В работе содержится анализ развития и трансформации темы любви в творчестве поэта-земляка. Исследование духовного наследия поэта родного края воспитывает любовь к родине, чувство патриотизма, духовно обогащает не только исследователей его творчества, но и всех, кто интересуется поэзией и историей родной земли.
Вложение | Размер |
---|---|
bizyukina_litsey_5.docx | 84.57 КБ |
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
лицей г. Уварово им. Александра Ивановича Данилова
Трансформация темы любви в творчестве поэта Тамбовского края С.В. Петровой
Исследовательская работа
по литературе
ученицы 5 Г класса
Бизюкиной Анастасии,
ученицы 5 Г класса
Гостевой Елизаветы
Научный руководитель:
учитель русского языка
и литературы
Глива О.В.
Уварово 2015 год
СОДЕРЖАНИЕ
Введение | 3 |
1. Страницы биографии С.В. Петровой | 6 |
| 8 |
2.1.Образ первой любви | 9 |
2.2. Образ школы | 10 |
2.3. Образ турслета | 11 |
2.4. Образ любящей пары | 12 |
2.5. Образ города | 13 |
| 14 |
| 15 |
| 17 |
Заключение | 20 |
Примечания | 21 |
Литература по теме исследования | 22 |
Приложение | 23 |
ВВЕДЕНИЕ
В мире вряд ли можно отыскать человека, которому была бы безразлична тема любви. В поэзии это светлое чувство воспевается уже много веков. Вспомним Уильяма Шекспира, Александра Пушкина, Александра Блока… Было и много женщин, писавших стихи: от древнегреческой Сапфо до русскихпоэтесс:Каролины Павловой, ЕвдокииРастопчиной, МиррыЛохвицкой, Анны Ахматовой и БеллыАхмадулиной…
ТамбовщинаXX – XXI века взрастила своих поэтесс: Валентина Дорожкина, Майя Румянцева, Лидия Перцева [1], Галина Ковергина, Светлана Петрова.
В нашем исследовании мы сосредоточили свое внимание на творчестве поэта, педагога начальной школы МБОУ лицей им. А.И. Данилова, нашей первой учительницы Светланы Валентиновны Петровой.
Проблема исследования:
Исследование духовного наследия поэтов Тамбовского края
Актуальность:
- 2015 год в России объявлен Годом русской литературы [2]. Президент России В.В. Путин назвал его «ярким, объединяющим общество проектом». «Язык, история, культура, духовные ценности и национальные традиции – это основа основ… Только так можно уверенно развиваться, сохранять свою самобытность и сберегать себя как народ», - отметил Президент России [3].
-в марте 2015 года вышел 3 сборник стихов поэтов-учителей Тамбовской области, одним из соавторов которого снова стала наша первая учительница, Светлана Валентиновна Петрова [4].
- в 2015 году С.В. Петрова отметит 25-летний юбилей своей педагогической деятельности.
Цели исследования:
-познакомиться с творчеством поэтессы Тамбовщины С.В. Петровой
- проследить, как видоизменяется тема любви в поэзии С.В. Петровой
- показать самобытность, творческий талант автора.
Задачи исследования:
Объект исследования:
Стихи поэтессы С.В. Петровой
Предмет исследования:
Тема любви в творчестве С.В. Петровой
Гипотеза: в поэзии С.В. Петровой тема любви трансформируется под влиянием становления творческой зрелости поэтессы
Практическая значимость: исследование духовного наследия поэта родного края воспитывает любовь к родине, чувство патриотизма, духовно обогащает не только исследователей его творчества, но и всех, кто интересуется поэзией и историей родной земли.
Исходные материалы:сборники стихов тамбовских поэтов – учителей 1999-2015 г.г.
Методы исследования:
1.Эмпирические: изучение литературы по теме исследования, беседа, интервью с поэтессой, сбор материала по разным источникам.
2. Теоретические: анализ лирического произведения, сравнение, описание, обобщение, систематизация полученных результатов.
3. Методы обработки материалов: таблица.
Сроки проведения исследования: март - апрель 2015 года
Поэзия — это форма любви
М. М. Пришвин
Поэт рядом – это поистине удивительное явление. Особенно приятно, когда твоя первая учительница – поэтесса. Раньше мы просто гордились этим. Спустя год мы решили поближе познакомиться с ее творчеством.
