Исследовательская работа по психологии
Вложение | Размер |
---|---|
zhizn_tsen.pptx | 219.44 КБ |
tsennostnye_orientatsii.doc | 284 КБ |
Слайд 1
Работу выполнила ученица 8 класса Ромадина Мария Руководитель работы Хоменко Нина Борисовна Ростов-на-Дону 2012-2013 уч.год Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа «Эврика-Развитие » ЦЕННОСТНЫЕ ОРИЕНТАЦИИ СОВРЕМЕННЫХ ПОДРОСТКОВСлайд 2
Жизнь каждого человека состоит из поступков, в них выражается моральная сущность человека. В. А. Сухомлинский 2
Слайд 3
Цель моей работы определила следующие задачи : 1.Изучить теоретическую литературу по данной проблеме. 2.Составить анкету для проведения исследования. 3.Провести анкетирование. 4.Обработать результаты опроса. 5.Проанализировать результаты опроса. 6.Сравнить результаты исследования с требованиями к современному выпускнику. 7.Сформулировать выводы. Предмет исследования : Жизненные ценности подростков. Объект исследования : Подростки (восьмиклассники). Методы исследования : 1.Метод изучения теоретической литературы. 2.Анкетирование. 3.Сравнение. 4.Анализ. 5.Математические методы. Цель моей работы : изучение ценностных ориентаций восьмиклассников. Гипотеза : жизненные ценности, которые являются приоритетными у подростков, не способствуют формированию основных требований к современному образу выпускника школы.
Слайд 4
Современные требования к выпускнику школы 1. личность, уважающая себя, осознающая свою ценность и признающая ценность другой личности, способная сделать выбор в ситуациях морального выбора и нести ответственность перед собой и обществом; 2. гражданин общества, страны, мира, обладающий высокой политической и демократической культурой, признающий общечеловеческие ценности, уважающий людей др. национальностей, стремящийся к установлению с ними отношений сотрудничества, необходимых для сохранения и совершенствования человечества; 3. человек, имеющий уровень образования, адекватный современным мировым требованиям, позволяющий ему быть интегрированным в мировую культуру, способствующий свободному выбору области деятельности; 4. семьянин, являющийся одновременно умным, любящим и уважительным супругом, родителем, сыном или дочерью; 5. человек, свободный в выборе мнения, религии, образа жизни, признающий при этом моральные и юридические законы страны, общества, человечества, уважающих свободу выбора и права других людей; 6. личность, общая культура которой предполагает высокий уровень физической культуры и потребность в здоровом образе жизни, культуры труда, культуры эмоций и чувств, интеллектуальной культуры и культурных отношений; 7. житель планеты земля, сознающий себя частью ее природы и стремящийся к сохранению флоры и фауны планеты как части Вселенной. 4
Слайд 5
5
Слайд 6
Какая ценность важнее для человека? Хорошая дружная семья Профессиональная карьера 6
Слайд 7
Какая ценность важнее для человека? Яркая, насыщенная событиями жизнь Крепкое здоровье и долголетие 7
Слайд 8
Какая ценность важнее для человека? Доходная работа Близкие друзья и любимые люди 8
Слайд 9
Распределите по значимости ценности супружества 9
Слайд 10
Кого спасли в тонущей лодке? 5,6% 88,9% 5,6% 10
Слайд 11
Чем можно пожертвовать ради возможности быстро заработать много денег? 11
Слайд 12
Продолжи предложение: Счастье – это… 12
Слайд 13
Порядочный человек – это… 13
Слайд 14
Личностная модель подростков 14
Слайд 15
15
Ценностные ориентации современных подростков
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа
«Эврика-Развитие»
ЦЕННОСТНЫЕ ОРИЕНТАЦИИ
СОВРЕМЕННЫХ ПОДРОСТКОВ
Работу выполнила
ученица 8 класса
Ромадина Мария
Руководитель работы
Хоменко Нина Борисовна
Ростов-на-Дону
2012-2013 уч.год
ПЛАН
стр | ||
Введение | 3 | |
1 Теоретическая часть | 5 | |
1.1 | Теоретический подход к формированию мировоззрения старшеклассников | 5 |
1.2 | Жизненные ценности современных подростков | 7 |
1.3 | Современные требования к выпускнику школы | 9 |
2 Практическая часть | 11 | |
2.1 | Процедура и методика исследования | 11 |
2.2 | Результаты опроса и сравнение их с моделью современного выпускника школы | 11 |
3 Выводы и заключение | 16 | |
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ | 19 | |
ПРИЛОЖЕНИЕ | 20 |
ВВЕДЕНИЕ
"Жизнь каждого человека состоит из поступков, в них выражается моральная сущность человека"
В. А. Сухомлинский.
