Реферат посвящен первому выходу человека в космос. Выход космонавтов в открытый космос называют внекорабельной деятельностью. Внекорабельная деятельность – это работы, выполняемые космонавтами, снаряжёнными в скафандры, в негерметичных отсеках
орбитальной пилотируемой станции, в открытом космическом пространстве или на поверхности планет и прочих внеземных объектов.
Выходы в открытый космос опасны по множеству различных причин.
Первая опасность заключается в том, что возможно столкновение с космическим мусором. Орбитальная скорость на высоте полета пилотируемых космических кораблей (300 км над Землей) равна 7,7 км/с. Это в 10 раз превышает скорость полёта пули, так что кинетическая энергия маленькой частицы краски или песчинки равна энергии пули, обладающей в 100 раз большей массой.
Вторая опасность заключается в том, что окружающая обстановка в космическом пространстве чрезвычайно сложна для предполётного моделирования. Выходы в космос часто планируются на поздней стадии
разработки полёта, при обнаружении каких-либо насущных проблем или неисправностей, иногда в процессе самого выполнения полёта.
Опасна возможная разгерметизация скафандра и быстрая гибель космонавта из-за повреждения или прокола скафандра, если космонавт не успеет вовремя вернуться на корабль.
Опасно воздействие радиации. Потенциальную опасность несёт удаление от космического корабля, что грозит гибелью из-за израсходования запаса дыхательной смеси.
Помочь космонавту, вышедшему в открытый космос, очень трудно, просто невозможно. Потенциальная опасность выходов в открытый космос неизбежно ведет к эмоциональному давлению на космонавтов. Автор достаточно подробно описывает выход Алексея Леонова в открытый космос.
Вложение | Размер |
---|---|
kosmicheskiy_podvig_zemnogo_cheloveka.prohorov_maksim.doc | 112 КБ |
1. Введение.
Обоснование темы проекта.
В истории нашей Родины есть много трагических и много героических страниц. Победы страны в области космонавтики - это результат героического труда моего народа.
18 марта 1965 космический корабль "Восход-2" стартовал с космонавтами Павлом Ивановичем Беляевым и Алексеем Архиповичем Леоновым на борту. Полет длился 1 сутки и 2 часа. В ходе него Леонов первым из космонавтов вышел в открытый космос и находился там около 12 минут. В масштабах всей истории человечества неважно, кто первым запустит человека в космос, первым откроет в него двери: СССР или США. Но в рамках соревнования двух сверхдержав это имело принципиальное значение.
После запуска первого искусственного спутника Земли и полета Юрия Алексеевича Гагарина выход человека в космос стал очередным прорывом Советского Союза в освоении космического пространства. Первопроходцем полвека назад стал россиянин Алексей Леонов. Опередив американцев на два месяца, он, рискуя собственной жизнью (и во многом репутацией страны), в тяжелейших условиях сумел благополучно завершить миссию. Сегодня самоотверженный труд и опасная работа на благо страны многим кажутся бессмысленными. Но полет в космос и выход в открытое космическое пространство до сих пор являются опасной работой, ответственным и рискованным делом на благо Родины.
В марте текущего года исполнилось ровно 50 лет со дня этого события. Выход в открытый космос до сих пор является ответственным и рискованным делом.
Я решил узнать подробности этого события и подготовить реферат к предстоящему юбилею.
Цель проекта: Подробно изучить информацию о полете Алексея Леонова, научиться писать реферат, делать презентацию, работать над проектами.
Задачи проекта:
Предметом изучения стали материалы из Интернета, материалы книг и фильмов.
2. Космический подвиг земного человека.
2.1. Участие России в космических гонках.
На протяжении многих лет Советский Союз и Соединенные штаты Америки вели соревнования во многих областях науки и техники. В октябре 1957 года состоялся запуск первого советского космического спутника, а 12 апреля 1961 Советский Союз отправил в космос первого космонавта, опередив США. К этому времени американские конструкторы заканчивали работу над проектом многоместного космического корабля "Джемини". Ни генеральный конструктор Сергей Павлович Королев, ни советское руководство не могли допустить, чтобы после столь блистательного начала космической гонки СССР уступил американцам. Следующим этапом программы "Восход" стал выход человека в открытый космос.
