Современная наука развивается очень быстро, но изобретения человека часто проигрывают "изобретениям" живой природы по эффективности, прочности, экономичности; природа потратила сотни лет на разработку своих "изобретений", а человек может сберечь это время, если научится внимательно наблюдать и понимать природу, разгадывать её загадки. Чтобы выжить, насекомые научились маскироваться и подражать другим, вооружились ядами и резкими запахами, приобрели отпугивающую окраску. Для бионики насекомые представляют особый интерес, потому что сложные органы насекомых созданы природой удивительно просто, с экономией материала и большим запасом прочности. Многие изобретения, которые считали достижениями науки, были позднее найдены в живых существах. Они использовались задолго до того, как о них узнал человек. Кажется, что человеком не было создано ничего такого, чего нет в природе, и есть много такого, что человек ещё не скоро изобретёт, получается, что даже самое опасное и вредное насекомое может принести пользу, если человеку удастся разгадать его секреты выживания и применить их по-своему!
Вложение | Размер |
---|---|
rabota_kozlova_arina.doc | 101.5 КБ |
Всероссийский конкурс исследовательских работ учащихся
“ЮНЫЙ ИССЛЕДОВАТЕЛЬ”
Направление: биология
Тема: «Шестиногие изобретатели планеты Земля»
Козлова Арина
МОУ "СОШ № 59", города Барнаула, Алтайского края
2 "Б" класс
Научный руководитель:
Бабарыка Г.В., учитель начальных классов
г. Барнаул, 2014/2015 учебный год
Оглавление
Введение 3
Глава 1. Шестиногие земляне 5
1.1. Что мы знаем о них? 5
1.2. Что мы думаем о них? 7
1.3. Образы насекомых 8
Глава 2. Уникальные "малыши" 9
2.3. Мир без насекомых ...................................................................................... 13
Заключение 15
Список литературы .. 16
Приложение 17
Введение
Насекомые являются ровесниками динозавров. Удивительные способности позволили им выжить, стать передовой и самой многочисленной группой на Земле. До сих пор все обитающие на планете насекомые не сосчитаны. Но многочисленность и разнообразие насекомых не делают их жизнь лёгкой и безопасной.
Знание общих сведений о жизни шестиногих делает мир вокруг более интересным. Насекомые могут не пить всю жизнь и населяют всю планету от тропиков до пустынь, а человек может жить без одежды, жилья и инструментов только там, где тепло и есть вода для питья. Хотя самые большие из них в десятки раз меньше человека, насекомые могут уничтожить весь выращенный урожай и убить человека почти мгновенно.
Подробное изучение насекомых начиналось с их коллекционирования. Собирание коллекций насекомых стало особенно популярно в конце 19 века. Это помогло развитию биологических наук, так как увлечение часто превращалось в научное занятие, исследование. Чем больше учёные узнавали о насекомых, тем больше удивлялись тому, как они изобретательны в своём стремлении выжить. Оказалось, что многие открытия науки уже давно "изобретены" насекомыми, а некоторые ещё и "усовершенствованы".
Что же в них такого особенного, что вызывает наш интерес и страх одновременно? Чему они могут нас научить? Чему мы можем у них научиться?
Гипотеза исследования: насекомые, которые живут на нашей планете, не изучены полностью, их дальнейшее изучение может помочь учёным решить многие проблемы, создать множество новых приборов и механизмов.
Актуальность исследования: современная наука развивается очень быстро, но изобретения человека часто проигрывают "изобретениям" живой природы по эффективности, прочности, экономичности; природа потратила сотни лет на разработку своих "изобретений", а человек может сберечь это время, если научится внимательно наблюдать и понимать природу, разгадывать её загадки.
Цель исследования: изучить существующие представления о насекомых и оценить их вклад в развитие науки и техники.
Задачи:
1. Подробнее узнать о строении насекомых, их питании и среде обитания.
2. Изучить знания второклассников о насекомых.
3. Узнать, как знания второклассников о поведении и способностях насекомых влияют на отношение к ним.