Потребность в определении личностных ценностей, приоритетов и смысла жизни возникает у каждого человека. Это одна из важнейших потребностей личности. В подростковом возрасте и юности эта необходимость ощущается особенно остро.
Многие ученые выявили, что особенности становления личности зависят от экономического и культурного уровня развития общества, в котором растет ребенок, от того, какой исторический этап этого развития он застал.
Развитие личности и формирование шкалы жизненных ценностей определяется также и тем, что ожидают от него семья и общество, какие ценности и идеалы ему предлагают, какие задачи стоят перед ним в разные возрастные периоды.
Я считаю, что мой возраст является наиболее важным для моего дальнейшего жизненного определения. Я и мои сверстники на данный момент постоянно находятся в состоянии внутреннего поиска. Это выражается в примеривании различных образцов поведения, внешности, способов общения и самовыражения. Мы как будто стараемся как можно больше взять от внешнего мира, сразу не понимая «что такое хорошо и что такое плохо».
Чтобы немного прояснить для себя этот вопрос, я решила написать работу, которая помогла бы лучше разобраться с тем, какие жизненные ценности преобладают у моих одноклассников.
Цель моей работы : изучение ценностных ориентаций восьмиклассников.
Гипотеза: жизненные ценности, которые являются приоритетными у подростков, не способствуют формированию основных требований к современному образу выпускника школы.
Цель моей работы определила следующие задачи:
1.Изучить теоретическую литературу по данной проблеме.
2.Составить анкету для проведения исследования.
3.Провести анкетирование.
4.Обработать результаты опроса.
5.Проанализировать результаты опроса.
6.Сравнить результаты исследования с требованиями к современному выпускнику.
7.Сформулировать выводы.
Предмет исследования : Жизненные ценности подростков.
Объект исследования: Подростки (восьмиклассники).
Методы исследования:
1.Метод изучения теоретической литературы.
2.Анкетирование.
3.Сравнение.
4.Анализ.
5.Математические методы.
1. ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ
1.1 Теоретический подход к формированию мировоззрения старшеклассников.
Социальное самоопределение и поиск себя неразрывно связаны с формированием мировоззрения.
Термин "мировоззрение" имеет множество определений, которые во многом схожи. Мировоззрение - это личное отношение человека к истинам, закономерностям, фактам, явлениям, правилам, идеям. (Сухомлинский).[6]
Мировоззрение - это взгляд на мир в целом, система представлений об общих принципах и основах бытия, жизненная философия человека, сумма и итог всех его знаний. Формирование мировоззрения начинается с той ступени мышления, поднявшись на которую человек словно оглядывает окружающий мир и в то же время ощущает себе как частицу мира - активную творческую силу. Однако психологи отмечают, что мировоззрение – не столько система знаний, сколько система убеждений, выражающих отношение человека к миру, его главные ценностные ориентиры в жизни.
Здесь принципиальное значение имеют труды классиков отечественной педагогики, педагогической философии и психологии, работавших в разное время я и в разных условиях, исповедовавших подчас существенно отличные мировоззренческие установки, но объединенных любовью к детям и своему труду, таких как К.Д.Ушинский, А.С.Макаренко, В.В.Зеньковский, В.А.Сухомлинский, С.Т.Шацкий и другие.
