В рамках участия в городском конкурсе "Морской венок славы", работа, раскрывающая роль Балтийского флота в обороне Ленинграда в годы Великой Отечественной войны.
Вложение | Размер |
---|---|
Реферат "Щит и меч Ленинграда" | 92.19 КБ |
Историко-патриотический конкурс
«Морской венок славы: моряки на службе Отечеству»
Государственное бюджетное образовательное учреждение
Школа № 638
Реферат
Тема: «Щит и меч Ленинграда»
Выполнил:
Ученик 8 «Б» класса
Бородин Николай Алексеевич
Руководитель: Силаева
Елена Валерьевна
САНКТ – ПЕТЕРБУРГ, ПАВЛОВСК
2014 г.
Содержание:
Немцы издавна считали, что Балтика – это их море. Когда-то они здесь господствовали с помощью воинственных тевтонских рыцарей. Для Гитлера Ленинград был не только местом возникновения революционного коммунизма, но и Санкт-Петербургом, столицей, крепостью, созданной Петром I как основание российского могущества на Балтике. Многие немецкие генералы, участвовавшие в разработке военных планов нападения на СССР, отмечали особое желание фюрера овладеть городом на Неве. «Следует отметить еще одно обстоятельство, не нашедшее пока достаточного отражения в нашей литературе. Гитлер люто ненавидел Ленинград» - Фролов М.И. «Ленинград в стратегических планах военно-политического руководства Германии». СПб СРП «Павел» ВОГ», 2009г. С.419 В директиве Гитлера № 1601 от 22 сентября 1941 года «Будущее города Петербурга» со всей определённостью говорилось:
Фюрер принял решение стереть город Ленинград с лица земли. После поражения Советской России дальнейшее существование этого крупнейшего населенного пункта не представляет никакого интереса…
Предполагается окружить город тесным кольцом и путем обстрела из артиллерии всех калибров и беспрерывной бомбежки с воздуха сравнять его с землей.
Если вследствие создавшегося в городе положения будут заявлены просьбы о сдаче, они будут отвергнуты…
В этой войне, ведущейся за право на существование, мы не заинтересованы в сохранении хотя бы части населения.
Второй по величине город Советского Союза, крупнейший культурный и промышленный центр, «он располагал большими людскими резервами, мощной промышленностью, выпускавшей перед войной более десятой части всей промышленной продукции страны» - Манаков Н.А. «Город-фронту». Лениздат, 1969 г. С.201
Взятие города для немцев имело несколько целей. Во-первых, это ликвидация Балтийского флота и его основных баз. Во-вторых, небогатая сырьевыми ресурсами Германия получила бы возможность стабильного и беспрепятственного снабжения рудой из Швеции по Финскому заливу. В-третьих, вывод из строя военной промышленности мегаполиса. В-четвертых, ликвидацию Ленинграда как пункта сосредоточения для контрнаступления против немецких войск, которые рвались к Москве.
Поэтому я считаю, что Ленинград стал важнейшим объектом для немцев, и от того, устоит ли он, зависел и ход дальнейшего противостояния, и возможность нашей победы над врагом в Великой Отечественной войне.
Германское командование бросило на Ленинград огромные силы: к 10 июля 1941 года группа армий «Север» превосходила войска Северо – Западного фронта по пехоте в 2,4 раза, по орудиям в 4 раза, по танкам в 1,5 раза, и авиация противника имела больше самолетов, которые по многим характеристикам были лучше наших. В войне против Советского Союза на стороне Германии участвовала и Финляндия, и по плану «Барбаросса», ей четко определялось ленинградское стратегическое направление. Всего в Финляндии были развернуты 21 дивизия и 3 бригады, в которых насчитывалось более 325 тыс. человек, около 4 тыс. орудий и минометов всех калибров. Их поддерживали с воздуха финские военно-воздушные силы – 307 самолетов. Финские войска должны были захватить полуостров Ханко и продвигаться на юг навстречу немецкой группе армий «Север» для соединения с ней. Уверенность в своей победе у Гитлера была так велика, что уже 2 июля 1941 года фюрер заявил, что война практически выиграна, а геббелевская пропаганда утверждала, что «захват Ленинграда является вопросом нескольких дней». Фашисты даже позаботились о пригласительных билетах на победный банкет в гостинице «Астория». Да и в Финляндии были убеждены, что дни Ленинграда сочтены. 11 сентября 1941 года газета «Ууси Суоми» писала: «Когда немецкие войска захватили восточнее Петрограда Мгу, а финские войска достигли Свири, судьба Петрограда была решена». Но амбициозным планам и надеждам не дано было свершиться. Они жестоко ошиблись. Немецким офицерам и солдатам не удалось прогуляться по улицам нашего города.
И в этом заслуга многих. Многих, кто пал смертью храбрых на подступах к Ленинграду, на Невском пятачке, на Ораниенбаумском плацдарме, под Колпино, Павловском, под бомбежками или от голода в кольце блокады… Своим беспримерным мужеством ленинградцы и защитники города сковывали огромные силы противника, что позволило обеспечить превосходство наших сил во время битвы за Москву, при обороне Сталинграда и на Курской дуге.
Особую роль в обороне Ленинграда, в обеспечении его существования долгие 900 дней и ночей и прорыве блокадного кольца сыграл Краснознаменный Балтийский флот.
В этом году вся наша страна встретила великую дату: 70-летие полного освобождения Ленинграда от фашистской блокады. Я хочу посвятить свою работу изучению вклада моряков-балтийцев в общее дело борьбы за этот замечательный город, ставший символом героизма и стойкости.
Таллинн – Ленинград. Трагедия прорыва.
«Во второй половине 1941 года Финский залив стал ареной трагических событий. В августе Балтийский флот, потерявший контроль над заливом, совершил трагический прорыв из Таллинна в Кронштадт». Платонов А. Трагедии Финского залива. М., 2010.С.2
Каковы причины этих событий? Какие силы противостояли Краснознаменному Балтийскому флоту на море? Почему флот был перебазирован в Ленинград? Я решил сначала найти ответы на эти вопросы.
В директиве Гитлера №21 (план «Барбаросса»), предусматривалось уничтожение корабельного состава Балтийского флота путем захвата его военно-морских баз сухопутными силами во взаимодействии с авиацией и при поддержке легких сил флота. Только в самый последний момент, когда советские корабли, потеряв базы, станут небоеспособны и предпримут попытку прорыва в нейтральные порты, предполагалось привлечь основные силы германского флота. Было сформировано 5 флотилий, их задачей являлась постановка минных заграждений с целью затруднить деятельность КБФ. Придерживаясь этого плана, противник заранее выставил мины в Финском заливе. А к 10 июля 1941года мины были выставлены на подходах к главной базе Балтийского флота Таллинну, у Либавы и Виндавы, в Ирбенском проливе и даже на Кронштадском рейде. Остальным силам ставились задачи защиты своих морских сообщений и нарушение советских морских коммуникаций подводными лодками и торпедными катерами. Плюс ВС Финляндии. ВМС с воздуха поддерживала специально созданная группировка люфтваффе.
Что представлял собой Краснознаменный Балтийский флот по состоянию на 22 июня 1941 года? В тот момент его возглавлял вице-адмирал (с 1943 года адмирал) В.Ф. Трибуц. К началу войны флот насчитывал более 300 боевых кораблей различных классов. Основными объединениями и соединениями являлись: эскадра, отряд легких сил, две бригады подводных лодок, двух бригад торпедных катеров, ВВС флота, 4 военно-морских базы. ВВС флота имел более 598 боевых самолета, в береговой и противовоздушной обороне насчитывалось свыше 800 орудий разных калибров, имелись батареи на ряде островов. В составе флота была также бригада морской пехоты. Таким образом, я считаю, это была мощная сила, реально мало в чем уступавшая германскому флоту. В тоже время имелось и ряд недостатков. Анализируя работу Андрея Платонова, я обратил внимание на следующее: основные запасы топлива для кораблей оставались в районе Кронштадтской военно-морской базы, защищенность кораблей от средств воздушного нападения уже не соответствовала качеству современной авиации, остро ощущался недостаток в тральщиках, подготовка Балтийского флота велась из предположения благоприятного для нас развития хода военных действий на суше. То, что наши войска с тяжелейшими боями отступят не то что до Ленинграда, но даже до Риги, было совершенно невероятным.
19 июня1941 года на КБФ вводилась оперативная готовность №2. Уже на рассвете 22 июня германская авиация сбросила 25 донных мин южнее маяка Толбухин, юго-восточнее Кронштадта, между Котлиным и Ленинградом. Минные поля стали одними из главных угроз КБФ. Таким способом противник пытался парализовать коммуникацию Таллинн-Кронштадт. Уже на второй день войны вице-адмирал В.Ф.Трибуц докладовал наркому Военно-Морского Флота: «Самой трудной и тяжелой опасностью для флота в связи с недостаточным количеством тральных сил является минная опасность. В течение одних суток противник почти парализовал деятельность флота в Финском заливе, забросав минами с воздуха Таллиннский рейд, Палдиски, устье Финского залива, на котором подорвалось три корабля». В начале июля 1941 года линия фронта приблизилась к Главной базе флота Таллинну. Наряду с мероприятиями по созданию рубежа обороны с сухопутного направления КБФ пришлось заниматься вопросами вывоза государственных ценностей, оборудования предприятий, запасов и товаров, раненых и гражданского населения. Через минные заграждения, под ударами немецких бомбардировщиков и истребителей, под огнем вражеской береговой артиллерии, отбивая атаки торпедных катеров противника. К 9 июля противник продвинулся вглубь нашей территории на 500 км. Это крайне отрицательно сказалось на характере боевой деятельности Балтийского флота, переданного в оперативное подчинение сухопутного командования. Обстановка на фронте и в Финском заливе ухудшалась и 27 августа появляется Боевой приказ о переходе Балтийского флота тремя корабельными отрядами с конвоями из Таллинна в Кронштадт. Трагические и героические события этого перехода описаны во многих изданиях.