4. Оценить вклад, который могут внести насекомые в развитие науки и техники.
5. Проанализировать результаты исследования и сделать выводы.
Объект исследования: насекомые, которые обитают на планете Земля.
Предмет исследования: уникальные и удивительные способности насекомых и их использование в науке и технике.
Методы исследования: анализ литературы, анкетирование, рисунок, наблюдение, анализ полученных результатов.
Глава 1. Шестиногие земляне
1.1. Что мы знаем о них?
Тело насекомых разделяется на три отдела: голова, грудь, брюшко. Оно состоит из отдельных сегментов (насечек), поэтому их называют насекомыми (in sect). У насекомых нет внутреннего скелета, но есть твёрдый панцирь снаружи, который состоит из отдельных частей. Главное "изобретение" насекомых – жёсткий, но подвижный внешний скелет. Тело насекомых покрыто твёрдой бронёй, которая состоит из хитина, похожего на жёсткую пластмассу. Броня состоит из отдельных пластин, между которыми хитиновая плёнка легко гнётся. У такой брони есть один недостаток. Она не даёт расти, поэтому насекомым приходится линять и отращивать новую броню. К груди присоединяются три пары ног и крылья. Усы – главный орган чувств. Они имеют разную форму в зависимости от цели. Форма рта зависит от того, как питается насекомое. Глаза видят ультрафиолетовые лучи и различают поляризованный свет. Например, глаза у стрекоз отливают металлическим блеском и не имеют зрачков. Но так устроены глаза всех насекомых. Они состоят из отдельных глазков фасеток, изображение всех фасеток складывается в общее изображение. Примерно так работают мониторы компьютеров, где изображение складывается из отдельных точек. Крылья тоже могут быть самыми разными. Чем больше крылья, тем чаще взмахи ими. Обычно во время полёта надкрылья поднимаются, хотя у жуков бронзовок они остаются прижатыми к спинной части брюшка. Крылья жуков в покое сложены под надкрыльями. Созданные людьми самолёты на такие трюки не способны. Передние и задние крылья бабочек во время полёта сцеплены между собой подобно липучкам на одежде и обуви.
Ноги насекомых могут быть цепкими, очень чувствительными, бывают ноги для быстрого бега, для копания, ноги-вёсла и другие в зависимости от необходимости.
Для привлечения внимания насекомые используют пахучие железы, "музыкальные аппараты", яркую окраску, светящиеся органы и радиолокацию.
Тело их заковано в броню, вдохнуть и выдохнуть нельзя, но насекомые пользуются трахеями. Это крошечные трубочки в теле насекомых, по которым воздух проходит ко всем клеткам тела. Воздух поступает в трахеи сам по себе, большое тело им не наполнишь, поэтому насекомые не могут быть размером с кошку или собаку.
На конце брюшка насекомого могут находиться разные придатки: щипчики, долотца, приспособления для откладки яиц, жала и другие. Причина многообразия в огромном разнообразии профессий, которые они освоили. Многие насекомые являются искусными строителями, некоторые виды возводят целые города для своих колоний (муравейники, термитники).
Не смотря на все приспособления и многочисленность, у насекомых очень много врагов. Они служат пищей для других насекомых, рыб, птиц, земноводных, змей, некоторых млекопитающих. Но насекомые очень выносливы и плодовиты. Они едят всё, в чём есть органические вещества. Они могут не есть годами, вмерзать в лёд без вреда для себя и размножаться в напёрстке воды. Плодовитость помогает им выжить. Например, если бы тлей не поедали хищники, то потомство одной лишь самки за лето покрыло земной шар трёхметровым слоем. Для своей защиты насекомые используют яды, резкие запахи, маскировку, особую отпугивающую окраску (глаза на крыльях бабочки и богомола).