С этой целью достаточно быстро был разработан трехместный корабль "Восход", рассчитанный на полёт нескольких космонавтов одновременно. Для выхода в безвоздушное пространство трехместный корабль "Восход" был переоборудован в двухместный, чтобы освободить пространство для надевания скафандра и создать вход в шлюзовую камеру.
Полет «Восход – 2» напоминает сценарий космического триллера: почти 10 нештатных ситуаций возникло в одном полете. И проблемы при выходе в открытый космос— не самые опасные из них . Космонавты могли вообще не вернуться на Землю. Аварии ведь начались еще до полета: взорвался при посадке беспилотный корабль, аналог того, на котором должны были лететь Леонов и Беляев. Пережив столько стрессов, Павел Беляев скончался через пять лет после легендарного полета.
2.2. Потенциальные опасности при выходе в открытый космос.
Выход космонавтов в открытый космос называют внекорабельной деятельностью. Внекорабельная деятельность – это работы, выполняемые космонавтами, снаряжёнными в скафандры, в негерметичных отсеках
орбитальной пилотируемой станции, в открытом космическом пространстве или на поверхности планет и прочих внеземных объектов.
Выходы в открытый космос опасны по множеству различных причин.
Первая опасность заключается в том, что возможно столкновение с космическим мусором. Орбитальная скорость на высоте полета пилотируемых космических кораблей (300 км над Землей) равна 7,7 км/с. Это в 10 раз превышает скорость полёта пули, так что кинетическая энергия маленькой частицы краски или песчинки равна энергии пули, обладающей в 100 раз большей массой.
Вторая опасность заключается в том, что окружающая обстановка в космическом пространстве чрезвычайно сложна для предполётного моделирования. Выходы в космос часто планируются на поздней стадии
разработки полёта, при обнаружении каких-либо насущных проблем или неисправностей, иногда в процессе самого выполнения полёта.
Опасна возможная разгерметизация скафандра и быстрая гибель космонавта из-за повреждения или прокола скафандра, если космонавт не успеет вовремя вернуться на корабль.
Опасно воздействие радиации. Потенциальную опасность несёт удаление от космического корабля, что грозит гибелью из-за израсходования запаса дыхательной смеси.
Помочь космонавту, вышедшему в открытый космос, очень трудно, просто невозможно. Потенциальная опасность выходов в открытый космос неизбежно ведет к эмоциональному давлению на космонавтов.
2.3 Реконструкция корабля для выхода в открытый космос.
Для выхода в открытый космос космический корабль "Восход-2" был оборудован надувной шлюзовой камерой «Волга». Шлюз имел цилиндрическую конструкцию и состоял из 36 надувных секций, разделенных на 3 изолированные друг от друга группы. Это обеспечивало сохранность шлюза. Он сохранял свою форму даже в случае выхода из строя двух секций. Перед стартом камера складывалась и имела размеры 70 см в диаметре и 77 - в длину. В космосе камера надувалась и имела следующие размеры: 2,5 метра в длину, внутренний диаметр - 1 метр, внешний - 1,2 метра. Масса камеры - 250 кг. Перед сходом с орбиты камера отстреливалась от корабля.
Космонавт, выходящий в открытый космос, соединялся с кораблем фалом. Последний обеспечивал связь с бортом корабля и подачу кислорода. Кроме того на скафандре космонавта крепился дополнительный аварийный баллон с кислородом для автономной работы космонавта. Снаружи камеры конструкторы установили кинокамеру, баллоны с запасом воздуха для надува и баллоны с аварийным запасом кислорода.
2.4. Скафандр «Беркут».
Для первого выхода в космос использован скафандр «Беркут». Это был универсальный космический скафандр вентиляционного типа с автономной ранцевой системой жизнеобеспечения. Скафандр был разработан в СССР в 1964—1965 годах и предназначался для обеспечения безопасного выхода человека в открытый космос и спасения космонавтов при разгерметизации космического корабля. Он относится к скафандрам «мягкого» типа, то есть, не имеющим жёсткого каркаса. Он расходовал около 30 л кислорода в минуту и был рассчитан на 30 минут пребывания космонавта в открытом космосе.