Я приведу лишь несколько цитат: «Вызванная повреждением 2 тралов и продолжавшаяся около 30 минут остановка конвоя произошла в западной, наиболее плотной части Юминданинского минного поля. В связи с тем, что кромка тральной полосы не обветховывалась, транспорт «Элла» снесло к югу от тральной полосы, в 18.05 он подорвался на мине и через 2-3 минуты затонул. Из находившихся на транспорте 693 раненых спасли только 49 человек. Часть еще живых подобрал буксир ЛП-5, но он сам через 15 минут подорвался и быстро затонул». Платонов А. Трагедии Финского залива. М., 2010.С.155
«А отставшие тихоходные транспорты и вспомогательные суда продолжали подвергаться ударам фашистской авиации. Гитлеровские асы отчетливо видели, что они топят суда, на палубах которых находились женщины и дети, лежали раненые, но продолжали из пулеметов расстреливать даже барахтавшихся в воде людей». Гринкевич В. Корсунский М. Адмирал Трибуц. Таллин, 1980.С.104
«Из арьергарда от подрыва на минах погибли эскадренные миноносцы «Калинин», «Артем», «Володарский» и сторожевые корабли «Циклон» и «Снег». На минах гибли и транспорты. В районе мыса Юминда подорвался и в считанные минуты затонул грузовой транспорт «Элла», имевший на борту 905 человек, в том числе 693 раненых. Когда к месту гибели «Эллы» подошло судно «Нептун», на поверхности плавали только 49 человек. Еще быстрее затонул из состава второго конвоя транспорт «Эверита», имевший на борту гарнизон острова Найсаар численностью около 1500 человек. Чуть более минуты судно смогло продержаться на плаву. Спасти удалось не более 10 человек». Доценко В.Д. Флот. Война. Победа. С.-Петербург, 1995. С.68
Да, этот прорыв был и героическим и трагическим одновременно. Моряки боролись за живучесть кораблей, отбивали атаки с воздуха и моря, оказывали помощь, терпящим бедствие. Например, транспорт «Казахстан», на котором находилось около 5000 человек, в том числе 356 раненых, в течение всего дня подвергался ожесточенным атакам вражеской авиации. В результате попадания бомб транспорт потерял ход, на судне возник пожар. Одна из фугасных бомб в щепки разнесла капитанский мостик, а капитана В.С. Калитаева выбросило за борт взрывной волной. В живых из команды осталось лишь семь человек. Командование судном взял на себя второй помощник капитана А.Н. Загорулько. Несколько часов шла борьба с огнем, были устранены поломки судовой машины, оказывалась медицинская помощь оставшимся в живых пассажирам. При этом атаки вражеских самолетов не прекращались. Судно приткнулось к отмели у острова Вайндло, фашисты посчитали судно непригодным для плавания и не стали его добивать. На остров высадили 2300 бойцов и командиров. На помощь транспорту пришли тральщик № 121, сторожевой корабль «Разведчик» и другие корабли. Через несколько дней корабли гогландского отряда эвакуировали их в Кронштадт. 2 сентября сам транспорт удалось привести в Кронштадт. Героические действия экипажа «Казахстана» были отмечены в приказе Верховного Главнокомандующего И.В. Сталина № 303 от 12.09.1941 г.
Данные о потерях этого перехода далеко не всегда совпадают в литературе, но ясно одно – они были большие. «Во время прорыв погибли 34 транспорта из 67. Потери в людях составили около 5 тыс. человек» Гринкевич В. Корсунский М. Адмирал Трибуц. Таллин, 1980.С.104
«До Кронштадта дошли 1 крейсер, 2 лидера, 5 эсминцев из 10, 6 сторожевых кораблей из 9, 9 подводных лодок из 11, 2 канонерские лодки из 3, 10 базовых тральщиков, 16 тихоходных тральщиков из 18, 3 э.магнит. тральщика, 26 катерных тральщиков, 13 торпедных катеров из 14, 23 катера МО из 25, 3 сетевых заградителя, 32 судна из 75. Из принятых на борт кораблей и судов 27800 человек погибло около 11000, не считая моряков из состава экипажей погибших кораблей и судов. Это огромные потери, учитывая короткое время перехода» Платонов А. Трагедии Финского залива. М., 2010.С.155
В книге В.Д.Доценко «Флот. Война. Победа» С-Петербург «Судостроение»1995, приводятся иные данные: «Всего из прорыва из Таллинна в Кронштадт на переходе морем погибло 46 судов. При этом большая часть крупных судов была потоплена авиацией… в водах Финского залива нашли себе могилы от 12 тыс. до 14 тыс. человек»
После захвата Таллинна началась борьба за Моонзундские острова и остров Ханко. Здесь немцы имели двойное превосходство в личном составе и технике, на море господствовали немецкие быстроходные баржи, а в воздухе – авиация противника. Ожесточенные бои шли и на суше, и на море, и в воздухе. И фашисты несли значительные потери.
Но главное – ослабленная в боях с войсками Красной Армии и Краснознаменным Балтийским флотом за Таллинн и Моонзунд приморская группировка противника уже не могла вести наступление на Ленинград прежними темпами. Таким образом, я считаю, что Балтийский флот начал защищать Ленинград еще в ходе своего перебазирования в Кронштадт.
Времени на отдых у Балтийского флота не было – враг был у ворот: 8 сентября противник вышел к Ладожскому озеру, захватил Шлиссельбург, взяв под контроль исток Невы, и блокировал Ленинград с суши. Этот день считается днем начала блокады. Были разорваны все железнодорожные, речные и автомобильные коммуникации. Сообщение с Ленинградом теперь поддерживалось только по воздуху и Ладожскому озеру. С севера город блокировали финские войска, которые были остановлены 23-й армией у Карельского укрепрайона. По словам Г. К. Жукова, «положение, сложившееся под Ленинградом, Сталин в тот момент оценивал как катастрофическое. Однажды он даже употребил слово „безнадёжное“. Он говорил, что, видимо, пройдёт ещё несколько дней, и Ленинград придется считать потерянным». 3 сентября Военный совет обороны Ленинграда принимает решение о минировании города, 13 сентября поступает Директива Ставки Верховного Главнокомандующего об утверждении плана мероприятий по уничтожению Балтийского флота «в случае вынужденного ухода». Теперь я хочу проследить, как создавалась и была организована система обороны Ленинграда, и, самое главное, какую роль в этом играл флот.
Новые задачи в обороне города
Налаживанием обороны города руководили командующий Балтийским флотом В. Ф. Трибуц, К. Е. Ворошилов и А. А. Жданов. Жуков был назначен командующим Ленинградским фронтом. В условиях обороны Ленинграда перед Балтийским флотом встали следующие задачи: содействовать сухопутным войскам в их операциях на приморских направлениях, а также на прифронтовых озерных бассейнах, оборонять город с воздуха и суши всеми имеющимися средствами, осуществляя артиллерийскую поддержку наших войск, осуществлять перевозки военных, народнохозяйственных грузов и эвакуацию граждан. Для обороны Ленинграда под командованием флота был создан штаб Морской обороны Ленинграда и Озерного района, (24.09 расформирован, вместо него создана Ленинградская военно-морская база), подчиненный Военному совету КБФ.
Оборона Ленинграда – задача комплексная. Для защиты подступов к городу со стороны моря и для поддержки артиллерией наших сухопутных сил были созданы 3 укрепрайона: Лужский, Ижорский и Кронштадский. В систему обороны Ленинграда вошли: вся артиллерия кораблей Балтийского флота, береговые стационарные и железнодорожные батареи Кронштадта, артиллерия Научно-исследовательского морского артиллерийского полигона, батареи фортов Красная Горка и Серая Лошадь – всего 345 орудий. В ноябре 1941 года в связи с опасностью продвижения фашистских войск по льду Финского залива было создано Управление войсками внутренней обороны города (ВОГ). Главная задача ВОГ – прикрыть подступы к Кронштадту и Ленинграду со стороны залива артиллерийским огнем и инженерными заграждениями на льду. К обороне здесь были привлечены крейсеры «Киров», «Петропавловск», «Максим Горький», линейные корабли «Марат», «Октябрьская революция», эскадренные миноносцы «Опытный», «Стройный», «Строгий», канлодка «Красное знамя» и др. Подступы к Кронштадту и Ленинграду прикрывались системой артиллерийского и минометного огня, для обороны была привлечена вся береговая артиллерия флота. Уже 30 августа корабли Краснознаменного Балтийского флота впервые оказали огневую поддержку сухопутным войскам под Ленинградом. В этот день эскадренные миноносцы «Строгий» и «Стройный» и орудия Научно-исследовательского артиллерийского полигона 28 раз открывали огонь по просьбе армейского командования. Они выпустили по врагу около 350 снарядов от 130 до 406-мм калибра. Для решения задач обороны Ленинграда в ноябре 1942 – декабре 1943г.г. на приморском направлении, островов и Финского залива будет создана Кронштадская военно-морская база, которая 12 декабря 1942 года будет переформирована в Кронштадский морской оборонительный район (КМОР). «КМОР вел активную борьбу с артиллерией противника в целях обеспечения ледовых трасс и водных коммуникаций Ленинград-Кронштадт-Лавенсари, по которым выходили боевые корабли, осуществлялись перевозки воинских и народохозяйственных грузов, принимал активное участие в обороне города с моря, одновременно поддерживая войска Ленинградского фронта. Важная роль отводилась артиллерии КМОР в разрушении оборонительных сооружений противника и подавлении его артиллерии при прорыве блокады Ленинграда в январе 1943. Таким образом, была решена стратегическая задача защиты Ленинграда от нападения с моря» Сопин Ю.Г. Развитие военно-морского искусства на балтийском морском театре военных действий в битве за Ленинград. Материалы Всероссийской научно-практической конференции, посвященной 65-летию полного снятия блокады Ленинграда СПб, СРП «Павел» ВОГ», 2009. С.334
Разделяя тяготы и лишения…
Приказ Гитлера недвусмысленно гласил: Ленинград должен исчезнуть с карты мира. Фюрер неоднократно требовал сравнять город с землей, истребить все его население, задушить голодом, подавить сопротивление защитников массированными воздушными и артиллерийскими ударами. Убедившись, что штурмом Ленинград не взять, немецко-фашистское командование начало планомерную осаду города. И началась блокада…Чтобы в ней устоять, очень нужны были, как минимум, три вещи: боезапас, топливо и продовольствие. Первое у балтийцев было если не в достаточном количестве, то, по крайней мере, на первое время. Хуже обстояло дело с топливом и продовольствием. На 1 сентября КБФ имел в районе Кронштадт – Ленинград 51 832 т мазута, 4097 т соляра, 2124 т бензина, 24 373 т угля и 17 723 м куб дров. Их могло бы хватить, экономя, до весны. Но – все понимали - нужно было делиться и с Ленинградом, и с Ленинградским фронтом. Поступило указание передать 7000 т мазута и 2000 т соляра ленинградской промышленности. Позже отдали еще, делились всем, чем могли. Для перевозки топлива использовались суда флота. С продовольствием обстановка к началу блокады была хуже, чем с топливом, но и здесь флот мог бы обеспечить моряков, без переданных в морскую пехоту, почти до весны. Естественно многое пришлось отдать, прежде всего, фронту. Поэтому приказом командующего флотом от 14 сентября вводятся сокращенные нормы суточного довольствия. Многие научились находить «скрытые резервы»: на камбузе постоянно что-то из офицерских норм в маленьких количествах не додавалось. Из этих продуктов формировался дополнительный паек, который по очередности выдавался офицерам и сверхсрочникам, у которых в городе остались близкие и родные. Впрочем, этот «скрытый резерв» вскоре тоже иссяк. В декабре изъяли даже неприкосновенный запас сухарей с кораблей. Начальник тыла КБФ сопротивлялся против этого решения, но приказ есть приказ. Хлеб в море пекли только на некоторых больших кораблях, а потому на судах, в основном, муки вообще не было.