Светлана Валентиновна Петрова родилась 19 апреля 1969 года в г. Уварово Тамбовской области. В 1976 году поступила в 1 класс школы №7 г. Уварово. Закончила ее с серебряной медалью в 1986 году. С 1986 по 1990 год училась в Мичуринском государственном педагогическом институте на факультете «Педагогика и методика начального обучения», который закончила с красным дипломом. С 1990 года работает учителем начальных классов сначала в школе №6 г. Уварово, а с 2008 года – в школе №3, ныне МБОУ лицей г. Уварово им А.И. Данилова.
Замужем. Есть дочь Наталия. Ей 22 года, учится на 5 курсе ТГУ им. Г.Р. Державина.
Светлана Валентиновна рассказывает: «Все стихи пишутся на одном дыхании. Например, «Мое Уварово» и «Подарите нам свою любовь» написаны были за полтора часа каждое. Мысль остановить невозможно. Это как поток воды: хоть ты и сопротивляешься, но он все равно тебя захватывает. В черновике зачеркиваешь всего несколько слов. И это удивительно! Необъяснимо! Как будто кто-то диктует строчки, а тебе остается только быстро записывать.
К сожалению, стихов у меня немного, но все они необычайно дороги. В настоящее время моим главным слушателем является дочка. Она тоже пытается что-то рифмовать. Думаю, что у нее всё ещё впереди!
На мой взгляд, во всех стихах главная тема – любовь. Наверное, этой любви я научилась, читая и слушая поэзию Сергея Александровича Есенина. Мой папа был земляком Есенина, он тоже родился на рязанской земле. У нас дома висел очень необычный портрет С.А. Есенина: вырезанный по дереву. Очень красивый. Этот портрет был привезен из Рязани… Также мне нравится поэзия Ивана Никитина и Ивана Бунина».
Далее в хронологическом порядке мы рассматриваем образы поэтических творений с точки зрения раскрытия ими темы любви.
Для этого мы изучили литературоведческие понятия.
Тема лирического произведения – это круг явлений и событий, образующих основу произведения; объект художественного изображения; то, о чем повествует автор и к чему хочет привлечь основное внимание читателей[5].
Лирический герой (героиня) – это образ поэта в лирике, художественный двойник автора, выступающий как жизненная роль, как лицо, наделенное особенностями индивидуальной судьбы, своеобразным внутренним миром, а подчас и приметами реального облика, явленный из текста лирических композиций (цикл стихотворений, книга стихов, лирическая поэма, лирика конкретного поэта в целом). Понятие лирический герой впервые было сформулировано Ю.Н. Тыняновым в 1921 году применительно к творчеству А.А. Блока. Такому авторскому образу сопутствует лиричность, искренность, самонаблюдение, исповедальность. Не случайно в читательском сознании образ лирического героя чаще всего ассоциируется с реальной поэтической личностью[6].
Образ художественный – это 1. Основной в художественном творчестве способ восприятия и отражения действительности, специфическая для искусства форма познания жизни и выражения этого познания; цель и итог поиска, а затем и выявления, выделения, подчеркивания художественными приемами тех черт того или иного явления, которые наиболее полно раскрывают его эстетическую, нравственную, общественно значимую сущность.
2. Термином «образ» обозначают иногда тот или иной троп в произведении (образ свободы – «звезда пленительного счастья» у А.С.Пушкина), а также того или иного литературного героя (образ жен декабристов Е.Трубецкой и М.Волконской у Н.Некрасова) [7].
2.1. Образ первой любви
Творчество С.В. Петровой началось с песни о любви. Ее она написала в 17 лет (1986 год) на мелодию, которая очень понравилась и которую сама играла на гитаре. Она так называлась «Первая любовь».
Образ первой любви показан в стихотворении в ретроспективе. Герои были влюблены пятнадцатилетними подростками. Встретившись, они вспоминают прошлое, и ушедшее чувство вспыхивает вновь. Эпитеты: первая, ушедшая навсегда, прошедшая, но вечная - передают непреходящую ценность любви. Герои испытывают настоящее чувство, их мысли и слова «по-взрослому» описывают все переживания:
Знаешь, милая, я люблю тебя,
Как трава - дождь и солнце!
