Многие литературоведы придают большое значение исследованию и изучению такого понятия как литературный образ.
В чём актуальность данной проблемы? Изучение литературного образа считаю очень актуальным и для современного литературоведения, и для овладения основными литературоведческими понятиями в школе на уроках литературы. В процессе изучения литературного образаконкретного произведения выполняется комплексный анализ всего текста, что является важным этапом в процессе подготовки к итоговой аттестации. Понять литературный образ можно только оценивая и содержательную сторону текста, и его структуру, и языковые средства. Всё это –важные ступени в овладении языком как средством коммуникативного общения.
Цель данной работы-изучение литературного образа, его зарождение, развитие на примере конкретного литературного материала.
Вложение | Размер |
---|---|
исследовательская работа | 97.93 КБ |
МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ОДИНЦОВСКАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №9
ИМЕНИ М.И.НЕДЕЛИНА
__________________________________________________________
РОЛЬ ЯЗЫКОВЫХ СРЕДСТВ В РАСКРЫТИИ ОБРАЗА МЕТЕЛИ В ПРОИЗВЕДЕНИЯХ А.С.ПУШКИНА
ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ РАБОТА
ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ
Выполнила:
ученица 7 класса Терещенко А.Р.
учитель русского языка и литературы Пасечник М.А.
Одинцово-2011
Оглавление
Введение ……………………………………………3-8 стр. Глава 1. Анализ стихотворения «Зимний вечер»
1.1. Анализ образа метели в стихотворении «Зимний вечер»….9-10 стр.
1.2.Структурный анализ синтаксиса , морфологии, изобразительно-выразительных средств стихотворения «Зимний вечер»………….10-11 стр.
Глава 2. Анализ стихотворения «Бесы»
2.1. Характеристика образной структуры произведения……………11-17 стр.
2.2.Структурный анализ синтаксиса , морфологии, изобразительно-выразительных средств стихотворения « Бесы»……………………..17 стр.
Глава 3.Анализ повести «Метель»
3.1. Роль образа метели в повести «Метель»…………………………18-21 стр.
3.2.Анализ синтаксических конструкций, частотности употребления частей речи, изобразительно-выразительных средств повести …………..21-22 стр.
Заключение……………………………………………………………..23-24 стр.
Список источников……………………………………………………..25 стр.
Приложение 1…………………………………………………………27-31 стр.
Приложение 2………………………………………………………….32-39 стр.
Приложение 3………………………………………………………….40-59 стр.
Введение
Многие литературоведы придают большое значение исследованию и изучению такого понятия как литературный образ.
В чём актуальность данной проблемы? Изучение литературного образа считаю очень актуальным и для современного литературоведения, и для овладения основными литературоведческими понятиями в школе на уроках литературы. В процессе изучения литературного образаконкретного произведения выполняется комплексный анализ всего текста, что является важным этапом в процессе подготовки к итоговой аттестации. Понять литературный образ можно только оценивая и содержательную сторону текста, и его структуру, и языковые средства. Всё это –важные ступени в овладении языком как средством коммуникативного общения.
Цель данной работы-изучение литературного образа, его зарождение, развитие на примере конкретного литературного материала.
В нашем представлении литературный образ - это часто только одушевлённое лицо, обладающее определённым перечнем характеристик.Художественный образ в традиционном литературоведении представляет картину человеческой жизни, в центре которой стоит конкретный человек, но которая включает в себя и всё то, что его в жизни окружает. Но термин литературный образ гораздо более ёмкое понятие. Мы исследуем образы природы , если хотите , то образы отвлечённые природные, берущие своё начало в древних языческих верованиях , в устном народном творчестве нашего народа.
В разных литературах мира существуют те или иные часто встречающиеся образы природы. Например, в английской литературе туман является популярным литературным образом, в немецкой литературе – лес, в восточной литературе – ветер и цветы вишни.
В русской литературе авторы часто обращались к образу метели, вьюги, дороги. Эта традиция имеет глубокие фольклорные корни. Вспомним народные песни «Ах ты, зимушка-зима», «Шумел валдайский темный бор», «Как со вечера пороша»,сказку «Морозко».
А.С.Пушкин, являясь глубоко народным поэтом, впитавшим силу, красоту произведений устного народного творчества, воспитанный на произведениях русского народа, часто в своих произведениях прибегал к использованию этого образного плана.
Анализ образной системы пушкинской лирики и прозы помогает нам полнее раскрыть душу поэта, его внутренний мир.
В своей работе я обращаюсь к произведениям, в которых А.С.Пушкин использует образ метели, вьюги, бурана.
Анализируя произведения, я в каждом из них старалась увидеть прямые реалии времени и второй скрытый план, который можно раскрыть лишь при глубоком изучении биографии поэта, событий того времени. Для анализа я взяла стихотворение “Зимний вечер”, написанное в 1825 году, стихотворение “Бесы”, написанное в 1830 году, повесть из цикла произведений “Повести Белкина” – “Метель”.
Я изучила систему образов каждого названного произведения, постаралась найти реалии, объединяющие эти различные тексты и реалии, являющиеся диаметрально противоположными.
Анализируя каждое произведение, я не ограничилась изучением тематики, мотивов, подтекста, образности. Я изучила структуру каждого произведения с точки зрения синтаксического строения и сточки зрения систематизации средств морфологии и лексики.
Интересным я посчитала и разбор изобразительно-выразительных средств языка, так называемых тропов, фигур речи (то есть стилистических приёмов и изобразительных возможностей лексики, синтаксиса). Изучение этих средств языка помогает нам открыть глубину литературных образов.
Первый раздел моей работы всецело посвящен анализу стихотворения «Зимний вечер».
Стихотворение «Зимний вечер» обращено к Арине Родионовне, и сам ее образ связан с «ветхой лачужкой», которая защищает от зимней бури, воющей, активной. Все противопоставлено. Печаль, темнота, ненадежность защиты от зла. Буря торжествует, она враждебна. Она ищет, как бы проникнуть внутрь, пугает зверем, шуршит соломой, притворяется путником, стуча в окошко, плачет «как дитя», выманивая наружу.
Стихотворение «Зимний вечер» очень грустное, многозначительное, эмоциональное. Его лирика неопределенна, обобщена. В нем видна четкая ясная классика, романтика и музыкальность образов. Стихотворение очень гармонично, свободно. Состоит из трех частей: развитие, сталкивание, усиливается повтором. Буря в начале текста как бы сама по себе, а потом через кровлю захватывает, вливается в лачужку печалью и тоской, но радость от обращения к няне вносит оживление в стих, и буря отдаляется, не выдерживает соперничества с монологом Пушкина. Это стихотворение очень четко выражает настроение няни и поэта.
В тексте всего 120 слов. Преобладают имена существительные, глаголы, живо передающие действия ,имена прилагательные по частотности употребления стоят на третьем месте, местоимения на четвёртом, на пятом месте находятся местоимения, есть в тексте причастия, деепричастия. Используются и служебные части речи: предлоги , союзы .
В стихотворении десять предложений, преобладают сложные союзные предложения. В процессе создания образных картин автор использовал стилистическую фигуру, полисиндетон или многосоюзие, что придает тексту степенность , последовательную развернутость картин и действий. Олицетворение, метонимия, сравнение, лексические повторы, плеоназм , параллелизм конструкций , инверсия – всё это способствует созданию яркой образной картины.
Вторая часть моей работы посвящена изучению стихотворения «Бесы».
При анализе этого стихотворения я оттолкнулась от гипотезы, высказанной ещё в 1919 году литературоведом Гершензоном о том, что весь текст стихотворения «Бесы» пронизан аллегорией, то есть иносказанием. «Бесы» написаны в 1830 году 7 сентября в относительно счастливый период жизни поэта. Но на сердце поэта-cтужа, а вдуше его буря и вьюга.
В этом стихотворении буря-символ зловещих сил, которые вмешиваются в жизнь России, народа, в жизнь самого Пушкина.
Пушкин на протяжении всей своей жизни обладал невероятным чутьём ,предопределяя ход событий. Судьба над ним смеётся в очередной раз в образе вьюги «вьюга злится, вьюга плачет».
Образ вьюги замкнут в пространстве. Образ дороги, объединяющий все строфы стихотворения, даёт надежду на выход из этой снежной «бесовщины». Ведь кони храпят и мчатся, колокольчик звенит и вырывается из этого воя. Сердце лирического героя надрывается, но оно бьётся и живёт, значит, верит в то, что дорога выведет к свету и теплу.
В тексте всего 212 слов. По частотности употребления преобладают имена существительные , глаголы, передающие стремительные действия , прилагательные ,создающие образную и яркую картину, занимают третье место по частотности употребления .
В стихотворении девятнадцать предложений, преобладают сложные бессоюзные . Можно заключить , что в процессе создания образных картин автор использовал стилистическую фигуру, получившую название асиндетон. Слова,соединяющие предложения опущены. Это придаёт всем высказываниям текста необыкновенную стремительность, динамичность, помогает передать быструю смену картин, впечатлений, действий .
В целом как и в стихотворении «Зимний вечер» мы можем позволить себе предположить,что образ метели в этом тексте так же аллегоричен (это не только природная стихия, но и воплощение жизненного хаоса ,общественной и личной жизни поэта. В создании аллегоричного образа бури поэт использовал и в этом тексте многочисленные языковые средства: олицетворения, метафоры, сравнения, эпитеты.
Наконец в третьей части своей работы я анализирую повесть «Метель».
При первом прочтении повести «Метель» у нас создается ощущение, что это всего лишь увлекательная романтичная история того времени, забавляющая нас, и не более того. Но она таит в себе глубокий смысл в судьбах героев и в душераздирающих песнях вьюги. Метель фантастична, но в тоже время реалистична и оживлена, она может действовать, мыслить, чувствовать и говорить.