Но ни обстрелы, ни бомбардировки, ни голод и холод не сломили сопротивление защитников Ленинграда. Эта стойкость, ежедневный подвиг даже наших врагов удивляли и заставляли задумываться о своей судьбе еще в первый год войны. Вот один важный факт: в 1941 году стало ясно, что блицкриг фашисты проиграли. К такому выводу пришли даже немецкие генералы. На секретном совещании 12 ноября 1941 года в Ставке Верховного Главнокомандующего фельдмаршал фон Рундштедт и фельдмаршал фон Лееб внесли предложение отвести войска вермахта из-под Ленинграда, Москвы и Ростова на польскую границу, с Россией заключить мир, наложив на нее огромную контрибуцию, с тем, чтобы сохранить и спасти Германию. Но Гитлер и его ближайшее окружение на это не пошли.
Корабельная и береговая артиллерия Балтийского флота в обороне города
В 1941-1944 г.г. в районе Ленинграда развернулась невиданная в истории войн дуэль между германской сухопутной тяжелой артиллерией и советской морской. Немцы стреляли по городу, в основном, в дневное время и упор делался на обстрелы густонаселенных районов. Обстрелы могли идти от двух до четырех часов, в отдельные дни обстреливали по 18 часов подряд. В итоге в Ленинграде были выведены из строя 840 предприятий, полностью уничтожены 3,2 тыс. каменных домов и повреждены 7,1 тыс. домов. Противник стремился к нанесению максимально возможного поражения в живой силе с целью подорвать морально-психологическое состояние жителей и бойцов. Красная Армия практически не имела дальнобойной артиллерии. Как пишет А.Б. Широкорад, « вести огонь на 25 км могла только 152-мм пушка Бр-2, а таких пушек в армии было 28 штук, а дальность других орудий не превышала 20 км. Дальность стрельбы германских железнодорожных установок доходила до 37,8 км». Широкорад А.Б. Флот, который уничтожил Хрущев. М., «ВЗОИ», 2004. С.23.
В этом плане гораздо лучше был оснащен Балтийский флот. Перед войной на вооружение кораблей и береговой обороны Военно-Морского флота поступили новые образцы артиллерийского вооружения. Были созданы современные артиллерийские установки различных калибров, приборы управления стрельбой и боеприпасы. Основу морской артиллерии составляли артиллерийские установки калибром 180, 152, 130 и 100 мм. На их базе создавались стационарная и мобильная железнодорожная артиллерия флота. По своим боевым характеристикам – дальности и точности стрельбы, мощности артиллерийского снаряда и скорострельности они превосходили лучшие иностранные образцы соответствующих калибров. Когда потребовалось применить морскую артиллерию, чтобы преградить путь гитлеровским войскам к Ленинграду, и далее в ходе длительной, упорной борьбы блокированного города военные моряки Балтийского флота полностью использовали все свои возможности. Как известно, враг был остановлен у стен города. Он понес огромные потери в живой силе и технике. И в этом, я считаю, главная заслуга морской артиллерии Балтийского флота. Ее задачами в течение всей обороны Ленинграда являлись: контрбатарейная борьба с артиллерией противника, обстреливающей город, разрушение узлов сопротивления противника и прикрытие огнем своих сил, в том числе кораблей и судов флота. Особенно большую роль в обороне Ленинграда морская артиллерия сыграла при отражении сентябрьского штурма противника. Через Пулковские высоты немцы с ходу пытались прорваться в город. Это были самые критические дни. В ходе отражения штурма города в сентябре 1941 года морская артиллерия выполнила около 2 тыс. стрельб, израсходовала около 26 тысяч снарядов калибров 130-406 мм. Неприятельские войска сразу же ощутили мощь нашей морской артиллерии. Осенью 1941 года под Ленинградом немцев встретил буквально шквал огня. Стреляли корабли Балтийского флота, береговые батареи, железнодорожные установки. Стреляло даже то, чему и стрелять вроде бы не положено: «7 сентября из введенных в строй четырех 203-мм орудий открыл огонь недостроенный крейсер «Петропавловск», первые же его залпы накрыли наступавшие германские войска на дистанции 32 км. Крейсер не имел хода и вел огонь из Угольной гавани ленинградского Торгового порта. К утру 17 сентября вражеская пехота подошла на расстояние 4 км к кораблю и открыла огонь почти в упор. К середине дня германской полевой артиллерии удалось потопить крейсер, в который попало 73 снаряда крупного и среднего калибра. Тем не менее за 10 дней боев крейсер провел 40 стрельб. 17 сентября 1942 года крейсер был поднят и отбуксирован к стенке завода №189, в декабре вновь вступил в строй в качестве плавбатареи». Широкорад А.Б. Флот, который уничтожил Хрущев. М., «ВЗОИ», 2004. С.87.
Артиллерия флота находилась в постоянной боевой готовности в случае прорыва противника поставить заградительный огонь и осуществляла систематическое огневое содействие войскам Ленинградского фронта. По воспоминаниям Г.Ф. Одинцова, с 1942 года командующего артиллерией Ленинградского фронта, главное для всех было – помнить о спасении Ленинграда. Для артиллерии армий (42-й, 55-й), а также для Балтийского флота назначались разные цели и каждая сторона несла ответственность за их уничтожение. Координаты батарей, подлежащих уничтожению, определялись по фотоснимкам с самолетов-разведчиков. Об этом я прочитал в книге «Пароль – «Победа!» Лениздат, 1969г.С.220-221. С 1941 по 1943 год было уничтожено 74 батарей противника и более 12 тысяч раз наши морские артиллеристы принуждали вражеские батареи замолчать. Самым маневренным видом морской артиллерии являлась морская железнодорожная, поскольку город обладал широкой сетью железных дорог, это было очень удобно, а крупные надводные корабли в основном исполняли роль плавучих батарей. Эти задачи были выполнены успешно. Недаром германские летчики считали самыми защищенными в мире « два Л и два М» - Лондон и Ленинград, Мальта и Мурманск.
Приведу примеры.
Ораниенбаумский плацдарм, территория вдоль южного берега Финского залива, от реки Воронки до Петергофа образовался 16 сентября 1941 года после прорыва немцев к Финскому заливу в районе Урицка. В начале сентября 41 года при активной поддержке 2-й и 5-й бригад морской пехоты, береговой и корабельной артиллерии и морской авиации частям 8-й армии удалось закрепиться на рубеже реки Воронка - Большое Горлово и не пропустить противника к фортам и Кронштадту. Именно тут перед р. Воронкой, у рыбачьего селения Керново, немецкие солдаты впервые с начала Второй мировой войны вынуждены были остановиться. Залезть в болотную землю и гнить в ней еще два года, вплоть до часа своего уничтожения. «Удивительное дело, - пишет об этих боях на западном фланге плацдарма писатель Лев Успенский, - немецко-фашистская армия бросалась то на запад, то на восток, форсировала сотни могучих потоков: Шельду и Маас в Бельгии, Марну, Сену, Луару во Франции, Вислу и Сан в Польше… Но пересечь реку Воронку, жалкую – курица вброд перейдет – ей так и не удалось…»История ордена Ленина Ленинградского военного округа. – М.: Воениздат, 1988. С.234. Ораниенбаумский «пятачок» был сохранен.
