По истории Древнего мира изучается: общее знакомство с историей как наукой, системой летоисчесления, с первообытнообщинным строем жизни древних людей,древние государства: Египет, Месопотамия, Финикия, Палестина, Ассирия, Персия, Индия, Китай, Греция и Рим. Ученики 4 класса должны не просто выучить крупнейшие события древней всемирной истории, но и понимать их роль в истории. Проблемой стало изучение и запоминание большого количества информации по истории древних цивилизаций, поэтому я стала искать способы ее изучения.
Ученым известно, что ещё в древнем мире игра использовалась как одна из форм обучения. Все обдумав, я решила предложить своему классу учить историю играя.
Вложение | Размер |
---|---|
proekt_izuchenie_istorii_drevnego_egipta_cherez_igry.doc | 465 КБ |
Городское соревнование юных исследователей
«Шаг в будущее. Юниор»
«Изучение истории Древнего Египта через игры»
Автор: Фоминых Анастасия Алексеевна Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение Сургутскиий естественно-научный лицей, 4 Б (г) класс | |
Научный руководитель: Масликова Оксана Сергеевна, учитель начальных классов, Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение Сургутскиий естественно-научный лицей |
2015 г.
Оглавление
Введение …………………………………………………………………… | стр. 3 | |
Глава 1 | Настольные игры………………………………………………… | стр. 4 |
1.1 | История возникновения развития настольных игр | стр. 4 |
1.2 | Классификация и структура современных настольных игр | стр. 6 |
Глава 2 | Практическая работа по созданию настольной игры «Загадки фараона» ……………………………………………………….. | стр. 9 |
2.1 | Этапы работы над созданием настольной игры «Загадки фараона»…..................................................................................... | стр. 9 |
2.2 | Описание настольной игры «Загадки фараона»……………… | стр. 10 |
2.3 | Апробация и отзывы о настольной игре «Загадки фараона»… | стр. 11 |
Заключение…………………………………………………….. | стр. 12 | |
Информационные источники………………………………….. | стр. 13 | |
Приложение…………………………………………………… | стр. 14 |
Введение
История в начальной школе - предмет трудный. Надо не просто знать факты, даты, имена. История часто ставит вопрос – почему именно так произошло, учит сравнивать, обобщать. В начальной школе мы изучаем этот предмет отдельным курсом или в составе курса «Окружающий мир».
По истории Древнего мира изучается: общее знакомство с историей как наукой, системой летоисчесления, с первообытнообщинным строем жизни древних людей,древние государства: Египет, Месопотамия, Финикия, Палестина, Ассирия, Персия, Индия, Китай, Греция и Рим. Ученики 4 класса должны не просто выучить крупнейшие события древней всемирной истории, но и понимать их роль в истории. Проблемой стало изучение и запоминание большого количества информации по истории древних цивилизаций, поэтому я стала искать способы ее изучения.
Ученым известно, что ещё в древнем мире игра использовалась как одна из форм обучения. Все обдумав, я решила предложить своему классу учить историю играя.
Темой моей работы является «Изучение истории Древнего Египта через игры».
Объект исследования: настольные игры
Предмет исследования: история Египта.
Цель исследования: изучение исторической информации учащимися 4 классов с помощью игровой деятельности, настольных игр.
Я поставили перед собой следующие задачи:
Основные методы исследования: сравнение, сопоставление, классификация, наблюдение, моделирование.
Практическая значимость проекта - в создании настольной игры «Загадки фараона».
Актуальность проекта заключается в выборе оригинальной, интересной и модной формы познания культуры и истории Древнего Египта – настольной игры-викторины.
Глава 1 Настольные игры
Не секрет, что все дети любят играть. Особой популярностью сейчас пользуются настольные игры. Уже доказано, что дети, которые играют в игры:
Так думают взрослые, а нам, детям, просто хочется играть. И, поэтому, мы решили придумать свою собственную игру.