Для Маши метель- строгая мамаша, знающая о том, что Владимир не является тем ,с кем надо соединять судьбу. Метель пытается остановить Машу, как мать останавливает свою неразумную дочь.
Непреклонна метель в отношении Владимира. Для него метель как смерть, стоящая с косой, - яркий народный образ. Метель не щадит его. Метель предрекает Владимиру что-то мутное, неясное, тёмное, встаёт на пути непреодолимой преградой. Если прибегнуть к сравнению этого образа именно в этом эпизоде с фольклорными силами, то мы смело можем сделать вывод о том, что метель сравнима с чёрными фольклорными образами.
Бурмина метель берёт за руку, как матьберёт неразумное дитя и заставляет сделать то, что понять герою дано не сразу. Он сам не понимает, как оказался в церкви и как безропотно стал участником святого таинства.
Мы не можем не обратить внимания на влияние мотивов устного народного творчества на сам ход повествования. Во-первых, сам ход событий,как и в русских народных сказках, таков, что мы изначально уверенны в счастливом будущем главной героини. Во-вторых, сюжет построен на ряде чудесных совпадений. В-третьих, силы природы в произведении не просто помогают раскрыть переживания героев, не просто раскрывают внутренний мир, а являются героями, решающими судьбы простых смертных людей.
Метель – начало конца и наоборот, полное противопоставление, и единое целое, многоликая, неотъемлемая часть глубокой многогранной жизни.
Проанализировано порядка шестидесяти предложений повести . Большая часть предложений является сложными синтаксическими конструкциями. В проанализированных предложениях имеются различные способы связи простых предложений в составе сложного предложения. Но чаще всего автор использует бессоюзную связь как основной способ связи простых предложений в составе сложных синтаксических конструкций. Использование бессоюзия позволяет передать стремительность, неожиданность воспроизводимых событий. Данный текст может являться интересным практическим материалом при изучении постановки различных знаков препинания ,а именно: запятой, точки с запятой, двоеточия, тире. На примере этого текста можно проследить различные функции знаков препинания.
В ходе сравнения трех произведений я пришла к заключению, что метель именно как литературный образ занимает одну из ведущих позиций произведении, на что хочу обратить ваше внимание. Образ метели позволяет раскрывать мотивы произведения, второй план текста, является героем, определяющим и предугадывающим ход событий.
Глава 1 . Анализ стихотворения «Зимний вечер»
1.1. Анализ образа метели в стихотворении «Зимний вечер»
А.С. Пушкин, гордый, свободолюбивый, чувствующий сопричастность к вечности человек, всегда был в немилости у властей. Чтобы сломить морально, его удаляют от общества, отправляют в ссылку в глухую северную деревушку, где полицейские и духовные власти имеют над ним унизительный и постоянный контроль. После веселой, солнечной одесской жизни в 1824 году, по воле царя ему два года предстоит жить в родовом селе Михайловском, недалеко от Пскова. Вначале существование в этой глуши тяготило его, но красота природы, ее очарование покорили пылкое сердце поэта ,и он отдался своему призванию – поэтическому творчеству. «Поэзия, как ангел-утешитель спасла меня, и я воскрес душой!»
В этот период няня Арина Родионовна была единственным близким другом, собеседником Александра Сергеевича. Ее внутренний мир, глубоко связанный с фольклорным началом, раскрылся в удивительных сказках, которые она вечерами, при свете луны в уединенном домике, укутанном снежным сугробами, рассказывала своему 25-ти летнему питомцу.
Стихотворение «Зимний вечер» обращено к Арине Родионовне, и сам ее образ связан с «ветхой лачужкой», которая защищает от зимней бури, воющей, активной. Все противопоставлено. Печаль, темнота, ненадежность защиты от зла. Буря торжествует. Она враждебна. Она ищет, какбы проникнуть внутрь, пугает зверем, шуршит соломой, притворяется путником, стуча в окошко, плачет «как дитя», выманивая наружу.
Буря может победить, сломать дух, потому что ветхая лачужка ненадежна. Буря торжествует. Уже слышны завывания внутри дома. Тьма давит снаружи и внутри дома. Грусть, тоска обволакивает поэта и приумолкнувшую старушку. Печаль, утомление. Им трудно бороться со злом таким сильным, не управляемым. Силы их не равны. Но Александр Сергеевич, не в силах победить зло, находит радость и свет в чудных сказках песнях своей «доброй подружки», кружке вина, согревающего их в холодные, темные вечера.
Стихотворение «Зимний вечер» очень грустное, многозначительное, эмоциональное. Его лирика неопределенна, обобщена. В нем видна четкая ясная классика, романтика и музыкальность образов. Стихотворение очень гармонично, свободно. Состоит из трех частей: развитие, сталкивание, усиливается повтором. Буря изначально какбы сама по себе, а потом через кровлю захватывает, вливается в лачужку печалью и тоской, но радость от обращения к няне вносит оживление в стих и буря отдаляется, не выдерживает соперничества с монологом Пушкина. Это стихотворение очень четко выражает настроение няни и поэта.
Буря своими завываниями пробирается в душу поэта, в нашу душу. И всё же бушующее пространство природной стихии противопоставлено внутреннему миру самой лачужки, в которой есть верный друг, няня. Поэт нежно называет няню подружкой, А подружка – это верный и всё понимающий друг. Нежная любовь Пушкина к няне даёт надежду на то, что тоска и грусть уйдут, буря стихнет.
Чем является буря в этом стихотворении? Естественной природной стихией или воплощением жизненных реалий, происходящих вокруг Пушкина? Поэт в ссылке, он не смог одержать победу в противостоянии злу, общественному и социальному. Но буря рано или поздно стихнет, а поэт опять возьмётся за перо. Оружие Пушкина –это слово. Пушкин не побеждён, он, сидя в лачужке рядом со своей няней , крепнет духовно и набирается моральных сил.
1.2. Структурный анализ синтаксиса, морфологии, изобразительно-выразительных средств стихотворения «Зимний вечер»(смотри приложение 1).
В стихотворении десять предложений, преобладают сложные союзные предложения. В процессе создания образных картин автор использовал стилистическую фигуру, полисиндетон или многосоюзие, что придает тексту степенность, последовательную развернутость картин и действий. В тексте присутствуют такие тропы как олицетворение, метонимия, сравнение, имеются лексические повторы, плеоназм, параллелизм конструкций, инверсия. Автор широко использует звуковые средства выразительности для воссоздания шума, воя вокруг самого образа.
В тексте всего 120 слов. Преобладают имена существительные , на втором месте стоят глаголы, живо передающие стремительные действия, за ними следуют прилагательные и местоимения.
Используются и служебные части речи: предлоги (9); союзы (14) (смотри приложение 1).
Глава 2 . Анализ стихотворения « Бесы»
2.1. Характеристика образной структуры произведения
Итак, самые прекрасные стихи были написаны А.С.Пушкиным в Болдино в 1830 году. Здесь он ощущал себя свободным. Все осталось позади. По причине эпидемии холеры и карантина, к нему никто не приезжал, не докучали ему назойливым любопытством посторонние люди, сердечные привязанности не мучили его душу, друзья не давали ненужных советов. Тишина, раздумья, ничем не ограниченное время выплеснулось в творческий подъем. Это был расцвет его таланта. Некая непонятная сила влияет на его деятельность. Вдохновение обостряет его чувства, мысли и выливается в прекрасную яркую картину его творчества. В стихотворении «Бесы» все просто. Путник в дороге зимой, а зима в России длинная, суровая, непредсказуемая, и поэтому Пушкин считает ее национально-русским колоритом. Задумчивый ямщик, звенящий колокольчик, верстовые столбы, зимняя вьюга создают спокойствие от движения «еду, еду», но вдруг появляется необъяснимые тревога, страх.
Непроглядная вьюга все занесла. Ни следов, ни дороги. Безысходность. Только созерцание - безотрадное, беспомощное. Бесовская игра злых духов сбивает с пути, жалобным воем надрывает душу. Ужас неизвестности и неминуемой беды. Не найти дороги к дому, прибежищу, покою. Ничего нельзя понять. Путник в растерянности «хоть убей, следа не видно; Сбились мы. Что делать нам!» Не совладать со слепой жестокой силой стихии, невозможно выбраться из кружения снега, слепящего глаза. Все злые духи собрались вместе и «жалобно поют», плачут и страдают. «Кони стали». Ужас перед неизвестностью не дает им двигаться вперед. Но безысходности все-таки нет: «Кони снова понеслися!»
Стихотворение «Бесы» не случайно. Оно трагично, как трагична судьба России, ее народа и самого Александра Сергеевича.
Почему в относительно спокойный период жизни Пушкин
(когда ему уже разрешено бывать Петербурге, разрешено передвигаться, когда он влюблён и вроде бы счастлив) встревожен, взволнован, не уверен в себе. Почему именно в этот период жизни Пушкин вновь обращается к образу вьюги?..
На одном московском балу в декабре 1828 года Пушкин повстречал юную красавицу. Красота Натальи Гончаровой только начинала расцветать в эти годы. Пушкин заметил свою музу первым. Стройная и обворожительная Наташа с тёмной копной волос с неповторимым слегка раскосым взглядом поразила и Пушкина, и всё светское общество. Но… Отказ он не получил ,но и положительного ответа не дождался. Родители намекнули, что Наташа ещё слишком молода. Пушкин к моменту сватовства уже известный поэт, поэтому, с одной стороны, он интересен как жених, но, с другой стороны, он опальный поэт, к тому же небогатый. Мы видим, что в жизни Пушкина не всё гладко. Его благополучие мнимое. Нет рядом близкой подруги, есть только надежда на личное счастье. В жизни Пушкина почти всегда рядом со счастливыми событиями возникают трудности, проблемы, неурядицы. «Мчаться тучи, вьются тучи; невидимкою луна освещает снег летучий; мутно небо, ночь мутна».