Крупные артиллерийские корабли очень «раздражали» немцев своей активностью, своей активной огневой поддержкой обороняющихся войск. Например, наш линкор «Марат» с 9 сентября вел огонь главным калибром по позициям германских войск, находясь у входа в закрытую часть морского канала. Стрельбы по наступающим войскам противника велись ежедневно. По нескольким целям, ежесуточный расход 305-мм выстрелов достигал 177. С 14 сентября корабль стал подвергаться артиллерийскому обстрелу, атакам пикирующих бомбардировщиков. После налетов «Марат», снявшись с бочек и якоря, своим ходом ушел на Малый Кронштадский рейд, ведя огонь по видимым береговым целям противника на южном берегу Финского залива. В результате артиллерийского обстрела получил повреждения крейсер «Максим Горький». С целью снизить огневую мощь блокированного Ленинграда в период с 19 по 30 сентября немецкая авиация нанесла несколько массированных ударов по кораблям, стоявшим в Кронштадте. 21 сентября вражеской авиации удалось потопить эскадренный миноносец «Стерегущий» и повредить крейсер «Киров», и эскадренные миноносцы «Сильный» и «Гордый». В ночь на 24 сентября от полученных повреждений затонул лидер «Минск», подводная лодка М-74 и транспорт. При отражении этих атак истребительной авиации удалось сбить 25 немецких бомбардировщиков, и несколько машин были уничтожены корабельными зенитными огневыми средствами. Артиллерия флота поддерживала сухопутные войска при всех попытках прорыва блокады. Так, в конце октября 1941 года она поддерживала войска под Синявином. Замысел этой операции состоял в том, чтобы встречными ударами войск Ленинградского и Волховского фронтов при поддержке сил Балтийского флота, разгромить Мгинско-Синявинскую группировку противника и тем самым восстановить сухопутную коммуникацию Ленинграда со страной. Наши ударные группировки прорвали вражескую оборону и вышли на подступы к Синявино. Но гитлеровцы спешно перебросили в район прорыва 6 свежих дивизий, это позволило им остановить во второй половине сентября продвижение наших войск. Советскими войсками был захвачен плацдарм в районе Московской Дубровки. К, сожалению, расширить плацдарм и соединиться войска фронтов не смогли. По приказу Ставки, к 10 октября войска отошли на прежние рубежи. В чем же причины неудачи? В статье профессоров В.М. Арутюняна и А.А.Целыковского я прочитал следующее: «Сил не хватало, но Ставка в этот период дополнительные силы выделить не смогла, так как в это время судьба войны решалась в ожесточенных боях не южном крыле советско-германского фронта, под Сталинградом. Вместе с тем, в ходе этой операции был сорван план очередного штурма города. Его ударные группировки были разгромлены. Враг потерял около 60 тыс. человек, свыше 600 орудий и минометов, около 200 танков, 260 самолетов» Некоторые аспекты синявинской наступательной операции. Материалы Всероссийской научно-практической конференции, посвященной 65-летию полного снятия блокады Ленинграда СПб, СРП «Павел» ВОГ», 2009. С.27 Попытки прорыва блокады при поддержке Балтийского флота были и в ноябре-декабре – под Тихвином и на тосненском направлении. В течение 42-43 года боевые задачи для флотской артиллерии оставались прежними. К январю 1943 года была детально разработана и подготовлена пятая попытка прорыва обороны Ленинграда, под кодовым названием «Искра». Теперь задача заключалась в следующем: ударами фронтов Ленинградского с запада и Волховского с востока, при поддержке Краснознаменного Балтийского флота и Ладожской военной флотилии, разгромить группировку противника в районе «Липки-Шлиссельбург», прорвать вражескую блокаду и восстановить сухопутную связь Ленинграда со страной вдоль Ладожского озера. В операции участвовали: группа дивизионов и отдельных батарей 101-й бригады морской железнодорожной артиллерии; корабли, расположенные в средней части Невы – эскадренные миноносцы «Строгий», «Опытный», «Стройный» и канонерские лодки «Сестрорецк», «Зея», «Ока»; стационарные батареи, находящиеся на правом берегу и крупнокалиберные орудия полигона. Общее руководство осуществлял начальник артиллерии флота вице-адмирал И.И.Грен со своего выносного пункта управления, построеннго на правом берегу Невы. В 9 часов 30 минут началась артиллерийская подготовка. На многих стволах орудий обгорала краска, несмотря на мороз, многие матросы орудийных расчетов раздевались до тельняшек. На голову врага обрушились тысячи снарядов. Наша артиллерия надежно подавила вражеские батареи. Огонь был точен, отзывы об эффективности работы морской артиллерии были положительными. В течение недели шли ожесточенные бои, но ни серьезные потери, ни зимние холода, ни контратаки немцев не смогли остановить наступление наших войск. За эти дни наша флотская артиллерия разрушила 11 крупных узлов сопротивления противника, уничтожила несколько десятков танков, значительное количество гитлеровцев. Большую поддержку наземным войскам оказывала авиация. За 14-15 января самолетами 13-й воздушной армии и Балтийского флота на Ленинградском фронте было произведено 919 самолето-вылетов. 18 января в 11 часов 45 минут войны 136-й сд Ленинградского фронта и 18-й сд Волховского фронта встретились у Рабочего поселка №5. Произошло то, чего с нетерпением ждали все: ленинградцы. Защитники города и вся страна: блокада была прорвана, освобождены город Шлиссельбург, населенные пункты Марьино, Московская Дубровка, Липки, Рабочие поселки с №1 по №8, станция Синявино и станция Подгорная. В результате прорыва была восстановлена сухопутная связь Ленинграда со страной. За короткое время была построена по бывшей узкоколейке железнодорожная ветка Шлиссельбург-Поляны. И 7 февраля ленинградцы уже встречали первый поезд с большой земли. Каково значение этого героического прорыва? Оно огромно: голод и вымирание ленинградцам больше не грозили, возобновилась работа ленинградской промышленности, войска фронтов и сам Балтийский флот стали получать в нужном количестве пополнение, вооружение, боевую технику и боеприпасы.
За первые полгода войны КБФ лишился многих баз, потерял значительную часть своих сил и средств, но все же смог собраться и встать на пути врага. Я считаю, что именно его корабельная и береговая артиллерии стали тем самым огневым щитом Ленинграда.
ПВО Балтийского флота в борьбе с фашистской авиацией
Перед войной ПВО флота было хорошо подготовлено, прошло обучение и отработку слаженности боевых расчетов батарей. Наши батареи могли стрелять по воздушным целям, а также по наземному и морскому противнику. Были также подготовлены прожекторные расчеты, которые искали и сопровождали цель. Зенитные прожектора были одним из основных средств обеспечения ночного боя, из всех самолетов, сбитых в ночное время, две трети было сбито в лучах прожекторов. Но были и недостатки, например, наши зенитки не могли вести эффективный огонь по пикирующим бомбардировщикам, не хватало радиолокационных средств и для кораблей и для военно-морских баз, а в связи с увеличением броневой защиты, увеличением высот полетов и маневренности самолетов противника применение зенитных пулеметов некоторых калибров (например 7,62мм), было мало эффективно. Начиная с 8 сентября, германская авиация стала наносить систематические удары по Ленинграду. Несмотря на все усилия ПВО, предотвратить налеты противника она не могла. Фронт уже практически вплотную приблизился к городу и большинство постов воздушного наблюдения, оповещения и связи (ВНОС), с южного направления оказались в черте города. И поэтому, сигнал воздушной тревоги звучал, в лучшем случае, за несколько минут до появления вражеских самолетов. К границе Ижорского укрепрайона были выдвинуты по две батареи 11-го дивизиона, 123-го дивизиона и 80-го дивизиона. Они вели огонь не только по самолетам противника, но и по немецким сухопутным войскам. В течение трех дней с 21 по 23 сентября батареи 1, 2, 6-го полков участвовали в отражении ударов по Кронштадту, ими были сбиты 28 самолетов, а истребительной авиацией – 5 самолетов противника. Сухопутные батареи, совместно с зенитной артиллерией кораблей, открывали огонь, не позволяя противнику вести прицельное бомбометание. На прикрытие района Новой Ладоги был направлен 11-й дивизион в составе 3-х батарей, на Ладоге в его состав вошла четвертая батарея, станции орудийной наводки, а также две отдельные зенитные батареи. Они отбивали атаки авиации противника, бомбившей «Дорогу жизни» и перевалочные базы. Воздушные бои принимали все более ожесточенный характер. Но смелые и решительные действия летчиков и зенитчиков Краснознаменного Балтийского флота, Ленинградского фронта, войск противовоздушной обороны, орудия и зенитные батареи Ладожской флотилии не позволили врагу осуществить свои планы. Ленинград жил, работал и сражался.
«27 апреля 1942 года около 40 бомбардировщиков вновь произвели налет на корабли. При отражении этого налета личный состав зенитных батарей понес значительные потери. Так, например, 822-й батарее 9-го дивизиона, стоявшей у моста лейтенанта Шмидта, прямым попаданием снаряда был полностью выведен из строя орудийный расчет. В этот день батареями 9-го полка были сбиты 6 вражеских самолетов. Всего за время апрельских налетов средствами противовоздушной обороны было сбито 75 самолетов противника и 27 подбито. С мая 1942 года немцы были вынуждены отказаться от массированных ударов авиации. Налеты на Ленинград осуществлялись только ночью и отдельными самолетами». Лосев Д.Е. ПВО Краснознаменного Балтийского флота в обороне Ленинграда (1941-1944г.г.) Материалы Всероссийской научно-практической конференции. СПб, СРП «Павел» ВОГ», 2009. С.240
В мае 1942 года в Кронштадте была организована дивизия ПВО в состав которой вошли 1-й, 2-й и 6-й полки. 18 июня 6-й полк был преобразован во 2-й гвардейский, включив в себя 13, 59, 80 и 123-й гвардейские зенитные артиллерийские дивизионы. В 1943 активизировалась деятельность немецких бомбардировщиков. Всего было сброшено более 400 бомб. За период с 1 по 30 марта 1943 года огнем зенитной артиллерии были сбиты 8 самолетов противника. В мае 1943 года создается Базовый район ПВО островной военно-морской базы. 2 батареи 2-го дивизиона были перевооружены на 85-мм пушки, дивизион пополнился батареей 37-мм автоматов и стал иметь в своем составе 6 батарей. В феврале 1944 года дивизион будет преобразован в 1-й гвардейский отдельный зенитно-ракетный.