В исследованиях современных философов, педагогов, психологов Г.С.Батищева, Л.П.Буевой, Г.Н.Волков, Л.С.Выготского, В.В.Давыдова, В.П.Зинченко, Э.В.Ильенкова, П.В.Копнина, В.М.Коротова, А.Н.Леонтьева, Б.Т.Лихачева, А.Ф.Лосева, А.Р.Лурии, В.С.Мухиной, Н.Д.Никандрова, П.И.Смирнова и других рассматриваются методологические проблемы образования, место и роль обучения в развитии самосознания, в совокупности воздействий, формирующих мировоззрение личности.
Теоретические, общепедагогические, психологические основы процесса формирования мировоззрения учащихся, ценностных ориентации в обучении и воспитании разрабатывались Л.Н.Боголюбовым, Г.Е.Залесским, Ф.Ф.Королевым, Э.И.Моносзоном, Р.М.Роговой, Г.Н.Филоновым и др. Проблемам развития нравственного сознания, нравственных качеств личности школьников посвящены работы О.С.Богдановой, И.С.Марьенко, В.И.Петровой и др. Формирование эстетической, экологической культуры личности учащихся изучалось А.И.Буровым, И.Д.Зверевым, Н.С.Дежниковой, А.А.Остапцом-Свешниковым, Л.П.Печко, Б.П.Юсовым и др.
Юность является решающим этапом становления мировоззрения, так как именно в это время созревают его подсознательные и его эмоционально-личностные предпосылки. Юношеский возраст характеризуется не просто увеличением объема знаний, но и громадным расширением умственного кругозора старшеклассника, появлением у него теоретических интересов и потребности свести многообразие фактов к немногим принципам.
Отмечают, что мировоззренческие установки ранней юности обычно весьма противоречивы. Разнообразная, противоречивая поверхностно усвоенная информация складывается в голове подростка в своеобразный винегрет, в котором перемешано все, что угодно. Серьезные глубокие суждения странным образом переплетаются с наивными, детскими. Старшеклассник может, не замечая этого, в течение одного и того же разговора радикально изменять свою позицию, одинаково пылко и категорично отстаивать прямо противоположные несовместимые друг с другом взгляды. Но юноша склонен утверждать, что всегда говорил и думал одно и то же.
В формировании мировоззрения большое значение имеют взгляды на общество. При умственном и гражданском воспитании у подростков пробуждается интерес к таким мировоззренческим вопросам, как человек и общество, личность и коллектив, народы и человечество, материальное производство и духовная культура, борьба добра и зла, справедливости и несправедливости, идеал человеческого счастья. Также становится вопрос о смысле жизни. И от него ждут универсального, годного для всех ответа.
Отмечают, что старшие подростки, описывая будущее, говорят преимущественно о своих личных перспективах, тогда как юноши выдвигают на первый план общие проблемы. С возрастом увеличивается умение разграничивать возможное и желаемое.
Характерная черта ранней юности - формирование жизненных планов. Жизненный план возникает, с одной стороны, в результате обобщения целей, которые ставит перед собой личность. С другой стороны — это результат конкретизации целей и мотивов. [7]
Жизненный план в точном смысле этого слова возникает только тогда, когда предметом размышлений становится не только конечный результат, но и другие составляющие, а именно:
В отличие от мечты, которая может быть как активной, так и созерцательной, жизненный план - это план деятельности.
1.2 Жизненные ценности современных подростков
Как отмечено в психологической литературе, уровень социальных притязаний школьника и выбор той или иной конкретной специальности в немалой степени зависят от объективных условий. Прежде всего, это
Дети из более обеспеченных и образованных семей обычно склонны идти по стопам родителей, во всяком случае, хотят остаться в той же социально-профессиональной группе. Другие, напротив, стремятся повысить свой социально - профессиональный статус, получить высокое образование и квалификацию, чем их родители, и последние сами подталкивают их в этом направлении. Многое зависит также от социальной престижности самих профессий.