31-го августа 1830 года Пушкин выехал из Москвы в Болдино. На душе у него было тяжело, смутно, тревожно, как, может быть, еще никогда. Время, проведенное Пушкиным в Москве, было, несмотря на его влюбленность, настоящей пыткой для него.
«Милый мой, - писал Пушкин Плетневу в самый день отъезда из Москвы,- расскажу тебе все, что у меня на душе: грустно, тоска, тоска. Жизнь жениха тридцатилетнего хуже 30-ти лет жизни игрока. Дела будущей тещи моей расстроены. Свадьба моя отлагается день ото дня далее. Между тем я хладею, думаю о заботах женатого человека, о прелести холостой жизни. К тому же Московские сплетни доходят до ушей невесты и ее матери - отселе размолвки, колкие обиняки, ненадежные примирения, словом, если я и не несчастлив, по крайней мере, не счастлив. Осень подходит. Это любимое мое время - здоровье мое обыкновенно крепнет — пора моих литературных трудов настает - а я должен хлопотать о приданом, да о свадьбе, которую сыграем бог весть когда. Все это не очень утешно. Еду в деревню. Бог весть буду ли там иметь время заниматься, и душевное спокойствие, без которого ничего не произведешь, кроме эпиграмм на Каченовского. - Так-то, душа моя. От добра добра не ищут. Черт меня догадал бредить о счастии, как будто я для него создан. Должно было мне довольствоваться независимостию, которой обязан я был Богу и тебе. - Грустно, душа моя - обнимаю тебя и целую наших”.
В другом письме к тому же Плетневу, месяц спустя. Пушкин яснее излагал причины уныния, владевшего им в день отъезда: “Вот в чем было дело: Теща моя отлагала свадьбу за приданым, а уж конечно не я. Я бесился. Теща начинала меня дурно принимать и заводить со мною глупые ссоры; и это бесило меня. Хандра схватила (меня) и черные мысли мной овладели”.
Пушкин ехал в Болдино с тяжёлым сердцем, в своё новое имение, выделенное отцом по случаю женитьбы. О чём думал Пушкин по дороге в Болдино? Ох уж эта русская дорога! И как тут не вспомнить Н.В.Гоголя! Позволим себе предположить , что Пушкин думал в дороге и о предстоящей женитьбе, и о проблемах ,которые навалились на него и росли как снежный ком по мере приближения к заветному дню венчания.
По приезду в Болдино Пушкин впервые взялся за перо 7 сентября. Седьмого сентября Пушкин дописывает стихотворение «Аквилон». Это стихотворение, начатое ещё в Михайловском, теперь опять отвечало настроению поэта:
Зачем ты, грозный аквилон,
Тростник болотный долу клонишь?
Зачем на дальний небосклон
Ты облако столь гневно гонишь?
Аквилон - судьба, он сам - тростник: и воззвание, дышащее надеждой:
Пускай же солнца ясный лик
Отныне радостно блистает,
И облаком зефир играет,
И тихо зыблется тростник.
Затем в этот же день он написал “Бесов”, подписав под ними полностью: “1830 7 сентября Болдино”.
Хочется привести слова исследователя творчества А.А. Пушкина М. О. Гершензона из книги “Мудрость Пушкина”,изданной в Москве 1919 году. «“Бесы” написаны в начале сентября, когда нет никаких метелей, ни снега, когда вообще в помине не было той реальной обстановки, которая изображена в этом стихотворении. Пушкин никогда не выдумывал фактов, когда излагал их автобиографически; напротив, в этом отношении он был правдив и даже точен до йоты. Он был бы неспособен в солнечный и теплый день ранней осени, лежа на канапе, выводить пером такие строки…»
М.О. Гершензон первым из исследователей указал на необходимость искать в стихотворении подтекст.
«Сам Пушкин надписал над заглавием “Бесы” другое заглавие: “Шалость”. Ясно, что в “Бесах” Пушкин вовсе не хотел изобразить зимнюю поездку, и вьюгу, и настроение путников, как простодушно думают критика и публика, а ставил себе другую цель. Какую?»
Судьба и людская толпа, как он уже давно о них мыслил, сплелись вокруг него в бесовской пляске: так представилось ему теперь его положение. Свой образ жизни он и нарисовал в “Бесах”.
Поэт не первый раз изображал человеческую жизнь как путь, как дорогу ; свою же собственную жизнь Пушкин изображал как скучную поездку ( “Телега жизни”, “Зимняя дорога”, “Дорожные жалобы”, “Предчувствие”, “Туча” ) .Эти два уподобления и образовали сюжет “Бесов”. Он неподражаемо выразил щемящее чувство, владевшее им в те дни, то чувство, которое охватывает каждого человека в трудные жизненные моменты, когда жутко ему смотреть вперед “на черный отдаленный путь”, когда “тоска, предчувствие, заботы теснят его всечасно грудь”:
“Бесы” были написаны 7 сентября, а в следующий день, 8-го, Пушкин написал “Безумных лет угасшее веселье”, где говорит о томящей его “печали минувших дней”, где о будущем есть такие печальные строки в духе “Бесов”
Пушкин жил в те времена, когда за слово можно было поплатиться жизнью или быть сосланным. Вольнолюбивая лирика Пушкина, его способность «глаголом жечь сердца людей» стоила поэту долгих лет ссылки. Изменилось ли что-нибудь спустя годы?
Осенью 1825 года во время поездки по России внезапно заболел и умер Александр I , власть неожиданно перешла к Николаю I. Во время присяги новому императору на Сенатской площади 14 декабря 1825 года выступили декабристы. Восстание декабристов было подавлено. Среди восставших декабристов было много друзей и знакомых Пушкина.
Спустя годы император Николай задал Пушкину вопрос о том, как бы поступил Пушкин ,окажись он не в ссылке. Пушкин прямо и честно ответил, что, несомненно, он стоял бы рядом со своими товарищами. Николай позволил себе закрыть глаза на столь дерзкий ответ. Николай пытался играть в либерализм. А до реальной отмены крепостного права должно было пройти почти тридцать пять лет.
Всё это мы вспоминаем с одной целью. Давайте посмотрим, может быть, стихотворение «Бесы» включает не только переживания личного характера. Некоторые исследователи видят в этом стихотворении отклики на общественную жизнь в России.
Разговор крестьянина и дворянина является темой этого стихотворения. Оба участника в пути, в дороге оказываются в трудном положении. Метель и вьюга, и бесы выступают в роли бессмыслицы и хаоса общественного и социального коллапса , царящего в России.
Итак, подведём итоги нашего тематического анализа данного поэтического произведения. В этом стихотворении два плана – реальный, в котором буря является природной стихией; нереальный, а эфемерный, связанный с тем, что происходит в душе, в жизни.
В этом стихотворении буря-символ зловещих сил, которые вмешиваются в жизнь России, народа, в жизнь самого Пушкина.
Пушкин на протяжении всей своей жизни обладал невероятным чутьём,предопределяя ход событий. Судьба над ним смеётся в очередной раз в образе вьюги «вьюга злится, вьюга плачет».
Образ вьюги замкнут в пространстве. Образ дороги, объединяющий все строфы стихотворения, даёт надежду на выход из этой снежной «бесовщины». Ведь кони храпят и мчатся, колокольчик звенит и вырывается из этого воя. Сердце лирического героя надрывается, но оно бьётся и живёт, значит, верит в то, что дорога выведет к свету и теплу.
Предлагаем изучить средства морфологии, синтаксис, художественные средства языка, используемые Александром Сергеевичем в этом лирическом произведении.
2.2. Структурный анализ синтаксиса , морфологии,изобразительно-выразительных средств стихотворения « Бесы» (смотри приложение 2).
В стихотворении девятнадцать предложений, преобладают сложные бессоюзные. Можно заключить , что в процессе создания образных картин автор использовал стилистическую фигуру, получившую название асиндетон. Слова ,соединяющие предложения опущены. Это придаёт всем высказываниям текста необыкновенную стремительность, динамичность, помогает передать быструю смену картин, впечатлений, действий. В целом как и в стихотворении «Зимний вечер» мы можем позволить себе предположить ,что образ метели в этом тексте так же аллегоричен (это не только природная стихия, но и воплощение жизненного хаоса , общественной и личной жизни поэта. В создании аллегоричного образа бури поэт использовал и в этом тексте многочисленные языковые средства: олицетворения, метафоры, сравнения, эпитеты.
В тексте всего 212 слов. Преобладают имена существительные (64); глаголы, передающие стремительные действия (44); прилагательные, создающие образную и яркую картину, занимают третье место по частотности употребления (19); употребляются наречия (3); часть речи под названием категория состояния (3);есть причастия (1); деепричастия (1).
Используются и служебные части речи: предлоги (8); союзы (4),частицы (8). В тексте встречаются междометия (2) (смотри приложение 2).
Глава 3. Анализ повести «Метель»
3.1. Роль образа метели в повести «Метель»
Теперь же обратимся к произведению «Метель» из цикла «Повести Белкина».
Любопытна и как будто волшебна паутина образов и событий в повести «Метель».
Что же скрывает от нас полная неожиданностей и хаоса пушкинская вьюга? Что чувствовал, как жил в это время Александр Сергеевич? Почему именно метель, а не какое-то другое явление природы так много значило в творчестве поэта? Мы можем только об этом догадываться, потому что многое «ушло, унесло бурей» вместе с судьбой и жизнью А.С. Пушкина.