Анкетирование второклассников показало, что 70% считают насекомых "маленькими животными". Большинство моих одноклассников (80%) знает, что насекомые шестиноги, меньше тех, кто думает, что у насекомых восемь ног (20%). 88% второклассников знают, что насекомые могут быть с крыльями и без крыльев. 70% согласны с тем, что некоторые насекомые умеют плавать. Лишь половина (52%) написали, что стрекоза хищник, 20% знают, что муравей использует для своей защиты яд, как скорпион и шершень. Около 70% знают, что комары и клещи могут переносить опасные заболевания и вызывать аллергию. Большая часть отвечавших знает, что для защиты от насекомых можно использовать одежду, обувь, а также различные мази и спреи, которые отпугивают насекомых. Мои одноклассники узнают о насекомых из специальных энциклопедий (65%), из мультфильмов (35%), из познавательных телепередач (30%), из сказок (20%). Любимые произведения моих одноклассников о насекомых: "Муха-Цокотуха", "Тараканище", "Приключения муравьишки." Опрос показал, что знания второклассников о насекомых не очень глубоки, и они в них путаются. Это влияет и на то, что ученики думают о насекомых, как относятся к ним.
1.2. Что мы думаем о них?
Анкетирование показало, что недостаток знаний о насекомых влияет на отношение к ним второклассников. Большинство (80%) знает, что насекомых на Земле больше, чем других живых существ, и больше половины отвечавших (55%) думают, что они полезны. Но четверть из них написали, что было бы хорошо, если бы насекомых на планете не было совсем. Одновременно те же самые второклассники пишут, что насекомые нужны человеку и животным (91%), что они служат пищей для птиц (80%), для других насекомых (47%), для зверей (25%) и даже для человека (6%).
Чаще всего насекомые вызывают у моих одноклассников страх (45%), столько же отвечавших считают, что они вредны и опасны. Во-первых, потому что они могут укусить или ужалить (40%), могут быть ядовитыми (25%). Во-вторых, потому что они вредят растениям, съедают то, что растёт в огороде.
В то же время, по мнению моих одноклассников, у насекомых есть чему поучиться. Большинство (60%) хотело бы научиться прыгать, как кузнечик, другие (42%) думают, что нужно поучиться трудолюбию у пчёл, 12% – плавать у жука-плавунца, 6% – защищаться, помогать друг другу, быть ловким, быть красивой, танцевать, собирать нектар, летать, ползать, вязать, заботиться о детях. Только один ученик написал, что наблюдение за стрекозой может помочь построить самолёт.
Самое любимое насекомое в нашем классе – это бабочка, они нравятся 55% опрошенных, их считают красивыми 45%, их изобразили на своём рисунке 65% опрошенных. Самые полезные – пчёлы, потому что они делают мёд, так думают 55% второклассников. Самое вредное насекомое – комар, потому что он кусается и пьёт кровь, так написали 25% отвечавших.
Среди названий мультфильмов и книг о насекомых самыми популярными стали: "Муха-Цокотуха", "Приключения муравьишки", "Стрекоза и муравей" и "Пчёлка Мая" (только один мультфильм о полезных пчёлах, остальное – о насекомых, которых не называли в числе полезных или любимых).
Подводя итог можно сказать, отношение второклассников к насекомым противоречиво, хотя и основано частично на определённых убеждениях.
1.3. Образы насекомых
В Древнем Египте шесть тысяч лет назад пчела была изображена на обелисках, храмах и гробницах. Пчелу изображали в Древней Индии. О ней и о пользе мёда упоминают древние книги. Изображения жука скарабея находили на гробницах и пирамидах, кольцах и боевых щитах, в свитках и на украшениях.
В США в штате Алабама есть памятник хлопковому долгоносику, который уничтожил весь урожай и заставил фермеров искать новые занятия. Они стали выращивать скот и арахис, и их прибыли выросли благодаря новой деятельности.
В Австралии поставлен памятник бабочке-шелкопряду, которая помогла избавиться от кактуса-сорняка, завезенного из Аргентины.
Изображения насекомых историки находили по всему миру на глиняных черепках, на китайском шёлке, на скалах, на слоновой кости, дереве и так далее.
