Мы сильны только потому, что помним своих предков и продолжаем дело начатое ими. Наш город строится и процветает, но каков вклад моей семьи в эту историю. Этот вопрос всегда меня интересовал, и я решил изучить трудовой путь моего деда и прадеда.
Целью данного исследования является изучение истории трудового пути моего деда и прадеда на заводе «ЦСКБ-Прогресс».
Вложение | Размер |
---|---|
frolov_p._7a_mbou_sosh_no_166._istoriya_semi_v_istorii_zavoda.odt | 17.56 КБ |
Направление география
ТВОРЧЕСКАЯ РАБОТА
История семьи в истории завода
Ученика 7 А класса
МБОУ СОШ № 166
Советского района
Фролова Павла
Научный руководитель учитель географии
Филипенко Светлана Витальевна
Мы сильны только потому, что помним своих предков и продолжаем дело начатое ими. Наш город строится и процветает, но каков вклад моей семьи в эту историю. Этот вопрос всегда меня интересовал, и я решил изучить трудовой путь моего деда и прадеда.
Целью данного исследования является изучение истории трудового пути моего деда и прадеда на заводе «ЦСКБ-Прогресс».
Мой дед Сорокин Анатолий Яковлевич родился 13 февраля 1952 года в Куйбышеве. Дед родился в послевоенные годы, и поэтому не мог получить высшее образование. В возрасте 16 лет мой дед закончив среднюю школу, пошёл учиться на токаря на Куйбышевский Завод Аэродромного Оборудования это произошло 3 марта 1968 года.
21 апреля 1969 года мой дедушка был принят на Завод Прогресс в один из цехов 2 токарем в то время второго разряда.
1 июня 1970 года он стал 1 токарем уже 3 разряда.
10 ноября 1973 года дед был переведён в 221 цех первым токарем.
25 ноября 1983 года он был переведён в 316 цех первым токарем пятого разряда.
Это была его должность токаря, делавшие довольно небольшие работы обычно на машины и самолёты. Но 11 мая 1999 года «Завод Прогресс» переименовался в «Филиал Федерального Государственного унитарного предприятия «Государственный научно-производительный ракето-космический центр «ЦСКБ Прогресс» «Самарский Завод Прогресс» и тогда Сорокин Анатолий Яковлевич перевёлся в 322 цех первым токарем 5 разряда и начал производить детали для космического оборудования. Его основными работами стали Шары-Баллоны для спутников, а также солнечные батареи, двигатели и предохранители двигателей на ракеты.
В декабре 1983 мой дед поехал в город Ленинск где работал на космодроме «Байконур» там он проверял и дорабатывал ракетно-космические узлы перед стартом и делал новые.
Также там он делал и проверял двигатели на ракетоносителях, не раз присутствовал на торжественных запусках ракет в космос.
В 1991 мой дед вернулся в Самару, где продолжает работать до сих пор в 432 цехе первым токарем 5 разряда.
Федеральное государственное унитарное предприятие Государственный научно-производственный ракетно-космический центр «ЦСКБ-Прогресс» (ФГУП «ГНПРКЦ «ЦСКБ-Прогресс») создано в 1996 путем слияния Центрального специализированного конструкторского бюро (ЦСКБ) и Самарского завода «Прогресс». Головная организация предприятия находится в городе Самара.
Завод начал свою историю в Москве в 1894 году, когда обрусевший немец Ю.Меллер основал мастерскую по ремонту велосипедов, впоследствии преобразовав её в завод «Дукс» по производству велосипедов, мотоциклов, дрезин, автомобилей, аэросаней, дирижаблей, самолетов.
Мой прадед Сорокин Яков Сафронович родился в 1921 году. В трудовой книжке есть запись о приёме его 5 апреля 1939 года на завод "Прогресс" в качестве ученика заточника (Приложение 4). Умер он в 1996 году.
19 мая 1939 года был проведен успешный пуск первой в мире двухступенчатой ракеты Р3, изготовленной заводом, за что многие рабочие были представлены к награде. Мой прадед был так же награжден ордером Ленина.
31 декабря 1940 года Государственный Авиационный завод № 1 за успешное выполнение задания Правительства по освоению в производстве новых образцов вооружения награждён орденом Ленина.