Система ПВО флота совершенствовалась прямо во время блокады: в 1943 году появилась служба наведения истребительной авиации на противника, на всех командных пунктах зенитной артиллерии до дивизиона были установлены радиостанции, работавшие на волне истребительной авиации. При атаке самолетов противника истребительная авиация передавала по радио сигнал «Атакую», и зенитная артиллерия по этому сигналу прекращала огонь и переносила его на другие цели. За годы войны базовая зенитная артиллерия Балтийского флота уничтожила 412 самолетов противника, зенитная артиллерия кораблей при стоянке в базах 172.
Таким образом, я считаю, что части ПВО КБФ совместно с истребительной авиацией выполнили одну из главных задач – надежно прикрыли от воздушных сил противника Кронштадт и Ленинград.
Десантные операции
В связи с угрозой прорыва немецких войск к Ленинграду с июля 1941 года главной задачей Балтийского флота стало содействие сухопутным войскам. В Ленинграде, Ораниенбауме и Кронштадте из личного состава кораблей, учебных отрядов и частей береговой охраны стали формировать бригады морской пехоты. С плавучих и береговых баз подводных лодок изъяли до 70 % личного состава. Батальоны и роты морской пехоты, под руководством своих же командиров-подводников буквально через день бросали в бой. Всего из состава КБФ в 1941 году в Красную Армию были переданы 68644 человека, в 1942 году – 34575, в 1943 году – 6786 (это все, не считая морской пехоты).
12 сентября 1941 года фашисты перерезали Балтийскую железную дорогу, вышли на побережье Невской губы, заняли Урицк, Стрельну, Новый Петергоф. Эти события привели к тому, что части нашей 8-й армии оказались дважды блокированными на побережье. Снабжение частей могло проходить только через Кронштадт. Но это было очень проблематично т.к. фарватер Кронштадт-Ленинград находился под обстрелом войск противника, установившего в районе Стрельны свою артиллерию. Восстановление сухопутной коммуникации вдоль южного берега залива улучшило бы положение советских войск, боевую устойчивость всей группировки обороняющих Ленинград с юго-западного направления. Именно с этой целью была спланирована операция по деблокированию 8-й армии путем нанесения ударов ее войсками из района Петергофа и войсками 42-й армии им навстречу из Лигова. Ее было решено поддержать с помощью кораблей Балтийского флота и морского десанта.
3 октября началось наступление 42-й армии в направлении на Урицк-Стрельна на соединение с наступающими с запада на Новый Петергоф частями 8-й армии. Необходимо было рано утром 3 октября высадить усиленную роту 6-й бригады морской пехоты в составе 225 человек с личным оружием и с задачей уничтожать штабы и материальную часть артиллерии противника и выйти на соединение с наступающими частями 42-й армии. Десантный отряд имел в своем составе корабли, катера, шлюпки, в т.ч. и весельные. Посадка войск осуществлялась в Торговом порту. Точность перехода и высадки десанта в темное время обеспечивалась при помощи специальных катеров-маяков с огнями. В целях скрытности операции было решено использовать сначала моторные катера, потом весельные шлюпки, использовать дымовые завесы, высадку ложного десанта в районе Стрельны. Армейское командование ограничилось постановкой задач, морское – высадкой десанта на берег. Дальше десант был предоставлен сам себе. Первая десантная операция началась 3 октября в 01.15. Рота моряков прибыла в Торговый порт, к 2 часам закончилась посадка на катера. Ориентируясь по огням катеров-маяков, отряд в 04.35 прибыл в район высадки, она проходила незаметно и без противодействия. Только к 5-ти часам противник начал беспорядочный пулеметный огонь по пляжу. Флот свою задачу выполнил, доставка и высадка первого десанта морской пехоты прошла практически без потерь. Но наступление 42-й армии развития не получило, боевая задача оказалась невыполнимой, вся рота десанта геройски погибла. Но операции, в которых участвовал и Балтийский флот, по освобождению побережья Финского залива продолжались.
5 октября было принято решение провести сразу две десантные операции. Пункты высадки обоих десантов отстояли друг от друга не более чем на 5 км. Первый морской десант высаживался в районе Петергофа. Войскам десанта, в составе батальона морской пехоты и разведовательного взвода, ставилась задача: высадившись в районе нижнего Ново-Петергофского парка, прочно закрепиться по западному берегу безымянного ручья, захватить узлы дорог восточнее Нового Петергофа и северо-западнее станции Новый Петергоф, нанести удар во фланг и тыл противнику и во взаимодействии с частями 8-й армии окружить и уничтожить его группировку в районе Новый Петергоф. Силы высадки включали в себя бронекатер, катера и шлюпки, базовые тральщики, сторожевой корабль. Имелась также авиационная и артиллерийская группа поддержки флота. Авиагруппа должна была нанести бомбовые удары по живой силе и технике противника, не допустить подхода резервов, прикрыть войска десанта от авиации противника, обеспечить операцию разведовательными данными. Артиллерийская группа включала в себя три батареи Кронштадского укрепрайона, 12 орудий линейного корабля «Октябрьская революция», 12 орудий двух эскадренных миноносцев и четырех канонерских лодок. Группа должна была подавить живую силу и огневые средства противника, подготовить отсечный огонь с целью воспрещения подхода резервов противника. На планирование морской десантной операции отводилось всего сутки.
5 октября ночью на Ленинградской пристани произвели посадку войск десанта на катера, после чего направились в точку развертывания в район банки Каменная. Высадка завершилась к 5 часам утра. Подход прикрывала дымовая завеса и самолеты. Первая рота высадилась по пояс в воду и без противодействия со стороны противника вышла на берег. Но остальные роты противник встретил огнем. Катера открыли ответный огонь прямой наводкой по видимым целям противника. В результате боя за высадку сгорел от прямого попадания снаряда один катер, другой пропал без вести, при этом было убито 8 и ранены 3 человека из состава экипажей. Артиллерия сразу перешла к огневому сопровождению действий войск десанта на берегу. Точность такого огня была низка, так как отсутствовала связь с войсками и не было сведений о точном местоположении целей. К тому же и артиллеристы и летчики морской авиации боялись поразить своих.
После высадки на берег связь с морским десантом прекратилась. До 9 октября предпринимались попытки поддержать наш десант войсками, 5 октября дважды к берегу пытались подойти наши катера с целью обнаружить десантников и передать им боеприпасы. Однако из-за сильного артиллерийско-минометного огня к берегу наши катера подойти не смогли. Был потоплен один из наших катеров. Высаженная разведовательная группа в составе пяти человек, но она пропала без вести. 6 октября самолеты безрезультатно искали десант в районе Петергоф, Знаменка, Лузино, Марьино, Просвещение. Были обнаружены лишь несколько наших убитых краснофлотцев на берегу Петергофского парка и до 15 моряков, передвигающихся от Петергофа по направлению к Ораниенбауму. Видимо, войска десанта, (всего более 550 человек), были уничтожены и частично пленены еще в ночь высадки. Погибли и десятки разведчиков и бойцов 11-й стрелковой дивизии, которые несколько дней пытались прорваться на Петергоф навстречу уже не существовавшему десанту.
Вторая десантная операция была проведена в тот же день, 5 октября. Цель высадки: отвлечь часть сил противника из района Петергофа, где высаживался морской десант Кронштадской ВМБ, тем самым способствуя разгрому войск противника и соединению частей 8-й и 42-й армий. Непосредственно перед высадкой авиация флота произвела бомбоштурмовые действия по огневым средствам и живой силе противника на побережье на широком фронте, затем удары были перенесены в глубину. Артиллерийское прикрытие началось с момента открытия огня противником с берега. Эсминец «Сметливый» израсходовал 24 снаряда, огонь велся по огневым точкам, автомашинам и скоплениям живой силы противника. 500 человек десантников из состава войск НКВД начали высадку на берег под интенсивным огнем противника. Подошедшие к этому времени катера с боезапасом и продовольствием из-за усиления огня с берега и ухода батальона от уреза воды разгрузиться не смогли, ушли. Один из катеров запоздал т.к. потерял ориентировку и был вынужден вернуться в Торговый порт. Не смогли произвести высадку десанта еще три катера, таким образом, из 500 человек высадилось только 365. С момента высадки на берег связь с ними прекратилась.6 и 7 октября были проведены новые попытки высадки десанта. К сожалению, все высаженные войска оказались потерянными, то есть по примерным подсчетам - 1491 человек (в разных исторических источниках число потерь в десантных операциях 1941 года разнится).
Кроме уже указанных выше причин неудач, я пришел к следующим выводам: во-первых, в морских десантных операциях для успешного решения поставленных задач на берегу требуется превосходство над противником в 3-5 раз. Но для этого необходимо было перевести большое количество людей, которые к тому же имели бы тяжелое вооружение и средства борьбы с танками противника. Если это невозможно (как в данной ситуации 1941 года), тогда десантной операции должна предшествовать мощная и точная огневая поддержка. Но, и это второе, обстановка в районе проведения десантной операции вскрыта не была, штабы не знали расположения войск и объектов противника на местности, боялись задеть огнем своих же. Еще немаловажная причина трагических неудач – связь. На вооружении флота были армейские переносные радиостанции, но они были малонадежны, громоздки, их переносили два матроса и они требовали определенного времени для развертывания. А когда идет такой маневренный бой, скорее всего, десантники ими просто не успели воспользоваться.