Скафандр «Беркут», в котором тренировались и выходили в открытый космос космонавты, существенно отличался от того, в котором летали на «Востоках». Для повышения надежности ввели дополнительную резервную герметичную оболочку. Верхний комбинезон сшили из многослойной металлизированной ткани - экранно-вакуумной изоляции. По сути он представлял собой термос, состоящий из нескольких слоев пластиковой пленки, покрытой алюминием. Прокладки из экранно-вакуумной изоляции монтировались также в перчатки и в обувь. Наружная одежда предохраняла космонавта и от возможных механических повреждений герметичной части скафандра, так как шилась она из очень прочных искусственных тканей, не боящихся высоких и низких температур. Скафандр заметно потяжелел - добавила веса и система жизнеобеспечения. Она размещалась в наспинном ранце и включала кроме системы вентиляции еще два 2-литровых баллона с кислородом. На корпусе ранца крепился штуцер для их заправки и окошко манометра для контроля за давлением. На случай нештатной ситуации в шлюзовой камере имелась резервная кислородная система, соединяемая со скафандром при помощи шланга.
Общий вес «выходного костюма» приблизился к 100 кг, и во время земных тренировок космонавтам приходилось ездить в своеобразном «бегунке», поддерживающем жесткую часть скафандра. Но в невесомости масса скафандра не играла существенной роли. Гораздо больше помех создавало давление воздуха, заполнявшего герметичную оболочку, делая скафандр жестким и неподатливым. Космонавтам приходилось с усилием преодолевать сопротивление собственного облачения. Алексей Леонов вспоминал: «Для того, например, чтобы сжать кисть руки в перчатке, требовалось усилие в 25 килограммов». Поэтому во время подготовки к полету физической форме придавалось особое значение: космонавты совершали ежедневные кроссы или лыжные пробежки, усиленно занимались гимнастикой и тяжелой атлетикой.
18 марта 1965 космический корабль "Восход-2" стартовал с космонавтами Павлом Ивановичем Беляевым и Алексеем Архиповичем Леоновым на борту.
2.5. Биографии космонавтов.
Первые космонавты в основном были летчиками или летчиками – испытателями. Космонавт, которого уже включили в экипаж, – это человек, владеющий собой, способный справиться с неожиданными обстоятельствами и наладить партнёрские отношения с товарищами. Требования к будущим космонавтам предъявлялись чрезвычайно жесткие. В первый отряд отбирались летчики с железным здоровьем и железными нервами не старше 35 лет, ростом не выше 170 см и весом не более 70 кг. Из сотен претендентов было отобрано всего 12 человек. Ставку сделали на железную дисциплину и изматывающую физическую подготовку. В термокамере их подвергали воздействию температур до +70 о. А барокамере космонавтов подвергали супернизкому давлению, эквивалентному давлению на высоте 50-60 км над уровнем моря. Курсантов сбрасывали в скафандрах в ледяную воду до 10 раз в течение дня. Их приучали к невесомости. Для этого самолет ТУ -104 был переоборудован в летающую лабораторию. При выполнении специальной фигуры пилотажа «провал в воздухе», в течение 26 секунд создавалось состояние невесомости, когда курсанты могли посидеть на потолке. 3а 1,5 часа полета самолета делалось 5 таких «горок», и в общей сложности набиралось около 2 минут невесомости.
Космонавтов учили выживанию на море, выживанию зимой, выживанию в пустыне. Капсула, в которой они возвращаются на Землю, называется корабль-спасатель. В определённый момент спуска космонавты должны включить тормозной двигатель и прилететь в заданный район и дожидаться спасателей.
Командир корабля Павел Иванович Беляев родился 26 июня 1925 года в селе Челищево Северо-Двинской губернии (Волгоградская область). В июне 1942 года окончил 10 классов в средней школе № 1 в городе Каменске-Уральском Свердловской области, работал токарем на трубном заводе, в 1943 году добровольно вступил в ряды Советской Армии и был направлен в Ейское военное авиационное училище летчиков. Училище окончил в 1945 году. Участвовал в боевых действиях против милитаристской Японии. К моменту полета он был заслуженным мастером спорта СССР и имел чин полковника.
