Как влияет классическая музыка на наше состояние. Какие композиторы писали музыку, полезную для нас.
Вложение | Размер |
---|---|
lilya_pro_muzykukonf.doc | 61.5 КБ |
II окружная научно-практическая конференция младших школьников
«Я-исследователь»
Секция «Медицина, физиология,
здоровый образ жизни»
Влияние классической музыки
на эмоциональное состояние человека.
Автор: Мамиконян Лилия,
учащаяся 3 «Б» класса
МОУ СОШ №9 г.о.Кинель
Руководитель: Качимова
Оксана Станиславовна,
учитель начальных классов
МОУ СОШ №9 г.о.Кинель
г.о.Кинель 2011
Содержание
1.Введение. Обзор литературы стр.3
1.1. Что такое музыка и её составляющие стр.4
1.2. Сведения из истории о целебном влиянии музыки на самочувствие
человека стр.4
2.Основная часть стр.4
2.1. Как влияет музыка на наше здоровье стр.4-5
2.2. Как лечиться музыкой стр.6
2.3. Интересные опыты и их результаты о влиянии музыки на человека
(Эффект Моцарта) стр. 7
3.Практическая часть стр.8
3.1. Опрос ребят об их самочувствии и эмоциональном состоянии
после 5 уроков, проведенных в школе стр.8
3.2. Сеанс прослушивания классической музыки стр.8
3.3. Анкетирование после прослушивания стр.8
4. Заключение. Выводы. стр.9-10
5. Список использованной литературы стр.10
1. Введение
Проблема: В современной школе у детей высокий уровень тревожности, раздражительности, агрессивности. Происходит это от больших нагрузок в школе, от влияния неблагоприятных факторов окружающей среды.
Актуальность работы заключается в том, что мы мало знаем о способах улучшения своего эмоционального состояния.
Цель: Изучение влияния классической музыки на самочувствие и эмоциональное состояние человека.
Задачи: 1. Изучить литературу и информацию из Интернета по теме работы;
2. Узнать сведения из истории о целебном влиянии музыки на человека;
3. Познакомиться с интересными опытами и их результатами о влиянии музыки на человека;
4. Прослушать с учениками моего класса классическую музыку и провести анкетирование;
5. Обработать полученные данные и сделать выводы.
Методы исследования: изучение литературы, наблюдение, анкетирование.
Гипотеза: После прослушивания классической музыки снижается чувство тревожности, агрессивности, раздражения, усталости, улучшается настроение.
Практическая значимость работы состоит в том, что собранную в ходе исследования информацию, планируется предложить педагогам для работы по снятию эмоционального напряжения у детей.
1.1. Что такое музыка и её составляющие.
Музыка относится к числу искусств, которые вызывают наиболее сильный отклик в душе человека.
Музыка (от греческого «искусство муз»). Музыка – искусство согласованного сочетания составляющих звука, воздействующих на психику человека. Музыка характеризуется воздействием на эмоциональное состояние людей, соотношением частот (высот), громкостью, длительностью, тембром, ритмом, переходными процессами.
Музыкальный звук – это звук, имеющий высоту основного тона от «До» субконтроктавы (16Гц) до «Ре» пятой октавы (4000Гц). Высота звука – качество звука, определяемое органами слуха субъективно и зависящее от частоты звука. С ростом частоты высота звука увеличивается.
1.2. Сведения из истории о целебном влиянии музыки.
Известно, что ещё в Парфянском царстве в III веке до нашей эры с помощью специально подобранных мелодий лечили от тоски, нервных расстройств и сердечных болей. В Библии сказано, что король Саул, которого мучил злой дух, позвал Давида, искусно игравшего на гуслях. Давид, взяв гусли, играл – отраднее и лучше становилось Саулу. У греков музыка также считалась целительной. В эпопеях Гомера истекание крови из ран останавливалось благодаря мелодичным песням. Пифагор сочинял музыку, основанную на определенных мелодиях и ритмах, которые восстанавливали первоначальную гармонию души. Древние китайцы считали, что музыка избавляет от тех недугов, которые неподвластны врачам.
Доктор Гордон Шоу так объясняет влияние музыки на здоровье. Вибрация звуков создает энергетические поля, заставляющие резонировать каждую клеточку нашего организма. Мы «поглощаем» музыкальную энергию, и она нормализует ритм нашего дыхания, пульс, артериальное давление, температуру, снимает мышечное напряжение. Поэтому правильно подобранная мелодия оказывает благоприятное воздействие на больных людей и ускоряет выздоровление. Я сама занимаюсь музыкой, играю на фортепиано и заметила, что музыка оказывает на меня положительное влияние.