При первом прочтении повести «Метель» у нас создается ощущение, что это всего лишь увлекательная романтичная история того времени, забавляющая нас, и не более того. Но она таит в себе глубокий смысл в судьбах героев и в душераздирающих песнях вьюги.
Во многих произведениях А.С.Пушкина чувствуется его вера в судьбу. Роковые случайности предопределены.
Жизнь и характер провинциальной барышни восемнадцатого века воплощены в образе милой Марьи Гавриловны, воспитанной на сентиментальных французских романах. Мечтательная, романтичная, трогательная, она влюбляется в бедного прапорщика Владимира.
Поначалу простая девичья привязанность, игра в любовь, вызывает у нас сочувствие и улыбки.
Но «шалость», задуманная влюбленными, становится жалкой и шаткой под напором ветра и летящих белых хлопьев снега.
Метель фантастична, но в тоже время реалистична и оживлена, она может действовать, мыслить, чувствовать и говорить. Вьюга предупреждала героев тягучим, грозным, нескончаемым воем. Марья Гавриловна и Владимир слышали её предостерегающие призывы о жестокой расплате за ослушание родительской воли и тайное венчание, но все оказалось тщетным.
И тогда вьюга исполнила свои угрозы и наказала юных преступников. Она пожалела испуганную хрупкую девушку, дав ей благополучно добраться до места венчания. Но Владимира метель закружила, окутала белой пеленой, занесла все дороги, скрыла мир от его взора. Она водила его, как леший или сатана, толкала в овраги и выла, выла…И в это время в водоворот двух судеб, как бы случайно ,но нет, предугадано, попадает Бурмин, ехавший мимо этих мест. Его ведет своей рукой Провидение, рок, навстречу с той , единственной ,которую он полюбит через четыре года разлуки.
Поэтому «поднялся ветер и сделалась такая метель, что он ничего не взвидел».
Чем является метель для каждого из героев?
Для Маши метель- строгая мамаша, знающая о том, что Владимир не является тем ,с кем надо соединять судьбу. Метель пытается остановить Машу, как мать останавливает свою неразумную дочь. Но дочь сбегает… «Суди люди, суди Бог… » -вспоминаю я слова народной песни.
Непреклонна метель в отношении Владимира. Для него метель как смерть, стоящая с косой, - яркий народный образ. Метель не щадит его. Метель предрекает Владимиру что-то мутное, неясное, тёмное, встаёт на пути непреодолимой преградой. Если прибегнуть к сравнению этого образа именно в этом эпизоде с фольклорными силами, то мы смело можем сделать вывод о том, что метель сравнима с чёрными фольклорными образами. Я бы сравнила эту метель с тёмными непроходимыми лесами, встающими на пути у сказочных героев, с лешими, русалками, ведьмами , то есть со всем тёмным, несущим погибель. Владимир мечется в этой непроглядной метели то влево, то вправо, но нет просвета нигде. Невольно вспоминаются строки из стихотворения «Бесы»:
…Все дороги занесло;
Хоть убей, следа не видно;
Сбились мы. Что делать нам!..
Краски,которые использует Пушкин в отрывке, связанном с Владимиром, чёрные. И в этой черноте что-то мрачнеет. Чернеет, встаёт стеной. Судьба в образе метели предрекает Владимиру смерть, в которой и гибнет наш герой на полях сражений 1812 года. Поэтому «поднялся ветер и сделалась такая метель, что он ничего не взвидел».
Бурмина метель берёт за руку, как мать берёт неразумное дитя и заставляет сделать то, что понять герою дано не сразу. Он сам не понимает, как оказался в церкви и как безропотно стал участником святого таинства. Безусловно в его жизнь вмешивается не случай ,а судьба. Он тоже участник боевых сражений войны 1812 года. Но ему дано выжить, познать любовь, дано быть любимым.
В целом в повести прослеживается ряд мотивов. Исследователи неоднократно подчёркивают связь этого произведения с авантюрным европейским романом, построенном на ряде совпадений побег из дома, череда чудесных совпадений и «неузнаваний») ,вместе с тем, мы не можем не обратить внимания на влияние мотивов устного народного творчества на сам ход повествования. Во-первых, сам ход событий,как и в русских народных сказках, таков, что мы изначально уверенны в счастливом будущем главной героини. Во-вторых, сюжет построен на ряде чудесных совпадений. В-третьих, силы природы в произведении не просто помогают раскрыть переживания героев, не просто раскрывают внутренний мир, а являются героями, решающими судьбы простых смертных людей.
Метель – начало конца и, наоборот, полное противопоставление, и единое целое, многоликая, неотъемлемая часть глубокой многогранной жизни.
Снежная, свирепая вьюга в произведении изменила характеры героев, изломала их судьбы, заставила испытать много горя, то «столкнула их лбами», то разлучила, казалось, навеки. Но «буря утихла». Истинные влюбленные соединились, как и следует в настоящих романах.
Рассмотрим историю этого произведения. Известно, что за год до написания повести Александром Сергеевичем, в светском мире Петербурга произошел скандал, связанный с побегом Ольги Строгановой с графом Павлом Ферзенем, который закончился слезным прощением дочери матерью Софьей Строгановой , но судом императора, из-за чего «…Ферзена отправили в какой-то гарнизон…»Хочется отметить, что эта повесть является этакой легкой насмешкой, намеком читателю на происшествие того времени. «Метель» имеет в своей основе больше фольклорный дух и колорит, поскольку сюжет подмены невесты в устном народном творчестве был весьма распространен. Но в данном случае произошла подмена жениха, да так, что невеста узрела правду уже после того, как дала согласие, «…Ай, не он! не он!..»Только такое может произойти в мифе, сказке, но не в жизни.
Александр Сергеевич знал эту историю со всеми подробностями, поскольку он был знаком с несколькими свидетелями при тайном венчании О.Строгановой и П.Ферзена, особенно с неким ротмистром А.П. Ланским (1800-1844), с которым впоследствии они породнились.
3.2. Анализ синтаксических конструкций, частотности употребления частей речи, изобразительно-выразительных средств повести.
А теперь рассмотрим выборочный анализ синтаксических конструкций повести «Метель».Проанализировано порядка шестидесяти предложений . Большая часть предложений является сложными синтаксическими конструкциями. В проанализированных предложениях имеются различные способы связи простых предложений в составе сложного предложения. Но чаще всего автор использует бессоюзную связь как основной способ связи простых предложений в составе сложных синтаксических конструкций. Использование бессоюзия позволяет передать стремительность, неожиданность воспроизводимых событий. Данный текст может являться интересным практическим материалом при изучении постановки различных знаков препинания ,а именно: запятой, точки с запятой, двоеточия, тире. На примере этого текста можно проследить различные функции знаков препинания.
Текстпредставляется важным и интересным с точки зрения морфологии. В приведённых отрывках встретилось:
существительных-159;
прилагательных-18;
местоимений-69;
глаголов-155;
наречий-42;
деепричастий-5;
причастий-6;
предлогов-42;
союзов-41;
частиц-24.
В каждом из отрывков имеются междометия. То есть в тексте представлен полный спектр разных частей речи. Первое место по частотности употребления занимают имена существительные и глаголы.
Пушкин не использует обилия ярких красочных эпитетов в процессе изображения художественных образов метели. Это в очередной раз наталкивает нас на мысль ,что автор изображает через силы простых природных явлений величие провидения, так называемую судьбу и рок.
Мы можем восхищаться падающим снегом ,звёздами и небом. Но восхищаться тем, что стоит выше нашего бытия не дано. Перед тайной человеческого бытия человек испытывает страх и некоторую растерянность. В тексте представлены эпитеты, метафоры, олицетворения, лексические повторы, плеоназм.(Смотри приложение 3).
Заключение
В ходе сравнения трех произведений я пришла к заключению, что метель занимает одну из ведущих позиций во всех анализируемых произведениях, на что хочу обратить и ваше внимание. Во всех произведениях вьюга носит мифические оттенки, что придает определённый таинственный колорит всем изученным текстам. Вместе с тем, в каждом из анализированных произведений образ метели индивидуализирован.В лирических произведениях этот образ враждебен человеку и окружающему миру. В прозаичной повести «Метель» этот образ дифференцирован, он сочетает черты зловещего рока и провидения, помогающего избранным героям повести. С древнейших времен и до наших дней метель всегда ассоциировалась с блужданием, с неожиданными поворотами судьбы и случайностями, которые мы никогда не сможем предугадать, понять, осмыслить. Во всех рассмотренных произведениях автор использовал языковые средства для создания образной картины произведения , в том числе олицетворения, эпитеты, метафоры, сравнения и многие другие. В жизни самого поэта, в его смерти метель тоже сыграла роковую роль. В роковой день дуэли Пушкина, по воспоминаниям современников, было морозно, дул ледяной ветер, снега намело по колено. Накануне дуэли буря бушевала и в природе и в душе поэта. Конец января – время белых снегов, вьюг и метель, которые так любил поэт, вкладывая в понятие бури понимание жизни как стихии. Хочу привести строки поэта Марка Шифрина, посвященные гибели Пушкина:
Быть не могло такое зло,
На рождество, в святой сочельник.
Весь город снегом занесло,
Был день гнусней, чем понедельник;
С утра затеялась метель,
Уютно возле теплой печки,
А Он поехал на дуэль,
Стреляться там,
На «Черной речке».
…
И много лет уже промчалось
То побеждает Бог, то Бес.
Увы, традиция осталась
Где есть Поэт, есть свой Дантес!!
Список источников
1. Бочаров С. Г. Поэтика Пушкина. Очерки.М.: Наука, 1974,185 с.
2. Вацуро В.Э. Повести Белкина // Пушкин А. С. Повести Белкина. М.: Наука, 1981, 33 с.