У разных народов есть множество сказок, загадок, примет, суеверий о насекомых. Это говорит о том, что человек давно наблюдает за насекомыми, что насекомые долгое время оказывают влияние на жизнь людей.
Я попросила моих одноклассников изобразить насекомое. Интересно, что у мальчиков и девочек результаты немного отличаются. Девочки чаще рисуют бабочек (45% по сравнению с 20% у мальчиков). Мальчики чаще рисуют божьих коровок (40% по сравнению с 10% у девочек). Около 35% девочек изобразили пчелу (10% у мальчиков), а 25% мальчиков нарисовали муравья (10% у девочек). Никто не нарисовал воображаемое насекомое. Все нарисованные насекомые изображены были добрыми, яркими. Можно сделать вывод, что в общем отношение к насекомым у моих одноклассников положительное. И чаще они, когда думают о насекомых, представляют тех, которых часто видят в обычной жизни, за которыми могут наблюдать.
Глава 2. Уникальные "малыши"
2.1. Полезные или вредные?
Трудно дать ответ на этот вопрос. Насекомые окружают нас повсюду, многие из них приносят огромный вред, но не меньше насекомых являются нашими помощниками и необходимой частью природных сообществ, в которых они обитают.
Согласно ответам в анкетах, человеку служат в первую очередь пчёлы (так ответили 80% опрошенных), 14% считают полезными для человека тутового шелкопряда, 6% – бабочек.
Энциклопедии и познавательные телепередачи подтверждают, что пчёлы и тутовый шелкопряд являются полностью одомашненными насекомыми. О них заботятся люди, и им не выжить самостоятельно. Человек получает за свою заботу мёд и другие продукты пчеловодства, а также прочные шёлковые нити, обладающие уникальными свойствами. Благодаря книгам можно также узнать, что человек использует многих других насекомых для своих целей. Например, красотелы применяются для борьбы с жуками, которые уничтожают леса. Некоторые виды жуков-наездников используются в сельском хозяйстве для уничтожения личинок вредоносных насекомых. Личинки мух давно помогают медикам очищать большие раны и ожоги, и они заживают быстрее. Пиявки – это известное средство нетрадиционной медицины.
Вредными насекомыми, по мнению моих одноклассников, можно назвать комаров, клещей, скорпионов, тараканов, мошек, шмелей и колорадских жуков.
Этот список можно сделать намного больше, так как жизнедеятельность многих насекомых причиняет человеку вред, страдания и даже может стать причиной смерти. Насекомые уничтожают посадки деревьев, паразитируют на человеке, портят его одежду, разрушают жилище, вызывают страшные нарывы, заражают человека смертельными заболеваниями, парализуют и убивают его своим ядом. В то же время, без насекомых невозможно опыление, а значит – хороший урожай, насекомые служат санитарами в некоторых природных сообществах, одни насекомые регулируют количество других, поедая их. Наконец, как вредные так и полезные насекомые являются источником бесценных знаний для науки. Их строение, способы передвижения и общения становятся моделями для технических изобретений, источником новых научных открытий.
2.2. Открытия бионики
Насекомые обладают разными органами и приспособлениями, которые интересуют учёных как основа для различных изобретений. Когда учёные начали сравнивать живые организмы с теми приборами и машинами, которые были изобретены, оказалось, что человеческие изобретения проигрывают. Тогда было создано направление, которое называется "бионика". Бионика занимается изучением строения и жизнедеятельности живых организмов, для того чтобы потом использовать их в технике. Это важно, потому что сложные органы насекомых созданы природой удивительно просто, с экономией материала и большим запасом прочности.