1.1. История возникновения развития настольных игр
Строгого определения настольной игры не существует. Обычно к этой категории относят игры, состоящие в манипуляциях с относительно небольшим набором предметов, которые можно целиком разместить на столе и/или в руках играющих. Такие игры могут вестись в небольшом закрытом помещении, в поезде или другом транспортном средстве. Игроки в таких играх, как правило, могут оставаться на одном месте, им не требуется активно перемещаться. Чаще всего настольные игры рассчитаны на несколько человек, хотя есть и исключения, например пазлы.
Увлечение настольными играми, в которые, впрочем, играли не только на столе, но и на земле, и на полу, первоначально возникло как забава для элиты Римской империи, а затем распространились по всей Европе благодаря римским легионам.
Итак, вот некоторые вехи в истории настольных игр мира:
3-4 тысячи лет до нашей эры: Самой древней настольной игрой считается сенет. Развлечение это было популярно еще 4000 лет до нашей эры в Древнем Египте и по своим правилам напоминало шашки.
Три тысячи лет до нашей эры были изобретены игральные кости, а вместе с ними и знаменитые нарды. В это время в Индии уже играли в игру шашечного типа чаупар.
2 тысячелетие до нашей эры: Го и Го-моку — игры шашечного типа, в которых фишки не передвигаются по доске, а лишь выставляются и убираются с неё.
Многие классики и военные деятели поклонялись шашкам. Это игра, которая развивает логику и стратегию. Великие Пушкин, Державин, Лев Николаевич Толстой были ее приверженцами. Полководцы Суворов и Наполеон тоже увлекались шашками.
V век: В истории настольных игр ознаменован появлением первой игры шахматного типа. В Индии тогда появилась игра чатуранга, напоминающая современные шахматы.
XII век: Стал одним из важнейших в истории развития настольных игр. Именно этим веком датированы первые найденные игральные карты. Найдены они были на востоке.
XVIII век: В эту пору из Азии в Европу привозят домино. Первой страной, где полюбилась эта игра мозаичного типа, стала Италия.
1870 год стал годом игры маджонг. Приблизительно в этом году в Китае зарождается знаменитая азартная игра с применением игральных костей.
1880 год: В этом году в Великобритании изобретают знаменитую игру реверси (настольная игра шашечного типа на доске 8*8 клеток).
1934 год: В этом году Чарльз Дэрроу явил миру знаменитую монополию. Это была экономическая настольная игра.
1938 год: Придумана знаменитая игра "Скрэббл". В России она более известна как "Эрудит".
Игра “Мафия” придумана весной 1986 года, в 1998 году игра “Мафия” и ее европейский прототип — игра “Убийца”.
1.2. Классификация и структура современных настольных игр
Возможны различные способы классификации настольных игр.
По типу используемых предметов:
3.Игры миниатюры - солдатики, «железная дорога»;
4.Игры с карандашом и бумагой - Крестики-нолики, Морской бой;
5.Настольные игры с игровым полем - шахматы, шашки, нарды, мельница;
6.Игры, основанные на узоре и плитках - маджонг, домино;
7.Ролевые игры — мафия;
8.Словесные игры — контакт.
В свою очередь игры перечисленных типов могут дальше подразделяться по особенностям оформления и механизма игры.
Полной классификации не существует, но обычно в каждом классе имеется несколько широко известных, различающихся по механизму игр, таких, что остальные можно рассматривать как их варианты.
По количеству игроков:
1.Для одного игрока (карточные пасьянсы, пасьянс маджонг, пазлы).
2.Для фиксированного числа игроков. Существует большое количество различных логических и азартных игр, в которые играют два игрока, один против другого (шахматы, шашки, го, нарды). Ряд игр требует строго определённого количества игроков, большего двух. В домино могут играть от 2 до 4 человек, в маджонг - 4 или 3, в зависимости от выбранного набора правил.
3.Для произвольного количества игроков. Это ряд карточных и большинство имитационных игр. Здесь количество игроков может колебаться от двух до некоторого верхнего предела.
По степени кооперации игроков:
1.Каждый за себя. Все остальные участники игры являются соперниками игрока, он выигрывает или проигрывает единолично (шахматы, преферанс).
2.Команда на команду. Игроки изначально сгруппированы в команды, которых может быть две или более. Участвует в игре каждый из игроков единолично, соперничающими сторонами являются команды (бридж).