3.Гершензон М. О. Мудрость Пушкина // Пушкин в русской философской критике: Конец XIX — первая половина XX в. М.: Книга, 1990, 243 с.
4.Лотман Ю.М. А.С.Пушкин. Биография писателя. Л.: 1982 , 341 с.
5. Пушкин А. С. Избранные сочинения. М.: Художественная литература, 1980, 544 с.
6.Скубилин Г.А. Любовь Пушкина. Калуга : Калужская городская типография ПО «Полиграфист», 1990, 102 с.
7. Тынянов Ю.Н. Пушкин и его современники. М.: Наука, 1969, 233 с.
8.Образ метели по произведениям А. С. Пушкина "Метель" и "Капитанская дочка» , http: //rosti-love.narod.ru/metel.html.
ПРИЛОЖЕНИЯ
ПРИЛОЖЕНИЕ 1
Структурный анализ синтаксиса, морфологии, изобразительно-выразительных средств стихотворения «Зимний вечер»
Анализ первой строфы
1-ое предложение (сущ.+сущ.+сущ.+гл.+сущ.+ прил.+деепр.+союз+союз+сущ.+мест.+гл.+союз++гл.+союз+ сущ.+союз+гл.+союз+гл.+союз+предлог+сущ.+прил.+наречие+сущ.+гл.+союз+союз+сущ.+ прил.+предлог+мест.+предлог+сущ.+гл.) | Буря мглою небо кроет, Вихри снежные крутя; То, как зверь, она завоет, То заплачет, как дитя, То по кровле обветшалой Вдруг соломой зашумит, То, как путник запоздалый, К нам в окошко застучит. (повествовательное, невосклицательное, сложное, союзное) |
Табл. 1Анализ первой строфы
Анализ второй строфы
1-ое предложение (мест.+прил.+сущ.+союз+прил.+прил) | Наша ветхая лачужка И печальна и темна. (повествовательное, невосклицательное, простое, двусоставное, распространенное, полное, осложнено однородными сказуемыми) |
2-ое Предложение(частица+частица+мест.+мест.+сущ.+гл.+предлог+сущ.) | Что же ты, моя старушка, Приумолкла у окна? (вопросительное, невосклицательное, простое, двусоставное, полное, распространенное, осложнено обращением) |
3-е Предложение(союз+сущ.+сущ.+мест.+мест.+сущ.+прич.+союзгл.+предлог+ сущ.+мест.+сущ.) | Или бури завываньем Ты, мой друг, утомлена, Или дремлешь под жужжаньем Своего веретена?(вопросительное, невосклицательное, простое, двухсоставное, полное, распространенное, осложнено обращением и однородными сказуемыми) |
Табл. 2 Анализ второй строфы
Анализ третьей строфы
1-ое предложение(гл.+прил.+сущ.+прил.+ сущ.+мест.+гл.+предл.+сущ.+наречие+частица+сущ.) | Выпьем, добрая подружка Бедной юности моей, Выпьем с горя; где же кружка? (побудительно-вопросительное, невосклицательное, сложное) |
2-ое предложение (сущ.+гл.+прил.) | Сердцу будет веселей. (повествовательное, невосклицательное, простое, односоставное, безличное, полное, распространенное) |
3-е предложение(гл.+мест.+сущ.+союз+ сущ.+ наречие+предлог+сущ.+гл.+гл.+мест.+сущ.+союз+сущ.+предлог+сущ.+наречие+гл.) | Спой мне песню, как синица Тихо за морем жила; Спой мне песню, как девица За водой поутру шла. (повествовательное невосклицательное ,сложная синтаксическая конструкция с бессоюзной и союзной связью) |
Табл. 3 Анализ тректьей строфы
Анализ четвёртой строфы
1-ое предложение (сущ.+сущ.+сущ.+гл.+сущ.+ прил.+деепр.+союз+союз+сущ.+мест.+ гл.+союз+гл.+союз+сущ.) | Буря мглою небо кроет, Вихри снежные крутя; То, как зверь, она завоет, То заплачет, как дитя. (повествовательное, невосклицательное ,сложное, союзное) |
2-ое предложение (гл.+прил.+сущ.+прил.+сущ.+мест.+гл.+ Предлог+сущ.+наречие+частица+сущ.) | Выпьем, добрая подружка Бедной юности моей, Выпьем с горя; где же кружка? (побудительно-вопросительное, невосклицательное, сложное) |
3-е Предложение(сущ.+гл.+прил.) | Сердцу будет веселей. (повествовательное, невосклицательное, простое, односоставное, безличное, полное, распространенное) |
Табл. 4 Анализ четвёртой строфы
Художественные средства (тропы)
Олицетворения | Буря «кроет, завоет ,заплачет ,зашумит ,застучит» |
Метонимия | «сердцу будет веселей» |
Сравнение | «То, как зверь она завоет, То заплачет, как дитя «То, как путник запоздалый ,К нам в окошко застучит» |
Метафора | «жужжание веретена» |
Табл. 5 Художественные средства (тропы).
Фигуры речи
Риторический вопрос, восклицание, обращение | «где же кружка?»; »Что же ты, моя старушка, Приумолкла у окна?» «Или дремлешь под жужжаньем своего веретена?» |
инверсия | Или бури завываньем Ты, мой друг, утомлена, Или дремлешь под жужжаньем Своего веретена. |
Табл. 6 Фигуры речи
Звуковые средства выразительности
Аллитерация | «Р» |
Ассонанс | «О» |
Звукопись | «Или бури завываньем Ты, мой друг, утомлена, Или дремлешь под жужжаньем Своего веретена?» |
Звукоподражание | «То, как зверь, она завоет, То заплачет, как дитя» |
Табл. 7 Звуковые средства выразительности
Изобразительные возможности синтаксиса
Ряды однородных членов предложения | «То, как зверь, она завоет, То заплачет, как дитя, То по кровле обветшалой Вдруг соломой зашумит, То, как путник запоздалый, К нам в окошко застучит» |
Полисендетон(многосоюзие) | Используется тот же отрывок текста. |
Анафора | «То…То»; «Выпьем…Выпьем» |
параллелизм | То, как зверь, она завоет, То заплачет, как дитя, То по кровле обветшалой Вдруг соломой зашумит, То, как путник запоздалый, К нам в окошко застучит |
плеоназм | То, как зверь, она завоет, То заплачет, |
Табл. 8 Изобразительные возможности синтаксиса
Вывод 1 | В стихотворении десять предложений, преобладают сложные союзные предложения. В процессе создания образных картин автор использовал стилистическую фигуру,полисиндетон или многосоюзие, что придает тексту степенность , последовательную развернутость картин и действий. В тексте присутствуют такие тропы как олицетворение, метонимия, сравнение ,имеются лексические повторы, плеоназм, параллелизм конструкций, инверсия. Автор широко использует звуковые средства выразительности для воссоздания шума, воя вокруг самого образа. |
Вывод 2 | В тексте всего 120 слов. Преобладают имена существительные (36); глаголы(19), живо передающие действия ; имена прилагательные(12);причастия(1);деепричастия(2); местоимения (11).Используются и служебные части речи: предлоги (9); союзы (14). |
Приложение 2
Структурный анализ синтаксиса , морфологии, изобразительно-выразительных средств стихотворения « Бесы»
Анализ первой строфы
1-ое предложение (гл.+сущ.+гл.+сущ.+сущ.+гл.+сущ.+ Прил.+прил.+сущ.+сущ.+прил.) | Мчатся тучи ,вьются тучи; невидимкою луна освещает снег летучий ; мутно небо, ночь мутна. (повествовательное, невосклицательное, сложное, бессоюзное) |
2-ое предложение (гл.+гл.+предлог+ Прил.+сущ.+сущ.+междометие) | Еду, еду в чистом поле; колокольчик дин-дин-дин… (повествовательное, невосклицательное, бессоюзное) |
3-е предложение (категория состояния +категория состояния+наречие+предлог+прил.+сущ.) | Страшно, страшно поневоле средь неведомых равнин! (повествовательное, восклицательное, простое, односоставное, безличное, полное, распространенное) |
Табл. 1Анализ первой строфы
Анализ второй и третьей строфы (объединим эти две строфы , поскольку они представляют собой диалог ямщика и барина)
1-предложение (междометие+гл.+сущ.) | «Эй, пошел, ямщик!..» |
2-ое предложение (частица+сущ.+сущ.+ Сущ.+категориясостояния+сущ.+мест.+гл.+ Сущ.+мест.+сущ.+гл. +частица+глагол+сущ.+ прил.+гл.+мест.) | — «Нет мочи: коням, барин, тяжело; вьюга мне слипает очи; все дороги занесло; хоть убей, следа не видно; сбились мы. |
3-е предложения (мест.+гл.+мест.+предлог+сущ.+ сущ.+мест.+гл.+ модальное слово ,образованное на основе прилагательного+ союз+гл.+предлог+сущ.) | Что делать нам! в поле бес нас водит, видно, да кружит по сторонам. |
4-ое предложение (гл.+междометие+междометие+ Гл.+гл.+гл.+предлог+местоимение+ Междометие+наречие+предлог+существительное+ Глагол+прилагательно+сущ.+наречие+наречие+прилагательное+местоимение+глагол+предлог+местоимение+наречие+глагол+ Местоимение+наречие+прилагательное+союз+глагол+предлог+сущ.+прил.) | Посмотри: вон, вон играет, дует, плюет на меня; вон — теперь в овраг толкает одичалого коня; там верстою небывалой он торчал передо мной; там сверкнул он искрой малой и пропал во тьме пустой». |
Табл. 2 Анализ второй и третьей строфы
Анализ четвёртой строфы
1-ое предложение (гл.+сущ.+гл.+сущ.+ наречие+сущ.+гл.+сущ.+прил.+наречие+ сущ.+сущ.+прилагательное) | Мчатся тучи, вьются тучи ;невидимкою луна освещает снег летучий; мутно небо, ночь мутна. (повествовательное, невосклицательное, сложное, бессоюзное) |
2-ое предложение (сущ.+мест.+част.+гл.+наречие+сущ.+наречие+гл.+сущ.+гл.) | Сил нам нет кружиться доле; колокольчик вдруг умолк; кони стали...(повествовательное, невосклицательное, сложное, бессоюзное) |
3-е предложение (мест.+наречие+предлог+сущ.; мест.+мест.+гл.) | «Что там в поле?» —«Кто их знает? пень иль волк?» |
Табл. 3 Анализ четвёртой строфы
Анализ пятой строфы
1-ое предложение (сущ.+гл.+сущ.+гл.+сущ.+прил.+гл.+частица+частица+мест.+наречие+гл.+частица+сущ.+предлог+сущ.+гл.+сущ.+наречие+гл.+сущ.+междометие) | Вьюга злится, вьюга плачет; кони чуткие храпят; вот уж он далече скачет; лишь глаза во мгле горят; кони снова понеслися; колокольчик дин-дин-дин... (повествовательное, невосклицательное ,сложное, бессоюзное) |