27 августа 1941 года Постановлением ГКО № 594 авиазаводу № 1 предписывалось немедленно приступить к выпуску самолётов Ил-2 по образцу, выпускаемому авиазаводом № 18. До конца года завод должен был выпустить 420 штурмовиков, в том числе 20 в октябре, 150 в ноябре и 250 в декабре. Одновременно с освоением и выпуском Ил-2 завод должен был произвести в оставшиеся четыре месяца 1941 года 920 истребителей МиГ-3 (в сентябре 420, в октябре 250, в ноябре 150, в декабре 100 машин). Процесс освоения Ил-2 шел медленно. В сентябре на заводе № 1 был собран один штурмовик из деталей, доставленных из Воронежа, в начале октября ещё один.
В соответствии с постановлением Правительства СССР от 17 сентября 1939 г. № 346 с в 3 км от станции Безымянка в окрестностях города Куйбышев строился самолётостроительный завод № 122 НКАП. Проект строительства был подготовлен к концу 1940 г. По приказу № 262сс от 22.03.1941 г. завод передан в 10-е Главное управление Наркомата авиационной промышленности (НКАП). В октябре 1941 года по приказу НКАП № 1053сс от 09.10.1941 г. завод № 1 был эвакуирован из Москвы на площадку строящегося авиационного завода № 122. Приказом № 1084сс от 28.10.1941 г. слиянием заводов № 122 и № 1 образован и вступил в строй единый завод № 1 НКАП, в который также вошли заводы № 89 и № 483 7-го Главного управления НКАП.
Во время Великой отечественной войны заводом выпущено 11 863 самолетов Ил-2 , 1225 самолетов Ил-10, 3122 самолета "МиГ-3 (примерно по 15 самолетов в сутки).
В это время прадед работал очень много, иногда даже сутками.
В годы войны на заводе широко использовался труд женщин, подростков, пенсионеров. В начальный период войны завод отставал от необходимых темпов выпуска, и в адрес директоров куйбышевских авиационных заводов № 1 и № 18 в декабре 1941 г. пришла телеграмма И. В.Сталина. Моя прабабушка пошла, работать на завод, как и многие женщины в то время.
17 февраля 1959 года с полигона № 5 Министерства обороны СССР (ныне космодром Байконур) была успешно запущена первая серийная межконтинентальная баллистическая ракета Р-7, изготовленная на заводе «Прогресс» (первые межконтинентальные баллистические ракеты, изготовленные заводом «Прогресс» и поставленные в войска, послужили основой создания Ракетных войск стратегического назначения в 1959).
Прадед работал над этими ракетами и часто за успешное выполнение спецзаданий получал премии.
В последующие годы завод освоил серийное производство ракет Р-7, Р-7А, Р-9А, ракет-носителей Восток-М, Молния, Молния-М, Союз.
12 апреля 1961 года с космодрома Байконур на околоземную орбиту был выведен космический корабль с первым космонавтом планеты Юрием Гагариным. Ракета-носитель Восток для его запуска была изготовлена на куйбышевском заводе «Прогресс».
С конца 1950-х и по настоящее время завод «Прогресс» является головным производителем всех ракет-носителей семейства Р-7.
23 июля 1959 года с целью конструкторского сопровождения производства и модернизации ракет Р-7 на территории завода организован серийно-конструкторский отдел № 25, который входил в структуру ОКБ-1. Через год отдел преобразован в филиал № 3 ОКБ-1, за ним закрепляются все работы по разработке ракет типа Р-7.
6 марта 1966 филиалу № 3 ОКБ-1 было присвоено наименование Куйбышевский филиал Центрального конструкторского бюро экспериментального машиностроения (КФ ЦКБЭМ). Начальником и главным конструктором КФ ЦКБЭМ назначен Д. И. Козлов.
В это время на завод устроился мой дед и работал под начальством Д.И. Козлова.
30июня 1974 образовано самостоятельное предприятие - Центральное специализированное конструкторское бюро (ЦСКБ). Начальником и главным конструктором ЦСКБ назначен Д. И. Козлов. 6 июля 1983 он назначен Генеральным конструктором ЦСКБ.
А в 1973 году прадед получил знак и удостоверение о том, что он "Победитель социалистического соревнования 1973 года" по постановлению коллегии Министерства общего машиностроения СССР и Президиума ЦК профсоюза.