Однако примечательно, что подавляющее большинство старшеклассников выбирают профессию более или менее стихийно.
Здесь есть и определенные половые различия. Юноши критичнее оценивают возможности и требовательнее относятся к своей будущей профессии; Девушки в этом отношении пассивнее и легче мирятся с неудачами, придавая больше значения устройству личной, семейной жизни. Для юношей при выборе профессии более важен размер будущей зарплаты, а для девушек - благоприятные условия труда. Таким образом, мы видим, что выбор профессии отражает определенный уровень личных притязаний, включая оценку своих объективных возможностей и оценку своих способностей. Кроме того, на него влияет часто неосознаваемый самим субъектом уровень требований предъявляемых им к профессии. Выбор профессии является неотъемлемой частью формирования мировоззрения.
Современный мир вышел на новый виток развития, началось формирование общемировых экономических, политических и культурных систем, которые значительно выходят за границы отдельных государств. Сегодня процесс глобализации приводит к тому, что усиливается неустойчивость и неравномерность мирового экономического развития, ослабляются национальные привычки и традиции, социальные связи, постепенно начинают размываться свойства национальной культуры. В этих условиях резко встает вопрос о сохранении культурных и национальных особенностей подрастающего поколения.
На сегодняшний день национальные традиции, духовно-нравственные ценности и ориентиры молодежи начинают уступать место ценностям западного и американского общества. По-другому стали расставляться приоритеты ценностей: интересы личности, в большинстве случаев, ставятся выше интересов коллектива и общества. Постепенно меняются и другие нравственные ориентиры: приобретают положительное значение такие понятия из чужой жизни, как: «предприимчивость», «конкурентоспособность» и т.п., и наоборот, положительные в недалеком прошлом качества личности: «скромность», «альтруизм», «коллективизм» и т.п., воспринимаются как нежелательные, или даже – отрицательные. Происходит вытеснение высокой культуры массовой или псевдокультурой, которая фактически вообще не признает необходимость ценностной системы, в результате чего молодежь поглощена принципами нравственного релятивизма (т.е. убеждения, что нет единой истины, одинаковой для всех людей, а есть множество истин, удобных, полезных и убедительных для одних лиц и групп, но неприемлемых для других). [8]
1.3 Современные требования к выпускнику школы
Сегодня каждая российская школа разрабатывает образовательную программу, в которой формулирует своё предназначение, определяет цели, задачи и особенности образовательного процесса, описывает «модели» выпускника [5]
Примерная на сегодняшний день модель современного выпускника школы определена новыми образовательными стандартами. И включает в себя следующие базовые ценности:
Сегодня образ выпускника школы становится ориентиром для проектирования процессов и условий получения образовательных результатов, главным инструментом развития школы и педагогического коллектива. Резюмируя выше сказанное, можно отметить, что у выпускника современной школы должны быть сформированы готовность и способность творчески мыслить, находить нестандартные решения, проявлять инициативу, т.е. выпускник должен быть конкурентоспособным. Именно эти личностные качества определят инвестиционную привлекательность образования. [9]
2.ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ
2.1 Процедура и методика исследования
Наше исследование было посвящено изучению ценностных ориентаций современных восьмиклассников.
Для исследования нами были выбраны ученики 8 класса МБОУ СОШ «Эврика - Развитие» в количестве 21 чел.
В работе использовалось анкетирование обучающихся по вопросам, отражающим основные жизненные ценности личности.
Учащимся 8 класса предлагалось ответить на вопросы анкеты (см. Приложение). Соблюдая этический принцип, восьмиклассники отвечали на вопросы анонимно.
2.2 Результаты опроса и сравнение их с моделью современного выпускника школы.
1. Если невозможно совместить все и надо выбирать, то по какому принципу, с твоей точки зрения, следует выбирать профессию?