Слышишь, милый мой, я люблю тебя
Назло годам и прошлому…
Это стихотворение никогда не было опубликовано. Наша исследовательская работа стала для Светланы Валентиновны поводом вспомнить снова эти строки. Полностью текст этой песни мы приводим в приложении (1).
Вывод: импульсом к творчеству послужило яркое чувство первой любви.
2.2. Образ школы
Второе стихотворение «О школе» написано в 1995 году, кода Светлана Валентиновна работала в школе№6. Здесь она всегда любовалась красотой природы, которая окружала школу: рябинами, березами, совсем рядом была река лес, куда часто с детьми ходил на прогулку.
В городочке тихом, над рекой Вороной,
Меж теней рябины и среди берез….
Так родилась еще одна песня. Здесь кипит насыщенная интересными событиями жизнь:
Ученик, учитель – нашей школы житель!
Много интересного впереди их ждет:
Даты и задачи, промахи, удачи
Но зовет веселый озорной звонок!
Эпитеты этого стихотворения :родная (школа), веселый озорной (звонок), дорогой (учитель) – передают теплое отношение к профессии, к школе.
В конце стихотворения возникает тема времени:
Пролетают годы и взрослеют дети.
Сколько поколений – школа помнит всех.
Дорогой учитель и звонок веселый
Пусть ребят встречают еще много лет!
Это стихотворение стало первым опубликованным в творчестве Светланы Валентиновны [8.С.32]
Вывод: во втором стихотворении воспета любовь к профессии, к делу жизни.
2.3. Образ турслета
Так коротко мы назвали сложный образ, который позволил раскрыться творческому потенциалу поэтессы, исполнительницы собственных песен под гитару. Здесь и старые сосны, лагерь, КП (контрольные пункты), полоса препятствий, сплав на байдарках, костер, друзья, взлет к победам…
Стихотворение «Турслету учителей посвящается» написано в 1998 году.
Снова старые сосны ждут нас
И к победам взлет.
Вновь, оставив класс привычный,
Едем на турслет.
Позабыты все невзгоды,
И, махнув рукой на годы,
Будем петь с друзьями песни, сидя у костра,
Вспоминать о самом важном:
Как все началось однажды.
И турслету вместе, дружно
Прокричим: «Ура!»…
В этом стихотворении упоминается предыдущий образ школы: «оставив класс привычный» и «только б этот год учебный пролетал скорей» - игривый намек на радостное ожидание приятного события – турслета. Тема времени в этом стихотворении также заключена в словах «и, махнув рукой на годы» - указывает на молодость души лирической героини.
Вывод: в третьем стихотворении воспета любовь к творчеству и свободе, дружба и дух соревнований.
2.4. Образ любящей пары
Стихотворение «Ты и я» (2005)
Образ любящей пары вновь возникает в творчестве Светланы Валентиновны через 19 лет после первого стихотворения о любви. В 2005 году мужа отправляют в командировку в Чечню. Сразу стало понятно, как не хватает родного, любимого человека, который всегда был рядом. В этот период написано стихотворение «Ты и я», которое было напечатано во втором сборнике учительских стихов «Спасибо, жизнь, тебе!» И это стихотворение также стало песней, как и первое!
Было две судьбы, да в одну сплелись
Словно белый клин, улетая ввысь.
Словно льдинки в ладони от счастья мы таем
И тихонько друг другу сказать мы хотим:
Мы прошли с тобою вместе сто дорог
И забыть о том, что было нам нельзя.
А когда любовь вступила на порог,
Поклялись любить друг друга ты и я…
Любовь здесь измерена не временем, а тем, что герои прошли «вместе сто дорог»,
Было все у нас радость и печаль.
Пролетевших дней нам ничуть не жаль.
Таким образом, любовь здесь вне времени!
Это стихотворение, как и предыдущее, было опубликовано во втором сборнике поэтов-учителей в 2010 году. [9.С.59-60]
Вывод: четвертое стихотворение – воплощение любви к мужу, к своей второй половине, которая проверена и печалями, и расставаниями, но только «крепче сплетает» любящих в семье.