Но, я считаю, их гибель нельзя назвать напрасной. Они воевали за Родину! Кто были эти защитники Ленинграда, высаженные под Новым Петергофом? Это комендоры, электрики, минеры с линкоров и других кораблей Краснознаменного Балтийского флота, инструкторы школ учебного отряда, курсанты. Их даже не переодели в защитную форму, они так и воевали и погибали среди опавшей листвы в черных бушлатах…
Заметным событием кампании 1942 года была высадка тактического десанта в районе Усть-Тосно. После достаточно мощной артиллерийской подготовки 19 августа катера под командованием капитана 2 ранга А.М. Богдановича успешно высадили первый эшелон десанта, а спустя некоторое время в том же месте был высажен и второй эшелон. К месту высадки десанта противник подтянул свежие части. За Усть-Тосно развернулись упорные бои, которые шли до 8 сентября. За это время корабли Ленинградской военно-морской базы эвакуировали более 2 тыс. раненых и подвезли на захваченный плацдарм около 5 тыс. бойцов, 14 орудий, 13 минометов, танк, около 300 мин и более 20 тонн боеприпасов и продовольствия. Перевозки проходили при сильном артиллерийском и авиационном противодействии, в результате чего было потеряно 11 катеров. Поддерживая десант, морская артиллерия выполнила 356 стрельб и израсходовала более 4 тыс. снарядов, а авиация флота выполнила около 300 вылетов, уничтожив много живой силы и техники противника. Но успех этого десанта был частичным: овладеть Усть-Тосно советским войскам не удалось.
Операции в акватории Балтийского моря и Ладожского озера
Кроме роли флота в боях на суше я хочу отметить непосредственную деятельность его в акватории Балтики и на Ладоге. Это помощь в эвакуации, в переброске техники и продовольствия, вывозе больных и раненых и проч. С потерей Моонзундских островов и Таллинна военно-морская база Балтийского флота Ханко оказалась в глубоком тылу. Первый удар по Ханко немецкая авиация нанесла в 22 часа 30 минут 22 июня 1941 года. А 26 июня Финляндия вступила в войну с Советским Союзом. Финны не смогли взять Ханко в ходе нескольких попыток. В конце концов финское командование отказалось от активных действий, ограничиваясь обстрелами базы и ударами авиации. Но приближающаяся зима могла нарушить прочность обороны, к тому же трудности со снабжением вынуждали ханковцев к строгой экономии. Попытки доставить воинские грузы заканчивались подрывом наших лодок. В связи с этим Ставка Верховного Главнокомандующего приказала командующему Балтийским флотом провести операцию по эвакуации войск с полуострова Ханко и острова Осмуссар. В целом операция была успешной и выполнялась флотом в два этапа: в начале эвакуировалось гражданское население и тыловые подразделения, а затем вывозились войска. Эвакуация проходила в очень сложных условиях. Оба берега Финского залива были заняты противником. Коммуникации практически полностью простреливались береговой артиллерией и находились под непрерывными ударами вражеской авиации, к тому же в конце ноября начинался ледостав, усугублялась минная угроза. К началу эвакуации в Финском заливе противником было выставлено более 6 тыс. мин и минных защитников. В таких тяжелейших условиях флоту удалось вывезти при относительно небольших потерях около 23 тыс. человек, 1500 тонн продовольствия и 1265 тонн боеприпасов. Из 88 кораблей и судов, участвующих в операции, потери составили 27 единиц. Потери в личном составе около 5 тыс. человек. Силы Балтийского флота также успешно выполнили эвакуацию Гогландского и Выборгского укрепленных секторов. Несмотря на то, что она проходила при сильном противодействии противника, в шторм и при частых снегопадах, потери в этих перевозках были минимальны. Из состава Выборгского укрепленного района погибло всего девять человек. А потери в плавсредствах составили 3 баржи, 2 сторожевых катера, буксир, шхуна и 4 мотобота. При отводе войск из Гогландского укрепленного сектора потери были еще меньше.
Я убежден, что, защищая до конца совместно с сухопутными войсками военно-морские базы, приморские плацдармы и острова Балтийского моря, Краснознаменный Балтийский флот внес значительный вклад в дело Победы. Именно в ходе стратегической обороны войска противника были измотаны и, в конце концов, остановлены. В ходе этих оборонительных сражений и эвакуаций, силами флота были вывезены 150 тыс. бойцов, которые в последующем составили основу войск Ленинградского фронта.
Флот боролся за Ленинград всеми имеющимися у него в распоряжении силами, в том числе и с помощью подводных лодок. В составе Балтийского флота к началу войны имелось две бригады подводных лодок, одна учебная бригада и отдельный учебный дивизион. На протяжении всей войны подводные лодки Балтийского флота действовали и позиционным методом и методом крейсерства в назначенном районе. В первые месяцы командиры подводных лодок стреляли одиночными торпедами. В 1941 году таким образом смогли потопить только три транспорта, совершив 67 боевых походов. В зимнее время подводники занимались ремонтом материальной части. Хотя немецкой авиации удалось повредить около 20 лодок, тем не менее боевой состав сил был сохранен. В 1942 году подлодки перешли к залповой стрельбе. Это значительно повысило эффективность торпедных атак. Совершив 35 боевых походов, подводники уничтожили более 40 транспортов, потеряв при этом 12 подводных лодок.
Самым сложным для наших подводников было преодоление созданных противником в Финском заливе двух противолодочных рубежей. Только на Гогландском рубеже он выставил более 10 тыс. мин. Противник полагал, что при такой плотности мин советские подводные лодки не смогут выйти в открытую часть Балтийского моря и что суда погибнут от подрыва на минах. Но наши лодки все равно умудрялись наносить удары по врагу, топить их суда. Тогда фашистское руководство разработало специальный план перекрытия Финского залива противолодочными сетями и организовало сильную противолодочную оборону. Все попытки по прорыву противолодочных рубежей в 1943 году закончились неудачно. Из шести выходивших из Ленинграда подводных лодок на базу возвратилась только одна Щ-30 под командованием капитана 3-го ранга И.В.Травкина. В действиях подводных лодок наступил перерыв, продолжавшийся до сентября 1944 года.
Хочу отметить также и роль авиации Балтийского флота по защите подступов к Ленинграду. К 1943 году самолетный парк флота значительно вырос. Если в начале года было только 11 торпедоносцев, то к октябрю их стало уже 35. До конца года торпедоносцы выполнили 228 вылетов на «свободную охоту». В основном, они действовали одиночно, проводя свободный поиск противника в обширных районах. Условия полетов были очень сложны. Большая часть маршрута проходила над территорией, занятой противником. При протяженности маршрутов до 2500 км летчики находились в полете до 9 часов. Все полеты были крайне опасны, без истребительного сопровождения, что требовало от экипажей отличной подготовки, высоких моральных и боевых качеств. В 95 вылетах летчики обнаруживали противника и выходили в атаку, потопив при этом 19 судов. В 1944-45 годах авиация флота значительно активизировала свои действия на коммуникациях противника, выполнив более 3 тыс. самолето-вылетов, потопив при этом 140 судов.
В сентябре 1941 года корабли Охраны водного района Кронштадта под командованием капитана 2 ранга И.Г.Святого для восстановления фронтового резерва перевезли с Ораниенбаумского плацдарма в Ленинград около 16 тыс. человек, 375 автомашин, 48 орудий и минометов и другие грузы. С 15 по 17 ноября была переброшена стрелковая дивизия, предназначенная для участия в операции по деблокаде Ленинграда под Синявином. Всего было перевезено 33 тыс. человек с техникой и вооружением. Одновременно шли переброски на Ораниенбаумский плацдарм войск для формирования Приморской оперативной группы. Было перевезено более 14 тыс. человек, 151 автомашина, 44 танка, 23 орудия и более 10 тыс. тонн воинских грузов. Последняя перевозка силами флота до ледостава была выполнена в октябре – декабре у Невской Дубровки. Через Неву было переправлено около 17 тыс. человек с боевой техникой и вооружением. Благодаря этим перегруппировкам удалось добиться устойчивости Ленинградского фронта в 1941 году.
Огромную роль в защите и поддержке блокированного Ленинграда сыграла, безусловно, Ладожская флотилия. Приказом от 25 июня 1941 года флотилия стала боевым подразделением Балтийского флота. В составе флота флотилия имела дивизионы канонерских лодок, тральщиков, сторожевых катеров, катеров-тральщиков и другие корабельные и береговые части.
Программа деятельности транспортных организаций, военного командования и местных органов власти Северо-Западного региона содержалась в постановлении Государственного Комитета Обороны СССР от 30 августа 1941 года «О транспортировке грузов для Ленинграда». Правительство решило наладить перевозку грузов и пассажиров по Ладожскому озеру и предусмотрело создание сложной транспортной цепочки, в которой важное место занимали водники Северо-западного пароходства и военной флотилии, корабли и моряки Балтийского флота. Эту трассу до войны освоили мало, на озере не было специального флота, оснащенных механизмами портов, судоремонтной базы. А воды озера были весьма коварны, навигация опасной.
К сентябрю 1941 года Ладожская флотилия насчитывала уже 58 буксировщиков, 109 барж, шла скоростная реконструкция других судов. В конце октября с западного на восточный берег Ладоги были переброшены две дивизии и бригада морской пехоты. За счёт этих войск удалось задержать наступление противника на Волхов и помешать замкнуть второе кольцо вокруг Ленинграда. Это был критический момент для флотилии: из-за опасности полного окружения был отдан приказ подготовить к уничтожению сооружения базы Новой Ладоги и корабли. Несмотря на участившиеся вражеские бомбардировки, эвакуационный процесс из Ленинграда продолжался. Ленинградцы добирались по железной дороге, автотранспортом или пешком до станции Ладожское озеро, оттуда оставалось два километра до Осиновца, где можно было размещаться на буксирах и баржах и следовать по водной «Дороге жизни» протяженностью 115 км по Ладожскому озеру. На этот короткий путь эвакуируемые и экипажи тратили в среднем сутки. С присущей фашистам жестокостью немецкая авиация рьяно охотилась за судами. Рейсы были чрезвычайно опасны: вражеские самолеты, финские катера, минные поля подстерегали караваны. На буксирах и баржах ставились легкие пушки и зенитные пулеметы. Теперь экипажи могли увереннее защищать жизнь своих пассажиров и сохранность грузов.