Согласно выбору восьмиклассников, большинство респондентов (55,6%) считают материальный доход главным принципом выбора профессии. Конечно, их можно упрекнуть в меркантильности, но, к сожалению, реалии сегодняшней жизни таковы, что заработная плата-необходимое условие для выживания. Хорошо оплачиваемые профессии, конечно, будут очень важны для человека, который хочет стать порядочным семьянином (что соответствует пункту 3 и пункту 4 Модели).
2.Ниже представлены пары жизненных ценностей. Какая ценность в каждой паре важнее для человека?
Выбирая между хорошей дружной семьёй и профессиональной карьерой, большинство подростков, не задумываясь, выбрали семью (пункт 4 Модели)
Между крепким здоровьем и долголетием и яркой, насыщенной событиями жизнью выбор в пал в сторону яркой жизни (наблюдается противоречие с пунктом 6 модели).
А близкие друзья и любимые люди оказались важнее, чем доходная работа.
Таким образом, совершенно очевидно, что старшие подростки понимают ценность семьи и близких людей, а ценность здоровья и долголетия ими ещё не осознанна (пункт 1).
3. Распределите по значимости ценности супружества.
Ценности | Очень ценно | 50/50 | Не обязательно |
% | % | % | |
Теплые, искренние отношения, взаимопонимания в семье | 94,4 | 5,6 | 0 |
Сходство интересов супругов | 11,1 | 77,8 | 11,1 |
Четкое распределение обязанностей между супругами | 27,8 | 38,9 | 33,3 |
Поддержка супругами друг друга | 88,9 | 11,1 | 0 |
Материальное благополучие семьи | 55,6 | 38,9 | 5,6 |
Забота о воспитании детей | 100 | 0 | 0 |
Совершенно очевидно, восьмиклассники считают, что главными в супружеской жизни являются такие ценности, как:
Далее чуть больше половины опрошенных утверждают, что очень важно материальное благополучие семьи. А необязательно сходство интересов супругов и чёткое распределение обязанностей в семье.
Таким образом, мы считаем, что базовые ценности семьи занимают главное место в сознании подростков (пункт 4 модели).
Выбор в пользу ребёнка говорит о том, что подростки понимают ценность детей, как части будущего (пункт 1и пункт 2 Модели).
5. Чем можно пожертвовать ради возможности быстро заработать много денег?
Как видно из диаграммы, подавляющее большинство подростков готово пожертвовать личными интересами и хобби ради быстрого заработка, но понимают важность собственного здоровья (пункт 6 Модели), близких отношений и ценность жизни других людей (пункт 1 Модели). Пренебрегать законами готовы 16,7% опрошенных (пункт 5 Модели). А нарушить благосостояние других людей возможно всего лишь для 22,2% подростков (пункт 1, пункт 2 и пункт 5 Модели).
6. Продолжи предложение:
Счастье – это… (ответы проранжированы)
% | |
Благополучная семья | 38,9 |
Чувство поддержки | 27,8 |
Успешная работа | 16,7 |
Здоровые дети | 11,1 |
Здоровье близких и родных | 11,1 |
Есть близкие люди | 11,1 |
Чем-то удовлетворён | 11,1 |
Друзья | 5,6 |
Когда всё есть | 5,6 |
Когда всё хорошо | 5,6 |
Позитив | 5,6 |
Благополучие для семьи | 5,6 |
Первые три позиции- благополучная семья (пункт 4 Модели), чувство поддержки (пункт 1и пункт 6 Модели), успешная работа (пункт 3 Модели).
Порядочный человек – это…
% | |
Соблюдающий законы | 33,3 |
Уважающие интересы другого | 22,2 |
Соблюдающий правила этикета | 16,7 |
Знающий рамки | 11,1 |
Не изменяет себе | 5,6 |
Тот, который может пожертвовать немного время для другого | 5,6 |
Соблюдает моральные ценности | 5,6 |
Честный и добрый | 5,6 |
Культурный и совестный | 5,6 |
Тот, которого таким считают все | 5,6 |
Очень важно, что подростки отметили соблюдение законов (пункт 5 Модели), уважение интересов другого (пункт 1 и пункт 2 Модели), соблюдение правил этикета (пункт 6 Модели).