2. Основная часть
2.1. Как влияет музыка на наше здоровье
С миром звуков связано почти всё, что происходит в природе. Во всяком случае, в живой природе. Можно считать доказанным, что музыка влияет и на людей, и на животных, и на растения. Сегодня музыкальная терапия используется для уменьшения боли, страха, напряжения, повышения тонуса организма, лечения депрессии, для медицинской реабилитации и для сопровождения физических занятий. Музыка с ритмом 60 ударов в минуту, как медитация, способна замедлить мозговую деятельность. При её прослушивании улучшается внимательность, трудоспособность. Мозг перестает тратить энергию на негативные эмоции. Постепенно общее состояние стабилизируется, наступает умиротворение.
Из медицины и биологии известно, что самое сильное воздействие на организм человека оказывает именно ритм музыкального произведения – самый древний компонент музыки. Ритмы музыкальных произведений лежат в диапазоне от 0,6 до 1,5 Гц, что является биологически ощутимой частотой, близкой частоте дыхания и сердцебиения. Организм человека обладает способностью подстраиваться под внешние воздействия, и, вследствие чего, работа сердца и дыхания пытаются подстроиться под ритм музыкального произведения. Таким образом, можно восстанавливать стабильную частоту работы органов, нарушенную вследствие болезни, при помощи музыкального воздействия.
Правильное дыхание – залог здоровья. Глубокое дыхание благоприятно влияет на наше общее состояние организма. Если слушать народные мелодии и Григорианские песнопения, то улучшится работа легких. Чтобы восстановить стабильный сердечный ритм надо слушать медленную музыку. Любимая мелодия вызывает увеличение в крови лимфоцитов, организму становится легче бороться с болезнями. Помогает снять стресс, романтическая музыка Чайковского, Листа, Шуберта. Гипертоникам полезно слушать «Ноктюрн» Шопена, «Концерт ре-минор» для скрипки Баха. Для профилактики утомляемости надо слушать «Утро» Грига, «Рассвет над Москвой-рекой» Мусоргского из оперы «Хованщина», романс «Вечерний звон», «Времена года» Чайковского, головную боль снимает знаменитый «Полонез Огиньского».
2.2. Как лечиться музыкой?
Для эффективности музыкальной терапии её применяют по определенным правилам, которые основаны на психофизиологических принципах. Вот самые важные из них:
2.3. Интересные опыты и их результаты о влиянии музыки на человека
(Эффект Моцарта)
Широкое использование музыки в целях воздействия на сознание человека сейчас приняло тотальный характер. В своё время американский ученый – медик Д. Элкин доказал, что пронзительный звук большой громкости способствует сворачиванию белка. «Тяжелый металл» приостанавливает рост растений, иногда способствует их гибели. Рыба, подвергнутая рок-обработке, сдохла и всплыла на поверхность воды. Также музыка влияет на воду. После «прослушивания» водой симфоний Моцарта и Бетховена, получались красивые, правильной конфигурации кристаллы, а вот тяжелый рок превращал воду в замерзшие страшные рваные осколки. Не являются исключением и люди. Исследования показали, что подростки, после получасового пребывания на дискотеке, полностью теряют над собой контроль и впадают в состояние, близкое к гипнотическому. Музыка, которую можно назвать вредной, отличается частым диссонансом, отсутствием формы, нерегулярностью и «бешенностью» своих ритмов. Это вредно отражается на психике подростков. К тому же рок-музыка воздействует ультра- и инфразвуками, которые мы не слышим, но которые «слышат» наши органы, и способна разрушать мозг по принципу известного «25 кадра», когда зритель смотрит фильм, в который вмонтирован лишний невидимый глазу кадр с рекламным лозунгом.
В Японии провели эксперимент, в котором участвовали 120 кормящих матерей. Одни мамы слушали классику, другие – современную музыку. В первой группе количество молока у мам увеличилось на 20%, а у поклонниц современных ритмов – уменьшилось наполовину.
Ученые г. Москвы исследовали влияние музыки разных композиторов на детей. Выяснилось, что такие произведения, как «Мазурка» Шопена, мелодии Рубинштейна уменьшают чувство тревоги и неуверенности. Для общего успокоения подходят «Симфония №6» Бетховена, «Колыбельная» Брамса, «Аве Мария» Шуберта и «Ноктюрн» Шопена. Для снятия симптомов гипертонии хороши «Концерт Баха ре-минор для скрипки», «Соната для двух фортепиано и ударных» Бартока. Для уменьшения разочарования подходят «Лунная соната» Бетховена и «Кантата №2» Баха. А для поднятия настроения нужно слушать произведения П.И. Чайковского. Бессонницу можно вылечить сюитами Грига, вальсом Сибелиуса.
Эффект Моцарта
Исследования показывают, что музыка Моцарта усиливает мозговую активность. Послушав произведения великого композитора, люди отвечающие на IQ тест, демонстрируют заметное повышение интеллекта.