Алексей Архипович Леонов был вторым пилотом. Родился 30 мая 1934 года в селе Листвянка Кемеровской области на Кузбассе. Он был восьмым ребёнком в семье. В 1937 году на отца Леонова Архипа Алексеевича написали донос и арестовали. Он был осужден по статье «вредительство», по которой давали от 8 до 15 лет с конфискацией имущества. Вина отца заключалась в том, что он работал колхозным зоотехником и на время был назначен заведующим зерносушилки. Когда рабочие пересушили зерно, Архипа Алексеевича арестовали. Семья осталась без средств к существованию и была вынуждена переехать в Кемерово.
Но семье повезло, Архипа Леонова вскоре освободили, т. к. арестант - зоотехник вылечил целое стадо свиней.
В 1948 году семья переехала по месту работы отца в город Калининград (Кёнигсберг), где его родственники проживают и ныне. В 1953 году Алексей Леонов окончил среднюю школу № 21 Калининграда и по комсомольскому набору поступил в 10-ю Военную авиационную школу первоначального обучения летчиков в Кременчуге. Дело в том, что Алексей в пятилетнем возрасте посмотрел фильм «Истребители» и с самого детства хотел стать летчиком.
В 1955 году Алексей окончил Военную авиационную школу и поступил в Чугуевское военное авиационное училище. Служил в ВВС Советского Союза. 1959 году случилось событие, которое помогло ему стать космонавтом. Алексей Леонов тогда служил в Киевском военном округе, ему приходилось летать на истребителе - перехватчике. Однажды на самолете случилась авария, лопнула трубка гидросистемы, и отказали приборы и электричество, и в этой катастрофической ситуации Алексей Леонов не растерялся и успешно посадил самолёт. В том же году лётчиков- истребителей набирали в первый отряд космонавтов. Леонов успешно прошел медицинскую комиссию и в 1960 году был принят в секретную войсковую часть 26266. Позже он прошел подготовку к полетам на кораблях «Восток» и «Восход».
До момента первого выхода человека в открытый космос высказывались противоречивые предположения о том, как это произойдет. Одни утверждали, что космонавт может «привариться» к кораблю. Другие полагали, что человек, лишенный привычной опоры, не сумеет сделать за бортом корабля ни одного движения. Третьи считали, что бесконечное пространство вызовет страх у человека и негативно отразится на его психике. Так или иначе, но того, как встретит космос человека, рискнувшего сделать в его пространстве первый шаг, в точности не знал никто, в том числе и Главный конструктор. «Если будет очень трудно, принимайте решение в зависимости от обстановки», — говорил Королев космонавтам. В крайнем случае, экипажу разрешалось «ограничиться лишь открытием люка и выставлением за борт руки».
Такую сложную задачу, как первый выход человека в открытый космос из кабины корабля через шлюзовую камеру, можно было решить только при полном взаимопонимании, доверии и уверенности друг в друге. От экипажа космического корабля «Восход-2» требовались особая слаженность и сработанность. При распределении обязанностей между членами экипажа учитывали не столько профессиональную подготовку, сколько индивидуально-психологические качества космонавтов. Для Беляева были характерны воля и выдержка, позволяющие ему не теряться в самых сложных ситуациях, логическое мышление, большая настойчивость в преодолении трудностей при достижении поставленной цели. Леонов же относился к холерическому типу — порывистый, смелый, решительный, он был способен легко развивать кипучую деятельность. Кроме того, будучи наделенным художественным даром, Леонов мог быстро охватывать взором и запоминать целые картины, а затем довольно точно воспроизводить их. Эти два разных по характеру человека хорошо дополняли друг друга.
2. 6. Космический подвиг земного человека.
18 марта космический корабль «Восход-2» вышел на орбиту Земли. За выходом в открытый космос следила вся страна. Павел Беляев помог Леонову облачиться в скафандр и укрепить аварийный баллон с кислородом. На случай внештатной ситуации надел скафандр и Павел Беляев. Когда корабль совершал первый виток вокруг Земли, была надута шлюзовая камера, на втором витке начался выход Леонова в космос. Он мягко оттолкнулся от корабля, и стал вращаться вокруг оси, осторожно подвигая руками и ногами. Движения выполнялись сравнительно легко, и он, раскинув руки, как крылья, стал свободно парить в безвоздушном пространстве высоко над Землей, при этом 5-метровый фал надежно связывал его с кораблем. Так впервые человек с планеты Земля полетел над ней в скафандре со скоростью 28000 км/ч. Параметры орбиты составляли от 167 км до 475 км над поверхностью Земли. Космонавт пять раз удалялся от корабля на расстояние до 5,35 м.