2.5. Образ города
Стихотворение «Мое Уварово» написано в 2010 году, специально для выступления на конкурсе, посвященном Дню города, ученика Светланы Валентиновны, нашего одноклассника Тимофеева Никиты, который занял там второе место. Позже это стихотворение звучало и на заседании клуба «Лира» Центральной городской библиотеки г. Уварово (видео 1).
Мой милый город, ты в листве осенней,
Как будто парусник, по морю вдаль плывёшь.
Ты так красив! Всем городам на загляденье!
С годами в ногу ты живёшь, растёшь, цветёшь.
Лирический герой стихотворения – юный любознательный житель прекрасного молодого, развивающегося города:
Расту и я с тобой. Взрослею? Несомненно!
На улицах твоих часть мира познаю.
Когда гуляю с мамой, непременно
Я сто вопросов задаю.
Кто строил город? Кто сажал деревья?
А птицы, улетев, вернутся ли назад?
И что такое дружба и терпенье?
Ответы я на всё услышать рад.
Эпитеты и сравнения, относящиеся к образу города: милый, будто парусник, ты так красив…Дороже города, поверь, на свете нет!
Стихотворение о любимом городе напечатано в новом сборнике «Пока живу, надеюсь», увидевшем свет в марте 2015 года.[4.С. 73]
Вывод: в пятом стихотворении прославляется любовь к родному городу Уварово, к своей малой родине.
Любовь к природе, к животным, по словам Светланы Валентиновны, была сильной с детства. В деревне у бабушки с дедушкой она всегда возилась с щенятами, котятами. А дома жил хомяк…
Как только появилась дочка, вопрос о животном рассматривался только с положительной стороны. И вот как-то весной, когда муж выбивал ковер, к нему подошел маленький серенький заморыш, который впоследствии вырос в прекрасную кошку.
Эта история бездомного котенка, который, к счастью нашел себе хозяев, и была положена в основу стихотворения «Подарите нам свою любовь» (2014 год), которое тоже было опубликовано в третьем сборнике стихов поэтов-педагогов Тамбовской области.
Малюсенький грязненький серого цвета
И лапки кривые, ободранный хвост.
Вот только глаза полны доброго света,
В них просьба: «Возьмите, удел мой не прост.
Мне так тяжело в этом мире огромном:
Ведь я одинок, где же силы мне взять
Найти хоть кусочек чего – то съестного,
Удача уйдёт, буду лапу лизать».
В стихотворении звучит тема любви к природе, к живому существу, которое ищет защиты среди людей. Добро раскрывается в малом поступке: приютить бедное животное, которое потом радует хозяев своей красотой и привязанностью.
Вывод: тема любви в шестом стихотворении становится шире: это уже любовь ко всему живому, что окружает человека, что ждет от него участия и доброго отношения.
Седьмое стихотворение можно назвать философской лирикой. Поэтесса ставит перед собой вечный вопрос жизни: «Зачем в этот мир мы пришли?» (2015 г.) Мир в этом стихотворении представлен как огромный, неведомый, странный:
Зачем в этот мир мы пришли:
Огромный, неведомый, странный?
И что в этом мире нашли
На дороге, судьбою нам данной?
Здесь показаны раздумья лирической героини о суетности жизни:
Мы злимся порою на то,
Что кажется нам бесполезным:
То платье купили не то,
То шкаф, а вдруг будет полезным.
Но, несмотря на это, она верит, что мир объединен любовью:
Всё сходится: небо с землёй,
И люди друг с другом, и мысли.
И верим, что с каждой зарёй
Вновь день будет светлым и чистым.
Мы верим, что в наших сердцах
Живёт доброта и забота.
Главное, найти свой путь, свою «суть», тогда суеты не будет, будет глубокое понимание основы жизни – любви.
В жизни многое сделать должны,
Ну, а суть в ней найти – непременно!
Вывод: в седьмом стихотворении мы видим любовь ко всей жизни, к мироустройству, к сути всего. Таким образом, в этом стихотворении тема любви получает наибольшее свое расширение.
Проанализировав все стихотворения С.В. Петровой, мы пронаблюдали, как развивается и трансформируется в ее творчестве тема любви.
Импульсом к творчеству Светланы Валентиновны послужило яркое чувство первой любви.
Во втором стихотворении воспета любовь к профессии, к делу жизни.