Особые свойства музыки Моцарта впервые были исследованы в Калифорнийском университете в начале 1990 года. Студенты готовились проходить тестирование пространственного интеллекта. Те из них, кто перед тестированием 10 минут прослушивал музыку Моцарта, показали результат лучше на 15%, чем другие студенты. Профессор Раушер сделала вывод о том, что взаимосвязь между музыкой и пространственным мышлением настолько сильна, что даже простое прослушивание музыки может дать значительный эффект. После того, как были опубликованы сообщения об открытии в Калифорнийском университете, музыкальные магазины крупных американских городов за 3 дня распродали все записи сочинений Моцарта. Гордон Шоу, физик-теоретик и один из исследователей, утверждал, что музыка Моцарта способна «разогревать мозги». Он предполагал, что сложная музыка возбуждает столь же сложные нервные модели, которые связаны с высшими формами умственной деятельности, такими, как математика и шахматы. И наоборот, простая и монотонная ненавязчивая музыка может дать обратный эффект.
У Моцарта необыкновенная музыка – не быстрая и не медленная, плавная, но не занудная, и очаровательная в своей простоте. Этот музыкальный феномен так и назвали - «Эффект Моцарта».
3. Практическая часть
В течение 5 уроков в школе у детей накапливаются усталость, раздражительность, чувство тревожности, агрессивности.
Я решила проверить свою гипотезу, что прослушивание классической музыки снижает чувство тревожности, агрессивности, раздражения, усталости, улучшается настроение.
Сначала я понаблюдала за учениками моего класса после 5 урока, провела опрос о состоянии каждого. Из 25 человек у всех (100%) - накопилась усталость, раздражительность, возникла агрессивность.
Я дала ребятам советы, как правильно слушать классическую музыку, чтобы она правильно воздействовала. (Они описаны мною в пункте 2.2. моей работы).
В течение 15 минут ребята прослушивали мелодии, сидя в удобной позе, полностью расслабившись, закрыв глаза. Для прослушивания я выбрала произведения: «Мазурка» Шопена – так как она уменьшает чувство тревоги (5 мин.), «Аве Мария» Шуберта – успокаивающее действие (5 мин.), «Лунная соната» Бетховена – уменьшает чувство разочарования (3 мин.) и «Времена года» Чайковского – повышает настроение (2мин.).
После прослушивания мелодий, я провела анкетирование. Ребятам были заданы вопросы:
1. Как повлияло прослушивание музыки на твоё самочувствие:
а) не повлияло 2 чел. (из 25) – 8%,
б) снизилось чувство раздражения – 19 чел. - 76%,
в) снизилось чувство тревожности – 21 чел. - 84%,
г) снизилась агрессивность – 17 – 68%,
д) снизилась усталость – 20 – 80%.
2. Улучшилось настроение, появилось чувство радости – 18 – 72%.
Всем ребятам понравилось слушать спокойную, приятную музыку. Современные дети, к сожалению, увлекаются слишком быстрыми ритмами, причем включают на полную громкость (а это вредно для здоровья). Сначала многие из моих одноклассников не верили, что классическая музыка улучшит их самочувствие, но потом убедились, что это действительно так.
Мои исследования
Как повлияло прослушивание музыки на твое самочувствие
Судя по результатам, не повлияло прослушивание музыки лишь на 2 человек. У абсолютного большинства ребят эмоциональное состояние улучшилось.
4.Заключение. Выводы.
Подводя итоги моим исследованиям, я узнала, что ещё в древности люди пользовались прослушиванием музыки для улучшения своего эмоционального состояния. Ведь классическая музыка имеет успокаивающее действие, снимает чувство тревоги, агрессивности, улучшает настроение, снимает головную боль, нормализует частоту пульса, артериальное давление, дыхательный ритм, снимает стресс. Многочисленные опыты, проводимые учеными в разных странах, подтверждают это. Я узнала, какая именно музыка улучшает эмоциональное состояние человека. Это произведения Чайковского, Мусоргского, Шопена, Шуберта, Баха, Бетховена, Грига, Листа, Рахманинова, Брамса, Бартока, Сибелиуса, Рубинштейна, Мендельсона, Огиньского. Ну и, конечно, огромное положительное влияние на мозговую активность оказывает музыка великого Моцарта (известно, как «Эффект Моцарта»). А из современных авторов полезна музыка А. Пахмутовой, И.Дунаевского и М.Таривердиева, т.к. она бодрящая и избавляет людей от неврозов и раздражительности.
Таким образом, я подтвердила свою гипотезу, что после прослушивания классической музыки у детей снижается чувство тревожности, раздражения, агрессивности, усталости, повышается настроение.
По результатам анкетирования видно, что классическая музыка, которую прослушали ученики моего класса, оказала на них положительное влияние.
.
5.Список литературы
1. С. Газарян «В мире музыкальных инструментов», М. Просвещение, 1989г.
2. Г. Левашева «Поговорим о музыке», Детская литература, 1964г.
Как нарисовать небо акварелью
Почта
Рисуем акварельное мороженое
Зимняя сказка
Рисуем "Осенний дождь"