Вот что позже написал Алексей Леонов в своих воспоминаниях: «...картина космической бездны, которую я увидел, своей грандиозностью, необъятностью, яркостью красок и резкостью контрастов чистой темноты с ослепительным сиянием звёзд просто поразила и очаровала меня... на этом фоне я вижу наш советский корабль, озарённый ярким светом солнечных лучей. Когда я выходил из шлюза, то ощутил мощный поток света и тепла, напоминающий электросварку. Надо мной было чёрное небо и яркие немигающие звёзды. Солнце представлялось мне, как раскалённый огненный диск… Но больше всего запомнилась необыкновенная тишина. На Земле человек никогда не слышит своего дыхания и биения собственного сердца. А там, в космосе, это были для меня два единственных звука. Из образов – яркое солнце, немигающие звёзды... всё было сплошь усеяно ими, и легко терялись привычные созвездия». В какой – то момент, когда Леонов оттолкнулся от корабля, тот тоже стал вращаться вокруг центра масс. А это нерасчетная ситуация. Она опасна тем, что космонавт мог попасть в антенное поле. Все это время в скафандре поддерживалась «комнатная» температура, а его наружная поверхность разогревалась на солнце до +60° и охлаждалась в тени до -100°С.
На восьмой минуте космонавт почувствовал, что у него пальцы выходят из перчаток. Произошла внештатная ситуация: скафандр в абсолютном вакууме раздулся от разницы давлений так, что превысил диаметр люка, препятствуя возвращению космонавта в космический корабль. Леонов как будто оказался внутри воздушного шарика. Времени на спасение оставалось 30 минут. И тогда, нарушая все инструкции, не сообщая на Землю, Алексей Леонов переключил скафандр на резервное давление 0.27 атмосфер. При понижении давления азот в крови человека закипает, но азота в крови Алексея к этому моменту уже не было, почти час он уже дышал чистым кислородом, который и вытеснил азот. Леонов ухватился за страховочный фал и подтянул себя к шлюзовой камере. По инструкции он должен был идти ногами вперёд, чтобы закрыть за собой выходные люки сначала шлюзового отсека, потом самого корабля, но подойти к шлюзовой камере удавалось только головой вперёд. Леонов втиснулся в камеру шлюза. Следовало еще каким – то образом развернуться. Разворачиваться пришлось внутри, при том, что внутренний диаметр шлюза составлял 1 м, а ширина скафандра в плечах — 68 см. Вот здесь была самая большая нагрузка. Пульс у Алексея дошел до 190. Пот заливал глаза. Космонавт стал делать всё на ощупь. Технологически конструкцию шлюза нельзя было сделать жесткой, это и помогло Алексею Леонову. Общее время первого выхода составило 23 минуты 41 секунду (из них вне корабля 12 минут 9 секунд).
После закрытия люка вдруг выяснилось, что растёт давление кислорода, в кабине корабля стало происходить замещение воздуха кислородом. Сигнал о том, что люк закрыт, был, но микронная щель стравливала воздух, и автоматика стала нагнетать кислород. Это превращало корабль в пороховую бочку и грозило космонавтом смертельной опасностью. Космонавты все понимали, но сделать почти ничего не могли: до конца убрали влажность, убрали температуру (стало 10 – 12°С). Но у них уже наступило кислородное опьянение. Космонавты заснули. По одной из версий Алексей Леонов задел рукой вентиляционный шланг, тот прошел через скобы и зацепил тумблер поддавливания. Высокое давление прижало люк, утечка воздуха прекратилась, и система жизнеобеспечения отключила подачу кислорода. Космонавты пришли в чувство. Полет продолжался.