Многие изобретения, которые считали достижениями науки, были позднее найдены в живых существах. Они использовались задолго до того, как о них узнал человек. Они не привлекали внимания, так как были слишком малы или велики. Люди так плохо знали природу, что не обращали внимания на решение технических задач, которое было прямо перед глазами. Самое интересное в том, что чем интенсивнее развивалась техника, тем больше её достижений учёные находили у живых существ. Неудивительно, что теперь процесс идёт наоборот, то есть изучают явления природы, а затем пытаются использовать их. Заинтересовавшись поведением насекомого, инженеры изучают его, или ищут примеры в природе, если хотят создать новую технику. Когда удается увидеть и позаимствовать что-то у природы, это часто – самое лучшее решение проблемы.
Различные типы полёта насекомых – источник вдохновения для механиков и конструкторов летательных аппаратов. Муха, например, имеет навигационные жужжальца и может развивать скорость до тысячи километров в час. Жужжальца помогают мухе не терять ориентировки даже на самых крутых виражах. Инженеры построили такой прибор для самолётов (гиротрон). На кончиках лапок мух – присоски, которые плотно прикрепляются к любой поверхности, и муха может ползать по стеклу, стене, потолку. А человек ещё не придумал, как передвигаться с помощью таких сил по гладким стенам.
Крошечные пятнышки-утолщения на кончиках крыльев стрекозы служат для того, чтобы крылья не сломались в полёте. Такой же небольшой дополнительный груз (флаттер), укрепляется на крыльях самолёта, благодаря этому исчезает вибрация, которая почти мгновенно разрушает крыло в полёте. Это решение было найдено математиками после многих аварий и жертв, лишь потом было обнаружено изобретение природы.
Многие двукрылые отличные летуны, они могут зависать на одном месте, самолёты на такое пока не способны.
Все современные решетчатые крыши громадных спортивных залов копируют надкрылья жука. А конструкции сот у пчел очень прочные и надёжные используются в винте, самой ответственной части вертолета. Эта же конструкция составляет основу солнечных батарей космических станций, что позволяет при минимальной массе достигать больших размеров по площади.
По принципу медицинского шприца кусает пчела или оса. На двигатель внутреннего сгорания похожа слюнная железа клопа: и здесь и там цилиндр, поршень, клапаны, только у клопа они хитиновые, а в автомобиле металлические.
Оса-аммофила роет землю и использует для этого живой вибратор, действие которого повторяет действие современного отбойного молотка. Оса-сцелифон строит для своего потомства ячейки из глины, пользуясь тем же механизмом, которым сегодня пользуются строители для укладки бетона в фундаменты зданий.
Некоторые бабочки используют особые волоски для того, чтобы гасить ультразвук, при помощи которого летучие мыши на них охотятся.
Защита жука-бомбардира давно привлекала внимание исследователей, потому что в ней работает настоящее бинарное химическое оружие: два соединения, порознь безвредные, при соединении дают настоящее боевое отравляющее вещество.
Архитекторы восхищаются системой вентиляции в термитниках. А недавно в Берлине построили высотку, в которой используется сходный с термитником принцип вентиляции.
Известно, что акваланг был изобретён в 1943 году Жаком Кусто. Но, на самом деле, он лишь воспользовался наблюдениями за одним из видов водных жуков, который во время погружения в воду тянет за собой пузырёк воздуха, который выпускает принятый от жука углекислый газ, а из воды набирает кислород.
В изобретении бумаги китайцам помогли стенные осы. Как известно, они жуют дерево, перерабатывают его в бумагу для строения гнёзд. Эту особенность ос заметил китаец Цай Лунь. Именно он и изобрел первую бумагу из коры тутового дерева.
В полёте насекомые тратят мало энергии благодаря тому, что их крылья двигаются "восьмёркой". Построенные по этому принципу ветряные мельницы очень экономичные и могут работать даже при слабом потоке ветра.
Кажется, что человеком не было создано ничего такого, чего нет в природе, и есть много такого, что человек ещё не скоро изобретёт. Например, сейчас изучается обычный светлячок. Пока не известно, как он излучает свой холодный свет. Но кто знает, какие источники освещения или энергии будут построены в будущем на этом принципе?