В третьем стихотворении воспета любовь к творчеству и свободе, дружба и дух соревнований.
Четвертое стихотворение – воплощение любви к мужу, к своей второй половине, которая проверена и печалями, и расставаниями, но только «крепче сплетает» любящих в семье.
В пятом стихотворении прославляется любовь к родному городу Уварово, к своей малой родине.
Тема любви в шестом стихотворении становится шире: это уже любовь ко всему живому, что окружает человека, что ждет от него участия и доброго отношения.
В седьмом стихотворении мы видим любовь ко всей жизни, к мироустройству, к сути всего. Таким образом, в этом стихотворении тема любви получает наибольшее свое расширение.
Если соотнести эти выводы с биографией поэтессы, то получим, что биологическое взросление автора соответствует взрослению творческому.
Таким образом, все полученные данные можно свести в одну таблицу, которая позволит увидеть эту взаимосвязь:
Стихотворение | Год написания | Центральный образ | Аспект темы любви |
«Первая любовь» | 1986 | Первая любовь | импульс первой любви |
«О школе» | 1995 | Школа | любовь к профессии, к делу жизни |
«Турслету учителей посвящается» | 1998 | Турслет | любовь к творчеству и свободе |
«Ты и я» | 2005 | Влюбленная пара | любви к мужу, к своей второй половине, к семье |
«Мое Уварово» | 2010 | Родной город | любовь к родному городу Уварово, к своей малой родине |
«Подарите нам свою любовь» | 2014 | Бездомное животное | любовь ко всему живому |
«Зачем в этот мир мы пришли?» | 2015 | Мир | любовь ко всей жизни |
Если рассмотреть последнюю колонку таблицы, то заметим расширение темы, что наглядно можно изобразить в виде концентрических окружностей. Представляется интересным, что 7 стихов, как 7 цветов радуги, гармонично составляют единое целое.
Для нас это графическое представление развития темы любви стало настоящим открытием. Оказывается, тему любви в творчестве Светланы Валентиновны можно изобразить в виде самой гармоничной фигуры – окружности.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В ходе нашей работы мы познакомились с литературоведческими понятиями, новыми интернет-ресурсами, узнали много интересного для себя, что не вошло в текст работы, но помогло нам лучше понять особенности лирики, как рода литературы. Мы обратили внимание на то, как многообразно творчество поэтов - наших земляков.
Мы убедились, что тема любви в творчестве С.В. Петровой от стихотворения к стихотворению постоянно видоизменяется и расширяется. Это говорит о духовном развитии самой поэтессы, ее осмыслении жизненного опыта.
Мы рады, что в нашей работе впервые опубликовано самое первое стихотворение Светланы Валентиновны, с которого началось ее творчество.
Вывод:
Наша гипотеза нашла свое подтверждение в ходе исследования:
в поэзии С.В. Петровой тема любви трансформируется под влиянием становления творческой зрелости поэтессы.
Тамбовщина любит и ценит своих творчески одаренных учителей, которые следуют традициям русской лирики.
Конечно, тема любви в поэзии будет постоянно приобретать новые формы, поэты будут воспевать новые идеалы красоты, она останется основополагающей на многие столетия для большинства авторов.
Нам, подрастающему поколению, важно понимать и ценить вклад тамбовских поэтов в культурную сокровищницу России XX–XXI веков, в литературу в целом.
ПРИМЕЧАНИЯ
ЛИТЕРАТУРА ПО ТЕМЕ ИССЛЕДОВАНИЯ:
Интернет-ресурсы:
ПРИЛОЖЕНИЕ 1
«Первая любовь»
Повстречались мы с милым,
Посмотрели друг другу в глаза.
Сразу вспомнили нашу первую,
Но ушедшую любовь навсегда.
Припев: Знаешь, милая, я люблю тебя,
Как трава дождь и солнце…
Слышишь, милый мой, я люблю тебя,
Назло годам и прошлому!
Повстречались, вспомнили,
Захотелось нам вернуть
Нашу первую, прошедшую,
Но вечную любовь!
Припев.
Ворона
Бабочка
Волшебные звуки ноктюрна
Интересные факты о мультфильме "Холодное сердце"
Три способа изобразить акварелью отражения в воде