сержанта. За умелые, смелые действия в бою, за мужество, за освоение новой боевой техники бойцов награждали медалями и орденами. Я горжусь своим прадедушкой и считаю его героем.
Так же узнала что такое гимнастёрка и галифе.
Гипотеза, что героизм одного человека является частью подвига всей страны в годы Великой Отечественной войны подтвердилась
Старая фотография, а как много она рассказала о жизни одного только человека. Человек один, а сколько добрых дел он сделал на нашей земле для своей Родины, для своего народа. Он труженик, защитник, победитель.
По биографии прадеда можно просмотреть историю моей страны: Великая Отечественная война, победа над фашистской Германией, помощь немецкому народу восточной Германии в строительстве новой жизни без фашистов.
Многое в моей работе мне непонятно и предстоит узнать: что значат серп и молот на медалях, надпись «Пролетарии всех стран соединяйтесь!», какая ещё была форма у военных.
Все русские люди в годы Великой Отечественной войны встали на защиту нашей родины - России. Они отстояли ее, многие, даже ценой жизни.
Свой вклад в победу народа внес и мой прадед. Благодаря нашим дедам и прадедам мы можем сейчас учиться, играть, заниматься любимыми делами, мечтать о будущем. Им мы обязаны сегодняшней мирной жизнью. Об этом надо помнить.
www.prosv.ru/ebooks/nikolina_russkii_8/14.htm( дата просмотра 13.01.15)
festival.1september.ru/articles/415772/ ( дата просмотра 18.12.14)
Загадка Бабы-Яги
Афонькин С. Ю. Приключения в капле воды
Сторож
Весёлые польки для детей
Алые паруса