Программой полета предусматривалось осуществить посадку в автоматическом режиме на семнадцатом витке, но из-за отказа автоматики, вызванного «отстреливанием» шлюзовой камеры, пришлось уйти на следую-щий, восемнадцатый виток и садиться с использованием ручной системы управления. Это была первая посадка в ручном режиме, и при ее осущест-влении обнаружилось, что с рабочего кресла космонавта невозможно заглянуть в иллюминатор и оценить положение корабля по отношению к Земле. Начинать же торможение можно было только сидя в кресле в пристегнутом состоянии. Из-за этой нештатной ситуации была потеряна необходимая при спуске точность. Задержка команды на включение тормозных двигателей составила 45 секунд.
В расчетную точку посадки спусковой аппарат не попадал. Он приземлился в глухой тайге на Северном Урале, в 180 км севернее Перми, вдали от населенных пунктов. Поисковой службы тогда еще не было. Посадке вертолетов помешали высокие деревья, теплую одежду для космонавтов также не удалось сбросить. Корабль приземлился не совсем удачно, космонавты едва смогли открыть люк. А когда открыли, то чуть не утонули. При падении спускаемый аппарат образовал яму и лежал в ней. Раскаленный аппарат растопил лежавший вокруг снег, и вода заполнила яму. В итоге космонавты промокли насквозь. И здесь судьба продолжила испытывать космонавтов. Из воспоминаний Леонова: «Когда мы приземлились, нас нашли не сразу... Мы сидели в скафандрах двое суток, у нас не было другой одежды. Из-за пота у меня в скафандре было по колено влаги, примерно 6 литров. Так в ногах и булькало. Ночью стали замерзать, сняли скафандры, разделись догола, выжали белье и надели его вновь. Затем спороли экранно-вакуумную теплоизоляцию. Всю жесткую часть выбросили, а остальное надели на себя. Это девять слоев алюминизированной фольги, покрытой сверху дедероном. Сверху обмотались парашютными стропами, как две сосиски. И так остались там на ночь». Трое суток они выживали в тайге, пока к ним пробивались спасатели. Первым их обнаружил какой-то местный охотник, который чуть было не застрелил их, так как сильно испугался, увидев двух НЕЧТО в шлемах.
Космонавты были обнаружены через четыре часа в тайге, но из-за глубокого снега эвакуированы только много позже. Трое суток пробирались спасатели к замерзающему экипажу. А в 12 дня прилетел вертолет, на котором привезли теплую одежду. Развели костер, поставили котел. Космонавты помылись. Потом за два часа для них срубили маленькую избушку, где те и переночевали нормально. 21 марта была подготовлена площадка для посадки вертолета. И в тот же день на борту Ми-4 космонавты прибыли в Пермь.
3. Выводы.
Оценку значения совершенного Алексеем Леоновым и Павлом Беляевым дал Главный конструктор С.П. Королев: «Перед экипажем корабля «Восход-2» была поставлена труднейшая, качественно иная, чем в предыдущих полетах, задача. От ее успешного решения зависело дальнейшее развитие космонавтики, пожалуй, не в меньшей степени, чем от успеха первого космического полета... значение этого подвига трудно переоценить: их полет показал, что человек может жить в свободном космосе, выходить из корабля... он может работать всюду так, как это окажется необходимым. Без такой возможности нельзя было бы думать о прокладывании новых путей в космосе»...
По итогам полета был сделан вывод о возможности человека выполнять различные работы в открытом космосе, а самый главный результат – это создание нового скафандра для работы людей за бортом космического корабля. В этом полете впервые была осуществлена ручная посадка спускаемого корабля.
За этот полёт космонавтам было присвоено звание «Героев Советского Союза». Алексей Леонов был награжден орденом Ленина и медалью «Золотая Звезда». Через несколько месяцев после Леонова американцы осмелились только высунуть по пояс своего астронавта из корабля, а Леонов от своего корабля отталкивался и даже закрутил его вокруг оси.
С тех пор прошло 50 лет. За эти годы в космосе побывало немало космонавтов. С момента первого пребывания человека в открытом космическом пространстве совершено более 700 выходов в космос общей продолжительностью более 4 тыс. часов. Работа космонавтов в открытом космосе и сейчас полна опасностей, но во время того первого выхода космонавты несколько раз были на пороге гибели. Первый выход и последовавшие за ним события были полны опасных приключений и внештатных ситуаций. Алексей Архипович и Павел Иванович Беляев с ними справились. Помогли воля, характер, смелость и собранность.