3.Коалиционные игры. Игра начинается как «каждый за себя», но по ходу действия игроки могут самостоятельно объединяться в группы (коалиции) и действовать совместно.
4.Кооперативные игры: игроки играют на общий результат — вместе выигрывают или проигрывают. Примеры: Пандемия, Ханаби.
По динамике:
1.Пошаговые. Игроки делают ходы в определённой последовательности, заданной правилами. Игрок может сколько угодно обдумывать очередной ход. Исход зависит от правильности хода, а не от скорости и быстроты реакции. Пример — Цивилизация Сида Мейера.
2.Динамические. Ходы делаются по желанию игроков. Игрок может не успеть сделать ход, поспешить с ходом. Исход игры зависит не только от правильности действий, но и от реакции, быстроты действий и правильного выбора (лото).
Разделение на динамические и пошаговые игры не абсолютно, есть игры с элементами того и другого подхода.
По характеру игры:
1.Интеллектуальные (логические, стратегические) игры. Игры, где успех игрока определяется его способностью правильно проанализировать игровую ситуацию и сделать верный ход.
2.Азартные. Игры, в которых на результат влияет случайный фактор. Роль случайности может быть полностью определяющей, но может быть и ограничена.
3.Игры на физические способности. На результат влияет реакция, скорость движений, координация. Пример - бирюльки или Микадо, Жульбак.
По начальной позиции:
1.Игры с неизменной начальной позицией. Любая партия начинается в одних и тех же условиях для каждого из игроков. (Классические шахматы, го).
2.Игры со случайной начальной позицией. Начальная позиция формируется с помощью какого-либо случайного процесса или выбирается случайным образом (Шахматы-960, практически все карточные игры). Начальная позиция зависит от игроков («Морской бой», «Стратего»).
С точки зрения математики
1.Игры с полной информацией, те в которых в каждый момент времени каждый из игроков знает все возможности хода как за себя, так и за всех противников, и обладает исчерпывающей информацией о состоянии игрового поля и порядке, в котором будут делаться дальнейшие действия игроками. К этим играм относятся шахматы, го, рэндзю, шашки, тогуз коргоол.
2.Игры с неполной информацией - те, в которых хотя бы один игрок, хотя бы ограниченное время располагает информацией об игре, которой нет у хотя бы у одного из его соперников. К таким играм относится, игры с костями и подавляющее большинство карточных игр.
По содержанию:
1.Абстрактные. Игры, прямо не связанные с реальной жизнью. Иногда возможно провести какие-то аналогии между игрой и реальными жизненными ситуациями, но прямой моделью реальности игра не является. 2.Имитационные. Игра более или менее достоверно моделирует определённый реальный процесс, ситуацию, событие. Игры, в которых имитируются реальные события в вымышленном мире ( Warhammer 40000). В свою очередь, имитационные игры можно далее разделить по тематике:
2.1.Экономические конкурентные - моделирующие экономическое соревнование, борьбу за рынок, освоение территории и прочее.
2.2.Экономические управленческие - моделирующие некоторый объект управления (город, территорию, страну), которой необходимо управлять для достижения заданных социально-экономических результатов.
2.3.Военные стратегические - моделирующие военное столкновение в масштабах войны в целом.
2.4.Военные тактические - моделирующие военное столкновение в масштабе конкретного боя, сражения на ограниченной территории.
По области использования:
1.для досуга, развлечения;
2.для общения, коммуникации;
3.азартные, соревновательные;
4.головоломки, для разминки мозгов;
5.обучающие, тренинговые, образовательные.
Глава 2 Практическая работа по созданию настольной игры «Загадки фараона»
2.1. Этапы работы над созданием настольной игры «Загадки фараона»
Над созданием игры мы работали два месяца.
На одном из занятий мы принесли из дома разные настольные игры. Сначала мы рассмотрели, что находится в коробках. Обсудив это в группах, мы пришли к выводу, что почти каждая игра содержит:
Потом мы играли в эти игры, обращая внимание на условия игры.
