В работе рассказывется о судьбах ровесников автора статьи - военном поколении детей, о том, как и чем они жили, как боролись с врагом, за что умирали.
Вложение | Размер |
---|---|
statya_safronova.docx | 21.65 КБ |
Сафронова О.В.
учитель истории и обществознания МБОУ СОШ №88 с УИОП
Усова Е.М.
учащаяся МБОУ СОШ №88 с УИОП
Детство, опаленное войной.
Ранним утром 22 июня 1941 года фашистская Германия вероломно напала на Советский Союз. Началась Великая Отечественная война. В первый же день войны Воронежская область была объявлена на военном положении. Не дожидаясь официальных повесток, воронежцы шли на призывные пункты, требовали отправки на фронт. Тысячи юношей и девушек горели желанием стать воинами Красной Армии. Шла подготовка медицинских сестер и санитарных дружинниц. Жители Воронежской области создавали отряды народного ополчения. Только за первые недели войны по области в народное ополчение вступили 60 тыс. человек. Был сформирован Воронежский добровольческий коммунистический полк. Более трети полка составляли коммунисты и комсомольцы. Воронежский добровольческий коммунистический полк не участвовал в боях за Воронеж, но в составе 1-й гвардейской стрелковой дивизии со славой прошел путь от Воронежа до Вены.
В своей работе, я хотела бы поговорить о судьбах моих ровесников - военном поколении детей, о том, как и чем они жили, как боролись с врагом, за что умирали. Эти ребята стали взрослыми в одночасье - 22 июня 1941 года, и с этой минуты несли на своих хрупких плечах все тяготы войны наравне со взрослыми: сражались на фронте и в тылу, участвовали в партизанских отрядов, терпели голод и унижение в концентрационных лагерях, гибли от фашистских пуль, их рабский труд использовался на заводах и фермах Германии.
Во время Великой Отечественной войны против гитлеровских оккупантов действовала целая армия мальчишек и девчонок. Только в оккупированной Белоруссии не менее 74500 мальчишек и девчонок, юношей и девушек воевали в партизанских отрядах. В Большой Советской Энциклопедии написано, что в годы Великой Отечественной войны более 35 тыс. пионеров – юных защитников Родины – было награждено боевыми орденами и медалями.
Это было поразительное «движение»! Мальчишки и девчонки не дожидались, пока их «призовут» взрослые, – начали действовать с первых дней оккупации. Рисковали смертельно! Полоцкий мальчишка Леня Косач собрал на местах сражений 45 винтовок, 2 ручных пулемета, несколько корзин патронов и гранат и надежно спрятал все это; представился случай – передал партизанам. Таким же образом создавали для партизан арсеналы и сотни других ребят.
Ребята расклеивали листовки. Это много- в оккупированном городе знать, что страна не сдалась, а воюет, и победа близка.
Тех мальчишек, что бежали на фронт, участвовали в боях, называли сыновьями полков. Ходили в разведку, воевали, геройски погибали. Вот лишь некоторые имена: Забродченко Николай, Осипов Николай, Ракитов Григорий, Ракитов Петр, Попов Алексей, Балабуха Анатолий, Комарь Анатолий…
Великий подвиг совершили и воронежцы в годы Великой Отечественной войны. Сотни тысяч наших земляков отважно сражались за свободу родной страны. Они защищали Москву и Ленинград, участвовали в Сталинградской и Курской битвах, освобождали Варшаву и Прагу, штурмовали Берлин. Около 300 воронежцев за проявленный героизм и мужество присвоено звание Героя Советского Союза.
Вместе со взрослыми в военных действиях принимали участие и совсем юные жители Воронежской области. Многие школьники тайком уходили из дома на фронт, становились связными и разведчиками. Неоценим подвиг юных героев: Кости Феоктистова, Кости Стрелюка, Лили Федодеевой и других. Героизм воронежцев на полях сражений перекликался с героическим трудом в тылу.
Женщины, дети и старики заменили ушедших на фронт мужчин. Они работали на заводах и занимались сельским хозяйством, водили и ремонтировали тракторы и комбайны, вручную сажали поля и убирали урожай, лечили раненых и ухаживали за бойцами в госпиталях. Кроме того, во многих районах области пионерами были созданы мастерские по изготовлению различных вещей для фронта. Ребята отправляли нашим солдатам носки, варежки, кисеты, носовые платки, а подарки детей вдохновляли бойцов на новые подвиги.
Грохот боев Великой Отечественной войны давно стих и затерялся во времени, да и людей, способных об этом рассказать, становиться все меньше. Годы летят и вместе с ними исчезают предметы эпохи. Что-то навсегда останется параграфом в учебнике истории, что-то черно-белой фотографией или печальной песней.
Воспоминания детей войны- свидетельства ужасов того тяжелого времени. «Фашистами было уничтожено 8814 домов, 1382 школы. Не пощадил враг и сам город. Стоя в обороне немцы зверствовали над мирными жителями, убивали мирных граждан, детей, женщин. Бросали младенцев в колодцы, кого постарше- угоняли в Германию, где были лагеря смерти, где не кормили. Заставляли работать. Дети гибли тысячами. Мы учились разутыми, раздетыми с постоянным желанием поесть, так как были голодны. Писали на газетах, учебник был на 8-10 человек, чернила делали сами из печной сажи и вот выучились»-вспоминает воронежец Анатолий Иванович Маковкин, бывший несовершеннолетний узник фашизма.