Есть и много такого, что учёные пока не могут объяснить научно. Например, жук-трубковёрт делает на листе очень точные криволинейные разрезы; муравьи посылают на большое расстояние сигнал опасности; клещи бегут прямо к своей добыче, хотя не видят её и не могут учуять по запаху, они определяют местонахождение жертвы крошечными органами, которые улавливают неизвестные излучения животных; самцы бабочек находят свою пару по запаху особого вещества, которого в воздухе очень-очень мало.
Многие изобретения стоят ученым много труда, времени и денег, и только потом их находят в живой природе. Это доказывает, что мы недостаточно хорошо знаем природу. Получается, что нужно внимательнее смотреть по сторонам, наблюдать и анализировать, тогда мы может быть когда-нибудь догоним изобретательную природу.
2.3. Мир без насекомых
Насекомых на Земле много, какой была бы наша планета без них, никто не знает. Но учёные говорят о том, что без насекомых погибнут опыляемые растения, и все растения вообще, потому что почва станет разрушаться. Без растений, которые вырабатывают кислород воздух будет не пригоден для дыхания. В воздухе будут в большом количестве жить микробы опасные для человека и животных.
Деятельность человека (земледелие, фабричное производство, добыча полезных ископаемых и заготовка древесины) плохо влияют на жизнь насекомых по всему миру. Их становится меньше, некоторые виды вымирают, другие становятся редкими.
Учёные пытаются защищать редкие и вымирающие виды насекомых. Это необходимо, потому что часто насекомые поддерживают равновесие и процветание целого природного сообщества. Такова, например, роль термитов. По наблюдениям учёных природные сообщества саванн строятся вокруг термитов и их поселений. Если они вдруг исчезнут, последствия могут быть страшными для целого сообщества.
Насекомые живут рядом с нами повсюду и занимают своё особое место на нашей планете. Мы не должны забывать, что, не смотря на их размеры, значение шестиногих для всего живого на Земле очень велико.
Заключение
При проведении этой исследовательской работы я изучила детские рассказы и сказки о насекомых, прочитала энциклопедии о жизни насекомых, об их строении и питании, работала с материалами сети Интернет, посвященными влиянию человека на жизнь насекомых и влиянию насекомых на жизнь человека. С помощью моего учителя провела анкетирование детей 2 «Б» класса МБОУ «СОШ № 59», применила рисунок в качестве исследовательского метода.
Результаты исследования подтвердили нашу гипотезу о том, что насекомые не до конца изучены, по разным причинам. Наблюдение за ними и тщательное изучение может стать дополнительным источником развития науки. Разнообразные приспособления насекомых, которые помогают им выживать даже в очень суровых условиях, могут быть использованы в качестве модели, в качестве образца для создания новых механизмов, необходимых человеку для более комфортной жизни и успешной деятельности.
Материалы исследования и его результаты можно использовать на уроках по предмету "Окружающий мир" при изучении темы "Насекомые".
Я поняла, что наблюдение за живой природой не только интересно и забавно, оно может принести пользу в будущем, поэтому я планирую продолжить работу над этой темой.
Исследование показало, что не только дети, но и учёные знают о насекомых не так много.
Проведённая работа оказалась для меня интересной, помогла мне понять, что даже самое опасное и вредное насекомое может принести пользу, если нам удастся разгадать его секреты выживания и применить их во благо человека.
Список литературы
1. Афонькин С.Ю. Жуки и другие удивительные насекомые. – СПб: "ББК", 2011. – 80 с., ил. – (серия "Узнай мир")
2. Кувыкина О. Письма насекомых. – М.: Издательский Дом Мещерякова, 2009. – 176 с.: ил. – (серия Научные развлечения).
3. Мариковский П. И. Тайны мира насекомых. – Алма-Ата: Кайнар, 1966. – 164 с.: ил.
4. Мариковский П.И. Удивительный мир насекомых (Занимательная энтомология). – Алматы, 2010. – 578 с. – Т.1.
5. Насекомые. – Ростов-на-Дону: Издательский дом "Проф-Пресс", 2014. – 96 с., цв. ил. (серия "Хочу знать")
6. Насекомые. Полная энциклопедия / перевод с англ. М. Авдониной. – М.: Эксмо, 2007. – 256 с.