2-ое предложение (гл.+сущ.+гл+предлог+прич.) | Вижу: духи собралися средь белеющих равнин.(повествовательное, невосклицательное ,сложное, бессоюзное) |
Табл. 4 Анализ пятой строфы
Анализ шестой строфы
1-ое Предложение (прил.+прил.+предлог+прилаг.+сущ.+ сущ.+гл.+сущ.+прил.+союз+сущ.+предлог+сущ.) | Бесконечны, безобразны, в мутной месяца игре закружились бесы разны, будто листья в ноябре... (повествовательное ,невосклицательное, простое, двусоставное, полное, распространенное, осложнено однородными определениями) |
2-ое предложение (мест.+мест.) | Сколько их! (вопросительное, невосклицательное, простое, неполное, распространенное) |
3-е предложение (наречие+местоимение+гл.) | куда их гонят?(вопросительное, невосклицательное, простое, неполное, распространенное) |
4-ое предложение (мест.+наречие+наречие+гл.) | Что так жалобно поют?(вопросительное, невосклицательное, простое, односоставное ,неопределённо-личное , распространенное) |
5-ое предложение (сущ.+частица+глагол+сущ.+частица+наеречие+глагол) | Домового ли хоронят, ведьму ль замуж выдают?(вопросительное, невосклицательное, простое, односоставное ,неопределённо-личное , распространенное, осложнено однородными сказуемыми) |
Табл. 5 Анализ шестой строфы
Анализ седьмой строфы
1-ое предложение (гл.+сущ.+гл.+сущ.+сущ.+гл.+сущ.+ Прил.+прил.+сущ.+сущ.+прил.) | Мчатся тучи, вьются тучи; невидимкою луна освещает снег летучий; мутно небо, ночь мутна.(повествовательное, невосклицательное, сложное, бессоюзное) |
2-ое предложение (гл.+сущ.+сущ.+предлог+сущ.+предлог +прил.+сущ.+сущ.+прил.+союз+сущ.; +деепр.+сущ.+мест.) | Мчатся бесы рой за роем в беспредельной вышине, визгом жалобным и воем надрывая сердце мне... (повествовательное , невосклицательное, простое, двусоставное, полное, распространенное, осложнено обособленным обстоятельством , являющимся деепричастным оборотом) |
Табл. 6 Анализ седьмой строфы
Художественные средства (тропы)
Олицетворения | »Колокольчик вдруг умолк», Тучи, «мчатся, вьются» Вьюга «слипает, злиться, плачет» |
Сравнения | «Закружились бесы разны, Будто листья в ноябре…», невидимкою луна |
Метафоры | « Там верстою небывалой Он торчал передо мной»;»Там сверкнул он искрой малой»; |
Эпитеты | «Снег летучий»,»в чистом поле»,»одичалогоконя»,»верстою небывалой»,»искроймалой»,»средь белеющих равнин»,»вмутной игре»,»беспредельной вышине» |
Табл. 7 Художественные средства (тропы)
Фигуры речи
Лексический повтор | «Посмотри: вон ,вон играет»;»Еду, еду в чистом поле»;»Страшно, страшно поневоле» |
Риторический вопрос, восклицание, обращение | «Что там в поле?» - «кто их знает? пень иль волк?» «Сколько их! Куда их гонят? Что так жалобно поют?» |
Умолчание | «Эй, пошел ямщик!..» - «Нет мочи: Коням, барин, тяжело;» «Кони стали…»Что там в поле?» - «Кто их знает? пень иль волк?»» |
эллипсис | «Кони стали…»Что там в поле?» - «Кто их знает? пень иль волк?»» |
Табл. 8Фигуры речи
Изобразительные возможности лексики
Контекстные антонимы | Cтали - понеслися |
Контекстные синонимы | Бесконечны,беспредельной |
Слова в переносном значении | «Невидимкою луна», «хоть убей», «глаза горят», «надрывая сердце» |
Архаизмы | Нет мочи – нет силы Очи – глаза Доле – больше |
Фразеологизмы | «Бес водит» - блуждать,плутать |
Табл. 9Изобразительные возможности лексики
Звуковые средства выразительности
Аллитерация | «Ч» |
Ассонанс | «А» |
Звукопись | «Колокольчик дин-дин –дин…» |
Табл. 10 Звуковые средства выразительности
Изобразительные возможности синтаксиса
Ряды однородных членов предложения | «Мчатся тучи, вьются тучи» «В поле бес, нас водит, видно, Да кружит по сторонам Посмотри: вон, вон играет, Дует, плюет на меня;» «Бесконечны, безобразны, В мутной месяца игре Закружились бесы разны» |
Диалогичность | »Что там в поле?»- «Кто их знает? пень иль волк?» |
Анафора | «Там…Там» |
Табл. 11 Изобразительные возможности синтаксиса
Вывод 1 | В стихотворении девятнадцать предложений, преобладают сложные бессоюзные . Можно заключить , что в процессе создания образных картин автор использовал стилистическую фигуру, получившую название асиндетон. Слова ,соединяющие предложения опущены. Это придаёт всем высказываниям текста необыкновенную стремительность, динамичность, помогает передать быструю смену картин, впечатлений, действий. В целом как и в стихотворении «Зимний вечер» мы можем позволить себе предположить ,что образ метели в этом тексте так же аллегоричен (это не только природная стихия, но и воплощение жизненного хаоса , общественной и личной жизни поэта. В создании аллегоричного образа бури поэт использовал и в этом тексте многочисленные языковые средства: олицетворения, метафоры, сравнения, эпитеты. |
Вывод 2 | В тексте всего 212 слов. Преобладают имена существительные (64); глаголы, передающие стремительные действия (44); прилагательные ,создающие образную и яркую картину, занимают третье место по частотности употребления (19); употребляются наречия (3); часть речи под названием категория состояния (3);есть причастия (1); деепричастия (1). Используются и служебные части речи: предлоги (8); союзы (4),частицы (8). В тексте встречаются междометия (2). |
Приложение 3
Выборочный анализ синтаксических конструкций ; анализ частотности употребления частей речи (первый отрывок ,связанный с Машей)
1 | Они сошли в сад. (личное местоимение+глагол+предлог+существительное) | (повествовательное, невосклицательное, простое, двусоставное, распространенное, полное) |
2 | Метель не утихала; ветер дул навстречу, как будто силясь остановить молодую преступницу.(существительное+частица+глагол+существительное+глагол+наречие+союз+деепричастие+глагол+прилагательное+существительное) | (повествовательное, невосклицательное, сложное, сложная синтаксическая конструкция с разными видами связи –бессоюзная связь, союзная подчинительная связь) |
3 | Они насилу дошли до конца сада.(личное местоимение+наречие+глагол+г+предлог+существительное+существительное) | (повествовательное, невосклицательное, простое,двусоставное, распространенное, полное) |
4 | На дороге сани дожидались их. (предлог+существительное+ существительное+глагол+местоимение) | (повествовательное, невосклицательное, простое, двусоставное, распространенное, полное) |
5 | Лошади, прозябнув, не стояли на месте; кучер Владимира расхаживал перед оглоблями, удерживая ретивых.(существительное+деепричастие+частица+глагол+предлог+существительное+существительное+существительное+глагол+предлог+существительное+деепричастие+субстантивированное существительное) | (повествовательное, невосклицательное, сложное бессоюзное) |
6 | Он помог барышне и ее девушке усесться и уложить узлы и шкатулку, взял вожжи, и лошади полетели. (личное местоимение, глагол, существительное, союз+местоимение+существительное+глагол+союз+глагол+существительное+союз+существительное+глагол+существительное+союз+существительное+глагол) | (повествовательное, невосклицательное, сложное, союзное) |
7 | Поручив барышню попечению судьбы и искусству Терешки кучера, обратимся к молодому нашему любовнику.(деепричастие+существительное+существмтельное+существительное+союз+существительное+существительное+существительное+глагол+предлог+прилагательное+прилагательное+местоимение+существительное) | ( побудительное ,невосклицательное, простое, односоставное, определённо-личное, распространенное, полное, осложнено обособленным обстоятельством , выраженным деепричастным оборотом) |
Табл. 1 Выборочный анализ синтаксических конструкций ; анализ частотности употребления частей речи (первый отрывок ,связанный с Машей)
Художественные средства, использованные в отрывке
Метель не утихала; ветер дул навстречу, как будто силясь остановить молодую преступницу. | И метель и ветер в контексте этого предложения ведут себя как живые олицетворённые герои произведения, следовательно мы можем говорить об олицетворении , применённом автором в предложении. |
На дороге сани дожидались их. | Дожидаться кого-либо могут только люди. В данном предложении использован такой художественный приём как метонимия (приём, основанный на замене одного понятия другим) |
Лошади, прозябнув, не стояли на месте; кучер Владимира расхаживал перед оглоблями, удерживая ретивых. | Пушкин скуп в представленном отрывке на яркие и красочные эпитеты, но в данном случае мы можем говорить о применении эпитета ,представленного субстантивированным существительным (слово ретивых играет роль именно эпитета –образного определения ,выраженного в данном случае субстантивированным словом) |
Он помог барышне и ее девушке усесться и уложить узлы и шкатулку, взял вожжи, и лошади полетели. | лошади полетели –метафора (слово полетели употреблено в переносном смысле) |
Испуганные глаза, бледное лицо, мутная мгла, желтоватая мгла | Эпитеты |
Небо слилось с землёю, мрак деревьев, | метафоры |
Мало-помалу деревья начали редеть… | плеоназм |
…а Жадрино было не видать; роще не было конца… | параллелизм конструкций |