Некрасова Анна Григорьевна, родилась в мае 1936 года в Воронежской области-«С приходом немцев начались у всех, в том числе и у нас, испытания. Немцы избивали за каждую мелочь. Брата били плеткой не раз практически без причины. Старшую сестру, Елену, сразу угнали рыть окопы, откуда она неоднократно сбегала. Спустя время, нас вообще выгнали под конвоем из хаты. Холод, есть нечего. Зимовали, закопавшись в солому. Многие умирали от холода и голода, особенно военнопленные. Вот что досталось на нашу долю. Нынешнее поколение не только того не испытало. Но даже не имеет об этом представления…»
Анна Васильевна Данилычева родилась в селе Костенки в 1930 году.
Вот отрывки из её воспоминаний: «В 11 лет я попала в фашистский концлагерь. Ведь мы все оказались в самом пекле войны и пережили то, что порой не под силу и взрослым. Холод, голод, чесотка, вошь, каждый день ждешь –вот тебя пристрелят…Господи, лучше не вспоминать…Я часто думаю, какие трудности может перенести человек и на что он вообще способен. Но главное –самое главное –наше поколение вышло из лихолетья сильным духом. Мне так хочется рассказать молодежи об ужасах, пережитых моим поколением. Я хочу сказать молодежи: будьте бдительны, берегите мир. Помните о тех, кто своей кровью полил землю, оставшись на полях сражений. Я бы хотела, стоя на коленях, поклониться всем солдатам и офицерам 687-го стрелкового полка, который освобождал наше село. А тем, кто остался навсегда в наших полях, вечная память».
Тамара Харченко вспоминает как выглядел Воронеж в те годы: «Город бомбили и обстреливали ежедневно, методично превращая его в руины. Но самые жестокие бомбежки были в июне сорок второго, когда Воронеж превратился в огромный пылающий костер: горела земля, померкло солнце, а вокруг хаотически носились люди с обезумившими лицами и, страшно крича, натыкались друг на друга. Этот ужас я испытала на себе. Вот бежим мы дети, по улице 9-го Января, спасаясь от бомб, по огненному коридору: это горящие с двух сторон дома образован образовали над улицей сплошной коридор пламени.»
Очевидцы суровых лет. Когда было место подвигу в боях и труде, Галина Ануфриева и Нина Стрекаловская издали брошюру о детях войны и узниках гитлеровских концлагерей под названием «Цветок на земле». В ней они пишут «Мы простые граждане, очевидцы тех лет, время от времени должны напоминать о тех маленьких героях, кто ценой жизни приближал Победу и которым очень хотелось жить и самим рассказать о тех событиях войны, но не удалось дожить. Выполняя свой долг перед совестью, перед Родиной».
Владимир Михайлович Кузьмин так говорит о тех днях: «Мы уходили из Воронежа пешком в ночь с 3 на 4 июля 1942 года. Я, мама и бабушка. Почти весь город горел, было сильное зарево. Но путь к реке был свободен…После освобождения города мы вернулись в Воронеж. Город почти полностью разрушен…»
Все эти воспоминания так похожи, но все такие разные. За каждым из них- человеческая судьба: страх, боль, потери и надежда на светлое будущее- без войны1
Мы помним даты и героев, нас учат возлагать цветы к подножиям мемориалов и писать сочинения о войне, но время летит. Былое лишь становиться рассказом о тех событиях. Иначе видимо, нельзя. И наверное, это правильное. Есть в этом что-то правильное: добро побеждает зло, любовь к жизни сильнее смерти, плохое забывается…Но героев не забывают, сколько бы лет не прошло. Потому что они –герои. Поэтому так ценны воспитания тех, кто видел ужасы войны, но выстоял, справился.
Подвиг воронежцев и Воронежа в Великой Отечественной войне позднее был отмечен высокими правительственными наградами: в 1975 город Воронеж был награжден орденом Отечественной войны I степени, в 1986 году – Орденом Ленина, в 2008 году Воронежу было присвоено почетное звание РФ «Город воинской славы».Никто не забыт, ничто не забыто
В боях за родной край отдали свои жизни тысячи мужчин и женщин, взрослых и детей. Но благодарные жители нашего края не забыли подвиг павших. Во всех городах и многих селах Воронежской области сооружены памятники Великой Отечественной войны. Многие из них возведены на братских могилах, на тех местах, где защитники нашей земли совершили свой подвиг. Почти во всех населенных пунктах области есть улицы, названные именами героев Великой Отечественной войны.
Уроки прошлой войны нужно помнить, чтобы защитить будущее. Мы живем в мире, строим планы, ставим перед собой цели и стремимся к ним. Но вдруг вспыхивает пожар войны. И все надежды людей превращаются в пепел. И приходиться начинать все заново, залечивать раны и строить новую жизнь.
Мальчикам, играющим в войну
Я в больших ладонях протяну
Два десятка взятых наугад
Оловянных маленьких солдат.
Ты смотри внимательно, дружок,-
Тот без рук, а этот вот без ног.
Третий черный, зубы лишь как мел,
Видно в танке заживо сгорел.
На четвертом -ордена как щит.
Он в Берлине в мае был убит.
А вот этот на густой заре
В сорок третьем утонул в Днепре.
У шестого на глазах слеза-
Сорок лет как вышибло глаза.
Горсть солдат ребятам протяну-
Не играйте, мальчики, в войну.
1.Люби и знай родной край.- Центр духовного возрождения Черноземного края - Воронеж,2008
2.Суровое детство.- Центр духовного возрождения Черноземного края - Воронеж,2013
3.Харьковская Н.И. Предметная неделя истории в школе.- Ростов - на Дону, Феникс, 2007
Как выглядело бы наше небо, если вместо Луны были планеты Солнечной Системы?
Ворона
Про пингвинов
Карты планет и спутников Солнечной системы
Снежный всадник