7. Отметьте степень значимости личностной модели
Личностная модель | Чрезвычайно значимо | 50/50 | Не обязательно |
Надежный защитник своей страны | 38,9% | 55,6% | 5,6% |
Добросовестный дисциплинированный работник | 38,9% | 55,6% | 5,6% |
Романтик и энтузиаст | 11,1% | 55,6% | 33,3% |
Критически мыслящий человек, берущий на себя ответственность | 33,3% | 55,6% | 11,1% |
Культурный, образованный человек | 94,4% | 5,6% | 0% |
Человек, способный создать крепкую семью | 72,2% | 27,8% | 0% |
Принципиальный человек, не идущий на компромиссы | 27,8% | 33,3% | 38,9% |
Человек, способный обеспечить свое благосостояние | 55,6% | 44,4% | 0% |
Человек, тонко чувствующий прекрасное | 27,8% | 44,4% | 27,8% |
Человек, добивающийся в жизни своего | 77,8% | 16,7% | 5,6% |
Творчески высококвалифицированный человек | 44,4% | 50% | 5,6% |
Для личностной модели восьмиклассниками были отмечены следующие чрезвычайно важные составляющие:
3. Выводы и заключение.
Исходя из результатов анкетирования, можно сделать вывод, что подростки восьмого класса соответствуют модели современного выпускника школы. Напомним, что ранее выдвинутая нами гипотеза заключалась в том, что жизненные ценности, которые являются приоритетными у подростков, не способствуют формированию основных требований к современному образу выпускника школы, на практике не подтвердилась.
Из предложенной примерной модели современного выпускника школы нами не рассмотрен лишь один пункт 7. Это объясняется тем, что наш опрос не включал вопрос по данной проблеме. Это является недоработкой в процессе составления анкеты.
Наиболее ценным для современной молодежи остается семья в её традиционном понимании, благосостояние семьи, взаимопонимание и поддержка и личностная ориентация.
Итак, можно согласиться с отечественными исследователями, что столь распространенное сегодня мнение о меркантильности современной молодежи, ее прагматизме, обусловлено тем, что эти молодые люди представляют не очень многочисленную, но весьма активную, целеустремленную и дерзкую часть нового поколения, способную мыслить и действовать не так, как поколение родителей. Следует отметить, что такое поведение молодежи - это ответ на вызовы времени. Поэтому необходимо уже сегодня видеть в современной молодежи важнейший социальный ресурс.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1 | http://www.obrazov-yaltch.edu.cap.ru/?t=speech&eduid=5899&speech=6435 Меняющийся мир и модель выпускника современной школы |
2 | |
3 | Кон И.С. Психология ранней юности: кн.для учителя. М. Просвещение, 2000. 255с. |
4 | Кон. И.С Жизненная перспектива и формирование мировоззрения. http://sexology.narod.ru/book19_14.html |
5 | Модель выпускника школы http://rudocs.exdat.com/ |
6 | Немов Р.С. Психология для студ. высш. пед. заведений. М. Гуманит. изд. центр ВЛАДОС 2000 |
7 | Осетник И. В.. Современные проблемы трудоустройства выпускников. основные требования работадателей к выпускникам. |
8 | Формирование жизненных ценностей и приоритетов |
9 | Формирование мировоззрения старшеклассников в процессе освоения религиоведческих знаний. http://www.dissercat.com/content/formirovanie-mirovozzreniya-starsheklassnikov-v-protsesse-osvoeniya-religiovedcheskikh-znani |
Позвольте, я вам помогу
Ласточка
Городецкая роспись
Красочные картины Джастина Геффри
Тигрёнок на подсолнухе