…Владимир начал думать, припоминать-и уверился… | градация |
…пот катился градом, …упала без памяти,…поехал наудачу,…слёзы брызнули из глаз… | фразеологизмы |
Табл. 2 Художественные средства, использованные в отрывке
Выборочный анализ синтаксических конструкций ; анализ частотности употребления частей речи (второй отрывок, связанный с Владимиром)
Но едва Владимир выехал за околицу в поле, как поднялся ветер и сделалась такая метель, что он ничего не взвидел. (частица + наречие + существительное + глагол + предлог + существительное+ предлог+ существительное+ союз+ глагол+ существительное+ союз+ глагол+ местоимение+ существительное+ союз+ местоимение+ местоимение+ частица+ глагол) | (повествовательное, невосклицательное, сложное, с сочинительной и подчинительной связью) |
В одну минуту дорогу занесло; окрестность исчезла во мгле мутной и желтоватой, сквозь которую летели белые хлопья снегу; небо слилося с землею.(предлог+ числительное+ существительное+ существительное+ глагол;существительное+глагол+ предлог+ существительное+ прилагательное+ союз+ прилагательное+ предлог+ местоимение+ глагол+ прилагательное+ существительное+ существительное; существительное+ глагол+ предлог+ существительное) | (повествовательное, невосклицательное, сложное, с бессоюзной и подчинительной связью) |
Владимир очутился в поле и напрасно хотел снова попасть на дорогу; лошадь ступала наудачу и поминутно то взъезжала на сугроб, то проваливалась в яму; сани поминутно опрокидывались.(существительное+ глагол+ предлог+ существительное+ союз+ наречие+ глагол+ наречие+ глагол+ предлог+ существительное;существительное+ глагол+ наречие+ союз+ наречие+ союз+ глагол+ предлог+ существительное;существительное+ наречие+глагол) | (повествовательное, невосклицательное, сложное, бессоюзное) |
Но ему казалось, что уже прошло более получаса, а он не доезжал еще до Жадринской рощи.(частица, местоимение ,глагол+ союз+наречие+ глагол+ частица+ существительное+ союз+ местоимение+ частица+ глагол+наречие+ предлог+ прилагательное+ существительное) | (повествовательное, невосклицательное, сложное, с подчинительной и сочинительной связью) |
Прошло еще около десяти минут; рощи все было не видать. (глагол+ наречие+ предлог+ числительное+ существительное+ существительное+ частица+ глагол+ глагол) | (повествовательное, невосклицательное, сложное, бессоюзное) |
Владимир ехал полем, пересеченным глубокими оврагами.(существительное+глагол+ существительное+ причастие+ прилагательное+ существительное) | (повествовательное,невосклицательное,простое,двусоставное,полное,распространенное, осложнено обособленным определением) |
Метель не утихала, небо не прояснялось (существительное +частица+ глагол+ существительное+ частица+ глагол) | (повествовательное, невосклицательное, сложное, бессоюзное) |
Лошадь начинала уставать, а с него пот катился градом, несмотря на то, что он поминутно был по пояс в снегу.(существительное+ глагол+ глагол+ союз+ предлог+ местоимение+ существительное+ глагол+ наречие+ союз+местоимение+ наречие+ глагол+ предлог+ существительное+ предлог+существительное) | (повествовательное, невосклицательное, сложное, с сочинительной и подчинительной связью) |
Наконец он увидел, что едет не в ту сторону.(наречие+ местоимение+ глагол+ союз+ глагол+ частица+ предлог+ местоимение+существительное) | (повествовательное, невосклицательное, сложное, с подчинительной связью) |
Владимир остановился: начал думать, припоминать, соображать — и уверился, что должно было взять ему вправо. | (повествовательное,невосклицательное,простое,двусоставное,полное,распространенное) |
Он поехал вправо.(местоимение+ глагол+ наречме) | (повествовательное,невосклицательное,простое,двусоставное,полное,распространенное) |
Лошадь его чуть ступала.(существительное+ местоимение+ наречие+ глагол) | (повествовательное,невосклицательное,простое,двусоставное,полное,распространенное) |
Уже более часа был он в дороге. (частица+ частица+существительное+глагол+ местоимение+ предлог+существительное) | (повествовательное,невосклицательное,простое,двусоставное,полное,распространенное) |
Жадрино должно было быть недалеко. (существительное+ прилагательное+ глагол+ глагол+ наречие) | (повествовательное,невосклицательное,простое,двусоставное,полное,распространенное) |
Но он ехал, ехал, а полю не было конца. (союз+ местоимение+ глагол+ глагол+ союз+ существительное+ частица+ глагол+ существительное) | (повествовательное, невосклицательное, сложное, с сочинительной связью) |
Всё сугробы да овраги; поминутно сани опрокидывались, поминутно он их подымал. (частица+ существительное+ союз+ существительное; наречие+ существительное+ глагол+ наречие+ местоимение+ местоимение+ глагол) | (повествовательное, невосклицательное, сложное, с бессоюзной связью) |
Время шло; Владимир начинал сильно беспокоиться. (существительное+ глагол+ существительное+ глагол+ наречие+ глагол) | (повествовательное, невосклицательное, сложное, с бессоюзной связью) |
Наконец в стороне что-то стало чернеть. (наречие+предлог+ существительное+ местоимение+ глагол+глагол) | (повествовательное,невосклицательное,простое,двусоставное,полное,распространенное) |
Владимир поворотил туда. (существительное+глагол+ наречие) | (повествовательное,невосклицательное,простое,двусоставное,полное,распространенное) |
Приближаясь, увидел он рощу. (деепричастие+ глагол+ местоимение+ существительное) | (повествовательное, невосклицательное, простое, с бессоюзной связью) |
Слава богу, подумал он, теперь близко. (междометие+ глагол+ местоимение+ наречие+ наречие) | (повествовательное, невосклицательное, сложное, с бессоюзной связью) |
Он поехал около рощи, надеясь тотчас попасть на знакомую дорогу или объехать рощу кругом: Жадрино находилось тотчас за нею. ( местоимение+ глагол+ предлог+ существительное+ деепричастие+ наречие+ глагол+ предлог+ прилагательное+ существительное+ союз+ глагол+ существительное+ наречие: существительное+ глагол+ наречие+ предлог+ местоимение) | (повествовательное, невосклицательное, сложное, с бессоюзной связью) |
Скоро нашел он дорогу и въехал во мрак дерев, обнаженных зимою. (наречие+глагол+ местоимение+ существительное+ союз+ глагол+ предлог+ существительное+ существительное+ причастие+ существительное) | (повествовательное,невосклицательное,простое,двусоставное,полное,распространенное, осложнено однородными сказуемыми, обособленным определением) |
Ветер не мог тут свирепствовать; дорога была гладкая; лошадь ободрилась, и Владимир успокоился.(существительное+ частица+ глагол+ наречие+ глагол; существительное+ глагол+ прилагательное+; существительное+ глагол+ союз+ существительное+глагол) | (повествовательное, невосклицательное, сложное, с бессоюзной связью, с сочинительной связью) |
Но он ехал, ехал, а Жадрина было не видать; роще не было конца.( частица+ местоимение+ глагол+ глагол+смоюз+ существительное+ глагол+ частица+ глагол+ существительное+ частица+ глагол+ существительное) | (повествовательное, невосклицательное, сложное, с сочинительной и бессоюзной связью) |
Владимир с ужасом увидел, что он заехал в незнакомый лес.(существительное+предлог+ существительное+глагол+ союз+ местоимение+ глагол+ предлог+ прилагательное+ существительное) | (повествовательное, невосклицательное, сложное, с подчинительной связью) |
Отчаяние овладело им.(существительное+ глагол+ местоимение) | (повествовательное,невосклицательное,простое,двусоставное,полное,распространенное) |
Он ударил по лошади; бедное животное пошло было рысью, но скоро стало приставать и через четверть часа пошло шагом, несмотря на все усилия несчастного Владимира. ( местоимение+глаголпредлог+существительное; прилагательное+ существительное+ глагол+ глагол+наречие+ союз+ наречие+ глагол+ глагол+ союз+ предлог+числительное+ существительное+ глагол+ наречие+ предлог+ местоимение+ существительное+ прилагательное+ существительное)) | (повествовательное, невосклицательное, сложное, с бессоюзной, сочинительной и подчинительной связью связью) |
Мало-помалу деревья начали редеть, и Владимир выехал из лесу; Жадрина было не видать.(наречие+ существительное+ глагол+глагол+ союз+ существительное+ глагол+ предлог+ существительное; существительное+ глагол+частица+ глагол) | (повествовательное, невосклицательное, сложное, с сочинительной и бессоюзной связью связью) |
Должно было быть около полуночи. (прилагательное+ глагол+ глагол+ предлог+ существительное) | (повествовательное,невосклицательное,простое,односоставное,полное, распространенное) |
Слезы брызнули из глаз его; он поехал наудачу.(существительное+ глагол+ предлог+ существительное+ местоимение;местоимение+ глагол+наречие) | (повествовательное, невосклицательное, сложное, бессоюзное) |
Табл. 3Выборочный анализ синтаксических конструкций ; анализ частотности употребления частей речи (второй отрывок, связанный с Владимиро