После этого, мы начали работать в группах. Опираясь на задание – придумать игру про Древний Египет, учитывая все составляющие настольной игры.
Мы много думали, спорили, обсуждали. Потом каждая группа защищала свой проект игры. Но, все же, мы остановились на одном из вариантов.
2.2. Описание настольной игры «Загадки фараона»
Следуя приведенной классификации, игра «Загадки фараона» характеризуется следующим образом:
Виктори́на — игра, заключающаяся в ответах на устные или письменные вопросы из различных областей знания.
В нашем случае – это вопросы по истории и культуре Древнего Египта.
Название игры: «Загадки фараона»
Цель игры – правильно отвечая на вопросы, нужно быстрее других игроков дойти до пирамиды и забрать сокровища фараона.
Содержимое игры: коробка, папирус с условиями игры, папирус с правильными ответами, 45 свитков с вопросами, 4 разноцветные фишки в форме пирамиды, игровое поле, кубик, мешочек для свитков с вопросами (приложение 3).
Условия игры:
Побеждает тот игрок, который быстрее других игроков сможет дойти до пирамиды и забрать сокровища фараона.
2.3. Апробация и отзывы о настольной игре «Загадки фараона»
Предлагаемая игра была апробирована в 4 и 5 классах МБОУ Сургутского естественно - научного лицея. Игра была проведена 4 раза во время занятий по внеурочной деятельности «Я – исследователь». На одну из игр были приглашены обучающиеся 5 классов.
Отзыв учителя: О.С. Масликовой: «Игра очень заинтересовала детей. Они внимательно слушали правила игры и усвоили их с первого раза. Данная игра развивает внимание и сообразительность. Дети с увлечением проходили все этапы игрового поля. Когда игра закончилась, дети выразили желание как можно чаще проводить подобные игры».
Отзывы учеников 4 и 5 классов: «Игра замечательная, правила понятные. Отдельно хочется сказать об оформлении игры – каждый ее компонент выполнен на «отлично»».
«Настольная игра «Загадки фараона» позволяет интересно провести время в компании. Она развивает тактическое и стратегическое мышление, логику. Это прекрасное средство для обучения, развития и развлечения ребенка. «Лёгкая и увлекательная игра, отлично подходящая как для семейного круга, так и для весёлой дружеской компании».
По результатам освоения темы «История Древнего мира» мы провели интеллектуальную игру: Брейн – ринг - «Человек и человечество» среди 4 классов. Наш класс оказался лучшим, мы победили.
Заключение
В заключении хочется отметить, что мы провели много часов за придумыванием настольной игры «Загадки фараона». Разработанная нами игра помогла в изучении истории Древнего Египта.
Для изучения других исторических тем наша игра может варьироваться. Стоит лишь поменять игровое поле и интеллектуальную составляющую.
Надеемся, что, играя в эту игру, узнавая о Древне Египте много интересных фактов, у всех ребят из нашего класса по истории Древнего мира в 5 классе будут отметки только «5»!