В результате работы над проектом я просмотрел 3 фильма о полете Алексея Леонова, изучил материалы об устройстве корабля, шлюза, скафандра; впервые близко, пусть даже заочно, познакомился с мужественным человеком, который поборол свой страх перед космической бездной. Я научился отбирать материал для проекта, прочитал много интересного о космонавтах, научился создавать презентации, выступать перед аудиторией.
На неделе физики я выступил с проектом перед учениками начальной школы, перед учениками восьмых классов и на заседании школьного научного общества.
Список использованных источников:
2. Загадки истории. Тайны СССР. Пресс – Курьер. Санкт – Петербург.2014 г.
3. http://scifiart.narod.ru/About/about.htm,
4. http://galspace.spb.ru/index69-1.html
5. http://www.ntv.ru/novosti/1367017/?fb#ixzz3YukEYvJo
6. http://www.ntv.ru/novosti/1366276/#ixzz3XPIoDoro
7. http://www.youtube.com/watch?v=FqIstw80SSI
8. http://www.youtube.com/watch?v=6EQwsYUMcQ4
Приложение.
"Летая в космосе, нельзя не выходить в космос, как, плавая, скажем, в океане, нельзя бояться упасть за борт и не учиться плавать... Космонавт, вышедший в космос, должен уметь выполнить все необходимые ремонтно-производственные работы, вплоть до того, чтобы произвести нужную там сварку... Это не фантастика - это необходимость, и чем больше люди будут летать в космосе, тем больше эта необходимость будет ощущаться".
Главный конструктор Сергей Павлович Королев.
Приложение.
После возвращения на Землю Леонов готовился к полетам на Луну и в советских планах он был командиром экипажа. Но лунная программа СССР не была реализована. В 1968 году Леонов окончил Военно-воздушную инженерную академию имени Н. Е. Жуковского. Несколько раз проходил подготовку к полетам, но ни один из полетов так и не состоялся. С 1971 года Алексей Леонов занимал пост заместителя начальника Центра подготовки космонавтов и командира отряда космонавтов. Второй раз он полетел в космос только в 1975 году – командиром космического корабля «Союз-19». Этот полет продолжался почти 6 суток, и в нем произошла стыковка с космическим кораблем США «Аполлон». В 1981 году стал кандидатом технических наук, а затем – действительным членом Международной академии астронавтики. Алексей Архипович Леонов ведёт широкую общественную деятельность. В январе 1988 года он стал сопредседателем Международной ассоциации участников космических полётов, с 1991 по 1997 год был председателем ассоциации. С марта 1992 г. генерал-майор авиации А. А. Леонов в запасе. Имеет 4 изобретения и более 10 научных трудов. Вышел на пенсию в 1991 году, проживает в Москве.
При жизни этого легендарного космонавта улицы городов названы его именем. А.А. Леонов — почётный гражданин городов: Калуга, Пермь, Вологда, Кемерово, Нальчик, Калининград, Владимир, Белгород (Россия); Друскининкай (Латвия); Караганда, Джезказган, Аркалык (Казахстан); Лос-Анджелес, Нью-Йорк, Хьюстон, Сан-Антонио, Сан-Франциско, Вашингтон, Атланта, Нашвилл, Солт-Лейк-Сити, Чикаго (США); Усти-над-Лабой (Чехия); Альтенбург .
Алексей Леонов имеет множество наград, в том числе иностранных,
звание Дважды Героя Советского Союза. Его имя носит кратер на Луне.
Именем Леонова назван кратер на поверхности Луны. Выдающийся космонавт награждён золотой медалью Циолковского, двумя золотыми медалями «Космос», двумя медалями де Лаво, золотой медалью Гагарина (FAI). Удостоен международного авиационного приза имени К. Хармона. А.А. Леонов — автор книги «Особенности психологической деятельности космонавтов». Серьёзно увлекается живописью. Его работы неоднократно экспонировались на выставках и вернисажах. Алексей Архипович создал несколько рисунков для почтовых марок.
Сочини стихи, Машина
Ворона
Три загадки Солнца
Знакомые следы
Шелковая горка