В 1976 - 1993 гг. завод являлся ключевым в производстве универсального носителя сверхтяжёлого класса «Энергия», изготавливая его центральный блок и отвечая за сборку изделия в целом. Филиал завода на космодроме Байконур в тот период носил условное наименование «Предприятие п/я Р-6514».
Дед делал разные скрепляющие детали между собой, аппараты. А так же в специальном месте проверял или наблюдал за проверкой шаров – баллонов. С 2001 по 2002 бабушка работала в цехе катеров. Откуда ушла по собственному желанию.
С 1994 «ЦСКБ-Прогресс» занимается разработкой и испытаниями РН Союз-2, являющейся глубокой модификацией РН «Союз». 12 апреля 1996 ЦСКБ и Самарский завод «Прогресс» были объединены в Государственный научно-производственный ракетно-космический центр «ЦСКБ-Прогресс».
Среди наиболее значимых мероприятий, проведенных и планируемых ГНП РКЦ «ЦСКБ-Прогресс», можно назвать:
- запуски в 2006 году с космодрома Байконур РН «Союз-2-1а» метеорологического спутника «Метоп» и РН «Союз-2-1б» уникальной орбитальной обсерватории по изучению дальнего космоса;
- разработка новой перспективной ракеты-носителя «Союз-2-3»;
- создание регионального центра приема и обработки информации со спутника «Ресурс-ДК1».
Научная деятельность авиационно-космического кластера Самарской области сосредоточена на ФГУП ГНП РКЦ «ЦСКБ-Прогресс», ОАО «СНТК им. Н.Д. Кузнецова» и др. Подготовка кадров и научных работников для предприятий авиационно-космической отрасли осуществляется в СГАУ и СГТУ.
В 2010 году «ЦСКБ-Прогресс» защитил эскизный проект на космический ракетный комплекс среднего класса повышенной грузоподъемности «Русь-М», который предполагалось запускать с будущего российского космодрома «Восточный». Планировалось, что к концу 2013 года ГНПРКЦ «ЦСКБ-Прогресс» будет реорганизован в Ракетно-Космический Центр «Прогресс». 17 апреля 2012 года Президентом Российской Федерации (Указ Президента Российской Федерации от 17 апреля 2012 г. № 457 «О преобразовании федеральных государственных унитарных предприятий «Государственный научно-производственный ракетно-космический центр «ЦСКБ-Прогресс», «Научно-производственное объединение автоматики имени академика Н.А. Семихатова» и «Научно-исследовательский институт командных приборов» в открытые акционерные общества») и 04 июня 2012 года Правительством Российской Федерации (Распоряжение № 904-р от 04 июня 2012 г.) было принято решение о реорганизации ФГУП «ГНПРКЦ «ЦСКБ-Прогресс» в форме преобразования в Открытое акционерное общество «Ракетно-космический центр «Прогресс».
В настоящее время предприятие производит ракеты-носители семейства «Союз», используемые для выведения на орбиту искусственных спутников Земли иавтоматических межпланетных станций, а также для обеспечения экспедиций на Международную космическую станцию; тем самым «ЦСКБ-Прогресс» играет важную роль не только в российской, но и в мировой космонавтике. Помимо этого предприятие производит космические аппараты, предназначенные для дистанционного зондирования Земли (в настоящее время успешно эксплуатируется аппарат «Ресурс-ДК») и для фоторазведки, а кроме этого — научные космические аппараты «Бион-М» и «Фотон».
История любого завода это, прежде всего история людей, которые там работают. Именно они делают его успешным, именно от их самоотверженного и качественного труда зависит успех выпускаемой продукции. Никто не видит тех, кто отвечает за каждую деталь продукции, а видят только конечный результат, но только простые труженики и делают историю побед.
В своей работе я обобщил историю завода выпускающего космическую продукцию в нашем городе. Завод растет, крепнет, и его история становится историей многих семей нашего города.
Я проследил трудовой путь моего прадеда и деда на этом заводе и могу сказать, что я горжусь тем, что являюсь их внуком и правнуком. Ведь они были причастны к ярким событиям нашей страны.
Рукавичка
Золотая хохлома
На горке
Рисуем "Осенний дождь"
Рисуем зимние домики