Информационные источники
Приложение 1
Игра в сенет
Приложение 2
Вопросы к настольной игре
№ | Вопрос | Источник | Ответ |
1 | На каком континенте располагался Древний Египет? | 18 | Африка |
2 | Как называлась столица Египетского государства в древности? | 8 | Мемфис |
3 | Кто такой фараон? | 10 | «Повелитель обеих земель» (Верхнего и Нижнего Египта) |
4 | Какой фараон построил самую высокую пирамиду? | 8 | Хеопс |
5 | Правда ли, что у фараона могло быть 2 гробницы? | 19 | Да |
6 | В каком веке было открыто 118 гробниц? | 19 | В начале 21 века нашей эры |
7 | По свидетельствам Геродота, при строительстве пирамиды принимали участие 10000 или 100000 человек? | 19 | 100 тысяч человек |
8 | Назовите священных животных Древнего Египта | кошка, крокодил, жук скарабей и др. | |
9 | Почему у мумии нет мозга? | 18 | Все внутренние органы и мозг вынимали из тела умершего человека перед мумифицированием |
10 | Кто такие египтологи? | 18 | Ученые, которые изучают Древний Египет |
11 | Какова высота самой высокой пирамиды? | 4 | 150 м (50-этажный дом) |
12 | Как звали самую красивую и умную царицу Египта, жену фараона Эхнатона? | 5 | Нефертити |
13 | Как египтяне называли бога Солнца? | 8 | Ра, Амон-Ра, Амон |
14 | Боялись ли египтяне мумий? | Нет | |
15 | Какие моря омывают Египет? | Красное море, Средиземное море | |
16 | Как называли свою страну в древности египтяне? | 12 | «Черная земля» |
17 | Как назывались знаки, которыми писали египтяне в древности? | 8 | Иероглифы |
18 | Какая одна из самых больших рек в мире протекает в Египте? | 8 | Нил |
19 | Правда ли, что, несмотря на то, что в Древнем Египте была сильная жара и множество пустынь, были высокие урожаи, способные прокормить народ. | 8 | Да |
20 | Какого цвета была корона царя Южного Египта? | 8 | Белая |
21 | Какого цвета была корона царя Северного Египта? | 8 | Красная |
22 | Какого цвета была корона фараона? | 20 | Бело-красная |
23 | Почему каменные гробницы вельмож украшали надписями, рисунками и рельефами? | 8 | Египтяне верили, что все нарисованное и высеченное из камня чудесным образом может ожить. Поэтому изображали все, что пригодится после смерти. |
24 | Из какого металла было оружие воинов фараона? | 8 | Бронза |
25 | Как назывались «жилища» богов? | 8 | храм |
26 | Как назывались служители богов? | 8 | жрецы |
27 | Кому поклонялись в древности египтяне? | 8 | Животным, птицам, насекомым |
28 | Что такое «мумия»? | 8 | Тело умершего, которое высушивали, пропитывали смолой и обматывали тонкими бинтами. |
29 | Как выглядит сфинкс? | 8 | Тело льва и голова человека или барана. |
30 | Назовите одно из чудес света, расположенное в Египте. | 8 | Пирамиды |
31 | Какой памятник называют «каменная игла фараона»? | 8 | Обелиск |
32 | Бывают ли мумии крокодилов? | 8 | Да. Египтяне боялись крокодилов и почитали их как богов. |
33 | Как называется материал, похожий на бумагу? | 8 | Папирус |
34 | Какие профессии получал выпускник древнеегипетской школы? | 8 | Школа готовила писцов и жрецов. |
35 | Как звали самую красивую последнюю царицу Египта из династии Птолемеев? | 9 | Клеопатра |
36 | Когда в Древнем Египте праздновали Новый год? | 13 | В Древнем Египте Новый год отмечали во время разлива Нила, когда восходила священная звезда Сириус |
37 | Что значит этот иероглиф? | 14 | Вода |
38 | Что значит этот иероглиф? | 14 | Рыба |
39 | Как использовали математические знания в Древнем Египте? | 15 | Математика использовалась в быту для счета предметов, в астрономии, мореплавании, землемерии, при строительстве зданий, пирамид, плотин, каналов и военных укреплений |
40 | Как называется древнеегипетская настольная игра? | 16 | Сенет – древнейшая игра с передвижением фишек на доске. |
41 | Из чего в древности делали мячи для спортивных игр? | 17 | Их делали из папируса, мотков веревки или лоскутов ткани, кожи. Мячи наполняли соломой или шерстью. |
42 | Какие здания в Сургуте имеют в конструкции стеклянную пирамиду? | Офис ОАО «Тюменьэнерго», РК «Вавилон», ТЦ «Мир» по ул. Ленина | |
43 | Как называется Образцовый детский коллектив Театр костюма Сургутского естественно-научного Лицея? | «Клеопатра» | |
44 | В названии каких магазинов Сургута можно прочесть влияние Древнего Египта? | «Фараон», «Изида», «Клеопатра» | |
45 | На каком животном любят кататься туристы в Египте? | Верблюд |
Приложение 3
Игровое поле
Мать-и-мачеха
Тигрёнок на подсолнухе
Рисуем пшеничное поле гуашью
Карандаши в пакете
Калитка в сад