Выборочный анализ синтаксических конструкций ; анализ частотности употребления частей речи (второй отрывок, связанный с Бурминым)
— В начале 1812 года, — сказал Бурмин, — я спешил в Вильну, где находился наш полк.(предлог+числительное+ существительное+глагол+ существительное+местоимение+ глагол+ предлог+ существительное+ наречие+ глагол+ местоимение+ существительное) | Начало диалога. |
Приехав однажды на станцию поздно вечером, я велел было поскорее закладывать лошадей, как вдруг поднялась ужасная метель, и смотритель и ямщики советовали мне переждать.(деепричастие, наречие+ предлог+ существительное+ наречие+ наречие+ местоимение+ глагол+ глагол+глагол+наречие+глагол+существительное+союз+наречие+ глагол+ прилагательное+ существительное+ союз+ существительное+союз+ существительное+ глагол+ местоимение+ глагол) | (повествовательное, невосклицательное, сложное, с подчинительной и сочинительной связью) |
Я их послушался, но непонятное беспокойство овладело мною; казалось, кто-то меня так и толкал. (местоимение+местоимение+глагол+союз+прилагательное+ существительное+ глагол+ местоимение; глагол+ местоимение+ местоимение+ наречие+ союз+ глагол) | (повествовательное, невосклицательное, сложное, с с сочинительной и бессоюзной связью связью) |
Между тем метель не унималась; я не вытерпел, приказал опять закладывать и поехал в самую бурю. (предлог+ местоимение+ существительное+ частица+ глагол+ местоимение+ частица+ глагол+ глагол+ наречие+глагол+ союз+ глагол+ предлог+ местоимение+ существительное) | (повествовательное, невосклицательное, сложное, с бессоюзной связью) |
Ямщику вздумалось ехать рекою, что должно было сократить нам путь тремя верстами. (существительное+ глагол+ глагол+ существительное+ местоимение+ прилагательное+ глагол+ глагол+ местоимение+ существительное+ числительное+ существительное) | (повествовательное, невосклицательное, сложное, с подчинительной связью) |
Буря .(существительное) | ( повествовательное, невосклицательное, простое, односоставное, назывное,полное, нераспространенное) |
Берега были занесены; ямщик проехал мимо того места, где выезжали на дорогу, и таким образом очутились мы в незнакомой стороне.(существительное+ глагол+ причастие+ существительное+ глагол+ предлог+ местоимение+ существительное+ наречие+ глагол+ предлог+ существительное+союз+ местоимение+ наречие+ глагол+ местоимение+ предлог+ прилагательное+ существительное) | (повествовательное, невосклицательное, сложное, с бессоюзной связью, с подчинительной и сочинительной связью) |
Мы приехали в деревню; в деревянной церкви был огонь.(местоимение+ глагол+предлог+ существительное+ предлог+ прилагательное+ существительное+ глагол+ существительное) | (повествовательное, невосклицательное, сложное, с бессоюзной связью) |
Церковь была отворена, за оградой стояло несколько саней; по паперти ходили люди.(существительное+ глагол+ причастие+ предлог+ существительное+ глагол+ местоимение+ существительное+ предлог+ существительное+ глагол+ существительное) | (повествовательное, невосклицательное, сложное, с бессоюзной связью) |
«Сюда! сюда!» — закричало несколько голосов.(наречие+ наречие+ глагол+ местоимение+существительное) | Предложение с прямой речью |
Я велел ямщику подъехать.(местоимение+глагол+существительное+глагол) | ( повествовательное, невосклицательное, простое, двусоставное, ,полное, распространенное) |
«Помилуй, где ты замешкался? — сказал мне кто-то, — невеста в обмороке; поп не знает, что делать; мы готовы были ехать назад. Выходи же скорее».(глагол+ наречие+ местоимение+ глагол+ глагол+ местоимение+ местоимение+существительное+предлог+ существительное;существительное+частица+ глагол+ союз+ глагол+ местоимение+ прилагательное+ глагол+глагол+наречие) | Предложение с прямой речью |
Я молча выпрыгнул из саней и вошел в церковь, слабо освещенную двумя или тремя свечами.(местоимение+ наречие+ глагол+ предлог+ существительное+ наречие+ причастие+ числительное+ союз+ числительное+ существительное) | ( повествовательное, невосклицательное, простое, двусоставное,полное, распространенное, осложненное обособленным определением) |
Девушка сидела на лавочке в темном углу церкви; другая терла ей виски. (существительное+ глагол+ предлог+ существительное+ предлог+ прилагательное+ существительное+ существительное+ местоимение+ глагол+ местоимение+ существительное) | (повествовательное, невосклицательное, сложное, с бессоюзной связью) |
«Слава богу, — сказала эта, — насилу вы приехали. Чуть было вы барышню не уморили».(междометие+ глагол+ местоимение+ наречие+ местоимение+ глагол+ частица+ глагол+ местоимение+ существительное+ частица+глагол) | Предложение с прямой речью |
Старый священник подошел ко мне с вопросом: «Прикажете начинать?» — «Начинайте, начинайте, батюшка», — отвечал я рассеянно.(прилагательное+существительное+глагол+предлог+местоимение+предлог+ существительное+глагол+ глагол+глагол+глагол+ существительное+ глагол+ местоимение+наречие) | Предложение с прямой речью |
Девушку подняли.(существительное+глагол) | ( повествовательное, невосклицательное, простое,односоставное,неопределенно-личное, полное, распространенное) |
Она показалась мне недурна... (местоимение+ глагол+ местоимение+ прилагательное) | ( повествовательное, невосклицательное, простое, двусоставное, ,полное, распространенное) |
Непонятная, непростительная ветреность... я стал подле нее перед налоем; священник торопился; трое мужчин и горничная поддерживали невесту и заняты были только ею. | (повествовательное, невосклицательное, сложное, с бессоюзной связью) |
Нас обвенчали. | ( повествовательное, невосклицательное, простое,односоставное,неопределенно-личное, полное, распространенное) |
«Поцелуйтесь», — сказали нам. | Предложение с прямойркчью |
Жена моя обратила ко мне бледное свое лицо.(существительное+ местоимение+ глагол+ предлог+ местоимение+ прилагательное + местоимение+ существительное) | ( повествовательное, невосклицательное, простое, двусоставное, ,полное, распространенное) |
Я хотел было ее поцеловать...(местоимение+ глагол+ глагол+ местоимение+ глагол) | ( повествовательное, невосклицательное, простое, двусоставное, ,полное, распространенное) |
Она вскрикнула: «Ай, не он! не он!» — и упала без памяти.(местоимение+ глагол+ междометие+ частица+ местоимение++ частица+ местоимение+ союз+ глагол+ предлог+ существительное) | Предложение с прямой речью |
Свидетели устремили на меня испуганные глаза.(существительное+ глагол+ предлог+ местоимение+ отглагольное прилагательное+ существительное) | ( повествовательное, невосклицательное, простое, двусоставное, ,полное, распространенное) |
Я повернулся, вышел из церкви безо всякого препятствия, бросился в кибитку и закричал: «Пошел!»(местоимение+ глагол+ глагол+ предлог+ существительное+ предлог+ местоимение+ существительное+ глагол+ предлог+ существительное+ союз+ глагол+ глагол) | Предложение с прямой речью |
Табл. 4 Выборочный анализ синтаксических конструкций ; анализ частотности употребления частей речи (второй отрывок, связанный с Бурминым)
Выводы | 1.Проанализировано порядка шестидесяти предложений . Большая часть предложений является сложными синтаксическими конструкциями. В проанализированных предложениях имеются различные способы связи простых предложений в составе сложного предложения. Но чаще всего автор использует бессоюзную связь как основной способ связи простых предложений в составе сложных синтаксических конструкций. Использование бессоюзия позволяет передать стремительность, неожиданность воспроизводимых событий. Данный текст может являться интересным практическим материалом при изучении постановки различных знаков препинания ,а именно: запятой, точки с запятой, двоеточия, тире. На примере этого текста можно проследить различные функции знаков препинания. 2.Текст представляется важным и интересным с точки зрения морфологии. В приведённых отрывках встретилось: Существительных-159; Прилагательных-18; Местоимений-69; Глаголов-155; Наречий-42; Деепричастий-5; Причастий-6; Предлоги-42; Союзы-41; Частицы-24. В каждом из отрывков имеются междометия. То есть в тексте представлен полный спектр разных частей речи. Первое место по частотности употребления имеют имена существительные и глаголы. Пушкин не использует обилия ярких красочных эпитетов в процессе изображения художественных образов метели. Это в очередной раз наталкивает нас на мысль ,что автор изображает через силы простых природных явлений величие провидения, так называемую судьбу и рок. Мы можем восхищаться падающим снегом ,звёздами и небом. Но восхищаться тем, что стоит выше нашего бытия не дано. Перед тайной человеческого бытия человек испытывает страх и некоторую растерянность. В тексте представлены эпитеты, метафоры, олицетворения, лексические повторы, плеоназм. |
Браво, Феликс!
Будьте как солнце!
Загадочная система из шести экзопланет
Попробуем на вкус солёность моря?
Лепесток и цветок