Задачей моряков Ладожской флотилии было успокоить удрученных своей судьбой пассажиров, вселить в них уверенность в успешном рейсе, разъяснять эвакуированным основные правила поведения на судне, научить их пользоваться в случае надобности спасательными средствами. На госпитальных суднах и баржах ухаживали за ранеными. Вот как описан один эпизод эвакуации детей из осажденного Ленинграда по Ладоге в книге В.С.Черокова «Для тебя, Ленинград»: «Вспоминает штурман отряда транспортов Б.А. Вайнер: «Чтобы ускорить погрузку, пока не налетели вражеские бомбардировщики, все свободные от вахт офицеры и матросы переносили ребятишек на руках. Каждый раз принимали около тысячи. Самых маленьких просто клали поперек скамеек вплотную друг к другу, детей постарше усаживали плотными рядами на полу кают всех верхних помещений, в грузовом трюме. Во время перехода ребят обязательно кормили, укрывали чем только могли – одеялами, шинелями, бушлатами, полушубками». Виктор Сергеевич Чероков в годы войны командовал Ладожской флотилией, в своей книге он очень интересно рассказывает о тех героических и трагических событиях, очевидцем и участником которых был сам: «Помню, во время посадки упал с причала мальчуган лет пяти. Услышав всплеск, краснофлотец И.Я. Иванов, не раздумывая, прыгнул в воду, хотя был сильный прижимной ветер и его легко могло раздавить бортом корабля. Через секунду он выплыл, прижимая к груди спасенного малыша. Десятки матросских рук уперлись в причал, удерживая корабль на безопасном расстоянии, пока матроса с мальчиком не подняли на палубу». У всех ладожцев мужество сочеталось с человечностью, с чувством долга перед народом, Родиной. Ведь они везли на восточный берег самое дорогое – будущее страны. Моряки считали ладожские штормовые волны коварнее морских. В озерных глубинах нашли свое последнее пристанище многие буксиры и баржи, различные материальные ценности, боеприпасы, военная техника и оружие, и тысячи людей. В осеннюю навигацию 1941 года в Ленинград было доставлено 60 тыс. тонн грузов, в том числе 45 тыс. тонн продовольствия; из города было эвакуировано более 30 тысяч человек; из Осиновца на восточный берег озера было перевезено 20 тыс. красноармейцев, краснофлотцев и командиров. В зимнее время личный состав флотилии привлекался к защите ледовой дороги через Ладожское озеро. К октябрю 1941 года корабли флотилии проложили по дну Ладожского озера 43 км бронированный многоканальный кабель, на долгое время ставший единственным каналом проводной связи блокированного Ленинграда с внешним миром. Над Дорогой жизни развернулись настоящие воздушные сражения. В труднейших условиях ладожцы доставили в Ленинград более 790 тыс. тонн грузов, почти половину которых составляло продовольствие. Для Ленинградского фронта и Балтийского флота было доставлено 290 тыс. человек пополнения. Летом 1942 года Ладожской флотилии пришлось столкнуться с флотилией объединённых сил Германии и Финляндии, сформированной на озере и имевшей целью уничтожение советских боевых кораблей на Ладоге и пресечение доставки грузов в Ленинград. Флотилия противника была отлично укомплектована: её основу составляли самоходные десантные паромы «Зибель», вооружённые 88-мм пушками и скорострельными зенитными автоматами, и современные сторожевые катера итальянского производства. Максимальная численность вражеской флотилии составляла: 21 быстроходная десантная баржа, 8 десантных катеров, 1 канонерскую лодку, 6 сторожевых и 5 торпедных катеров, 60 катеров связи и иного вспомогательного назначения. Если раньше приходилось отбивать только атаки с воздуха, то теперь на конвои начали нападать боевые корабли противника. Шли тяжёлые бои, обе стороны обстреливали береговые укрепления, высаживали десанты, ставили мины.
22 октября 1942 года противник предпринял попытку высадить десант и захватить остров Сухо, лежащий в 37 км от Новой Ладоги. Этот маленький остров был оборудован маяком, наблюдательным постом и артиллерийской батареей, и являлся одним из важных пунктов обеспечения безопасности перевозок в Ленинград. В нападении на Сухо участвовало 23 корабля. Около 7 часов утра по острову был нанесён артиллерийский удар, за которым последовала высадка десанта. Противник имел все шансы на успех — первым же выстрелом была уничтожена антенна радиостанции, суммарная огневая мощь кораблей значительно превосходила островную батарею, противодесантное оборудование острова находилось не в лучшем состоянии. С находившегося неподалёку тральщика заметили высадку десанта и сообщили в штаб флотилии. Тральщик и оказавшийся рядом катер-охотник вступили в бой. В 9 часов в бой вступила советская авиация, в 9:30 подошли первые корабли. К полудню нападение на остров было отбито и началось преследование отступающего противника. В результате 16 десантных судов противника были уничтожены, одно — захвачено. Сбито 15 самолётов противника. Наши корабли потерь не имели, в гарнизоне острова Сухо погибло 8 человек, тяжелораненых — 16, легкораненых — 7 человек. Захвачено в плен 6 человек. Важнейшим итогом этого боя стало то, что противник, не добившись цели, понёс серьёзные потери, и боевые возможности его флотилии и моральный дух существенно снизились, снизилась и опасность для перевозок.
В навигацию 1943 года в Ленинград было перевезено 208 тыс. тонн грузов и 93 тыс. человек, 856 тыс. кубометров лесоматериалов. Основным содержанием фронтовых заданий была транспортировка в зону боев резервных воинских частей, горючего, боевой техники, вооружения, боеприпасов, продовольствия. Обратными рейсами в тыл эвакуировали мирное население, раненых, материальные ценности, промышленное оборудование, спасали воинские части, оказавшиеся в критическом положении и т.д. Вывозилось оборудование, семьи работников эвакуированных предприятий спаслись от ужасов блокады и, выполняя свои профессиональные задачи в тылу, укрепляли оборонную мощь нашей страны. Технические возможности флота и пристаней постоянно совершенствовались, они уже позволяли перевозить грузы с концентрированным весом: паровозы, вагоны, тяжелые станки, танки, гаубицы. Объем перевозок был масштабным, но он не мог быть достаточным для ленинградцев и войсковых частей, испытывающих острую нехватку продовольствия и военного снаряжения. После ледостава водников и моряков сменили автомобилисты, и в течение всей суровой зимы по льду Ладоги продолжалась эвакуация ленинградцев и раненых бойцов в тыл.
Таким образом, моряки и речники Ленинграда, обеспечивавшие перевозки грузов и пассажиров в экстремальных условиях, тоже являлись фронтовиками. Как и войны действующей армии, они находились в самом пекле военных действий, постоянно рисковали жизнью, погибали на своем боевом посту. Немецким и финским войскам не удалось парализовать работу Ладожской флотилии, состоящей из балтийских моряков и речников Северо-Западного пароходства. И Ленинград выжил, и ни на минуту не перестал бороться с врагом, приближая свое освобождение. Подводя итоги можно сказать, что, из 498 дней блокады, 313 дней снабжение города велось только водным путём по Ладоге. За это время в Ленинград было доставлено 850000 т грузов, эвакуировано 573000 человек и доставлено свыше 300000 человек для пополнения войск.
Сквозь шторм и бурю,
Через все преграды
Ты, песнь о Ладоге, лети.
Дорога здесь пробита сквозь блокаду,
Родней дороги не найти.
Эх, Ладога, родная Ладога,
Метель и шторм и грозная волна,
Недаром Ладога родная
Дорогой Жизни названа!
Даешь наступление!!!