7. Настоящие насекомые и их знакомые. – ООО "Де Агостини", Россия, 2014 – 2015. – Выпуски № 1 – 55.
8. Стерри П. Насекомые. Мир природы. – Минск: Белфакс, 1997. – 73 с.: ил.
9. Шумаков Е.М. Брянцева И.Б. Вредные и полезные насекомые. – Л.: "Колос", 1968. – 144 с.: ил.
10. Энциклопедия живой природы. – Ростов-на-Дону: Издательский дом "Проф-Пресс", 2014. – 96 с., цв. ил. (серия "Хочу знать")
Приложение 1
Анкета № 1
Я ВТОРОКЛАССНИК /// Я ВТОРОКЛАССНИЦА
(подчеркни)
Закончи предложения.
1. Насекомые – это ________________________________________________ ____________________________________________________________________________________________________________________________________
2. Я думаю, что насекомые
– полезны
– вредны
– опасны
потому что ___________________________________________________ ______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
3. Насекомых на Земле
– больше, чем других живых существ
– меньше, чем других живых существ
4. Я думаю, что если бы насекомых на планете не было совсем, то ____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
5. Насекомые вызывают у меня чувство _______________________________, потому что _______________________________________________________ __________________________________________________________________.
6. Из всех насекомых мне больше всего нравятся ________________________,
потому что ________________________________________________________.
7. Мне кажется, что самое полезное насекомое – это _____________________, потому что ________________________________________________________.
8. Мне кажется, что самое вредное насекомое – это ______________________,
потому что ________________________________________________________.
9. О насекомых пишут книги, снимают мультфильмы и кино, например:
____________________________________________________________________________________________________________________________________
Приложение 2
АНКЕТА № 2.
Я ВТОРОКЛАССНИК /// Я ВТОРОКЛАССНИЦА
(подчеркни)
1. У насекомого:
► 8 ног; ► 10 ног; ► 6 ног; ► 5 ног
2. Насекомые бывают:
► обязательно с крыльями
► только без крыльев
► и с крыльями, и без крыльев
3. Насекомые нужны человеку и животным?
► да ► нет
4. Подчеркни существо, которое не является насекомым:
► таракан ► муравей ► паук ► пчела
5. Насекомые умеют плавать?
► да ► нет ► некоторые умеют
6. Человеку служат:
► пчёлы ► муравьи ► гусеницы шелкопряда ► бабочки
7. Какое из этих насекомых – хищник (питается другими насекомыми)?
► пчела ► стрекоза ► бабочка ► муха
8. Человек может защититься от насекомых и от их укусов:
► при помощи хлопушки
► при помощи правильной одежды и обуви
► при помощи мазей и спрея (брызгалки)
► при помощи рук и ног, размахивая ими
9. Чем опасны комары и клещи?
► они кусаются
► они пищат
► они переносят опасные заболевания
► они вызывают аллергию
10. Какое из этих насекомых не ядовитое?
► скорпион ► муравей ► таракан ► шершень
11. Насекомые служат пищей
► для птиц
► для зверей
► для других насекомых
► для человека
12. Больше всего я узнал о насекомых
► из мультфильмов
► из сказок
► из энциклопедий о насекомых
► из познавательных телепередач для детей и взрослых
13. Я прочитал (подчеркни только то, что читал сам)
► Муха-Цокотуха
► Тараканище
► Приключения Муравьишки
► Паучок Энэнзи
► Необыкновенные приключения Карика и Вали
14. Чему мы можем поучиться у насекомых?
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
БОЛЬШОЕ ВАМ СПАСИБО
ЗА ПОМОЩЬ В РАБОТЕ НАД НАШИМ ИССЛЕДОВАНИЕМ!!!
У меня в портфеле
Можно от Солнца уйти...
Разноцветное дерево
Хитрость Дидоны
Кто должен измениться?