К началу 1944 года на северном фланге советско-германского фронта сложились благоприятные условия для разгрома группы армии «Север» и окончательной ликвидации блокады Ленинграда. По замыслу нашего командования войска Ленинградского и Волховского фронтов, при поддержке Балтийского флота должны были нанести согласованные удары с севера и юго-востока в общем направлении на Лугу, прорвать долговременную оборону противника и, развивая наступление, добиться решительного разгрома врага. Балтийскому флоту была поставлена задача обеспечить сосредоточение войск 2-й ударной армии на Ораниенбаумском плацдарме, а корабельная и береговая артиллерия флота должна помочь войскам Ленинградского фронта взломать вражескую оборону и сопровождать его войска до пределов дальности своего огня, морской авиацией поддержать наступление войск с Ораниенбаумского плацдарма. В истории Великой Отечественной войны это был единственный случай ликвидации блокады советских войск с территории самого плацдарма. В течение октября – декабря 1943 года и первой половины января 1944 года во всех частях и соединениях флота развернулась подготовка к операции. В этот же период флоту предстояло скрытно осуществить перевозку 2-й ударной армии, которая должна была наносить главный удар по стрельницко-петергофской группировке противника. Перевозка войск шла с большой осторожностью, так как проходила в непосредственной близости от врага, который мог вести обстрелы на всю глубину нашей коммуникации. К тому же в районе перевозок существовала серьезная минная опасность. Плюс малые глубины, частые штормы, ледостав создавали дополнительные трудности. Но моряки понимали, что от них, в итоге, зависит успех всей операции по освобождению Ленинграда и сделали все возможное и невозможное. Для перевозки войск и боевой техники флот выделили сетевые заградители типа «Онега», теплоход «Кремль», самоходные и несамоходные баржи, буксиры и тральщики. Перевозки начались с 5 ноября 1943 года. Посадка войск и погрузка осуществлялась в Ленинграде с причалов фабрики «Канат» и с Лисьего Носа. Разгрузка плавсредст проходила в Ораниенбаумском порту – всего за 12 км от линии фронта. Движение конвоев разрешалось только в темное время суток, ночью. В течение одной ночи в Ораниенбаум приходили от 8 до 12 судов, и, если успевали, той же ночью возвращались в Ленинград. При выходе конвоев в море в полную боевую готовность в любой момент открыть огонь приводились наши артиллерийские батареи. В готовности к вылету находились и наши самолеты, истребители и штурмовики, которые по первому сигналу должны были подняться в воздух для отражения авиации противника или для нанесения ударов по неприятельским огневым позициям. На случай, если разведка противника обнаружит переход наших конвоев, в готовности находились также станции дымопусковой аппаратуры и самолеты-дымзавесчики, способные прикрыть суда дымовыми завесами на любом участке перехода. Первый этап перевозок завершился успешно, он прошел без потерь с 5-го по 20 ноября. На втором этапе, уже во время ледостава, за те же 15 суток предстояло перевезти вдвое больше грузов. Для проводки судов были выделены ледокол «Тасуя», 7 ледокольных буксиров, 6 базовых тральщиков. В целях маскировки все суда были выкрашены в белый цвет. Моряки старались выполнить поставленные перед ними задачи с максимальным профессионализмом. Если суда застревали во льдах и гитлеровская авиация открывала огонь по неподвижным целям, батареи Красной Горки, Ижорского и Кронштадских секторов вступали в контрбатарейную борьбу. Фашистам не удалось потопить ни одного судна. Вот как оценивал работу флота в период переброски войск бывший командующий армией генерал армии И.И. Федюнинский: «Балтийцы обеспечивали скрытность своих действий искусным вождением кораблей, а сокрушительный огонь морских орудий отвлекал внимание противника». Всего с 5 ноября 1943 года по 21 января 1944 года моряки Балтийского флота перевезли в Ораниенбаум 53 797 человек, 211 танков, 677 орудий, 2 300 автомашин, 5 800 тонн боеприпасов, около 4 000 лошадей, 14 тыс. тонн различных воинских грузов. В результате успешной переброски сил удалось создать решающее превосходство в силах и средствах.
В целях оказания помощи войскам Ленинградского фронта, перед морской артиллерией были поставлены следующие задачи: разрушать узлы сопротивления и опорные пункты в глубине обороны противника, подавлять его батареи, не допускать стрельбу по наступающим войскам фронта, ударами по узлам дорог и местам сосредоточения резервов противника препятствовать маневру живой силы и техники в районах Слуцка и Ропши. Части береговой артиллерии и корабли флота, выделенные на операцию, сводились в пять тактических групп. Такая организация повышала возможность маневра огнем и тактического взаимодействия с наступающими войсками. Для поддержки сухопутных войск флот выделил более 200 орудий среднего и крупного калибра, что значительно усилило огневую мощь флота. Для корректировки огня и наблюдения результатов стрельб каждый корабль и береговая батарея имели полосу разведки с наблюдательными постами. Имелись самолеты и аэростаты-корректировщики. Для выявления истинного положения вражеских артиллерийских батарей 23 декабря была проведена ложная артиллерийская подготовка, которую противник принял за начало нашего выступления и ввел в действие много новых батарей, которые были засечены нашими наблюдателями. Разведке фронта и флота удалось собрать полные сведения о группировке немецко-фашистских войск под Ленинградом.
Операция началась утром 14 января 1944 года наступлением с Ораниенбаумского плацдарма. В начале, в течение 65 минут прошла мощная артиллерийская подготовка. В грохоте артиллерийской канонады слышались громовые раскаты орудий главного калибра линейных кораблей «Октябрьская революция» и «Петропавловск», крейсеров «Максим Гоорький» и «Киров», а также артиллерии кронштадского и ижорского укрепленных секторов береговой обороны. В результате, в полосе наступления войск 2-й ударной армии была нарушена система инженерно-оборонительных сооружений врага, нарушены связь и боевое управление, подавлены батареи. 15 января после такой же мощной артиллерийской подготовки, перешли в наступление войска 42-й армии. Артиллерией флота одновременно было обстреляно 92 цели. За час каждый ствол 130-мм калибра делал до 60 выстрелов! Благодаря высокой точности стрельбы, большой дальности и разрушительной силе снарядов, батареи противника, сделав, практически, два-три выстрела, под мощным огнем наших пушек замолкали. Со взятием частями Ленинградского и Волховского фронтов Гатчины и станции Тосно, в связи с выходом войск из пределов дальности стрельбы, дальнейшая поддержка ограничивалась лишь действиями подвижных дивизионов морской железнодорожной артиллерии.
В операции по полному снятию блокады Ленинграда активное участие принимала и морская авиация. Еще в подготовительный период самолеты прикрывали с воздуха перевозку 2-й ударной армии. В этот же период была проведена контрольная аэрофотосъемка переднего края обороны противника. Во время наступления самолеты наносили бомбоштурмовые удары по узлам сопротивления противника, штабам, узлам связи, аэродромам, опорным пунктам, батареям, огневым точкам, скоплениям живой силы и техники, осуществляли истребительное прикрытие войск. Всего на операцию было выделено 52 бомбардировщика, 71 штурмовик и 175 истребителей и разведчиков. Удары по целям наносили мелкие группы, состоящие из 6-8 самолетов. Поддерживая наступление войск, штурмовики применяли метод патрулирования над полем боя, нанося удары по требованию армейских начальников. Истребительная авиация сопровождала ударную авиацию, из 97 самолетов противника, уничтоженных в ходе операции, 71 на счету морских летчиков.
Значение победы под Ленинградом огромно. За весь период советско-германского противоборства здесь, на берегах Невы, были скованы огромные силы группы армии «Центр», было разгромлено до 50 немецких дивизий, фашистское руководство было вынуждено неоднократно перебрасывать под Ленинград свежие войска из стран Западной Европы. Под Ленинградом зародилось массовое снайперское движение, здесь стала широко применяться стрельба прямой наводкой, активно действовали партизаны, впервые была применена новая методика поддержки атаки – «сползание огня». Советские войска использовали решительные способы разгрома противника. Был получен бесценный боевой опыт, который нашел применение в дальнейшей борьбе с немецко-фашистскими захватчиками.
В героических боях за город Ленинград моряки, артиллеристы, летчики Балтийского флота показали не только образец мужества, стойкости, но и продемонстрировали свои блестящие боевые навыки и мастерство. Поставленные перед Краснознаменным Балтийским флотом задачи по обороне и прорыву блокады Ленинграда были выполнены полностью. Да, победа под Ленинградом была достигнута усилиями всех видов вооруженных сил. Работая над этим рефератом, изучив и проанализировав ряд материалов, я пришел к выводу, именно благодаря флоту город смог выстоять в борьбе с сильнейшим и отлично подготовленным врагом. Флот был тем самым щитом и мечом Ленинграда, смог защитить от угрозы уничтожения и сыграл решающую роль в освобождении от фашистской блокады.
Победа досталась нашему многонациональному народу очень дорогой ценой. О беспримерном героизме всех защитников города мы будем помнить всегда, грозные и героические события этих лет останутся в памяти благодарных потомков. На этих примерах мы будем воспитывать наших детей, в гордости за свою Родину, в преклонении перед подвигом павших и выживших. А наши недоброжелатели, которых и сейчас немало, пусть знают: мы - сильные духом, это в нас живет от наших дедов и прадедов, и потому нас нельзя победить!
Список использованной литературы:
Доценко В.Д. Флот. Война. Победа. С.-Петербург, 1995.
Емельянов Л.А. Советские подводные лодки в Великой Отечественной войне. Москва, 1981.
Широкорад А.Б. Флот, который уничтожил Хрущев, Москва, 2004.
Чероков В.С. Для тебя, Ленинград. Лениздат, 1988.
Потехин Я.Ф. Пароль – Победа! Лениздат, 1969.
Гринкевич В. Корсунский М. Адмирал Трибуц, Таллин, 1980.
Жукович Г.А. Рубинский Г.М. Огненные фарватеры. Ленинздат, 1987.
Леснов М. Черных М. Как была прорвана блокада. Москва, 1970.
Лосев Д.Е. ПВО Краснознаменного Балтийского флота в обороне Ленинграда (1941-1944г.г.) Материалы Всероссийской научно-практической конференции. СПб, СРП «Павел» ВОГ», 2009.
История ордена Ленина Ленинградского военного округа. – М.: Воениздат, 1988.
Сопин Ю.Г. Развитие военно-морского искусства на балтийском морском театре военных действий в битве за Ленинград. Материалы Всероссийской научно-практической конференции, посвященной 65-летию полного снятия блокады Ленинграда СПб, СРП «Павел» ВОГ», 2009.
Платонов А. Трагедии Финского залива. М., 2010.
Фролов М.И. «Ленинград в стратегических планах военно-политического руководства Германии». СПб СРП «Павел» ВОГ», 2009.
Сопроводительный лист
Номинация – историческая, реферат.
Тема: «Щит и меч Ленинграда»
Автор: Бородин Николай Алексеевич
Дата рождения: 30.03. 1999г.
Место учебы: 812 Санкт-Петербург, 196620 г. Павловск, Березовая улица, дом 13, лит.А, ГБОУ школа № 638, тел. 452-11-64, school638p@mail.ru
8 «Б» класс
Проживает по адресу: 196634 Санкт-Петербург, поселок Шушары, (Славянка), Колпинское шоссе, 38 корп. 1 кв. 519, jkz224@inbox.ru
Руководитель работы: Силаева Елена Валерьевна, учитель истории, тел. + 7953 149 15 86
Рисуем ветку берёзы сухой пастелью
Чья проталина?
Как нарисовать китайскую розу
В какой день недели родился Юрий Гагарин?
Четыре художника. Осень